Научная статья на тему 'РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
813
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
омбудсмен / права человека / уполномоченный по правам / защита. / ombudsman / human rights / commissioner for human rights / protection.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврикова Юлия Олеговна

В статье рассматривается институт уполномоченного по правам человека в субъектах. Анализируются полномочия омбудсмена, рассматривается нормативно-правовая основа его деятельности. Автор исследует основные теоретические и практические проблемы реализации уполномоченным его функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврикова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN INSTITUTION FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

The article considers the institution of the Commissioner for Human Rights in the subjects. The author analyzes the powers of the Ombudsman, examines the legal framework of his activities. The author examines the main theoretical and practical problems of implementing the functions of the commissioner.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

VI Международная научно-практическая конференция

УДК 343.1

Гаврикова Юлия Олеговна Gavrikova Yulia Olegovna

ФГОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Ростовский филиал г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация

магистрант

Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" Rostov branch Rostov-on-Don, Russian Federation Master's degree student

РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

THE ROLE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN INSTITUTION FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация : В статье рассматривается институт уполномоченного по правам человека в субъектах. Анализируются полномочия омбудсмена, рассматривается нормативно-правовая основа его деятельности. Автор исследует основные теоретические и практические проблемы реализации уполномоченным его функций.

Abstract: The article considers the institution of the Commissioner for Human Rights in the subjects. The author analyzes the powers of the Ombudsman, examines the legal framework of his activities. The author examines the main theoretical and practical problems of implementing the functions of the commissioner.

Ключевые слова: омбудсмен, права человека, уполномоченный по правам, защита.

Keywords: ombudsman, human rights, commissioner for human rights, protection.

Создание института Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте государства является объективной потребностью современного общества. Впервые регионы стали учреждать данную должность благодаря п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1 -ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Именно

«Вопросы развития современной науки и техники» эта правовая норма предоставила субъектам право учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъекте на основании регионального закона [2].

Сегодня должность Уполномоченного по правам человека существует в каждом субъекте, несмотря на различия и особенности в правовом статусе.

Анализ института Уполномоченного в субъектах РФ позволил сформулировать ряд проблем в процессе функционирования этого механизма.

Прежде всего, существуют проблемы в определении правового статуса омбудсмена и его компетенции. В 2015 г. законодатель расширил полномочия Уполномоченных в субъектах, установил контрольные полномочия для органов власти в субъекте.

В нашей стране действует децентрализованная модель института омбудсмена, означающая его независимость. Тем не менее, Уполномоченный не имеет властно-распорядительных полномочий, а может только начать в границах своей компетенции проверку и подготовить рекомендации с мерами для устранения допущенных нарушений. В правоприменительной практике такой подход оказывается недостаточно эффективным. Государственные органы и должностные лица редко начинают быстро реагировать на выявленные замечания, просто принимаю информацию к сведению.

Представляется необходимым наделить Уполномоченного властными полномочиями и закрепить законодательно обязательность исполнения его предписаний.

Некоторые субъекты наделили своих омбудсменов дополнительными полномочиями с помощью закона субъекта. Так, в Пермском крае, Республике Башкортостан и Иркутской области Уполномоченный имеет право ходатайствовать о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела.

Около 30 регионов предоставили Уполномоченному право законодательной инициативы (Республика Татарстан, Нижегородская область, Пермский край).

VI Международная научно-практическая конференция

Необходимо ввести единые стандарты для регионального

законодательства, определить общие принципы действия этого института на федеральном уровне. В основу деятельности Уполномоченного по правам человека заложено восстановление нарушенных прав, а также совершенствование законодательства Российской Федерации в части регламентации прав и свобод человека и гражданина, его приведение в соответствие с действующими нормами и принципами международного права, оказание содействия граждан в части их просвещения по вопросам принадлежащих им прав и свобод, а также форм и методов защиты [4, с.15].

Остается нерешенной проблема взаимодействия омбудсмена и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прежде всего парламента субъекта.

В различных субъектах закон по-разному устанавливает правовой статус Уполномоченного и его компетенцию, существуют отличия организационных основах. Так, в большинстве регионов государственные органы рассматривают заключение омбудсмена в течение 30 дней. Но есть субъекты, где этот срок составляет 15 дней, 14 дней либо не установлен вовсе.

Только комплексный подход сможет повысить эффективность деятельности региональных омбудсменов. Важно принять федеральный закон, который регламентировал бы правовой статус Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ для унификации законодательства в регионах.

Важно проблемой остается тот факт, что многие омбудсмены зависимы от региональных органов исполнительной власти. К сожалению, есть субъекты, в которых Уполномоченный по правам человека и его рабочий аппарат не наделен статусом государственного органа, а является элементом в административной структуре при правительстве или губернаторе [3].

Таким образом, существуют объективные факторы, не позволяющие Уполномоченным в субъектах раскрыть весь свой потенциал.

Для повышения результативности работы региональных Уполномоченных представляется необходимым ввести административную ответственность за

«Вопросы развития современной науки и техники» воспрепятствование деятельности Уполномоченного, а также за вмешательство

в его деятельность или оказание влияния на принятие решения. Следует

установить административную ответственность также за непредоставление

сведений по запросу омбудсмена субъекта.

Важно внести изменения в действующее законодательство и закрепить за Уполномоченным по правам человека и его аппаратом статус независимого государственного органа субъекта Федерации с правом юридического лица и расширить его компетенцию на все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Представляется необходимым также предоставить региональным омбудсменам право на основании ст. 40 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право обращения в судебные органы с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод иных лиц, а также неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также правом участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Среди инструментов защиты прав и свобод граждан особое место занимают ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека. Этот доклад формируются по результатам деятельности омбудсмена за год.

Доклад включают в себя общую информацию, выводы и рекомендации, которые относятся к обеспечению прав и свобод человека в каждом отдельном регионе.

Ежегодный доклад включает в себя:

подробный анализ статистических данных о количестве и тематике обращений граждан;

информацию о проведенных за отчетный период мероприятиях;

предложения и рекомендации для устранения обстоятельств, ставших причиной нарушения прав и свобод человека и гражданина.

VI Международная научно-практическая конференция

Также омбудсмен указывает органы государственной власти и

должностных лиц, на чьи действия (бездействие) чаще всего жаловались граждане и какие меры были приняты или не приняты для восстановления нарушенных прав.

Как указано в докладе Уполномоченного по правам человека за 2020 год, омбудсмену удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам [1].

Основываясь на изложенных в Докладе за 2020 год проблемах, омбудсмен подготовил рекомендации и предложения для государственных органов и субъектов с правом законодательной инициативы. Так, Государственной Думе Уполномоченный предложил рассмотреть возможность ускорить рассмотрение и принятие ряда проектов федеральных законов и подзаконных актов, внести изменения в действующее законодательство.

В некоторых субъектах (Самарская область, Пермский край, Свердловская область) установилась положительная практика, когда после доклада Уполномоченный подготавливает постановление для органов власти субъекта и готовит особый план мероприятий по выполнению рекомендаций Уполномоченного.

В ежегодных и специальных докладах уполномоченного зачастую содержится информация о необходимости изменения регионального законодательства, являющегося источником нарушения прав человека. Уполномоченный не только работает в рамках существующего правового поля, но и призван предпринимать определенные усилия для его совершенствования и модернизации, с целью улучшения ситуации с правами человека. В этих целях омбудсмен взаимодействует с представительным органом (парламентом) региона.

Например, в ежегодном докладе за 2019 год Уполномоченный по правам человека в Ростовской области указал, что к нему поступило 2 250 обращений, из них 20 - коллективных (подписано 5 и более лицами), 10 - в интересах

«Вопросы развития современной науки и техники»

неопределенного круга лиц. Чаще всего граждане жаловались на работников правоохранительных органов, прокуратуры и суда (рис.1).

№ Категория вопроса Количество

1 Жалобы на работников правоохранительных органов, прокуратуры и 378

суда

2 Исполнение наказания, нрава осужденных 186

3 Пенсии, соцобеспечение, льготы, инвалидность 229

4 Вопросы ми 1 рационного законодательства 192

5 Вопросы жилищного законодательства 168

6 Вопросы гражданско-правовых правоотношений 149

7 Вопросы здравоохранения 96

8 У1 олов н ое судо 11 ронзводство 115

9 Права потребителей ЖКУ 156

10 Вопросы ¡рудового законодательства 113

11 Граждане кое судо 11 ронзводство 116

12 Неисполнение судебных решений 100

13 Жалобы на действия должностных лиц 68

14 Иные обращения 61

15 Вопросы земельного законодательства 34

16 Семейное право 29

17 Права военнослужащих и работников правоохранительных органов 22

18 Вопросы экологии и природопользования 6

19 Вопросы образования, культуры , спорта 9

20 Вопросы опеки и попечительства, приемная семья, усыновление 11

21 Иные обращения 72

Рис. 1 Структура рассмотрения обращений граждан в аппарате Уполномоченному по правам человека в Ростовской области:

В результате Уполномоченный по правам человека в Ростовской области высказал мнение о том, что, уже в ближайшее время в действующий УПК РФ необходимо внести изменения, предусматривающие возвращение прокурору всех полномочий при осуществлении им от имени государства уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, которыми был наделен прокурор до принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ. Прежде всего, прокурору следует вернуть право возбуждать уголовное дело, особенно по заявлениям о преступлениях, совершенных судьями, прокурорскими работниками, следователя, сотрудниками правоохранительных органов.

В целях обеспечения законности и обоснованности заключения подозреваемых и обвиняемых под стражу и продления срока содержания под стражей необходимо вернуть прокурору полномочие давать согласие

VI Международная научно-практическая конференция следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и запрета определенных действий, предоставив следователю право обжаловать отказ прокурора вышестоящему прокурору.

Таким образом, уровень защиты прав и свобод - это показатель любого цивилизованного общества, степени его демократичности. Сегодня ежегодные доклады Уполномоченных по правам человека в субъектах не имеют достаточного юридического значения.

Однако, установление законодателем на федеральном уровне обязательности выполнения рекомендаций региональных омбудсменов смогло бы значительно повлиять на их реализацию.

Библиографический список:

1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год. Режим доступа: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020

2. Демидов М.В. Понятие института уполномоченного по правам человека и его место в правозащитном механизме государства// Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35). С. 111-114.

3. Казаков И.Г. Проблемы участия уполномоченного по правам человека в уголовном судопроизводстве// Право и глобальный социум. 2019. № 1. С. 26-32.

4. Шанина А.Н. Организация деятельности уполномоченного по правам человека по защите прав и свобод человека в уголовно-исполнительной системе// Юрист Юга России и Закавказья. 2019. № 2 (26). С. 14-18.

© Ю.О. Гаврикова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.