Научная статья на тему 'Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования'

Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ ДИСКУССИИ / PROLONGED DISCUSSIONS / ИНТЕРНЕТ-ДЕБАТЫ / УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE INTERNET-DEBATES / TEACHING LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Маргарита Юсуфовна

Коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Маргарита Юсуфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Technologies as a Means of Forming the Competence in Pupils’ Communication in the Course of School Literary Education

Communicative technologies are successfully applied in prolonged discussions and the Internet-debates in teaching Literature because their use enables to enhance the space of dialogue with students and create the best conditions for students' realization and their mental activities activation.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования»

УДК 372.882

М. Ю. Садыкова

Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования

Коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

Ключевые слова: коммуникационные технологии, литературное образование, пролонгированные дискуссии, интернет-дебаты, учебный диалог, коммуникативная компетентность.

М. Ju. Sadykova

Communication Technologies as a Means of Forming the Competence in Pupils' Communication in the Course of School Literary Education

Communicative technologies are successfully applied in prolonged discussions and the Internet-debates in teaching Literature because their use enables to enhance the space of dialogue with students and create the best conditions for students' realization and their mental activities activation.

Keywords: сcommunicative technologies, prolonged discussions, the Internet-debates, teaching Literature, a communicative competence.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся в процессе школьного литературного образования предполагает, что старшеклассники должны овладеть «умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных отношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности» [6, с. 44]. Осуществление данной задачи невозможно без использования компьютерных технологий (мультимедийных, информационных и в значительной степени коммуникационных). Дело в том, что компьютер в современных условиях стал не столько вычислительной, сколько коммуникационной машиной, поскольку использование ресурсов Интернета позволяет обогатить непосредственное общение людей, придает ему черты, недостаточно реализуемые в условиях обычного взаимодействия. К их числу относятся «гибкие возможности организации диалога, включения в дискуссии, использования различных информационных ресурсов при составлении своих сообщений, обращения к информации, размещенной ранее» [5]. Благодаря применению коммуникационных технологий появляются «возможности организации коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, а также средств организации обратной связи, таких как опросы, рейтинги, баллы и др.»

[5].

Благодаря коммуникационным технологиям значительно увеличивается поле взаимодействий участников образовательного процесса, осуществляется выход в пространство широких социальных контактов. Возможность высказать свои мысли и увидеть, как на них реагируют люди из других социальных групп, побуждает школьников к самосовершенствованию, помогает преодолеть коммуникативные барьеры. Вместе с тем использование данных технологий приводит к освобождению коммуникативных процессов от внешних ограничений, в результате чего возрастает ответственность участников сетевого общения, которые сами устанавливают для себя моральные и культурные рамки, а значит, особенно важной становится целенаправленная работа по подготовке обучающихся к коммуникации, традиционной и опирающейся на компьютерные технологии. Следует развивать базу «речевого общения, которая предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров» [3, с. 81]. Обогащению словарного запаса школьников при использовании коммуникационных технологий способствует доступность

© Садыкова М. Ю., 2013

60

М. Ю. Садыкова

различных словарей, а также знакомство с образцовыми текстами, однако, сетевое общение может привести и к нежелательным последствиям в случае бесконтрольного участия подростков в форумах и чатах. Необходимо, чтобы обучающиеся под руководством педагога выработали четкие критерии оценки высказываний, подходили к выбору круга общения в соответствии с данными критериями и следовали им в своей коммуникативной практике.

Наряду с развитием речи следует формировать у обучающихся социально ценные установки: отношение «к партнерам по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату, понимание того, что взаимодействие - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл» [3, с. 81]; ориентацию на то, что в ходе взаимодействия надо не только получать, но и как можно больше давать другим. Коммуникативное поведение обучающихся, в том числе и в условиях Интернета, должно осуществляться с гуманистической позиции, которая находит выражение в доверии, оптимистическом отношении к собеседникам, сотрудничестве с ними, учете их индивидуальных свойств, интересе и уважении к уникальности, самобытности личности собеседника, собственному «Я», «предоставлении коммуникату необходимого пространства свободы для творчества, принятия самостоятельных решений» [8, с. 58].

Для достижения данных целей уроки русского языка и литературы предоставляют наиболее благоприятные условия, поскольку именно в процессе изучения словесности подростки получают возможность совершенствовать свою речевую культуру, знакомиться с текстами, обладающими высокой нравственной и эстетической ценностью, вступать в диалог, направленный на постижение художественных образов, авторской позиции, восприятия суждений о прочитанном других участников учебного диалога, осознание своих личностных особенностей.

Формирование культуры общения учащихся старших классов осуществляется посредством постепенно усложняющихся заданий. Вначале школьники должны найти информацию о писателе на сайтах, рекомендованных учителем, затем они переходят к составлению аннотаций сайтов, посвященных творчеству писателей, и в

итоге - к выбору наиболее интересных высказываний участников сетевого общения и их оцениванию с точки зрения содержания и речевого оформления. Предварительная подготовка позволяет старшеклассникам создавать собственные варианты ответов, вступать в общение, отвечая на комментарии, совпадающие с их мнением или содержащие противоположную точку зрения, то есть участвовать в диалоге по поводу прочитанного и увиденного.

По мнению В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, формированию коммуникативной компетентности способствуют различные виды деятельности учащихся, в том числе проведение дискуссий, поскольку в их ходе школьники учатся «внимательно и заинтересованно слушать каждого выступающего; понимать суть того, что было сказано другими участниками дискуссии; быстро реагировать на изменения в коммуникативной ситуации; занимать лидирующую или подчиненную позицию; конструктивно вести диалог; принимать объективные решения» [8, с. 110-111]. Использование компьютерных технологий при проведении дискуссий предоставляет возможность оперативного поиска сведений, которые могут быть необходимы для решения вопросов, возникших в ходе обсуждения той или иной проблемы, а также позволяет сделать выступление более ярким и убедительным благодаря продуманному иллюстративному ряду, включающему в себя визуальные, звуковые и видеоматериалы. Эффективность «живых» дискуссий возрастает благодаря применению информационных технологий: составление коллажей из высказываний одноклассников, сделанных в ходе обсуждения той или иной проблемы, сопоставление двух или нескольких высказываний побуждают участников диалога быть более внимательными к мнениям товарищей, благожелательно относиться к суждениям собеседников, независимо от своего согласия или несогласия, уметь видеть ценность и значимость высказываний оппонентов. Таким образом создаются условия для формирования толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

В литературном образовании коммуникационные технологии находят применение при организации пролонгированной дискуссии в формате web-форума [4]. Пролонгированная дискуссия позволит учащимся рассмотреть различные направления в исследовании, подробнее обсудить вопросы, возникающие на уроке, обратиться к новым проектам. Для ее осуществления не-

Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования

обходима организация web-форума, включающая несколько этапов: подготовительная работа учителя (учеников) по созданию web-форума; регистрация участников (выбор логина и пароля, ключевого слова темы может стать важным этапом в постижении учащимися содержания произведения, той или иной проблемы и т.д.); создание темы; ведение виртуальной дискуссии; подведение итогов (посредством web-голосования). Модераторы могут предложить участникам форума разнообразные вопросы, касающиеся духовных исканий героев художественных произведений и мотивации их поступков: «Почему Андрей Болконский переживает разочарование в своих кумирах - Наполеоне и Сперанском?», «Можно ли строить жизнь по теории, как это пытается сделать Евгений Базаров?», «Проходит ли «испытание любовью» Дмитрий Ионович Старцев?»

Особой формой дискуссии является проведение интернет-дебатов, которые основываются на формате, предложенном К. Поппером и получившем распространение во всем мире. Интернет-дебаты, изначально проходившие в режиме офф-лайн, в настоящее время могут иметь форму видеоконференции и осуществляются с помощью программ Skype или Mail.Ru Агент. Л.Н. Вахрушева и С.В. Савинова подчеркивают, что технология дебатов является «эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию» [1]. Дебаты представляют собой форму «проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога» [1]. Так, например, при обращении к курсу литературы XIX века учащимся для дебатов может быть предложена тема «Что главное для героев русской литературы: бунт или смирение?» В процессе спора команды должны отстаивать то утверждение, которое досталось им по жребию, что способствует формированию умения взглянуть на вопрос с точки зрения другого человека, встать на его позицию. Возможность рассматривать вопрос с противоположных точек зрения,

каждая из которых имеет как сильные, так и слабые стороны, позволяет осознанно вырабатывать собственную жизненную позицию с учетом различных вариантов решения проблемы. Этап обмена вопросами особенно важен в ходе ведения дебатов, так как, именно отвечая оппонентам, школьники учатся более тщательно выстраивать аргументацию. Например, в ходе дебатов по теме «Что главное для героев русской литературы: бунт или смирение?» противникам были предложены следующие вопросы:

- Кто из героев русской литературы пытался достичь своих целей с помощью бунта? Согласны ли вы с определением А.С. Пушкина, назвавшего бунт «бессмысленным и беспощадным»? В трудах каких российских философов развивается идея бунта? К каким итогам приводил бунт в русской истории?

- Кто из героев русской литературы в кризисные моменты своей жизни предпочитал смирение бунту? К каким итогам приводил отказ от борьбы? Какое влияние оказали идеи русских религиозных философов на ход отечественной истории первой половины XX века?

Подготовка и проведение дебатов проходят по определенной схеме, а оценивание результатов осуществляется по ряду критериев, которые помогают обучающимся обратить внимание на содержательность выступлений, формулировку вопросов, культуру общения. Б. Зельцерман и Д. Нетунахин предостерегают от того, чтобы следование правилам игры становилось важнее содержательной работы. Дебаты должны продвигать школьников в понимании обсуждаемой темы, а не создавать ситуацию для публичного столкновения мнений. Задача участников дебатов - понять предположения и установки оппонентов, а не просто опровергнуть их. Перекрестные вопросы должны направляться на прояснение позиции противоборствующей стороны, а не на то, чтобы «поймать» ее на противоречии или уличить в некомпетентности [2].

Таким образом, коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

62

М. Ю. Садыкова

Библиографический список

1. Вахрушева, Л. Н. Технология подготовки и проведения дебатов / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова [Электронный документ]. - Режим доступа : Шр://к1а55. resobr.ru/archive/year/articles/253/ (дата обращения: 28.05.2008)

2. Зельцерман, Б. Некоторые аспекты развития программы «Дебаты» / Б. Зельцерман, Д. Нетунахин [Электронный документ]. - Режим доступа : http://experiment.lv/ rus/debate/conf/artic1e_1.htm (дата обращения: 14.24.2008)

3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 200 с.

4. Мухаметшина, Р. Ф. Интегрированный урок литературы и новые информационные технологии: web-форум как прием пролонгированной дискуссии [Текст] / Р.Ф. Мухаметшина // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 114-116.

5. Сергеев, А.Н. Эволюция взглядов на информатизацию образования: Развитие личности и обучение в сообществах [Электронный документ] / А. Н. Сергеев // Грани познания - 2008. - № 1. - Режим доступа : http://grani.vspu.ru/ page/home (дата обращения: 15.10.2009)

6. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание [Текст] : монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск : КГПУ, 2007. - 255 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vahrusheva, L. N. Tehnologiya podgotovki i prov-edeniya debatov / L. N. Vakhrusheva, S. V. Savinova [Elektronny'j dokument]. - Rezhim dostupa : http://klass. resobr.ru/archive/year/articles/253/ (data obrashcheniya: 28.05.2008)

2. Zel'cerman, B. Nekotory'ye aspekty' razvitiya pro-grammy' «Debaty'» / B. Zel'cerman, D. Netunahin [Elektronny'j dokument]. - Rezhim dostupa : http://experiment.lv/ rus/debate/conf/article_ 1.htm (data obrashcheniya: 14.24.2008)

3. Mudrik, A. V. Social'naya pedagogika [Tekst] : ucheb. dlya stud. ped. vuzov / pod red. V. A. Slastenina. -M. : Akademiya, 2000. - 200 s.

4. Muhametshina, R. F. Integrirovanny'j urok litera-tury i novy'ye informacionny'ye tehnologii: web-forum kak priyem prolongirovannoj diskussii [Tekst] / R.F. Mukhametshina // Integratsiya obrazovaniya. - 2006. - № 2. - S. 114-116.

5. Sergeyev, A.N. Evolyuciya vzglyadov na informa-tizaciyu obrazovaniya: Razvitiye lichnosti i obucheniye v soobshchestvah [Elektronny'j dokument] / A. N. Sergeyev // Grani poznaniya - 2008. - № 1. - Rezhim dostupa : http://grani.vspu.ru/ page/home (data obrashcheniya: 15.10.2009)

6. Teslenko, V. I. Kommunikativnaya kompetentnost': formirovaniye, razvitiye, otsenivaniye [Tekst] : mono-grafiya / V. I. Teslenko, S. V. Latyntsev. - Krasnoyarsk : KGPU, 2007. - 255 s.

Коммуникационные технологии как средство формирования компетентности в общении учащихся в процессе школьного литературного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.