Научная статья на тему 'Развитие функций и задач Банка России'

Развитие функций и задач Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2658
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / БАНК РОССИИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ БАНКА РОССИИ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Ольга Игоревна, Сакало Евгений Юрьевич

В статье исследуется развитие ключевых функций центральных банков. Создание центрального банка и наделение его специфическими функциями является важнейшей частью государственного управления экономической системой. Банк России уникальное по своим масштабам и функциям государственное учреждение. Централизация государственного управления в финансовой сфере в РФ приводит к усложнению и увеличению структуры Банка России, что, на взгляд авторов, увеличивает его операционные риски. В статье выдвигается идея передачи некоторых функций Банка России Ассоциации российских банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the functions and tasks of Bank of Russia

The article examines the development of the core functions of central banks. Establishment of a central bank and giving it specific functions is a crucial part of government economic system. The Bank of Russia unique in its scope and functions of the public institution. Centralization of government in the financial sector in the Russian Federation leads to complication and increasing structure of the Bank of Russia, which, in the opinion of the authors, increases its operating risks. In the article put forward the idea of transferring some functions of the Bank Russian Association of Russian Banks.

Текст научной работы на тему «Развитие функций и задач Банка России»

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ И ЗАДАЧ БАНКА РОССИИ

Аннотация. В статье исследуется развитие ключевых функций центральных банков. Создание центрального банка и наделение его специфическими функциями является важнейшей частью государственного управления экономической системой. Банк России - уникальное по своим масштабам и функциям государственное учреждение. Централизация государственного управления в финансовой сфере в РФ приводит к усложнению и увеличению структуры Банка России, что, на взгляд авторов, увеличивает его операционные риски. В статье выдвигается идея передачи некоторых функций Банка России Ассоциации российских банков.

Ключевые слова: центральный банк, Банк России, банковская система, функции Банка России, банковские операции.

THE DEVELOPMENT OF THE FUNCTIONS AND TASKS OF BANK OF RUSSIA

Annotation. The article examines the development of the core functions of central banks. Establishment of a central bank and giving it specific functions is a crucial part of government economic system. The Bank of Russia - unique in its scope and functions of the public institution. Centralization of government in the financial sector in the Russian Federation leads to complication and increasing structure of the Bank of Russia, which, in the opinion of the authors, increases its operating risks. In the article put forward the idea of transferring some functions of the Bank Russian Association of Russian Banks.

Keywords: central bank, Bank ofRussia, banking system, functions of the Bank of Russia, banking operations.

Создание центральных банков является необходимой и вполне логичной исторической закономерностью развития экономических и денежных систем. И хотя, как показывает настоящее состояние денежных систем разных стран, идеальной системы государственного регулирования, которая могла бы полностью обеспечивать устойчивость банковского сектора и постоянство развития экономики, не существует, тем не менее создание центрального банка и наделение его особыми, специфическими функциями является важнейшей частью современного государственного управления любой экономической системой. Кроме перечисленных выше причин, определяющих необходимость центральных банков, следует отметить, что идея центрального банка зарождалась у правителей, когда становилось ясно, какие преимущества они получают. Так, монопольная эмиссия денег позволяет государству иметь доход от эмиссии (сеньораж). Организуя систему денежного обращения, государство имеет возможность контроля субъектов денежного обращения. Обязательность платежей юридических лиц в безналичной форме позволяет контролировать налоговую дисциплину в стране, что также важно и, безусловно, нужно. Кроме того, центральные банки хранят официальные золотовалютные резервы государства и управляют ими, размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют в случае необходимости правительственные нужды.

В настоящее время основными функциями центральных банков считаются: эмиссия денег, быть «банком для банков», быть банкиром правительства, являться главным расчетным центром страны, а также регулировать экономику страны монетарными методами. Эмиссия денег - важнейшая и традиционная функция; закрепление этой функции за конкретным банком фактически означало признание его особой роли и статуса в банковской системе, т.е. выделение его в роли центрального банка [6].

© Ларина О.И., Сакало Е.Ю., 2015

УДК 336.71 О.И. Ларина Е.Ю. Сакало

Olga Larina Evgeniy Sakalo

Хотя считается, что первый центральный банк был создан в Швеции в 1654 г., вплоть до XIX в. не существовало строгого разграничения между эмиссионными и коммерческими банками. Анализируя первоначальные этапы формирования банковских систем, можно отметить, что банки конкурировали между собой в выпуске денежных обязательств. Каждый крупный банк выпускал свои денежные обязательства (ноты), которые обеспечивались драгоценными металлами (золотом или серебром). Однако вскоре ситуация начала меняться. Коммерческие банки начали использовать выпуск нот (в дальнейшем - банкнот) для увеличения своих пассивов и наращивания ресурсов. Это привело к росту необеспеченных банкнот, и с середины XIX в. началось все большее разграничение между эмиссионными и коммерческими банками. Правительства государств всячески способствовали этому, так как в случае банкротства отдельных эмитентов банкнот происходил сбой денежного обращения на финансовом рынке [4].

В большинстве европейских стран в XIX в. частные центральные банки доминировали в банковском секторе. Однако их особых статус подчеркивала лишь эмиссионная функция, в их функции пока не входили денежное регулирование и поддержание экономической стабильности. В 50-е гг. XIX в. впервые начали использоваться монетарные методы регулирования экономики - учетные ставки. Механизм заключался в увеличении учетной ставки по векселям с целью нормирования и сдерживания предоставляемых кредитов для банков или в снижении учетной ставки при условии наличия у государства достаточного количества обеспеченных банкнот [4].

В 1873 г. английский экономист Уолтер Бейджхот опубликовал труд под названием «Ломбард-стрит: описание денежного рынка», в котором призывал денежные власти постоянно кредитовать и обменивать государственные банкноты на золото в ситуации паники вкладчиков. Также он ввел широко применимый в настоящее время термин - «кредитор в последней инстанции». Функция центральных банков как «кредиторов в последней инстанции» стала активно развиваться в XX в. [7].

Россия отставала в организации централизованной банковской системы от Европы. Первый банк в императорской России был создан при Анне Ивановне в 1733 г. В 1757 г. (при Елизавете Петровне) в обращение начали вводить бумажные банкноты (ассигнации), которые были обеспечены золотом. Банковская система России динамично развивалась, создавались коммерческие банки. В 1841 г. появились сберегательные кассы. В 1860 г. был создан Государственный центральный банк Российской империи, подчиненный Министерству финансов [5].

Таким образом, идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, именно когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой области [5].

Современная сущность центральных банков заключается в том, что, с одной стороны они являются банками и выполняют все функции, присущие банкам, но в ином, более крупном масштабе, с другой стороны, они являются проводниками государственной экономической политики, органами управления, наделенными властью, правами и обязанностями.

В настоящее время Центральный банк России - Банк России является уникальным по своим масштабам и функциям государственным учреждением.

В соответствии со ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ФЗ № 86) у Банка России имеются основные цели деятельности, которые можно обозначить как его стратегические цели: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обес-

печение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы; развитие финансового рынка РФ; обеспечение стабильности финансового рынка.

Для достижения указанных целей Банк России выполняет множество различных задач по следующим основным направлениям: реализация единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации; осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; осуществление валовых расчетов в Российской Федерации; обеспечение обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение проведения банковских операций; осуществление бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; организация и обеспечение валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России или по поручению Правительства Российской Федерации; проведение расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; обеспечение управления золотовалютными резервами Банка России; разработка прогнозов и составление платежного баланса Российской Федерации; осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача, приостановление и отзыв лицензий кредитных организаций на осуществление банковских операций; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; осуществление административной и внутрихозяйственной деятельности Банка России; иные задачи.

Анализируя указанный Закон, целесообразно сгруппировать все многообразные функции Банка России (ст. 4) следующим образом:

1) обслуживающие денежное обращение (денежная эмиссия и организация наличного обращения);

2) установочно-разрешительные (установление правил проведения расчетов внутри страны и с международными организациями, установление правил отчетности и проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета);

3) регистрационно-лицензионные (государственная регистрация кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, их лицензирование, приостановление действий лицензий, регистрация эмиссии ценных бумаг);

4) надзорные (в банковской системе, в национальной платежной системе, на финансовых рынках, в сфере корпоративных отношений, а также валютный контроль);

5) операционные (эффективное управление золотовалютными резервами, обслуживание счетов бюджетов разных уровней, собственная хозяйственная деятельность);

6) прогнозно-аналитические (прогноз платежного баланса и других показателей, анализ экономики, разработка денежно-кредитной политики);

7) обеспечивающие стабильность и развитие экономики (кредитор последней инстанции, защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках).

Все обозначенные задачи демонстрируют в основном властные, управляющие полномочия Банка России, лишь некоторые из них (например, осуществление всех видов банковских операций) характеризуют его как банк. С иными банками Банк России также объединяет ограниченная, регламентированная свобода деятельности. Можно отметить, что, как и для обычных банков, для Банка России существуют запреты и ограничения, только несколько иные. Так, в частности Банк России не имеет права:

1) участвовать в капиталах кредитных организаций (кроме Сберегательного банка РФ), приобретать акции (паи) кредитных и иных организаций (кроме международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том

числе между центральными банками иностранных государств);

2) предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете, а также предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

3) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами (исключение из этого правила составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, их организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащие, служащие Банка России, также Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации);

4) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

5) заниматься торговой и производственной деятельностью;

6) выдавать кредиты сроком свыше одного года и пролонгировать выданные кредиты (однако исключение может быть сделано по решению Совета директоров Банка России, кроме того кредиты без обеспечения разрешено предоставлять Агентству страхования вкладов на срок до пяти лет);

7) требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной в федеральных законах информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

8) устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные в федеральных законах ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные в федеральных законах;

9) проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности (при этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки). Исключение из этого правила возможно, если повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации, если выявлены признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, либо в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку;

10) привлечь кредитную организацию к ответственности за нарушение, если со дня его совершения истекло пять лет.

Таким образом, Банк России сочетает в себе черты и банка и государственного органа, выполняет важнейшие функции, является главенствующим и центральным элементом банковской системы, от качества работы которого зависит эффективность функционирования всей банковской системы, состояние денежной компоненты экономики, а следовательно, и иное (экономическое, социальное) развитие страны.

Так, по состоянию на 1 января 2014 г. структура Банка России включала 832 подразделения, из них: центральный аппарат, Первое операционное управление, 79 территориальных учреждений (ТУ), 78 ГРКЦ и 355 РКЦ (расчетно-кассовые центры), четыре отделения и Операционное управление Московского ГТУ Банка России, 10 подразделений Службы Банка России по финансовым рынкам, 7 центров внутреннего аудита, Межрегиональный центр безопасности, 3 подразделения Центрального хранилища, 94 полевых учреждения, 3 информационно-вычислительных подразделения и

другие вспомогательные подразделения. Численность служащих Банка России составила на начало 2014 г. 65,3 тыс. чел. [2].

Высших органов управления у Банка России два: 1) коллегиальный Национальный финансовый совет (далее - НФС), в состав которого входят 12 чел., двоих из которых делегирует Совет Федерации РФ, троих - Государственная Дума РФ, троих - Президент РФ, троих - Правительство РФ (каждый из этих органов власти, направивший своих представителей в состав НФС, может отозвать их и заменить другими лицами). Орган возник сначала как Национальный банковский совет после того, как Закон «О Центральном банке РФ», принятый сначала в 1990 г., получил новую редакцию от 10 июля 2002 г. Национальным финансовым советом он стал называться в связи с ликвидацией и передачей Федеральной службой финансовым рынком (ФСФР) своих полномочий Банку России. В состав НФС входит также Председатель Банка России. Члены НФС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность. Общее руководство деятельностью НФС осуществляет его Председатель, которого избирают из своего состава члены НФС;

2) коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 14 других членов, работающих в Банке России на постоянной основе.

В современной России Центральный банк РФ (в соответствии с ФЗ № 86) находится не просто в государственной, а в федеральной государственной собственности, что означает необходимость постоянного контроля его расходов и доходов и проверки финансово-хозяйственной деятельности со стороны Счетной палаты РФ.

В связи с тем, что Банк России представляет собой сложную многофункциональную террито-риально-распределенную организационную структуру, возникают серьезные проблемы при внедрении процессов внутреннего контроля и аудита. Актуальным и важным для государства является создание действенного механизма системы внутреннего контроля и аудита, а также противодействия коррупции в финансово-хозяйственной деятельности Банка России [4].

Тенденции последних лет (упразднение ФСФР и передача ее функций Банку России, создание Национальной платежной системы) показывают все более усиливающуюся централизацию государственного управления в финансовой сфере, структура Банка России усложняется и увеличивается, что, на наш взгляд, увеличивает его операционные риски.

Целесообразным представляется вывести ряд некоторых функций из сферы ответственности Банка России. Например, установочно-разрешительные и надзорные функции могут реализовываться Ассоциацией российских банков, специалисты которой обладают и соответствующей квалификацией, и авторитетом, и возможностями. Для этого необходимо создать институт саморегулирования в банковской системе. Это позволит Банку России сконцентрировать свои усилия на реализации основной задачи - развитии экономики монетарными методами и проведении адекватной макроэкономической политики.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 17.07.2015).

2. Годовой отчет Банка России за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf (дата обращения : 07.07.2014).

3. Ларина, О. И. Рекомендации по контролю расходов Центрального банка РФ / О. И. Ларина // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы финансового контроля (аудита)» - М. : НИИ СП РФ, 2014.

4. Лерой Миллер, Р. Современные деньги и банковское дело / Р. Лерой Миллер, Д. Ван-Хуз. - М. : Инфра-М, 2000. - 865 с. - ISBN 5-86225-8194.

5. Тавасиев, А. М. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. - М. : Юрайт, 2013. - 647 с. -ISBN 978-5-9916-2489-3.

6. Тихомирова, Е. В. Банковский рынок корпоративных кредитов России / Е.В. Тихомирова. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 259 с. - ISBN 978-5-7310-2663-5.

7. Gordon, H. S. Bagehot, Walter / H. S. Gordon ; edit. by D. L. Sills // International Encyclopedia of the Social Science. Vol. 1. - Macmillan Free Press, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.