УДК 316.4
Роль университета в формировании основ социально-трудовых отношений в дотрудовой период: теоретические аспекты
Петрякова Е.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии Астраханского государственного технического университета
В данной статье рассматриваются особенности и возможности университета как значимого социального и общественного субъекта в процессе формирования основ социально-трудовых отношений у студентов (в дотрудовой период). Подчеркивается деятельностная природа социально-трудовых отношений, описывается взаимосвязь в становлении данного типа социальных отношений и особенностей поведения и взаимодействия студентов в процессе учебной деятельности.
Ключевые слова: университет, социально-трудовые отношения, студенчество, типы социально-трудовых отношений, стратегии поведения
Несмотря на исторические и общественные коллизии в современном мире, традиционной общественной функцией российской системы высшего образования остается воспроизводство кадров для различных отраслей экономики регионов и общества в целом. Университеты в этом процессе играют особую роль как высшие учебные заведения, имеющие длительную уникальную историю, накопленные традиции, систематизированные возможности взросления студентов как будущих специалистов в конкретной профессии.
Актуальными и перспективными направлениями развития университетов выступают создание и развитие социально-экономических процессов, социального воспроизводства общества во всей совокупности социальных отношений, воссоздания социальных групп (в том числе профессиональных) [1]; участие в формировании человеческого капитала [2, с. 163; 3]; поиск и нахождение своей оптимальной миссии в образовательном и общественном пространствах [4]. Особое внимание университетов сегодня обращено к процессу подготовки таких выпускников-профессионалов, которые будут всегда конкурентоспособными и способными включаться в деятельность организаций с хорошо сформированной готовностью профессионально и личностно (социально-психологически) трудиться, взаимодей-
ствовать, адекватно сотрудничать и соперничать, устанавливать связи, выстраивать социально-трудовые отношения [5]. Современный университет можно рассматривать как сконцентрированный «макет» социальных отношений, взаимосвязей и взаимодействий многообразных ролей и статусов, составляющих организационную структуру университета; это и своего рода «тренировочная площадка» для овладения социальным взаимодействием и становления социальных отношений в различных учебных ситуациях и контекстах как в стенах университета, так и во взаимодействии с организациями экономики региона и страны.
В социальной системе общества университеты играют как минимум две важные общественные и социальные роли: во-первых, занимают «базовую» нишу - как начальный «дотрудовой» этап формирования специалиста (в ходе получения высшего профессионального образования); во-вторых, играют «сопровождающую» роль (трудовой этап) в развитии профессиональных и личностных особенностей специалиста на протяжении всей его трудовой деятельности (через программы повышения квалификации, тренинговые формы взаимодействия с теоретиками и практиками университетов, научно-практические площадки обмена опытом в профессии и т.д.).
Дотрудовой период подготовки специалиста в университете как базовый для формирования и развития социально-трудовых отношений мало изучен в литературе [6; 7]. При этом требования рынка труда к социальной адаптированности, быстрой включенности и оптимальной результативности в социально-трудовых отношениях существуют негласно, как незакрепленная законодательно социальная практика, которая чаще проявляется в феномене «конкурентоспособности» [5]. Прежде чем изучить подробнее процесс формирования социально-трудовых отношений в университете, уточним содержание основной категории «социально-трудовые отношения» и установим её соотношение с понятиями «трудовые отношения», «труд». Социально-трудовые отношения (далее - СТО) в рамках нашего исследования — это «объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов отношений в процессе труда и связанными с ним сферами деятельности, направленные на реализацию целей предприятия и регулирование качества трудовой и связанных с ней сфер жизни индивида» [8, с. 359]. Значение СТО в общественной и социальной жизни трудно переоценить. Социально-трудовые отношения создают основу для развития конкурентоспособности и самореализации специалиста на рынке труда, участвуя в непрерывной социализации людей как субъектов общественных отношений. В социально-трудовых отношениях осуществляется социально значимая диспозиция субъектов (отдельных личностей и социальных групп) через распределение функциональных ролей для удовлетворения экономических потребностей всех членов данного общества, складывается социально значимая модель поведения отдельной личности, формируется общественно необходимый механизм взаимодействия субъектов [9, с. 2355]
Трудовые отношения можно рассматривать как часть социально-трудовых отношений, в большей степени как экономическую категорию [6, с. 77; 10, с. 40]. Социальная природа категории «труд» предполагает отношение человека к актуальной деятельности, его социальной активности, ответственности, особенности взаимоотношений людей и социальных групп в производственных коллективах [11; 12]. Актуализируется деятельностная основа социально-трудовых отношений - готовность к активной деятельности, проявлению социальной активности, демонстрации конструктивных форм взаимодействия и отношения к актуальным трудовым событиям и ситуациям, осознание своего статуса, ролевой обусловленности поведения, понимание взаимосвязи активности и результатов деятельности, стратегий и позиций поведения в процессе труда. В данном контексте тесно взаимосвязано изучение трудовых и профессиональных аспектов взаимодействия и взаимоотношений людей в различных 110
статусах, формирования социально-профессиональных отношений в период обучения в вузе [13]; исследования профессиональной мотивации, социально-профессиональных ориентаций и ожиданий студентов [14; 15]. Совместно эти направления исследований составляют базис в изучении становления профессионализма, экспертности, социального успеха человека в профессиональной деятельности.
Студенты как социальная группа имеют все необходимые социальные, социально-демографические и социально-психологические особенности для «гибкого» (вариативного, избирательного) формирования основ социально-трудовых отношений в период обучения в университете. Социально-демографические характеристики студентов в большинстве своём неустоявшиеся, находятся в стадии формирования (например, семейный статус, образование, занятость, место проживания). Ценностные ориентации и личностные качества студентов также чаще всего в зоне развития, поиска, становления [16]. Студенты ещё только познают себя, определяют своё отношение к окружающему миру, изучают социальное устройство общества, организационных структур (на примере вуза, предприятий экономики как базы различных форм практик), выстраивают отношение к профессии и аспектам будущей профессиональной деятельности (статусно-ролевой системе, особенностям социальных связей, практике взаимодействия). Очевидно, что студенты являются наиболее «открытой» социальной группой для становления социальных отношений и, в частности, СТО. Поэтому процесс овладения студентами основ социально-трудовых отношений уже в университетский период жизни вполне реален - через осознание своих социальных ролей, овладение умением оценивать адекватность своих поведенческих актов, влияния их на результаты взаимодействия и установления социальных связей и отношений с людьми, формирование конструктивных стратегий поведения в различных социальных ситуациях взаимодействия.
Студенты, зачастую ещё не состоящие официально в трудовых отношениях с работодателями, но включенные в университетский процесс до-трудового взаимодействия, могут познать природу социально-трудовых отношений уже в учебной деятельности (теоретически и практически), во взаимодействии с разными социальными группами и людьми различных статусов (студентами других групп и других направлений подготовки, руководителями и сотрудниками университета, потенциальными работодателями и т.д.), «примеряя» многообразные роли, формируя деятельностную природу своего взаимодействия [17]. Студенты имеют возможности принимать участие в активных формах теоретического обучения, во всех видах практик (учебной, производственной, преддипломной),
в учебно-воспитательных и развивающих мероприятиях. Эти аспекты учебной деятельности студентов призваны достичь общественно значимых целей университета (подготовка конкурентоспособных специалистов) и личных целей обучающихся (удовлетворение образовательных потребностей в профессиональном образовании, формирование личного и профессионального капитала).
Социологический анализ социально-трудовых отношений предполагает в числе прочего изучение поведенческих особенностей деятельности человека, который включен в систему общественного производства. Поведенческие особенности могут содержать действия (или бездействия), характер этих действий, позиции и стратегии, демонстрирующие субъективное отношение человека к деятельности, особенности усвоения им правил социального взаимодействия. Характеристики поведения и взаимодействия влияют на формирование готовности к труду, определяют успешность и быстроту вхождения человека в трудовую деятельность [7; 18].
Существующая типология социальных отношений (патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт) [19, с. 19] не только раскрывают всю полноту содержания СТО относительно экономических и социальных условий труда, но указывают на значимость социального взаимодействия и взаимосвязанных с ним категорий ролей, стратегий взаимодействующих субъектов (личностей) для развития и регулирования СТО.
Продолжение работы читайте в журнале «Вестник экономики, права и социологии». -2023. - № 1.
Литература:
1. Некрасов С.Ф. Воспроизводство общественного мнения как социально-политический процесс // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 5-4. - С. 881-884.
2. Бурганова Л.А. Управление изменениями в системе высшего образования: проблемы методологии // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 2. - С. 162-166.
3. Княгинина К.И., Хайруллина Ю.Р. Формирование регионального человеческого капитала как функция института высшего образования // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. - 2017. - № 12. - С. 134-140.
4. Воинова А.А. От модели «Университета 1.0» к модели «Университета 3.0»: смена образовательной парадигмы // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 73-7. - С. 114-118.
5. Садовникова О.Н. К вопросу о сущности понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности» // Современные тенденции в научной деятельности: Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22 ноября 2017 года. - М.: Научный центр «Олимп», 2017. - С. 340-344.
6. Чилипенок Ю.Ю. Социальное взаимодействие как основа социально-трудовых отношений // Петербургская социология сегодня. - 2015. -№ 6. - С. 64-88.
7. Поваренков Ю.П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 212-219.
8. Мраморнова О.В. Содержание категории «социально-трудовые отношения» // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 4. - № 2(60). - С. 357-361.
9. Испулова С.Н. Управление социально-трудовыми отношениями как предмет социологического анализа // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: [УрФУ], 2015. - С. 2347-2356.
10.Сухинин И.В. Закономерности развития экономических отношений на рынке труда в условиях модернизации российской экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - М., 2013. - 53 с.
11. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда: учеб. и практикум для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 434 с. - URL: https://urait.ru/bcode/493444
12. Ильясов Ф.Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 5. - С. 13-25.
13. Мухаметшин А.Т. Методологические ориентиры формирования профессионализма студента университета в русле актуального социального контекста // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 25 июня 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2021. - С. 178-182.
14. Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р. Профессиональная мотивация студентов технических спе-
циальностей (на материалах социологического исследования в Республике Казахстан и Республике Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 3. - С. 196-199.
15. Антонова О.Г., Хайруллина Ю.Р., Щанина Е.В. Профессиональная мотивация и адаптация студентов технических специальностей (на материалах конкретно-социологических исследований в Республике Татарстан и Республике Казахстан) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020.
- № 3(55). - С. 61-70.
16. Костина О.А. Студенчество как особая социальная группа: понятие, характеристика, проблемы // Социальная работа - феномен цивилизованного общества: материалы VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Саранск, 20 ноября 2015 года / ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева».
- Саранск: ИП Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2015. - С. 49.
17. Тюрина Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008. - № 3. - URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/deyatelnostnyy-podhod-v-sotsiologii-v-issledovanii-otechestvennogo-obrazovaniya
18.Геташвили М.А. Патернализм как элемент социально-трудовых отношений // Вестник ПНИ-ПУ. Социально-экономические науки. - 2013. - № 19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ paternalizm-kak-element-sotsialno-trudovyh-otnosheniy
19.Одегов Ю.Г., Сидорова Е.М. Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. - 296 с.
The Role of the University in the Formation of the Foundations of Social and Labor Relations in the Pre-Labor Period: Theoretical Aspects
Petryakova E.A.
Astrakhan State Technical University
This article examines the features and capabilities of the university as a significant social and public entity in the process offorming the foundations of social and labor relations among students (in the pre-labor period). The activity nature of social and labor relations is emphasized, the interrelation in the formation of this type of social relations and the peculiarities of behavior and interaction of students in the process of educational activity is described.
Key words: university, social and labor relations, students, types of social and labor relations, behavior strategies