Научная статья на тему 'Роль учебной практики в становлении будущих учителей начальных классов'

Роль учебной практики в становлении будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / БОТАНИКА / ЗООЛОГИЯ / ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / EDUCATION INTERNSHIP / NATURAL SCIENCE / LOCAL LORE / BOTANY / ZOOLOGY / EARTH SCIENCE / ECOLOGY CENTER / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маладаева Ольга Климентьевна

В статье рассмотрены основные вопросы организации и проведения учебной практики студентов будущих учителей начальных классов по естествознанию. Учебная практика по естествознанию нацелена на интеграцию естественно-научных и сельскохозяйственных основ обучения. Первичные профессиональные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, приобретенные в ходе практики, помогут будущим учителям начальных классов правильно организовать работу детей на учебно-опытном участке. Учебная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. В работе раскрывается содержание учебной практики, организуемой на базе Республиканского эколого-биологического центра учащихся (Улан-Удэ). В ходе выездной практики студенты посещают ряд административных районов Республики Бурятия. Практика закрепляет знания и умения, полученные студентами в результате освоения теоретических курсов, способствует приобретению практических навыков и комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маладаева Ольга Климентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of education internship and field assignments in the development of future primary school teachers

The study reviews the main issues of managing and conducting education internship and field assignments of future primary school teachers in natural science. Education internship and field assignments in natural science are aimed at integrating the natural science learning bases with the agricultural ones. Primary professional and research skills acquired during the internship will help future primary school teachers to manage children activities in the training and experimental area. Education internship is compulsory and is a type of training that focuses on the practical vocational training of students. The base of the internship is the National Ecological and Biological Center for Students (Ulan-Ude). During the field assignments, students travel to a number of administrative districts of the Republic of Buryatia. The education internship and field assignments consolidate the knowledge and skills acquired by students as a result of mastering theoretical courses, develop practical skills and contribute to the integrated achievement of the cultural and professional skills of students.

Текст научной работы на тему «Роль учебной практики в становлении будущих учителей начальных классов»

УДК 378.016:502/504

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.35

Маладаева Ольга Климентьевна

кандидат географических наук, доцент кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Maladaeva Olga Klimentevna

PhD in Geography, Associate Professor, Technological Education and Vocational Training Department, Teacher's Training Institute, Buryat State University

THE ROLE OF EDUCATION INTERNSHIP AND FIELD ASSIGNMENTS IN THE DEVELOPMENT OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация:

В статье рассмотрены основные вопросы организации и проведения учебной практики студентов -будущих учителей начальных классов по естествознанию. Учебная практика по естествознанию нацелена на интеграцию естественно-научных и сельскохозяйственных основ обучения. Первичные профессиональные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, приобретенные в ходе практики, помогут будущим учителям начальных классов правильно организовать работу детей на учебно-опытном участке. Учебная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. В работе раскрывается содержание учебной практики, организуемой на базе Республиканского эколого-биологического центра учащихся (Улан-Удэ). В ходе выездной практики студенты посещают ряд административных районов Республики Бурятия. Практика закрепляет знания и умения, полученные студентами в результате освоения теоретических курсов, способствует приобретению практических навыков и комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова:

учебная практика, естествознание, краеведение, ботаника, зоология, землеведение, экологический центр, будущие учителя начальных классов.

Summary:

The study reviews the main issues of managing and conducting education internship and field assignments of future primary school teachers in natural science. Education internship and field assignments in natural science are aimed at integrating the natural science learning bases with the agricultural ones. Primary professional and research skills acquired during the internship will help future primary school teachers to manage children activities in the training and experimental area. Education internship is compulsory and is a type of training that focuses on the practical vocational training of students. The base of the internship is the National Ecological and Biological Center for Students (Ulan-Ude). During the field assignments, students travel to a number of administrative districts of the Republic of Buryatia. The education internship and field assignments consolidate the knowledge and skills acquired by students as a result of mastering theoretical courses, develop practical skills and contribute to the integrated achievement of the cultural and professional skills of students.

Keywords:

education internship, natural science, local lore, botany, zoology, earth science, ecology center, future primary school teachers.

Учебная полевая практика по естествознанию в вузе направлена на расширение и углубление знаний обучающихся, полученных в процессе изучения теоретических курсов землеведения с основами краеведения, ботаники с основами экологии растений и зоологии с основами экологии животных. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию студентов [1]. Практика закрепляет знания и умения, полученные обучающимися в результате освоения теоретических курсов, способствует приобретению практических навыков и комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

На протяжении ряда лет базой учебной практики Педагогического института Бурятского государственного университета по естествознанию является ГБУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр учащихся» (РЭБЦУ). РЭБЦУ является организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей, осуществляет координирующие, организационно-информационные, программно-методические функции развития дополнительного образования республики в эколого-биологическом направлении.

Учебно-воспитательный процесс позволяет педагогам РЭБЦУ создавать равные возможности для каждого учащегося, реагировать на меняющиеся потребности детей и родителей, оказывать помощь и поддержку в развитии творческих способностей школьника через учебные знания, экскурсии, профильные лагеря, экологическую школу. Студенты Педагогического института принимают активное участие в работе общественной экологической организации «Муравейник», организации и проведении олимпиад по байкаловедению и краеведению.

Основная цель РЭБЦУ - создание оптимальных условий для интеллектуального развития учащихся, удовлетворения и возможно полного учета их склонностей и способностей, самообразования, творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга и отдыха.

В РЭБЦУ учащихся функционируют четыре лаборатории: экологии и охраны окружающей среды; зооживотноводства; цветоводства и эстетики; растениеводства и плодово-ягодных культур. Студенты проводят опыты с декоративными растениями, например, определяют влияние света на образование хлорофилла в листьях, затемнения - на величину листьев, пикировки - на развитие сеянцев при выращивании летников рассадой, удаления отцветших цветков и соцветий - на продолжительность цветения, количества и сроков внесений удобрений - на начало и продолжительность цветения летников и т. д. [2].

В лаборатории растениеводства и плодово-ягодных культур студенты знакомятся с весенне-летними работами с овощными культурами в закрытом и открытом грунтах. В период прохождения практики студенты приобретают навыки работы по выращиванию растений в закрытом грунте весной; определяют виды районированных сортов овощных растений, выращиваемых рассадным способом, по семенному и посадочному материалу. Также студенты учатся готовить семенной материал к посеву в открытый грунт, готовить почву открытого грунта к посеву, вносить удобрения и проводить посев семян.

Лаборатория зооживотноводства разрабатывает методические рекомендации по уходу за домашними животными, организации живого уголка в детском саду, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, методики наблюдения за домашними животными. В живом уголке лаборатории живут попугаи, канарейки, хомяки, морские свинки, ежи, мыши, черепахи, аквариумные рыбы, лягушки. Студенты принимают участие в постоянном уходе за обитателями живого уголка: кормят, чистят клетки, аквариумы, террариумы.

При проведении опытно-практической работы в РЭБЦУ студенты устанавливают причины влияния экологических факторов на жизнь растений и животных, определенных условий и приемов воздействия на урожай. Отбирают опытные и контрольные варианты, в соответствии с чем осуществляется сравнение: опытная делянка растений, подкармливаемых удобрениями, и контрольная - без подкормки.

Природа Бурятии отличается большим разнообразием ландшафтов, что позволяет организовать экскурсии в различные природно-территориальные комплексы. Учебная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся [3].

Во время прохождения учебной практики студенты выезжают в ряд административных районов Республики Бурятия.

1. Иволгинский район - посещение ряда минеральных источников, имеющих статус памятников природы и являющихся сакральными объектами для местных жителей:

- источник Ута-Булак, расположен в 100 м от федеральной трассы Улан-Удэ - Кяхта. На территории источника расположены 16 выходов минеральных источников, воды которых применяются для лечения различных заболеваний. Практические работы, осуществляемые студентами: составление экологического паспорта минерального источника - определение температуры с помощью водного термометра, определение рН среды с помощью соответствующих индикаторов [4];

- источник «Итигэловэй Аршан», посещение дома-музея, посвященного Пандито Хамбо-Ламе Даши Доржо Итигэлову, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане;

- Иволгинский дацан, знакомство с буддистской религией и объектами ее поклонения;

- местность Уточкина падь и расположенный в ее пределах геологический памятник природы «Ошурковское обнажение». Практическая работа - описание геологического обнажения по предложенному плану, определение средней скорости течения ручья Уточкиной пади и составление его поперечного профиля, составление фотогербария различных природных комплексов -тайги, степи, речной поймы;

- район Шаманских гор, «Стоянка Гэсэра» - объект, расположенный на левом берегу реки Селенги, имеющий природоохранное и религиозное значение. Практическая работа - описание природного комплекса сухой степи, составление фотогербария.

2. Тарбагатайский район - посещение ряда природных объектов и Музея истории и культуры старообрядцев Забайкалья в селе Тарбагатай:

- гора Омулевая, памятник природы «Гора Спящий лев». Студенты составляют описание объекта. Практическая работа - описание геологического обнажения, составление фотогербария;

- Аввакумова Креста - место, где по преданию останавливался протопоп Аввакум во время своей ссылки на Нерчинские рудники; остановка возле уникального геологического объекта -скалы-останца «Дракон» или «Гребешок»;

- Музей истории и культуры старообрядцев Забайкалья - знакомство с уникальной культурой, традициями и видами хозяйственной деятельности семейских Забайкалья. Практическая работа - составление конспекта экскурсии в музей для младших школьников.

3. Кабанский район - знакомство с природными комплексами южного Прибайкалья, включая южное побережье Байкала и центральную часть хребта Хамар-Дабан в пределах ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник»:

- визит-центр заповедника, участие в интерактивной квест-игре, приобретение опыта организации исследовательской деятельности младших школьников в области рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал;

- администрация Байкальского государственного природного биосферного заповедника и музея, созданного на его базе;

- прохождение пешего маршрута «По отрогам Хамар-Дабана». Практическая работа - составление конспекта экскурсии в музей для младших школьников [5].

При посещении заповедника студенты знакомятся с результатами его работы. Благодаря деятельности заповедника возросла численность основных охраняемых видов животных - соболя, медведя, копытных животных, глухаря, рябчика и др. Увеличилась популяция редкого подвида северного оленя, успешно сохраняется популяция выдры и других редких видов животных и растений. Восстановлена популяция черемши. Сохраняются краснокнижные виды растений, эндемичных и реликтовых растительных сообществ Хамар-Дабана. Все это стало возможным благодаря эффективному сочетанию работы кордонов и рейдовых оперативных групп, материальному стимулированию, повышению квалификации государственных инспекторов, планомерной работе по административной практике, взаимодействию с силовыми структурами, целевой финансовой поддержке Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, усилению материально-технической базы отдела охраны Байкальского заповедника [6].

По окончании практики студенты проводят камеральную обработку полученных результатов и представляют групповые учебные проекты на предложенные темы: особо охраняемые природные территории Бурятии; экологические проблемы Бурятии и пути их решения; памятники природы Бурятии; разработка туристического бренда Бурятии. Работа над проектами способствует использованию естественно-научных знаний для ориентирования в современном информационном пространстве [7].

Комплексный характер практики позволяет сформировать представление о многих природных процессах в их взаимосвязи, учит анализировать природные явления и, опираясь на самостоятельные наблюдения в природе, регистрировать факты, обобщать увиденное, делать правильные выводы.

Учебная практика по естествознанию нацелена на интеграцию естественно-научных и сельскохозяйственных основ обучения. Первичные профессиональные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, приобретенные в ходе практики, помогут будущим учителям начальных классов правильно организовать работу детей в исследовательской деятельности и на учебно-опытном участке.

Таким образом, учебная практика по естествознанию выступает важнейшим компонентом подготовки будущего учителя начальных классов, так как обеспечивает соединение теоретической подготовки с практической деятельностью, является одним из средств успешной подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Ссылки:

1. Бурова Л.И., Логовеева Г.П. Учебная практика студентов : метод. рек. для специальности «Педагогика и методика начального обучения». М., 2001. 112 с.

2. Зерщикова Т.А., Рыжкова Ю.П. Учебная практика по естествознанию: землеведение, ботаника, зоология : учеб.-ме-тод. пособие. Белгород, 2012. 116 с.

3. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000. 384 с.

4. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. М., 1991. 156 с.

5. Природа родного края : пособие для учителей нач. кл. / сост. О.К. Маладаева, В.А. Бабиков. Улан-Удэ, 2006. 95 с.

6. Результаты деятельности заповедника [Электронный ресурс]. URL: http://www.baikal-zapovednik.ru/node/457lan-guage=en (дата обращения: 20.12.2017).

7. Торгомян С.Ф., Арутюнян Р.Р. Проект внеклассного мероприятия в рамках педагогической практики // European Journal of Education and Applied Psychology. 2017. № 2. С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.