РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
А.М. Солодкая, магистрант Уральский федеральный университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10335
Аннотация. В статье анализируются основные направления развития финансовых технологий в РФ на современном этапе и роль ЦБ РФ в данной сфере. Рассматриваются планируемые мероприятия и их первые результаты, а также проблемы и перспективы их реализации.
Ключевые слова: финтех, цифровые финансовые активы, маркетплейс, регулятивная площадка, единая система идентификации и аутентификации, биометрическая система.
Финансовые инновации представляют собой новую форму финансовых отношений, направленных на обеспечение более эффективного перераспределение финансовых ресурсов, а также рисков, доходности и информации с целью получения дополнительной прибыли и/или какого-либо иного необходимого эффекта.
Крупный вклад в развитие теорий инноваций внес российский ученый Н.Д. Кондратьев. В своей теории циклического развития экономики экономист утверждал, что во время подъема экономики создаются благоприятные предпосылки для развития инновационных процессов, однако их успешное внедрение еще больше ускоряет экономические процессы и приводит к перегреву экономики, тем самым приближая фазу экономического спада. Поэтому инновации, с одной стороны являются катализатором повышательной тенденции, а с другой - закономерным итогом завершения волны предыдущей, подчиняясь законам большого цикла. По мимо этого существуют научные мнения о том, что инновации несут в себе прежде всего риски для экономики, повышают ее нестабильность и непредсказуемость последствий.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последние годы развитие финансового сектора претерпевает качественные изменения. Инновации являются важным и стимулирующим направления дальнейшего функционирования российских финансовых институтов.
В современной динамичной экономике с ожесточающейся конкуренцией инновации становятся требованиями рынка. Использование различных инноваций на финансовых рынках повышает эффективность деятельности, позволяет снизить издержки, ускоряет процессы, что дает серьёзное преимущество перед другими. Развитие экономики и информатизация общества привели к их симбиозу - цифровой экономике. Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, основные факторы производства которой являются данные в цифровой форме, происходит изменение моделей бизнеса и оптимизация рабочего процесса посредством внедрения принципиально новых программно-аппаратных решений. Основным драйвером диджита-лизации является развитие финтех сферы, которая несет в себе передовые решения для современной экономики.
В настоящее время новейшие технологии используются не только в секторах онлайн-платежей и переводов, но происходит их стремительное проникновение в сферу страхования с использованием телематических систем, финансового планирования, накоплений и инвестиций, денежных займов в режиме онлайн и т.д.
Однако на сегодняшний день в научной среде еще по-прежнему отсутствует единая интерпретация понятия «финтех». Одной из наиболее употребляемой является трактовка финтеха как «сложной системы, объединяющей сектор новых технологий и
финансовых услуг, стартапы и соответствующую инфраструктуру» [1].
Стоит отметить, что развитие финтех-индустрии в настоящее время должно основываться на расширяющейся для ее функционирования инфраструктуре, гибкой системе налогообложения для компаний, занятых финансово-технологическими инновациями и в целом инновационной деятельностью, на всесторонней инвестиционной поддержке с многообразными источниками и формами финансирования, а также на формировании адекватного законодательного поля применения современных финансовых технологий [2].
Именно поэтому отечественная экономика столкнулась с барьерами для своего дальнейшего эффективного развития в данной сфере. Стремительная активизация инновационной деятельности нуждается в качественно новой организации взаимосвязей и взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса, появления новых функций у соответствующих органов управления на государственном и региональном уровнях.
Стоит отметить, что в РФ отсутствует достаточная законодательная база для регулирования большинства новейших технологий в финансовой сфере, что создает дополнительные риски для экономики. Создание цивилизованных принципов функционирования финансового рынка с помощью гибкого государственного регулирования и участия государства в развитии цифровых технологий позволит в полной мере реализовать свои функции с целью обеспечения экономического роста и повышения благосостояния общества.
Так, с 2017 года ЦБ РФ как мегарегуля-тор финансовых рынков начал активно разрабатывать стратегию своей деятельности в сфере финтеха. ЦБ РФ разработал и принял «Основные направления развития финансовых технологий на период 20182020 гг.».
Согласно данному документу, основными целями ЦБ в данной сфере в ближайшее время станет повышение доступности, улучшение качества и ассортимента финансовых услуг, снижение рисков и из-
держек в сфере финансов, повышение уровня конкурентоспособности российских технологий [3].
Одним из главных аспектов деятельности регулятора в области финтех является правовое регулирование. Согласно ГК РФ, рубль является единственным законным платежным средством в РФ, введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются, что требует определения статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере (криптовалют), урегулирование майнинга и т.д. Использование криптовалют расширяется с каждым днем и несет в себе множество трудностей для государства ввиду своей анонимности, возможности самостоятельной «добычи», отсутствия гарантированности и обеспеченности. В рамках данного направления, ЦБ РФ представил проект закона «О цифровых финансовых активах», который закрепляет основные понятия, используемые в данной сфере, и создает правовые основы для осуществления новых видов деятельности, что позволит обеспечить правовую защиту имущественных прав участников подобных отношений. Данный законопроект был принят Государственной думой в первом чтении в мае 2018, однако дальнейших чтений проведено пока не было, что многие экономисты связывают с размытостью данных там понятий (например, в проекте не фигурирует понятие «криптовалюты», оно заменено понятием «токены», что фактически не является идентичным по своему смыслу, кроме того не все криптовалюты являются ЦФА). Данный проект во многом не соотносится с действующим законодательством, его положения являются негибкими и трудными для практического выполнения по отношению к инвесторам (ограничения по сумме вложений для неквалифицированных инвесторов, обязательность совершения операций через оператора обмена), что может затруднить выполнение многих проектов, например, в связи с получением статуса оператора обмена ЦФА, что в итоге заставит участников либо уйти из российской юрисдикции, либо уйти в теневую экономику. Кроме того, токены по-
прежнему не признаются платежным средством на территории РФ. Таким образом, данный законопроект фактически не решает проблему с легализацией криптовалют в РФ и остается концептуально непрорабо-танным.
Также в рамках правового регулирования ЦБ РФ реализовал инициативу «регулятивные площадки» - особый механизм для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг, по результатам пилотирования проектов в котором финансовый сервис/технология могут быть одобрены с последующим разработкой нормативно-правовой базы необходимой для их внедрения или же инициатива может быть признана нецелесообразной. По данным ЦБ РФ, за 2018 было подано 23 заявки на участие. Первым пилотирование прошел проект Сбербанк по дистанционной работе с счетами корпоративных клиентов на совершение операций в отделениях банков, что позволит существенно сократить текущие затраты банков на обслуживание корпоративных клиентов. По итогам успешного тестирования предполагается внесение соответствующих изменений в нормативные акты регулятора. Также в октябре 2018 было завершена тестовая сделка по привлечению финансирования путем выпуска токенов на блокчейн,
Текущими проектами ЦБ РФ в данной сфере является внедрение формата XBRL - унифицированного международного формата деловой отчетности для поднадзорных субъектов, реализация постепенно-
организаторами которой стали Сбербанк и Национальный расчетный депозитарий. Проведение данной сделки в рамках регу-ляторной площадки дало возможность получить оценку экспертов, а также сформировать рабочую дорожную карту по созданию правовых условий для осуществления ICO в РФ, оценить особенности работы с подобными транзакциями и возможные риски, результаты будут использованы регулятором в ходе работы над проектом закона «О ЦФА». На данный момент ЦБ РФ не разглашает информацию о проектах уже находящихся в процессе пилотирования, однако по заявлениям участников рынка в рамках регуляторной площадки они намерены тестировать коробочные решения для private banking, основанные на ЦФА - алгоритмические решения для инвестиционных портфелей, собранных из шести наиболее надежных криптовалют, а также проекты по исламскому финансированию и т.д.
Одним из особенно важным направлением для развития цифровых технологий на финансовом рынке для регулятора является надзор за финансовыми организациями как фактор обеспечения стабильности и устойчивости финансового рынка. В данной сфере для ЦБ РФ приоритетным направлениями стали RegTech и SupTech.
го перехода от формоцентричного к дата-центричному подходу (сбор информации операционного дня) в сборе от субъектов первичной информации для дальнейшего анализа, что позволит повысить оператив-
Таблица 1. Сравнение RegTech и SupTech
RegTech SupTech
Использование финансовыми организациями инновационных технологий для повышения эффективности выполнения регуляторных требований и управления рисками. Использование регуляторами инновационных технологий (Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии и другие) для повышения эффективности процессов регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка.
Примерами данного направления является использование новейших цифровых программных технологий для: - идентификации клиента (проведение процедур Know your customer); - выявления подозрительной активности и предотвращение мошенничества; - автоматизации процедур подготовки и сдачи отчетности; - комплаенс-контроля и т.д. Примерами данного направления является использование новейших цифровых программных технологий для: -анализа аффилированности заемщиков; - центразизации системы сбора и анализа отчетности; - прогнозирования спроса на наличные деньги; - предиктивного анализ стабильности кредитных и иных организаций на основе платежных данных; -потрансакционного онлайн-анализ данных кредитных организаций в части операций участников финансового рынка с целью выявления случаев мошенничества и т.д.
ность,и достоверность предоставляемых данных, реализация объектов по управлению рисками информационных угроз, автоматизации расчетов нормативов, анализа
взаимосвязи юридических лиц, созданию единого реестра залогов и т.д.
Немаловажным для развития сферы финтех является создание и развитие финансовой инфраструктуры.
Таблица 2. Основные направления развития финансовой инфраструктуры
Направление Основные функции
Финансовый маркетплейс Предложение финансовых услуг и продуктов физическим и юридическим лицам
Платформа для регистрации финансовых сделок Регистрация финансовых сделок
Перспективная платежная система Расширенный перечень платежных сервисов для банков, новые инструменты управления ликвидностью
Платформа быстрых платежей Переводы онлайн между физическими/юридическими лицами, доступ с использованием смартфонов, мессендже-ров, QR-кодов и т.д.
Национальная система платежных карт Выпуск карт «Мир», интеграция с платежными системами ЕАЭС, инновационные сервисы с комбинацией платежного средства и социальных/ транспортных приложений
Система передачи финансовых сообщений Передача финансовых сообщений, интеграция с международными системами и системами ЕАЭС
Платформа для облачных сервисов Предоставление ИТ-сервисов участникам рынка внешними провайдерами
Платформа на основе технологии распределенных реестров Создание финансовых сервисов для участников рынка на базе Мастерчейн
Единая система идентификации и аутентификации (биометрическая платформа) Единый сервис по идентификации и аутентификации физических лиц и для финансовых и нефинансовых услуг, в том числе с использованием биометрических персональных данных
Сквозной идентификатор Клиента Технология обмена данными с использованием сквозного ГО Клиента
Проект «Маркетплейс» запущен в декабре 2017 года и направлен на создание платформы для осуществления финансовых сделок, витрины для сбора и представления информации о финансовых продуктах (услугах) и ботов (специализированных алгоритмизированных консультантов) для подбора продуктов (услуг) конечным потребителям, что позволит, с одной стороны, обеспечить равный доступ потребителей к предлагаемым рынком продуктам, и способствовать развитию здоровой конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Среди продуктов, предлагаемых на площадке, банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, страховые продукты и т.д. За-
пуск платформы предполагается в 2019 году и обещает стать настоящим прорывом для отечественной экономики. Для продавцов финансовых услуг маркетплейс - это новый канал продаж, который позволит расширить присутствие на рынке без увеличения транзакционных издержек, а для потребителей возможность дистанционно и оперативно приобретать необходимые продукты. Стоит отметить, что реализация данного проекта не предполагает государственных инвестиций, ЦБ РФ берет на себя функции по созданию регуля-торной среды для эффективного функционирования такой системы.
В сфере осуществления платежей деятельность ЦБ РФ направлена, в первую
очередь, на содействие повышению скорости, безопасности и бесперебойности осуществления платежей, а также внедрение инновационных решений на базе платежных карт «Мир».
Однако фундаментом для осуществления большинства инноваций является создание единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для осуществления безопасного дистанционного оказания финансовых услуг, являющегося неотъемлемым фактором развития цифровой экономики, необходим сбор биометрических данных населения и создания единой государственной информационной системы (Единая биометрическая система) на основе технологий распределенных реестров. С мая 2018 года ЦБ РФ объявил о начале реализации удаленной идентификации в РФ - механизма, который позволит населению получить финансовые услуги дистанционно, подтвердив для этого свою личность с помощью биометрических персональных данных в указанных точках банковского обслуживания. Для обеспечения должной безопасности хранения данных биометрические данные в обезличенной форме будут храниться в Единой биометрической системе, персональные же данные будут храниться в ЕСИА, сообщение между системами будет осуществляться по технологическому идентификатору ЕСИА. В дальнейшем планируется предоставления доступа к данным системам для оказания услуг некредитным финансовым организациям, а также государственным учреждениям.
Реализация данного проекта позволит перевести оказание финансовых услуг в цифровую среду, что существенно повысит их доступность для потребеителей вне зависимости от географического положе-
ния, в том числе для маломобильного и пожилого населения и развитие конкуренции на финансовом рынке. Помимо банковского сектора данные системы планируется использовать в страховании, телемедицине, при доступе в маркетплейсы, открытии и регистрации, внесении изменений в документы юридического лица и т.д. Внедрение данных систем в отечественную экономику требует серьезного программно-технического обеспечения, которым российские банки и сам ЦБ РФ недостаточно располагает, что существенно затрудняет процесс. В настоящее время оснащены менее 20% банковских отделений. Однако еще более осложняет развитие недоверие со стороны населения.
Отдельно стоит отметить планы регулятора по стимулированию и развитию электронный документооборот между ЦБ РФ, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, а также хранению и использованию юридически значимых электронных документов, циф-ровизации документов на бумажном носителе, расширению использования простой и усиленной квалифицированных электронных подписей.
Также ЦБ РФ намерен уделять особое внимание развитию кадров в сфере финансовых технологий, в связи с чем регулятор проводит регулярные семинары, круглые столы для своих сотрудников, также запущены программы по интеграции деятельности с университетами и студентами для их дальнейшего привлечения и работоуст-ройства.
В качестве оценки реализации поставленных целей ЦБ РФ планирует достижение следующих ключевых показателей (табл. 3).
Таблица 3. Ключевые показатели эффективности реализации основных направлений развития финансовых технологий [3]_
Показатель 2017(факт) 2018(план) 2019(план)
Доля электронного документооборота с участниками финансового рынка КО-15% НФО-62% КО-50% НФО-80% КО-80% НФО-90%
Доля видов продуктов и услуг, доступных Клиентам - физическим лицам через дистанционные каналы продаж 66% 80% 90%
Таким образом, рассмотрев деятельность ЦБ РФ по развитию финансовых технологий в 2018-2022 гг., можно сделать вывод об ориентированности и заинтересованности регулятора не только в цифро-визации отечественной экономики, но и повышении ее эффективности и доступности финансовых услуг для участников рынка. Планы регулятора охватывают все основные сферы: правовое регулирование, банковский надзор, развитие финансовой инфраструктуры и т.д. По прошествии первого года еще рано говорить о результатах реализации запланированных проектов, однако следует отметить, что регулятору удалось заложить фундамент и оказывать должную поддержку субъектам рынка.
Деятельность в сфере финтех является новой для ЦБ РФ, в связи с чем некоторые положения являются недостаточно четкими и достижимыми в соответствии с суще-
ствующими реалиями, что говорит о необходимости их дальнейшей доработке. Так, необходимо подробно проанализировать мировой законодательный опыт и более точно и однозначно сформулировать законодательные положения о ЦФА, приведя их в соответствии с уже действующим законодательством, сделать систему регулирования более внятной и гибкой. Немаловажным является активное привлечение проектов для участия в регуляторной площадке, стимулирование и поддержка инициатив, установление правильного баланса между координацией и своевременным регулированием деятельности участников данной сферы. Однако все эти мероприятия не окажут ожидаемого эффекта без должной поддержки со стороны населения, для чего ЦБ РФ стоит уделить особое внимание повышению финансовой грамотности и проведению разъяснительных работ.
Библиографический список
1. Жданова О.А. Финтех-акселераторы - институты финтех-экосистемы // ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО. - 2018. - №4. - С. 34-36.
2. Маслеников В. В., Федотова М. А., Сорокин А. Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник Финансового университета. - 2017. - №2 (21). - С. 6-11.
3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 31.12.2018 г.).
THE ROLE OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL TECHNOLOGIES IN THE DOMESTIC ECONOMY
A.M. Solodkaya, graduate student Ural federal university (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article analyzes the main directions of development offinancial technologies in the Russian Federation at the present stage and the role of the Central Bank of the Russian Federation in this area. We consider the planned activities and their first results, as well as problems and prospects for their implementation.
Keywords: fintech, digital financial assets, marketplace, regulatory platform, unified identification and authentication system, biometric system.