Научная статья на тему 'Конкурентоспособность на основе инноваций: международное позиционирование России'

Конкурентоспособность на основе инноваций: международное позиционирование России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Наталия Александровна, Бобылев Георгий Владимирович, Валиева Ольга Владимировна, Фёдоров Алексей Александрович

В статье рассматриваются позиции России в глобальных международных рейтингах. Показана взаимосвязь индикаторов, используемых для межстрановых сопоставлений в области инновационного развития и их соответствие заявленным целевым показателям «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Сделаны выводы о том, что обозначенные целевые показатели и долгосрочные приоритеты развития России ориентированы на развитие отдельных элементов инновационной системы и не сфокусированы на накопленном мировом опыте построения экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Наталия Александровна, Бобылев Георгий Владимирович, Валиева Ольга Владимировна, Фёдоров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность на основе инноваций: международное позиционирование России»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РОССИИ

В статье рассматриваются позиции России в глобальных международных рейтингах. Показана взаимосвязь индикаторов, используемых для межстрановых сопоставлений в области инновационного развития и их соответствие заявленным целевым показателям «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Сделаны выводы о том, что обозначенные целевые показатели и долгосрочные приоритеты развития России ориентированы на развитие отдельных элементов инновационной системы и не сфокусированы на накопленном мировом опыте построения экономики знаний.

В последние несколько лет резко усилился интерес политиков, практиков и исследователей к разработке различных долгосрочных стратегических документов как на национальном, так и на региональном уровней Стратегической целью развития, как правило, выступает рост конкурентоспособности страны или региона в качестве основы устойчивого социально-экономического развития, а магистральным направлением увеличения конкурентоспособности - формирование «экономики знаний». Создание, развитие и функционирование экономики знаний во многом определяются качеством инновационной системы на региональном и национальном уровнях. Соответственно инновационная политика должна быть нацелена на формирование инновационной системы как совокупности субъектов и институтов, взаимодействия между которыми обеспечивают устойчивость и эффективность инновационных процессов.

Наиболее популярными и распространенными способами оценки текущего состояния страны и региона, а также перспектив дальнейшего развития, служат различные международные и национальные рейтинги. Большинство рейтингов показывает позицию отдельных стран по отношению к д ругим странам на основании композитных характеристик, индексов, которые рассчитываются или оцениваются с помощью разнообразной информации.

Рейтинги стран и регионов широко используются при принятии инвестиционных решений частными и институциональными инвесторами; для разработки мер государственной экономической и социальной политики; для различных межстра-новых сопоставлений.

Россия занимает весьма скромное место в большинстве международных рейтингов, что, безусловно, не соответствует ни амбициям, ни масштабу предстоящих стратегических целей, ни накопленному потенциалу страны. Вступление России в ВТО служит дополнительным аргументом обоснования необходимости учета, анализа и оценки процессов формирования мнения международного сообщества о месте и роли страны в глобальном мире, двигающемся по направлению к «экономике знаний».

В рамках данной статьи рассматриваются следующие вопросы:

- каким образом формируется оценка места России среди других стран;

1 См., публикацию статей в журнале «Проблемы прогнозирования»: В.С. Панфилов. Трансформация воспроизводственного механизма мировой экономики и перспективы социально-экономического развития России. 2012. № 3; О.Б. Кошовец, НА. Ганичев. Долгосрочные перспективы развития российского информационно-коммуни-кационного комплекса. 2011. № 6; Е.Ю. Хрусталёв, А.С. Славянов. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста. 2010. № 3.

- что служит ограничениями для получения более высоких оценок международного сообщества?

- как изменятся позиции России в международных рейтингах при условии достижения стратегических целей, количественно определенных в «Инновационной России - 2020»?

Место России в международных рейтингах. Вначале был сформирован общий список международных индексов, которые дают представление о текущем положении, потенциале и перспективах развития «экономики знаний» в отдельных странах (общий список см. в Приложении). Из общего списка были выбраны индексы для более глубокого качественного анализа на основе использования следующих критериев:

- взаимосвязь индекса с инновационным развитием, которая определялась на основе содержательного анализа используемых для сравнения факторов и их соответствия поставленным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия -2020) [1] задачам национального развития2;

- авторитетность и признанность организации, разрабатывающей и публикующей индекс;

- признание индекса мировым сообществом, которую мы оценивали на основании числа ссылок в поисковых системах интернета.

В результате были отобраны следующие индексы:

- индекс глобальной конкурентоспособности, который отражает и учитывает (в составе многих факторов) воздействие инноваций на конкурентоспособность страны;

- глобальный инновационный индекс, непосредственно оценивающий инновационное развитие страны;

- индексы развития информационно-коммуникационных технологий как универсальной технологической платформы для инновационного развития;

- индекс «Ведение бизнеса», отражающий состояние и условия институциональной, прежде всего предпринимательской, среды;

- индекс развития человеческого потенциала, оценивающий уровень и качество жизни и образования населения, которые в свою очередь в значительной степени влияют на возможности восприятия и развития инноваций.

В табл. 1 приведена динамика международных рейтингов России по перечисленным индексам.

Рассмотрим более детально методы формирования перечисленных в табл. 1 итоговых композитных индексов и определим, насколько обоснованны полученные оценки.

1. Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) -один из результатов ежегодных Докладов о глобальной конкурентоспособности, публикуемых Всемирным экономическим форумом. Национальная конкурентоспособность - это набор институтов, политических мер и факторов, обусловливающих уровень производительности страны.

В рейтинге GCI за 2012-2013 гг. Россия заняла 67-е место среди 144-ти стран. В 2011-2012 гг. [2] Россия была на 66-м месте среди 142-х стран, в двух предшествующих рейтингах она была на 63-м месте из 139-ти стран (2010-2011 гг.) и из 133-ти стран (2009-2010 гг.) При этом суммарная оценка конкурентоспособности не менялась, оставаясь на уровне 4,2 из 7 возможных баллов. Как отмечают эксперты, опи-

2 Задачи Стратегии «Инновационная Россия — 2020»: 1) повышение восприимчивости людей к инновациям, расширение класса инновационных предпринимателей; 2) повышение инновационной активности бизнеса и создание новых инновационных компаний; 3) повышение инновационности государства; 4) развитие сектора исследований и разработок; 5) повышение открытости национальной инновационной системы.

раясь на рейтинг 2010-2011 гг., «в последние пять лет Россия стагнировала, оставаясь в самом низу верхней половины рейтинга» [3].

Таблица 1

Динамика места России в международных рейтингах, 2008-2012 гг.

Индекс 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1. Индекс глобальной конкурентоспособности

МЭФ (The Global Competitiveness Index) 51 63 63 66 67

2. Глобальный инновационный индекс (The

Global Innovation Index) 54 (2007 г.) 68 64 56 н.д.

3.Индексы развития информационно-

коммуникационных технологий (ICT

Development Index) 49 н.д. 47 н.д. н.д.

4. Индекс готовности к сетевому миру

(Networked Readiness Index) 72 74 80 77 56

5. Индекс готовности стран к электронному

правительству (E-Government Development/

E-Government Readiness Index) 60 59 59 н.д. 27

6. Ведение бизнеса (Doing Business)* 106 118 120 124 120; 112 (2013 г.)

7. Индекс развития человеческого потенциала

(Human Development Index) 73 71 65 66 н.д.

* В октябре 2012 г. представлен Отчет «Ведение бизнеса — 2013», где Россия заняла 112 место, улучшив

свое место в рейтинге на 8 позиций.

Источник: The Global Competitiveness Report 2008-2012; The Global Innovation Index 2007, 2009-2011; Measuring of Information Society 2008, 2010-2011 ; The Global Information Technology Report 2008-2012; E-Government Survey 2008-2010, 2012; Doing Business 2008-2013; Human Development Report 2008-2011.

Производительность и конкурентоспособность зависят от многих факторов (всего в индексе используется 113 показателей), которые объединены в 12 групп-слагаемых. Хотя все слагаемые связаны между собой, отдельные группы факторов оказывают большее или меньшее влияние на конкурентоспособность страны в зависимости от стадии ее экономического развития. Всемирный экономический форум выделяет три основные стадии развития стран: первая - экономика, движимая факторами производства; вторая - экономика, движимая эффективностью, и третья - экономика, движимая инновациями, а также выделяет страны, находящиеся в условиях перехода от более низкой стадии к более высокой. Определение стадий связано с двумя критериями - величиной ВВП на душу населения и долей в экспорте страны сырьевых товаров. В частности, Россия находится в состоянии перехода от второй к третьей стадии: по душевому ВВП она соответствует критерию третьей стадии - экономике инноваций, но доля экспорта сырьевых товаров в структуре экспорта составляет более 70%, что характерно для предыдущей, второй стадии развития.

Влияние стадий роста на расчет индекса проявляется в том, что для стран, находящихся на разных стадиях развития, используются различные веса для отдельных групп слагаемых. Для России наибольшее влияние на рейтинг оказывают «факторы эффективности», среди которых слабо развит финансовый рынок и недостаточна эффективность товарных рынков в результате влияния низкого уровня конкуренции и значительного участия государства; далее воздействуют базовые условия, среди которых особо важным барьером развития выступают неэффективные институты как государственные, так и частные; и наконец, наименьшее влияние на итог оказывают собственно факторы инноваций, где весьма низка конкурентоспособность компаний.

Результат России - 67-е место среди 144-х стран - демонстрирует невысокую конкурентоспособность России, неразвитость институтов и низкую эффективность товарных и финансовых рынков, низкий уровень конкурентоспособности компаний при относительно более высоком развитии образования, научной и технологической инфраструктуры. Этот результат получен за счет агрегирования 113-ти пер-

вичных индикаторов, среди которых по 18-ти индикаторам российские места выше полученного итогового 66-го места, а по всем остальным 95-ти - ниже. Среди 113-ти показателей около 80-ти получены в результате опроса представителей бизнеса, 17 -по данным статистики международных организаций и 16 - по данным других индексов, в частности, «Ведение бизнеса» (Doing Business). Анализ первичных показателей показывает следующую тенденцию: по статистическим данным место России значительно выше, чем по данным опроса руководителей бизнеса. Иными словами, восприятие институциональных условий, делового климата, общих условий жизни и деятельности представителями бизнеса в России не только намного пессимистичнее, чем в других странах, но и значительно отстает от фактических показателей, отражаемых статистикой. Безусловно, ограниченный набор показателей, включаемый в статистический учет, не всегда адекватно отражает социально-экономические реалии. Тем не менее сама возможность использовать единую базу для межстрановых сравнений делает таккую информацию ценной. Наличие расхождений между фактическим положением и его восприятием бизнесом, характерное для России, в определенной степени может быть связано с несовершенством информационной статистической базы. В то же время такой разрыв между условно объективной реальностью (статистикой) и ее субъективным восприятием создает как угрозы, так и возможности роста национальной конкурентоспособности за счет позитивных сдвигов в общественном сознании и гражданской активности.

2. Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index) рассчитывается Международной школой бизнеса INSEAD с 2007 г. Основная цель индекса - поиск индикаторов и подходов для лучшего отражения многообразия инноваций в обществе, выходя при этом за традиционные рамки измерения инноваций [4].

Глобальный инновационный индекс состоит из двух субиндексов: входа и выхода. Субиндекс входа отражает условия и факторы, необходимые для создания инноваций и включает следующие группы показателей: институты; человеческий капитал и исследования; инфраструктура; развитость рынка; развитость бизнеса. Субиндекс выхода обобщает итоги инновационной деятельности и включает группы: научные результаты; творческие результаты. Из 80-ти показателей, входящих в глобальный инновационный индекс 60 - это показатели входа, характеризующие инновационный потенциал страны и 20 - показатели выхода, описывающие эффективность использования данного потенциала. При конструировании показателей индекса использовались как статистические, так и опросные данные.

В 2012 г. Россия находилась на 56-м месте из 125-ти стран. Снижают оценки ее уровня инновационного развития факторы, связанные с низким уровнем конкуренции на локальных рынках, который не создает стимулов для освоения инноваций (107-е место из 125-ти стран). Проблемой остается высокая энергоемкость национального хозяйства (102-е место), а также негативное влияние институциональных факторов, в частности - отсутствие верховенства закона (103-е место) и низкий уровень свободы прессы (102-е место). К факторам, позитивно влияющим на инновационный рейтинг России, можно отнести показатели, отражающие масштаб страны - это численность людей с инженерным образованием (6-е место), количество зарегистрированных патентов и количество новых полезных моделей (9-е место), количество поступивших в вузы (11-е место). Позитивно влияет также рост экспорта высокотехнологичных услуг (8-е место).

3. Группа индексов информационных технологий объединяет несколько индексов, оценивающих разные стороны развития и восприятия IT-технологий населением, бизнесом и правительством.

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (ICT Development Index/IDI) рассчитывается ежегодно по методике Международного союза электросвязи, специализированного подразделения ООН. Индекс сводит

11 показателей, отражающих информацию об уровне доступа к ИКТ, уровне использования ИКТ, а также уровне практического владения этими технологиями. Агрегирование показателей происходит с весами, при этом конкретные наборы значений этих коэффициентов могут варьировать в зависимости от года, когда рассчитывается индекс, от процедуры выбора коэффициентов, от исследователя, который индекс рассчитывает. В 2010 г. Россия заняла 47-е место в рейтинге из 152-х стран [5].

Индекс готовности к сетевому миру или Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) рассчитывается ежегодно совместно Всемирным экономическим форумом, Всемирным банком, Международной школой бизнеса INSEAD c 2002 г.

Индекс представляет собой оценку способности страны использовать возможности ИКТ. В структуру индекса с равными весами входят 4 субиндекса:

- внешняя среда (включает политическую и административную среду, а также бизнес и инновационную среду);

- готовность к информационным технологиям (инфраструктура и цифровой контент; доступность по цене; навыки);

- использование (индивидуальное, бизнесом, правительством) информационных технологий;

- влияние ИКТ (влияние на экономику; влияние на общество).

В 2012 г. Россия заняла 56-е место в рейтинге из 142-х стран [6].

Индекс готовности стран к электронному правительству (E-Government Development/E-Government Readiness Index) рассчитывается ежегодно в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ОНН. Это композитный индикатор, измеряющий готовность и возможность национальных органов управления использовать информационные и коммуникационные технологии для организации и реализации общественных услуг. Он оценивает технические особенности и черты национальных web-сайтов, а также правительственные стратегии по реализации концепции электронного правительства и предлагаемые основные сервисы.

Выделяются два аспекта, влияющие на развитие электронного правительства:

- потенциал, или способность государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество услуг населению и бизнесу, т. е. готовность страны к созданию электронного правительства;

- готовность (наличие действий) со стороны правительства, направленная на повышение удовлетворенности населения информацией и знаниями. Данный индекс есть взвешенное среднее трех нормализованных субиндексов для наиболее важных направлений электронного правительства: возможность и качество on-line сервисов; развитость телекоммуникационной инфраструктуры; человеческий капитал. В 2012 г. Россия заняла 27-е место в рейтинге из 190 стран [7].

Анализ индексов информационно-коммуникационных технологий показывает, что в России главными препятствиями для развития ИКТ выступают низкая способность национальных компаний к освоению новых технологий; низкий уровень локальной конкуренции, низкое качество институциональной среды. В то же время быстро развиваются новые технологии и сервисы, расширяется электронный доступ к правительственным услугам, растет число пользователей мобильной связью и интернетом.

Россия демонстрирует заметные успехи в развитии ИКТ и занимает по данной группе рейтингов более высокие места по сравнению с другими международными рейтингами.

4. Проект «Ведение бизнеса» (Doing Business Project), основанный Мировым банком в 2002 г., направлен на объективное измерение норм регулирования бизнеса и их выполнение в странах мира, а также в ряде городов на субнациональном и региональном уровнях. Высокая позиция в рейтинге означает, что предпринимательский климат благоприятствует ведению бизнеса в стране. Первый доклад

«Doing Business» был опубликован в 2003 г. и включал 5 индикаторов по 133-м странам. Однако с каждым годом состав индикаторов расширяется, и Доклад 2012 г. уже содержал 11 индикаторов по 183-м странам [8].

Список индикаторов, имеющих равный вес, и рейтинги России по соответствующим индикаторам приведены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика рейтинга России по условиям ведения бизнеса

Составляющие индекса Изменение рейтинга, 2012/2013 гг. Рейтинг

2013 г. 2012 г. 2011 г.

Общий рейтинг 8 112 120 124

Обеспечение исполнения контрактов 2 11 13 19

Регистрация собственности -1 46 45 51

Осуществление процедуры банкротства 7 53 60

Получение кредита -6 104 98 96

Налогообложение 41 64 105 107

Регистрация нового предприятия 10 101 111 106

Защита инвесторов -6 117 111 108

Международная торговля -2 162 160 166

Получение разрешений на строительство 0 178 178 179

Подключение к системе электроснабжения -1 184 183 183

Источник: Ведение бизнеса — 2012.

В расчет национального индекса включается город, являющийся крупнейшим деловым центром в стране (для России - г. Москва). Это, по нашему мнению, занижает место России, поскольку рассчитывается на основе показателей худшего по условиям ведения бизнеса города из 30-ти российских городов, включенных в обследование 2012 г. [9].

В 2012 г. Президент РФ В. Путин поручил Правительству России принять меры, направленные на существенное улучшение условий для предпринимательской деятельности, которые будут выражены в повышении позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» со 120-го места в 2012 г. до 50-го в 2015 г., и 20-го в 2018 г. [10]. Более того, эффективность деятельности Правительства России по развитию бизнес-среды может быть оценена на основе изменения национального рейтинга России.

Чтобы достичь 20-го места по эффективности ведения бизнеса, России необходимо за шесть лет обогнать 92-е страны по всем показателям рейтинга (за исключением обеспечения контрактов, которая оценивается как длительность судебных процедур, направленных на принуждение к исполнению контрактов).

5. Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index), разработанный группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком, был впервые опубликован в 1990 г.

Индекс рассчитывается ежегодно экспертами Программы развития ООН совместно с группой независимых международных экспертов. Страны, участвующие в расчете, делятся на группы в соответствии с диапазонами значений индекса. Значение ИРЧП России с 1995 до 2011 г. увеличилось на 12%, в среднем индекс рос на 0,7 % каждый год. Россия занимала в рейтинге стран в 2008 г. 73-е место из 178-ти стран и 66-е место из 187-ми стран в 2011 г. [11]. По результатам рейтинга Россия пока относится к группе стран с высоким уровнем развития.

Индекс объединяет данные об ожидаемой продолжительности жизни, образовании и уровне доходов населения. Качество образования влияет на систему генерации зна-

ний и соответственно на создание идей и технологий, которые могут стать основой появления инновационных продуктов. Достаточность уровня жизни влияет на возможность инвестировать инновационные проекты, в особенности на ранних стадиях инновационного процесса. Данный индекс, по нашему мнению, отражает уровень среды, которая влияет на реализацию инновационной составляющей экономики.

Возможности и ограничения для развития с позиций международного сообщества. Поэлементный анализ структуры международных индексов позволил разделить все показатели, которые используются при конструировании итоговых индексов для России, на две группы: показатели, значение которых выше итогового рейтинга России, и показатели, значение которых ниже итогового рейтинга.

Таким образом, были получены факторы, влияющие на «повышение» и «понижение» итогового результата России по сравнению с другими странами. В табл. 3 представлен фрагмент итоговой матрицы, где содержатся показатели, достигающие граничных (и самых высоких, и самых низких) значений.

Таблица 3

Выборочные оценки места России по международным рейтингам: сильные и слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лучшие показатели Место Худшие показатели Место

Рейтинг конкурентоспособности 2012-1013 г.: 67-е место из 144-х стран

Число мобильных телефонов на 100 чел. 5 Бремя таможенных процедур 137

Величина внешнего рынка 7 Клиентоориентированность компаний 136

Величина внутреннего рынка 9 Защита миноритарных акционеров 135

Государственный долг, % ВВП 9 Влияние торговых барьеров 134

Число авиапосадочных мест, млн./км в неделю 13 Бремя государственного регулирования 132

Глобальный инновационный индекс 2011 г.: 56-е место из 125-ти стран

Число людей с инженерным образованием 6 Импорт товаров и услуг, % ВВП 20,37% (2009) 119

Экспорт компьютерных и коммуникационных услуг Число преподавателей/ученика 8 Вузовская мобильность 116

9 Верховенство закона 103

Количество патентных заявок, поданных на- Энергоемкость 102

циональными заявителями 9

Количество новых полезных моделей 10 Свобода прессы 102

Индекс развития ИКТ 2010 г.: 47-е место из 152-х стран

Уровень грамотности взрослого населения Количество зачисленных в учебные заведения среднего профессионального об-

9 разования 63

Число линий стационарной телефонной связи Процент индивидов, использующих

на 100 жителей 37 Интернет, % 53

Ширина полосы пропускания международного тра- Процент домашних хозяйств с ком-

фика Интернета (бит/с) на одного пользователя 38 пьютером, % 51

Индекс сетевой готовности 2012 г. ■ 56-е место из 142-х стран

Время, чтобы подписать контракт, дни 11 Абсорбция технологий фирмами 130

Охват высшим образованием, % 13 Защита интеллектуальной собственности 126

Тарифы на стационарный широкополосный ин- Интенсивность местной конкуренция 124

тернет, долл./мес. 17 Независимость суда 123

Ведение бизнеса 2012 -2013 гг.: 112-е место из 183-х стран

Обеспечение исполнения контрактов 11 Подключение к системе электроснабжения 184

Регистрация собственности 46 Получение разрешений на строительство 178

Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства) 53 Международная торговля 162

Индекс развития человеческого потенциала 2011 г.: 66-е место из 187-ми стран

Ожидаемая и средняя продолжительность обучения 50 Ожидаемая продолжительность жиз- 120

ВНД на душу населения по ППС 56 ни при рождении

Источник: The Global Competitiveness Report 2011-2012; The Global Innovation Index 2011; Measuring of Information Society 2011; The Global Information Technology Report 2012; E-Government Survey 2012; Doing Business 2012; Human Development Report 2011.

Так как часть показателей в различных индексах повторяется, то такие показатели были приведены один раз в порядке упоминания.

Выделим основные конкурентные преимущества и ограничения для их реализации на основании данной информации.

Данные табл. 3 показывают низкий уровень системного развития, что проявляется в высокой поляризации значений различных факторов, участвующих в получении итоговых оценок. Можно выделить следующие наиболее явные дисбалансы в формирующейся инновационной системе:

- высокий охват высшим образованием не поддерживается соответствующей средней профессиональной подготовкой и мобильностью студентов вузов;

- высокие показатели охвата населения инженерным образованием не гармонизируются с низкой способностью национальных компаний к восприятию новых технологий. Результатом является низкий спрос на инновации со стороны компаний, усугубляемый низким уровнем местной конкуренции;

- развитые секторы высшего образования, науки и информационных технологий не находят отклика на внутреннем рынке, который не формирует стимулов для инноваций из-за низкого уровня конкуренции и общего развития институциональной среды, в частности, защиты интеллектуальной собственности;

- закономерно высокое место по экспорту компьютерных и коммуникационных услуг не сопровождается широким использованием таких технологий населением;

- рост числа заявок на патенты и полезные модели неминуемо столкнется с проблемами защиты интеллектуальной собственности и другими проблемами законодательного и судебного характера;

- активная политика государства по формированию информационного общества входит в противоречие с бременем возлагаемых на бизнес издержек государственного регулирования.

Таким образом, усилия государства и общества по созданию экономики знаний должны носить системный характер, так как наличие внутрисистемных противоречий тормозит процессы создания и трансфера знаний и инноваций между участниками инновационной системы.

Цели инновационного развития и международное позиционирование России. В конце 2011 г. был принят основополагающий для инновационной политики документ - Стратегия инновационного развития России до 2020 года, который определил национальные долгосрочные цели и приоритеты. В составе целевых показателей, отражающих уровень достижения стратегических целей развития, присутствуют как стандартные показатели, учитываемые международной и отечественной статистикой, так и показатели, имеющие национальную специфику3, которые не учитываются международной статистикой и не сопоставляются в международных рейтингах. Так как нас интересует, прежде всего, влияние достижения стратегических целей российского развития на изменение позиции России с точки зрения мирового сообщества, то были рассмотрены целевые показатели Стратегии 2020, совпадающие с мировыми аналогами. Таким образом, из исходных 45-ти показателей были выделены 16 показателей, представленные в табл. 4.

В табл. 4 обозначено текущее значение индикатора и соответствующее место России в рейтинге, а также целевое значение индикатора в 2020 г. и то место в текущем международном рейтинге, которое занимала бы Россия сегодня, если бы достигла запланиро-

3 Например, доля госслужащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом; доля выпускников учреждений профессионального образования, работающих по специальности не менее трех лет; количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.

ванной величины целевого индикатора. Указано также число позиций в рейтингах, которое сегодня отделяет Россию от прогнозного значения рейтинга.

Таблица 4

Оценка прироста международных рейтингов России в результате достижения целевых индикаторов реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

№ п/п Индикатор 2010 г. Место в международных рейтингах 2020 г. Прогнозное место в международных рейтингах Прирост рейтинга (число позиций)

1. Доля организаций, использующих широ-

кополосный доступ к сети Интернет, в

общем числе организаций, % 56 14 98 1 13

2. Доля организаций, имеющих веб-сайт, в

общем количестве организаций , % 24 30 90 1 29

3. Доля домохозяйств, имеющих доступ к

сети Интернет с персонального компь-

ютера, в общем числе домохозяйств, % 34 57 95 2 55

4. Количество триадных патентных семей, более

ежегодно регистрируемых российскими

физ. и юрид. лицами, ед. 63 24 2500 4 20

5. Внутренние затраты на исследования и

разработки, % ВВП 1,3 31 3 8 23

6. Доля инновационных товаров, работ, ус-

луг в общем объеме экспорта товаров,

работ, услуг организаций промышлен-

ного производства, % 5,5 90 15 8 82

7. Доля населения, участвующего в непрерыв-

ном образовании (за 12 мес.), в числе оп-

рошенных в возрасте от 25до 64 лет, % 30,8 27 55 9 18

8. Доля России в общемировом количестве

публикаций в научных журналах, ин-

дексируемых в базе данных «Сеть нау-

ки» (WEB of Science), % 2,08 16 3 10 6

9. Место Российской Федерации

в международном рейтинге по индексу

развития информтехнологий 48 в числе 10-ти 38

10. Внутренние затраты на образование, % ВВП 5,1 79 6,5 11 68

11. Доля населения в возрасте 5 - 18 лет, ох-

ваченная образованием, в общей чис-

ленности населения 5-18 лет, % 93,6 73 97 39 34

12. Государственные расходы на образова-

ние, % ВВП 4, 2 91 5,3 50 41

13. Доля организаций, осуществляющих тех-

нологические инновации, в общем числе Средняя по ЕС=50

организаций - всего, %, в том числе: 7,7 39 25

14. Доля инновационных товаров, работ, услуг,

новых для рынка сбыта организаций, в Великобритания,

общем объеме отгруженных товаров, вы- Финляндия = 15,8;

полненных работ, услуг организаций про- 0,4 8 Германия = 12,9

мышленного производства, %* [12]

15. Число цитирований в расчете на

одну публикацию российских исследова- Ниже большин-

телей в научных журналах, индексируе- ства стран

мых в базе данных WEB of Science, ед.* 2,4 4 ОЭСР[13]

16. Внутренние затраты на исследования и

разработки по источникам финансиро-

вания: Ниже США и

бюджетные средства* 69 43 ЕС-27 (33,8) [13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внебюджетные средства 31 57

* В рассматриваемых рейтингах данные индикаторы отсутствовали, однако статистические источники позво-

ляют проводить определенные сравнения.

Сравнительный анализ целевых индикаторов и показателей международных рейтингов показывает, что постулированные в Стратегии 2020 цели нельзя назвать слишком амбициозными - по значительной части показателей заявленные

цели уже достигнуты многими странами, и трудно рассчитывать, что до 2020 г. эти страны будут стоять на месте. Вероятно, они также продвинутся на пути инновационного развития.

Достижение национальных целей инновационного развития приведет к значительному росту (развитию) отдельных элементов национальной инновационной системы: развитию информационных технологий, росту инновационной активности, увеличению затрат государства и бизнеса на исследования и разработки, на образование.

В то же время значительных изменений в факторах, препятствующих инновационной деятельности и ограничивающих конкурентоспособность России в мировом масштабе, в рамках сформированных целевых показателей не наблюдается -основные ограничения по повышению конкурентоспособности в мировом контексте находятся вне фокуса внимания Стратегии - 2020. Напомним, что к таким факторам относятся, прежде всего, рыночные и государственные институты, которые в настоящее время в большей степени тормозят, чем стимулируют, инновационную активность населения и компаний. Для достижения устойчивых системных эффектов требуются дополнительные усилия, направленные на значительные изменения институциональной среды, а также на формирование позитивного отношения населения и предпринимателей к происходящим изменениям.

* * *

Анализ наиболее широко используемых международных индексов, отражающих место России по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами, показывает, что рейтинги России получены на основе достоверных исходных данных, статистическая информация в основном опирается на национальные источники и значительных отклонений от данных официальной отечественной статистики не обнаружено. Данные, полученные на основании опросов и обследований, как правило, собираются и обобщаются российскими организациями и отражают объективную ситуацию в экономике и социуме.

Основные факторы, которые позитивно влияют на место России в ряду других стран, связаны с высоким уровнем образования населения, большой емкостью внутреннего рынка, стабильной макроэкономической обстановкой, быстрым освоением населением и правительством информационно-коммуникационных технологий, формированием государственной политики поддержки и стимулирования развития науки, образования и инноваций.

Главными препятствиями на пути инновационного развития как основы долгосрочной конкурентоспособности выступают неразвитость институциональной среды, медленное формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, архаичность российских компаний (низкая способность к освоению новых технологий и низкая клиентоориентированность), слабая интегрированность отечественной науки и образования в мировое сообщество, высокие издержки государственного регулирования экономики. Во многом нерешенной проблемой остается состояние среды для бизнеса -вряд ли оптимистично ожидать высоких темпов роста от инновационного бизнеса, действующего так или иначе в рамках бизнес-среды низкого качества.

Достижение долгосрочных целей, определенных Стратегией - 2020, безусловно, позитивно повлияет на место России в мировом сообществе, однако предполагаемая динамика изменений не имеет радикального характера. Как можно видеть из представленных данных, в настоящее время многие страны уже достигли или пре-

взошли заложенные в Стратегии - 2020 целевые показатели, а к 2020 г. они, скорее всего, продвинутся гораздо дальше и достигнут большего.

Поставленные в Стратегии - 2020 долгосрочные цели развития ориентированы на развитие отдельных элементов инновационной системы и не фокусируются на развитии устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Целевые показатели Стратегии отражают в большей степени специфику переживаемого страной периода и в меньшей степени ориентированы на накопленный мировой опыт построения «экономики знаний». Достижение выдвинутых стратегических целей к 2020 г. повысит рейтинг России с точки зрения международного сообщества по ряду показателей, но в рейтингах конкурентоспособности и развития человеческого потенциала позитивные сдвиги будут определяться другими факторами, которые не нашли своего отражения в целевых индикаторах Стратегии.

Не существует простых рецептов роста конкурентоспособности. Создание «экономики знаний» является не только целью, но и средством повысить уровень и качество жизни, поэтому представляется необходимым не только дополнить целевые индикаторы показателями, отражающими изменения в системе норм и ценностей, культуре, ментальности и традициях населения России, но и разработать специальные программы, направленные на достижение целей социального инновационного развития.

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Электронный ресурс www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124 (Режим доступа: 12.11.2012).

2. The Global Competitiveness Report 2011-2012. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf (Режим доступа: 12.11.2012).

3. От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из Индекса глобальной конкурентоспособности (из доклада Всемирного экономического форума и Евразийского института конкурентоспособности) //Вопросы экономики. 2011. № 8.

4. The Global Innovation Index 2011: Accelerating Growth and Development //Ed. Dutta S., INSEAD, 2011.

5. Measuring of Information Society 2011 // http://www.itu.int/net/pressofpce/backgrounders/general/pdf5.pdf (Ре-

жим доступа: 12.11.2012).

6. The Global Information Technology Report 2012 // http://www3.weforum.org/docs/Global_IT_Report_2012.pdf (Режим доступа: 12.11.2012).

7. E-Government Survey 2012 // http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf (Режим доступа: 12.11.2012).

8. Doing Business 2012 // http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2012 (Режим доступа: 12.11.2012).

9. Ведение бизнеса-2012//http://russian.doingbusiness.org/rankings/russia (Режим доступа: 12.11.2012).

10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной экономической политике» (пункт «д» раздела 1).

11. Human Development Report 2011 // http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/ (Режим доступа: 12.11.2012).

12. Индикаторы инновационной деятельности. Стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.

13. Индикаторы науки. Стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.

Приложение Таблица

Общий список международных индексов

№ п/п Название индекса Число первичных показателей Место России (по последнему году) Число стран (по по-следне-му году) Источник/ российский партнер Число ссылок в Google

англоязычном, млн. в русскоязычном, тыс.

1 Индекс глобальной конкурентоспособности 113 67 144 Всемирный экономический форум Стратеджи Парт-нерс Групп 5,6 204

2 Глобальный инновационный индекс 80 56 125 Международная школа бизнеса INSEAD 20,1 195

3 Индекс развития информационно-коммуникационных технологий 11 47 152 Международный союз электросвязи (ГГЦ) 4 166

4 Индекс готовности к сетевому миру 4 субиндекса 10 первичных показателей 56 142 Всемирный экономический форум Всемирный банк Международная школа бизнеса INSEAD 53 тыс. 800

5 Индекс готовности стран к электронному правительству 3 субиндекса 11 первичных показателей 27 193 Департамент экономического и социального развития ОНН (UNDESA) 1, 5 271

6 Ведение бизнеса 9 блоков 36 показателей 120 183 Всемирный банк 381 303

7 Индекс развития человеческого потенциала 3 субиндекса 4 показателя 66 187 United Nations Development Programme 288 70,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.