Научная статья на тему 'Роль В. Д. Лебедева в становлении и развитии эвенской литературы'

Роль В. Д. Лебедева в становлении и развитии эвенской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Винокурова Антонина Афанасьевна

Рассматривается творческая деятельность эвенского поэта Василия Дмитриевича Лебедева и его влияние на становление и развитие эвенской литературы. Сделана попытка обобщения литературоведческих анализов на исследовании предшествующих работ о поэзии В.Лебедева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль В. Д. Лебедева в становлении и развитии эвенской литературы»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №2

УДК 821.512.211.09

Роль В. Д. Лебедева в становлении и развитии эвенской литературы*

А.А. Винокурова

Рассматривается творческая деятельность эвенского поэта Василия Дмитриевича Лебедева и его влияние на становление и развитие эвенской литературы. Сделана попытка обобщения литературоведческих анализов на исследовании предшествующих работ о поэзии В.Лебедева.

The subject of the article is creative activity of the Even poet Vassily Dmitrievich Lebedev and his influence on forming and development of the Even literature. It presents an attempt to summarize previous critical analyses of V. Lebedev's poetry.

Роль В.Д. Лебедева в становлении и развитии эвенской литературы можно рассматривать в двух аспектах: как организатора литературного творчества на эвенском языке, второй как творческой личности - поэта, носителя эвенского языка.

Василий Лебедев внес ощутимый вклад в дело становления и развития литературы малых народов Севера. Он был членом Совета по работе с молодыми писателями народностей Крайнего Севера Якутии, неоднократно избирался делегатом писательских съездов и форумов страны. Особое внимание уделял работе с творческой молодежью. Им отредактировано и составлено семнадцать сборников эвенских писателей и поэтов [9].

Являясь членом комиссии по литературам Севера и Дальнего Востока при Союзе писателей РСФСР, Василий Дмитриевич был на протяжении многих лет руководителем Всероссийских семинаров молодых писателей Севера, проводимых Союзом писателей РСФСР в Малеевке (1977), Ялте (1980), Якутске. Им были написаны литературно-критические и публицистические статьи о жизни и быте эвенов, проблеме оленеводства, о литературе народов Севера [8|.

С именем Василия Дмитриевича Лебедева «можно связать новый виток восхождения литератур - это современный этап развития литератур народов Севера в 60-е годы», - отмечает В.Б. Окорокова. Расцвет литератур прослеживается в их жанровом разнообразии, в постановке и решении острых проблем современности, в худо-

ВИНОКУРОВА Антонина Афанасьевна - ученый секретарь Арктического государственного института культуры и искусств, ст. преподаватель ФЛФ ЯГУ. ♦Статья принята к печати 28 ноября 2006 г.

жсствснных поисках воплощения времени и характера современника, передаче мироощущения и мировосприятия человека Севера [9]. В сборник материалов VI пленума правления Союза писателей РСФСР (1976) вошла статья Василия Лебедева «Умение ценить добро», в которой дастся подробный анализ творчества писателей и поэтов из среды эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей, отмечен выход второй части романа юкагирского писателя Семена Курилова «Новые люди», сборника А.Кривошапкина «ДодордоИуу ртуИулгэтэ» («Стойбище дружбы») на якутском языке, сборника стихов Улуро Адо (юкагирского поэта) на русском и якутском языках, кроме этого поставлена проблема издания оригинальных произведений для внеклассного чтения в национальных школах.

В сборник «Новые горизонты якутской литературы», основой которого послужили материалы пленума правления Союза писателей РСФСР (июнь 1975 г), была включена статья В. Лебедева о литературе народов Крайнего Севера. В этой статье он пишет, что «литература северян прогрессирует не только количественно, но и претерпевает новые качественные изменения», дает небольшой, но емкий обзор развития эвенской литературы, отмечает появление новых имен, таких, как Афанасий Черканов, Григорий Семенов, которые писали на эвенском языке [7].

Роль В.Д. Лебедева как творческой личности, поэта, носителя эвенского языка раскрывается в содержательном анализе его произведений.

Творчество эвенского поэта Василия Лебедева стало неотъемлемой частью не только эвенской литературы, но и всей многонациональной литературы России. В.Д. Лебедев в первых же своих стихах обратился к фольклорному насле-

ВИНОКУРОВА

дию своего народа. Его поэтический герой вмчэни - герой эвенских нимкаланов. Для литературоведения конца XX века характерен возросший интерес к проблемам генезиса поэтических форм, его исторической и культурной обусловленности [10]. Лучшие произведения эвенских писателей и поэтов - Н.С. Тарабукина, П. А. Ламутского, В.Д. Лебедева, A.B. Кривошапкина, B.C. Ксймстинова и других - берут истоки из устного народного творчества. Первый сборник В. Лебедева назван именем героя эвенской легенды «вмчэни», в котором эта легенда была представлена в жанре поэмы. В построении поэмы автор придерживается фольклорного нимкана: сё структура имеет песни с запевами. Данное произведение основано на фольклоре, идущим из глубины веков.

Первые стихи В. Лебедева выходили в журналах «Полярная звезда», «Дружба народов», «Дальний Восток». Первая поэтическая книга была опубликована в 1963 г. В целом вышло более десяти сборников его стихов на языках: на эвенском («вмчэни» - 1963, «Хиги огални» -1965, «Дялбу терэниэтэн — 1968, «Мэрлэнкэ» -1971, «Миргилан - 1977, Икээ энпн - 1984); якутском (Оонньоохоон — Додекээн»/ пер. К. Туйарского - 1970, «0§уруо кустук» - 1974, «Кунум, сирим дьаргаалара» — 1980); русском («Белый олень» - 1972, «Священный родник» -1974, « Оран» / пер. с эвен. Г. Фролов. - 1982, «Родная тундра» - 1985). Поэтическое творчество В.Д.Лебедева было замечено в его студенческие годы в период обучения в Ленинградском педагогическом институте. Первым рецензентом была профессор В.И. Цинциус, которая способствовала его становлению как поэта.

Литературные критики положительно отмстили творчество В. Лебедева. Отзывы о его поэзии опубликованы в статьях М.Г. Воскобойни-кова «Об интеллигенции малых народов советского Крайнего Севера», «С языках, фольклоре и литературе малых народов Севера», «Колыбель новописьменных литератур» [2-Л\.

Владимир Санги, нивхский писатель и поэт, его современник, рассматривает поэзию Лебедева совместно с поэзией юкагирского поэта Улуро Адо в своей статье «Поэзия охотников и оленеводов». Он пишет, что «Лебедев мягкий, лирический, Улуро Адо страстный, энергичный». В этой работе автор подметил не только особенности их поэзии, но и увидел общее: «обоих поэтов объединяет не только одинаковая судьба - оба учились в Ленинграде, оба кандидаты филологических наук. Их объединяет тонкое, сугубо се-

верное поэтическое видение мира. Стихи Василия Лебедева и Улуро Адо очень образны. Каждая строфа, каждая строка не только слышится, но видится, объемна. У писателей народов Севера есть отличительная замечательная черта. Во всех литературах народов Севера отсутствует тема так называемой героической борьбы с природой. Природа ддя настоящего северянина -мать. Северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику - другу, как к соучастнику человеческой повседневности» [13].

В своей статье Н.З. Копырин [5] па основе русских и якутских переводов в творчестве эвенских, эвенкийских, юкагирских поэтов Якутии выявил образно-изобразительные средства поэзии народов Севера, обратил внимание на то, какие объекты природы, быта, окружающей среды, как часто и в каких аспектах используются для поэтической образности.

Так характерной особенностью художественного образа мира В.Лебедева являются следующие изобразительные средства:

• Употребление из природных, космических объектов, кроме солнца, образов небо, луна, звезды, облака, ветер, радуга, озеро, река.

• Человек Севера (охотник, рыболов, оленевод), его быт, занятие, уклад жизни и т.д. - активные компоненты образотворчества.

• Исключительно активное использование оленя. Олень - самый дорогой друг, любимец, надежда, опора и спасение человека.

Художественный анализ произведений В. Лебедева на основе русских и якутских переводов рассмотрен в учебном пособии В.Б. Окороковой [9] в описании истории литературы народов Севера Якутии. Об особенностях стиха поэта она пишет: «Отличительными чертами поэзии В. Лебедева являются искренность, открытость эмоций, мыслей и смелость проникновения в проблемы жизни Севера». Автор анализирует поэзию Лебедева по трем направлениям:

1. Влияние фольклора на творчество поэта. «Белый олень - священный олень, с ним поэт сравнивает дорогие его сердцу народные предания, фольклор, являющиеся вечным, неиссякаемым источником для художественной литературы современности. И сам В.Лебедев - это как бы белый олень эвенской поэзии, его поэтическая натура и творчество вдохновляют многих поэтов Якутии».

2. Пейзажная лирика поэта. «Родная сторона лечит поэта: когда ему грустно и больно, он возвращается в тайгу, «мчится, летит на Мому».

J 74

РОЛЬ В. Д. ЛЕБЕДЕВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭВЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Здесь его окружает любимый, родной пейзаж: Индигирка - северная река, горные ручейки, горы и хребты, к которым поэт часто обращается в своих стихах».

3. Поэт - знаток культуры своего народа. «Поэта волнует судьба, его будущее и прошлое. В стихотворениях «Музей», «Память» эта тема звучит особенно пронзительно и мудро.

В 1994 г. под редакцией С.М. Петровой был издан учебник «Эвенская литература в школах Республики Саха (Якутия)», в котором представлено творчество писателей эвенов Николая Та-рабукина, Платона Ламутского, Василия Лебедева, Андрея Кривошапкина. Отдельные произведения писателей даются на трех языках - русском, якутском, эвенском. В этой книге С.М. Петрова также рассматривает поэзию В. Лебедева в идейно-тематическом плане и дает небольшой анализ его творчества: « ...Многие стихи Лебедева автобиографичны и являются своего рода исповедью художника, где он делится со своими читателями размышлениями о бытии, человеке, его назначении» [12].

В этом же году А.Кривошапкин, современник В.Д.Лебедева, написал документальную повесть - воспоминание на якутском языке «О, мин эбээн куттаах ырыаларым» (на якутский язык перевел Петр Аввакумов). Журнальный вариант вышел на русском языке в 1995 г. в журнале «Полярная звезда» («О песни мои, вы с эвенской душою»). Эта книга является уникальным исследованием поэзии В. Лебедева, потому что автор был лично знаком с ним. Он пишет, что творчество В.Лсбсдсва имело и имеет огромную роль в его становлении как поэта и писателя: «Василий Дмитриевич в качестве первого условия для становления эвенского поэта ставил непременное знание родного языка. Второе - знание народного фольклора. Его третий совет - набраться общих знаний, а для этого - много читать...» [6]. Именно А.В.Кривошапкин выделил «главное стихотворение» В.Лебедева: «...как у всякого поэта, было одно главное стихотворение, которое он читал на всех встречах. Оно называлось «Белый олень». По древнему эвенскому преданию, белый олень считался священным животным, приносящим счастье. Стихотворение заканчивается мыслью: «... для поэта преданье народа - тоже белый олень! Я верю, что литературное наследие Василия Лебедева, его научные поиски и находки останутся в памяти народной священным оленем...».

В этой работе А. Кривошапкин также особо выделяет поэму В.Лебедева «Память». Он пи-

шет, что «...это был бы роман в стихах. Вся поэма построена на глубоком размышлении поэта о своем народе. Поэт утверждает, что «кто прошлое может забыть, тот жить недостоин в грядущем». Он с гордостью говорит о назначении человека служить истории, «извечно собой, связуя пространство и время!» Поэма «Память» -это память о самом поэте» |6]

В заключение, обобщая литературоведческий анализ творчества В.Д. Лебедева, можно выделить следующее:

1. Роль В.Лебедева как поэта, носителя эвенской духовности раскрыта в педагогическом аспекте С.М. Петровой, которая отобрала стихи, соответствующие для использования в учебниках для школ народов Севера. Они относятся к пейзажной лирике, фольклору.

2. Место и роль В.Д. Лебедева в литературе народов Севера исследованы М.Г. Воскобойни-ковым, Д.Е. Васильевой [1], В.Б. Окороковой,

B.В. Огрызко [11], отметивших самобытный поэтический мир северянина и своеобразный мир бытия.

3. Вклад В.Д.Лебедева как сотворца современной культуры эвенов, создавшего новые изобразительные средства эвенской поэзии, исследован Н.З. Копыриным.

4. Духовные истоки поэтического творчества поэта В.Лсбсдсва и особенности его поэтического стиля обобщены коллегой, эвенским поэтом A.B. Кривошапкиным. Они, как современники, общественные деятели, сотворцы современной эвенской культуры, представляли собой духовное содружество и по достоинству оценивали значение каждого для национального возрождения эвенов.

Литература

1. Васильева Д.Е. Красная нить/Д.Е. Васильева// Полярная звезда. - 1984. - №4. - С. 92-93.

2. Воскобойников М.Г. Об интеллигенции малых народов советского Крайнего Севера / Г.М. Воскобойников // Просвещение на советском Крайнем Севере. - Л., 1958. - Вып. 8. - С. 207-227.

3. Воскобойников М.Г. О языках, фольклоре и литературе малых народов Севера / М.Г. Воскобойников //Полярная звезда. - 1967. -№4.-С. 113-119.

4. Воскобойников М.Г. Колыбель новописьменных литератур / М.Г. Воскобойников // Полярная звезда. -1976,-№4.-С. 100-105.

5. Копырин Н.З. Своеобразие изобразительных средств в поэзии Севера Якутии / Н.З. Копырин // Литература народов Севера Якутии. - Якутск, 1990. -

C. 107-117.

ЖУКОВ

6. Кривошапкип A.B. О, мин эбээн куттаах ырыала-рым/А.В.Кривошаикин.-Дьокуускай, 1994.-51 с.

7. Лебедев В.Д. Умение ценить добро / В.Д. Лебедев // Новые горизонты якутской литературы. -Якутск, 1976.-С. 152-156.

8. Невская Б. Певец голубой тайги / Б.Невская // Полярная звезда. - 1974. - №6. - С. 116-118.

9. Окорокова В.Б. История литератур народов Севера Якутии: Учеб. пособие / В.Б. Окорокова; М-во образования Рос. Федерации, Якут. гос. ун-т им. М.К. Ам.чосова. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. - 4 с.

10. Окорокова В.Б. Северное созвездие / В.Б. Окорокова. - Якутск: Бичик, 2002. - 80 с.

11. Огрызко В. Огни далеких костров / В. Огрызко // Полярная звезда. - 1986. - №6. - С. 97-109.

12. Петрова С.М. Эвенская литература в школах Республики Саха (Якутия): Учеб. хрестоматия. -СПб.: Просвещение, 1994. - С. 66-84.

13. Санги В. Поэзия охотников и оленеводов / В. Санги // Новые горизонты якутской литературы. -Якутск, 1976.-С. 146-151.

УДК (342.52:911X470.1/.2)

О проекте Федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации»*

М.А. Жуков

Разрабатываемый Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока проект Федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации» с целью совершенствования системы государственных гарантий и компенсаций представляет собой несомненный шаг вперед по сравнению с существующим положением дел и шаг назад в сравнении с разработками Минэкономразвития России. Законопроект предусматривает реформу системы гарантий и компенсаций по основаниям природно-климатической дискомфортности жизнедеятельности населения только дм территорий, которые будут включены в состав обновленного Севера Российской Федерации. Для дискомфортных территорий, которые в состав Севера Российской Федерации не войдут, вопрос о системе гарантий и компенсаций остается открытым.

Elaborated by North and Far East Problems Committee, the project of Federal law "About district division of Russian Federation North " is aimed to improve the system of state guarantees and compensations. This project is evidently more essential in compare with current one, and evidently less essential in compare with Russian Economic Development Ministry elaborations. Law project provides the reform of guarantees and compensations system by nature-climate discomfort of population life activity - only for territories, which will be included in composition of renewed Russian Federation North. For discomfort territories, which will not be included in Russian Federation North, the problem of guarantees and compensations system is not decided yet.

В декабре 2006 г. депутатами Государственной Думы, членами Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока направлен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации», имеющий в качестве приложения Методику оценки дискомфортности

ЖУКОВ Михаил Андреевич - директор Всероссийского научно-координационного центра по проблемам Севера. Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера Минэкономразвития России. ♦Статья принята к печати 26 декабря 2006 г.

жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам территории Севера Российской Федерации.

Принципы районирования, положенные в основу представленного проекта Федерального закона, по ряду позиций соответствуют подходам, разрабатывавшимся в 2001-2003 гг. в Минэкономразвития России в рамках разработки методики районирования территории Российской Федерации по критериям природно-климатической комфортности/дискомфортности жизне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.