Научная статья на тему 'Аграрный факультет Российского университета дружбы народов на современном этапе'

Аграрный факультет Российского университета дружбы народов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ РУДН / 55-ЛЕТИЕ РУДН / ИННОВАЦИОННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / PFUR AGRARIAN FACULTY / PFUR 55TH ANNIVERSARY / INNOVATIVE LABORATORIES / RESEARCH AND EDUCATIONAL CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плющиков Вадим Геннадьевич, Титова Екатерина Сергеевна

Аграрный факультет интенсивно развивается, достойно позиционирует себя на рынке образовательных услуг. Качество обучения, эффективность реализуемых программ, совершенствование материально-технической базы, научные достижения, воспитательная работа, информатизация образовательной деятельности, работа с выпускниками остаются главными и основными задачами на будущее пятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrarians’ faculty of People`s Friendship University of Russia contemporary stage

Agrarian faculty develops actively and takes a worthy position on the education market. Training quality, existing programs effectiveness, the improvement of material and technical base, scientific achievements, educational work, information support of educational activities, work with alumni remain the primary and the main objectives for the future five-year period.

Текст научной работы на тему «Аграрный факультет Российского университета дружбы народов на современном этапе»

К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА

АГРАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К 55-летию Российского университета дружбы народов

В.Г. Плющиков, Е.С. Титова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

Аграрный факультет интенсивно развивается, достойно позиционирует себя на рынке образовательных услуг. Качество обучения, эффективность реализуемых программ, совершенствование материально-технической базы, научные достижения, воспитательная работа, информатизация образовательной деятельности, работа с выпускниками остаются главными и основными задачами на будущее пятилетие.

Ключевые слова: аграрный факультет РУДН, 55-летие РУДН, инновационные лаборатории, научно-образовательные центры.

Современный аграрный факультет Российского университета дружбы народов — факультет жизни, так как готовит специалистов, продуцирующих одну из главных составляющих жизни — производство продуктов питания. На факультете организовано обучение по семи направлениям подготовки: «Агрономия», «Зоотехния», «Ландшафтная архитектура», «Стандартизация и метрология», «Землеустройство и кадастры», «Экономика», «Ветеринарно-санитарная экспертиза» — и реализуется одна специальность — «Ветеринария». Обучение по вышеперечисленным направлениям подготовки и специальности ведется на очном, очно-заочном (вечернем) и заочном отделениях.

Учебный процесс на факультете обеспечивают 112 преподавателей и профессоров, многие из которых являются членами зарубежных и отечественных академий наук, а также 52 учебных мастера, лаборанта, заведующих лабораториями. Обучение ведется на основе внедренных балльно-рейтинговых и кредитно-модульных систем. Отличительной чертой учебного процесса на аграрном факультете является производственное обучение (практика), которое проходит на передовых сельскохозяйственных предприятиях, станциях по борьбе с болезня-

ми сельскохозяйственных животных, в агрохолдингах, ветеринарных клиниках, землеустроительных, оценочных, риэлторских организациях и в бизнес-структурах [6].

Выпускники направлений и специальности аграрного факультета успешно работают и достойно позиционируют себя на рынке потребительских услуг. Мы готовим специалистов со знанием иностранных языков для международного агробизнеса. География мест работы выпускников аграрного факультета обширна: от представительств различных международных компаний, работающих на рынке Российской Федерации, до самостоятельных управленческих, экспертных, производственных структур, структур, отвечающих за качество продовольственной продукции. Интересная студенческая жизнь идет на факультете — это работа научного студенческого общества (НСО), работа студенческих научных кружков, инновационные лабораторные исследования, эксперименты, практики, дизайнерские и проектные конкурсы.

Будущих студентов на факультете ждет напряженная и увлекательная работа в студенческом кампусе: викторины, участие в работе команды КВН, спортивные мероприятия, толерантная и вместе с тем интернациональная среда.

На факультете представлен широкий спектр дополнительных профессиональных услуг: от Агробиологической школы для абитуриентов, поступающих на аграрный факультет в РУДН, до курсов дополнительного образования, насчитывающих более 70 специальных программ дополнительного профессионального образования (ДПО), по освоению которых дополнительно к основному выдается документ установленного в РУДН образца. Также на факультете созданы и работают высокотехнологичные инновационные лаборатории в области:

— клинической ветеринарии, включающие УЗИ-установки, цифровую рентгенограмму, компьютерную томографию животных, эндоскопическое оборудование для различных видов животных;

— животноводства, биотехнологии в животноводстве, в зообизнесе, генетического секвенирования, ПЦР-анализа;

— оценки земель и земельного кадастра: GPS/ГЛОНАСС позиционирование сельскохозяйственных агрегатов, автоматического пробоотбора, инновационных методов анализа веществ и материалов, составление электронных карт, съемка территорий с применением беспилотных летательных аппаратов;

— стандартизации и сертификации, включающие инновационные методы гистологического и иммунологического анализа, комплексного анализа пищевых сред: а) ЯМР-спектрометрия, б) атомно-адсорбционная спектрометрия, в) хромато-масс-спектрометрия, г) газово-жидкостная хроматография;

— ландшафтной архитектуры и дизайна: проектные мастерские ландшафтного дизайна с набором специальных программ для проектирования и внедрения в практику дизайнерских решений;

— экспериментально-техническая лаборатория;

— дистанционного зондирования и мониторинга земельных ресурсов.

Работу инновационных лабораторий объединяют созданные научно-образовательные центры (НОЦ) в следующих областях:

— мониторинга и прогнозирования устойчивости почв и агроландшафтов;

— инновационных технологий снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

— инновационных технологий в агробизнесе, землеустройстве и развитии сельских территорий;

— инновационных фитобиотехнологий, экологии и патогенеза растений;

— прикладных технологий в ветеринарии и агробиотехнологии.

На факультете широко развито и научно-внедренческое творчество молодежи, созданы и успешно функционируют три молодежных инновационных предприятия (МИП) с участием студентов факультета в сфере:

— микроклонального размножения растений;

— оценки и агроэкспертизы страховых случаев;

— предоставления ветеринарных услуг.

Спонсорская помощь выпускников Судхира Гупты (1983 г.) и Джагендры Сингха (1985 г.) тогда еще сельскохозяйственного факультета дала возможность значительно расширить объемы первого этажа и холла. Холл пополнился этюдами зимнего сада, плазменными панелями, переоборудованной гардеробной, нашлось место и аквариуму со множеством экзотических рыбок. Все это значительно украсило внутреннее убранство аграрного факультета. По наружному периметру здание аграрного факультета было облицовано вентилируемыми панелями.

Организационно-штатная структура факультета с 2011 г. претерпела определенные изменения. К этому времени практически сложились и получили развитие ранее открытые на факультете направления подготовки. Более рационально были структурированы и коллективы кафедр, отвечающих за подготовку и выпуск специалистов различных аграрных направлений и специальностей [3].

Так, кафедра ботаники, физиологии растений и агробиотехнологии совместно с кафедрой генетики, растениеводства и защиты растений стали ответственными за выпуск бакалавров и магистров направления «Агрономия». Объединенная кафедра клинической ветеринарии является выпускающей кафедрой по специальности «Ветеринария». Кафедра садово-паркового и ландшафтного дизайна с момента организации направления подготовки «Ландшафтная архитектура и дизайн» преобразована в кафедру ландшафтной архитектуры и дизайна. С момента выпуска в 2012 г. первых бакалавров по направлению «Землеустройство и кадастры» образована и функционирует выпускающая по этому направлению кафедра почвоведения, земледелия и земельного кадастра. В 2014 г. состоялся первый выпуск магистров по данному направлению.

Кафедра зоотехнии и технологии производства продукции животноводства была переименована в кафедру стандартизации, метрологии и технологии производства продукции животноводства и является выпускающей кафедрой по направлению подготовки «Стандартизация и метрология», профиль в пищевой промышленности. Образовалась самостоятельная кафедра морфологии животных

и ветеринарно-санитарной экспертизы, которая стала выпускающей по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Кафедра реализует бакалавриат, также открыта магистратура. С 2013 г. на факультете возобновилась подготовка бакалавров по направлению «Экономика», профиль — «Экономика АПК». Образована выпускающая по этому направлению подготовки кафедра управления и экономики агробизнеса [1].

Открыто и уже начало реализовываться новое направление подготовки «Ве-теринарно-санитарная экспертиза». С 1 сентября 2013 г. в РУДН введены и реализуются собственные образовательные стандарты, что дало возможность для подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом потребностей производства и проблем современного агробизнеса [7].

В новых образовательных стандартах РУДН первостепенное значение уделено подготовке специалистов с углубленным изучением иностранных языков. Начала реализацию языковая образовательная программа «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций».

С 2011/2012 учебного года Министерство образования и науки Российской Федерации ввело новые федеральные государственные стандарты обучения.

В целях реализации данного нововведения потребовалась адаптация отдельных специальностей и их трансформация в направления подготовки. Специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство» трансформирована в направление подготовки «Ландшафтная архитектура и дизайн», «Стандартизация и сертификация в пищевой промышленности» трансформируется в направление подготовки «Стандартизация и метрология» с профилем «Пищевая промышленность».

В настоящее время учебный процесс на факультете организуется под руководством тьюторов, научных и методических руководителей отдельных образовательных программ. Каждый обучающийся выбирает удобную и интересную для него траекторию обучения, консультируется с тьютором, подписывает индивидуальный план обучения и выполняет его в течение года.

Отличительной чертой данного этапа учебного процесса является реализация новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) и установленных параметров обучения посредством реализации собственных образовательных стандартов РУДН. Кафедра безопасности жизнедеятельности и управления природными и техногенными рисками в соответствии с вышеназванными стандартами обеспечивает чтение курса «Безопасность жизнедеятельности» в качестве обязательного федерального компонента на всех специальностях и направлениях, реализуемых в РУДН, по всем факультетам и учебным институтам.

Начиная с 2013 г. на факультете по отдельным направлениям подготовки («Ландшафтная архитектура и дизайн», «Землеустройство и земельный кадастр») реализуются ускоренные программы обучения с учетом специфики абитуриентов, поступивших на эти программы — как правило, выпускников профильных средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). Значительным достижением в диверсификации образовательных программ на факультете стала раз-

работка и внедрение в учебный процесс программ на английском языке. С 2012 г. на английском языке реализуется магистратура по направлению «Экономика» — «Экономика недвижимости АПК».

С 2013 г. на английском языке реализуется магистерская программа по направлению «Агрономия» — «Интегрированная защита растений». Подготовлены к реализации программы в области земледелия и почвоведения «Soil Fertility Management» и «Agroecological Land Evaluation». Готовится к реализации открытая с 2013 г. специальность «Ветеринария» на английском языке. В текущем пятилетии значительно расширилось очно-заочное (вечернее) и заочное отделение подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Число обучающихся на этих отделениях достигло трети обучающихся на очной форме обучения [2; 8].

Без научных исследований, широкого привлечения к ним студентов и всего ППС немыслимо качественное развитие высшего агарного образования. На факультете наблюдается значительный прогресс в области научно-исследовательской деятельности. Результатом НИР стали многочисленные статьи, опубликованные в международных и российских изданиях, монографиях, учебных пособиях, учебниках и т.д. В РУДН, и в том числе на аграрном факультете, особое внимание уделяется выполнению индикаторов Среднесрочной программы развития (ССПР) на 2012—2016 гг. Выполнение показателей научного раздела, которые являются определяющими в различных национальных и мировых рейтингах, стало одной из главных задач развития факультета за истекшее пятилетие [5].

Определенному успеху в научно-исследовательской деятельности способствовало укрепление материально-технической базы факультета посредством участия в реализации Программы стратегического развития (ПСР) РУДН на 2013— 2016 гг. РУДН в 2013 г. вошел в число победителей конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации среди вузов, реализующих программы стратегического развития с финансовой поддержкой из федерального бюджета. В рамках программы стратегического развития на факультете осуществляется становление двух инновационных лабораторий мирового уровня. В рамках ПСР на аграрном факультете получила развитие лаборатория «Охраны здоровья животных и ветеринарной медицины». В целях обеспечения учебного процесса по специальности «Ветеринария» и для реализации на его базе программ дополнительного профессионального образования была произведена закупка высокотехнологического оборудования, а для Инновационной ветеринарной клиники было закуплено функциональное диагностическое оборудование, позволяющее оказывать высокопрофессиональные услуги по диагностике, терапии и лечению мелких домашних животных [6].

В перспективе планируется расширение вивария животных и формирование на его базе высокотехнологичной, многофункциональной ветеринарной клиники мирового уровня.

Полнофункциональная биотехнологическая лаборатория первичного размножения растений, становление которой произошло в результате реализации программы стратегического развития РУДН, предназначена для отработки практи-

ческих навыков у будущих агрономов по вопросам безвирусного формирования исходных растительных форм различных растений и «выгонке» сертифицированного посадочного материала для дальнейшего произрастания в полевых условиях. Лаборатория оснащена высокотехнологичным оборудованием в области имму-ноферментного анализа (ИФА), ПЦР-анализа и сертифицирована Министерством сельского хозяйства России как лаборатория, продуцирующая «чистый» селекционный материал.

Логическим завершением решения практических задач по подготовке сертифицированного посадочного материала явилось строительство и ввод в эксплуатацию в 2014 г. тепличной галереи площадью около 200 м2 на крыше здания аграрного факультета. Теплица дала возможность доращивать селекционный материал и отправлять его для дальнейшего укоренения в питомнике сельскохозяйственных культур и последующего выращивания в полевых условиях.

В 2015 г. мы планируем реализовать «виртуальный тур» по технологии подготовки рассадного материала и его выходу на реальное производство. Это позволит поднять на новый качественный уровень учебный процесс на направлениях подготовки «Агрономия», а также привлечь научную и производственную общественность к дальнейшему внедрению растительного материала, полученного «in vitro».

Знаменательным событием в учебно-научной студенческой жизни факультета стало открытие, а затем дальнейшее развитие мастерской ландшафтной архитектуры и дизайна. Ее развитие ассоциируется с реализацией «Программы развития студенческих объединений» (ПРСО), финансируемой МОН РФ.

В рамках данной программы современной техникой была оснащена мастерская ландшафтной архитектуры и дизайна. Молодой амбициозный коллектив тут же отреагировал на изменения и в учебном процессе, и в проектно-научной деятельности, где появились новые достижения. Мастерская совместно с Мос-проектом включилась в разработку благоустройства территории Москвы, причем многие проекты были выполнены на коммерческой основе.

С 2014 г. в рамках программы развития студенческих объединений реализуется новый проект — экспериментально-техническая лаборатория дистанционного зондирования и мониторинга земельных ресурсов. Международное академическое сотрудничество началось с момента образования факультета, непрерывно развиваясь до настоящего времени.

Подробно об этапах его становления рассказывается в «Летописи 1961— 2011 гг.». Прошедшее пятилетие не стало исключением. Расширились академические, научные контакты ученых факультета с представителями ряда зарубежных научных образовательных учреждений. Пролонгированы и подписаны новые договоры о научно-образовательном сотрудничестве. Примером может служить продление договора и новой рабочей программы с Аграрным университетом Гуаякиля (Республика Эквадор). Подписано десять Протоколов о намерениях с ведущими университетами Эквадора во время поездки в Эквадор, в рамках межвузовского сотрудничества декана В.Г. Плющикова и доцента Е.П. Макаровой. Подписано также Соглашение о сотрудничестве с ESA-группой аграрных вузов Франции.

Расширилась география нашего сотрудничества со странами Латинской Америки. Подписан договор о сотрудничестве с Панамским государственным университетом (рабочая программа с аграрным факультетом), с Аргентинским аграрным университетом подписан протокол о намерениях.

Развивались взаимодействия с дружественными университетами Анголы, Мозамбика, Кении, Мали, Ливана. Возобновлено сотрудничество в виде подписания соглашения и рабочих программ с институтами Индии (БСЫЕ-группой).

Значительным успехом в деле международного сотрудничества явилось подписание договора и программ подготовки магистров (двойной диплом) с Итальянским университетом г. Тусши. Руководителем программы двойных дипломов с университетом г. Тусши («Ландшафтного обустройства городских парков») является кандидат биологических наук, доцент В.И. Васенев.

Отрадно отметить, что на взаимодействие с иностранными партнерами вышли коллективы кафедр (научных групп) факультета. Подписаны договоры о сотрудничестве с Мичиганским техническим университетом (США), на основании которых планируется открытие программы двойных дипломов совместной магистерской программы в области дистанционного зондирования земель. В стадии подписания находятся договоры о сотрудничестве с Университетом Аристотеля г. Салоники (Греция). В перспективе планируется международная аккредитация всех образовательных программ, реализуемых на факультете. Это будет итогом дальнейшего признания успеха аграрного факультета на международном направлении деятельности. В новых условиях хозяйствования в XXI в. были поставлены задачи по диверсификации форм образовательной деятельности. Одним из прогрессивных и более доступным способом повышения знаний явилось дополнительное профессиональное образование.

На факультете продолжилось формирование новых программ дополнительного образования. Причем формировались они под корпоративных заказчиков (МСХ РФ, образовательные учреждения, службы и подразделения федеральных структур). Каждая кафедра факультета имеет в своем арсенале 7—8 программ ДПО. Образованы программы ДПО на английском языке, подготовлены проекты для реализации их в дистантной форме. Для успешной реализации программ ДПО на факультете в рамках центра ДПО организованы кафедры ДПО «Хирургия мелких домашних животных» — руководитель доцент И.В. Щуров — и кафедра «Строительства и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры» — руководитель профессор М.М. Фатиев. Планируется открытие кафедры ДПО «Агро-экспертиза страхования» — центр ДПО аграрного факультета.

Надеемся, что кафедры ДПО в будущем развернут широкую работу по дополнительному профессиональному образованию студентов, специалистов и производственных структур данных направлений.

Внеучебная работа — составная часть образовательного и воспитательного процесса. Объективные условия XXI в. внесли свои коррективы в воспитательный процесс. Более широко стали использоваться социальные сети, регистрация учащихся в различных молодежных сообществах и т.д. Все это предполагает различные изменения в построении внеучебной работы.

Прежде всего, мероприятия по внеучебной работе организует и выполняет прогрессивный коллектив тьюторов-воспитателей. Все они — недавние выпускники аграрного.

Молодость и активность коллектива позволяют лучше решать вопросы, ставящиеся самой жизнью. На это в первую очередь и направлены совместные усилия по образовательному процессу, который включает процессы обучения и воспитания. Для продвижения научных разработок в практику сельскохозяйственного производства в декабре 2014 г. создан факультетский центр «Молодежный менеджмент». Практика — неотъемлемая часть учебного процесса, и особенно для специалистов-аграриев. Треть времени, отведенного на учебный процесс, выделено для практического обучения.

В 2012 г. закрыта основная база практик студентов факультета — Богословский аграрный колледж. Но несмотря на это факультет предпринял огромные усилия для налаживания постоянных баз практик студентов по разным направлениям подготовки и специальности. Заключены долгосрочные договоры (5 лет и более) с предприятиями и организациями г. Москвы и Московской области по практической организации программ. Добавились договоры о практическом обучении студентов на базе агрохолдингов, НИИ РАН, представительств зарубежных компаний, ассоциаций ландшафтных дизайнеров, мясоперерабатывающих предприятий. Отрадно отметить, что основной учебной производственной базой факультета на долгие годы остается ЗАО «Совхоз им. Ленина» Ленинского района Московской области. Уверены, что и в будущем производственная составляющая учебного процесса на аграрном факультете будет приоритетной.

Новое в направлении учебного процесса на факультете — это организация обучения иностранным языкам. С 2012 г. на факультете работает кафедра иностранных языков, возглавляемая профессором Е.А. Нотиной. Кафедра реализует программу подготовки по иностранному языку «Переводчик» и обучение языку по программе ФГОС. Также кафедра реализует многочисленные программы ДПО для студентов и желающих повысить квалификацию.

Приятно отметить, что наряду с секциями иностранных языков — английской, французской, немецкой, испанской, с 2013 г. организована секция китайского языка, которая активно включается в программу подготовки переводчиков-аграриев.

Выпускники — поистине золотой фонд факультета. Работе с выпускниками на факультете уделяется особое внимание. Совместно с Управлением по работе с выпускниками РУДН обеспечена электронная связь практически со всеми выпускниками. Им рассылаются поздравления с днем рождения, информационные материалы, газеты и журнальные статьи. По их запросам высылается вся интересующая дополнительная информация. Организуется приезд выпускников-иностранцев на основные значительные мероприятия РУДН и факультета.

Отдельный значимый момент в работе с выпускниками — организация работы в региональном масштабе, выпускники объединяются и всемерно помогают преподавателям и декану факультета в решении международных задач, установлению связей с производственными и административными структурами своих

стран. Выпускники активно помогают в трудоустройстве вновь поступающим на работу, а также оказывают спонсорскую и другую помощь кафедрам факультета. Наша забота состоит в том, чтобы профессорско-преподавательский состав факультета и в дальнейшем принимал активное участие в становлении и поддержке своих учеников.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Елбаев Ю.А. Кафедра управления и экономики агробизнеса: история и современность // Управление и экономика агробизнеса / Под ред. Ю.А. Елбаева, Е.П. Макаровой. М.: РУДН, 2014. С. 5—12.

[2] Пакина Е.Н., Плющиков В.Г., Введенский В.В. Подготовка магистров по специальности защита растений в РУДН // Защита картофеля. 2014. № 2. С. 115—117.

[3] Плющиков В.Г., Савин В.М. Летопись сельскохозяйственного — аграрного факультета. М.: РУДН, 2011.

[4] Плющиков В.Г., Романова Е.В., Докукин П.А. Научно-исследовательская работа на Аграрном факультете Российского университета дружбы народов за период с 2011—2013 гг. // Вестник РУДН. Серия «Агрономия и животноводство». 2014. № 4. С. 67—80.

[5] Плющиков В.Г., Гришин В.Н. Организация и проведение учебных практик на аграрном факультете РУДН // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. 2011. № 3 (8). С. 14—16.

[6] Плющиков В.Г. Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса. М.: КолосС, 2010.

[7] Титова Е. С. Практическая и экономическая целесообразность создания агроконсульти-рующих комплексов на современном этапе // Овощи России. 2013. № 4 (17). С. 71—72.

[8] Щесняк Е.Л., Плющиков В.Г., Побыванец В.С., Плотников А.В., Петров С.В., Василюк И.Г., Фоминых Ю.Г., Шевцов В.В., Ермолаев Г.А., Царитов А.З., Глебов В.В., Щесняк К.Е., Бузукашвили Б.М., Поляков А.П., Искорнев А.И., Юрков Д.В., Ходорович А.М., Карпов А.А., Агибалов В.Д., Мошляк Г.А., Киричук А.А. Комплексная безопасность высшего учебного заведения. М.: РУДН, 2011.

AGRARIANS' FACULTY OF PEOPLES FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA CONTEMPORARY STAGE

(To the Peoples' Friendship University of Russia 55th Anniversary)

V.G. Plyushikov, E.S. Titova

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 8/2, Moscow, Russia, 117198

Agrarian faculty develops actively and takes a worthy position on the education market. Training quality, existing programs effectiveness, the improvement of material and technical base, scientific achievements, educational work, information support of educational activities, work with alumni remain the primary and the main objectives for the future five-year period.

Key words: PFUR Agrarian Faculty, PFUR 55th anniversary, innovative laboratories, research and educational centers.

REFERENCES

[1] Elbayev Yu.A. Kafedra upravleniya i ekonomiki agrobiznesa: istoriya i sovremennost. V sb.: Up-ravleniye i ekonomika agrobiznesa. Ed. Yu.A. Yelbayeva, Ye.P. Makarovoy. M.: RUDN, 2014. S. 5—12.

[2] Pakina Ye.N., Plyushchikov V.G., Vvedensky V.V. Podgotovka magistrov po spetsialnosti zashchita rasteny v RUDN. Zashchita kartofelya. 2014. № 2. S. 115—117.

[3] Plyushchikov V.G., Savin V.M. Letopis selskokhozyaystvennogo — agrarnogo fakulteta. M.: RUDN, 2011.

[4] Plyushchikov V.G., Romanova Ye.V., Dokukin P.A. Nauchno-issledovatelskaya rabota na Agrarnom fakultete Rossyskogo universiteta druzhby narodov za period s 2011—2013 gg. VestnikRUDN. Seriya «Agronomiya i zhivotnovodstvo». 2014. № 4. S. 67—80.

[5] Plyushchikov V.G., Grishin V.N. Organizatsiya i provedeniye uchebnykh praktik na agrarnom fakultete RUDN. Teoreticheskiye i prikladnye problemy agropromyshlennogo kompleksa. 2011. № 3 (8). S. 14—16.

[6] Plyushchikov V.G. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti v otraslyakh agropromyshlennogo kompleksa. M.: KolosS, 2010.

[7] Titova Ye.S. Prakticheskaya i ekonomicheskaya tselesoobraznost sozdaniya agrokonsultiru-yushchikh kompleksov na sovremennom etape. Ovoshchi Rossii. 2013. № 4 (17). S. 71—72.

[8] Shchesnyak Ye.L., Plyushchikov V.G., Pobyvanets V.S., Plotnikov A.V., Petrov S.V., Vasi-lyuk I.G., Fominykh Yu.G., Shevtsov V.V., Yermolayev G.A., Tsaritov A.Z., Glebov V.V., Shchesnyak K.E., Buzukashvili B.M., Polyakov A.P., Iskornev A.I., Yurkov D.V., Khodoro-vich A.M., Karpov A.A., Agibalov V.D., Moshlyak G.A., Kirichuk A.A. Kompleksnaya bezopasnost vysshego uchebnogo zavedeniya. M.: RUDN, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.