Научная статья на тему 'Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов'

Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГРАФОВ / КОНВЕРГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / НАУКА В ВУЗАХ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / INTERNATIONAL RATINGS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INDICATORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / SPACE OF INDICATORS / GRAPHDRAWING / CONVERGENT MODEL OF INDICATIVE PLANNING / SCIENCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / PUBLISHING ACTIVITY / PROFESSORS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубвальтер Дмитрий Александрович, Богачев Юрий Сергеевич, Шестак Валерий Петрович

В статье дается оценка инновационного развития России на основе изучения международных рейтингов. Рассматривается пространство индикаторов, образованное используемыми в международных рейтингах парциальными индикаторами инновационного развития, например такими, как возможности страны генерировать, использовать и распространять знания; потенциал экономики знаний; образовательные и кадровые ресурсы и т.п. Подобное многомерное пространство помогает определить приоритеты деятельности государственных институтов развития экономики, образования, науки, бизнеса. Предлагается модельное двухмерное изображение «пространства индикаторов» в виде лепестковой диаграммы, объединяющей семейство направленных графов, каждый из которых (он же индикатор) представляет собой определенную область деятельности; парциальные индексы или оценки деятельности представляются как вершины, или узлы графа, а связи между ними – как дуги или рёбра графа. Все графы сходятся к единому центру, в котором интегральный индекс инновационного развития максимален и равен 100%. Эта модель получила название «конвергентная модель индикативного планирования». Модель позволяет выбрать приоритеты для концентрации и максимально эффективного использования ресурсов вуза, что необходимо для его активного участия в инновационном развитии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SPACE OF INDICATORS OF THE INTERNATIONAL RATINGS

The article gives an assessment of innovative development of Russia on the basis of studying of the«lost» international ratings. «The space of indicators», formed by partial indicators of innovative development used in the international ratings such as possibilities of the country to generate, use and extend knowledge, the potential of economy of knowledge, educational and personnel resources, etc. The similar space can define priorities for activity of the state institutions of development – economy, education, science, business. There is offered a model image of «the space of indicators» in the form of the petal chart, which integrates families of orgraphs – each orgraph represents a certain sphere of activity, partial indicators or estimates of activity are represented as top, or knots of the orgraph, and communication between as arches, or edges of the orgraph. All orgraphs meet into the uniform center where the integrated index of innovative development is maximum and equal 100%. This model received the name «convergent model of indicative planning» – CMIР; the modelallows to choose priorities for concentration and the most effective use of resources of higher education institution that is necessary for active participation of higher education institutions in innovative development of Russia.

Текст научной работы на тему «Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов»

Практика модернизации

11

Д.А. РУБВАЛЬТЕР, д-р физ.-мат. наук

Ю.С. БОГАЧЕВ, д-р экон. наук В.П. ШЕСТАК, д-р техн. наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов

В статье дается оценка инновационного развития России на основе изучения международных рейтингов. Рассматривается пространство индикаторов, образованное используемыми в международных рейтингах парциальными индикаторами инновационного развития, например такими, как возможности страны генерировать, использовать и распространять знания; потенциал экономики знаний; образовательные и кадровые ресурсы и т.п. Подобное многомерное пространство помогает определить приоритеты деятельности государственных институтов развития экономики, образования, науки, бизнеса. Предлагается модельное двухмерное изображение «пространства индикаторов» в виде лепестковой диаграммы, объединяющей семейство направленных графов, каждый из которых (он же индикатор) представляет собой определенную область деятельности; парциальные индексы или оценки деятельности представляются как вершины, или узлы графа, а связи между ними - как дуги или рёбра графа. Все графы сходятся к единому центру, в котором интегральный индекс инновационного развития м-аксимален и равен 100%. Эта модель получила название «конвергентная м-одель индикативного планирования». Модель позволяет выбрать приоритеты для концентрации и максимально эффективного использования ресурсов вуза, что необходимо для его активного участия в инновационном развитии России.

Ключевые слова: инновационное развитие, международные рейтинги, системы индикаторов инновационного развития, визуализация графов, конвергентная модель индикативного планирования, наука в вузах, публикационная активность, преподаватель вуза

К российским вузам сегодня возникает множество вопросов. Оставляя без обсуждения проблемы вузов при их разделении на эффективные и неэффективные в процессе мониторинга Минобрнауки России 2012-2013 гг., а также проблемы кадрового, инфраструктурного и финансового несоответствия вузов современным требованиям, рассмотрим миссию вузов в реализации утвержденной Правительством РФ в декабре 2011 г. «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г». (Стратегия-2020). При этом учтем, что все ключевые звенья российской инновационной системы: бизнес, наука, образование, государственная политика - не являются в настоящее время ни генератором, ни потребителем инноваций. С 18 июня 2012 г. об-

щее управление реализацией Стратегии-2020 и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы вместо упраздненной Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (которой за три года работы не удалось переломить отрицательную динамику оценки России в международных рейтингах) осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Ключевыми инструментами координации национальной инновационной системы предполагаются: планы деятельности фе-деральныхорганов исполнительной власти на пять лет, государственные программы

12

Высшее образование в России • № 1, 2014

развития всех сфер деятельности в России до 2020 года, центры (сетевые) коллективного пользования, технологические платформы и территориальные инновационные кластеры, в рамках которых наука, государство, бизнес и общество будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективные программы исследований и разработок.

Согласно Стратегии-2020 Минобрнауки России отвечает за исследования и разработки, то есть за креатив: по существу, вузам предлагается новая миссия. В статье «Ставка на новое содержание» [1] заявлена новая парадигма высшего образования. К ее основным трендам авторы относят массовое обновление кадров, работающих в высшем образовании, и появление университетов нового типа («проблемно-ориентированных», или «инновационных») для подготовки людей и команд, способных обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. Можно согласиться с тем, что спрос на таких людей и такие команды растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий и геополитической неопределенностью (локальные военные конфликты, финансовые и экономические кризисы).

Чтобы успеть за семь лет восстановить международную конкурентоспособность и российской экономики, и российской высшей школы, необходимо тщательно анализировать и рационально использовать зарубежный опыт, но при этом разрабатывать и применять собственные подходы. Мировая практика показывает, что именно за счет использования новых научно-технических результатов возможно резкое сокращение инновационного цикла и рост инвестиций в прорывные технологии. Роль науки сегодня неизмеримо выросла, можно говорить о включении науки в сферу

производственных интересов [2]. В ведущих странах мира вузовская наука является ядром инновационного процесса, что и отражается в значительном количестве так называемых «университетских индикаторов» (индикаторов, имеющих непосредственное отношение к университетам) в международных рейтингах.

В России последовательно создаются благоприятные экономические и правовые условия для расширения участия вузов в инновационной деятельности. В качестве примера можно назвать ряд постановлений Правительства Российской Федерации 2010 г.: № 218 - «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»; № 219 - «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»; № 220 - «Привлечение ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации», а также постановление 2013 г. № 211 - «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научнообразовательных центров».

Актуальность подобных мер обусловливается необходимостью соответствия высшей школы требованиям времени. Нельзя забывать и о том, что развитие инновационной деятельности - это не только хозяйственная, но и политическая задача. Отставание в этой сфере может грозить как долговременным закреплением сырьевого характера российской экономики, так и переходом в категорию стран с инновационной системой имитационного типа.

Говоря о специфических проблемах,

Практика модернизации

13

возникших в последнее время и связанных с изменением мирового технологического уклада с 5-го на 6-й, академик РАН С.Ю. Глазьев (январь 2013 г.) четко сформулировал интегральную задачу академического сообщества России в кризисный период: «В момент, когда исчерпаны технологические возможности существующего технологического уклада, экономика погружается в депрессию, капиталы высвобождаются из устаревших производств и накапливаются в финансовом секторе, что провоцирует финансовые пузыри, возникает кризис. В этот момент капиталисты теряют ориентиры: они не знают, куда выгодно вложить деньги. Выход из кризиса связан с пучком новых технологий, которые в это время привлекают к себе бизнес, и по мере вызревания нового технологического уклада экономика входит снова в устойчивый режим роста» [3].

5-й технологический укладопирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. [4]. За счет развития ИКТ и микроэлектроники был обеспечен существенный экономический рост в большинстве стран мира. Сегодня без ИКТ невозможен ни один процесс в мире, а интегральные схемы массового производства уже достигли топологической нормы 32 нм (топологическая норма для интегральных схем также является одним их индикаторов развития; для сравнения: к концу 2010 г. в России было начато производство чипов по технологии 90 нм).

Преимущество 6-го технологического уклада состоит в том, что реализация технологий на уровне микромира приведет к резкому изменению качества как производства, так и продуктов. Считается, что данный технологический уклад, в отличие от предыдущего, ориентированного в большей части на военную технику, будет гуманитарным, поскольку основными потребите-

лями технологий станут здравоохранение, образование и наука. Это обстоятельство открывает новые возможности для креативного участия вузов в процессах развития.

В Постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” » (ФЦП ПИР) отмечается, что в России:

• возник существенный дисбаланс междуподдержкой формирования научнотехнологического задела, финансированием прикладных исследований и разработок на докоммерческой стадии и финансированием научно-исследовательских и опытноконструкторских (опытно-технологических) работ на коммерческой стадии в рамках отраслевых и ведомственных целевых программ, а также других институтов развития науки и технологий. Это приводит к отсутствию достаточных научно-технологических результатов (заделов) для проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских (опытно-технологических) работ на коммерческой стадии даже в рамках существующих механизмов их поддержки, кроме того, кисчерпанию научнотехнологического задела, основанного на достижениях советской системы организации науки. Поэтому в ФЦП ПИР не предполагается финансирование НИОКР, она направлена на формирование и развитие научно-технологического задела и, как следствие, поддержку исследований и разработок на докоммерческой стадии;

• растет разрыв между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок. При этом промышленные компании, включая компании с государственным участием и инвестиционные институты, недостаточно активно участвуют в финансировании работ по созданию научно-технологического задела;

14

Высшее образование в России • № 1, 2014

• отсутствует системное планирование и координация прикладных исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетных средств, в том числе при получении качественно новых, прорывных результатов;

• недостаточен уровень интегрированности российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему при выраженной неравномерности развития научно-технического сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами мира [5].

Мировой рынок высокотехнологичной продукции уже стал ареной жесткой конкуренции и одним из важнейших факторов реализации геополитических интересов различных стран. Насущной проблемой в условиях жесткого дефицита ресурсного обеспечения является определение приоритетных направлений научной деятельности и эффективного использования отечественного интеллектуального потенциала. Иными словами, нужно задать время и географию тактической концентрации имеющихся ресурсов. Это необходимо в первую очередь для проведения правильной кредитной и инвестиционной политики государства, охраны разного рода ресурсов от конкурентов, а также для своевременного мотивирования кадрового ресурса страны. ФЦП ПИР предусматривает создание системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и складывание системы тематических приоритетов научно-технологического развития.

Что касается инновационного и иных уровней развития стран, то следует обратить внимание на систему международных рейтингов, в которой положение России вызывает, с одной стороны, опасения за судьбу Отечества и чувство национального унижения, а с другой - понимание комплекса задач, стоящих перед страной в целом и перед вузами в частности. Конкурентоспособность в мире понимается как спо-

собность системы институтов и политического руководства обеспечить достаточный уровень благосостояния страны. Высокий рейтинг влечет рост инвестиций в экономику страны и, как следствие, ее экономическое развитие.

Один из самых важных в мире рейтингов - рейтинг глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index - GCI) - формируется Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Он создается на основании общедоступных статистических данных и результатов опросов руководителей компаний - лидеров бизнеса. GCI включает 113 индикаторов, которые характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития [6].

Первое место в рейтинге GCI уже четвертый год подряд занимает Швейцария, второе и третье места - соответственно Сингапур и Финляндия. Россия в рейтинге 2012-2013 гг. оказалась на 67-м месте (из 144). По сравнению с предыдущим годом положение России ухудшилось по таким показателям, как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка.

Рейтинг «Табло инновационного союза» (Innovation Union Scoreboard - IUS) [7] создан в рамках Лиссабонской Стратегии и Стратегии «Европа 2020» с целью сравнительной оценки результативности инновационной деятельности в 27 государствах-членах ЕС. IUS обеспечивает мониторинг и комплексный сравнительный анализ системы научно-исследовательской и инновационной деятельности в Европе. К индикаторам, прямо касающимся вузов, относятся: подготовка кадров высшей квалификации, публикационная активность, образование молодежи (до 24 и 34 лет), доля зарубежных студентов, финансирование науки,

Практика модернизации

15

число малых и средних предприятий, патентная работа, инновационная продукция.

В рейтинге IUS-2013 впереди находится Швеция, за ней следуют Г ермания, Дания и Финляндия. Сравнение инновационных индексов стран - основных конкурентов на мировыхрынках инноваций (2013 г.) показывает, что Республика Корея с индексом инновационного развития, равным 72%, опережает страны Евросоюза, где средний индекс по 27 странам равен 60%; Россия с индексом 21% отстает от большинства стран мира.

Самым неприятным из «проигранных» международных рейтингов для России являются разработанные Всемирным банком показатели - Индекс экономики знаний (KEI) и Индекс знаний (KI) [8]. В 2012 г. тройка лидеров выглядела так: Швеция, Финляндия и Дания. Россия заняла в рейтинге 55-е место из 146. В основу расчета интегрального индекса положен комплекс из 109 индикаторов. Главными индикаторами являются: возможности страны генерировать, использовать и распространять знания, потенциал экономики знаний, образовательные и кадровые ресурсы, уровень развития и управления национальными инновационными системами, а также уровень развития ИКТ.

Россия в большинстве международных рейтингов в среднем находится примерно на уровне 50% от возможного значения 100%, причем динамика во многих случаях отрицательная. Проблема (назовем ее «проблема отставания ») ясна, и ее решение требует инновационного подхода. Нам представляется, что потенциал высшей школы, определяемый значительной долей кадрового ресурса российской науки, которую составляют незаурядные, яркие, творческие люди - научно-педагогические работники, занимающиеся как фундаментальными, так и прикладными исследованиями междисциплинарного характера и разработками [9], - способен изменить сложившуюся ситуацию.

Одним из решающих факторов эффективного использования научного потенциала вузов является формирование адекватной научно обоснованной концепции индикативного планирования концентрации интеллектуального потенциала на выделенных направлениях.

В этой связи уместно рассмотреть пространство индикаторов, образованное используемыми в международных рейтингах парциальными индикаторами инновационного развития. Обсуждение «проблемы отставания» в таком контексте может помочь определить приоритеты (направления) деятельности государственных институтов развития (экономики, образования, науки, бизнеса).

В данной статье мы исходим из того, что пространство индикаторов образуется семейством направленных графов, каждый из которых представляет собой диаграмму технологической цепочки получения итогового результата в выбранном направлении деятельности. Сферы деятельности выбраны исходя из включенности в них вузовского сообщества. Граф может быть изображен как совокупность узлов-вершин, характеризующихся в рейтингах парциальными индексами, и соединяющих их ветвей со стрелками, указывающими направление передачи частного результата или воздействия одной сферы деятельности на другую. Ветви собираются в узлы направленного графа согласно логике рассматриваемой сферы деятельности. Итоговым узлом-вершиной каждого графа семейства является индекс развития страны; его предельное значение равно 100%.

В качестве направленных графов в рассматриваемом семействе выбраны, к примеру, следующие направления деятельности: «Подготовка кадров и развитие креативности - кадры и креативность»; «Развитие науки - наука»; «Участие крупного бизнеса в инновационном развитии - крупный бизнес »; «Инновационная активность малых и средних предприятий - малые и сред-

16

Высшее образование в России • № 1, 2014

ние предприятия»; «Использование ИКТи использование сетевых технологий - ИКТ - сетевые технологии »; «Развитие общества и его готовность к инновациям - общество »; «Международная деятельность и интеграционные процессы - международная деятельность» (Рис. 1). Узлами-вершинами графов выступают такие известные индексы, как: эффективность системы образования в целом; эффективность дополнительного образования, включая образование «через всю жизнь»; эффективность подготовки кадров высшей квалификации; число докторантов и качество защищаемых диссертаций; места, занятые университетами в международных рейтингах; публикационная активность и число цитирований; доля научных публикаций в журналах с высоким импакт-фактором; количество полученных и используемых патентов; количество инновационных кластеров и количество инновационных технологических платформ и т.д.

Суммарные индексы России по выбранным направлениям деятельности (графам) известны из соответствующих междуна-

родных рейтингов и могут быть использованы при построении диаграммы конвергентной модели индикативного планирования (КМИП). Диаграмма КМИП, изображенная на рисунке 1, представляет семейство семи направленных графов, связанных общими узлами-вершинами (на рисунке не показаны). Все графы ориентированы строго к центру - общему итоговому узлу-вершине, который является целью общего процесса развития и имеет индекс 100%. Значения суммарных индексов каждого графа в процентах приведены на рисунке.

Концептуально новым в предлагаемой модели является использование принципа конвергентности для рассмотрения разнородных, но системно сходящихся на максимальном (100%) индексе инновационного развития России процессов. Прежде чем принимать какие-либо решения по планированию мероприятий, повышающих значения отдельных индексов, имеет смысл провести аудит (мониторинг) узлов-вершин каждого графа. Например, разработанная Ю.С. Богачевым и его коллегами методика

Рис. 1. Диаграмма конвергентной модели индикативного планирования (цифры на диаграмме обозначают суммарный индикатор графа в 2013 г., %)

Практика модернизации

17

системной библиометрической оценки научного уровня (БОНУС) [10] позволяет оценить различные аспекты научной деятельности с точки зрения определения кадрового ресурса и, в особенности, наличия лидеров для развития того или иного направления конвергентной модели. Оценка осуществляется по соответствию мировому уровню исследований в заданной тематической категории базы Journal Citation Reports (JCR), по уровню и масштабности совместных (с зарубежными коллегами) научных исследований в тематической категории JCR и масштабности исследований мирового научного уровня в тематической категории JCR.

Исследования, проведенные по методике БОНУС, не только показали, что российская наука имеет значительный потенциал, но и высветили различия научных приоритетов России и других стран мира, что, возможно, и является одной из важнейших причин возникновения «проблемы отставания». В частности, в сравнении с 84 тысячами тематических категорий - кластеров, на которые холдинг Reed Elsevier (разработчик комплекса инновационных веб-решений SciVal Spotlight) классифицировал мировую науку, представители российских вузов демонстрируют исследования мирового уровня лишь в сотне кластеров. Нетрудно заметить, что решение стоящих перед Россией задач возможно только в открытом (глобально открытом) научном пространстве, а это немыслимо без интернационализации институтов развития, освоения англоязычных информационных ресурсов, без всемерной поддержки молодежи, без свободной коммуникации с зарубежными коллегами, без адекватного понимания логики международных рейтингов и корректного позиционирования национальных достижений. Интеграция российской науки с мировой неизбежно столкнется с рядом проблем, и в первую очередь - с проблемой изучения и рабочего использования английского языка [11].

В строгом смысле англоязычный фронтир - это зона освоения чужой культуры, чужого опыта и чужой философии. Массовая адаптация вузовского сообщества России к мировой культуре представляет собой сегодня сложную задачу, поскольку отторжение происходило десятилетиями [12].

Как было сказано выше, ФЦП ПИР предусматривает создание системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и системы тематических приоритетов научнотехнологического развития. Очевидно, что использование предлагаемой в КМИП методики полностью соответствует планам руководства России. Необходимо масштабное вовлечение вузовского сообщества в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты - со стратегическими долгосрочными перспективами.

Данный подход потребует «бюджетного маневра» - частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Такой бюджетный маневр предпринят в 2012 г., когда в России были утверждены 42 государственные программы, которые являются системой мероприятий (взаимоувязанныхпо задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающихв рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей в сфере социально-экономического развития и безопасности [13].

Известно, что различия в уровне технологического развития стран являются не только результатом накопленных знаний и технологических ресурсов, но также следствием применяемых способов управления инновационной деятельностью как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. Государство и его региональные органы осуществляют регулирование инно-

18

Высшее образование в России • № 1, 2014

вационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и косвенно, стимулируя инновации и создавая соответствующие экономические, организационные и нормативно-правовые механизмы. Совокупность этих механизмов в сочетании с множеством разнообразных субъектов инновационной деятельности и составляет содержание управления национальным научно-инновационным комплексом, а их гармоничное функционирование является условием эффективного технологического развития страны [14].

Авторами статьи установлено явное несоответствие трех важнейших распределений:

1) публикаций или научного интереса исследователей и мировых тенденций при выборе направлений научных исследований;

2) финансирования или концентрации государственных приоритетов и неотложных задач по решению «проблемы отставания»;

3) позиции академической общественности и результатов международных рейтингов.

Подобное несоответствие указывает на недостаточную координацию выполняемых исследований и отсутствие целевого подхода при решении задач инновационного развития России [15; 16].

Российские вузы не могут остаться в стороне от глобальных процессов сравнения/ рейтингования/многомерной оценки стран и считать, что эти процессы к ним не относятся. Вузы, как минимум, несут ответственность за индикаторы, которые мы выше назвали «университетскими». Среди них:

• качество образования (количество выдающихся выпускников вуза, уникальность сочетания предметных областей каждого университета, равный акцент на всех областях знания: искусство и гуманитарные науки, социальные и естественные науки, инженерные, медицинские и матема-

тические науки; уровень востребованности выпускников работодателями; эффективность системы образования в целом; эффективность LLL и дополнительного образования; эффективность подготовки кадров высшей квалификации; борьба за высокое место в международныхрейтингах университетов);

• сотрудничество с другими университетами, в том числе из разных стран мира (академическая и деловая репутация, работа в сетевых формах реализации образовательных программ в режиме peer-to-peer; среднее географическое расстояние между сотрудничающими организациями, количество студентов из других стран);

• сотрудничество с регионом (бренд вуза в регионе);

• качество преподавателей (возраст и адекватность преподавателей социальным процессам в мире и в России, доля преподавателей, не занимающихся научной работой, мобильность преподавателей, количество приглашенных для преподавания ведущих ученых мира, средний индекс цитирования публикаций преподавателей);

• результаты научной деятельности (количество публикаций, количество публикаций мирового уровня, экономическая активность при трансферте инноваций, международная деятельность и известность, число и качество патентов);

• нравственное состояние общества, готовность общества к новизне; интеграция российской науки в мировую.

Заключение

Рассмотрение деятельности вузов в пространстве индикаторов международных рейтингов дает возможность применения индикативного планирования, выполняющего на уровне вуза информационно-ори-ентирующие и мотивационные функции. Использование конвергентной модели индикативного планирования на базе «университетских индикаторов » обеспечит создание системы директивного формирования

Практика модернизации

19

внутривузовской деятельности, координации и планирования исследований и формирование системы тематических приоритетов развития вуза.

Следует подчеркнуть необходимость усиления внимания вузовского сообщества клогике и результатам всех известных международных рейтингов.

Литература

1. Волков А.Е., Ливанов Д.В. Ставка на но-

вое содержание // Ведомости. 2012, 3 сентября.

2. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство,

наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП, 2008. 227 с.

3. Интервью радиостанции «Голос России»

от 20 января 2013 г. советника Президента РФ по координации развития интеграции в рамках Таможенного союза, академика РАН С.Ю. Глазьева. URL: http:// rus.ruvr.ru/radio_broadcast/ 6320486/ 99512666/

4. Образ России в современном мире: Ана-

литический доклад. М.: Центр политической информации, 2013. URL: http:// www.polit-info.ru/ images/ data/ gallery/ 0_1426___Rossii_-_2013.pdf

5. Постановление Правительства Российской

Федерации от 21 мая 2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” ».

6. The Global Competitiveness Report 2013—

2014. URL: http://www.weforum.org/node/ 47812

7. Innovation Union Scoreboard (IUS) Report

2013. Brussels, 26 March 2013. URL: http:// europa.eu/ rapid/ press-release_MEMO-13-274_en.htm

8. The Knowledge Economy Index / Индекс эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номики знаний. URL: http://gtmarket.ru/

ratings/knowledge-economy-index/

knowledge-economy-index-info

9. Разработка индекса инновационного раз-

вития России: Отчет по НИР № г/р 01201363625 / Богачев Ю.С., Рубвальтер Д.А., Шестак В.П., Руденский О.В. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013. 197 с.

10. Формирование перспективных направлений исследований (задельные НИОКР) и разработок (проектные НИОКР) в вузовском, академическом и отраслевом секторах науки в рамках государственных программ с целью создания конкурентоспособной инновационной экономики страны: Отчет по НИР / Рук. работ Ю.С. Богачев, ЦИСН Минобрнауки России. М.,

2012. № гос. рег. 01201256594. 154 с.

11. Шестак В.П., Шестак Н.В. Рейтинговый дискурс: урок английского для вуза // Высшее образование в России. 2013. №1. C. 37-47.

12. Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 29—40.

13. Портал государственных программ Российской Федерации URL: http://

www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start

14. Рубвальтер Д.А. Управление научно-техническим комплексом: монография / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: РУДН, 2008. С. 384.

15. Россия в цифрах — 2013 г. М.: Росстат, 2013.

URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ Ь13_11/

IssWWW.exe/ Stg/ d2/22-02.htm

16. Счетная палата выявила недостатки в подходе ведомств к долгосрочному целевому планированию // Известия. 2013, 24 сентября. URL: http://izvestia.ru/news/ 557546#ixzz2fyUIbwji

17. Ларионова М.В., Заварыкина Л.В. Международные и российские рейтинги вузов. Опыт и перспективы для российской системы высшего образования / НФПК, май

2013. URL: http://federalbook.ru/ files/FSO/ soderganie/Tom%209/V/Larionova.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.