УДК 378
Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: специалист полимерного профиля, творчество, творческий компонент профессиональной компетентности, полимеры, творческий стиль деятельности, психолого-педагогические условия.
В статье рассмотрены основные аспекты, влияющие на подготовку высококвалифицированных специалистов для производства полимерной продукции. Определено значение творческого компонента и выделены психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов полимерного профиля.
Keywords: specialist polymer profile, creativity, creative component ofprofessional competence, polymers, creative style activities,
psycho-pedagogical conditions.
In the article considered basic aspects offormation a polymeric profile specialist's professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field offormation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it's given the substantiation of use ofproject training as the basic pedagogical technology of such experts education.
В условиях интенсивного роста промышленного производства роль специалистов полимерного профиля трудно переоценить. Полимерные продукты востребованы во всех областях жизнедеятельности человека - начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социально-управленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому. Таким образом, актуальной является проблема подготовки высококвалифицированных кадров, управленцев-профессионалов, которые не только способны решать узкие профессиональные задачи, но и творчески мыслить [1].
Традиционно цели инженерного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Многие исследования устанавливают связь продуктивного и творческого мышления. Продуктивное мышление - это познающее мышление на основе творческого вооб-
ражения и современный специалист полимерного производства должен обладать его основами. Без творческого воображения, как модификации знаний в соответствии с требованиями ситуации, невозможна эффективная профессиональная деятельность в сфере умственного труда, творческий характер которого требует от специалиста особого теоретического отношения к действительности.
Известный болгарский философ Т. Павлов писал, что «человеческое творческое мыслящее существо... может анализировать и синтезировать, предвидеть и преобразовывать многосложную общественную и природную среду, потому что само оно является прежде всего закономерным продуктом и высшей формой отражения вообще, взятого как внутреннее свойство всякой материи, которое (свойство) при условии человеческого труда, общественной жизни и языка приобретает форму творчески мыслящего, познающего и самопознающего сознания» [2].
В ходе профессиональной деятельности перед специалистом всегда возникает масса проблем, нерешенных производственных задач и для их решения недостаточно «просто воспринимать изучаемые явления, механически, зеркально отразить их в нашей голове; необходимо проявлять творческое дерзание, поиск путей и средств решения возникающих проблем, осуществлять эвристическую деятельность и т. д.» [2].
Таким образом, одним из актуальнейших компонентов повышения эффективности и качества подготовки специалистов для полимерной области является, по нашему мнению, развитие воображения и формирование творческого стиля деятельности как необходимого качества полноценного профессионального мышления будущих инженерных и управленческих кадров.
В нашем понимании творчество - это такой уровень деятельности, когда человек выходит за рамки общепринятых правил, не использует стереотипные решения и получает совершенно оригиналь-
ный новый результат; это специфический вид духовно-практической деятельности.
Творческий стиль, авторский стиль - это синоним понятия манера. Из определения Д.В. Ушакова: стиль - это «система языковых средств и идей, характерных для того или иного произведения, жанра, автора или направления, а также «способ, манера выражения мыслей». Творческий стиль деятельности любого специалиста - это система способов и тактик деятельности, обеспечивающих выход за ее нормативные пределы и обогащающих ее оригинальными, нестандартными решениями, открытиями, находками.
Современный подход к повышению качественного уровня и эффективности подготовки инженерных кадров предполагает создание специальных условий, обеспечивающих развитие творческих способностей и профессионального мышления, как необходимых компонентов формирования личности специалистов в сфере производства полимеров [3].
Профессиональная подготовка специалистов полимерного профиля в системе высших учебных заведений требует создания специальных условий для саморазвития личности и формирования ключевых компонентов творческого стиля деятельности.
В ходе педагогического исследования в области профессиональной подготовки на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, были выделены психолого-педагогические условия, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса, направленного на саморазвитие личности будущих специалистов полимерного профиля и формирование у них творческого стиля деятельности:
Первое психолого-педагогическое условие формирования профессионально значимого для современного специалиста творческого стиля деятельности формулируется следующим образом: направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности.
Формирование творческого стиля деятельности специалистов возможно при организации процесса обучения как творческого, следовательно, необходимо использовать образовательные технологии, удовлетворяющие данное требование. К таким технологиям относятся технологии проблемного, активного и развивающего обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Данные технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).
Второе психолого-педагогическое условие формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего профессионального образования сформулировано так: организация обучения
на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и осознанно выбирать собственную траекторию обучения и формирования творческого стиля деятельности.
Традиционные образовательные установки требуют от педагогов определять уровень обученно-сти по заранее установленным пределам, однако это всегда вызывает сложности при обучении творческим специальностям. Целесообразнее говорить лишь об индивидуальном приращении в развитии творческого стиля деятельности каждого обучаемого, т.е. сравнивать его с самим собой. Современные педагогические разработки предлагают немало находок для оценки результата обучения, из которых, на наш взгляд, наиболее приемлемым является метод самодиагностики - самоопределения.
Третье психолого-педагогическое условие: использование психологического сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую (определение индивидуальных особенностей личности обучающегося, выявление «барьеров» к выполнению творческой деятельности); коррекционную (преодоление «барьеров» и затруднений в развитии творческого стиля деятельности); реабилитационную (восстановление уверенности в своих творческих способностях, создание ситуации успеха); развивающую функции. Самовыражение и самопознание - важные условия протекания творческого процесса.
Четвертое психолого-педагогическое условие сформулировано нами следующим образом: реализация преподавателями системы высшего образования творческого стиля своей профессионально-педагогической деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучаемых в соответствии с их возможностями и потребностями.
Эффективность обучения во все времена зависела от личности педагога и его профессионального мастерства. Определяя данное условие, мы исходили из того, что эффективность применения психолого-педагогических условий, направленных на формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего образования напрямую зависит от людей, которые их реализуют [4].
Сказанное выше позволило выделить основные требования к личности преподавателя. Во-первых, преподаватель должен быть творческой личностью (без данного качества невозможно организовать творческий процесс обучения). Во-вторых, обладать демократичным стилем общения. В-третьих обладать способностью понимать эмоциональный мир обучаемых, т. е. к эмпатии.
Реализация предложенных психолого-педагогических условий в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля позволяет:
• ориентировать образовательный процесс на саморазвитие обучаемых, являющееся движущей силой их успешной профессиональной карьеры, путем использования содержания, форм организации, методов обучения;
• учитывать образовательные потребности и возможности обучаемых, их личностные характеристики, что повышает их активность в процессе обучения и, в конечном счете, повышает эффективность образовательного процесса;
• развивать способности обучаемых к рефлексии и самооценке, являющихся условием повышения их профессиональной компетентности и профессионального развития на основе использования самодиагностики результатов обучения;
• выявлять, корректировать и стимулировать развитие профессионально-значимых качеств личности, включать обучаемых в управление этим процессом;
• проводить профессиональный отбор педагогов высшего образования в соответствии с требованиями к творческому стилю их образовательной деятельности [5].
Предлагаемая система психолого-
педагогических условий при внедрении ее в процесс профессиональной подготовки позволяет формировать творческий стиль деятельности как основной компонент профессиональной компетенции современного специалиста полимерного профиля.
Литература
1. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля / Л.А.Сафина, Л.М. Тухбатуллина // Вестник казанского технологического университета. - № 7. - 2011, С.298-299.
2. Андреев, И. Д. Диалектическая логика: Учебное пособие. / И. Д. Андреев — М.; Высш. шк.,1985.— 367 с., ил.
3. Сафина Л.А., Матвеев С.В. Развитие творческих способностей специалистов полимерного профиля в процессе обучения / Л.А.Сафина, С.В. Матвеев // Вестник Казанского технологического университета.- 2013, №24. -С. 295-298.
4. Сафина Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2004.- 200с.
5. Сафина Л.А. Влияние психолого-педагогических условий на эффективность образовательного процесса / Л.А.Сафина // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей №8 (95) / Волг.ГТУ - Волгоград, 2012. — С.121-123.
© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected].