Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ В САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА'

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ В САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПОМОЩЬ В САМОВЫРАЖЕНИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжкова О.Б.

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждении СПО, приемы оказания помощи в самоутверждении подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ В САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА»

УДК 1

Рыжкова О.Б.

Педагог-психолог Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) Гуманитарно-педагогический колледж (г. Орехово-Зуево)

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ спо в оказании поддержки, помощи в

САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждении СПО, приемы оказания помощи в самоутверждении подростков.

Ключевые слова: помощь в самовыражении, развитие личности подростка.

Основные потребности подростков обусловлены возрастными особенностями развития, это потребности в уважении и признании, в том числе безоценочных внимании и поддержке, общении и принятии сверстниками, умении уверенно отстаивать своё мнение, четких правилах и границах, интересных жизненных событиях и удовольствии, творческом самовыражении и самореализации.

Подросткам тяжело, если они не чувствуют уважения и признания со стороны окружающих. Так как самоотношение подростка ещё не полностью сформировано, и он ориентируется во многом на внешнюю оценку, его потребность в уважении и признании гипертрофирована по сравнению с взрослыми.

Чувство взрослости также усиливает потребность в признании и уважении. Если взрослые не уважают подростка, он воспринимает это как отрицание своей взрослости, что вызывает возмущение подростка. Так как любая оценка ставит оценивающего выше оцениваемого, чем унижает его.

Для того, чтобы удовлетворить потребность подростка в уважении и признании, важно придерживаться идеи безоценочного общения с подростком. То есть избегать вербальных и невербальных оценок личности и поведения подростка.

Эта идея часто встречает сопротивление у взрослых: «Но мы же воспитываем, мы же должны давать оценку происходящему, иначе нельзя», - говорят они в один голос.

Педагог может и должен иметь свой взгляд на слова и действия подростка. Важно говорить об этом безоценочно, пользуясь техникой «Я-высказываний». Безоценочное внимание и поддержка подразумевают положительное внимание к чувствам подростка в любой ситуации.

Очень важно для подростков общение и принятие сверстниками. Критика компании подростка - достаточно распространенное явление.

Подросток испытывает потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение, в том числе перед преподавателями. Однако, часто педагоги, всячески пытаются подавить это в подростке, "поставить его на место". Если взрослые не позволят подростку отстаивать своё мнение:

- либо он не будет уметь отстаивать свое мнение во взрослости (чаще такое наблюдается у девушек);

- либо он будет крайне агрессивен в отстаивании своего мнения (неуверенность в себе, прикрытая агрессией), что будет делать его неприятным в общении (чаще такое наблюдается у парней);

- либо взрослые потеряют отношения с подростком.

Именно в подростковом возрасте человек начинает искать и пробовать способы самовыражения и останавливается на том, что ему по душе, что соответствует его внутреннему миру, его интересам, его возможностям. Это возраст, когда самовыражение приобретает активный характер, так как человек чувствует в этом острую необходимость.

Просыпается интерес ко всему новому и неизвестному, когда хочется всё

попробовать. Иногда такое желание носит негативный характер, поскольку пробовать

можно не только виды творчества, спорта, имиджа, но и определенные виды

развлечений, включающих в себя алкогольные и наркотические вещества, которые тоже

29

являются чем-то неизвестным и пробуждают некоторый интерес. Тем более что эти вредные вещества являются запретными а, как известно, это более всего привлекает человека, тем более, подростка, ведь в подростковом возрасте идёт постоянный протест, в связи с желанием быть свободным и взрослым.

Педагог должен суметь увидеть в нелепых, гротесковых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых. Необходимо помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление.

Часто наиболее изобретательными, одарёнными и преданными своему делу людьми оказываются именно «неподдающиеся» ребята.

Самовыражение - это путь к самореализации личности, а также компонент её социализации. Из этого следует, что самовыражение является необходимой частью жизни и развития на протяжении всей жизни человека.

Положительными формами самоутверждения и факторами снижения агрессивного поведения подростков являются выполнение общественно полезных дел, самоутверждения обучающихся через внеучебную деятельность.

Внеурочная деятельность - это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, а значит, и самоутверждения личности.

Целью любой внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, который зависит от интересов подростка, от вида творческой деятельности, в котором лучше всего человек может себя проявить. В свою очередь выбор вида творчества

зависит от склада личности, привычек, воспитания, темперамента, способностей, особенностей жизненного пути.

Педагоги могут помочь подросткам в вопросе самоутверждения, организовывая их внеурочную деятельность так, чтобы в основе занятий было подростковое творчество, так же помочь определиться с выбором направления внеурочных занятий, что способствует снижению агрессивных проявлений, социализации и самовыражению обучающихся.

Список литературы

Байлук, В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: в 3 ч.: монография / В. В. Байлук. - Екатеринбург, 2009.

Ромах О.В., Слепцова А.О. Творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности (http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/661 -creatшty-as-a-condition-for-the-formation-and-self-talented-individuals.html)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.