Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: специалист полимерного профиля, профессиональная компетентность, творчество, творческий компонент профессиональной компетентности.
В статье рассмотрены основные аспекты формирования профессиональной компетенции специалистов полимерного профиля, приводятся результаты психолого-педагогических исследований в области формирования компетенции будущих специалистов в условиях развития инновационного производства и стратегии модернизации образования. Определено значение творческого компонента в процессе формирования профессиональной компетенции будущих специалистов полимерной промышленности.
Keywords: the expert of a polymeric profile, professional competency, creativity, a creative component of the professional is competency.
In the article considered basic aspects of formation a polymeric profile specialist’s professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field of formation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education.
Вспомним знаменитые слова Гете: «Природа создает живое, человек - неживое. Природа создает действительное, человек - кажущееся». В современном контексте следует понимать, что человек создает мир вещей - вторую природу, которая окружает человека намного чаще, чем оригинальная. Высокие темпы развития химической промышленности привели к тому, что полимеры вытеснили природные материалы из производства предметов. Полимеры заменили дерево, камень, шерсть, хлопок и т.д. В результате, деревянным оконным рамам и стульям пришли на смену так называемые «пластиковые», а симпатичный свитер вполне может оказаться результатом переработки полимерных материалов китайскими специалистами. Применение полимеров, способы их переработки постоянно расширяются, благодаря фантазии и творческому подходу к профессиональной деятельности специалистов-полимерщиков. Все это приводит к необходимости поиска новых форм, путей подготовки специалистов полимерного профиля.
В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.С. Цодикова) [1]. Используя компетентностный подход, необходимо определить состав профессиональной компетенции будущего специалиста полимерного профиля, а именно определить роль творческой составляющей в составе его компетенции.
Известно, что творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт - это всегда в большей или меньшей степени прорыв в неизвест-
ное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умении, знаниях и навыках профессиональной деятельности.
Любое творчество требует больших знаний, умений и навыков. Но парадокс состоит в том, что в творчестве важны не сами эти умения, знания и навыки, а возможность с их помощью добывать новые идеи, новые мысли, новые подходы и решения.
Подготовка компетентного специалиста готового к инновационной деятельности и соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для разработки новой системы обучения важно выявить структуру и состав профессиональной компетенции будущего специалиста полимерного профиля.
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [2].
Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе решения профессиональных задач систему специальных и личностных профессионально-значимых компетенций.
Формирование специальных профессионально-значимых компетентностей будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. В основе личностных профессиональнозначимых компетенций заложен творческий компонент, формирование которого возможно по средствам творческого подхода к деятельности, активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни.
Традиционно цели инженерного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. В своей научной работе А.М. Кочнев указывает на то, что в современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные рамки и смыкается с исследовательской, что приводит к необходимости создания комплекса психологопедагогических условий, которые позволили бы преодолеть антикреативный характер образовательных технологий [3].
Понятия творчество и креативность тесно переплетаются друг с другом. Так, если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и проводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс че-
ловека отказаться от стереотипных способов мышления (Гилфорд) или способностью обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н.Роджерс) [4, 5]. Смит и Карлсон расматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя ее как способность принимать материал из подсознания в сознание [6]. Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, В.А. Сластенин и С.Д.Смирнов определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. Креативность - способность порождать необычные вещи, придумывать, находить и видеть мир без стереотипов восприятия. Это творчество, которое является основой профессиональной деятельности дизайнера. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует. Свойство креативности, безусловно, главный критерий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста полимерного профиля [7, 8].
Главная идея формирования профессиональной компетентности будущих специалистов полимерного профиля состоит в том, что не следует ограничиваться только суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования. На основе анализа различных подходов к компетенциям, мы пришли к выводу, что цель деятельности вуза по подготовке специалистов для инновационной полимерной отрасли достигается формированием профессиональных компетенций (и в первую очередь творческих) для обеспечения конкурентоспособности индивидуума на рынке труда. Такой подход требует от системы высшего профессионального образования создания особых психолого-педагогических условий для формирования и развития творческого потенциала личности обучающихся. Необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы вся структура образовательной деятельности способствовала бы формированию готовности к творческой профессиональной деятельности. Причём такое развитие личности необходимо начитать с первого курса университета, чтобы молодой специалист не стал заложником системы знаний и алгоритмических методов деятельности, а с самого начала включился в учебную творческую деятельность, а затем и научно-исследовательскую деятельность.
Литература
1. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. [Электронный ресурс; режим доступа]:
http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа - 2002. - № 2.
3. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08 / А.М. Кочнев - Казань: 1998. - 408 с.
4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд - М.: Прогресс, 1969.
5. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций.Тексты / К. Роджерс. - М., 1984. - 237с.
6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для техн. вузов. / В.М.Кроль - М.: Высш. шк., 2001. - 319 с., ил.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин - М.: Магистр, 1997. - 185 с.
8. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / С. Д. Смирнов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
© Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КГТУ, [email protected]; Л. М. Тухбатулли-на - канд. пед. наук, ст. препод. каф. дизайна КГТУ.