Научная статья на тему 'Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации'

Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5709
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНК РОССИИ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / НЕЗАВИСИМОСТЬ / КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Александра Дмитриевна, Попова Анна Вячеславовна

Центральный Банк Российской Федерации уникальное явление в политико-правовом поле России, особый правовой институт, который играет значительную роль в осуществлении функций Российского государства. В связи с этим особую значимость представляет рассмотрение вопросов, связанных с определением правового статуса Банка России. Данная статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей, вытекающих их двойственной правовой природы Центрального Банка Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации»

УДК 336.711

Соколова Александра Дмитриевна

студентка 4 курса юридического факультета. Северный (Аретический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова [email protected]

Aleksandra D. Sokolova

students of fourth course,

department of law.

Northern (Arctic) Federal

University named after M.V. Lomonosov

[email protected]

Попова Анна Вячеславовна 4

.

( )

университет имени М.В. Ломоносова [email protected]

Anna V. Popova

students of fourth course,

department of law.

Northern (Arctic) Federal

University named after M.V. Lomonosov

[email protected]

Особенности правового

статуса центрального банка российской федерации

Аннотация. Центральный Банк Российской Федерации - уникальное явление в политико-правовом поле России, особый правовой институт, который играет значительную роль в осуществлении функций Российского государства. В связи с этим особую значимость представляет рассмотрение вопросов, связанных с определением правового статуса Банка России. Данная статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей, вытекающих их двойственной правовой природы Центрального Банка Российской Федерации.

Ключевые слова: Центральный Банк Российской Федерации, Банк России, правовая природа, организационно-правовая форма, юридическое лицо, государственный орган, независимость, критерии независимости.

Futures of the legal status

of the central bank of the russian federation

Annotation. The Central Bank of Russia is a unique phenomenon in the political and legal field of Russia, a special legal institute that performs a significant role in carrying out of the functions of the Russian state. In this regard, consideration of the issues related to determining of the legal status of the Bank of Russia has particular importance. This article is devoted to consideration of singularities arising from the dual nature of the Central Bank of the Russian Federation.

Keywords: The Central Bank of the Russian Federation, The Bank of Russia, legal nature, legal form, legal entity, public authority, independence criteria.

Важными определяющими элементами правового статуса Банка России являются его организационно-правовая форма и полномочия. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном

банке Российской Федерации» (далее - Закон о

)

лицом. Однако закон не указывает, в какой органи--

функционировать Центральный Банк Российской ( - ), , ,

,

-

лица он должен подчиняться. Существенное значение для ответа на поставленный вопрос является выяснение цели и характера деятельности Бан-,

функций и полномочий.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет организационно-правовую форму кредитной организации, образующейся на основе любой формы собственности

как хозяйственное общество. При этом названный закон определяет банк через понятие «кре-», -

,

банковские операции для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Проанализировав общие положения Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) о юридических лицах, мы делаем вывод, что Банк России относится к категории некоммерческих организаций, что, в свою, очередь находит свое подтверждение в ст. 3 Закона о Банке России, согласно которой получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Следовательно, положение Федерального закона «О банках и банков», -

зационно-правовую форму кредитной организации (хозяйственное общество) не могут быть применены к Банку России. Учитывая, что ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, Банк России должен создаваться и функциони-

ровать исключительно в только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена действующим гражданским законодательством. Тем не менее ГК РФ в ст. 48, раскрывающей общее понятие юридического лица, содержит норму, которая гласит, что правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и законом о Центральном Банке РФ. Таким образом, вопрос о применимости каких-либо норм ГК РФ к правовому положению Банка России, оста.

Анализ действующего гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что наиболее близкой организационно-правовой формой к Банку России является учреждение. В частности, об этом свидетельствуют нормы, указывающие,

что предназначением создания учреждения как

, -

ществление управленческих, социо-культурных

или иных функций некоммерческого характера.

, -

правовая форма будет свойственна для всех , -

скую функцию с целью достижения обществен.

России относятся защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного функционирования системы расчетов. Достижение указанных целей на практике несомненно является гарантией обеспечения прав и законных интересов всех участников экономических отно-.

общественных благ и в этом полностью соответствуют целям некоммерческой организации.

Создание в России ЦБ РФ имеет под собой конституционно-правовую основу. Необходимость создания Банка России предусмотрена Конституцией .

является органом государственной власти, правовая природа его полномочий позволяет сделать вывод, что он наделен государственно-тастными полномочиями по реализации денежно-федитной политики российского государства, опираясь на силу государственного принуждения. О властной

природе Банка России свидетельствуют также его

,

Банк наделяется правом по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать нормативные акты, обязательные для органов всех уровней власти, а также частных лиц. Более того Банк России также обладает правом давать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также нормативных актов Банка России, которые имеют цель восполнять пробелы правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Можно сделать вывод о том, что разъяснения Банком России нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение».

Банк России - явление уникальное: с одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по осуществлению

, -

функции органа управления банковской системой, является органом формирования и реализации государственной денежной политики. По мнению доктора экономических наук С.А. Ан-дрюшина, Банк России де-юре органом государственной власти не является, однако, благодаря своим правовым полномочиям, нашедшим отражение в его целях и функциях, де-факто относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает возможность применения мер государственного при.

природы ЦБ РФ способствовало бы введение в законодательство Российской Федерации особой формы субъекта права, сочетающего в себе как признаки юридического лица так и государствен. , понятие юридического лица в гражданском праве России рассматривается исключительно в рамках цивилистического подхода и сводится в основном к его участию в гражданско-правовых отношениях. Соответственно ГК РФ не предусматривает деление юридических лиц на публичные и частные. Характерной особенностью

юридического лица публичного права является

,

по осуществлению публичной власти, являются носителями прав и обязанностей публичного

характера, что как раз и характеризует Банк Рос.

центральный государственный банк имеет особый правовой статус - он является юридическим лицом публичного права. Но суть в том, что у нас

в стране нет статуса юридического лица публич-, -

нием нашего национального права и, в свою

,

правового статуса Банка России.

В связи с этим представляется важным установить для Банка России особую организационно-правовую форму «федерального юридического лица публичного права», сочетающего в себе

черты некоммерческой организации и государ. -

блему можно в двух направлениях. Во-первых, можно внести соответствующие изменения в Закон о Банке России и привести правовое положение Центрального Банка РФ в соответствие с любой конструкцией юридического лица, которая ближе всего подходит для Банка России. Во-вторых, можно внести соответствующие изменения в ГК РФ путем легализации понятия «юридическое лицо публичного права» и установления правового режима Банка России в соответствии с уже существующими реалиями особенностей его организации и функционирования.

С вопросом о правовой природе Банка России тесно связана проблема определения принципа « ».

. . « -

» ,

проявляющийся, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как

,

правом денежной эмиссии и организации денеж-

».

Банка России позволяет говорить о его функци-. -

ституционном уровне основная функция ЦБ РФ -защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, находит свое отражение в ст. 1 Закона о Банке России, согласно которой предусмотренные законодательством России полномочия Банк России осуществляет независимо от других органов власти всех уровней.

Гарантиями финансовой независимости Банка являются: неделимость и неотчуждаемость его уставного капитала и иного имущества; освобождение Банка России от ответственности по

;

многочисленные функций за счет собственных доходов, не получая на это средства из федерального или любого иного бюджета и т.д.

Так называемый кадровый критерий независимости ЦБ РФ предполагает законодательно закрепленное требование к членам Совета директоров банка о недопустимости совмещения их должности в Банке России с должностями органов государственной власти и местного самоуправления, недопустимости членства в полити-, -

религиозных организациях.

Вместе с тем, характеристика критериев независимости Банка России не позволяет говорить о его полной независимости, бесконтрольности и тем более «изолированности» от органов государственной власти. Г.И. Лунтовский - член Совета директоров ЦБ РФ - отмечает, что независимость Банка России не является самоцелью, а лишь средством для достижения целей, поставленных перед Банком законом. Не случайно одной из самых актуальных проблем является вопрос о четкого разграничения полномочий между Банком России и органами государственной власти, а также создание условий, обеспечивающих взаимодействие между ними.

Независимость Центрального Банка РФ не исключает возможности его конструктивного диалога с Правительством РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. В силу закона ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ осуществляет полномочия по разработке и проведению единой государственной денежно-федит-,

сгабильносги функционирования финансового . ,

взаимодействия и согласования принимаемых ЦБ

РФ решений с Правительством РФ и Государ, ,

банкнот и монет нового образца.

Законом о Банке России закреплен принцип подотчетности ЦБ РФ Государственной Думе, что обуславливает наличие значительного количества ее полномочий в отношении ЦБ РФ. Так,

,

основные направления единой государственной -

Банка России и принимает по ним решение. Создан механизм парламентского контроля и контроля органов исполнительной власти над фи-

, ,

решение о проведении которых принимает Госу-. , -

цию Госдумы входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Бан-, .

Для усиления осуществления контроля государства над деятельностью Банка России был создан коллегиальный орган - Национальный финансовый совет (НФС), ответственный за внешний контроль без права вмешательства в оперативную деятельность Банка. В свое время российский банкир и доктор юридических наук ГЛ. Тосунян говорил о целесообразности создания особого «наблюдательно-координационного совета Банка России, в который вошли бы представители высшей законодательной и исполнительной властей РФ ...». НФС - коллегиальный орган Банка России. НФС состоит из 12-ти человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое - Государственной Думой из числа ее депутатов, трое -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

президентом, трое - Правительством. Кроме

,

России. Как отмечает Болоцких А. А., такое законодательное закрепление состава национального банковского совета может повлечь умаление принципа независимости Центрального Банка РФ путем оказания на него воздействия со стороны государственных органов исполнительной и законодательной власти при принятии решений, входящих в компетенцию НФС. Вероятно, создание НФС преследовало цель ограничить права Банка России единолично принимать ответственные решения в кредитно-финансовой .

« »

отношению к Совету директоров Банка России. Так, например, ЦБ РФ рассматривает и представляет в НФС на утверждение общий объем -

;

кандидатуру главного аудитора Банка России и др. Вместе с тем следует отметить, что названные полномочия НФС носят скорее организаци-. -сти Банка России говорит о ее достаточно низкой степени, тж. уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Более того, 75 % полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты

налогов и сборов, подлежит перечислению в

,

направляется в различные по своему назначению резервы и фонды.

, -

деленной степени независимости Банка России. Автономность и самостоятельность ЦБ РФ подкрепляется созданным механизмом его подотчетности Государственной Думе, что является эффективным условием обеспечения прозрачности, или так называемой транспарентности, которая является важной характеристикой про-

водимой ЦБ РФ политики. Монопольно реализуя свои законодательно закрепленные полномочия, ЦБ РФ должен исходить из интересов государ-

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята

всенародным голосованием 12.12.1993) (с уче-, -

ках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2.

(часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 05.12.2014. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской дея-

» ( . ., . 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ». 05.02.1996. № 6. Ст. 492.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Рос-

( )» ( . доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета. 13.07.2002. № 127/

5. . . -

//

Наука. Общество. Государство. 2013. № 1(1). С. 1-7.

6. . . - -вы принципа независимости как как ключевого элемента правового статуса Центрального Банка России // Наука и современность. 2015. № 38.

. 262-268.

7. Логвиненко ЕВ. Институциональные аспекты таргетирования инфляции / Е.В. Логвиненко,

. . // -ство. 2015. № 4-2 (57-2). С. 138-141.

8. . . -ние и проблема независимости Центральных

/ . . , . . // -ональная ассоциация ученых. 2015. № 2-1 (7). С. 143-146.

9. . .

деятельности Центрального банка Российской // -

нал. 2013. № 3(33). С. 122-128.

10. Соломонова АЛ. Характеристика независимости Центрального банка Российской Федера-

/ . . , . . //

:

развития. 2014. № 17. С. 298-301.

ства, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, координировать с ними свою деятельность.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL) // collected legislation of the Russian Federation. 04.08.2014. № 31. St. 4398.

2. The civil code of the Russian Federation (part one) from 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on 28.03.2017) // collected legislation of the Russian Federation. 05.12.2014. № 32. St. 3301.

3. The Federal law from 02.12.1990 № 395-1 (ed. from 03.07.2016) «On banks and banking activities» (as amended. and EXT., joined. effective from 01.01.2017) // collected legislation of the Russian Federation». 05.02.1996. № 6. St. 492.

4. Federal law of 10.07.2002 № 86-FZ (ed. from 03.07.2016) «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (Rev. and EXT., joined. in force 15.07.2016) // the Russian newspaper. 13.07.2002. № 127.

5. Bohun J.A. Constitutional and legal status of the Central Bank of the Russian Federation // Science. Society. The state. 2013. № 1(1). P. 1-7.

6. Kusova K.D. Constitutional and legal basis of the principle of independence as a key element of the legal status of the Central Bank of Russia // Science and modernity. 2015. № 38. Pp. 262-268.

7. Logvinenko E.V. Institutional aspects of inflation targeting / E.V. Logvinenko, M.V. Polyakova // Economics and entrepreneurship. 2015. № 4-2 (57-2). P. 138-141.

8. Logvinenko E. V. targeting and independent Central Banks / E.V. Logvinenko, M.E. Polyakova // national Association of scholars. 2015. № 2-1 (7). P. 143-146.

9. Neverova N. V. On the principle of independence in the activities of the Central Bank of the Russian Federation // Leningrad law journal. 2013. № 3(33). P. 122-128.

10. Solomonova E.A. characteristics of the independence of the Central Bank of the Russian Federation / E.A. Solomonova, I.A. Reznik // Economics and management: analysis of tendencies and prospects of development. 2014. № 17. P. 298-301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.