Научная статья на тему 'Роль универсальных международных межправительственных организаций в противодействии глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии'

Роль универсальных международных межправительственных организаций в противодействии глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1963
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ООН / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL SAFETY / UN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карлова Наталья Владимировна, Галиев Рустам Салижанович

Существующие проблемы в сфере экологии наносят невосполнимый ущерб государствам и международному сообществу в целом. Современный уровень международных отношений требует более четкой координации действий субъектов международного права, одним из инструментов которой является сотрудничество государств посредством международных организаций. Международные организации играют важную роль в противодействии глобальным вызовам и угрозам, в том числе и в сфере экологии. В статье рассмотрена деятельность международных организаций в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of universal international intergovernmental organizations in counteracting global challenges and threats in the sphere of ecology

The existing problems in the sphere of ecology cause irreparable damage to the states and the international community as a whole. The current level of international relations requires more precise coordination of the activities of the subjects of international law, one of the instruments of which is the cooperation of states through international organizations. International organizations play an important role in countering global challenges and threats, including in the sphere of ecology. The article examines the activities of international organizations in the sphere in question.

Текст научной работы на тему «Роль универсальных международных межправительственных организаций в противодействии глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии»

УДК 34

ББК 67 © Н.В. Карлова, Р.С. Галиев, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

РОЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

Наталья Владимировна Карлова, декан юридического факультета

Алтайский государственный университет (656049, Барнаул, Социалистический пр-т, д. 68) E-mail: karlova@email.asu.ru

Рустам Салижанович Галиев, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49) E-mail: galiev.barnaul@gmail.com

Аннотация. Существующие проблемы в сфере экологии наносят невосполнимый ущерб государствам и международному сообществу в целом. Современный уровень международных отношений требует более четкой координации действий субъектов международного права, одним из инструментов которой является сотрудничество государств посредством международных организаций. Международные организации играют важную роль в противодействии глобальным вызовам и угрозам, в том числе и в сфере экологии. В статье рассмотрена деятельность международных организаций в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: международные организации, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, ООН.

THE ROLE OF UNIVERSAL INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN COUNTERACTING GLOBAL CHALLENGES AND THREATS IN THE SPHERE OF ECOLOGY

Natalya V. Karlova, Dean of the Faculty of Law

Altai State University (656049, Barnaul, Socialisticheskij pr-t, d. 68)

E-mail: karlova@email.asu.ru

Rustam S. Galiev, candidate of legal sciences, associate professor of the Chair of Constitutional and International Law Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49) E-mail: galiev.barnaul@gmail.com

Annotation. The existing problems in the sphere of ecology cause irreparable damage to the states and the international community as a whole. The current level of international relations requires more precise coordination of the activities of the subjects of international law, one of the instruments of which is the cooperation of states through international organizations. International organizations play an important role in countering global challenges and threats, including in the sphere of ecology. The article examines the activities of international organizations in the sphere in question.

Keywords: international organizations, environmental protection, environmental safety, UN.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Карлова Н.В., Галиев Р.С. Роль универсальных международных межправительственных организаций в противодействии глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5): 170—173.

Соблюдая Устав Организации Объединенных Наций и общепризнанные принципы международного права, мировое сообщество вступило в период формирования полицентричной глобальной и региональных межгосударственных политических и экономических систем, которые обеспечивают стабильное развитие человечества. Складывается определенно новая геополитическая обстановка, в которой наблюдается укрепление новых центров финансового роста и политического управления, все это прямым образом, оказывает влияние, как на национальную, так и на международную политику и обеспечение безопасности. При этом остаются факторы, дестабили-

зирующие развитие мирового сообщества в целом, из которых в числе основных следует назвать глобальные вызовы и угрозы в сфере экологии.

Сегодня обеспечение экологической безопасности стало важнейшей задачей мирового сообщества и каждого государства. Только действуя сообща и по всем направлениям, можно сформировать ответственное отношение к окружающей среде, способствующее устойчивому развитию человечества, которое на сегодняшний день производно от обеспечения экологической безопасности [7, с. 51].

Существует тесная взаимосвязь безопасности и развития, включающая в себя множество взаимозави-

симых аспектов. Устойчивое развитие — это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов и аспектов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через развитие и развитие — через обеспечение безопасности [4, с. 14].

Учитывая современный характер экологической проблематики, международные организации являются важным элементом системы международных экологических отношений, являясь платформой сотрудничества государств.

В настоящее время в мире функционирует более 60 различных международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды [8, с. 369]. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды, можно разделить на две большие группы: международные межправительственные и международные неправительственные (общественные) организации.

Немаловажна в современной системе глобального управления роль международных экологических неправительственных организаций. Экологические международные неправительственные организации принимали участие в подготовке многих важнейших международных договоров по защите окружающей среды, в том числе в разработке Киотского протокола (1997 г.) и Конвенции о биологическом разнообразии (2000 г.).

Однако действия экологов, порой радикальные, создают весьма противоречивую репутацию большинству международных экологических неправительственных организаций. Зачастую природоохранные МНПО воспринимаются не как реальные защитники окружающей среды, а как возмутители общественного спокойствия или даже как «пятая колонна», выполняющая чей-то политический заказ [2].

В данной статье речь пойдет именно о международных межправительственных организациях, являющихся субъектами международного права и непосредственно в силу своей правосубъектности участвующие в создании и реализации норм международного права в данной сфере.

Эпохальное для развития всего международного права и международных отношений событие ХХ в. — создание Организации Объеденных Наций (далее — ООН), явилось и существенным обстоятельством активного развития деятельности международных ор-

ганизаций в обеспечении безопасности относительно глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии.

Организация Объединенных Наций, в силу своей практически универсальной правосубъектности, является наиболее авторитетной из международных организаций. Организация Объединенных Наций вносит чрезвычайно важный вклад в преодоление всемирного экологического кризиса. В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [9], в которой охарактеризованы основные проблемы Земли и намечены пути их решения. В частности, в Резолюции Генеральной Ассамблеи отмечается, что истощение ресурсов планеты и последствия деградации окружающей среды, в том числе нехватку воды, опустынивание, засухи, утрата биоразнообразия, ухудшение земель, являются факторами, приумножающими и обостряющими многочисленные проблемы, стоящие перед человечеством. Из 17 целей устойчивого развития, поставленных перед человечеством, шесть целей прямо посвящены проблемам экологического характера.

Необходимо отметить, что в 1997 г. Международный Суд ООН в своем решении по делу о проекте Габчиково-Надьмарош (система плотин на Дунае) по спору между Венгрией и Чехословакией (решение 1997 г.) (Danube Dam Case (Gabcikovo-Nagymaros Project) (Hungary v Slovakia) [5, с. 330—335], впервые ссылался на действующую тогда Концепцию устойчивого развития (Повестка дня на XXI в.), подтвердив, что Концепция носит не абстрактный, а нормативный характер.

Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган — ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет управляющих — главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений.

Большое количество международных соглашений были разработаны и приняты при непосредственном участии Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), кото-

рая, как определенно в Найробийской декларации 1997 г. [6], выполняет роль глобального органа по охране природы, определяет экологическую повестку дня, содействует в деле реализации экологического аспекта устойчивого развития в рамках системы ООН и является авторитетным защитником интересов окружающей среды.

Также среди универсальных международных межправительственных организаций, занимающихся вопросами противодействия глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии, следует выделить и некоторые специализированные организации и учреждения, действующие под эгидой ООН.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Основные направления деятельности МАГАТЭ по охране окружающей среды и ядерной безопасности это радиологические исследования, совершенствование методов обращения с отходами, разработка вопросов радиационной безопасности, изучения последствий ядерных взрывов [1; 10].

Страшные свидетельства аварий на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1» подтверждают, что в атомной энергетике национальных аварий не существует и необходимо универсальное регулирование обеспечения эколого-радиационной безопасности [3].

Несмотря на то, что МАГАТЭ не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку согласованных многосторонних норм. Эти нормы приобретают все большее значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосударственных норм и правил.

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), также в своей деятельности уделяет внимание некоторым аспектам экологического характера. Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

Еще в середине 70-х гг. ХХ в. ЮНЕСКО и ЮНЕП приняли и начали совместно осуществлять

долгосрочную Международную программу по образованию в области окружающей среды. В 80-е гг. идеи организации всеобщего, непрерывного экологического образования все более активно проникают в общественное сознание. С начала 90-х гг. научно-просветительская и образовательная деятельность в области охраны природы развивается в контексте устойчивого развития [11, с. 111].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция данной международной организации заключается в изучении вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой. ВОЗ в своей деятельности разрабатывает различные рекомендации, которые конечно не имеют какой-либо юридической силы, однако служат основой для разработки региональных и национальных программ в данной сфере.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов.

Международная морская организация (ИМО), которая занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), которая исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

Международные организации, действуя в интересах консолидации и координации усилий международного сообщества с целью противодействия угрозам экологической безопасности, а также проведения единой политики государств-участников ООН, заинтересованных в обеспечении данного вида безопасности, вносят неоценимый вклад в противодействие глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии.

Полагаем, что участие международных организаций является необходимым условием устойчивого развития, деятельность этих организаций в рассмотренной сфере оказала непосредственное влияние на процесс становления и формирования международно-правовых основ и дальнейшего развития механизмов и форм сотрудничества государств в противодействии глобальным вызовам и угрозам в сфере экологии.

Литература

1. Алексахин Р.М. Программы МАГАТЭ по ядерной безопасности и защите внешней среды // Атомная энергия. Т. 35. Вып. 1. 1973. С. 72, 73.

2. Карлова Н.В. Международно- и конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности // Алтайский юридический вестник 2017. № 4 (20). С. 46-51.

3. Кожевников К.К. Эколого-правовая сущность ядерной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2015. №4 (53). С. 73-77.

4. Куценко В.В., Сидоренко С.Н., Любинс-кий В.С., Гурова Т.Ф., Любинская Т.В. Обеспечение экологической безопасности — важнейший элемент национальной безопасности Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2009.

5. Международное право. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, М.Н. Копылова. М.: Издательский дом Юрис Пруденс, 2011.

6. Найробийская декларация о роли и мандате Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Резолюция специальной 19-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН A/S-19/5 от 4 марта 1997 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.-org/doc/UNDOC/GEN/N97/057/95/PDF/N9705795.pd f?OpenElement

7. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 39. С. 49-76.

8. Право международных организаций: Учебник / И.П. Блищенко [и др.] М.: Российский университет дружбы народов, 2013.

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. (A/70/L. 1). Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N152919 2.pdf?OpenElement

10. Фесенко С., Фогт Г. Ядерная энергетика и окружающая среда: обзор проектов МАГАТЭ // Радиационная биология. Радиоэкология. 2012. Т. 52. № 6. С. 636-651.

11. Шахмарданов З.А. Экологическое образование — фактор устойчивого развития общества // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 2 (28). С. 112-114.

References

1. Aleksakhin R.M. Programmy MAGATE po yader-noy bezopasnosti i zashchite vneshney sredy // Atomnaya energiya. T. 35. Vyp. 1. 1973. S. 72, 73.

2. Karlova N. V. Mezhdunarodno- i konstitutsionno-pravovyye osnovy obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti // Altayskiy yuridicheskiy vestnik 2017. № 4 (20). S. 46-51.

3. Kozhevnikov K.K. Ekologo-pravovaya sushch-nost' yadernoy bezopasnosti // Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. 2015. №4 (53). S. 73-77.

4. Kutsenko V.V., Sidorenko S.N., Lyubinskiy V.S., Gurova T.F., Lyubinskaya T.V. Obespecheniye ekologicheskoy bezopasnosti — vazhneyshiy element nat-sional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ucheb. posobiye. M.: RUDN, 2009.

5. Mezhdunarodnoye pravo. Praktikum: Ucheb. posobiye / Pod red. A.N. Vylegzhanina, A.YA. Ka-pustina, M.N. Kopylova. M.: Izdatel'skiy dom Yuris Prudens, 2011.

6. Nayrobiyskaya deklaratsiya o roli i mandate Programmy Organizatsii Ob"yedinennykh Natsiy po okruzhayushchey srede. Rezolyutsiya spetsial'noy 19-y sessii General'noy Assamblei OON A/S-19/5 ot 4 marta 1997 g. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/-UND0C/GEN/N97/057/95/PDF/N9705795.pdf?0pen Element

7. NaumovA.O. Mezhdunarodnyye nepravitel'stven-nyye organizatsii i problemy global'nogo upravleniya // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik.

2013. № 39. S. 49-76.

8. Pravo mezhdunarodnykh organizatsiy: Uchebnik / I.P. Blishchenko [i dr.] M.: Rossiyskiy universitet druzhby narodov, 2013.

9. Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON ot 25 sentyabrya 2015 g. (A/70/L. 1). Preobrazovaniye nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 g. // URL: https://documents-dds-ny.un.-org/doc/UNDOC/GEN/N 15/291/92/PDF/N1529192.pdf ?OpenElement

10. Fesenko S, Fogt G. Yadernaya energetika i okruzhayushchaya sreda: obzor proyektov MAGATE // Radiatsionnaya biologiya. Radioekologiya. 2012. T. 52. № 6. S. 636-651.

11. ShakhmardanovZ.A. Ekologicheskoye obrazo-vaniye — faktor ustoychivogo razvitiya obshchestva // Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya.

2014. № 2 (28). S. 112-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.