Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ'

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссия / полемика / спор / обсуждение / общекультурные компетенции / коммуникативно-речевые умения / разновидность обсуждения / разновидность обсуждения / монологическое высказывание / дилогическая речь.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ниязова Н.Ж.

В статье говорится о роли учебных дискуссий в развитии монологической и диалогической речи у студентов-юристов. Особое внимание в данной статье уделено развитию коммуникативно-речевых умений, прежде всего умениям формулировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения партнеров по общению, строить тексты, убеждать в своей правоте, соблюдать требования к правильному поведению во время спора и обсуждения. В статье анализируются и сопоставляются с точки зрения их значимости для формирования общекультурных компетенций, полемика, дискуссия и дебаты. Автор определяет полемику и дискуссию как разновидности спора, а дебаты как разновидность обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ»

Ниязова Н.Ж., кандидат педагогических наук

и.о. профессора кафедра узбекского языка и литературы Ташкентский государственный юридический университет

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-

ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье говорится о роли учебных дискуссий в развитии монологической и диалогической речи у студентов-юристов. Особое внимание в данной статье уделено развитию коммуникативно-речевых умений, прежде всего умениям формулировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения партнеров по общению, строить тексты, убеждать в своей правоте, соблюдать требования к правильному поведению во время спора и обсуждения. В статье анализируются и сопоставляются с точки зрения их значимости для формирования общекультурных компетенций, полемика, дискуссия и дебаты. Автор определяет полемику и дискуссию как разновидности спора, а дебаты как разновидность обсуждения.

Ключевые слова: дискуссия, полемика, спор, обсуждение, общекультурные компетенции, коммуникативно-речевые умения, разновидность обсуждения, разновидность обсуждения, монологическое высказывание, дилогическая речь.

Niyazova N.Zh., candidate of pedagogical sciences

acting professor Department of Uzbek language and literature Tashkent State Law University

THE ROLE OF EDUCATIONAL DISCUSSIONS IN IMPROVING THE MONOLOGUE AND DIALOGIC SPEECH OF LAW STUDENTS

Abstract. The article talks about the role of educational discussions in the development of monologue and dialogic speech among law students. Particular attention in this article is paid to the development of communication and speech skills, primarily the ability to formulate one's position, listen and take into account the point of view of communication partners, construct texts, convince oneself that one is right, and comply with the requirements for correct behavior during a dispute and discussion. The article analyzes and compares polemics, discussions and debates from the point of view of their significance for the formation of general cultural competencies. The author defines polemics and discussion as types of dispute, and debate as a type of discussion.

Key words: discussion, controversy, argument, discussion, general cultural competencies, communicative speech skills, type of discussion, type of discussion, monologue statement, dilogical speech.

Изменения в жизни нашего общества затронули все сферы его жизнедеятельности, в том числе и образование в целом. В настоящее время большое внимание уделяется методике обучения государственному (узбекскому) языку, однако русский язык продолжает играть роль средства общения между странами СНГ и между разными национальностями внутри страны. Сегодня методическая наука усовершенствует задачи, содержание и методы обучения родному, русскому и иностранным языкам. В этих условиях важное значение приобретают проблемы взаимосвязанного обучения русскому (иностранному) и родному языкам во взаимодействии с национальной культурой их носителей, удовлетворении языковых потребностей обучающихся.

Одной из задач многогранной работы со студентами и учащимися является развитие и совершенствование связной речи, привитие им навыков и формирование у них умений конструировать монологическое высказывание (текст) в определенной композиционной форме.

Однако опыт работы показывает, что студенты, владея прочными грамматическими знаниями и определенным словарным запасом, испытывают значительные затруднения при составлении собственного высказывания.

Главной причиной такого положения, на наш взгляд, следует считать низкий уровень практических умений обучающихся, что объясняется отсутствием специальной и целенаправленной работы по их формированию.

Таким наиболее точным и продуктивным в методическом плане подходом мы предлагаем признать рассмотрение культуры речи как культуры речевой деятельности. Культура речевой деятельности предполагает осознанную и целенаправленную деятельность обучающихся, сочетает в себе все виды речевой деятельности. В этом контексте с точки зрения культуры оценивается не только продукт, но и процесс, и результат речевой деятельности.

И именно этот подход в наибольшей степени отвечает запросам современных процессов в сфере образования, ориентированных на поднятие уровня общей культуры обучаемых. Не случайно компетентностная модель, закрепленная в программу предмета, на основе которой развивается культура речи, в обязательном порядке включает общекультурные компетенции, необходимые для представителей всех специальностей.

Готовность и способность вести диалог, слушать и слышать, выступать публично, обсуждать различные профессиональные и

социальные проблемы, вести споры - это все ключевые компетенции, наиболее сложной из которых является способность грамотного разрешения разногласий, связанных с проведением дискуссий, полемики и дебатов. Что же делает дискуссии и дебаты эффективным средством совершенствования культуры речи? Эти речевые жанры оказывают неоценимую помощь, главным образом, в развитии крайне важного с точки зрения культуры речи умения формулировать свою позицию и не только доказывать ее, но и убеждать в своей правоте, строить выверенные логически аргументированные тексты, подбирать и формулировать убедительные аргументы, выстраивать их в наиболее выигрышном для говорящего порядке, учитывать их силу относительно данной аудитории (адресата), иллюстрировать эти аргументы примерами, использовать различные средства демонстрации, придающими еще большую убедительность всему тексту и т.д.

В ходе подготовки к дискуссии или дебатам, в ходе их проведения и анализа результатов студенты-юристы отрабатывают все основные действия и операции, характерные для грамотной речевой деятельности, для реализации всех норм общения и литературного языка. На разных этапах речевой деятельности участникам спора необходимо использовать как письменные виды речевой деятельности (при подготовке своих высказываний, при подборе материала и т.д.), так и устные - на самих дискуссиях или дебатах. При этом обязательность немедленного реагирования на выступления других участников спора или обсуждения обусловливает отработку умений активно создавать импровизационные высказывания во внутренней и внешней речи, определяет усиление степени ее устности, в том числе и в использовании невербальных компонентов. Немаловажно и то, что публичный характер высказываний и свойственная подобным ситуациям повышенная речевая ответственность развивает также максимально высокий контроль всех компонентов речи. Очевидно, что все перечисленные умения крайне необходимы каждому выпускнику юридического вуза и что включение дискуссий и дебатов в перечень основных общекультурных компетенций только подчеркивает их значимость. Не случайно дискуссия во многих европейских системах образования признается также и одним из ведущих методов обучения. Что необходимо иметь в виду преподавателю, использующему в обучении различные виды спора и обсуждения?

Дискуссия представляет собой такой жанр публичного спора, который, по сравнению с полемикой, для образовательных целей обладает целым рядом преимуществ. Поскольку в дискуссии оппоненты спорят ради достижения истины, это существенно развивает ее коммуникативную направленность и внимание к другим участникам общения - к оппонентам и зрителям. Существенным преимуществом дискуссии относительно других речевых жанров, требующих создания аргументированного текста,

безусловно, относится и стремление всех участников к максимальной убедительности, для чего в наибольшей степени ими используются различные варианты способов и видов доказательства.

Однако, как в процессе, так и в результате дискуссии неизменно происходит, и наибольшая поляризация позиций участников, которая обусловлена тем, что, стремясь убедить других в своей правоте, риторы в первую очередь еще больше убеждают в ней себя и своих оппонентов. Необходимость противостоять оппонентам также добавляет желания отстоять свою точку зрения, ни в чем не согласиться с ними. Все это в совокупности, как правило, приводит к тому, что участники дискуссии становятся еще более непримиримыми.

Дебаты, в свою очередь, обладают рядом своих особенностей и преимуществ в совершенствовании культуры речи. Оговорим, что среди множества разновидностей жанра в плане совершенствования культуры речи наиболее эффективны те, цель которых - как можно более глубоко и всесторонне обсудить выдвинутую проблему. Цель «обсудить» определяет и характер взаимодействия, и результат дебатов. Разногласия в дебатах - это не прямо противоположные позиции по обсуждаемому вопросу, а такие, при которых различия проявляются либо не по всем пунктам, либо только в некоторых аспектах.

В результате оппоненты сосредотачиваются не на противоречиях, а на дополнении или корректировке представлений о том или ином аспекте проблемы, а в конечном счете - на поисках оптимального пути решения поставленной проблемы. В ходе дебатов, участники которых, как правило, воспринимают друг друга как партнеров, происходит сближение изначально противоположных позиций, смягчение категоричности утверждений.

Различия между дебатами и дискуссией ставят перед преподавателем проблему выбора наиболее целесообразного жанра в качестве активной инновационной формы проведения занятий. Для этого важно оценить, какова должна быть глубина рассмотрения выбранной студентами -юристами темы (дебаты позволяют рассмотреть вопросы с нескольких сторон), каково реальное соотношение приверженцев обеих точек зрения (если они примерно равны, полноценная дискуссия возможна, если нет -лучше предпочесть дебаты). Кроме того, необходимо учитывать и численность студентов в группе.

В дискуссии часто происходит ситуация, когда основные аргументы ЗА и ПРОТИВ высказываются в первые минуты. И тогда остальные студенты начинают либо повторять сказанное, либо отказываются от выступления на основании того, что не знают, что еще можно сказать по теме дискуссии. В дебатах этого не происходит, поскольку обсуждение делится на несколько этапов - подвопросов.

Таким образом, каждый из рассмотренных нами жанров - спора,

обсуждения, учебных дебатов и дискуссий имеет огромный потенциал в развитии монологической и диалогической речи и совершенствовании культуры речи студентов юридических вузов, однако эффективность их использования во многом будет определяться выбором дискуссии или дебатов на основании понимания их особенностей и возможностей.

Использованные источники:

1. Khulkar, Akhmedova, Dildora Khashimova, and Nasiba Niyazova. "On the basis of an integrated course, teaching professionally oriented foreign language vocabulary to students of non-linguistic specialities" ASEAN Journal on Science & Technology for Development 39.4 (2022): 237-241.

2. Ниязова Н. Ж. Актуальность изучения страноведческих текстов в реализации единства обучения и воспитания студентов //Экономика и социум. - 2023. - №. 2 (105). - С. 964-968.

3. Янченко В. Д., Ниязова Н. Ж. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ФОРМ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОЙ АУДИТОРИИ //ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ В МИРЕ. - 2023. - Т. 21. - №. 2. -С. 9-13.

4. Niyazova, Nasiba. "Modern methods of teaching russian as a foreign language." Asian Journal of Multidimensional Research 11.5 (2022): 358-362.

5. Shamsitdinova, M. G., Khashimova, D. U., Niyazova, N., & Avilova, K. (2022). Psychology of Teaching Foreign Languages. resmilitaris, 12(3), 37803786.

6. Niyazova N. J. THE ROLE OF THE COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH IN THE STUDY OF MONOLOGICAL AND DIALOGICAL SPEECH OF STUDENTS //American Journal of Research in Humanities and Social Sciences. - 2023. - Т. 14. - С. 22-25.

7. Ниязова Н. Ж. ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН //E Conference Zone. -2023. - С. 1-7. https://orcid.org/0000-0002-6276-5178

8. Хашимова Д. У., Ниязова Н. Ж. О ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЛАКУН В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ //Актуальные проблемы аккультурации в контексте преподавания русского языка как иностранного. - 2022. - С. 74-83.

9. Hashimova D. U., Niyazova N. Z. TO THE QUESTION OF STUDYING SOMATIC PHRASEOLOGICAL UNITS AS GAPS IN CONDITIONS OF MULTILINGUALISM //Journal of Innovation, Creativity and Art. - 2023. - С. 105-107.

10. Niyazova N. WORKING ON A LITERARY TEXT WHILE TEACHING RUSSIAN IN THE NATIONAL AUDIENCE OF LAW FACULTIES //Review of law sciences. - 2020. - Т. 4. - №. 2. - С. 211-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.