Научная статья на тему 'Формирование творческого стиля деятельности специалистов полимерного профиля в процессе обучения'

Формирование творческого стиля деятельности специалистов полимерного профиля в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ / SPECIALIST POLYMER PROFILE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CREATIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ПОЛИМЕРЫ / POLYMERS / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CREATIVE STYLE ACTIVITIES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М.

В статье рассмотрены основные аспекты, влияющие на подготовку высококвалифицированных специалистов для производства полимерной продукции. Определено значение творческого компонента и выделены психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов полимерного профиля.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article considered basic aspects of formation a polymeric profile specialist’s professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field of formation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого стиля деятельности специалистов полимерного профиля в процессе обучения»

УДК 378

Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: специалист полимерного профиля, творчество, творческий компонент профессиональной компетентности, полимеры, творческий стиль деятельности, психолого-педагогические условия.

В статье рассмотрены основные аспекты, влияющие на подготовку высококвалифицированных специалистов для производства полимерной продукции. Определено значение творческого компонента и выделены психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов полимерного профиля.

Keywords: specialist polymer profile, creativity, creative component ofprofessional competence, polymers, creative style activities,

psycho-pedagogical conditions.

In the article considered basic aspects offormation a polymeric profile specialist's professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field offormation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it's given the substantiation of use ofproject training as the basic pedagogical technology of such experts education.

В условиях интенсивного роста промышленного производства роль специалистов полимерного профиля трудно переоценить. Полимерные продукты востребованы во всех областях жизнедеятельности человека - начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социально-управленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому. Таким образом, актуальной является проблема подготовки высококвалифицированных кадров, управленцев-профессионалов, которые не только способны решать узкие профессиональные задачи, но и творчески мыслить [1].

Традиционно цели инженерного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Многие исследования устанавливают связь продуктивного и творческого мышления. Продуктивное мышление - это познающее мышление на основе творческого вооб-

ражения и современный специалист полимерного производства должен обладать его основами. Без творческого воображения, как модификации знаний в соответствии с требованиями ситуации, невозможна эффективная профессиональная деятельность в сфере умственного труда, творческий характер которого требует от специалиста особого теоретического отношения к действительности.

Известный болгарский философ Т. Павлов писал, что «человеческое творческое мыслящее существо... может анализировать и синтезировать, предвидеть и преобразовывать многосложную общественную и природную среду, потому что само оно является прежде всего закономерным продуктом и высшей формой отражения вообще, взятого как внутреннее свойство всякой материи, которое (свойство) при условии человеческого труда, общественной жизни и языка приобретает форму творчески мыслящего, познающего и самопознающего сознания» [2].

В ходе профессиональной деятельности перед специалистом всегда возникает масса проблем, нерешенных производственных задач и для их решения недостаточно «просто воспринимать изучаемые явления, механически, зеркально отразить их в нашей голове; необходимо проявлять творческое дерзание, поиск путей и средств решения возникающих проблем, осуществлять эвристическую деятельность и т. д.» [2].

Таким образом, одним из актуальнейших компонентов повышения эффективности и качества подготовки специалистов для полимерной области является, по нашему мнению, развитие воображения и формирование творческого стиля деятельности как необходимого качества полноценного профессионального мышления будущих инженерных и управленческих кадров.

В нашем понимании творчество - это такой уровень деятельности, когда человек выходит за рамки общепринятых правил, не использует стереотипные решения и получает совершенно оригиналь-

ный новый результат; это специфический вид духовно-практической деятельности.

Творческий стиль, авторский стиль - это синоним понятия манера. Из определения Д.В. Ушакова: стиль - это «система языковых средств и идей, характерных для того или иного произведения, жанра, автора или направления, а также «способ, манера выражения мыслей». Творческий стиль деятельности любого специалиста - это система способов и тактик деятельности, обеспечивающих выход за ее нормативные пределы и обогащающих ее оригинальными, нестандартными решениями, открытиями, находками.

Современный подход к повышению качественного уровня и эффективности подготовки инженерных кадров предполагает создание специальных условий, обеспечивающих развитие творческих способностей и профессионального мышления, как необходимых компонентов формирования личности специалистов в сфере производства полимеров [3].

Профессиональная подготовка специалистов полимерного профиля в системе высших учебных заведений требует создания специальных условий для саморазвития личности и формирования ключевых компонентов творческого стиля деятельности.

В ходе педагогического исследования в области профессиональной подготовки на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, были выделены психолого-педагогические условия, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса, направленного на саморазвитие личности будущих специалистов полимерного профиля и формирование у них творческого стиля деятельности:

Первое психолого-педагогическое условие формирования профессионально значимого для современного специалиста творческого стиля деятельности формулируется следующим образом: направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности.

Формирование творческого стиля деятельности специалистов возможно при организации процесса обучения как творческого, следовательно, необходимо использовать образовательные технологии, удовлетворяющие данное требование. К таким технологиям относятся технологии проблемного, активного и развивающего обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Данные технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Второе психолого-педагогическое условие формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего профессионального образования сформулировано так: организация обучения

на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и осознанно выбирать собственную траекторию обучения и формирования творческого стиля деятельности.

Традиционные образовательные установки требуют от педагогов определять уровень обученно-сти по заранее установленным пределам, однако это всегда вызывает сложности при обучении творческим специальностям. Целесообразнее говорить лишь об индивидуальном приращении в развитии творческого стиля деятельности каждого обучаемого, т.е. сравнивать его с самим собой. Современные педагогические разработки предлагают немало находок для оценки результата обучения, из которых, на наш взгляд, наиболее приемлемым является метод самодиагностики - самоопределения.

Третье психолого-педагогическое условие: использование психологического сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую (определение индивидуальных особенностей личности обучающегося, выявление «барьеров» к выполнению творческой деятельности); коррекционную (преодоление «барьеров» и затруднений в развитии творческого стиля деятельности); реабилитационную (восстановление уверенности в своих творческих способностях, создание ситуации успеха); развивающую функции. Самовыражение и самопознание - важные условия протекания творческого процесса.

Четвертое психолого-педагогическое условие сформулировано нами следующим образом: реализация преподавателями системы высшего образования творческого стиля своей профессионально-педагогической деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучаемых в соответствии с их возможностями и потребностями.

Эффективность обучения во все времена зависела от личности педагога и его профессионального мастерства. Определяя данное условие, мы исходили из того, что эффективность применения психолого-педагогических условий, направленных на формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего образования напрямую зависит от людей, которые их реализуют [4].

Сказанное выше позволило выделить основные требования к личности преподавателя. Во-первых, преподаватель должен быть творческой личностью (без данного качества невозможно организовать творческий процесс обучения). Во-вторых, обладать демократичным стилем общения. В-третьих обладать способностью понимать эмоциональный мир обучаемых, т. е. к эмпатии.

Реализация предложенных психолого-педагогических условий в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля позволяет:

• ориентировать образовательный процесс на саморазвитие обучаемых, являющееся движущей силой их успешной профессиональной карьеры, путем использования содержания, форм организации, методов обучения;

• учитывать образовательные потребности и возможности обучаемых, их личностные характеристики, что повышает их активность в процессе обучения и, в конечном счете, повышает эффективность образовательного процесса;

• развивать способности обучаемых к рефлексии и самооценке, являющихся условием повышения их профессиональной компетентности и профессионального развития на основе использования самодиагностики результатов обучения;

• выявлять, корректировать и стимулировать развитие профессионально-значимых качеств личности, включать обучаемых в управление этим процессом;

• проводить профессиональный отбор педагогов высшего образования в соответствии с требованиями к творческому стилю их образовательной деятельности [5].

Предлагаемая система психолого-

педагогических условий при внедрении ее в процесс профессиональной подготовки позволяет формировать творческий стиль деятельности как основной компонент профессиональной компетенции современного специалиста полимерного профиля.

Литература

1. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля / Л.А.Сафина, Л.М. Тухбатуллина // Вестник казанского технологического университета. - № 7. - 2011, С.298-299.

2. Андреев, И. Д. Диалектическая логика: Учебное пособие. / И. Д. Андреев — М.; Высш. шк.,1985.— 367 с., ил.

3. Сафина Л.А., Матвеев С.В. Развитие творческих способностей специалистов полимерного профиля в процессе обучения / Л.А.Сафина, С.В. Матвеев // Вестник Казанского технологического университета.- 2013, №24. -С. 295-298.

4. Сафина Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2004.- 200с.

5. Сафина Л.А. Влияние психолого-педагогических условий на эффективность образовательного процесса / Л.А.Сафина // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей №8 (95) / Волг.ГТУ - Волгоград, 2012. — С.121-123.

© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент каф. дизайна КНИТУ, tuleissan@mail.ru; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, lsafma@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.