Научная статья на тему 'Процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности'

Процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ / ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ / ACADEMIC SUCCESS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RESPECT / PERFECTIONISM / SELF-ESTEEM / SITUATION OF SUCCESS / OVERCOMING CHALLENGES / WILLINGNESS TO LEARN / ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Людмила Борисовна, Худотеплова Елена Николаевна

В статье рассматривается процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности. Процесс рассматривается с позиции формирования у учащихся потребности, посредством доброжелательного отношения между педагогом и воспитанником, основанными на уважении и требовательности, возможности почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства через ситуацию успеха. Внеурочная деятельность должна являться источником внутренних сил обучающегося, рождающая энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of forming of academic success in extracurricular activities

In the article is considered the process of formation teaching success in out teaching activity. The process is considered from the position of formation of requirement of students by friendly relations between teacher and student based on respect and demand, on an opportunity to feel yourself confidently to strength the feeling of self respect through the situation of success. The out teaching activity must be as spring of inside power of students giving birth an energy for overcoming of difficulties and desire to learn.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности»

в том числе художественно-креативной. В данной парадигме творческость человека - это, прежде всего, рост и созреваниетого, что пред-задано наследственностью и средой. В данных концепциях не учитывается, что человек - это "природно-социально-духовное образование". Его природа биосоциальна, и главное в нем - способность мыслить, действовать и переживать с учетом тех или иных мировоззренческих позиций.

Другим крайним проявлением детерминизма в понимании эффектов художественного образования является социальный редукционизм, который абсолютизирует социальность художественного творчества человека. Утверждается, что социальныеусловия среды пронизаны общественно выработанными способами художественного проектирования, художественными ценностями. Социологизаторский подход решительно вытесняет антропологическую проблематику. Предметом изучения становится не индивидуально-художественное,а социально-групповое, нормализовано-эстети-ческое, не личностно-креативное,а "ролевое", стереотипизированное. В рамках обсуждения этого подхода следует подчеркнуть, что все общественные институты, эстетические установки, искусство и т.д. могут воздействовать на развитие личности, лишь реализуясь в индивидуальных взаимоотношениях людей, в их непосредственном или опосредованном общении. Человек как субъект своего бытия, внутренней жизни и судьбы "строится" в координатах отношений человека и социума. Человек является в мир, обладая способностями созидателя - достраивать, совершенствовать, устранять незавершенность мира (в том числе социального) через свою творческую деятельность.

Различные редукционистские взгляды складываются как результат гипертрофированного осмысления возможностей системы художествен но-педа готического образования. Однако анализ сильных и слабых сторон этих взглядов подводит к пониманию того, что будущность этой системы связана с антропным принципом художественного образования, с "окультуриванием натуры". Выполняя функции биосоциодуховного индикатора культуры, антропный принцип интегрирует в себе все другие парадигмальные установки, но не "снимает" их (в гегелевском смысле). Он реализуется в основополагающем единстве, в соотношении "человек-мир" как самоценность, в истории индивидуально-уникальной жизнеде- ^ ятельности, в которой каждый предстает одновременной какприродно-социальное, и как духовно-деятельностное существо во всем многообразии своих сущностных сил и родо-= вых потенций.

Таким образом, преодоление редукцион- КА ных тенденций в осмыслении сути хореографического образования, исследовании феномена хореографического творчества позволит раскрыть объективно существующие закономерности становления личности в предметном поле хореографии, разработать современные антропные технологические средства развития продуктивно-творческой личности, способной к самосовершенствованию и воспроизводству ценностей культуры.

Литература:

1. Дмитриев C.B. Учись читать движения, чтобы строить действия. - Н.Новгород : НГПУ, 2003.

2. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. - М. : Прогресс, 1973.

3. Сляднева Л.Н. Телесно-двигательная пластика: теория и практика. - Ставрополь : Ставролит, 2013.

THE PROCESS OF FORMING OF ACADEMIC SUCCESS IN EXTRA CURRICULA R A CTIVITIES

Sokolova Lyudmita Borisovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Faculty of Pedagogic of a Higher School, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Hudoteplova Elena Nikolaevna, Teacher-Psychologist, TashUnsky Polytechnical School, Orenburg region E-mail: elena_hudoteplov@mail.ru

In the article is considered the process of formation teaching success in out teaching activity. The process is considered from the position of formation of requirement of students by friendly relations between teacher and student based on respect and demand, on an opportunity to feel yourself confidently to strength the feeling of self - respect through the situation of success. The out teaching activity must be as spring of inside power of students giving birth an energy for overcoming of difficulties and desire to learn.

Keywords: academic success; extracurricular activities; respect; perfectionism; self-esteem; the situation of success; overcoming challenges; willingness to learn.

УДК 373 ВАК РФ 13.00.01

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Соколова Л.Б., 2017 ©Худотеплова E.H., 2017

¥

ш S

О

LU

<

CI ш

70

СОКОЛОВА Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

ХУДОТЕПЛОВА Елена Николаевна, педагог-психолог, Ташлинский политехнический техникум, Оренбургская область е!епа_ hudoteplov@mail.ru

В статье рассматривается процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности. Процесс рассматривается с позиции формирования у учащихся потребности, посредством доброжелательного отношения между педагогом и воспитанником, основанными на уважении и требовательности, возможности почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства через ситуацию успеха. Внеурочная деятельность должна являться источником внутренних сил обучающегося, рождающая энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ключевые слова: учебная успешность; внеурочная деятельность; уважение; требовательность; чувство собственного достоинства; ситуация успеха, преодоление трудностей; желание учиться.

I

Процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности имеет ряд последовательных действий в решении проблематики. Американский ученый, психолог, педагогУ. Глассер убежден, успех должен быть доступен каждому ребенку: преодоление трудностей в школе обеспечит достижение успеха во взрослой жизни [1, 17]. В.А. Сухомлинский обозначил роль успеха в личностном развитии подростка в качестве "единственного источника его внутренних сил" [2, 48], рождающего энергию для решения творческих задач, желания учиться.

И в данном случае, по мнению A.C. Белкина, велика роль создания ситуации, а вернее ситуации, подготовленной и реализованной в ходе педагогической деятельности. То, насколько опытно подобран инструментарий, зависит, поверит ли в свои силы ребенок, в противном случае в отсутствие веры в себя, едва ли он сможет надеяться на "светлое будущее".

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тянется к знаниям лишь тогда, когда переживает потребность в познании, когда им движет здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Доктор педагогических наук И.Ф. Харламов стоит на позиции, что ребенок будет хотеть много знать, при условии здоровых мотивов, интересов, подкрепленных успехом. По его мнению, сформулировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательным отношением между педагогом и воспитанником, основанным на уважении и требовательности, а дать возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. С этой позиции мы и будем рассматривать процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности.

Первым шагом в формировании учебной успешности является профессиональная подготовка и личностное развитие педагога. Так как внеурочная деятельность призвана формировать готовность личности к саморазвитию и непрерывному образованию, то соответственно и процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности должен носить лично ориентированный характер. Организация внеурочной деятельности должна быть продумана и реализована так, чтобы она являлась источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагоги, во время организации внеурочной деятельности, должны использовать принцип "Успех порождает успех". [2,39].

Обстановка на занятиях всегда должна быть благоприятной, доброжелательной и самое главное должна формироватьу подростка уверенность в себе, в свои силах, подросток должен получать внутреннее удовлетворение от деятельности, которой он занят.

Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться создать условия, которые помогли бы ему поверить в себя, увидеть к себе отношения как к человеку. Важно, чтобы педагог мог видеть в каждом ученике личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства подростка, право на свободу выбора. Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание во внеурочной деятельности ситуации переживания успеха.

При проведении занятий во внеурочное время наиболее надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Дифференциация заданий помогает предупредить не успешность на занятиях, заранее спланировать какое задание какому подростку необходимо подготовить, спрогнозировав ситуацию успеха. В процессе выполнения заданий важна моральная поддержка педагога словесные, поощрения, подбадривающие высказывания, "эмоциональное поглаживание" вызывающие у него уверенность в своих силах и формирующая благоприятную обстановку на занятиях. Какая бы форма занятий не была, педагог должен искренне быть заинтересован в успешной деятельности подростка. Компетентный в общении учитель никогда не позволит себе постоянную критику, унижения и осмеивание недостатков подростка. Такой учитель будет строить общение на уровне "взрослый-взрослеющий" с уважением и поддержкой. Если педагог обладает эмоциональной зрелостью, то он способен уважать мнение других, даже если эти другие -ученики, а также может проявлять доброту, сочувствие и взаимопонимание. Это способствует более искренним и неформальным отношениям между учителем и учеником.

Рассматривая процесс формирования учебной успешности, важно говорить и о ситуации неуспеха, неудачи, поскольку именно эти ситуации способны вызвать разочарование у подростка в себе и прервать путь успешности. Хороший педагог, педагог способный создать чувство защищенности и желание преодолевать препятствия и двигаться дальше, всегда

сможет проработать ситуацию неуспеха. Как только произошла ситуация неуспеха, у подростка сразу включается эмоциональная блокировка, внутренние переживания и проявляется внешняя неуверенность. Педагогу необходимо заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное - помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: "неуспех - случаен, успех - закономерен." Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую. Слова поддержки, принятие ситуации, эмоциональное спокойствие, отсутствие культивирование ситуации неудачи поможет подростку снять психологическое напряжение. В даль- ^ нейшем было бы здорово, если педагог поможет наметить пути, проработать способы, оп- -ределиться с выбором деятельности и создать " условия, при которых ученик имел примерно:^ равные возможности проявить себя по срав- ;

К

нению с одноклассниками. -

Оценка деятельности ученика важный момент, к которому педагог должен относиться очень аккуратно. В содержательном плане оценка должна производиться как автономное обозначение неудачи этого ребенка, исключающее сравнение результатов его работы с результатами работы других. Оценка детали деятельности, реализуемая педагогом, должна включать в себя сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на будущее. Важно создать такие условия, при которых ученик любую (!) оценку своей работы воспринимает как руководство к дальнейшему действию, а не как желание все бросить, или почивать на лаврах. Важной составляющей является субъектность педагога. Проявление субъектности педагога заключается в ценностном отношении к подростку. В отношении к себе как деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности. [3 ,40].

Личность педагога - важный момент в формировании учебной успешности. Каждый подросток хочет, чтобы педагог был для подростка "своим", понимающим, поддерживающим, разделяющим взгляды, новые модные движения, новые тренды, новые увлечения. Именно такого педагога они хотят видеть перед собой. Чем выше интеллектуальный уровень педагога, чем выше его коммуникацион-

¥

ш S

О ш

<

С1 ш

72

ная культура, чем шире круг интересов и чем более "настоящим" будет педагог, тем больше вероятность, что подростки смогут принять педагога и в своём развитии ориентироваться на него. Подросток уже способен провести анализ поведения и поступков педагога и "отобрать" всё самое лучшее для себя. Подросток очень тонко чувствует искренность поведения и высказываний. Педагогу важно при общении с подростками оставаться самим собой,так как они не терпят фальши, у них обострено чувство собственного достоинства и любой неверный шаг может прервать цепочку общения. Субъективное мнение, безоценочное суждение, умение говорить о плохом - достойно, умение красиво и грамотно выстроить свою речь, при этом употребляя,там где это необходимо, молодежный сленг, все это делает общение подростка и педагога позитивным, взаи-мообогащающим и плодотворным. Существует очень тонкая грань в общении между педагогом и подростком, умение держать личное пространство, не допускать панибратства, не пытаться завоевать ложный авторитет, через "вседозволенность" - эти простые правила делают общение по истине необходимым и полезным. И самое главное, и основное, что должно быть в личности педагога, - это умение любить детей, любить - это значит принимать их такими, какие они есть, это значит прощать и быть готовым снова помочь, это значит сказать истину и принять другое мнение, это значит не выделять "любимчиков" и не пытаться "пригреть" отверженных. Любовь должна идти из души, из понимания того, что мы все разные и мы все имеем право быть таковыми.

Вторым, немало важным фактором формирования учебной успешности во внеурочной деятельности является разнообразие форм и методов организации внеурочной деятельности. Именно посредством внеурочной деятельности наиболее полно можно удовлетворить потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность. Внеурочная деятельность позволяет использовать нетрадиционные формы проведения занятий, необычные формы изложения материала. Позволяет взаимодействовать педагогу и подростку на более близких дистанциях общения, это помогает установить эмоциональную связь и сделать деятельность эмоционально значимой для подростка. И как правило любое выполняемое задание во внеурочной деятельности

сориентировано на успехучащихся,таккакего возможно заранее запрограммировать, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Наиболее распространенные формы внеурочной деятельности:

- Элективные курсы.

- Факультативы.

- Кружки.

- Проектная деятельность, деловые игры.

- Предметные недели.

- Научно-исследовательская деятельность.

Рассмотрим наиболее эффективные формы

внеурочной деятельности.

Метод проектов способен развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки на этапе сбора информации и социальной поддержки проекта. Сам процесс работы над проектом приносит удовлетворение от деятельности, от её результатов. Помогает подросткам выявить и изучить социальные проблемы того места, где они проживают. Помогает устанавливать социальные связи с не образовательными учреждениями и организациями. В процессе работы подростки овладеваютумением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

Разработанный нами проект "Биржа труда "Подросток" имеет практическое применение уже на протяжении трех лет. Подростки через данную биржу трудоустраиваются и оказывают посильную помощь в благоустройстве нашего села, в ведении подсобного хозяйства пенсионерам, в уходе за немощными и больными.

Проект "Гимн маме" выявил и обозначил социальную проблему отсутствия системы работы в гимназии по подготовке девушек к роли матери. Проект имеет огромное социальное значение, формирование внутренней готовности девушки быть матерью, быть хорошей матерью, способной любить и воспитывать своих детей. Результатом данного проекта явились организация родительского клуба "Дочки- матери" и выпуск рукописной книги "Книга жизни (передача опыта от родителей к детям)".

Одна из наиболее интересных и эффективных формы работы с подростками - разработанный "Курс самосовершенствования личности", представляющий собой учебную программу, которая преподается с 1 по 11 класс. В нём в систематизированном виде излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности - о многом, что необходи-

мо развивающемуся человеку, но отсутствует в учебном плане и программах массовой школы.

Введение курса позволяет выдвинуть в качестве реальной цели школьного образования формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека само-совершенствовающегося. По мнению A.A. Ухтомского, это должен быть "человек высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли", обладающий зрелым уровнем самосовершенствования.

Использование различныхформ работы так же даёт возможность формировать успешность, приобретать положительный опыт проживания ситуации успеха. Совместная работа - наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Совместная работа помогает выявить и проработать психологические зажимы, неумение общаться, страх быть отвергнутым в группе сверстников, страх быть неуспешным. Данная работа должна быть хорошо организована и должна отслеживаться и регулироваться педагогом. Не всегда это прямое воздействие, может быть и косвенное воздействие и руководство, главное, чтобы в процессе работы не навредить детям. Работа в парах помогает выявить дружеские предпочтения, обозначить и решить проблемы межличностного взаимодействия.

Личные и профессиональные установки педагогов во внеурочной деятельности способны создавать ситуацию успеха для каждого подростка.

Профессиональные установки, которые помогают формировать успешность подростка:

- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

- нестандартные формы проведения уроков;

- создание ситуации успеха;

- создание атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки;

- эмоциональная включенность педагога в учебно -воспитательные процесс;

- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

- применение поощрения и порицания;

- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Внеурочная деятельность должна быть направлена на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В контексте внеурочной деятельности воспитание занимает главную позицию.

И.Ф. Харламов рассматривает "процесс воспитания как сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями". [4,196]. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - обучающихся.

Основным новообразованием подросткового возраста становится формирующееся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь. Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте,: в подростковом возрасте приобретает новый, более высокий уровень - как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Учебная деятельность начинает в этом возрасте приобретать личностный смысл. Именно это новообразование и позволяет во внеурочной деятельности формировать личностные программы, которые в дальнейшем помогут в процессе учебной деятельности достигнуть учебной успешности. Подростки, участвуя в деятельности, которая является лично значимой для них, учатся:

- самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности;

- осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности;

- действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла;

- выстраивать адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности, выстроить собственную картину мира и свою позицию;

- адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства;

- эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними;

- осваивать различные социальные роли, использовать приобретенный опыт в учебной и повседневной деятельности;

О си

к

Q-<

си си

кк" С

S

73

¥ I

UJ S

о

UJ

74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формировать чувство "взрослости", так важное для становления личности в подростковом возрасте, определяя цель, формулируя последовательность действий и принятия решений, подросток начинает ощущать себя взрослым, самостоятельным человеком. Именно такой подход формирует чувство ответственности.

Для благоприятной реализации внеурочной деятельности и формирования учебной успешности на её основе, важно знать все составляющие личности подростка. Наиболее возможным нам представляется вариант работы с психолого-педагогической картой развития подростка. Данная форма работы помогает создать "картину" развития подростка. Карта развития подростка помогает изучить интеллектуальный уровень, выявить и проследить изменение интересов, определить склонности. Отследить мировоззрение и идеалы подростка с условием внесения нравственной

ориентации в данные направления. Достижения, самооценка, личный статус подростка так же должны отражаться в данной карте, это поможет создать мониторинг достижений подростка, отслеживать самооценку и личный статус. Таким образом, руководствуясь данной картой развития подростка, возможно создание индивидуального маршрута формирования учебной успешности во внеурочной деятельности.

Примечания:

1. Глассер, У. Школа без неудачников / У Глассер. -М.: Прогресс, 1991.- 167 с.

2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985.-221 с.

3. Монахов В.М. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта? / В.М. Монахов, Е.В. Никулина, Е.Б. Майнагашева // Школьные технологии. - 2002. - №1.- С. 35-46.

4. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. -Гардарики, 2003. - 520 с.

< а

UI

PECULIARITIES OF THE FORMA TION OF PHONETIC MEANS OF LANGUAGE IN BILINGUAL CHILDREN Solomatina Galina Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Sub-department of Special Pedagogics and Multi-subjects Teaching Techniques, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: g_solomatina@mail.ru

Zhukova Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair of Sub-department Special Pedagogics and Multi-subjects Teaching Techniques, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: zhukova-s@yandex.ru

The present article is dedicated to the question of the modern age day - study of peculiarities of the formation of phonetic means of language in bilingual children. The authors provide research results to identify the pronunciation disorders in bilingual pre-school children in the city of Grozny. Bilingual children represent a risk group for the difficulties arising in the formation of phonetic means of language. The most negative influence in bilingualism has a neurological pathology.

Keywords: bilingualism; phonetic means of language; interference; phonological; phonetic articulation disturbance.

УДК 376.7 ВАК РФ 13.00.02

© Соломатина Г.Н., 2017 ©Жукова С.В., 2017

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Данная статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современности - изучению особенностей становления фонетических средств речи в условиях билингвизма. Авторы приводят результаты исследования по выявлению нарушений произношения у детей-билингвов дошкольного возраста в г. Грозный. Дети-билингвы представляют собой группу риска по возникновению трудностей в формировании фонетических средств речи. Наиболее негативное влияние при билингвизме оказывает неврологическая патология. Ключевые слова: билингвизм; фонетические средства речи; интерференционные; фонологические; фонетические дефекты произношения.

В последние годы в науке отмечается повышенное внимание к проблеме билингвизма, вызывающей интерес у специалистов разного профиля: политологов, социологов, лингвистов, а также психологов и педагогов. С одной стороны, усиление научного интереса к данной проблематике обусловлено усиливающейся глобализаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.