EDN: VUFBCW
Ю.П. Соболева - к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
Yu.P. Soboleva - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Marketing, Non-governmental educational private institution of Higher Education «Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia;
А.П. Орлов - аспирант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленныйуниверситет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.P. Orlov - postgraduate student, Non-governmental educational private institution of higher education «Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia.
РОЛЬ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ THE ROLE OF DIGITAL MARKETING IN SHAPING RELATIONSHIPS WITH CONSUMERS
Аннотация. Объектом исследования является современная сфера культура. Исследованы как положительные, так и негативные стороны диджитализации современной творческой сферы в аспекте привлечения потребителей ее услуг. Разграничены возможности внедрения диджитал-маркетинга в сфере культуры и в культурной индустрии. Определена движущая сила диджитал-маркетинга в вопросе продвижения результатов деятельности творческих секторов экономики. Выявлено и негативное его воздействие на некоторые сферы. Определены принципы формирования отношений с потребителями культурного продукта с использованием цифрового маркетинга.
Absrtract. The object of the study is the modern sphere of culture. Both positive and negative sides of digitalization of the modern creative sphere in terms of attracting consumers of its services are investigated. The possibilities of introducing digital marketing in the field of culture and in the cultural industry are differentiated. The driving force of digital marketing in the issue of promoting the results of the creative sectors of the economy has been determined. Its negative impact on some areas has also been revealed. The principles of forming relationships with consumers of a cultural product using digital marketing are defined.
Ключевые слова: цифровой маркетинг, диджитал-маркетинг, управление, взаимоотношения с потребителями.
Keywords: digital marketing, digital marketing, management, consumer relations.
Введение
Сфера культуры, интегрирующая в себе большое количество подотраслей, выполняет совершенно разные задачи, но все они объединены одной общностью: развитие патриотизма, культурное обогащение, формирование межкультурного диалога. Культурный продукт специфичен. Кто-то приходит в организацию культуры с целью развлечений, кто-то для получения эстетического удовольствия, ввиду чего их значимость возрастает. Несмотря на то, что сфера культуры по большей части в нашей стране субсидируется, организации изыскивают различные пути привлечения внимания как для получения дополнительного дохода, так и с целью расширения своей аудитории. В условиях выполнения социально значимой роли сфера культура как никакая иная нуждается в установлении с потребителями своих услуг долгосрочных, доверительных отношений. В этой связи в последние годы большая роль стала принадлежать цифровому маркетингу.
Диджитал-маркетинг или цифровой маркетинг - современный, активно развивающийся инструмент маркетинга, основной целью применения которого является продвижения продукта, достижение наиболее полного охвата рынка. Его особенностью является взаимодействие с реальным или потенциальным потребителем товара (услуги) на всех этапах его продвижения с использованием цифровых технологий. Диджитал-маркетинг, несмотря на свое относительно недавнее появление (девяностые годы двадцатого века) получил широкое распространение в сфере реального бизнеса. Но в последнее время роль цифрового маркетинга значительно расширились, он активно начал проникать во все сферы человеческой деятельности, не всегда связанные с извлечением прибыли. Одной из таких сфер является отрасль культуры. Цифровые услуги «обладают большей гибкостью для потребителя, обеспечивая при этом большую вариативность выбора и, зачастую, более высокий уровень комфорта в процессе потребления» [10].
Исследование
Аналитика эффективности деятельности отрасли культуры в разрезе осуществляемой предпринимательской деятельности представлена в таблице 1. За основу взяты статистические данные АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России (анализ проведен по итогам работы отрасли в 2022 году, так как за 2023 год на настоящий момент данные размещены только по циркам, детским школам искусств и зоопаркам).
Таблица 1 - Эффективность предпринимательской деятельности учреждений культуры за 2022 год
(в тыс. руб.) (разработано авторами)
Подотрасль доход от предпринимательской деятельности расходы из внебюджетных источников соотношение доходов к расходам
Концертные залы 7842055.6 3756951.4 2.1
Библиотеки 446532.9 1101066.94 0.4
Парки культуры и отдыха 1226187.1 1900156.0 0.6
Музеи 4362997 10173509 0.4
Расходы из внебюджетных источников значительно превышают доходную часть бюджета, сформированную за счет средств, поступивших от ведения предпринимательской деятельности. Данная ситуация объясняется тем, что предпринимательская деятельность - не единственный источник внебюджетного финансирования сферы культуры. Сюда же относятся и доходы от сдачи помещений в аренду, доходы от благотворительной деятельности и прочие источники.
Вместе с тем, культурная индустрия в настоящее время имеет значительно большее количество подотраслей, чем представлено на официальном сайте Министерства культуры РФ. Сюда следует отнести и кинематографию, и изобразительное и театральное искусство, и дизайн, гастроиндустрию, архитектуру, рекламу. Все
эти сферы в совокупности составляют творческую (креативную) индустрию. Сложность проводимого анализа состоит в том, что до настоящего времени общепризнанное определение сущности понятия «творческие» индустрии не сформировано, а аналитика не ведется на единой методологической базе на систематизированной основе. Изучением развития креативных индустрий глубоко занимаются исследователи Высшей школы экономики [1, 12], отдельные исследования проводятся консалтинговой компанией Кэпт [8]. Но ввиду отсутствия нормативного подхода к классификации видов деятельности, составляющих данную сферу, указанные исследования имеют узкую направленность и сложны для обобщения.
На сегодняшний день дефиниции понятия «творческие индустрии» не существует. Она активно применяется за рубежом и уже прочно вошла в российскую экономику. Достаточно глубоко данный термин исследован в работе Казаковой М.В. [5]. Ученый, как и большинство исследователей данной области, делают упор на результаты, полученные социологом Мануэлем Кастельсом. Культура и творчество выступают как инструменты «регенерации городов». Культура должна быть доступна, универсально, но в тоже время она направлена на сохранение самобытности, уникальности территории. Творчество, креативность рассматривается как способ развития городской культуры и создания благоприятного социально-экономического климата. Департамент культуры, спорта и СМИ Великобритании (DCMS) определяет творческие индустрии как «те виды деятельности, которые берут свое начало в индивидуальном творчестве, навыках и таланте и которые обладают потенциалом для создания богатства и рабочих мест за счет создания и эксплуатации интеллектуальной собственности» [7]. Важно отметить, что определение БСГМ упоминается практически во всех исследованиях, посвященных развитию творческих (креативных) индустрий. Оно лежит в основе так называемой «новой экономики», которая основана на инновациях в сфере культуры и их продвижении.
Таким образом, обобщая научную литературу по вопросу разграничения понятий «сфера культуры» и «культурные индустрии» нами сделаны следующие выводы. Сфера культуры - отрасль деятельность, направленная на создание и распространение культурных благ, культурных ценностей. В основе развития творческой индустрии находится создание индивидуальных творческих благ, закрепление за ними авторского права и их последующее распространение с целью извлечения прибыли. То есть в аспекте развития культурных инду-стрий, в отличие от сферы культуры, находится ориентация на создание добавленной стоимости. В этой связи классическое понимание и функционирование отечественной сферы культуры как таковой расходится с тем, что предлагает современная экономика. Творчество не просто ради творчества и удовлетворения духовных потребностей, но и с целью формирования интеллектуальной собственности, ее продвижения, социально -экономического развития страны.
Здесь важно упомянуть о факторах успешной реализации кросс-культурного маркетинга, среди которых значимую роль для многих выполняет так называемая «страна происхождения» культурного продукта. Сущность его состоит в том, что зачастую значительного больше внимания может к себе привлечь образ услуги (товара) из «родной» страны, чем из зарубежной. Использование данного кросс-культурного фактора позволит достичь желаемых результатов в области продвижения культурных продуктов.
Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что диджитал-маркетинг несет в себе не только созидательную функцию. Рассмотрим три отрасли, которые по данным исследований пострадали от влияния интернета.
1. Прежде всего, это киноиндустрия. Киноиндустрия пережила появление интернета с относительно небольшим ущербом, особенно по сравнению с печатными средствами массовой информации и звукозаписывающей индустрией. В период с 2007 по 2013 годы, количество национальных фильмов сократилось с 85 до 59 в год. В 2019 году значение данного показателя составило 179, в 2021 году - 170 [9]. С 2015-2016 гг. цифровые технологии начали активно проникать в сферу киноиндустрии, в частности, получили развитие такие бизнес-модели, как продажа копий фильмов, реклама, создание компьютерных и видеоигр по мотивам фильмов, создание «лабораторий цифрового мастеринга и подготовки копий для цифрового кинопоказа», переход кинотеатров на цифровой показ (формирование цифрового контента) [6].
Исследования показывают, что загрузка фильмов может лишь минимально влиять на кассовые сборы. Кинокомпании овладели новыми формами распространения - предоставлением лицензий на свой продукт кабельным станциям, продажей и арендой физических носителей через торговые точки - задолго до появления интернета, и, следовательно, они приобрели опыт, который сделал цифровую передачу менее разрушительной, чем иначе могло бы быть. Киноиндустрия более эффективно заключала соглашения с онлайн-дистрибьюторами, которые лицензировали свои товары для распространения. Еще до всеобщей цифровизации кинокомпании уже изменили свои бизнес-модели, в основе которых стало находиться сочетание проката в кинотеатрах с продажей и сдачей в аренду кассет и компакт-дисков. К моменту перехода на цифровые технологии организации киноиндустрии уже имели начальный опыт формирования коммуникаций с посредниками в сфере распространения потоковых мультимедиа. Важную роль сыграло и овладение киноиндустрией проектного финансирования, а также обращение к краудфандингу.
Важная роль в вопросе развития киноиндустрии принадлежит государству. С 2015 г. в России начала ре-ализовываться соответствующая Федеральная целевая программа, направленная на модернизацию кинозалов в городах с количеством жителей до 500 тыс. человек, что привело к открытию новых и модернизации существующих к 2020 году 992 кинозалов. Благодаря Федеральной целевой программе был увеличен объем рынка российского кинопроката [2].
2. Печатная реклама. Немногие отрасли с момента появления интернета пришли в упадок более резко,
чем газетная индустрия. Во-первых, сократился спрос на тематические объявления, которые составляли большую часть доходов большинства газет. Сайты с возможностью поиска стали более эффективными средствами. Газеты утратили способность продавать внимание своих читателей крупным рекламодателям, поскольку все больше и больше читателей получали доступ к своему контенту через сторонние ссылки, новостные интернет-ресурсы. Вместе с тем, «несмотря на бурное развитие цифровых медиа, в России сегодня выходит в свет более 40 тысяч периодических печатных изданий» [3]. В 2021 году прирост цифровых рекламоносителей на объектах наружней рекламы составил 69 % к уровню 2020 года, классических - 28 %. Таким образом, доходы от рекламы на цифровых носителях опережают доходы от размещения рекламы в печатных СМИ.
Цифровой маркетинг позволил аудитории выбирать интересующий их контент и избегать рекламы. Для выживания отрасли в странах мира, и Россия - не исключение - требуется благотворительная или государственная поддержка.
Музыкальная индустрия - не менее масштабное направление творческих индустрий. В течение почти двадцатилетнего спада мировая музыкальная индустрия начиная с 2021 года демонстрирует рост. Диджитал-технологии оказали двоякое воздействие на данную сферу. С одной стороны, они стимулировали ее спад (появились МР3 и файлообмен). С другой стороны, остановили его, в первую очередь, благодаря активному переходу к цифровизации. Наибольшее падение музыкальной индустрии приходится на 2014 год. А уже «к концу 2022 года платной подпиской на потоковое вещание пользовались 589 млн. чел.» [13].
Доля российского музыкального рынка в мировом рынке по итогам 2021 года составила 1,02 % (49,9 % доходов приходится на музыкальный рынок Москвы), в то время как в 2017 году значение данного показателя составляло 1,04 %, в 2019 году - 1,11 % [4]. Половина музыкального рынка Москвы приходится на создание и дистрибуцию контента. Аналитика развития московского музыкального рынка отражает прирост на 15,6 % в 2020 году относительно 2019 года доходов от звукозаписи, звуковой индустрии, на 71,4 % возросли доходы от деятельности агрегаторов. Падение доходов имеет место от продюсирования каналов (с 0,2 до 0,1 млрд. руб. за 2019-2020 гг.). Индустрия звукозаписи больше всего пострадала от технологических изменений, связанных активным внедрением цифровых технологий обработки и передачи информации.
Немногие музыканты смогли сформировать свои доходы себя за счет доходов от авторских прав. Чаще всего их доходы включают в себя доходы от «живых» выступлений, продажи товаров через собственные вебсайты, преподавания и т.п.
В то время как музыканты когда-то давали концерты для стимулирования продаж альбомов, сегодня многие рассматривают бесплатную раздачу файлов как средство увеличения доходов от реальных выступлений. Таким образом, интернет становится мощным средством распространения (сбыта) музыки. Сейчас диджи-тал-маркетинг позволяет распространять информацию о предстоящих турах, продавать товары, объявлять о появлении новых продуктов. Интернет выступает в качестве площадки для публикации альбомов, многие из которых могут существовать преимущественно в цифровом виде. Продвижение почти полностью осуществляется через веб-сайты, блоги и социальные сети.
Влияние диджитал-маркетинга зависит от того, в какой степени цифровые продукты могут удовлетворить запросы потребителей. Важную роль при этом выполняет и уровень конкуренции между производителями цифровых продуктов между собой.
Диджитал-маркетинг незначительно повлиял на традиционные театры, балетные труппы и оркестры, потому что такие организации предоставляют услуги, требующие физического присутствия в реальной аудитории.
Работники сферы изобразительного искусства хорошо осведомлены о цифровых технологиях, используют в своей деятельности веб-сайты и социальные сети. Вместе с тем, виртуальные музеи и выставки планомерно расширяют свое присутствие.
Обсуждение
В мире есть практический опыт очень удачного применения интернета креативными индустриями в сфере культуры. Например, виртуальный музей современного искусства, расположенный в Уругвае и посвященный работам уругвайских художников. Это впечатляющее с архитектурной точки зрения здание (которое существует только в сети) предлагает одновременно несколько экспонатов. Посетитель использует мышь, чтобы перемещаться по экспонату (удерживайте курсор в крайнем правом или левом положении, чтобы двигаться быстро, ближе к центру, чтобы ходить медленнее, нажмите, чтобы увеличить изображение и просмотреть документацию), так же, как если бы это был физический посетитель. На сайте также есть возможности, которых нет в физических галереях, например, возможность изменить цвет стены, на которой висит работа. Такие разработки могут значительно повысить интерес посетителей увеличить традиционных музеев.
Интернет оказал более глубокое влияние на те индустрии культуры, где продукт может быть оцифрован, т. е. преобразован в биты и представлен на компьютере, планшете, мобильном телефоне или ином гаджете конечного пользователя. Это произошло быстро со сферой производства фотографии и в печатных СМИ, а затем, по мере расширения технологий и повышения скорости передачи информации, с музыкальной индустрией, киноиндустрией.
В общепринятом понимании сфера культуры для своей реализации требует присутствия двух субъектов -самих творческих работников либо уже созданных произведений искусства и потребителей культурных услуг. В условиях расширения похода к пониманию творческой деятельности от сферы культуры до сферы культурных индустрий и сопровождающейся диджитализацией указанной сферы деятельности добавляется третий элемент -индивидуальная творческая составляющая, под воздействием которой создаются артефакты, подлежащие цифро-
вому распространению (музыкальные записи, фильмы и видео и тому подобное). К настоящему времени цифровые технологии оказали наиболее заметное влияние на них. Деятельность музеев также в значительной степени оказалась подвержена воздействию диджитал-инструментов, что объясняется высокой конкуренцией на рынке культурно-развлекательных услуг. Учреждения вынуждены искать новые способы воздействия на потребителя своих услуг, формировать с его помощью и при его непосредственном участии контент.
Театры, несмотря на прогнозы, также оказались подвержены влиянию цифровых технологий, цифрового маркетинга. Несмотря на то, что их привлекательность основана на эмоциональном, чувственном восприятии, театральные офлайн-постановки и их кинотрансляции практически не конкурируют между собой, так как ориентируются на разные целевые группы. Результат восприятия цифрового материала зависит от качества его обработки.
Различают два эффекта диджитализации творческих индустрий. Первый распространяется на сферу производства произведений культуры, второй - на их распространение. В традиционном понимании процесса функционирования сферы культуры производство и распространение были в значительной степени унифицированы, и создатели, стремящиеся выйти на рынок, обычно нанимались или заключали контракты с фирмами, производящими контент, которые также продвигали и распространяли их творения. Оцифровка не только снизила стоимость распространения, но и значительно упростила его: пользователь может мгновенно опубликовать фото, MP3 или видео в социальной сети, а друзья могут распространять их среди своих друзей до бесконечности. Если бы действующие фирмы смогли добиться такой эффективности, это увеличило бы их прибыль; но, конечно, они часто делали это неохотно и медленно, иногда с драматическими результатами.
Возможности диджитализации не в меньшей степени важны и для создания произведений культуры, хотя их часто упускают из виду, возможно, потому, что они связаны с пользовательскими устройствами (компьютерами, деками и микшерами, камерами и видеоредакторами), а не с самим интернетом. Во многих творческих областях - фотографии, цифровом искусстве, музыкальных записях, радиопрограммах (подкастинг), журналистике (блогинг) - стоимость продукции заметно снижается, что открывает новые возможности для большего числа участников. При этом важно иметь ввиду, что технологии предоставляют возможности, но не меняют того, чего хотят люди.
Когда мы говорим о роли интернета в жизни людей, мы не должны забывать, что технология по-прежнему отсутствует в жизни некоторых семей. Согласно данным Высшей школы экономики, по итогам 2022 года 84 % семей имели доступ к сети интернет, в то время как в Турции значение данного показателя составляет 92 %, во Франции - 93 %, в Финляндии - 97 %, в Республике Корея - 100 % [12]. Лишь 14 % россиян используют интернет для чтения книг, в то время как в перечисленных выше странах значение данного показателя варьируется от 54 % в Турции до 93 % в Республике Корея.
В рамках выполнения данного исследования мы не ставили целью разработать наиболее предпочтительные технологии диджитал-маркетинга для каждого конкретного направления креативных индустрий. Это будет являться предметом наших последующих исследований, так как для отдельных направлений исследуемой индустрии актуальным является большая ориентация на технологическую составляющую. Например, киноиндустрия, сфера создания видеоигр в значительной степени зависимы от цифровых инструментов, чем традиционная сфера культуры. Для библиотек актуальным является создание виртуальной библиотеки. Это сокращает время на поиск потенциальным читателем необходимой ему литературы, ускорит этап его ознакомления с источниками, позволит расширить целевую аудиторию за счет молодого поколения, активно пользующегося га-джетами. Интеллектуальные библиотечные системы отвечают на запросы пользователей более расширенным способом, чем электронные библиотеки. Интеллектуальные библиотечные системы делают библиотеки более интерактивными, точными и удобными для пользователей. Более того, инновационные библиотеки могут расширять целевую аудиторию за счет предложения не только библиотечных услуг, но и путем включения в спектр своих услуг образовательной деятельности. Многие музеи, выставочные центры также реализовали функцию представления виртуальных экспозиций. Использование технологий маркетинга Веб 3.0 также очень актуально для творческих работников-фрилансеров. Они могут заявить о себе, показать свою работы, привлечь к себе интерес, используя эти технологии для предварительного знакомства аудитории со своим творчеством.
Веб-сайты, которые в основном адресованы на потребителя, демонстрируют различные тенденции. Высококонтекстные сайты в целом демонстрируют более высокую степень адаптации, отражая макеты с ограниченным текстом, включая более цветной фон, изображения большего размера и, в частности, гораздо большее количество анимированных иллюстраций или движущихся визуальных элементов.
При этом влияние интернета, хоть и велико, не следует воспринимать как панацею от всех возможных угроз и проблем в аспекте продвижения нового продукта. Связано это со следующими аспектами. Технологии нас не меняют. Они «предоставляют возможности», которые позволяют, делать то, что нравится с меньшими затратами. Доступность этих возможностей может изменить поведение за счет снижения стоимости определенных действий по сравнению с другими видами деятельности.
«Цифровая трансформация бизнеса влияет на интенсивное развитие компании, обеспечивая максимальную потребительскую ценность и клиентоориентированность» [11]. С учетом особенностей культурного продукта, в рамках выполнения настоящего исследования нами предложены следующие принципы эффективной диджитализации сферы культуры в аспекте установления долговременных взаимоотношений посетителями:
1. Сегментация рынка одновременно по нескольким критериям, таким, как возраст, цель, род деятельности.
2. Разработка тактических мероприятий в соответствии с ориентацией на 2-3 выбранных сегментов.
3. Формирование коммуникативной стратегии с каждым из выбранных сегментов посетителей с тем, чтобы предлагаемый культурный продукт «разговаривал» на языке аудитории. При этом следует задействовать все возможные инструменты цифрового маркетинга, что позволит расширить возможности организаций сферы культуры, стать им более повсеместными, отвечающими потребностям разных сегментов посетителей. С помощью социальных сетей представляется возможным охватит более молодую часть населения. Ребрендинг сайта во многих случаях может оказаться полезным для привлечения внимания более зрелой аудитории.
4. Ввиду того, что культурный продукт основан на эмоциональном восприятии, необходимо стимулировать все пять чувств человека посредством создания простых чувственных переживаний.
Заключение
Каждая отрасль творческой индустрии отличается и по-разному воспринимает цифровизацию своей деятельности. Киноиндустрия относительно легко и быстро приспособилась к современным реалиям, достаточно быстро и менее болезненно, чем другие творческие сферы совершив переход к диджитал-маркетингу. Музыкальная индустрия с появлением стриминговых сервисов и лицензирования получила возможности монетизации своей деятельности. Печатные средства массовой информации как область творческих индустрий до сих пор переживают шок, основной причиной которого является нежелание читателей платить за их продукцию. С учетом роста онлайн-ресурсов печатные СМИ становятся все менее привлекательными.
Перечисленные направления творческой индустрии имеют большой потенциал для внедрения в свою деятельность диджитал-маркетинга. Вместе с тем, традиционные направления сферы культуры, не защищенные авторскими правами и предлагающие потребителю более-менее однородный товар (услуги досуга, анимации, направления социально-культурной деятельности, библиотеки, музеи) менее активно воспринимают инновации в области цифровизации своей деятельности и использования цифровых инструментов продвижения услуг. Это связано с их особенностями, возможностями, кадровым составом [18].
Вместе с тем, использование веб-ресурсов для продвижения культурного продукта не исключает применение основных элементов традиционного общения через газету, радио, телевидение, телефон или прямую почтовую рассылку.
Источники:
1. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - М.: Высшая школа экономики, 2022. - URL: https://www.hse.ru/data/2021/07/11/1434062388/CI_1 .pdf
2. Анализ рынка посещений кинотеатров в России в 2014-2018 гг, прогноз на 2019-2023 гг [Электронный ресурс] / BusinesStat. - URL: https://businesstat.ru/images/demo/cinema_russia_2019_demo_businesstat.pdf.
3. Аналитический отчет по результатам исследования на тему: «мониторинг состояния московского рынка печатных СМИ и полиграфии в 2022 году» / Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы. - URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/8016/ MONITORINGMoskov-skiirinokpechatnihSMI2022ipoligrafii0512(Vosstanovlen)0612.pdf.
4. Исследование музыкального рынка Москвы / АНО «Агентство креативных инициатив». - URL: https://data.tedo.ru/publications/moscow-music-market.pdf
5. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // КЭ. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-i-kreativnye-industrii-granitsy-ponyatiy.
6. Клосс В. Киноиндустрия Российской Федерации. - СПб: ЗАО «Компания "Невафильм"», 2012. - URL: https://rm.coe.int/090000168078353c.
7. Креативные индустрии. Краткий обзор / Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/АРИР. Москва. Июнь 2023 URL: https://www.akarussia.ru/ files/docs/research/AKAR23_CreativeIndustries.pdf.
8. Креативные индустрии. Практики зарубежных стран по развитию. Меры поддержки в РФ на период действия санкций. Тенденции развития креативных индустрий в регионах России в 2019-2021 гг. [Электронный ресурс] / АО «Кэпт». - URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2022/11/ru-creatrve-industries-kept-survey.pdf.
9. Культура и культурные индустрии в РФ: аналитика 2018-2020. Результаты комплексного исследования [Электронный ресурс] / Информационное агентство InterMedia. - (издание 6-е, исправленное и дополненное). - Москва, 2020. - URL: https://eacop.org/wp-content/uploads/2021/01/ culture_research_analitika-2020.pdf.
10. Манжосов А.Е. Диджитализация рынков услуг и потребительская лояльность // Известия СПбГЭУ. 2018. №3 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didzhitalizatsiya-rynkov-uslug-i-potrebitelskaya-loyalnost.
11. Напалкова А.А., Лобода А.А. Клиентоориентированный подход к управлению предприятием в условиях цифровой трансформации бизнеса // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.r^article/n/klientoorientirovannyy-podhod-k-upravleniyu-predpriyatiem-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-biznesa.
12. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы / Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/data/2021/08/05/1425538088/Human_Capital_NCMU_Digest_1_Creative_Industries_2021.pdf.
13. Регуляторные вызовы подписочной экономики / АНО по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» - URL: https://dialog.info/document/regulyatornye-vyzovy-podpisochnoj-ekonomiki/.