Научная статья на тему 'Роль учителя иностранного языка в сохранении здоровья школьников'

Роль учителя иностранного языка в сохранении здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя иностранного языка в сохранении здоровья школьников»

Коваленко Ирина Григорьевна, средняя общеобразовательная школа № 3 Барабинского района Новосибирской области, учитель французского языка, педагог-психолог

Роль учителя иностранного языка в сохранении здоровья школьников

Крайне низкое здоровье подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Твердо убеждена, что образование должно создавать здоровьесберегающую среду и воспитывать потребность в сохранении и развитии здоровья как ценности. В современных условиях огромная ответственность за здоровье детей ложится именно на учителей, рядом с которыми учащиеся проводят большую часть своего времени. Главная задача учителя иностранного языка - формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде.

Для создания особой, щадящей среды, учитывающей все трудности учащихся в процессе обучения, необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований, прописанных в СанПиНах. Это нормы, касающиеся освещенности кабинета, соблюдение температурного режима, размещение учащихся с учетом результатов измерения роста, состояния слуха, зрения, а также других отклонений в здоровье.

Среди негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся наиболее распространенной является утомление, что связано с интенсивностью урока иностранного языка, с большим объемом материала для запоминания. Оптимизация содержания и целенаправленная организации урока способствуют сохранению высокой работоспособности школьников. Для профилактики утомления и переутомления необходима правильная динамическая организация урока, что обеспечивает учащимся присущую их возрасту потребность организма в движении. Перед началом уроков в начальной школе провожу небольшую гимнастику, используя при этом французские рифмовки, стихи, песенки. Это укорачивает время включения организма в работу. Организация физкультурных пауз в середине урока повышает тонус мышц и уровень насыщения крови кислородом. Динамические упражнения для мышц рук, ног, спины, грудной клетки помогают восстановить работоспособность. По рекомендации профессора Базарного перевожу детей несколько раз в течение урока в позу свободного стояния. Для профилактики близорукости включаю в динамические паузы упражнения для глаз. Опыт работы по сохранению зрения школьников показал, что проведение даже в небольшом объеме подобных упражнений имеет большую эффективность. Поэтому использую упражнения для снятия мышечного напряжения глаз практически на каждом уроке. Применение музыки, релаксаций также отдаляют наступление переутомления, ограждают организм школьников от его отрицательного влияния.

Чтобы защитить здоровье учащихся необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, оценивать психо-физиологические характеристики. Анализ внимания, памяти, мышления помогает выявлять причины затруднений учащихся и учитывать особенности развития этих познавательных процессов в учебной деятельности. Результаты социометрии позволяют определить тех учащихся, которым необходима поддержка со стороны учителя.

Большое внимание уделяю эмоциональному состоянию учащихся на уроке, обеспечению нормального психологического климата в классе, так как именно здесь содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка. Личностно-ориентированный подход в обучении помогает сохранять высокую мотивацию учебной деятельности школьников, хороший уровень интеллектуального и эмоционального состояния на уроках, ориентацию на межличностные взаимодействия между учителем и учащимися.

Кроме создания для учащихся благоприятной обучающей среды, необходимо воспитание культуры здоровья средствами всех школьных предметов. В этом отношении возможности иностранного языка очень большие и учитель может и должен формировать ценностное отношение детей к здоровью через свой предмет. Так, при изучении в 6 классе темы «Рабочий день школьника» (Ma journée de travail) говорим с учащимися о режиме

дня, двигательной активности, времени выполнения домашнего задания. Изучая тему «Я обожаю телевизор» («La télé, j'adore»), акцентирую внимание учащихся на времени просмотра телепередач, отрицательном влиянии на психику фильмов с элементами насилия, агрессии, говорим о влиянии рекламы психоактивных веществ на человека.

Обсуждаем с ребятами отношение к здоровому образу жизни в странах изучаемого языка - Франции, Швейцарии, Канаде. Программный материал включает достаточно тем по проблемам наркомании, табака, которые использую для формирования негативного отношения к этим психоактивным веществам.

При изучении темы «Спорт» (Sport). Изучаем историю олимпийского движения, физкультуры и спорта в нашей стране, странах изучаемого языка, в своем городе, знакомимся с известными спортсменами, говорим о различных видах спорта, о собственных занятиях.

Там, где работа по воспитанию культуры здоровья ведется в системе, с использованием всех учебных предметов, наблюдаются хорошие результаты - здоровье детей занимает одно из первых мест в иерархии потребностей и ценностей, отмечается положительный сдвиг в сторону оздоровления и осознание личной ответственности за свое здоровье.

Литература

1. Амосов Н. Раздумья о здоровье. - М: 1989.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М.: 1995.

3. Горячев В. Спасем детей - спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного. М.: 1999.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе DOC. Методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2002.

5. http://pedagogika.by.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.