Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №2(63). С. 316-331 ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТОРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК/UDC 72.092"20"
DOI : 10.24412/1998-4839-2023-2-316-331
Роль творческих конкурсов в развитии будущих архитекторов: ХХ лет смотру-конкурсу им. Татлина
Елена Геннадьевна Лапшина113, Лариса Владимировна Савельева2, Татьяна Викторовна Вукович3
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия 2Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 3Лицей архитектуры и дизайна № 3, Пенза, Россия 1elenlaps@mail.ru, 2savelievalarisa@yandex.ru, 3tvv105@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрена история развития творческих конкурсов, их роль и место в формировании творческих основ будущих архитекторов - от учащихся специализированных классов профильных школ, гимназий и лицеев России до студентов средних специальных и высших учебных заведений страны. Проведен анализ историко-культурной и социально-идеологической составляющей творческих конкурсов. В качестве примера рассмотрен опыт проведения в течение двадцати лет смотра-конкурса им. В.Е. Татлина в городе Пензе на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) и Лицея архитектуры и дизайна № 3(ЛАД). Ключевые слова: творческий конкурс, генерирование идей, формообразование, экспертная оценка
Для цитирования: Лапшина Е.Г. Роль творческих конкурсов в развитии будущих архитекторов: ХХ лет смотру-конкурсу им. Татлина / Е.Г. Лапшина, Л.В. Савельева, Т.В. Вукович // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №2(63). С. 316-331. URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/2kvart23/PDF/20 lapshina.pdf DOI: 10.24412/1998-48392023-2-316-331
ARCHITECTURAL EDUCATION ISSUES
Original article
The role of creative competitions in the future architects growth: 20th anniversary of the Tatlin competition
Elena G. Lapshina1^, Larisa V. Savelieva2, Tatyana V. Vukovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia 2Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia 3Penza Lyceum LAD no. 3, Penza, Russia
1elenlaps@mail.ru, 2savelievalarisa@yandex.ru, 3tvv105@yandex.ru
Abstract. The article discusses the history of the development of creative competitions, their role and place in the formation of the creative foundations of future architects - from students of specialized classes of specialized schools, gymnasiums and lyceums in Russia to students of secondary specialized and higher educational institutions of the country. The analysis of the historical-cultural and socio-ideological component of creative competitions has been carried out. As an example, the experience of holding a review-competition to them. V.E. Tatlin in the city of
1'2'3 © Лапшина Е.Г., Савельева Л.В., Вукович Т.В., 2023
Penza on the basis of the Penza State University of Architecture and Construction (PGUAC) and the Lyceum of Architecture and Design No. 3 (LAD) was considered. Keywords: creative competition, idea generation, shaping, expert review For citation: Lapshina E.G., Savelieva L.V., Vukovich T.V. The role of creative competitions in the development of future architects: twentieth anniversary of the Tatlin competition. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no. 2(63), pp. 316-331. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2023/2kvart23/PDF/20 lapshina.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-2316-331
Введение
На протяжении 260 лет в нашей стране активно развиваются творческие конкурсы, которые давно стали специфической архитектурной деятельностью, изучению ее посвящены научные работы Басса В.Г. [1], Воробьева А.Ю., Заварихина С.П., Майдуровой М.Д. [2], Юзбашева В.А. [3], Ткаченко С.Б. [4] и других авторов. Известными исследователями истории архитектурных конкурсов, такими как Бархин Г.Б., Буров А.К., Гинзбург М.Я., Ладовский Н.А., Хан-Магомедов С.О. [5] и другими, отмечалось, что «послевоенные десятилетия ХХ века характеризуются количественным и качественны всплеском конкурсного проектирования, <...> изучение практики проведения творческих конкурсов 1920-1930-х гг. позволяет выделить некоторые из них как этапные» [6, с.28]. Позже, «в современной проектной практике на смену конкурсам пришли тренды, которые не дают полной качественной аргументации в отношении будущего сооружения, решая единственную проблему, какой вариант наиболее материально выгоден застройщику» [6, с.27].
На современном этапе развития архитектуры необходимо вернуть именно творческие конкурсы, это широко обсуждается как профессионалами творческих мастерских, так и преподавателями в архитектурно-строительных вузах. В системе специального архитектурного образования также существует такая форма учебной и состязательной деятельности как творческий конкурс, который направлен на развитие творческого потенциала будущих архитекторов. В рамках конкурсов происходит обмен опытом между разными архитектурными школами страны. Подобные творческие конкурсы студенческих работ практиковались в советское время и были перенесены на постперестроечную почву. В их орбиту включены сегодня и архитектурно-художественные творческие конкурсы для школьников, которые выходят в итоге на подготовку абитуриентов для высших и средних специальных учебных заведений в области архитектуры, строительства и дизайна. С каждым годом все шире становится сотрудничество архитектурных вузов, факультетов со средними общеобразовательными школами, студиями, художественными школами, выбирающими направление целевой подготовки «архитектура». Таким образом архитектурно-художественные творческие конкурсы включаются в профильную подготовку школьников, давая учащимся возможность проверки своей готовности к обучению архитектуре и дизайну в вузе, попробовать себя в будущей профессии, а высшим и средним специальным заведениям - увидеть степень готовности абитуриентов.
Организация творческих конкурсов
В архитектуре «наименее изученными являются вопросы методов организации и проведения конкурсов. Единственным научно-методическим изданием по этим вопросам является работа В.А. Тимохина» [6, с.27]. Однако, имея достаточный опыт участия и проведения подобных конкурсов, можно сделать попытку обобщения полученных наработок. Будем рассматривать творческие конкурсы для обучающихся - будущих архитекторов. Подчеркнем, что к концу ХХ века «процесс активизации конкурсного проектирования сопровождался широким внедрением конкурсных форм в систему архитектурного образования, как, например, в Японии, где участие студентов в конкурсах
является обязательным условием обучения» [6, c.29]. Развивается также система довузовского образования «школа-вуз». В 1980-е годы, после обращения ЮНЕСКО к правительствам стран мира о важности, необходимости обучения основам архитектурного образования для школьников, оно получило распространение и в нашей стране.
Одним из международных архитектурных конкурсов, проводимых в России с 1993 года, стал Международный архитектурный фестиваль-конкурс «Зодчество», который проводит Союз архитекторов РФ совместно с МАСА (Международная ассоциация союза архитекторов). История развития этого творческого конкурса показывает наращивание как его номинаций, так и групп участников. «Особенностью творческих конкурсов конца ХХ начала - XXI века был акцент <...> на поиск прогрессивных архитектурно-градостроительных концепций» [6, с.29; 7]. В конкурсе принимают участие как профессионалы, так и студенты, а также дети школьного возраста. «Результативность любого конкурса зависит, прежде всего, от профессионально составленной программы и условий конкурса, грамотного подбора участников соревнований и умелой организации работы жюри» [6, с.29; 3].
Другим известным творческим конкурсом является на протяжении нескольких десятков лет международный смотр-конкурс дипломных проектов вузов России и стран зарубежья. В нем участвуют работы студентов высших учебных школ архитектурно-строительного профиля. Несколько лет назад кроме проектов дипломников начали рассматриваться также текущие курсовые проекты студентов. В 2021 году Нижний Новгород принял уже XXVIII Международный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству, который проводился на базе ННГАСУ. Профессор этого вуза А.Л. Гельфонд охарактеризовала этот конкурс как «знакомство с нашим будущим»2. Международные смотры-конкурсы проводятся ежегодно в разных городах страны, где есть архитектурные вузы или факультеты. В 2022 году конкурс прошел в городе Казани. В этих конкурсах участвуют выпускные квалификационные работы по архитектуре и дизайну вузов России и зарубежья.
«История таких конкурсов берет начало с 1960-х годов, когда Союзом архитекторов СССР были учреждены Всесоюзные смотры дипломных работ студентов архитектурной специальности. Целью этих конкурсов было выявление современных тенденций в сфере архитектурного образования, становление региональных архитектурных школ. В 1991 году состоялся последний Всесоюзный смотр, а уже через год была учреждена Межрегиональная ассоциация педагогов архитектурных школ (МАПАШ), которая продолжила традицию смотров. I Международный смотр-конкурс состоялся в 1992 году в Ростове-на-Дону»2.
Далее МАПАШ заменила МООСАО - Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (1999 г.). Профессор Гельфонд также отмечала, что этот конкурс лучших выпускных работ студентов - «важный инструмент связи архитектурной науки и архитектурной практики. Все мы - преподаватели - проектируем, у нас в вузе работают по совместительству лучшие архитекторы-практики города, курсовые и дипломные проекты выполняются на реальных топографических подосновах, студенты проходят практику в мастерских. И темы выбираются именно важные и актуальные для города и региона. Иногда дипломные наработки являются апробацией идей для реальной практики»2. Кроме того, международные смотры-конкурсы создают важную для всех ситуацию профессионального общения - студенты и преподаватели из разных городов и архитектурных школ учатся друг у друга, вдохновляются творческим опытом, воспринимают лучшее. И, конечно, это всегда встреча друзей, коллег по цеху3.
2 Гельфонд А.Л. Смотр-конкурс — это знакомство с нашим будущим. URL: https://stnmedia.ru/mag/november-2019/26116/ (дата обращения: 15.04.2023).
3 Там же.
Параллельно конкурсу, который курирует МООСАО, получил старт международный конкурс архитектурно-строительных школ «ЕВРАЗИЯ». В нем состав номинаций расширен и включает строительные проекты. В 2021 году прошел юбилейный десятый фестиваль в городе Новосибирске. Фестиваль организован с целью усиления роли ВУЗов в профессиональном ориентировании студентов; подготовки специалистов, востребованных на рынке труда; поощрения перспективных выпускников - будущих специалистов в области архитектуры, строительства, дизайна. Фестиваль включает мероприятия: смотр-конкурс лучших выпускных работ, презентацию школ, научный семинар, культурную программу4.
Параллельно со студенческими конкурсами получили развитие конкурсы-олимпиады для школьников - будущих зодчих. Примером такого конкурса-олимпиады стал конкурс, который с 2004 года ежегодно проходит в городе Пензе. Он получил имя В.Е. Татлина. В 2023 году этот конкурс прошел уже в двадцатый раз. На нем мы и сосредоточим наше внимание.
Международный смотр-конкурс архитектурно-художественного творчества имени Владимира Татлина для молодежи и школьников
Смотр-конкурс им. В. Татлина появился в городе Пенза в 2004 году в качестве дополнительной площадки для выставки творческих работ школьников, традиционно участвовавших с 1993 года в Международном архитектурном фестивале «Зодчество». Председатель СА РФ Ю.П. Гнедовский в 2002 году внес предложение о расширении детского конкурса, вице-президент Э.О. Товмасьян стал куратором новой конкурсной площадки, развернувшейся в г. Пензе. В качестве базы для проведения выставки-конкурса был предложен Лицей архитектуры и дизайна №3 в г. Пензе как неоднократный победитель на конкурсе «Зодчество». В результате в 2003 году был подписан договор о сотрудничестве между СА РФ и руководством г. Пензы. Площадкой для выставки-конкурса стал Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Параллельно с выставкой решено было проводить профильные олимпиады для школьников.
Организационно конкурс архитектурно-художественного творчества школьников получил имя В. Татлина и был аналогичен смотру-конкурсу дипломных проектов студентов, поскольку хронологически следовал за ним. Ведь конкурс студенческих работ был проведен в Пензе осенью 2003 года. В том же году было принято решение проводить конкурс студенческих дипломных проектов в два этапа - первый проходил в России, второй тур с 2004 года на протяжении ряда лет проходил во Флоренции (Италия).
Следует отметить специфику творческих смотров-конкурсов студенческих работ. Учебные проекты являются более свободными в трактовке тематики, не привязанной жестко к проектной практике. Они лучше вписываются в формат «бумажной архитектуры» или «архитектурной сказки» [8] по сравнению с работами профессионалов. Возможность для широкой публики, посещающей выставки творческих конкурсов архитекторов, увидеть будущий мир в доступном формате основана на уникальном профессиональном синтезе науки и искусства в некоем «архитектурном предчувствии». В каждой представленной архитектором работе научный анализ сочетается с концептуальным проектом, содержащим визуальный образ мира. Это позволяет сегодня говорить об архитектуре как о междисциплинарном исследовании, объединяющем гуманитарное знание и точные науки, создавая на его основе проекты среды обитания человека. Такими «синтетическими и творческими качествами не обладает ни одна другая научная дисциплина <...> и ни один из видов искусства. Архитекторы способны очень тонко реагировать на изменения, создавать сценарии и модели. Работая во всех видах презентации от скетча до мастер-плана и фильма, архитекторы незаменимы как специалисты в любых сферах, где занимаются прогнозированием и конструированием будущего» [9, с.79]. Будущие архитекторы, кроме того, способны представить на конкурсах принципиально иную точку
4 Фестиваль архитектурно-строительных и дизайнерских школ Евразии. URL: https ://www.newsmarh i.ru/2021 /04/15/14367/ (дата обращения: 15.04.2023).
зрения на развитие мира, свежий взгляд с позиции молодежи, характеризующейся отсутствием профессиональных клише.
Конкурс детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина в рамках фестиваля предполагает включение следующих мероприятий для школьников:
- олимпиады среди учащихся 8-9 классов (рисунок, графика, композиция);
- олимпиады среди учащихся 10-11 классов (рисунок, композиция в архитектуре/дизайне, графика в архитектуре/дизайне);
- конкурс-выставка творческих работ;
- мастер-классы для участников и руководителей делегаций.
Идея развития архитектурно-художественного образования возникла в конце 1980-х годов в ответ на решение Всемирного архитектурного конгресса Международной ассоциации союзов архитекторов стран мира, обращений ЮНЕСКО о необходимости раннего обучения детей основам архитектуры. Идея была поддержана Союзом архитекторов СССР, Министерством образования СССР. Стали открываться архитектурные студии, классы, школы. За эти годы архитектурное образование школьников стало одним из профилей школьного образования, новой моделью образования («школа-вуз»), моделью сотрудничества высшей школы и средних общеобразовательных учреждений. Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС) и школа-лицей архитектуры и дизайна № 3 (ЛАД №3) в 1990 г. стали одним из первых примеров новой модели образования («школа-вуз»).
В 2003 г. Правление Союза архитекторов России, администрация г. Пензы, министерство образования и науки Пензенской области, руководство Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, школы-лицея архитектуры и дизайна № 3 при ПГУАС стали инициаторами проведения Всероссийского конкурса-олимпиады детского архитектурно-художественного творчества в г. Пензе. Организаторы выступили с инициативой проведения олимпиад по академическому рисунку, композиции, черчению, живописи, а также выставки творческих работ учащихся.
В феврале 2004 г. в г. Пензе при поддержке ПГУАС и на его базе прошел I Всероссийский конкурс-олимпиада детского архитектурно-художественного творчества, названный именем В.Е. Татлина (1885-1953), одного из основоположников художественного авангарда, в 1905-1910 годах получившего художественное образование в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селиверстова (в настоящее время - ПХУ им. К.А. Савицкого).
С 2010 по 2014 гг. олимпиада им. В.Е. Татлина включалась Министерством образования и науки Российской Федерации в перечень мероприятий в поддержку одаренной молодежи. С 2012 года в олимпиадах принимали участие студенты из различных городов России, а в конференции им. Татлина, проходящей параллельно, - также студенты и преподаватели Украины, Казахстана, Польши, Китая, Турции, Японии и других государств.
Олимпиады им. В.Е. Татлина получили широкую известность в регионах России. Участие в них носит массовый характер, интерес к ним продолжает расти. В последние годы олимпиада на заключительном этапе собирает ежегодно до 400-500 участников, отличившихся на муниципальных и региональных конкурсах в первом отборочном туре. Олимпиады поддерживаются Союзом архитекторов России, Союзом дизайнеров России, Министерством образования Пензенской области, администрацией г. Пензы, Пензенской региональной организацией Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» (ПРООООСАР), редакцией журнала «Татлин» и другими официальными и общественными организациями.
Олимпиады проводятся в два этапа (тура): отборочный и финальный. Такая структура конкурса сложилась на основе практического опыта и зарекомендовала себя как наиболее эффективная с точки зрения поставленных целей.
Целями творческого конкурса являются: эстетическое воспитание и образование молодежи; профессиональная ориентация школьников; создание для школьников, проявляющих интерес и склонность к профессиям архитектора и дизайнера, условий для демонстрации своих знаний, проверки своей готовности к поступлению в высшие учебные заведения архитектурного и дизайнерского профиля; развитие архитектурно-художественного обучения в системе образования РФ и других стран, мотивация обучающихся к творчеству, социальной активности5.
С 2020 года конкурс изменился до формата Международного фестиваля им. Татлина. Среди задач фестиваля одной из основных является создание творческого коммуникативного пространства по проблемам архитектурно-художественного творчества как для обучающихся, так и для педагогов. Также важно привлечение научно-педагогической общественности образовательных организаций, задействованных в проведении фестиваля, к активной работе с молодежью. Творческие работы участников ХХ международного фестиваля им. Татлина представлены на рисунках 1, 2, 4.
а)
5 Положение о Международном фестивале архитектурно-художественного творчества учащейся молодежи и школьников «Татлин». URL:
https://www.pguas.ru/images/pdf/nauka/nauchnie тегорпуа^уа/Та^п/2023Положение о фестивале
Татлин. pdf (дата обращения: 15.04.2023).
Рис. 1. Творческий конкурс ТатлинФест-2023. Композиция в архитектуре. Тема «Архитектурное кружево»: а) макеты (работы школьников 8-9 класс); б) графика (работы школьников 10-11 класс)
Рис. 2. Работы по теме «Юбилей города». Творческий конкурс ТатлинФест-2023. Олимпиада по графике для школьников 8-9 классов
Творческие задания для олимпиад студентов и школьников разрабатываются преподавателями ПГУАС, то есть университета, на базе которого проводится творческий конкурс. Темы творческих работ по графике и композиции связаны с экспериментами в
области новейшей архитектурной формы. В первую очередь идёт обращение к примерам из многогранного творчества художника Владимира Татлина. Об авангардных работах Татлина участниками конкурсов каждый год рассказывает выставка «Квартира Татлина», где собран материал об этом известном во всем мире мастере, также тут хранятся работы победителей конкурсов-олимпиад (рис. 3).
Рис. 3. Экспозиция выставки «Квартира Татлина». Разные грани творчества мастера. Художник-авангардист В. Татлин как водораздел в искусстве традиционном и новом
Например, в рамках ХХ фестиваля им. Татлина для школьников 8-11 классов и для студентов М! курсов при выполнении задания по композиции была выбрана тема, связанная с кинематической составляющей формы, с движением ее элементов. Школьники выполняли кинематическую композицию на тему «Архитектурное кружево» в виде макета (видео 1, видео 2, видео 3).
Тема кинематики архитектурной формы связана, в первую очередь, с авангардной формой Башни Татлина, ставшей символом новой архитектуры. В недрах ее динамической пространственной решетки, скрученной из двух мостовых ферм, подвешены несколько зданий, каждое из них должно вращаться с определенной скоростью. Кинематическая форма в современной архитектуре все более распространяется в мире благодаря новейшим строительным технологиям. Это же соображение стало основой темы «Пешеходный мост», заданной в рамках олимпиады по композиции для студентов 1-11 курса (рис. 4).
Рис. 4. Конкурсные работы студентов. Тема «Пешеходный мост». Олимпиада по композиции для студентов 1-1! курсов
Выставка-конкурс студентов и школьников из разных регионов России и других стран включила в 2023 году более тысячи работ (рис. 5).
История конкурса им. Татлина на протяжении 20 лет вбирала в себя и творчество педагогов, которые готовили с ребятами выставочные работы, включались в проведение мастер-классов и в состав жюри как эксперты, проводившие оценку олимпиад и выставок домашних работ. Архитекторы и педагоги из столиц и провинций внесли огромный вклад в воспитание детей, молодежи (рис. 6).
Культурная программа фестиваля ежегодно предлагает участникам посещение Пензенского художественного училища, где всемирно известный теперь художник-авангардист Владимир Татлин (рис. 7) обучался в начале XX века. Татлин В.Е. является одной из ключевых фигур искусства русского авангарда. Он стал также ключевой фигурой Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества молодежи и школьников в Пензе.
"О
Рис. 6. Фотографии из истории развития творческого конкурса им. В. Татлина, 2000-е гг.
Рис. 7. Татлин Владимир Евграфович (1885-1953) - одна из ключевых фигур русского авангарда и основоположник художественного конструктивизма. Фото 1914 года
Владимир Евграфович Татлин стал выпускником Пензенской художественной школы. Он «окончил Пензенское художественное училище со званием «профессионального рисовальщика (по отделу живописи) с правом преподавать рисование, черчение и чистописание в средних учебных заведениях». Его аттестат №791 датирован 30 июня 1910 г.» [10]. Он не учился в академии художеств после получения аттестата рисовальщика. Но в советской России Татлин В.Е. в 1920-30-е гг. работал профессором ВХУТЕМАСа (Москва и Петроград, Высшие художественно-технические мастерские), во ВХУТЕИНе, (поскольку академия изящных искусств была преобразована в мастерские, а затем образован высший художественно-технический институт). В 1931 году художник Татлин получает звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»67[11].
В Пензе Татлин больше не был. Но после окончания пензенской художественной школы он стал художником-живописцем, графиком, дизайнером, основателем художественного конструктивизма, создавал театральные декорации и костюмы, выполнил проект «Памятник III Интернационала», летального аппарата «Летатлин», он изобретал новые предметы быта и повседневную одежду. В. Татлин ушел из жизни в 1953 году. В Пензу он вернулся в названии улицы, в модели-реконструкции его всемирно известной башни (модель-реконструкция в 1990 году была разработана преподавателем Пензенского художественного училища Д.Н. Димаковым, преподавателем Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Е.Г. Лапшиной, выпускником
6 Владимир Татлин. Ретроспектива. Koln: Du Mont Buchverlag, 1993. 414 с.
7 «Бесконечная ТАТЛИН чаша великого». К 125-летию художника. Москва: ГТГ, 2010. 10с.
ПХУ И.Н. Федотовым), в названии Всероссийского конкурса-олимпиады, с 2020 года ставшего Международным фестивалем.
В преддверии весны каждый год слетаются «в гости к Татлину» будущие архитекторы со всех регионов России и из других стран. Творческий конкурс растет как географически, так и по количеству мероприятий, своему статусу. Начинался он с Всероссийской олимпиады школьников, включал выставку работ, выполненных учащимися ДХШ России, профильных гимназий и лицеев. На сегодня фестиваль имеет статус международного, в него включены выставки-конкурсы и олимпиады студентов, научно-практическая конференция. Номинации выставки также расширены, появились цифровые искусства - фотография, цифровое моделирование 3й с анимацией, видео. В культурную программу входят, наряду с «Квартирой Татлина», дополнительные квесты, экскурсии, мастер-классы. Преподаватели, сопровождающие группы школьников, имеют возможность прослушать курс ФПК, поделиться на мастер-классах своим опытом. Международный фестиваль ТАТЛИН дает широкие возможности своим участникам в творческом росте.
Заключение
По мере развития творческих конкурсов их роль в развитии будущих архитекторов возрастает. В ходе организации и проведения конкурсов создается ситуация профессионального общения педагогов разных школ, которые учатся друг у друга, вдохновляются творческим опытом, воспринимают лучшее. Происходит общение и накопление творческих идей участниками олимпиад и конкурсов - школьниками и студентами. Конкурсы стали особой «творческой кузницей», где формируется творческая составляющая будущего архитектора.
Источники иллюстраций
Рис. 1-6. Из архивов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС).
Рис. 7. иРЬ: ЬЦрз://укЬи1ета8.асаЬету/а|11с1е8/у1аЬ1т1г-1а111п-кого1ко-Ью (дата обращения: 15.04.2023).
Список источников
1. Басс В.Г. Петербургская неоклассика 1900-1910-х гг. Архитектурные конкурсы: зодчий, цех, город. Санкт-Петербург: ИПК «НП-Принт», 2005. 157 с.
2. Майдурова М.Д. Актуальность использования идейного и образного потенциалов «бумажной» архитектуры первой трети ХХ века // Архитектон. 2005. №10. С.34-37.
3. Юзбашев В.Г. Конкурс: инструкция // Архитектурный вестник. 2006. №1(94). URL: https://archi.ru/press/world/6618/iournalist present.html?id=865 (дата обращения: 15.04.2023).
4. Ткаченко С.Б. Градостроительные эффекты проведения и реализации конкурсов на создание ВСХВ // Architecture and Modern Information Technologies. 2015. №2(31). URL: https://marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/tkachenko/tkachenko.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
5. Хан-Магомедов С.О. В поисках нереализованного наследия // Архитектура СССР. 1989. №5-6. С.57-61.
6. Дудка Е.Н. Роль творческих конкурсов в развитии архитектурной теории и практики // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. №1. С. 27-29.
7. Эвристические методы конкурсного архитектурного проектирования: методические рекомендации для студентов 3-4 курсов спец. «Архитектура» / сост. В.А. Тимохин. Киев: КИСИ, 1991. 60 с.
8. Малахов С.А. «Архитектурная концепция» в системе композиционного метода. Определение принципиального содержания концепции и условий возникновения // Вестник гражданских инженеров. 2016. №1(54). С.27-35.
9. Данилова Э.В. Архитектурные конкурсы как возможность профессионального определения будущего архитектуры и города / Э.В. Данилова, Р.М. Вальшин, С.Н. Рябов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: матер. 71-й Всерос. науч.-тех. конф. Самара: Сам ГАСУ, 2014. С.76-80.
10. В.Е. Татлин // Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях. Пенза, 1994. 353 с.
11. Симонов К. Какая интересная личность // Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях. Пенза, 1994. С.353-356.
References
1. Bass V.G. Peterburgskaja neoklassika 1900-1910-h gg. Arhitekturnye konkursy: zodchij, ceh, gorod [St. Petersburg Neoclassic of the 1900s-1910s Architectural competitions: architect, workshop, city]. St. Petersburg, 2005, 157 p.
2. Maidurova M.D. Aktual'nost' ispol'zovanija idejnogo i obraznogo potencialov «bumazhnoj» arhitektury pervoj treti XX veka [The relevance of using the ideological and figurative potentials of the "paper" architecture of the first third of the twentieth century]. Architecton,
2005, no. 10, pp. 34-37.
3. Yuzbashev V.G. Konkurs: instrukcija [Competition: instructions]. Architectural Bulletin,
2006, no. 1(94). Available at:
https://archi.ru/press/world/6618/journalist present.html?id=865
4. Tkachenko S.B. The town planning effects of conducting and realization of the competitions for the creation of VSKHV (all-Russian Agricultural Exhibition). Architecture and Modern Information Technologies, 2015, no. 2(31). Available at: https://marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/tkachenko/tkachenko.pdf
5. Khan-Magomedov S.O. Vpoiskah nerealizovannogo nasledija [In search of unrealized heritage]. Architecture of the USSR, 1989, no. 5-6, pp. 57-61.
6. Dudka E.N. Rol tvorcheskih konkursov v razvitii arhitekturnoj teorii i praktiki [The role of creative competitions in the development of architectural theory and practice]. Vestnik BSTU im. V.G. Shukhov, 2014, no. 1, pp. 27-29.
7. Jevristicheskie metody konkursnogo arhitekturnogo proektirovanija: metodicheskie rekomendacii dlja studentov 3-4 kursov spec. «Arhitektura». Sost. V.A. Timohin [Heuristic methods of competitive architectural design: guidelines for students of 3-4 courses spec. «Architecture». Comp. V.A. Timokhin]. Kyiv, KISI, 1991, 60 p.
8. Malakhov S.A. «Arhitekturnaja koncepcija» v sisteme kompozicionnogo metoda. Opredelenie principial'nogo soderzhanija koncepcii i uslovij vozniknovenija [«Architectural concept» in the system of compositional method. Determination of the fundamental content
of the concept and conditions of occurrence]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2016, no. 1(54), pp. 27-35.
9. Danilova E.V., Valshin R.M., Ryabov S.N. Arhitekturnye konkursy kak vozmozhnost' professional'nogo opredelenija budushhego arhitekturyi goroda [Architectural competitions as an opportunity to professionally determine the future of architecture and the city]. Traditions and innovations in construction and architecture: mater. 71st All-Russian Scientific and Technical Conf. Samara, Sam GASU, 2014, pp. 76-80.
10. V.E. Tatlin. Nasledie. Kul'tura Penzenskogo kraja v dokumentah jepohi, pis'mah i memuarah sovremennikov, issledovanijah, statjah i hudozhestvennyh proizvedenijah [V.E. Tatlin. Heritage. Culture of the Penza region in the documents of the era, letters and memoirs of contemporaries, research, articles and works of art]. Penza, 1994, 353 p.
11. Simonov K. Kakaja interesnaja lichnost [What an interesting personality]. Heritage. Culture of the Penza region in the documents of the era, letters and memoirs of contemporaries, research, articles and works of art. Penza, 1994, pp. 353-356.
ОБ АВТОРАХ
Лапшина Елена Геннадьевна
Кандидат архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия; Член Союза архитекторов РФ elenlaps@mail.ru
Савельева Лариса Владимировна
Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Информационные технологии в архитектуре», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия; Член Союза архитекторов РФ savelievalarisa@yandex.ru
Вукович Татьяна Викторовна
Директор с 1990 по 2015 гг., Лицей архитектуры и дизайна № 3, Пенза, Россия tvv105@yandex.ru
ABOUT THE AUTHORS Lapshina Elena G.
PhD in Architecture, Professor, Head of the Department «Fundamentals of Architectural Design», Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia; Member of the Union of Architects of Russian Federation elenlaps@mail.ru
Savelieva Larisa V.
PhD in Architecture, Associate Professor at the Department of «Information Technology in Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia; Member of the Union of Architects of Russian Federation savelievalarisa@yandex.ru
Vukovich Tatyana V.
Director from 1990 to 2015, Penza Lyceum LAD no. 3, Penza, Russia tvvl 05@yandex.ru