Научная статья на тему 'Механизмы регулирования мировой ресурсной политики'

Механизмы регулирования мировой ресурсной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКО-СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Кравцев Евгений Владимирович

В статье рассматриваются попытки современных государств разработать наиболее оптимальную политику природопользования в связи с дефицитностью природных ресурсов, из-за которой разгорается конкурентная борьба на международной арене. Также в статье описываются способы противодействия возникновению эко-социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Кравцев Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования мировой ресурсной политики»

Раздел II. Международные аспекты экологической политики

Механизмы регулирования мировой ресурсной

политики

Аннотация

В статье рассматриваются попытки современных государств разработать наиболее оптимальную политику природопользования в связи с дефицитностью природных ресурсов, из-за которой разгорается конкурентная борьба на международной арене. Также в статье описываются способы противодействия возникновению эко-социальных конфликтов.

Ключевые слова: природные ресурсы, экология, эко-социальные конфликты, окружающая среда, природоохранные задачи.

Авторы

Зорин Владимир Юрьевич

Доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук (Москва, Россия)

Кравцев Евгений Владимирович

Студент факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

В самом общем виде ресурсная политика определяется как совокупность целей, задач, а также средств их осуществления, практически реализуемых государством и обществом для комплексного управления поисками, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов в своих национальных интересах [7. — С. 2].

Формирование механизмов рационального использования природных ресурсов, а также технологий в области охраны окружающей среды становится важнейшим направлением для построения государственной политики ведущих

индустриальных стран мира. Качественно спланированная и организованная ресурсная политика является одним из ключевых критериев социального и экономического развития.

Современная ресурсная политика основывается на принципах эффективного природопользования, которые предполагают [4. — С. 275]: извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство;использова-ние и охрану природных условий среды жизни; сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического баланса природных систем.

Зорин В. Ю., Кравцев Е. В.

Механизмы регулирования мировой ресурсной политики

Также необходимо совершенствовать систему мониторинга и прогнозирования состояния природной среды, которая позволит непрерывно наблюдать за процессом использования ресурсов, поможет предугадать дальнейшие последствия принятых решений по природно-ресурс-ному вопросу. Ресурсная политика органично взаимосвязана с научно-техническим прогрессом. Инновационные разработки в различных областях НТП делают возможным переход с экстенсивного пути развития на интенсивный, что обуславливает экономию материалов, сырья и энергии на всех стадиях производства и потребления.

Тем не менее разработка оптимальной политики по управлению природными ресурсами на локальном, государственном и глобальном уровнях является крайне затруднительной проблемой. Во-первых, каждая страна отстаивает свои собственные национальные интересы по поводу реализации ресурсной политики, которые зачастую не совпадают с позициями других государств. Во-вторых, еще с давних времен сильнейшие мировые державы пытаются поставить под контроль как можно больше регионов с изобилием природных ресурсов, чтобы в дальнейшем диктовать свои условия на международной арене. В-третьих, действия отдельных государств неоднократно выходят за рамки уже принятых деклараций и соглашений по поводу возможных стратегий по ведению ресурсной политики, так как опять же эти договоренности не всегда соответствуют желаемым целям мировых акторов. В-четвертых, деятельность преступных группировок, которые захватывают и грабят территории с большим количеством ресурсов, а затем нелегально распространяют и продают их, также мешает выработать наиболее рациональную политику природопользования.

Из этого всего можно сделать вывод, что если делать упор на стихийное развитие общества, то наш мир в скором времени столкнется с огромным количе-

ством вооруженных конфликтов и экологических катастроф. Поэтому необходимо создавать универсальные механизмы для снижения ресурсной напряженности в мировом сообществе. Осознание человечеством данной проблемы дало стимул к разработке и развитию специальных фондов и комитетов при международных организациях, призванных обеспечивать сбалансированное взаимодействие социума со средой обитания. Такие учреждения анализируют и оценивают политику природопользования различных государств, выступают в роли независимых регуляторов на мировой арене.

Одним из наиболее известных органов, занимающихся природоохранными задачами, является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП координирует работу всех структур системы ООН, отвечающих за устойчивое развитие человека в окружающей его среде. Главная миссия этого подразделения звучит так: «Обеспечивать руководство и поощрять сотрудничество в области защиты окружающей среды; вдохновлять, информировать и предоставлять странам и народам возможность повышения качества жизни без ущерба для будущих поколений» [10].

Другим органом ООН, в деятельности которого важное место отводится организации сотрудничества всех государств в природоохранной области, является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) [11]. Он проводит исследования и составляет обзоры по международным вопросам защиты окружающей среды, с помощью которых возможно отследить динамику развития взаимоотношений человека с природой.

Такие экологические учреждения, как Гринпис, Фонд дикой природы (WWF), Глобальный экологический фонд (GEF), Фонд «Охрана природного наследия» и т. д., тоже вносят свой вклад в оптимизацию ресурсной политики, так как они отстаивают и развивают идею сохранения всех огромных богатств, которые были дарованы человечеству природной средой.

Русская политология — Russian Political Science

№ 3, 2017. Тема номера: «Экологическая политика современных государств: наука, бизнес, общество»

Основные положения современной мировой ресурсной политики были освещены Генеральной Ассамблеей ООН в документе «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», который был принят 25 сентября 2015 г. [6]:

1) сделать возможным всеобщее, равноправное и безопасное пользование питьевой водой и санитарно-гигиеническими средствами для всех граждан;

2) обеспечить доступ к надежным, недорогим и устойчивым источникам энергии для всех;

3) способствовать развитию экологически устойчивой и стойкой инфраструктуры в развивающихся странах за счет увеличения финансовой,технологической и технической поддержки наименее развитых стран;

4) содействовать организации экологически устойчивой урбанизации;

5) к 2030 г. добиться рационального освоения и эффективного использования природных ресурсов;

6) защита и восстановление морских ресурсов и экосистем суши.

Для успешного выполнения поставленных целей в области построения наиболее приемлемой для современных условий ресурсной политики следует опираться на трехуровневую систему, состоящую из межгосударственного и внутригосударственного элемента, а также гражданского общества. Совмещение этих трех составляющих возможно только при использовании инструментов так называемого «мягкого права», под которым понимается руководство рекомендательными, а не общеобязательными нормами [2. — С. 84]. Такого рода формальные отношения рассматриваются как промежуточный этап в процессе оформления юридического документа.

В самом общем виде существуют 2 пути решения конфликтов, связанных с борьбой за природные ресурсы [9. — С. 121]: 1) урегулирование конфликта силовым методом, который применяется толь-

ко при чрезвычайно обострившихся ситуациях, когда возможно уберечься от взаимного уничтожения только с помощью внешнего вмешательства; 2) урегулирование мирным путем, который подразумевает собой совместные переговоры и решение споров с помощью диалога.

Безусловно, приоритетным направлением является ненасильственный метод, так как стадия его реализации не сопровождается ни людскими, ни ресурсными потерями, а также полностью соответствует международным предписаниям. Согласно ст. 33 Устава ООН: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору» [8].

Мирное разрешение конфликтов предполагает следующие действия [5. — С. 133]:

1) преобразование реальности под ожидания заинтересованных сторон, убирая тем самым изначальный предмет возможного конфликта;

2) изменение личного отношения к проблеме, лежащего в основе противоборства;

3) изменение отношения оппонента к проблеме.

При регуляции отношений конфликтующих сторон независимый посредник в лице международной организации или дипломата должен лишь помогать участникам противостояния выбрать оптимальный путь выстраивания их дальнейшей ресурсной и мировой политики, но не брать всю ответственность этого процесса на себя, так как международное право ставит под запрет вмешательство любых представителей во внутренние и внешние дела другого государства [3].

Зорин В. Ю., Кравцев Е. В.

Механизмы регулирования мировой ресурсной политики

Также необходимо привлекать как можно больше представителей различных общественных слоев населения к урегулированию конфликта, чтобы на основе общего мнения в скором темпе разрешить конфронтацию и избежать ее смещения с межгосударственного уровня на более глобальный.

В наше время происходит как качественное, так и количественное увеличение примеров использования ненасильственных средств для разрешения международных споров, а также тенденция множества государств приводить право-

вое содержание принципа урегулирования международных конфликтов мирным способом в соответствие с требованиями общественной практики [1. — С. 39]. Такая политика, направленная на поддержание международной безопасности и развитие мирового сотрудничества, вносит существенный вклад в трансформацию современных природно-ресурсных отношений, которые не будут сопровождаться ожесточенной борьбой между всеми странами.

Литература

1. Батычко В. Т. Международное право. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. — 97 с.

2. Велижанина M. Ю. Борьба за контроль над природными ресурсами как причина внутренних вооруженных конфликтов // Актуальные проблемы современного международного права, Секция «Международное гуманитарное право». — М.: РУДН, 2012. — С. 74-84.

3. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. — URL: https://documents-dds-ny. un.org/doc/RESOLUTION/GEN/№ 0/221/44/IMG/№ 022144.pdf?OpenElement.

4. Костин А. И. Экополитология и глобалистика: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 418 с.

5. Манойло А. В. Урегулирование и разрешение международных конфликтов // Мир и политика. — 2013. — № 10 (85). — С. 130-140.

6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N1S/291/92/ PDF/N1529192.pdf?OpenElement.

7. Сергеев П. А. Ресурсная политика как фактор устойчивого развития мировой энергетики // Журнал: «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». — Вып. 12, 2011. — С. 2-5.

8. Устав ООН // http://dag.un.org/bitstream/handle/11176/3 873 62/UNK-1. pdf?sequence=1&isAllowed=y.

9. Mason S. A., Spillman K. R. Environmental conflicts and regional conflict management // Welfare Economics and Sustainable Development — Vol. 2. — Oxford, 2009. — С. 114-143.

10. Официальный сайт ЮНЕП. — URL: https://www.unenvironment.org/ru/node/70S.

11. Официальный сайт Экономического и Социального Совета ООН. — URL: https:// www.un.org/ecosoc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.