Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
школа / гуманизм / нравственность / мораль / воспитание / school / humanism / morality / morality / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабузова О.В., Маркелова Г.В.

В современном образовательном пространстве происходит значительная трансформация учебной и воспитательной деятельности. В связи с этим возрастает роль учителя, преподавателя предметов гуманитарного цикла, особенно в вопросах патриотического и нравственного воспитания школьников. В статье описан опыт проведения воспитательного проекта, имеющего патриотическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TEACHER IN FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES STUDENT'S PERSONALITY (FROMWORK EXPERIENCE)

A significant transformation of educational and educational activities is taking place in the modern educational space. In this regard, the role of a teacher, a teacher of subjects of the humanities cycle, is increasing, especially in matters of patriotic and moral education of schoolchildren. The article describes the experience of conducting an educational project with a patriotic orientation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

УДК 37 Лабузова О.В., Маркелова Г.В.

Лабузова О.В.

учитель начальных классов Школа № 169 (г. Казань, Россия)

Маркелова Г.В.

учитель начальных классов Школа № 169 (г. Казань, Россия)

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в современном образовательном пространстве происходит значительная трансформация учебной и воспитательной деятельности. В связи с этим возрастает роль учителя, преподавателя предметов гуманитарного цикла, особенно в вопросах патриотического и нравственного воспитания школьников. В статье описан опыт проведения воспитательного проекта, имеющего патриотическую направленность.

Ключевые слова: школа, гуманизм, нравственность, мораль, воспитание.

В современном образовательном пространстве роль преподавателя предметов гуманитарного цикла, роль учителя-словесника становится все более значимой и имеет не только просветительский, но и воспитательный эффект.

Известно, что именно настоящая, высокая литература во многом помогает формировать духовные и нравственные ориентиры личности. Известный российский педагог и публицист Владимир Яковлевич Стоюнин называл «главной миссией учителей-словесников воспитание у юношества высших идеалов, помогающих выстоять нравственно» [4, с.36]. Он весьма

точно предугадал, что экономический прогресс невозможен без прогресса духовного, нравственного.

В этой связи повышенный интерес вызывает деятельность учителей литературы, которые имеют особые отношения со словом, с искусством, которые учат подрастающее поколение анализу художественных произведений.

Если говорить о воспитательном эффекте деятельности учителя-словесника, то особую роль здесь играет воспитание патриотизма у школьников. Это сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребёнка уважение к прошлому и настоящему своей Родины.

И именно литература всегда являлась одним из наиболее важных средств патриотического воспитания. Елена Ивановна Целикова в своей статье «Чтение - патриотическое дело» [7] говорит о том, что на протяжении всей истории школьной словесности изучение литературы было делом патриотическим, а ведущие методические руководства были востребованы только тогда, когда их пронизывала идея служения своему отечеству.

Доказательством служит сама история: в далеком прошлом, задолго до возникновения педагогики, наши предки использовали народный эпос, чтобы привить детям любовь и уважение к родному краю.

С появлением государственной системы образования в Петровскую эпоху, когда стала очевидной ориентация на западные образцы в школьном образовании, популярностью стали пользоваться произведения зарубежных авторов, а многие школьные дисциплины и вовсе преподавались на иностранных языках, что вызвало пренебрежительное отношение подрастающего поколения к национальной литературе, языку и культуре. Против такого положения в разные годы ХУШ - XIX вв. выступали многие писатели и общественные деятели (Ф. И. Буслаев, И. И. Бецкой, Н. М. Карамзин, Ф. В. Ростопчин, А. С. Шишков, С. С. Уваров и др.) [2, 29].

В современном обществе уже ни у кого не возникает сомнения, что именно урок литературы позволяет не только воспринимать, интерпретировать

смыслы художественных произведений, формировать систему духовных ценностей обучающихся, но и позволяет создавать ситуацию общения, диалога между читателем и автором, читателем и другим читателем (ученик - учитель, ученик - ученик), диалог читателя с самим собой.

Однако на сегодняшний день мы видим, что усвоение определенного национального компонента, воспитание духовных, нравственных ценностей после прочтения книг, не говоря уже о таких сверхзадачах учителя, как выстраивание внутреннего диалога читателя с автором в процессе чтения, создание атмосферы эстетического переживания, пробуждение работы ума и сердца ребенка, к сожалению, остается слабым звеном в цепи результатов урока литературы в школе. Повышение же результативности изучения художественных произведений зависит от профессиональной компетентности учителя-словесника.

О важности воспитания патриотизма в современной школе говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования . Согласно ему, к результатам изучения литературы в основной школе, помимо прочего, относится «понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры».

«Урок литературы является уникальным по отношению ко всем школьным предметам: он не только создает мотивацию к художественно-ценностному общению в пространстве культуры и мотивацию к ответу, к творчеству, но и дает возможность читателю-школьнику высказать себя» (Е.Р. Ядровская) [8, 133]. Такую «уникальность» урок литературы может приобрести исключительно под руководством профессионального учителя, который сможет обеспечить соответствующую атмосферу, «организовать процесс учебного художественного общения» [там же].

Чтобы достичь определенного результата, учителю необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. «Эффективны в работе с современными школьниками могут быть те методы, которые лишены чрезмерной назидательности, но при этом естественно и гармонично наполняют мировоззренческий багаж школьника нравственным содержанием». (М.Б. Сизова) [4, 70] . Речь идет, в первую очередь, о патриотическом воспитании.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы раскрыть учащимся общность интересов народа и его героев, привить уважение и любовь к своему отечеству, помочь осознать тесную связь между Родиной и самим собой.

Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории нашей жизни, в истории всего человечества. О них помнят всегда, эта память передается из поколения в поколение. Одним из таких событий стал праздник День Победы, который отмечается 9 мая. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются тем, кто остался жив.

Героические события Отечественной истории создают реальные предпосылки для патриотического воспитания. Блокада Ленинграда - это пример мужества и силы воли не только ленинградцев, но и всего советского народа. Ветеранов остается все меньше и меньше, им тяжело вспоминать о пережитых тяготах и лишениях, а тем, кого эти события не коснулись - трудно представить такое. Память о событиях тех лет - это связь современной молодежи с поколением победителей блокады и Великой Отечественной войны в целом.

В 2023 году исполнилось 78 лет Победы в Великой Отечественной войне, поэтому было принято решение организовать проект, с помощью которого учащиеся двух классов познакомятся с содержанием «Блокадной книги» Даниила Гранина. Тема истории блокадного города и беспримерного мужества его жителей продолжает волновать подростков.

За основу был взят интерактивный проект «Дети читают классику детям: Блокадная книга. Идея проекта состоит в том, что две команды школьников по очереди вслух читают фрагменты текста книги Даниила Гранина.

Чтение записывается в видеоформате, после чего создается видеоролик, который можно демонстрировать на классном часе или предложить для трансляции через инфозоны (плазменные экраны, имеющие доступ к независимому контенту).

В результате работы над проектом создан видеофильм, содержанием которого является чтение вслух текста книги Даниила Гранина учащимися двух параллельных классов.

Участие в проекте помогло учащимся понять историю тех трагических дней. Посильную помощь в проекте оказали и родители подростков. Таким образом, во время работы над проектом укреплялись и семейные связи.

В результате проведенной работы стало очевидно, что именно учитель выступает «проводником», наставником не только в литературном образовании школьников, но и в осмыслении окружающего мира, всего его многообразия, противоречивости, неоднозначности и сложности.

В перспективе планируется предложить школьникам выполнить самостоятельные проектные работы по темам, связанным с изучением истории города, в том числе, с изучением военных страниц истории города.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Воюшина М. П. Способность к диалогу - основа профессионализма учителя // Вестник Герценовского университета. - СПб., 2010. - № 1 (75);

2. Колпачева О. Ю. Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России // Литература в школе. 2004. -№ 4. - С. 29;

3. Открытая методика. Трансформация смыслов школьного литературного и языкового образования. Поиски ориентиров: сборник научных

докладов и статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 19 - 20 октября 2016) / под ред. Е. Р. Ядровской. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017;

4. Сизова М.Б. Диалоговый метод как способ подготовки школьников к процессу коммуникации // Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся на интегрированных уроках гуманитарного цикла/ Приложение № 1/2013 к журналу «Педагогическая нива». - СПб.: Стратегия будущего, 2013. - 83 с. С. 63 -83;

5. Сипковский В. В. Владимир Яковлевич Стоюнин // Стоюнин В. Я. Пед. соч. - СПб., 1911

Labuzova O. V., Markelova G. V.

Labuzova O.V.

School N 169 (Kazan, Russia)

Markelova G.V.

School N 169 (Kazan, Russia)

ROLE OF TEACHER IN FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES STUDENT'S PERSONALITY (FROM WORK EXPERIENCE)

Abstract: a significant transformation of educational and educational activities is taking place in the modern educational space. In this regard, the role of a teacher, a teacher of subjects of the humanities cycle, is increasing, especially in matters of patriotic and moral education of schoolchildren. The article describes the experience of conducting an educational project with a patriotic orientation.

Keywords: school, humanism, morality, morality, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.