Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ И ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ДИСКУССИЯ И ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура речи / культура речевой деятельности / дебаты / дискуссия / полемика / спор / обсуждение / общекультурные компетенции / коммуникативно-речевые умения. / speech culture / the culture of speech activity / debate / discussion / polemic / dispute / discussion / General cultural competence / communication and speech skills.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ниязова Насиба

Статья посвящена раскрытию роли учебных дебатов и дискуссий в совершенствовании культуры речи у студентов-юристов. Особое внимание в данной статье уделено развитию коммуникативно-речевых умений, прежде всего, умениям формулировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения партнеров по общению, строить аргументативные тексты, убеждать в своей правоте, соблюдать требования к правильному поведению во время спора и обсуждения. В статье с точки зрения их значимости для формирования общекультурных компетенций анализируются и сопоставляются полемика, дискуссия и дебаты. При этом автор определяет полемику и дискуссию как разновидности спора, а дебаты как разновидность обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSIONS AND DEBATES AS A MEANS OF IMPROVING THE SPEECH CULTURE OF LAW STUDENTS

The article is devoted to the role of educational debates and discussions in improving the speech culture of law students. Special attention is paid to the development of communication and speech skills, first of all, the ability to formulate their position, listen to and take into account the point of view of communication partners, build argumentative texts, convince them of their rightness, and comply with the requirements for correct behavior during a dispute and discussion. The article analyzes and compares polemics, discussion and debates in terms of their significance for the formation of General cultural competencies. At the same time, the author defines polemics and discussion as a type of dispute and debates as a type of discussion.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ И ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

UDC: 81*271.1 (042)(575.1)

Ниязова Насиба

и.о. доцента кафедры «Узбекский язык и литература» Ташкентского государственного юридического университета, кандидат педагогических наук E-mail: n.niyazova@tsul.uz

ДИСКУССИЯ И ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию роли учебных дебатов и дискуссий в совершенствовании культуры речи у студентов-юристов. Особое внимание в данной статье уделено развитию коммуникативно-речевых умений, прежде всего, умениям формулировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения партнеров по общению, строить аргументативные тексты, убеждать в своей правоте, соблюдать требования к правильному поведению во время спора и обсуждения. В статье с точки зрения их значимости для формирования общекультурных компетенций анализируются и сопоставляются полемика, дискуссия и дебаты. При этом автор определяет полемику и дискуссию как разновидности спора, а дебаты как разновидность обсуждения.

Ключевые слова: культура речи, культура речевой деятельности, дебаты, дискуссия, полемика, спор, обсуждение, общекультурные компетенции, коммуникативно-речевые умения.

Niyazova Nasiba

Toshkent davlat yuridik universiteti "O'zbek tili va adabiyoti" kafedrasi dotsenti v.b.,

pedagogika fanlari nomzodi

YURIDIK FAKULTETLARDA DEBAT VA MUNOZARALAR TALABALAR NUTQ MADANIYATINI TAKOMILLASHTIRISH VOSITASI SIFATIDA

Annotatsiya. Maqola yuridik talabalar o'rtasida nutq madaniyatini oshirishda ta'limiy munozaralar va munozaralarning rolini ochib berishga bag'ishlangan. Ushbu maqolada kommunikativ va nutq ko'nikmalarini rivojlantirishga, birinchi navbatda, o'z pozitsiyasini shakllantirish, muloqot sheriklari nuqtayi nazarini tinglash va hisobga olish, bahsli matnlar qurish, o'zini to'g'ri deb ishontirish, munozara va munozara paytida to'g'ri xatti-harakat talablariga rioya qilish qobiliyatini rivojlantirishga alohida e 'tibor qaratilgan. Maqolada ularning umumiy madaniy kompetensiyalarini shakllantirish, polemika, munozara va munozaralarni shakllantirishdagi ahamiyati tahlil qilingan va taqqoslangan. Shu bilan birga, muallif polemika va munozarani nizo, munozarani munozara turi sifatida belgilaydi.

Kalit so'zlari: nutq madaniyati, nutq faoliyati madaniyati, bahs-munozaralar, muhokamalar, umumiy madaniy ko'nikmalar, muloqot va nutq qobiliyatlari.

Niyazova Nasiba

Assi&ant Professor of the Department of Uzbek Language and Literature, Tashkent State University of Law, PhD

DISCUSSIONS AND DEBATES AS A MEANS OF IMPROVING THE SPEECH

CULTURE OF LAW STUDENTS

Abûract. The article is devoted to the role of educational debates and discussions in improving the speech culture of law students. Special attention is paid to the development of communication and speech skills, firtf of all, the ability to formulate their position, listen to and take into account the point of view of communication partners, build argumentative texts, convince them of their rightness, and comply with the requirements for correct behavior during a dispute and discussion. The article analyzes and compares polemics, discussion and debates in terms of their significance for the formation of General cultural competencies. At the same time, the author defines polemics and discussion as a type of dispute and debates as a type of discussion.

Keywords: speech culture, the culture of speech activity, debate, discussion, polemic, dispute, discussion, General cultural competence, communication and speech skills.

В настоящее время термин «культура речи» трактуется учеными неоднозначно. В объем данного понятия, прежде всего, принято включать степень соблюдения в речи норм русского литературного языка и степень ее соответствия коммуникативным качествам речи на уровне предложения. Такова интерпретация значения термина «культура речи» в узком смысле. Расширенные трактовки культуры речи связаны с уровнем текста (высказывания) и коммуникативной ситуации в целом.

В этом отношении ведущими критериями оценки уровня культуры речи являются нормы общения: этические, коммуникативные и этикетные, а также проявление коммуникативных качеств речи на уровне текста. Такое понимание культуры речи предполагает не только сугубо лингвистическую, но и культурологическую составляющую, внимание к содержанию речи и способам взаимодействия партнеров по общению, оценку не только вербальной, но и невербальной стороны речи и т. д.

Такая трактовка термина «культура речи» относится к его пониманию в широком смысле. Очевидно, что широкое и узкое понимание культуры речи применяется к одним и тем же проявлениям речи и взаимно дополняют друг друга. И в плане оценки речи такое сочетание подходов уже доказало свою эффективность.

Однако при решении проблем развития культуры речи при обучении студентов юридических вузов использования понятия «культура речи» преимущественно в качестве оценочной шкалы недостаточно, поскольку эта шкала в большей степени констатирует уровень, но не создает условий для его повышения. Следовательно, в методике обучения культуре речи необходим такой подход, который бы сочетал в себе и оценочные, и развивающие, и обучающие компоненты.

Таким наиболее точным и продуктивным в методическом плане подходом мы предлагаем признать рассмотрение культуры речи как культуры речевой деятельности. Культура речевой деятельности предполагает осознанную и целенаправленную деятельность обучающихся, сочетает в себе все виды речевой деятельности. В этом контексте, с точки зрения культуры, оценивается не только продукт, но и процесс, и результат речевой деятельности. И именно этот подход в наибольшей степени отвечает запросам современных процессов в сфере образования, ориентированных на поднятие уровня общей культуры обучаемых. Неслучайно компетентностная модель, закрепленная в программу предмета, на основе которой развивается культура речи, в обязательном порядке включает общекультурные компетенции, необходимые для представителей всех специальностей.

Готовность и способность вести диалог, слушать и слышать, выступать публично, обсуждать различные профессиональные и социальные проблемы, вести споры - это все ключевые компетенции, наиболее сложной из которых является способность грамотного разрешения разногласий, связанных с проведением дискуссий, полемики и дебатов. Что же делает дискуссии и дебаты эффективным средством совершенствования культуры речи? Эти речевые жанры оказывают неоценимую помощь, главным образом, в развитии крайне важного с точки зрения культуры речи умения формулировать свою позицию и не только доказывать ее, но и убеждать в своей правоте, строить выверенные логически аргументированные тексты, подбирать и формулировать убедительные аргументы, выстраивать их в наиболее выигрышном для говорящего порядке, учитывать их силу относительно данной аудитории (адресата), иллюстрировать эти аргументы примерами, использовать различные средства демонстрации, придающие еще большую убедительность всему тексту и т. д.

В ходе подготовки к дискуссии или дебатам, их проведения и анализа результатов студенты-юристы отрабатывают все основные действия и операции, характерные для грамотной речевой деятельности, для реализации всех норм общения и литературного языка. На разных этапах речевой деятельности участникам спора необходимо использовать как письменные виды речевой деятельности (при подготовке своих высказываний, при подборе материала и т. д.), так и устные - на самих дискуссиях или дебатах. При этом обязательность немедленного реагирования на выступления других участников спора или обсуждения обуславливает отработку умений активно создавать импровизационные аргументативные высказывания во внутренней и внешней речи, определяет усиление степени ее устности, в том числе и в использовании невербальных компонентов. Немаловажно и то, что публичный характер высказываний и свойственная подобным ситуациям повышенная речевая ответственность развивают также максимально высокий контроль всех компонентов речи. Очевидно, что все перечисленные умения крайне необходимы каждому выпускнику юридического вуза, и что включение дискуссий и дебатов в перечень основных общекультурных компетенций

только подчеркивает их значимость. Неслучайно дискуссия во многих европейских системах образования признается также и одним из ведущих методов обучения. Что необходимо иметь в виду преподавателю, использующему в обучении различные виды спора и обсуждения?

Прежде всего - не тождественность в целях и характере этих речевых жанров. Как известно, дискуссия и полемика являются разновидностями спора и различаются прежде всего целями: дискуссия проводится для выяснения истины, а полемика, как враждебный спор, - для достижения победы в нем. Из этого главного различия следуют и др. Преимущество каждого участника может быть достигнуто только за счет принижения другого (других), что всегда неизменно сопровождается нарушением как этических, так и коммуникативных норм речи. Это определяет эффективность полемики как формы учебной деятельности в основном у тех студентов, для кого особо важно развить самоконтроль.

Дискуссия представляет собой такой жанр публичного спора, который, по сравнению с полемикой, для образовательных целей обладает целым рядом преимуществ. Поскольку в дискуссии оппоненты спорят ради достижения истины, это существенно развивает ее коммуникативную направленность и внимание к другим участникам общения - к оппонентам, проппонентам и зрителям. Существенным преимуществом дискуссии относительно других речевых жанров, требующих создания аргументативного текста, безусловно, относится и стремление всех участников к максимальной убедительности, для чего в наибольшей степени ими используются различные варианты способов и видов доказательства.

Однако, как в процессе, так и в результате дискуссии неизменно происходит и наибольшая поляризация позиций участников, которая обусловлена тем, что, стремясь убедить других в своей правоте, риторы в первую очередь еще больше убеждают в ней себя и своих оппонентов. Необходимость противостоять оппонентам также добавляет желания отстоять свою точку зрения, ни в чем не согласиться с ними. Все это в совокупности, как правило, приводит к тому, что участники дискуссии становятся еще более непримиримыми.

Дебаты, в свою очередь, обладают рядом своих особенностей и преимуществ в совершен-

ствовании культуры речи. Оговорим, что среди множества разновидностей жанра в плане совершенствования культуры речи наиболее эффективны те, цель которых - как можно более глубоко и всесторонне обсудить выдвинутую проблему. Цель «обсудить» определяет и характер взаимодействия, и результат дебатов. Разногласия в дебатах - это не прямо противоположные позиции по обсуждаемому вопросу, а такие, при которых различия проявляются либо не по всем пунктам, либо только в некоторых аспектах.

В результате оппоненты сосредотачиваются не на противоречиях, а на дополнении или корректировке представлений о том или ином аспекте проблемы, а в конечном счете - на поисках оптимального пути решения поставленной проблемы. В ходе дебатов, участники которых, как правило, воспринимают друг друга как партнеров, происходит сближение изначально противоположных позиций, смягчение категоричности утверждений. Различия между дебатами и дискуссией ставят перед преподавателем проблему выбора наиболее целесообразного жанра в качестве активной инновационной формы проведения занятий. Для этого важно оценить, какова должна быть глубина рассмотрения выбранной студентами-юристами темы (дебаты позволяют рассмотреть вопросы с нескольких сторон), каково реальное соотношение приверженцев обеих точек зрения (если они примерно равны, полноценная дискуссия возможна, если нет - лучше предпочесть дебаты). Студентам-юристам предлагаются на выбор различные

темы (для дебатов или устного публичного выступления):

1. Слово в речи юриста.

2. Искусство доказывания в состязательном судебном процессе.

3. Логические основы судебной речи.

4. Этические основы судебных прений.

5. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях.

6. Обвинительная речь прокурора.

7. Средства речевого воздействия в судебной речи.

8. Техника речи - средство речевого воздействия.

9. Выдающийся юрист и оратор (на выбор).

Кроме того, необходимо учитывать и численность студентов в группе.

В дискуссии часто происходит ситуация, когда основные аргументы «за» и «против» высказываются в первые минуты. И тогда остальные студенты начинают либо повторять сказанное, либо отказываются от выступления на основании того, что не знают, что еще можно сказать по теме дискуссии. В дебатах этого не происходит, поскольку обсуждение делится на несколько этапов - подвопросов.

Таким образом, каждый из рассмотренных нами жанров спора или обсуждения имеет огромный потенциал для совершенствования культуры речи студентов юридических вузов, однако эффективность их использования во многом будет определяться выбором дискуссии или дебатов на основании понимания их особенностей и возможностей.

Список использованной литературы

1. Ramazonov N. et al. Interpretation and arti^ic function of the Concept of Faqr in Alisher Navoi's lyrics // Interpretation. - 2020. - Т. 29. - № 5. - С. 1633-1641.

2. Akhmedova M. The Role of Zakhar Prilepin in Modern Russian Literature // Иностранные языки в Узбекистане. - Т., 2019. - № 4 (27) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42498356/ (дата обращения 13.01.2020).

3. Tukhliev N. et al. Contemporary Trends in International Economic Integration: Challenges and Prospects // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - № 2.

4. Ниязова Н. Модульный подход к изучению русского языка в условиях дистанционного обучения // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

5. Pulatova U. The formation and development of academic written by law &udents // Наука, образование и культура. - 2020. - № 2. - С. 328-332.

6. Gulnora G. Transformation Method at Translation of Literary Text // Суз санъати хал^аро журнали. -2019. - Т. 1. - № 5.

7. Ниязова Н. Работа над художественным текстом при обучении русскому языку в национальной аудитории юридических факультетов // Review of law sciences. - 2020. - № 3.

8. Бозорова Н.П. Способ изучения предмета офисных документов во время пандемии // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

9. Niyazova N., Pulatova U., Talipova D. The progressive development of Uzbeki^an on Influence of pedagogical &aff // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - № 2.

10. Khaydarova, U., Mu^afaeva, N., & Abdurakhmonov, B. Issues on increasing motivation in language learning process. International Journal of Advanced Science and Technology Vol. 29, No. 5, (2020), pp. 14791482.

11. Khaydarova, U. The Use Of Interactive Technologies And Methods In Online Practical Lessons In Uzbeki^an During Covid-19 Pandemic. European Journal of Molecular & Clinical Medicine, 7(03), 2020.

12. Расулмухамедова Д. Проблемы воссоздания образа Амира Темура в узбекской драматургии периода независимости. - 2000.

13. Akhmedova M., Niyazova N. The Role of Literary Texts in Teaching (On The Example of Modern Literature - Z. Prilepin) // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - № 5. - С. 4120-4126.

14. Ниязова Н.Ж. Описание как тип монологической речи в обучении русскому языку в национальной (узбекской) школе (7-9 классы): Дисс. ... канд. педаг. наук. - 1997. - С. 10, 30.

15. Фаттахова А.Р. The modern literary process in Russian literature // European research: innovation in science, education and technology. - 2019. - С. 43-45.

16. Niyazova N. The Role of regional texts in Language Learning // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 41-46.

17. Bazarova N. et al. The basis of the word "heart" to become a poetic image //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Sy^ems. - 2019. - Т. 11. - №. 7. - С. 982-991.

18. Urinboevna K. D. et al. Creation and use of teaching electronic multimedia books when teaching languages to learners and &udents in the republic of Uzbeki^an //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Sy^ems. - 2019. - Т. 11. - №. 10 Special Issue. - С. 1039-1045.

19. Ramazanov N. Поэтическая интерпретация концепта факр в лирике Алишера Навои //Theoretical & Applied Science. - 2019. - №. 7. - С. 344-347.

20. Матенов Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики //Молодой ученый. - 2014. - №. 19. - С. 663-665.

21. Зиямухамедова Ш. Узбек тилшунослигида замонавий ахборот-коммуникация терминларининг урганилиши //Oriental Art and Culture. - 2020. - №. III.

22. Choriev O. A. Role and significance of law oriented works in pre-service training of legal specials // Review of law sciences. - 2018. - Т. 2. - №. 1. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.