Научная статья на тему 'Дебаты как технология развивающего обучения'

Дебаты как технология развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ПОРОЖДЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / DEBATE / A PEDAGOGICAL TOOL / TACTICS AND STRATEGY OF THE SPEECH GENERATION / SOCIO-CULTURAL PHENOMENON / THE TECHNOLOGY IS DEVELOPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Аида Акимовна

Дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Аида Акимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debate as a technology of evolves training

Debates are a pedagogical instrument, mechanism of familiarizing the participants to the norms and values of civil society, allow students to adapt to the conditions of modern society requires the ability to compete, to debate, to defend their interests on the basis of knowledge of the legal framework and the ability to apply their knowledge.

Текст научной работы на тему «Дебаты как технология развивающего обучения»

ДЕБАТЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

А.А. Аббасова

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

Ключевые слова: дебаты, педагогическое средство, тактики и стратегии речевого порождения, социокультурные явления, технология развивающего обучения.

Дебаты — это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Слово «дебаты» французского происхождения и означает «словесный поединок». Дебатирующий уже сформировал собственное мнение и стремится навязать его окружающим, убедить, переубедить их. Участнику дебатов нужно уметь влиять на собеседника, побудить его принять высказываемые утверждения, отказаться от каких-то собственных прежних представлений, совершить некие действия. Любые дебаты, сколь бы острыми они ни были, содержат существенные элементы дискуссии, если дело доходит до фактической аргументации. Не каждый одарен способностями произносить речи, да и не каждому предоставляется такая возможность. Но лишь немногим в течение жизни не приходилось дискутировать, дебатировать, вести переговоры, более или менее предметно, удачно и убедительно.

Для ведения дебатов необходимо формирование и дальнейшее развитие навыков, умений, необходимых для общения, стратегий и тактик речевого взаимодействия:

— анализировать и сопоставлять различные идеи и события;

— пользоваться различными способами интегрирования информации;

— задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

— аргументировать точку зрения и представлять ее;

— толерантно относиться к мнению партнеров по дебатам;

— делать обоснованные выводы;

— выстраивать цепочку доказательств;

— концентрироваться на сути проблемы;

— извлекать и обрабатывать информацию;

— овладеть навыками культурного ведения дискуссии: понимать доводы оппонентов, принимать различные точки зрения, отличные от собственных;

— корректно пользоваться языком невербального общения (мимика, жесты, интонация).

Дебаты — это преимущественно устная интеракция. Она отличается от простого чередования слушания и говорения, поскольку процессы восприятия и порождения накладываются друг на друга: в то время как один из партнеров по дебатам еще не закончил высказывание, другой уже планирует ответ на основании предположений и интерпретации мнения собеседника. Было установлено, что дискурс в устной интеракции носит «накопительный характер», т.е. участники общения «сближаются» в выяснении ситуации, вырабатывают прогнозы, концентрируют свое внимание на существенных моментах, используют ряд особых стратегий коммуникативного взаимодействия. Рассмотрим эти стратегии.

К примеру, стратегии порождения высказываний подразумевают мобилизацию ресурсов, «балансирование» между различными компетенциями. Если не хватает ресурсов, собеседник говорит так, как позволяют имеющиеся у него языковые, речевые средства, предметные, экзистенциональные знания.

Нередкими в ходе учебной апробации дебатов оказались способы «понижения планки», установления их соответствия средствам, имеющимся в активе, чтобы успешно выполнить коммуникативную задачу. Эти коммуникативные действия были нами отнесены к стратегиям уклонения. В свою очередь, применение способов «повышения планки», т.е. выполнения более сложных коммуникативных задач, чем предполагало задание, оценивались как стратегии достижения.

Интересные результаты дала работа над формированием у студентов стратегий восприятия. Она включала идентификацию контекста: когда учащимся — участником дебатов составляется представление о смысле текста, выдвигается гипотеза относительно стоящего за ним коммуникативного намерения. Вместе с тем выяснилось, что стратегия порождения включает в себя планирование (сознательная подготовка высказывания, обращение к справочным ресурсам, корректировка высказывания посодержанию на основе имеющихся в резерве языковых и речевых средств); выполнение задачи (построение высказывания, использование в качестве компенсации перефразирования); оценку (контроль успешности решения коммуникативной задачи, исправление ошибок).

Стратегия восприятия — при тех же составляющих — имеет специфику: в ней планирование связано с общим прогнозированием, формированием ожиданий; исполнение соотносится с выявлением ключевых опор и смыслов; оценка — с проверкой истинности гипотезы; этап исправления — с пересмотром гипотезы по поводу воспринятого сообщения.

Подготовка к дебатам предполагает на основе различных по тематике и коммуникативным задачам формирование либо развитие у учащихся стратегий взаимодействия (интеракции). Сложность формирования данной стратегии заключалась в том, что она включают в себя стратегии восприятия и порождения, а также стратегии, относящиеся непосредственно к интеракции, к управлению данным процессом, а именно:

— этап планирования, который связан с прогнозированием, т.е. выбором «праксеограммы», сценария обмена репликами, определением информационных расхождений с собеседником и выявлением предсказуемых смыслов интеракции;

— этап исполнения, который связан с выбором своей роли в общении, например инициативной, с умением отреагировать на неожиданное, при необходимости обратиться за помощью в истолковании того или иного смысла;

— этап оценивания, который включает контроль за эффективностью выбранного способа обмена репликами, достижения цели;

— этап исправления, который объединил обращение за разъяснением и предоставление разъяснения для возобновления полноценной коммуникации.

Существуют различные тактики ведения дебатов. Назовем некоторые из них:

— приведение примера — тактика, показывающая, что высказываемое мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: «Вот к примеру», «Например » и др.);

—усиление направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на подчеркивание субъективной информации (типовые выражения: «Хотелось бы выразить собственную точку зрения», «Прошу внимания» и др.);

—уступка дает возможность продемонстрировать терпимость к иной точке зрения, согласие («Не могу не поддержать Вас», «То, что Вы говорите, интересно» и др.);

— контраст — ход, привлекающий внимание противоположностью мнения, высказываемого на основе фактов текста («Трудно согласиться с мнением автора статьи», «По-моему, эти факты следует интерпретировать иначе» и др.);

— неожиданность — использование в речи неизвестной слушателям информации;

— апелляция к авторитету — для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитетное мнение;

— прогнозирование — прогнозы развития ожидаемых событий для того, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, интересы, пожелания; и др.

Подготовка к дебатам предусматривает также усвоение социокультурных явлений русской речи, которые варьируются в зависимости от статуса и взаимоотношений общающихся, от регистра общения и выражаются в использовании приемлемых форм обращения:

— правила вежливости в их национальной специфике (существует так называемая позитивная вежливость — это проявление интереса к собеседнику, выражение благодарности, обмен мнениями, впечатлениями и негативная, сдержанная вежливость в случае отказа, несогласия, запрета и др., а также намеренное отклонение от норм вежливости при выражении непонимания, неразделенности, несогласия, упрека и пр.);

— народная мудрость: выражения, обобщающие многовековой опыт народа (пословицы, поговорки, крылатые выражения, приметы и поверья);

— регистры общения, выделяемые в соответствии со сферой, ситуацией общения и с учетом ролей участников дебатокоммуникации (официальный, нейтральный, неформальный).

Одной из актуальных проблем общества в настоящее время является проблема эмоционального общения людей. Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом обще-

нии. Еще в школе подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает время, отводимое на устные ответы, учащиеся теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений. Активное использование техник и методик проведения дебатов в обучении способствует решению обозначенной задачи. В этом смысле дебаты представляют собой прения, формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). В 1999 г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. Программа «Дебаты» в условиях России является проектом, цель которого — внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации — тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики.

Студенты развивают свои исследовательские навыки через чтение, обмен читательским опытом, отстаивание собственного мнения на основе полученных знаний. Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений. Итак, дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение дебатов проявляется в том, что они позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Использование этой технологии способствует личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность, значительно расширяет горизонты самопознания, развивает коммуникативные способности, прививает чувство ответственности, независимости личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии. — 2007. — № 1.

[2] Светенко Т.В. Дебаты. Путеводитель по дебатам: Учеб. пособие: Факультативный курс. — М.: РОССПЕН, 2002.

[3] Дебаты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

[4] Дебаты: Учебно-методический комитет. — М.: Бонфи, 2001.

LIRETATURA

[1] Poldyaeva O. V. Vozmozhnosti texnologii «Debaty» // Shkolnye texnologii. — 2007. — № 1.

[2] Svetenko T.V. Debaty. putevoditel po debatam: uchebnoe posobie: fakultativnyj kurs. — M.: Rosspen, 2002.

[3] Debaty // Enciklopedicheskij slovar brokgauza i efrona: v 86 tomax (82 t. i 4 dop.). — SPb., 1890—1907.

[4] Debaty: Uchebno-metodicheskij komitet. — M.: Bonfi, 2001.

DEBATE AS A TECHNOLOGY OF EVOLVES TRAINING

A.A. Abbasova

The Department of Russian Language and Methods of Teaching Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Debates are a pedagogical instrument, mechanism of familiarizing the participants to the norms and values of civil society, allow students to adapt to the conditions of modern society requires the ability to compete, to debate, to defend their interests on the basis of knowledge of the legal framework and the ability to apply their knowledge.

Key words: debate, a pedagogical tool, tactics and strategy of the speech generation, socio-cultural phenomenon, the technology is developing training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.