БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
О СУЩНОСТИ, ФУНКЦИЯХ И НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Ю.С. КРУПНОВ,
кандидат экономических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского института Банка России
Одним из «белых пятен» теории центрального (эмиссионного) банковского дела (Central banking) является вопрос, касающийся экономических функций современных эмиссионных институтов, которые в настоящее время функционируют во всех цивилизованных странах. К сожалению, в зарубежной и отечественной экономической литературе эти функции центрального банка зачастую трактуются многими учеными-экономистами и банки-рами-практиками по-разному. Так, одни ученые-экономисты США считают, что «каждый из 12 федеральных резервных банков выполняет следующие функции: 1) производит расчеты; 2) выпускает наличные деньги; 3) изымает из обращения поврежденные купюры; 4) оценивает некоторые заявки на слияния и поглощения; 5) осуществляет управление и предоставляет кредиты банкам своего округа; 6) осуществляет связь между деловыми кругами и ФРС; 7) осуществляет проверки банков-участников ФРС в данном штате; 8) собирает статистические данные об экономической ситуации в округе; 9) силами собственного штата профессиональных экономистов проводит исследования, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики, и публикует аналитические обзоры»1.
' Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Пер. с англ.- М: Аспект Пресс, 1999. -С. 450.
2 Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 422.
3 Бизнес. Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. -М.: Изд-во «Прогресс-Академия», Изд-во РГГУ, 1995. - С. 102.
"Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. проф. О.И. Лав-рушина. - М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 401, 402.
5 Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - С. 232, 339, 240.
По мнению других американских экономистов, «традиционно центральные банки выполняют три основные функции: фискального агента правительства, банка банков и органа, разрабатывающего и проводящего денежно-кредитную политику»2. Ученые-экономисты Соединенного Королевства относят к основным функциям центрального банка «ведение государственных счетов; принятие депозитных вкладов коммерческих банков и предоставление им займов; контроль за выпуском банкнот; управление государственным долгом; помощь, в случае необходимости, в регулировании валютных курсов; влияние на структуру процентных ставок и контроль за денежной массой в обращении; поддержание государственных резервов в золоте и иностранной валюте; ведение дел с другими центральными банками; деятельность в качестве кредитора последней инстанции по отношению к банковской системе»3. Авторы российского учебника "Деньги. Кредит. Банки", подготовленного силами профессорско-преподавательского состава Финансовой академии при Правительстве РФ, полагают, что эмиссионный банк при решении своих задач выполняет три основные функции, а именно: функцию регулирования денежной массы в обращении, функцию надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков и функцию научно-исследовательского, информационно-статистического центра страны4. В другом отечественном учебнике —"Деньги. Кредит. Банки", подготовленном коллективом авторов ВЗФЭИ, выделяются такие функции центрального банка, как функция монопольной эмиссии банкнот, функция денежно-кредитного регулирования, функция банка банков и функция банкира правительства5. Но,
к сожалению, в большинстве случаев перечисленные выше функции центрального банка фактически лишь декларируются зарубежными и отечественными экономистами и обычно не обосновываются ими какими-либо весомыми аргументами. При этом сами функции эмиссионного банка зачастую не вполне необоснованно отождествляются с его хозяйственными операциями (коммерческими сделками), хотя это — самостоятельные экономические понятия разного порядка.
По мнению автора, при исследовании экономических функций современного эмиссионного банка следует исходить из его тройственной экономико-правовой природы. С одной стороны, еще К. Маркс отмечал, что «...в большинстве стран главные банки, выпускающие банкноты, представляют собой удивительное сочетание государственного банка и частного банка; в действительности основу их операций составляет государственный кредит, а их билеты являются в большей или меньшей степени узаконенным платежным средством»6. С другой стороны, как справедливо отмечают некоторые российские ученые-юристы, "центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения"7. Кроме того, в соответствии с национальными законами о центральных банках они нередко наделяются также определенными властными полномочиями в области валютного регулирования и валютного контроля. На многие центральные банки возложены в законодательном порядке и властные полномочия в области осуществления пруденциального надзора и контроля за деятельностью отечественных коммерческих банков и их инспектирования,координации и регулирования деятельности расчетно-платежных систем, включая клиринговые (расчетные) палаты.
6 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. - Т. Ш. - М.: Политиздат, 1975. - Ч. 1. - С. 444.
7 Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе / Под общ. ред. В.В. Залесского. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ и Известия, 1992. - С. 52.
* Чарльз Дж. Вулфел. Энциклопедия банковского дела и финансов /Пер. с англ. - Самара: Корпорация «Федоров», 2000. -С. 109.
4 Словарь современной экономической теории Макмиллапа / Под общ. ред. Дэвида У. Пирса: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 40.
1(1 Федоров Б.Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. Электронная версия. — М.: Изд-во « Лимбус Пресс» и компания МедиаЛингва, 2000.
Как известно, понятие «банк» является фундаментальным родовым (собирательным) экономическим понятием, важнейшей экономической синтетической категорией современной науки о деньгах, банках и кредите. Причем это экономическое понятие имеет весьма сложную внутреннюю структуру, ибо оно охватывает самые различные типы банковских институтов, начиная с коммерческих, инвестиционных, сберегательных (ссу-досберегательных, взаимосберегательных), почтовых (почтово-сберегательных) и ипотечных банков и заканчивая центральными (эмиссионными) банками.
В фундаментальной американской Энциклопедии банковского дела и финансов банк характеризуется как «организация, выполняющая любую или все из различных функций банковского дела, а именно: поручение, инкассирование, перевод, оплату, кредитование, инвестирование, операции, обмен и обслуживание (безопасное хранение, доверительное управление, агентское представительство, попечительство) денег и заявок на деньги как внутри страны, так и за ее пределами»8. В британском Словаре современной экономической теории Макмиллана под банком понимается финансовый посредник (financial intermediary), принимающий средства, как правило, в виде депозитов, выдаваемых по требованию или при уведомлении за короткий срок, которые он использует для предоставления ссуд в виде овердрафта (overdrafts), займов (loans) или учета векселей (bills), а также для инвестиций в другие, обычно финансовые, активы. При этом авторами указанного экономического Словаря подчеркивается, что важнейшими функциями банков является поддержание в рабочем состоянии системы денежных расчетов путем приема депозитов на текущие счета (current accounts) и перевода их с использованием чеков (cheque), жироперево-дов (giro) и электронных переводов, а также оказание услуг своим клиентам по обмену валюты (foreign exchange), финансирование внешней торговли, работа на оптовых рынках денежных ресурсов (money markets) и осуществление широкого диапазона услуг в финансовой области9. В Новом англо-русском банковском и экономическом словаре банк определяется как компания, специализирующаяся на приеме вкладов, кредитовании, осуществлении расчетов и других финансовых операций10. Думается, что именно предоставление клиентам депозитно-кредитных и расчетно-платеж-ных услуг, совершение переводных денежных операций по счетам клиентов является конституиру-
ющим признаком в определении понятия современного банка, что отличает его от большинства других кредитно-финансовых институтов небанковского типа, таких как, например, инвестиционные, страховые и финансовые лизинговые компании, финансовые компании (дома), пенсионные фонды,ломбарды.
Как уже отмечалось, термин «банк» представляет собой собирательное экономическое понятие. По критериям формальной логики центральный банк также подпадает подданное понятие и по существу является одной из разновидностей банковского института. Так же, как и коммерческие банки, центральные банки оказывают своим клиентам депозитные, кредитные и другие услуги. Как и у коммерческих банков, заемный денежный капитал эмиссионного института частично складывается из депозитов государства и частных банковских институтов. Центральные банки, равно как и коммерческие банки, занимаются операциями по кредитованию государства и других банков", осуществляют денежные расчеты, при которых в качестве средства платежа используются депозитные деньги12 и наличные деньги (банкноты и монеты).
Происхождение многих современных центральных банков также свидетельствует о том, что эмиссионный банк относится к классу банковских институтов. Ведь исторически многие эмиссионные банки возникли как частные банки, получившие от национальных правительств экономическую привилегию в виде исключительного монопольного выпуска в обращение банковских билетов (банкнот)". На ранней стадии развития банковского дела строгого разграничения между коммерческими и эмиссионными банками не существовало. Налично-денежная (банкнотная) эмиссия еще не сосредоточилась в эмиссионных банках, и национальное законодательство не запрещало коммерческим банкам эмитировать собственные банкноты, хотя уже тогда в известной степени
"Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний / Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 1999. - С. 226-227.
12 В зарубежной и отечественной экономической литературе депозитные деньги нередко называются также деньгами банковского безналичного оборота (жирооборота), жироденьгами, «жи-ральными» деньгами, «бухгалтерскими» деньгами, деньгами в безналичной форме либо безналичными деньгами.
13 ФрейЛ.И. Организация и техника работы иностранных банков. - М.: Госфиниздат, 1944. - С. 179, 186.
14 БрсгельЭ.Я. Кредит и кредитная система капитализма. - М.-. Госфиниздат, 1948. - С. 189; Он же. Денежное обращение и кредит капиталистических стран / Учебное пособие. — М.: Финансы, 1973. - С. 92.
ограничивало их права в данной области. Одни и те же частные коммерческие банки предоставляли корпоративным и частным клиентам, правительству, местным органам власти, а также друг другу депозитные, учетно-кредитные и инвестиционные услуги, одновременно выпуская в обращение частные наличные деньги в виде своих банкнот с целью привлечения с рынка дополнительного денежного капитала. Таким образом, функция банкнотной эмиссии была раздроблена между многочисленными коммерческими банками. Однако в процессе дальнейшего развития банковского дела стали все отчетливее обнаруживаться две взаимосвязанные экономические тенденции: 1) к все большему разграничению функций коммерческих и эмиссионных банков; 2) централизации банкнотной эмиссии в руках одного или немногих эмиссионных банков14. Во многом все это было связано с усложнением структуры экономического базиса капиталистического общества, растущим разделением труда в банковском и кредитном деле, развитием специальных кредитно-финансовых институтов — ипотечных и сельскохозяйственных банков, сберегательных касс, взаимно-сберегательных банков, кредитных производственных, потребительских и других кооперативов населения.
Одновременно развитие фондовых рынков и коммерческого кредита, повсеместное внедрение в коммерческо-финансовую и банковскую практику различных форм безналичных расчетов с использованием текущих (чековых) счетов, предоставление клиентам депозитных, сберегательных, переводных и клиринговых денежных услуг позволило многим коммерческим банкам существенно укрепить свою ресурсно-депозитную базу, сконцентрировать у себя крупные суммы временно свободной денежной (кассовой) наличности предпринимателей, наиболее богатых слоев капиталистического общества и отказаться от эмиссии собственных банкнот как одного из инструментов мобилизации дополнительных кредитных ресурсов. Постепенно функция осуществления банкнотной эмиссии все больше закреплялась за немногими наиболее крупными коммерческими банками, которые в своей операционной деятельности опирались на систему государственного (общественного) кредита, практиковали в наиболее широких масштабах различные операции с государственными ценными бумагами и пользовались доверием большинства населения страны. Государство активно содействовало процессу централизации и монополизации банкнотной эмиссии посредством
издания соответствующих национальных законов в области организации и регулирования налично-денежного (банкнотного) обращения, запрещая или ограничивая выпуск банкнот по линии коммерческих банков. В некоторых странах (Германия, Россия) эмиссионные банки сразу же учреждались в качестве государственных банковских институтов. Тогдашние правящие и деловые круги ведущих капиталистических стран отчетливо понимали, что обращающиеся (находящиеся в употреблении) банкноты должны изначально обладать качествами всеобщей обмениваемости и обращаемости, постоянно служить всеобщим покупательным и платежным средством и средством накопления (сбережения) и иметь общественную, а не частную гарантию (эмиссионное обеспечение). Банкноты же, эмитируемые отдельными частными коммерческими банками, не обладали перечисленными выше экономическими свойствами. Такие частные банкноты, по определению, не могли быть всеобщими кредитными орудиями обращения, в полной мере выполнять эти важнейшие денежные функции, использоваться в повседневной экономической жизни в качестве официально признанного, легального средства обращения, платежа и накопления. Мелкие и средние коммерческие банки, эмитировавшие собственные банкноты для обеспечения выдачи различных ссуд предприятиям реального сектора экономики, нередко злоупотребляли своим правом банкнотной эмиссии и терпели финансовый крах (банкротство). Поэтому их банкноты были ненадежными и в случае банкротства банков-эмитентов утрачивали свою способность к дальнейшему обращению15.
В конечном итоге, в конце XIX - начале XX в. в большинстве цивилизованных стран произошло окончательное разграничение экономических функций коммерческих и центральных банков. Центральное (эмиссионное) банковское дело окончательно отделилось от коммерческого банковского дела, и банкнотная эмиссия была сосредоточена в одном банке — центральном эмиссионном банке, ставшем как бы осью, центром всей национальной кредитной системы. Эмиссионные банки сконцентрировали свои основные усилия на обслуживании отечественных коммерческих банков, Казначейства (Министерства финансов), правительственных учреждений, министерств и ведомств, пред-
15 Денежное обращение и кредит капиталистических стран. -С. 93.
16 См., например: Смит Вера. Происхождение центральных банков / Пер. с англ. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996. - С. 246.
приятий и организаций государственного сектора национальной экономики, превратившись, таким образом, в процессе своей длительной эволюции в «банки банков», «банкиров, кассиров и кредиторов национальных правительств». В дальнейшем по мере установления более тесных и устойчивых взаимных корреспондентских отношений центральные банки начали все шире оказывать услуги не только этим категориям клиентов, но и своим заграничным корреспондентам — центральным банкам других государств в рамках заключаемых долгосрочных корреспондентских договоров по поводу осуществления межбанковских финансовых, депозитно-кредитных, расчетно-кассовых и иных операций. Основными же институциональными клиентами коммерческих банков стали торгово-промышленные и иные деловые предприятия реального сектора национальной экономики, другие коммерческие банки-корреспонденты, страховые, трастовые, инвестиционные, ипотечные, лизинговые и финансовые компании, паевые инвестиционные и пенсионные фонды, ломбарды, некоммерческие общественные организации и домашние хозяйства.
Некоторые зарубежные ученые-экономисты полагают, что центральный банк не является естественным порождением развития банковского бизнеса и что эти банки искусственно насаждались иззне волей государства16. Данная точка зрения представляется нам в корне неправильной. Действительно, во многих цивилизованных странах государство сыграло немаловажную роль в деле создания национальных эмиссионных банков и закрепления за ними исключительного монопольного права выпуска в обращение наличных денег. Но отсюда еще не вытекает, что возникновение центральных банков, отделение центрального (эмиссионного) банковского дела от коммерческого банковского дела не являются закономерным результатом эволюции банковского предпринимательства как важнейшей отрасли всего народного хозяйства. Ведь на практике нередко и другие кредитно-финансовые институты, такие как, например, ипотечные и земельные банки, банки развития и сберегательные кассы, а не только центральные банки, в целом ряде цивилизованных стран создавались по инициативе самого государства, при его непосредственной финансовой поддержке. На взгляд автора, зарождение и дальнейшее весьма успешное развитие многих центральных банков, равно как и многих видов специализированных банковских и небанковских кредитно-финансовых
институтов — ипотечных, земельных, сельскохозяйственных и инвестиционных банков, банков развития, сберегательных банков и сберегательных касс, строительных сберкасс, строительных обществ, ссудосберегательных ассоциаций, финансовых лизинговых компаний, страховых и финансовых компаний (домов), кредитных кооперативов населения является закономерным непосредственным результатом действия объективного общего экономического закона разделения труда в банковском, кредитном, страховом и сберегательном деле, следствием длительной эволюции национальных кредитно-банковских и финансово-бюджетных систем. По изложенным выше основаниям вряд ли можно также согласиться с рекомендациями, выдвинутыми некоторыми зарубежными учеными-экономистами, об упразднении национальных центральных банков и о предоставлении коммерческим банкам права выпускать в обращение частные, т.е. собственные, деньги, как в наличной, так и в безналичной форме'7. Нам представляется, что объективный ход многовековой истории развития центрального (эмиссионного) и коммерческого банковского дела невозможно повернуть вспять. История вообще не терпит сослагательного наклонения. В данной связи необходимо также отметить, что институт центрального банка существует свыше 300 лет. И, видимо, неслучайно сейчас национальные эмиссионные банки функционируют во всех цивилизованных странах мира. Ктому же сама идея наделения коммерческих банков эмиссионной функцией и введения в обращение частных денег уже давно частично реализована на практике, поскольку на протяжении нескольких столетий эти банковские институты эмитиру-
17 См. подробнее об этих предложениях: Фридрих А. Хайек. Частные деньги / Пер. с англ. — М.: Институт национальной модели экономики, 1996; Денежная реформа в посткоммунистических странах. Сборник статей / Пер. с англ. (Под ред. Дж. Дорна и P.M. Нуреева. — Вашингтон-Москва: Институт Катона и Изд-во Catallaxy, 1995; Ротбард М. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества / Пер. с англ. и фр. - Челябинск: Социум, 2003; Он же. Показания против Федерального резерва / Пер. с англ. - Челябинск: Социум, 2003.
18 Самуэльсон П. Экономика / Пер. с англ. - М.: МГП «AJ1-ГОН» ВНИСИ, 1992. - Т. 1. - С. 267.
" Рид Э. и др. Коммерческие банки / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1983. - С. 40, 73.
1(1 Некоторые западные экономисты также считают, что смысл банковской деятельности составляет торговля деньгами (См., па-пример: Ривуар Жан. Техника банковского дела / Пер. с фр. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - С. 5). Это положение представляется автору не совсем точным, поскольку коммерческие и центральные банки торгуют не только деньгами, но также и ценными бумагами и производными от них финансовыми инструментами.
ют в процессе депозитно-чековой (кредитной или безналичной) эмиссии депозитные деньги на нужды хозяйственного оборота в очень широких масштабах. По своей природе депозитные деньги являются частными, а не общественными публичными деньгами в отличие от наличных денег. И в современных условиях именно кредитная денежная эмиссия коммерческих банков, осуществляемая ими в процессе совершения учетно-ссудных, инвестиционных и других активных операций, играет первостепенную роль по сравнению с банкнотной денежной эмиссией. Масштабы же депозитно-чековой эмиссии центральных банков гораздо скромнее.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, наверное, можно утверждать, что между обычным коммерческим банковским учреждением и эмиссионным банком есть много общего.
Во-первых, и коммерческий банк, и центральный банк, на взгляд автора, являются разновидностью делового предприятия. В зарубежной экономической литературе коммерческие и сберегательные банки традиционно рассматриваются как относительно простые деловые предприятия, которые предоставляют своим клиентам — вкладчикам и заемщикам на платной основе депозитные, кредитные и иные услуги18. А сама операционная деятельность коммерческих банков на Западе давно признана разновидностью предпринимательской (хозяйственной) деятельности. При этом некоторые западные ученые-экономисты и банкиры-практики справедливо отмечают, что банковское дело охватывает несколько различных видов коммерческой деятельности, в каждой из которых банковские институты сталкиваются с конкуренцией различных небанковских учреждений1''.
В свое время выдающийся русско-советский ученый-экономист, академик И.А. Трахтенберг, характеризуя экономическую природу различных банковских институтов и характер их деятельности, писал следующее: "Здесь важен не формальный момент, а именно то, что государство является публично-правовой организацией, а банк — частнохозяйственной. Важно различие в характере деятельности и того, и другого. Банк, какой бы он ни был, прежде всего, является коммерческим предприятием (курсив авт. — Ю.К.); его деятельность может несколько видоизменяться в зависимости от того, является ли он государственным или частным, но и в том, и в другом случае он остается хозяйственной организацией, деятельность которой может быть кратко охарактеризована как «торговля деньгами»20. Государство, хотя и является хозяй-
ствующим субъектом, коммерческим предприятием, конечно, быть не может"21. Думается, что все это можно в полной мере отнести ко всем разновидностям банковского института, включая центральные банки. Тем более что в цивилизованном мире функционируют не только эмиссионные банки, уставный капитал которых полностью принадлежит государству, но также смешанные и частные акционерные центральные банки, правовой статус которых во многом схож со статусом обычных акционерных коммерческих банков.
Как и деловые предприятия реального сектора экономики, коммерческие и центральные банки являются самостоятельными юридическими лицами; обладают определенным материальным и денежным имуществом; формируют уставный (основной) и резервный фонды (капиталы), специальные и другие фонды и резервы (провизии), включая резервы для покрытия убытков по предоставленным ссудам и резервы под обесценение имеющихся ценных бумаг; имеют текущие (чековые) счета; могут выпускать собственные ценные бумаги с целью привлечения дополнительных денежных ресурсов; вправе пользоваться банковским кредитом и находятся на самостоятельном бухгалтерском (финансовом) балансе, в котором отражаются принадлежащие им текущие, капитальные и иные активы и пассивы. Так же, как и нефинансовые деловые предприятия, коммерческие и центральные банки действуют на началах коммерческого (хозяйственного) расчета, обеспечивая финансирование производи м ых операционн ых и других расходов за счет получаемых операционных и иныхдоходов. Как и нефинансовые деловые предприятия, коммерческие и центральные банки осуществляют стратегический менеджмент; разрабатывают собственные текущие, средне- и долгосрочные бизнес-планы; производят эксплуатационные (текущие) и административно-хозяйственные расходы; выплачивают заработную плату и премии собственному персоналу; начисляют амортизационные отчисления по основным фондам; осуществляют реальные инвестиции в собствен-
21 Трахтенберг И.А. Бумажные деньги. - Харьков, 1918. - Гл. V. Бумажные деньги и их ценность. Цит. по: Банковские услуги. -1998.-№ 11-12.-С. 58-63.
22 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). - М.: Фирма «СПАРК», 1994. - С. 50.
23 Агарков М.М. Основы банковского права. В кн.: Основы банковского права. Курс лекций. Издание 2-е. Учение о ценных бумагах. Научное исследование. Издание 2-е. - М.: Изд-во «БЕК», 1994. - С. 6-7.
24 Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. - М.: Политиздат, 1984. - С. 27.
нвааннвнш^нвнтпв^м
ный оборотный и основной капитал; отчисляют денежные средства в пенсионные фонды, фонды социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования и страхуют свое материальное имущество от различных экономических рисков. При этом многие виды рисков, возникающих в процессе коммерческой деятельности у нефинансовых и финансовых предприятий, в том числе и у банковских институтов, по своей природе однотипны.
Во-вторых, экономическое содержание самой предпринимательской деятельности коммерческих и эмиссионных банков предопределяется характером и особенностями той сферы экономической деятельности, в которой эти банковские институты функционируют как деловые предприятия. Общеизвестно, что обычные деловые предприятия реального и государственного сектора экономики функционируют в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (вещей и услуг), нематериальных (невещественных) услуги идей как товаров. Что же касается коммерческих и центральных банков, то они действуют исключительно в сфере товарно-денежного обращения, обмена различными нематериальными услугами, выступая, прежде всего, в качестве посредников в платежах и кредитах между различными институциональными единицами реального, финансового и государственного секторов, сектора некоммерческих общественных организаций и сектора домашних хозяйств национальной экономики, а также между соответствующими институциональными единицами этих экономических секторов. Интересно, что еще выдающийся русский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич относил банковские и страховые операции кторгово-посредничес-ким сделкам22. Примерно такой же точки зрения поданному вопросу придерживался и выдающийся русско-советский ученый-юрист М.М. Агарков23.
«Основной и первоначальной операцией банков является посредничество в платежах. В связи с этим банки превращают бездействующий денежный капитал в действующий, т.е. приносящий прибыль, собирают всей всяческие денежные доходы, предоставляя их в распоряжение класса капиталистов»24. К таким денежным доходам (в их широком понимании) относятся часть временно свободного оборотного денежного капитала, накапливаемые амортизационные отчисления и прибыль предпринимателей, текущие денежные доходы и накопления (сбережения) государства и различных госу-
дарственных внебюджетных фондов, текущие денежные доходы и сбережения домашних хозяйств, денежные средства некоммерческих общественных организаций. А как посредники в кредитах банки ссужают все эти аккумулированные денежные ресурсы хозяйствующим субъектам, Казначейству (Министерству финансов), банкам-корреспондентам, ЖСК, отдельным физическим лицам и другим заемщикам, осуществляя распределение совокупного денежно-ссудного капитала по различным , сферам в соответствии с производственными и социальными потребностями общества. Таким образом, заем и ссуда денег являются особым делом (занятием) банкиров, как торговцев деньгами25. Но, если коммерческие банки являются финансовыми посредниками между нефинансовыми деловыми предприятиями, между институциональными единицами государственного, реального и финансового секторов, сектора некоммерческих общественных организаций и сектора домашних хозяйств национальной экономики, то эмиссионные банки играют роль финансовых посредников между различными финансовыми коммерческими предприятиями, между этими финансовыми предприятиями и государством, между нефинансовыми деловыми предприятиями и государством (в случае предоставления центральным банком кредитов торгово-промышленным предприятиям от имени, по поручению и за счет средств Казначейства), между государством и всем остальным миром при осуществлении финансово-кредитных сделок (операций) с международными экономическими организациями и иностранными центральными банками. До 1994 г. в России существовала практика предоставления коммерческим банкам и другим коммерческим структурам централизованного кредита за счет централизованных денежных ресурсов Министерства финансов и/или Центрального банка РФ, который предназначался для последующей выдачи прямых целевых ссуд в оборотный капитал предприятиям агропромышленного, топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплекса; для оплаты товаров, завозимых досрочно в районы Крайнего Севера; и для кредитного финансирования инвестиционных проектов целого ряда деловых предприятий, конкретный перечень которых определялся федераль-
25 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. -Т. III. Ч. 1.-С. 442.
26 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «КАПИТАЛА»). - М.: Политиздат, 1980. — 4.1. -С. 25.
ными органами. Эти государственные кредиты перечислялись Банком России на корреспондентские счета коммерческих банков в соответствии с квартальными графиками фактического освоения государственных централизованных капитальных вложений и с учетом хода использования самих выделенных кредитов. Государственные кредиты на инвестиционные нужды рассматривались как гарантированные Федеральным Правительством РФ и учитывались при расчете финансово-экономических нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, исходя из установленного для этого вида кредитных вложений коэффициента риска.
В-третьих, характер и особенности сферы функционирования и предпринимательской деятельности коммерческих и центральных банков обусловливают те экономические функции, которые выполняются указанными банковскими институтами в сфере товарно-денежного обращения. Общеизвестно, что деловые предприятия реального сектора экономики создаются и функционируют с целью производства и реализации товаров и услуг, втом числе и невещественных, и получения на этой основе максимальной суммы прибыли. Именно производство и реализация товаров и услуг промежуточным и конечным потребителям являются ключевой экономической функцией торгово-промышленных и других деловых предприятий, компаний и фирм, их основным предназначением. «Производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение их распределяет согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям; наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественно! и движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления»26.
По аналогии с этим, по-видимому, можно было бы предположить, что основной функцией коммерческих банков является оказание, т.е. производство и реализация своим клиентам, торгово-по-среднических нематериальных (невещественных) услуг. И, видимо, неслучайно сегодня в странах с развитой рыночной экономикой большинство коммерческих банков рассматривают как товар (продукт) свои услуги клиентам, связанные с приемом депозитов, предоставлением ссуд, куплей-продажей золота, драгоценных металлов и камней, государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг и производных от этих ценных
бумаг финансовых инструментов, иностранной валюты, страхованием, осуществлением расчетно-кассового обслуживания и т.д. Соответственно этому процесс оказания клиентам таких услуг вполне закономерно рассматривается многими зарубежными коммерческими банками как продажа (реализация) произведенного товара. На формирование концепции продаж перечисленных выше услуг нацелена политика преобладающего большинства западных коммерческих банков. Данная идея является ключевой и во многих современных курсах профессионального обучения и переподготовки персонала заграничных коммерческих банковских институтов27. Зарубежная и отчасти отечественная практика свидетельствуют, что наибольшего коммерческого успеха добиваются на рынках банковских оптовых и розничных услуг именно те кредитно-финансовые институты, которые приняли на вооружение концепцию продаж клиентам своих финансовых, депозитно-кредитных, инвестиционных, расчетно-кассовых и других услуг, осуществляют активную маркетинговую политику.
Исходя из приведенных выше теоретических посылок, есть все основания предполагать, что оказание финансовых и банковских услуг национальному правительству и коммерческой банковской системе своей страны, а также своим иностранным корреспондентам — центральным банкам, является одной из базовых экономических функций национального эмиссионного банка, ибо он - одна из разновидностей банковского института, функционирующего в сфере товарно-денежного обращения. А традиционные базовые (основные) услуги, предоставляемые эмиссионным институтом клиентуре, по своему характеру однотипны с обычными основными услугами коммерческого банка. Предоставляя своей основной институциональной клиентуре финансовые, депозитно-кредитные, расчетно-кассовые и иные услуги, центральные банки одновременно используют эти услуги в качестве инструментов проводимой монетарной политики и воздействуют таким образом на экономические процессы, протекающие в денежно-кре-дитной и валютной сферах. Естественно, что, чем шире будет ассортимент услуг, предлагаемых центральными банками своим основным клиентам, и чем выше будет качество их обслуживания, тем сильнее и эффективнее будет влияние эмиссионных институтов на указацные экономические процессы, на все секторы национальной экономики.
27 Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1995. - С. 33.
И, видимо, неслучайно в последние десятилетия многие центральные банки, оказывая своим клиентам названные выше базовые услуги, стремятся все шире использовать такие формы и методы работы, которые применяются коммерческими банками в процессе своей повседневной операционной деятельности, в том числе и при управлении различными экономическими рисками.
В процессе финансово-экономической деятельности коммерческие и центральные банки авансируют свой денежный капитал на приобретение различных факторов производства — служебных офисов, средств вычислительной техники, связи, оргтехники, специального банковского оборудования, инвентаря, мебели, покупку (наем) рабочей силы и т.д., а также для производства и реализации своим клиентам различных торгово-по-среднических нематериальных (невещественных) услуг. Оказывая клиентуре подобные услуги, коммерческие банки ведут счета своих клиентов, принимают от них вклады до востребования, срочные, целевые и сберегательные вклады, выпускают собственные ценные бумаги (векселя, облигации и сертификаты), осуществляют расчетно-кассовое и иное обслуживание своих клиентов, предоставляют им ссуды, заключают с ними торговые сделки по поводу купли/продажи драгоценных металлов и камней, государственных, корпоративных и муниципальных, ценных бумаг, производных от этих ценных бумаг финансовых инструментов, иностранной валюты и т.д. В принципе, эмиссионный банк, будучи разновидностью банковского института, предоставляет своей клиентуре примерно такие же основные (базовые) услуги, что и обычное коммерческое банковское учреждение. На практике многие виды услуг предоставляются коммерческими и центральными банками обслуживаемой клиентуре на платной основе, вследствие чего у этих банковских институтов образуются общие валовые доходы. Разность между этими денежными доходами и издержками, связанными с ведением банковского дела, образует чистую прибыль банковских институтов, которая может направляться ими на увеличение основного капитала, пополнение резервного, специальных и других фондов и резервов (провизий). Закономерно, что в системе национальных счетов, разработанной Статистической комиссией ООН и принятой в феврале 1993 г. (СНСООН), коммерческие и эмиссионные банки рассматриваются как институциональные единицы, занимающиеся предоставлением своим клиентам различных денежных, финансовых, де-
позитно-кредитных и иных услуг на коммерческой основе, и включаются статистическими органами в сектор финансовых предприятий национальной экономики28.
Другой важнейшей экономической функцией коммерческих и центральных банков является осуществление денежной эмиссии, т.е. выпуск денег в обращение и изъятие их из активного денежного оборота. Обычным деловым предприятиям эта функция не совсем свойственна, за исключением тех случаев, когда предприниматели расплачиваются между собой за приобретаемые товары и услуги с помощью выписываемых другнадруга коммерческих (товарных или торговых) векселей. Отечественные и зарубежные ученые-экономисты и банкиры-практики справедливо отмечают, что отличительной чертой организации операционной деятельности центральных банков является закрепление за ними в законодательном порядке по линии государства исключительного монопольного права выпуска (эмиссии) в обращение наличных денег — банкнот и монет. При этом обычно подчеркивается, что остальным банковским институтам, в том числе и коммерческим банкам, такое монопольное право в области осуществления на-лично-денежной эмиссии не предоставлено29. Безусловно, в рыночном хозяйстве именно центральные банки являются основными поставщиками наличных денег различным секторам экономики. Но в современных условиях эмиссия денег в наличной форме отнюдь не является главной функцией центральных банков. Как справедливо отмечает российский ученый-экономист Б.Г. Федоров, в наши дни значение данной экономической функции центральных банков значительно снизилось в связи с модификацией денежного обращения, широким внедрением во всех секторах экономики безналичных расчетов, развитием клиринга и электронных расчетно-платежных систем. Теперь на Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения — обычно
28 Национальное счетоводство: Учебник / Под ред. Б.И. Баш-катова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 293-294, 326-343.
29 Финансово-кредитный словарь / Гл. ред. Н.В. Гаретовский. - М.: Финансы и статистика, 1988. - T. III. - С. 421; Российская банковская энциклопедия. Редколлегия: О.И. Лаврушин (гл. ред.) и др. - М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация, 1995. -С. 479, 502; Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И. Лавру-шина. - С. 397,400; Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - С.232; Словарь современной экономической теории Макмиллана. - С. 74.
30 Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах //Деньги и кредит. - 1990. - № 4. - С. 46.
менее 5-10%30. В реальной действительности коммерческие банки также эмитируют в обращение денежные средства в очень крупных объемах, но не в наличной, а в безналичной форме. Причем львиная доля безналичной (кредитной) денежной эмиссии приходится именно на коммерческие, а не на центральные банки. И в отношении кредитной денежной эмиссии у центральных банков никакого монопольного права нет. Основой депозитно-че-ковой эмиссии являются вклады на текущих (чековых) счетах, открываемых клиентами в коммерческих банках или в службах почтовых чеков. Положенные корпоративными, частными и иными вкладчиками на счета до востребования денежные суммы, будучи важным ресурсом банковских кредитов, служат одновременно главным источником депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков.
В то же время, по-видимому, было бы методологически неправильно исключать и то обстоятельство, что эмиссионному институту могут быть имманентно присущи и некоторые другие экономические функции, связанные, например, с организацией и регулированием депозитно-чекового, вексельного и налично-денежного обращения, осуществлением валютного регулирования и валютного контроля, банковского пруденциального надзора и контроля и инспектирования, регулирования и координации деятельности национальных расчетно-платежных систем, включая клиринговые (расчетные) палаты. Гипотетически наличие у центрального банка подобных регулирующих и контрольных функций, очевидно, связано с тем, что эмиссионный банк сочетает в себе черты обычного частного и государственного банка и одновременно является властным государственным органом денежно-кредитного регулирования национальной экономики. Правда, на практике далеко не все центральные банки выполняют в полном объеме перечисленные выше функции. В некоторых цивилизованных странах, таких как, например, Великобритания и США, центральные банки фактически вообще не выполняют функции государственных органов валютного регулирования и валютного контроля. В Европейском союзе (ЕС) наднациональная система валютного регулирования и валютного контроля практически отсутствует. В конце прошлого года в России был принят в новой редакции Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на обеспечение постепенной либерализации отечественного валют -но-финансового и кредит ного рынка, его полного
дерегулирования к I января 2007 г. В целом ряде стран — Великобритания, Германия, Дания, Китай, Мексика, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария — функции пруденциального банковского надзора и контроля в законодательном порядке возложены на специальные государственные надзорные органы, а не на национальные эмиссионные банки.
Автор разделяет также точку зрения относительно того, что современный центральный банк выполняет функцию научно-исследовательского и информационно-статистического центра своей страны3'. Ведь неслучайно, что в составе многих западных центральных банков давно созданы и успешно действуют специальные научно-исследовательские департаменты, которые проводят научные изыскания в области денежных, валютно-финан-совых и кредитно-расчетных отношений как теоретического, так и прикладного характера. Впрочем, наиболее крупные зарубежные коммерческие банки тоже давно имеют в своем составе солидные научно-исследовательские подразделения. Многие центральные банки регулярно анализируют экономическую конъюнктуру, складывающуюся в своих странах; ведут мониторинг хозяйственно-финансовой деятельности предприятий реального сектора национальной экономики и изучают спрос этих предприятий и домашних хозяйств на банковские услуги. В центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии, России и Франции существуют централизованные базы данных бухгалтерских (финансовых) балансов предприятий реального сектора экономики. Ряд современных эмиссионных банков имеют и свои НИИ. Так, сейчас собственными НИИ располагают центральные банки Болгарии, Китая, России, Японии и некоторых других стран. При Банке Англии функционирует специальный научно-исследовательский центр, занимающийся изучением проблем деятельности центральных банков экономически развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной к рынку экономикой. Результаты проведенных научных исследований публикуются соответствующими структурными подразделениями и службами центральных банков, а также отдельными банковскими сотрудниками в собственных печатных изданиях (вестниках) эмиссионных институтов, глобальной сети Интернет и других средствах массовой информации. Кроме того, центральные бан-
31 Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. -С. 401-402.
ки собирают, анализируют, обобщают и публикуют в собственных годовых отчетах и в открытой печати статистические данные и информационно-аналитические материалы об общем объеме и структуре совокупной денежной массы, находящейся во внутреннем обращении, о денежных агрегатах, совокупных пассивах и активах собственных бухгалтерских (финансовых) балансов (в постатейном разрезе), состоянии официальных государственных золотовалютных резервах, платежных балансах, внешнем долге, международной инвестиционной позиции своих стран и национальных банковских систем, деятельности отечественных коммерческих банков и расчетно-платежных систем, ежемесячно издают собственные бюллетени банковской статистики.
Все функции центральных банков тесно взаимосвязаны. Выполняя их, эмиссионный банк разрабатывает и претворяет в жизнь единую общегосударственную денежно-кредитную политику, поддерживает устойчивость внутренней и внешней стоимости национальной денежной единицы, т.е. ее покупательной способности по отношению к товарам и услугам и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; регулирует депозит-но-чековое и налично-денежное обращение, проводит финансовое, кредитно-расчетное, кассовое и иное обслуживание своей основной институциональной клиентуры, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, ведет пруденциальный надзор и контроль за деятельностью отечественных коммерческих банков и расчетно-пла-тежных систем, инспектируя в необходимых случаях их работу.
Вместе с тем между коммерческим и центральным банком как двумя разновидностями банковского института, безусловно, имеются существенные различия.
Во-первых, коммерческие и центральные банки различаются по кругу обслуживаемой основной институциональной клиентуры. Так, главными клиентами коммерческих банков являются торгово-промышленные и иные деловые предприятия реального сектора экономики, некоммерческие общественные организации и отдельные частные лица, а также другие коммерческие банки-коррес-понденты. Основной же клиентурой центральных банков являются, прежде всего, сами коммерческие банки, резиденты и нерезиденты, которые держат свои резервные корреспондентские счета в центральных банках. С учетом сказанного выше эмиссионные банки очень часто и вполне справед-
ливо характеризуются многими отечественными и зарубежными учеными-экономистами как «банки банков». В ряде случаев центральные банки обслуживают и специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. Например, в США клиентами ФРС, выполняющей функции центрального банка страны, являются также Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIQ, ссудосбере-гательные ассоциации и кредитные союзы. В Банке Кореи открыты счета некоторым национальным страховым компаниям. Банк Англии ведет денежные дела Фонда защиты депозитов (Deposit Protection Fund), в котором должны участвовать все коммерческие банки32. В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вновь созданное федеральное Агентство по страхованию вкладов, являющееся по своему правовому статусу государственной корпорацией, имеет счет в Банке России.
Другую крупную категорию клиентов центральных банков составляют Казначейство (Министерство финансов), отдельные министерства, ведомства, правительственные организации, учреждения и государственные предприятия. Эмиссионные институты на договорной основе ведут основной текущий счет и специальные текущие счета Казначейства и государственных внебюджетных фондов, текущие счета министерств, ведомств, правительственных организаций, государственных предприятий; производят расчетно-кассовое обслуживание этих клиентов; осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета, а в некоторых случаях и муниципальных бюджетов; аккумулируют на указанных текущих счетах денежные средства, поступающие в виде налогов и займов, и производят выплаты с этих счетов; инкассируют коммерческие чеки и векселя в пользу правительства, организуют клиринг казначейских чеков; организуют выпуски государственных ценных бумаг, их размещение, совершают операции с государственными и муниципальными ценными бумагами, поддерживают рыночный курс государственных ценных бумаг; хранят официальные государственные золотовалютные резервы и управляют этими резервами; проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой, переводят валютные ценности
32 УайтингД.П. Осваиваем банковское дело /Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - С. 40, 206.
33 Там же. - С. 43.
за границу при расчетах национальных правительств с другими государствами и международными экономическими организациями. Банк Англии ведет особый правительственный счет — Уравнительный валютный счет (The Exchange Equalisation Account), который был открыт Казначейством в Банке еще в 1939 г. На этом банковском счете учитываются весь официальный государственный золотой запас и все официальные государственные валютные резервы Соединенного Королевства. Управляя указанным счетом, Банк Англии оказывает определенное воздействие на обменный курс фунта стерлинга по отношению к другим валютам на международных валютных рынках посредством осуществления соответствующих валютных интервенций33. Банк России ведет отдельные счета федерального Казначейства, на которых отражаются операции, производимые с денежными средствами Стабилизационного фонда РФ. Управление ресурсами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Но отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ. Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ. В некоторых странах эмиссионные институты предоставляют также прямые денежные кредиты центральному правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому центральные банки часто называют «банкирами, кассирами и кредиторами национальных правительств».
В отдельную категорию клиентов центральных банков следует выделить зарубежные эмиссионные банки, являющиеся их корреспондентами. На международных финансовых рынках именно центральные банки являются основными взаимными деловыми партнерами. В рамках банковских корреспондентских отношений ФРС США ведет официальные чековые счета, принадлежащие зарубежным центральным банкам, МВФ, Всемирному банку, Банку международных расчетов (г. Базель), ООН, другим международным экономическим организациям и правительствам иностранных государств. Обычно центральные банки держат друг у друга подобного рода вклады до востребования в инвалюте для осуществления расчетов по международным торгово-финансовым сделкам и международным займам, обеспечения платежей по международным счетам. В США такие банковские кор-
респондентские услуги предоставляются в основном Федеральным резервным банком (ФРБ) г. Нью-Йорка. Наиболее важными традиционными банковскими услугами, оказываемыми этим ФРБ заграничным клиентам по их официальным чековым счетам, являются инкассовые услуги, предусматривающие получение денег в соответствии с поручением клиента по денежным и товарно-расчетным документам, а также услуги по осуществлению денежных переводов в американских долларах, инвестиционные и трастовые (доверительные) услуги. При этом на инкассо могут приниматься чеки, векселя, государственные ценные бумаги, иностранная валюта и т.д. На практике многие иностранные центральные банки проводят значительную часть своих денежных инвалютных поступлений и платежей, номинированных в долларах США, через свои корреспондентские счета, открытые в данном ФРБ. Для своих заграничных корреспондентов — центральных банков он покупает и продает иностранную валюту, делает бухгалтерские проводки (записи) по их официальным чековым счетам; ведет текущие счета указанных клиентов по ценным бумагам, на которых учитываются главным образом казначейские векселя (Treasurybills) США, а также хранит часть официального государственного золотого запаса, принадлежащего зарубежным эмиссионным институтам. За большинство оказываемых инвестиционных и доверительных услуг банк берет со своих заграничных клиентов определенную плату34. Через ФРБ г. Нью-Йор-ка делаются переводы денежных средств по поручению казначейств отдельных стран для уплаты процентов по государственным займам, размещенным на нью-йоркском рынке. Банк Англии, также, как и ФРС США, ведет текущие счета центральных банков других стран и ряда международных организаций35. Практикуются Банком Англии и операции по покупке казначейских векселей в соответствии с поручениями иностранных центральных банков. Некоторые крупные центральные банки держат корреспондентские счета не только в ФРБ г. Нью-Йорка и Банке Англии, но и в Банке Канады. Следовательно, в ряде случаев наиболее авторитетные и влиятельные центральные банки, функционирующие в международных финансовых центрах, выступают в роли «банков банков» не только по отношению к коммерческим банкам, но
34 Федеральная резервная система: функции и назначение /Пер. с англ. - Уфа: СПЕКТР, 1992. - С. 149.
35 Псчникова A.B. Денежно-кредитное регулирование экономики Великобритании. - М.: Финансы и статистика, 1986. - С. 39.
и к своим заграничным корреспондентам — другим национальным эмиссионным институтам.
Во-вторых, круг базовых и дополнительных торгово-посреднических услуг, оказываемых центральными банками своей институциональной клиентуре, значительно уже по сравнению с ассортиментом соответствующих услуг, предоставляемых коммерческими банками своим основным клиентам. Так, в отличие от коммерческих банков эмиссионные банки не оказывают клиентуре авальных, гарантийных, аккредитивных, акцепт-но-рамбурсных, факторинговых, форфейтинговых и брокерских услуг, услуг по управлению кассовыми (денежными) активами, оптовых ипотечных кредитных услуг, лизинговых и страховых услуг. Не занимаются центральные банки выдачей клиентам ссуд под товары и товарно-распорядительные документы и секьюритизацией своих кредитных активов, т.е. конверсией обязательств по выданным ссудам в ценные бумаги. Все реже предоставляют центральные банки своему персоналу частные ипотечные и потребительские ссуды. Соответственно этому валюта бухгалтерского (финансового) баланса центральных банков, как правило, значительно меньше, чем у всей системы национальных коммерческих банков. В России же наблюдается прямо противоположная картина, что свидетельствует о низком уровне развития отечественного коммерческого банковского дела.
В-третьих, коммерческим банкам и эмиссионным институтам присущи разноплановые экономические интересы. Известно, что коммерческие банки в ходе своей финансово-коммерческой деятельности преследуют единственную главную цель — получение максимальной прибыли на собственный и привлеченный, «чужой» заемный денежный капитал, но Центральный банк не может ставить во главу угла своей операционной деятельности только одну эту экономическую цель. Как уже отмечалось, эмиссионный банк не только сочетает в себе черты государственного и частного банковского института, но и одновременно является государственным органом денежно-кредитного регулирования национальной экономики, обладая определенными властными функциями в области организации и регулирования депозитно-чеково-го, вексельного и налично-денежного обращения, валютного регулирования и контроля, пруденциального банковского надзора, контроля и инспектирования. Напротив, коммерческие банки являются лишь проводниками единой государственной денежно-кредитной и валютной политики, разра-
батываемой национальным центральным банком. Будучи государственным органом денежно-кредитного и валютного регулирования, эмиссионный институт призван защищать и поддерживать покупательную способность национальной денежной единицы по отношению к товарам и услугам и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; разрабатывать и претворять в жизнь единую общегосударственную денежно-кредитную и валютную политику; осуществлять валютное регулирование и валютный контроль; вести пруденциальный надзор и контроль за работой коммерческих банков и инспектировать их; координировать и регулировать деятельность различных расчетно-платежных систем, включая клиринговые (расчетные) палаты. А как банковский институт, независимо оттого, является ли он государственным, смешанным или частным акционерным финансово-кредитным предприятием, центральный банк, естественно, экономически заинтересован во всемерном развитии своих коммерческих депозитно-кредитных, расчетно-кассовых инвестиционных и других торгово-посреднических услуг, приносящих ему доход в форме депозитно-ссудного процента или комиссионного вознаграждения (комиссии, платы), взимаемого с клиентов за оказание им подобных услуг. Отсюда проистекает двойственность основных экономических интересов центрального банка. Являясь банковским институтом, он, так же, как и коммерческие банки, разумеется, заинтересован в получении максимальной прибыли от производства и реализации своей основной клиентуре платных торгово-посреднических услуг. С другой стороны, эмиссионный банк выступает в роли органа денежно-кредитного регулирования национальной экономики. И поэтому в действующих законах многих стран о национальных центральных банках прямо предусмотрено, что получение прибыли не может служить основным движущим мотивом их деятельности. Хотя на практике центральные банки нередко получают весьма значительную прибыль в результате осуществления на внутреннем рынке сделок с иностранной валютой и государственными ценными бумагами, а также от финансовых инвестиций средств официальных государственных валютных резервов в высоколиквидные и надежные ценные бумаги иностранных государств и в депозиты зарубежных первоклассных коммерческих банков. Так, 95% всех офици-
36 Международные валютно-кредитные и финансовые отноше-
ния: Учебник / Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы
и статистика, 2000. - С. 528.
альных государственных валютных резервов РФ инвестированы в высоколиквидные кратко- и среднесрочные казначейские обязательства правительств США и ФРГ. При необходимости эти ценные бумаги могут быть проданы в течение одного-двухдней, обеспечивая возможностьрасчетовсро-ком «tomorrow». Остальная же часть указанных валютных резервов размещена Банком России в ликвидных и сверхликвидных инструментах денежного рынка — в форме депозитов на условиях «overnight» в первоклассных заграничных банках. Именно они используются Банком России в первую очередь для проведения валютных интервенций на внутреннем рынке36. На практике игнорирование всех этих рассмотренных выше коренных экономических интересов центрального банка, носящих объективный характер, может привести к серьезным сбоям в его операционной деятельности, образованию у центрального банка крупных финансовых убытков, «проеданию» им собственного денежного капитала, формированию у эмиссионного института неликвидного бухгалтерского (финансового) баланса и, в конечном счете, стать одной из причин его неплатежеспособности и даже банкротства. Думается также, что центральный банк, оказавшийся в столь сложном тяжелом финансово-экономическом положении, не способен осуществлять в дальнейшем эффективную денежно-кредитную и валютную политику.
Подводя итог сказанному выше, в целом эмиссионный банк можно было бы охарактеризовать как разновидность банковского института, сочетающего в себе черты обычного частного коммерческого банка, государственного банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования национальной экономики, выполняющего соответственно как сугубо экономические, так и властные функции.
Некоторые российские экономисты считают, что "центральный банк по своим функциям, строго говоря, не является банком, и тем более его нельзя считать частью кредитно-банковской системы. Действительно, основная банковская функция — прием вкладов и выдача ссуд — в деятельности центральных банков практически не присутствует или присутствует в самой незначительной степени. Другие функции — эмиссионная, ведение счетов центрального правительства, операции с ценными бумагами (в основном также государственными) к традиционным банковским функциям вовсе не относятся. Учетные операции — приобретение у коммерческих банков векселей част-
ных лиц и компаний, если и могут быть отнесены к традиционной банковской деятельности, то сейчас также занимают все меньшее место в деятельности центральных банков. Напротив, функции, которые занимают ведущее место в деятельности современных центральных банков, — это установление правил банковской деятельности и кредитно-денежных операций, определение размеров обязательных резервов коммерческих банков, предельных соотношений капитала банка к его пассивам, поддержание курса национальной валюты на международных рынках, обслуживание внешнего долга страны и т.д. — характеризуют их(центральные банки — Ю.К.) скорее как государственный орган, стоящий вне и над кредитно-банковс-кой системой, чем как ее часть. Таким образом, по сути своей, центральный банк является более контролером над кредитно-банковской системой, чем ее звеном (хотя бы и центральным). Это положение подтверждается и практикой, показывающей, что реальное воздействие центрального банка на банковскую деятельность фактически ограничивается лишь вмешательством в случае чрезвычайных обстоятельств. И, действительно, из традиционных способов воздействия на рыночную конъюнктуру в кредитной сфере учетная ставка центрального банка уже не оказывает того определяющего влияния на условия кредитования, как это было прежде. Эмиссионные операции также потеряли свое прежнее значение; в современных условиях правительства предпочитают получать дополнительные средства через увеличение государственного долга, а не за счет выпуска новых денежных знаков. Есть и другие доводы, не позволяющие относить центральные банки к обычным кредитным учреждениям»37. Данная точка зрения представляется нам внутренне противоречивой, недостаточно последовательной и обоснованной.
Несомненно, центральный банк не является обычным кредитным учреждением, банком. Главное место в совокупных активах современных центральных банков обычно занимают финансовые инвестиции в золото, депозиты (кредиты) в иностранной валюте, размещаемые в первоклассных заграничных коммерческих банках, а также вложе-
" Кашин В.А. Рубль плюс доллар. - М.: Молодая гвардия, 1989. -С. 113-114.
3" Monatsbericte der Deutschen Bundesbank, August. - 1994. -S. 14-15.
w Пятьдесят лет немецкой марки: Эмиссионный банк и валюта в Германии с 1948 года/ Пер. с нем. - М.: МГУ, 2003. - С. 252.
40 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994. - С. 48, 49.
ния в государственные ценные бумаги национального и иностранных правительств и в наличную иностранную валюту, являющуюся неотъемлемой составной частью официальных государственных золотовалютных резервов той или иной страны. Правда, в наши дни и в активах многих зарубежных коммерческих банков финансовые инвестиции в государственные ценные бумаги и в межбанковские валютные депозиты (кредиты) тоже занимают видное место. Как и центральные банки, многие коммерческие банки держат свои валютные депозиты на корреспондентских текущих счетах, открытых в национальных эмиссионных банках и в заграничных банках-корреспондентах. Имеется у коммерческих банков и некоторый запас иностранных валют в наличной форме, который необходим им для предоставления клиентам услуг по обмену той или иной валюты. Такая базовая традиционная банковская услуга, как предоставление клиентам кредитов в деятельности современных эмиссионных институтов, действительно, почти не присутствует. В последние десятилетия экономическая роль центральных банков как кредиторов последней инстанции или надежды (the lender of last resort) резко снизилась. Так, по состоянию на 31 июля 1994 г. на долю учетно-ссудных услуг, оказанных Немецким федеральным банком (НФБ) коммерческим банкам, приходилось всего лишь 19,3% всех активов этого банка, или 65,3 млн нем. марок38. На конец 1995 г. общая сумма задолженности по дисконтному (учетному) и ломбардному кредиту, предоставленному НФБ коммерческим банкам, составляла 67,3 млрд нем. марок39. В активах Банка Англии доля учтенных векселей и выданных ссуд составляет 11,3%. Удельный вес кредитных услуг в активах Банка Японии достигает 12,5%40. Центральные банки многих экономически развитых стран даже стали отказываться от выполнения своей функции «кредитора последней надежды» и часто категорически не соглашаются автоматически предоставлять централизованные рефинансовые кредиты коммерческим банкам в случае их неплатежеспособности. При этом предельные сроки указанных кредитов обычно не превышают 1 года. Например, в США Банковским законом (Banking Act) 1935 г. Федеральным резервным банкам было разрешено предоставлять рефинансовые кредиты, ссуды коммерческим банкам-членам ФРС под любое обеспечение, которое указанные резервные банки сочтут приемлемым, сроком до 4 месяцев, а в некоторых случаях — и на более длительные сроки. Банк Канады может предо-
ставлять рефинансовые кредиты коммерческим банкам на срок не более 6 месяцев под залог некоторых видов ценных бумаг. Банк Кореи предоставляет коммерческим банкам рефинансовые кредиты под обеспечение со сроком погашения до I года. Залоговым обеспечением указанных кредитов Банка Кореи являются правительственные или гарантированные национальным правительством облигации, а также приемлемые для переучета векселя. Болгарский народный банк (БНБ) предоставляет рефинансовые кредиты коммерческим банкам и финансовым институтам на срок не более 3 месяцев под залог золота, иностранной валюты, ценных бумаг и иных банковских активов, определяемых Правлением БНБ.
Значение услуг центральных банков по переучету (rediscount) торговых (коммерческих, товарных) векселей, представляемых коммерческими банками с целью рефинсирования, т.е. мобилизации дополнительных кредитных ресурсов, также значительно снизилось. В большинстве индустриально развитых стран, за исключением Австрал и и, Великобритании, Индии и Канады, рынок товарных векселей влачит жалкое существование, а в некоторых странах, например в Италии, этот рынок полностью прекратил свое существование. Из всех крупных стран рынок переводных коммерческих векселей сохраняет свое значение лишь в Великобритании, и, но уже в меньшей степени, в странах Британского Содружества, таких как Австралия, Индия и Канада41. Наверное, лишь в развивающихся странах учетно-ссудные услуги, предоставляемые коммерческим банкам по линии центральных банков, все еще играют значительную роль. Во многих экономически развитых и развивающихся странах центральные банки больше не предоставляют прямых целевых денежных кредитов федеральному (центральному) правительству для покрытия дефицита государственного бюджета. Теперь правительства многих государств все чаще предпочитают привлекать дополнительные денежные ресурсы непосредственно с финансовых рынков посредством выпуска собственных кратко-, средне- и долгосрочных ценных бумаг, а не прибегать к кредитным услугам национальных эмиссионных институтов. В целом ряде экономически
41 См. об этом подробнее: Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2002. - С. 54-57.
42 См. об этом подробнее: Крупнов Ю.С. Кредитные отношения центрального банка с государством //Бизнес и банки. - 2001. - № 44 (октябрь). - С. 1-3.
43 Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. -С. 241.
развитых и развивающихся стран национальное банковское законодательство вообще запрещает центральным банкам предоставлять кредиты правительству для покрытия бюджетного дефицита, а также приобретать вновь эмитируемые государственные ценные бумаги при их первичном размещении на внутреннем фондовом рынке42.
В совокупных пассивах современных эмиссионных институтов давно доминируют наличные деньги, выпущенные центральными банками во внутреннее денежное обращение, т.е. денежные знаки, находящиеся вне «стен», за пределами самих центральных банков — в кассах и сейфах предприятий реального и финансового секторов экономики, Казначейства (Министерства финансов), правительственных учреждений, министерств и ведомств, некоммерческих общественных организаций и на руках у населения. Надолюэмиссии банкнот приходится от 40 до 85% всех пассивов центральных банков43. Но при этом функция осуществления центральными банками банкнотной эмиссии утратила свою былую экономическую роль, перестав быть главной в деятельности этих банковских институтов в связи с широким развитием оптовых и розничных безналичных расчетов в цивилизованном мире. Тогда как масштабы и значение депозитно-чековой эмиссии, осуществляемой зарубежными коммерческими банками, несоизмеримо возросли.
По сравнению с коммерческими банками у эмиссионных банков гораздо слабее развиты их депозитные услуги. На практике центральные банки принимают от своей основной клиентуры главным образом депозиты до востребования на текущие счета (текущие вклады). Значительно реже практикуется эмиссионными банками прием от клиентов собственно срочных вкладов, причем сроки их очень короткие. К примеру, Банк России в 1999 г. привлекал краткосрочные депозиты от коммерческих банков на стандартных условиях «overnight», «tomorrow next», «1 неделя», «2 недели», «1 месяц» и «3 месяца». В целом же, вклады отечественных коммерческих банков, Казначейства (Министерства финансов), министерств, ведомств, государственных организаций и учреждений, являющихся основной институциональной клиентурой центральных банков, действительно, занимают второстепенное место в их совокупных пассивах. Наоборот, у коммерческих банков основной статьей их пассивов являются текущие вклады, а также срочные, целевые и сберегательные депозиты корпоративной, частной и другой клиен-
туры, которые хранятся вкладчиками в банках по несколько лет. Однако остатки (балансы) денежных средств на текущих счетах центрального (федерального) правительства и специальных государственных внебюджетных фондов обычно составляют незначительную часть общих финансово-кредитных ресурсов западных коммерческих банков.
Следует согласиться с утверждением В.А. Кашина о том, что в современных условиях значительно возросла роль таких регулирующих функций центральных банков, как установление правил банковской деятельности и кредитно-денежных операций, определение размеров обязательных минимальных резервов коммерческих банков, отношений размера собственного капитала этих банков к их пассивам, поддержание курса национальной валюты на международных рынках, обслуживание внешнего долга страны, осуществление банковского пруденциального надзора и контроля. Хотя в последние десятилетия во многих цивилизованных странах и были созданы специальные государственные органы банковского пруденциального надзора и контроля, действующие в тесном контакте с национальными эмиссионными институтами.
Все сказанное выше действительно во многом характеризует центральный банк как государственный орган, наделенный определенными властными полномочиями в денежно-кредитной и валютной сферах. И все же, несмотря на существенную модификацию механизма производства и реализации услуг, оказываемых центральными банками своим клиентам, произошедшие крупные сдвиги в общей структуре пассивов и активов эмиссионных банков, как уже было показано выше, по своей экономической сущности остаются, прежде всего, разновидностью банковского института, призванного осуществлять финансовое, кредитно-де-позитное, расчетно-кассовое и иное обслуживание своих основных институциональных клиентов.
Нуждаются в дополнительном, более тщательном экономическом обосновании выдвинутые В.А. Кашиным положения относительно того, что на Западе реальное воздействие центрального банка на деятельность коммерческих банков ограничивается лишь вмешательством в случае возникновения каких-либо чрезвычайных обстоятельств, и что официальная учетная процентная ставка эмиссионного института уже не оказывает того определяющего влияния на условия кредитования коммерческими банками своей основной клиентуры, как это было прежде. В повседневной экономической жизни реальное воздействие централь-
ных банков на предпринимательскую деятельность коммерческих банков, по мнению автора, осуществляется, прежде всего, через механизм их финансового, депозитно-кредитного, расчетно-кассового и иного обслуживания, и в случае возникновения каких-либо чрезвычайных обстоятельств это регулирующее воздействие еще больше усиливается, поскольку в таких условиях центральные банки, как правило, дифференцированно подходят к обслуживанию коммерческих банков в зависимости от фазы экономического (делового) цикла и с учетом фактического финансового состояния обслуживаемых банковских институтов.
В рамках такого дифференцированного подхода к обслуживанию коммерческих банков эмиссионные банки могут облегчать или затруднять доступ банковских институтов к централизованным рефинансовым кредитам; требовать от коммерческих банков предоставления дополнительного кредитного (ссудного) обеспечения по вновь выдаваемым рефинансовым кредитам; увеличивать или снижать свою официальную учетную процентную ставку и процентные ставки по срочным депозитам, размещаемым коммерческими банками в учреждениях центрального банка; повышать или уменьшать уровень минимальных обязательных резервных требований к коммерческим банкам; устанавливать коммерческим банкам общие, специальные, дополнительные и индивидуальные «кредитные потолки» (credit ceilings), т.е. максимальные величины выдаваемых/получаемых кредитов; устанавливать коммерческим банкам нормы обязательного инвестирования денежных средств в государственные ценные бумаги; вводить временные ограничения на предоставление коммерческими банками своим клиентам оптовых и розничных услуг; временно запрещать коммерческим банкам оказывать клиентуре отдельные виды услуг, например принимать частные вклады; запрещать банкам открывать новые филиалы; требовать от высшего руководства банков разработки и представления планов оздоровления (санирования) их финансово-хозяйственной деятельности; требовать от банков замены их руководителей; вводить временную администрацию по управлению денежными делами банков, находящихся на грани банкротства, и осуществлять моральное воздействие на высших менеджеров коммерческих банков. Зарубежная практика центрального (эмиссионного) банковского дела также свидетельствует, что изменение официальной учетной процентной ставки по-прежнему остается основным излюблен-
ным инструментом монетарной политики многих центральных банков ведущих капиталистических стран. В одном только 1994 г. ФРС США 6 раз использовала в качестве антиинфляционного инструмента повышение своей официальной учетной процентной ставки. В последние два года ФРС США, стимулируя развитие национальной экономики, 13 раз снижала свою официальную учетную процентную ставку, которая за прошедшие 45 лет достигла самого низкого уровня — 1% годовых.
Весьма спорным представляется тезис названного выше российского экономиста о том, что центральный банк нельзя считать частью национальной кредитно-финансовой системы. Действительно, вопрос об отнесении центрального банка к национальному сектору финансовых предприятий в известной степени является дискуссионным, что нашло отражение и в действующих документах ООН по СНС. По поводу включения эмиссионного банка в сектор финансовых предприятий в этих методических документах, в частности, уточняется, что в тех случаях, когда центральный банк неотделим от национального правительства в финансовом отношении, управляется и контролируется этим правительством и является частью системы государственного управления, то указанный банковский институт следует включать не в сектор финансовых учреждений, а в сектор органов государственного управления. Стало быть, в условиях перехода к рыночной экономике центральный банк при определенных обстоятельствах может быть отнесен к сектору органов государственного управления той или иной страны. Напротив, при развитой рыночной экономике СНС ООН 1993 г. рекомендует выделять центральный банк в особый подсектор финансовых учреждений страны. Так, на ранних этапах построения СНС РФ, когда отечественному центральному банку были присущи многие административные функции, он был неотделим от российского правительства и целиком контролировался им, Банк России причисляли к
государственному сектору национальной экономики. Но с развитием в стране рыночной экономики Центральный банк РФ по характеру своей финансово-хозяйственной деятельности начал все больше приближаться к коммерческим банкам (он выдает кредиты своим клиентам на рыночных условиях, регулирует обменный курс рубля посредством интервенций на внутреннем валютном рынке и т.д.), хотя некоторые административные функции за ним все же остаются (пруденциальный надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, эмиссионная деятельность и т.д.). С учетом изложенных выше обстоятельств, начиная с 1992 г. Банк России стал относиться Госкомстатом России к национальному финансовому сектору при построении СНС44.
В заключение необходимо отметить, что вопросы, касающиеся сущности и функций центральных банков, имеют большое теоретическое и прикладное значение. Не исследовав глубоко и всесторонне всех этих ключевых проблем современной науки о деньгах, банках и кредите, вряд ли можно раскрыть ту подлинную экономическую и социальную роль, которую играют эмиссионные банки в рыночном хозяйстве, четко определить объективные экономические границы и эффективность проводимой ими денежно-кредитной и валютной политики, разработать научно обоснованную систему критериев оценки конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности центральных банков, постоянно совершенствовать формы и методы ведения центрального (эмиссионного) банковского дела на основе повсеместного внедрения в практику новых, более прогрессивных, экономичных и эффективных технологий обслуживания клиентуры, непрерывно осуществлять объективный, достоверный количественный и качественный сравнительный анализ эффективности операционной деятельности различных национальных эмиссионных банков, как на уровне отдельных стран, так и на международном уровне.
44 Национальное счетоводство. - С. 327, 331.