Использованные источники:
1. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; Шарова, С.В. Таможня. М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 с.
2. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение; М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
3. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2013. - 304 с.
4. Налоги и налогообложение в России: учебник/ В.А. Тарыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. - М.:Эксмо, 2006г.
5. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле;. Ройбу, А.В. М.: Эксмо, 2013. - 320 с.
6. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Косолапов А.И. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005г.
Джалиловой С.К. студент 2курса 10 гр. «Бухучет и аудит» Алиева З.Б., к. э. н.
доцент
кафедра «Финансы и кредит» ГАОУВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства» Россия, г. Махачкала РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ Главным звеном банковской системы Российской Федерации является центральный банк. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ - г. Москва.
Центральный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике—защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке -России)» и другими федеральными законами. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег.
Для обеспечения стабильности банковской системы в целом ЦБ РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые определяет Банк России.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы.
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке -более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные
расходы.
В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. При этом центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов. Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет Россию в международных валютно-кредитных организациях.
Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение -
правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по следующим направлениям:
• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
• открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
• кредитование кредитных организаций:
• управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг.
Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и
статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
Джанбулатова С.М. студент 4 курса Раджабова М.Г., к. э. н. научный руководитель, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
Россия, г. Махачкала
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Аннотация: в данной статье приведены основные задачи, общие и специфические принципы построения автоматизированных систем бухгалтерского учета.
Ключевые слова: автоматизация, бухгалтерский учет, задачи, принципы, информация, управление.
В современных условиях ни одно предприятие уже не может обойтись без использования автоматизированных систем бухгалтерского учета.
К задачам использования АСБУ можно отнести:
- необходимость обеспечения автоматизированного ведения всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, внутреннего аудита;
- необходимость формирования информации в оперативном режиме, обеспечение ее достоверности, контроль за достоверностью и своевременностью информации о текущем состоянии дел на предприятии для принятия на ее основе необходимых управленческих решений;
- необходимость интеграции подсистем бухгалтерского учета на основе единой первично информации;
- необходимость обеспечения обратной связи при принятии управленческих решений.
При проектировании АСБУ необходимо учитывать, что они имеют как общие черты, свойственные всем системам автоматизации экономической информации, так и специфические. К общим принципам построения и функционирования АСБУ относят:
- принцип первого лица, который определяет порядок ответственности и право принятия окончательного решения на различных уровнях управления предприятием;
- принцип системного подхода, в соответствии с которым необходимо первоначально провести анализ объекта автоматизации и управления в