Научная статья на тему 'РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЗОР РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЗОР РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / центр инноваций / инновационное развитие экономики / инновационный потенциал / модели инновационного развития / university / center of innovations / innovative development of the economy / innovative potential / models of the innovative development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЗОР РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

Ибрагимова Р. С.

д.э.н., профессор кафедры экономической теории, экономики и предпринимательства, Ивановский

государственный университет

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЗОР РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Ключевые слова: университет, центр инноваций, инновационное развитие экономики, инновационный потенциал, модели инновационного развития.

Keywords: university, center of innovations, innovative development of the economy, innovative potential, models of the innovative development.

В последние десятилетия во многих странах при формировании долгосрочной социально-экономической стратегии акцент делается на инновационно-технологическом развитии. В этой связи государственная научно-техническая политика приобретает особую значимость и становится инструментом реализации инновационной модели национальных экономик, характеризующейся наличием механизмов интеграции исследовательских институтов и хозяйствующих субъектов в целях создания инноваций мирового уровня.

Возможности индустриального сектора, как правило, недостаточны для проведения научных исследований, создания продукта мировой новизны и обучения персонала, поэтому хозяйствующие субъекты заинтересованы в сотрудничестве с университетами и научно-исследовательскими институтами, обеспечивающими генерацию знаний и инноваций.

В свою очередь, заинтересованность университетов как научных и образовательных центров в сотрудничестве с реальным сектором экономики проявляется в следующем:

1. Возможность внедрения научных разработок и коммерциализации инноваций.

2. Получение доступа к источникам финансирования научно-исследовательских проектов.

3. Развитие инфраструктуры и научно-исследовательской базы.

4. Постоянное совершенствование образовательных программ в соответствии с трендами научно-технического прогресса, меняющимися требованиями к компетенциям кадров на рынке труда. Внедрение механизма обновления образовательных программ с привлечением работодателей и отраслевых экспертов.

5. Повышение рейтинга в мировых научно-образовательных кругах, что приобретает все большее значение в условиях ускорения интернационализации социально-экономических процессов и усиления конкуренции в международной академической среде1.

Мировой опыт свидетельствует об усилении тенденции развития университетов в направлении формирования центров научно-технологических инноваций.

В стратегии научно-технологического развития Российской Федерации2 обозначен курс на рост конкурентоспособности страны на основе повышения уровня и эффективного использования интеллектуального потенциала нации. Большая роль в этом аспекте отводится консолидации науки и высшего образования, развитию новых систем подготовки кадров. Следует заметить, что в предыдущие десятилетия удельный вес высших учебных заведений в общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, был невысоким, наибольшую долю в ней занимали научно-исследовательские организации. Так, по данным Росстата в 2010 г. доля вузов в общей научно-технологической инфраструктуре составляла 15%, а доля научно-исследовательских организаций - 53%, но уже в 2018 году наблюдались существенные структурные сдвиги: удельный вес вузов вырос до 24%, а научно-исследовательских организаций сократился до 41%. Некоторые эксперты полагают, что рост доли вузов связан с введением системы оценки эффективности высших учебных заведений, включающей показатели научно-исследовательской деятельности3, что послужило мотивацией для активизации инновационной деятельности.

Повышение роли высших учебных заведений как центров инновационного развития национальной экономики обусловлено тем, что университеты обладают высоким научным потенциалом для развития как традиционных монодисциплинарных, так и междисциплинарных исследований и разработок. Основными стратегическими задачами дея-

1 Ибрагимова Р. С. Концепция развития предприятия в условиях интернационализации экономических процессов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2005. - № 4. - С. 86-106.

Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

3 Интеграция высшего образования и науки в России // Бюллетень о сфере образования / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - М., 2018. - № 17. - С. 7.

тельности вузов как инновационных центров на рынке исследований и разработок, экспертно-аналитических услуг являются следующие:

- рост конкурентоспособности и известности университета в академическом пространстве на основе формирования глобально значимых научных центров в области фундаментальных и прикладных наук;

- фокусирование внимания на исследованиях и разработках, обеспечивающих вклад в реализацию приоритетов научно-технологического развития России и ее глобальной конкурентоспособности. Осуществление междисциплинарных исследований в таких областях, как социально-экономическое развитие, образование и институты развития человека, когнитивные науки, научно-технологическое развитие и цифровая трансформация экономики и общества;

- расширение партнерств и современных форм организации исследований для объединения усилий и рационального использования собственных ресурсов. Развитие взаимодействия с ведущими российскими и мировыми исследовательскими центрами. Формирование новых направлений исследований и разработок на стыке наук. Активное встраивание в международные исследовательские проекты. Развитие партнерств с компаниями, лидирующими на рынке, для обеспечения быстрого трансфера в образование и исследования передовых практик и капитализации результатов интеллектуальной деятельности университета;

- участие кадрового потенциала вуза в обсуждении актуальных социально-экономических вопросов, подготовке экспертных заключений, разработке проектов стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития регионов. Проведение прикладных исследований по приоритетным тематическим направлениям, таким как устойчивое социальное развитие, повышение качества человеческого (интеллектуального) капитала, содействие росту благосостояния населения и сокращению бедности и неравенства, макроэкономические исследования, когнитивные нейронауки и нейротехнологии, научно-техническое развитие и цифровая трансформация экономики, эффективное государство, повышение социально-экономической отдачи от образования, большие данные и машинное обучение, Интернет вещей и др.1

Государственный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденный в 2016 г., нацелен на обеспечение к 2025 году глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов с вхождением их в ТОП-100 мировых рейтингов вузов (не менее 10 вузов), на создание в субъектах РФ университетских центров инновационного, технологического и социального развития (не менее 100, в не менее чем в 80 субъектах РФ).

В настоящее время в целях научно-технологического развития в вузах формируются инфраструктурные центры в различных формах: научно-образовательные центры, научные лаборатории, технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, центры коллективного пользования научным оборудованием и др.

Высшие учебные заведения России вносят большой вклад в повышение кадрового потенциала научной сферы. Подготовка научных кадров осуществляется преимущественно вузами (примерно 80% всех аспирантов страны обучается в университетах, более 70% диссертационных советов сосредоточено в вузах2).

Таким образом, имеются все предпосылки для формирования на базе российских университетов национальных и международных центров научно-технологических инноваций. Однако в настоящее время следует признать сравнительно низкую инновационную активность российских вузов. Реформы в сфере высшего образования России, одним из аспектов которых является формирование на базе вузов центров инноваций, пока осуществляются медленно из-за влияния ряда проблем: недостаточного финансирования вузовской науки (низкий уровень государственных и частных инвестиций), слабой мотивации инновационной деятельности, отсутствия эффективных механизмов взаимодействия университетов с организациями реального сектора экономики, недостаточно развитых связей с международными центрами инноваций. Решение проблем, препятствующих инновационно-технологическому развитию российских университетов, может быть найдено на основе использования ценного зарубежного опыта.

Анализ систем научно-технологических исследований и разработок в разных странах свидетельствует, что интеграция университетов в систему инновационного развития национальных и региональных экономик осуществляется через различные модели научно-образовательной деятельности.

Одной из моделей инновационного развития, широко распространенной в США, Канаде, Австралии, Южной Корее и других странах, является университет предпринимательского типа, в деятельности которого через различные механизмы интегрируется образовательная, научно-исследовательская и предпринимательская деятельность. Такая модель обеспечивает тесное взаимодействие вуза с партнерами (бизнесом, малыми инновационными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, инжиниринговыми центрами, другими вузами) на основе договорных отношений для осуществления совместных программ и получения дохода от их реализации. Например, в США к университетам предпринимательского типа относятся такие рейтинговые вузы, как Висконсинский, Гарвардский, Йель-ский, Колумбийский, Стэнфордский университеты, Массачусетский технологический институт и др. В России к таким университетам можно отнести Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский политехнический университет и др.

Еще одна из моделей инновационного вуза - корпоративный университет, который представляет собой альянс вуза с крупной корпорацией. Так, в США самые известные корпоративные университеты были созданы в компаниях

1 Ибрагимова Р.С. Модель предпринимательского университета: сущность, проблемы формирования // Социально-экономическая обусловленность предпринимательства, малого и среднего бизнеса и общества: сильные идеи для нового времени: Сборник статей первой межрегиональной научно-практической конференции. - Кострома: Костромская областная общественная просвети-тельско-обучающая организация «Знание», 2021. - С. 209-216.

2 Интеграция высшего образования и науки в России // Бюллетень о сфере образования / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - М., 2017. - № 12. - С. 9.

General Electric, IBM и др. В России такие инновационно-образовательные центры функционируют в компаниях «Норильский никель», «Северсталь», «Связьинвест», «Сбер» и др. Основные цели создания корпоративного университета состоят в осуществлении непрерывного обучения персонала в соответствии с перманентной трансформацией компании под влиянием изменчивой среды функционирования и ускоряющихся темпов научно-технического прогресса.

Усиление тенденций интернационализации и глобализации социально-экономических процессов порождает новые вызовы системам высшего образования, создавая потребность в развитии тесных научно-образовательных связей с зарубежными университетами и компаниями, в подготовке глобально мыслящих специалистов, способных быстро реагировать на изменения международной среды. В этой связи в последние десятилетия все большее распространение получила сетевая модель университета, основанная на интернационализации научно-образовательной деятельности вузов разных стран.

Сетевая модель университета представляет собой сеть партнерских связей (с национальными и зарубежными вузами, компаниями и исследовательскими институтами), созданную на основе долгосрочных отношений с целью проведения совместных исследовательских проектов, осуществления совместных образовательных программ и развития международных инновационных центров. В последние годы стартовали проекты создания и развития нескольких сетевых университетов с участием российских вузов: сетевой университет БРИКС, включающий 56 университетов из 5 государств БРИКС; сетевой университет СНГ (39 вузов из 9 государств-участников); университет ШОС (78 вузов из 5 государств ШОС).

В условиях глобализации миссия университетов значительно усложняется, возникает необходимость решения современных задач, стоящих перед миром, что требует межотраслевого и междисциплинарного подхода1.

Применяемые модели интернационализации образовательной деятельности разнообразны. Они варьируют от международных курсов до стажировок за рубежом. Ниже приведем конкретные примеры моделей интернационализации программ и партнерских отношений в бизнес-школах США, выявленные нами на основе изучения опыта американских университетов:

Consulting Model (консалтинговая модель) применяется, например, в Калифорнийском университете: партнерские отношения реализуются через командную работу студентов магистратуры в качестве консультантов в организациях по всему миру.

Multicultural Team Consulting Model (модель межкультурного командного консалтинга). Здесь можно привести пример школы менеджмента университета Миннесоты, где студенты и преподаватели вуза и международных школ-партнеров MBA работают совместно над реальными бизнес-кейсами и задачами для корпораций разных стран.

Student-Driven Model (модель обучения по международной программе, составленной студентами). Например, студенты MBA Северо-западного университета участвуют в планировании и проведении десятинедельного курса обучения в определенной области специализации и в конкретной стране.

Multi-School Collaboration Model (модель межвузовского сотрудничества). Реализацию модели такого типа можно проиллюстрировать примером Центра международного бизнеса и образовательных исследований США (CIBER), включающего в себя 13 американских бизнес-школ и их зарубежных партнеров: студенты различных университетов совместно участвуют в семинедельном виртуальном командном проекте.

Exchange Model (модель академического обмена). Например, университет Южной Каролины в сотрудничестве с Китайским университетом Гонконга предлагает образовательную программу по международному бизнесу и китайскому предпринимательству, включающую чередующиеся годы обучения в двух учебных заведениях и стажировки в обеих странах.

Таким образом, международный опыт свидетельствует о том, что в современном мире университеты призваны стать центрами инновационно-технологического развития национальных экономик, кооперации с бизнес-компаниями различных отраслей в целях разработки инноваций мирового уровня и непрерывной подготовки высококомпетентных кадров.

Изучение и применение передового опыта зарубежных стран в области формирования эффективных центров инноваций на базе университетов, разработки механизмов осуществления инновационной деятельности и международного сотрудничества имеет большое значение для повышения уровня развития российской экономики.

1 Садовничий В.А. Евразийская миссия университетов // Три миссии университета: образование, наука, общество. - М. МАКС Пресс, 2019. - С. 9-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.