НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Каблучко Ю.В.
Каблучко Юлия Владимировна - бакалавр экономики, Институт экономики и менеджмента Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: документ «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов» посвящен целям и задачам улучшения технологических инноваций на финансовом рынке нашей страны, которые включают поддержание инноваций и обеспечение доступности продуктов и услуг в сфере финансов для бизнеса и населения. Данный документ призван в будущем способствовать стабильному развитию и наращиванию в финансовом рынке конкурентоспособности [1, 1]. Ключевые слова: банковская система, финтех, Центральный Банк.
Основные тренды содержат представление предпосылок и направлений в области цифровых финансовых услуг в РФ, цели и важнейшие направления деятельности Центробанка в сфере финансовых продуктов, а также содержат характеристики соответствующих процедур. Правительство нашей страны в прошлом году утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» и мероприятия, которые предусмотрены в вышесказанном документе и призваны для реализации этой программы.
Сегодняшняя ситуация в финансовом секторе нашей страны отмечает комплекс трендов, образовывающие предпосылки для развития стимулирования финансовых технологий, которые включают в себя:
- утеря монополии банковских организаций на оказание обычных услуг, также усиление доли нефинансовых организаций на финансовом рынке;
- невысокая маржинальность услуг, оказываемых банками;
- проникновение большого количества услуг в сфере финансов за счет их цифровизации.
Таким образом, согласно «Основным направлениям развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов», самыми перспективными финансовыми технологиями по результатам проведенных исследований являются:
- мобильные технологии;
- биометрия;
- роботизация;
- облачные технологии;
-распределенные реестры;
- анализ данных и Big Data [1, 2].
Стоит отметить, что развитие таких технологий предполагает возникновение рисков, которые связаны с киберугрозами и призывающие своевременного и
оперативного мониторинга, подготовки и оценки мер по их недопущению, либо снижению их возможных последствий.
Повышение сложности проводимых действий и масштаба обрабатываемых данных, улучшение новых финансовых сервисов, а также усиление регуляторных требований увеличило затраты финансовых компаний на все необходимые нормы, что привело к рождению в мире нового и быстро развивающегося направления - RegTech (regulatory technology). RegTech - это применение финансовыми компаниями инновационных технологий для увеличения эффективности выполнения нормативных требований и управления рисками. Примерами сфер применения инструментов RegTech:
- распознавание клиента;
- обнаружение подозрительной активности и устранение мошенничества;
- автоматизация процесса сбора и сдачи отчетности;
- комплексный контроль.
SupTech (supervision technology) предполагает применение инновационных технологий (Big Data, машинного обучения, искусственного интеллекта, облачных технологий и т.д.) для увеличения эффективности координирования и надзора за действиями участников финансового рынка. Данные технологии могут сделать возможным регуляторам автоматизирование и упрощение, административных мероприятий, трансформацию данных и инструментов сотрудничества с участниками финансового рынка в цифровой формат, повысить подлинность отчетных данных. Например, возможности Big Data и машинного обучения позволяют анализировать взаимосвязи, производить обработку неструктурированных данных, в том числе из разных источников (СМИ, Интернет), и применять эти результаты для обнаружения мошеннических действий на финансовом рынке и мониторинга потенциальных рисков.
Создание и развитие данной платформы позволит трансформировать финансовые услуги в цифровую среду, усовершенствовать доступность таких услуг для клиентов, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого возраста, а также повысить конкуренцию на рынке.
Разработка платформы для удаленной идентификации предоставит возможность дистанционного обслуживания клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и биометрической системы. В рамках начального этапа будет обеспечена возможность дистанционного предоставления банками услуг по открытию счетов, произведение переводов и выдаче кредитов клиентам без их личного присутствия
Существующие в данное время механизмы переводов средств характеризуются рядом недостатков с точки зрения их цены, скорости, графика работы и удобства произведения, что является препятствием для дальнейшего развития безналичных расчетов.
Разработка технологии быстрых платежей направлено на рост рынка платежных услуг, сглаживания межбанковских барьеров при переводах между клиентами -физическими лицами, предоставление новых и удобных сервисов для потребителей конечных услуг, наращивании привлекательности безналичных расчетов, уменьшении стоимости переводов для конечного клиента. Реализация данной платформы предполагает разработку платежной инновации для рынка финансов с целью проведения переводов онлайн в режиме реального времени, с помощью различных каналов, с ясными тарифами и требованиями, с использованием номера мобильного телефона клиента, а также QR-кода. Платформа даст возможность осуществлять различные переводы физическим лицам в пределах назначенных лимитов (включая оплату различных товаров и услуг оплата счетов и т.д.), а также осуществлять другие сценарии взаимодействия между ее клиентами.
Список литературы
1. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ. Электрон. дан. Москва, 2010-2018. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.08.2018).
ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Каблучко Ю.В.
Каблучко Юлия Владимировна - бакалавр экономики, Институт экономики и менеджмента, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: глобальное применение компьютеров кардинально изменило жизнь человечества. Компьютеры проводят анализ информации без субъективизма и способны справляться с отдельными категориями деятельности лучше, чем это сделает человек. Использование инструментальных методов обработки информации является ключевым шагом в наращивании эффективности бизнеса. Ключевые слова: банк, искусственный интеллект, финтех.
Существующие на данный момент бизнес -модели приводят к последующему использованию накопленной информации для принятия эффективных управленческих решений, для выведения бизнеса на уровень цифровой экономики и виртуальной среды. Использование искусственного интеллекта для банковской деятельности является насущным вопросом в наше время, однако далеко не все банки в состоянии воплотить проекты в жизнь, так как это требует дорогостоящих вложений.
С позиции использования искусственного интеллекта в банковской деятельности данный термин стоит рассматривать со следующей позиции - как применение программного обеспечения для выполнения действия, сходные с работой мозга человека. Разительные изменения ожидают сервис оказания банковских услуг, который в будущем предоставит возможность адаптировать банковские продукты под предпочтения клиентов. В то же время банки имеют возможность воспользоваться искусственным интеллектом для управления рисками, для консультирования в режиме реального времени, для инвестирования и прочее [3, 81].
На сегодняшний день используются методы обучения алгоритмов, обучаются нейросети громадных размеров: глубокие, сверточные нейронные сети, сети глубокого доверия, рекуррентные нейронные сети.