Научная статья на тему 'Роль учебной и производственной практики в реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО ветеринария и ветсанэкспертиза'

Роль учебной и производственной практики в реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО ветеринария и ветсанэкспертиза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / TRAINING / CURRICULUM / AGRICULTURAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллин А. К.

Организация учебной и производственной практики ориентирована на подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICE ROLE IN EDUCATIONAL PROGRAMMS ACCORDING TO FSCS HPE VETERINARY MEDICINE AND VETERINARY-SANITARY INSPECTION

Organization of educational and industrial practice is focused on training, meeting themodern requirements of the market economy.

Текст научной работы на тему «Роль учебной и производственной практики в реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО ветеринария и ветсанэкспертиза»

ИТОГИ РАБОТЫ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЯ ДЕКАНОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗЫ СОВМЕСТНО С УМО ВУЗОВ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЗООТЕХНИИ И ВЕТЕРИНАРИИ

С 06 ПО 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА В РАМКАХ IV МЕЖДУНАРОДНОГО ВЕТЕРИНАРНОГО КОНГРЕССА

УДК 619:614.9-07:378.147 (076.5)

РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ВЕТЕРИНАРИЯ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА

Галиуллин А.К. - д.в.н., профессор, декан ФВМ Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-34

Ключевые слова: подготовка кадров, учебный план, сельскохозяйственное предприятие. Key words: training, curriculum, agricultural enterprise.

В общей структуре академии факультет ветеринарной медицины представлен 15 кафедрами, в подготовке кадров принимают участие 119

преподавателей, в том числе 20 докторов наук. Остепененность составляет 90%, практически все штатные сотрудники.

Коллектив факультета свое будущее связывает с сохранением и

приумножением богатых традиций, унаследованных им за 140-летнюю историю, дальнейшим совершенствованием учебного процесса, развитием 12 научных школ, а также учебно-производственной базы факультета (клиника, ЛКЦ, цех по производству кормовых добавок, лаборатории и др.)

В академии обучаются более 1800 студентов из различных субъектов РФ, СНГ и 18 стран мира (Республика Чад, Израиль, Кения, Ливан, Гана, Бенина, Ботсвана, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Вьетнам, Замбия, Танзания, Королевство Свазиленд, Иран, Ирак, Египет, Бурунди, Конго).

Академия имеет международный статус.

На факультете по специальности ветеринария и по направлению подготовки ветсанэкспертиза введены 12

специализаций и лечебное дело.

В соответствии с учебным планом и образовательным стандартом практическая подготовка студентов в академии занимает

почти 50% учебного времени. Она организуется: в ходе учебных занятий и во время отводимых с типовыми планами практик.

Организация учебной и

производственной практики ориентирована на подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рыночной экономики в соответствии с учебными планами и разработанными на его основе учебными графиками. Календарные сроки учебной практики изменяются только в случаях неотложных сельскохозяйственных работ.

Содержание учебной практики по клиническим дисциплинам корректируется в зависимости от социально-экономической обстановки и состояния животноводства. Так, в последние годы наряду с освещением проблем ветеринарии, возникающих в крупных животноводческих комплексах, большое внимание уделяется особенностям ветеринарного обслуживания в

индивидуальных, крестьянских

(фермерских) хозяйствах.

Основные виды учебно-клинической и производственной практики,

предусмотренные государственными

образовательными стандартами высшего профессионального образования,

осуществляются на основе договоров между академией, студентами и предприятиями, представлены в таблице.

Таблица - Перечень сельскохозяйственных предприятий

№ п/п Наименование крупного инвестора (хозяйства) Кол-во чел.

1. ВАМИН-Татарстан 16

2. Красный Восток-Агро 7

3. ЗАО «Бирюли» 5

4. Татплодоовощпром 2

5. ООО «Союз-Агро» 2

6. ООО «Бахэтле-Агро» 2

7. ООО а/ф имени Рахимова 2

8. п/ф «Казанская» 5

9. ООО «Камский Бекон» 1

10. Кайбицкий «Золотой колос» 1

11. Районные госветобъединения 14

12. г. Казань 6

13. Более мелкие работодатели сферы АПК по РТ 58

14. Работодатели других республик 21

Всего: 503

Распределение на места практик происходит, как правило, в присутствии работодателей, с участием представителей МСХиП РТ и Главного управления ветеринарии КМ РТ. Распределение освещается прессой и телевидением.

В условиях производства студенты приобретают навыки по подготовке материала для проведения

бактериологических, серологических и вирусологических исследований,

зоогигиенические оценки содержание сельскохозяйственных животных, по клиническим и лабораторным методам исследования больных животных для постановки диагноза, по приобретению опыта проведения природоохранительных мероприятий в животноводстве и ветеринарии.

Все отъезжающие на врачебно-производственную практику

обеспечиваются программой и

методическими указаниями по учебно-клинической и производственной практике и проходят инструктаж.

Студенты 4 курса приобретают навыки и умения во время круглосуточного дежурства в лечебно-консультативном центре академии, на животноводческих фермах базовых хозяйств.

В прошедшем учебном году производственную практику и стажировку за рубежом (Голландия, Германия, Англия,

и др.) прошли 20 студентов, что позволило расширить познания в клинической и организационно-хозяйственной деятельности.

АПК Республики Татарстан нуждается в скорейшем внедрении новой системы обучения, которая должна мобилизовать студентов в определении своих образовательных потребностей на основе глубокого изучения в отраслей животноводства и реализации

индивидуальной программы обучения, которая позволит обеспечить

конкурентоспособность на рынке труда и заинтересованность со стороны

работодателей. Нам нужна

взаимопонимание и помощь со стороны сельхозпроизводителей. Особенно по улучшению социально-бытовых условий для молодых специалистов, повышения привлекательности в работе ветеринарных врачей.

Практика нашей академии показывает эффективность прохождения

производственной практики студентов на предприятиях различных отраслей АПК, с учетом профессионалов-

производственников. Это позволяет перестраивать содержание и результаты образовательного процесса в академии с учетом запроса производства. Одним из примеров такого сотрудничества, как было сказано, взаимодействия при подготовке

кадров с МСХ и П РТ, ГУВ КМ РТ, крупными холдингами, ведущими предприятиями и организациями.

Весьма не простым делом для нас является трудоустройство выпускников, хотя в академии имеется программа трудоустройства выпускников. Ежегодно с районов РТ в адрес академии поступают заявки на выпускников. К сожалению, отсутствие социально-бытовых условий, низкая зарплата, недостаточное внимание со стороны руководителей хозяйств и районов не устраивают молодых специалистов, что сказывается на закрепляемости кадров на селе.

По улучшению качества

практического обучения студентов сделано следующее:

1) Между МСХиП РТ и академией заключено двухстороннее соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве по

выпуску специалистов АПК.

2) Осуществляется зарубежная стажировка студентов по молодёжной аграрно-животноводческой программе.

3) Организовываются и проводятся встречи с работодателями Холдинговых компаний и подписываются договора о практическом обучении студентов.

4) Налажен контакт с Региональным молодежным Центром РТ по планированию карьеры «Карьер Старт», что открывает для студентов перспективы их карьерного роста.

Таким образом, в академии ежегодно происходит усовершенствование и поиск новых решений в вопросах практического обучения студентов, чтобы к концу своего пятилетнего обучения из студента сформировался грамотный и

высококвалифицированный специалист.

РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО

ВЕТЕРИНАРИЯ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА

Галиуллин А. К. Резюме

Организация учебной и производственной практики ориентирована на подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рыночной экономики.

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICE ROLE IN EDUCATIONAL PROGRAMMS ACCORDING TO FSCS HPE VETERINARY MEDICINE AND VETERINARY-SANITARY

INSPECTION

Galiullin A.K. Summary

Organization of educational and industrial practice is focused on training, meeting themodern requirements of the market economy.

УДК 619:636:378.147 (075.8) (471):2013-2014 гг.

О РАБОТЕ УМО ВУЗОВ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЗООТЕХНИИ И

ВЕТЕРИНАРИИ В 2013/2014 ГГ.

Максимов В.И. - профессор, зам. председателя Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, проректор Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

имени К.И. Скрябина

Ключевые слова: ветеринария, образовательный стандарт, квалификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.