Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лордкипанидзе Марина Георгиевна, Лапшина Светлана Николаевна, Востриков Сергей Сергеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с государственными правоохранительными органами с целью противодействия экономическим правонарушениям и обеспечения экономической безопасности страны. Представлен анализ деятельности данного банка по противодействию экономическим правонарушениям на финансовом рынке на примере Уральского Главного управления Банка России. Дан механизм взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с органами МВД России и выдвинуты предложения по усилению его роли в противодействии экономическим правонарушениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лордкипанидзе Марина Георгиевна, Лапшина Светлана Николаевна, Востриков Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING ECONOMIC CRIMES AND ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The article deals with topical issues of interaction between the Central Bank of the Russian Federation and state law enforcement agencies in order to counteract economic offenses and ensure the economic security of the state. An analysis of the activity of this bank in countering economic offenses in the financial market is presented on the example of the Ural Main Department of the Bank of Russia. The mechanism of interaction of the Central Bank of the Russian Federation with the bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia is given and proposals are made to strengthen its role in countering economic offenses.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_1_6 УДК 338.2

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА

Лордкипанидзе Марина Георгиевна,

кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, е-mail: kondor-lord@yandex.ru

Лапшина Светлана Николаевна,

кандидат технических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, е-mail: s.n.lapshina@urfu.ru

Востриков Сергей Сергеевич,

студент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, е-mail: aprilday55@ yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с государственными правоохранительными органами с целью противодействия экономическим правонарушениям и обеспечения экономической безопасности страны. Представлен анализ деятельности данного банка по противодействию экономическим правонарушениям на финансовом рынке на примере Уральского Главного управления Банка России. Дан механизм взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с органами МВД России и выдвинуты предложения по усилению его роли в противодействии экономическим правонарушениям.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации; экономические преступления; экономическая безопасность; правоохранительные органы; кредитно-финансовая система.

UDC 338.2

THE ROLE OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING ECONOMIC CRIMES AND ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Lordkipanidze Marina Georgievna,

PhD in Economics, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: kondor-lord@ yandex.ru

Lapshina Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: s.n.lapshina@urfu.ru

Vostrikov Sergey Sergeevich,

student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: aprilday55@yandex.ru

The article deals with topical issues of interaction between the Central Bank of the Russian Federation and state law enforcement agencies in order to counteract economic offenses and ensure the economic security of the state. An analysis of the activity of this bank in countering economic offenses in the financial market is presented on the example of the Ural Main Department of the Bank of Russia. The mechanism of interaction of the Central Bank of the Russian Federation with the bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia is given and proposals are made to strengthen its role in countering economic offenses.

Keywords: Central Bank of the Russian Federation; economic crimes; economic security; law enforcement agencies; credit and financial system.

В современных условиях становится актуальным исследование роли Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), судебных и правоохранительных органов и иных субъектов, оказывающих существенное влияние на формирование среды финансовых отношений, в создании условий для конструктивного взаимодействия между участниками финансового рынка и противодействия экономическим преступлениям.

В современной России выявлением экономических преступлений занимаются региональные отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) в со -ставе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые реализуют функции МВД России в области государственной поли -тики, правового и нормативного урегулирования в сфере экономической безопасности.

Увеличение числа операций, способов взаимодействия между некредитными финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг, появление новых финансовых продуктов неизбежно ведут к росту угроз, а также постоянному совершенствованию неблаговидных методов, появлению

новых, высокотехнологичных сомнительных (мошеннических) схем и недобросовестных практик, усиливающих негативное влияние как на финансовый рынок в целом, так и на его отдельных участников (в частности, на финансовые организации и их клиентов). Технологическая трансформация финансового рынка и связанные с этим процессом риски заставляют бизнес становиться более прогрессивным в вопросах совершенствования систем корпоративного управления, включая внутренний контроль и управление рисками, а также противодействие недобросовестным действиям и киберпреступности в целях усиления экономической безопасности государства [8-10].

Авторами статьи был проведен анализ деятельности Уральского Главного Управления ЦБ РФ (УГУ ЦБ РФ), которое входит в состав ЦБ РФ, находится на территории Уральского региона, выполняет аналогичные функции и наделено соответствующими полномочиями.

Территориальное учреждение ЦБ РФ -это обособленное подразделение, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации и входящее

в единую централизованную систему ЦБ РФ с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", иными законодательными актами Российской Федерации, другими нормативными и иными актами ЦБ РФ. Территориальными учреждениями являются главные управления ЦБ РФ, отделения ЦБ РФ, отделения -национальные банки главных управлений ЦБ РФ, за исключением отделений Главного управления ЦБ РФ по Центральному федеральному округу г. Москва [1-7].

УГУ ЦБ РФ является обособленным подразделением Банка России, осуществляющим часть его функций в регионе, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе в субъекте Российской Федерации, являющимся местом его нахождения.

Кредитно-финансовая система Уральского региона функционировала в последние годы в условиях реализуемых ЦБ РФ мероприятий, направленных на сдерживание

уровня инфляции, повышение защищенности розничных инвесторов и обеспечение удовлетворенности населения, объектов малого и среднего предпринимательства финансовыми услугами, повышение эффективности и прозрачности услуг микрофинансирования, внедрение цифровых финансовых технологий, а также на реализацию антикризисных мероприятий, разработанных Правительством Российской Федерации, ЦБ РФ, региональными органами власти.

Кредитно-финансовая система является одной из наиболее криминогенных отраслей российской экономики, в которой традиционно ежегодно совершается порядка 20 тысяч преступлений, совокупный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. Преступления данной направленности характеризуются нанесением значительного ущерба субъектам предпринимательства, физическим лицам, государственным структурам и экономике Российской Федерации в целом.

Банковский сектор Уральского региона по состоянию на 01.01.2022 представлен 28 самостоятельными кредитными организациями (табл. 1).

Таблица 1 - Количество кредитных организаций банковского сектора Уральского региона (2020-2021 гг.)

Территориальные отделения УГУ ЦБ РФ КО региона Филиалы КО региона и др. регионов Филиалы Сбербанка Представительства КО Коммерческие КО

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Свердловская область 9 8 22 25 2 2 5 4 67 71

Отделение НБ РБ 1 1 8 8 1 1 4 3 52 55

Отделение Курган 2 2 2 2 1 1 0 2 15 16

Отделение Оренбург 3 3 4 3 12 1 4 4 35 37

Отделение Пермь 4 3 8 8 2 2 4 2 39 49

Отделение Тюмень 6 5 15 14 7 4 7 5 81 86

Отделение Челябинск 6 6 42 15 1 1 5 3 84 86

ИТОГО 31 28 101 75 26 12 29 23 373 400

Большая часть кредитных организаций в Уральском регионе приходится на коммерческие кредитные организации (КО), которые увеличились с 2020 по 2021 гг. на 27 единиц. Одновременно наблюдается снижение количества других кредитных орга-

низаций, особенно филиалов, на 26 единиц.

Кроме кредитных организаций на территории Уральского региона функционирует рынок некредитных финансовых организаций (табл. 2).

Таблица 2 - Количество некредитных финансовых организаций, поднадзорных УГУ ЦБ РФ, на 01.01.2021

Виды организаций 2020 г. 2021 г.

Микрофинансовые организации 214 158

КПК 240 204

Ломбарды 517 276

СКПК 66 51

Итого 1037 689

Наблюдается снижение количества некредитных финансовых организаций, расположенных в Уральском регионе, на 33,6 %.

Анализ состояния финансового рынка Уральского региона показал наличие сложной криминогенной обстановки, которая характеризовалась:

- гибкостью действий криминальной среды относительно принимаемых государственными и правоохранительными органами, Банком России, кредитными организациями мер по противодействию преступной деятельности в финансово-кредитной сфере;

- использованием преступниками разнообразных методов, приемов и способов воздействия на граждан в целях совершения мошеннических действий, направленных на хищение денежных средств;

- возрастанием количества преступлений, связанных с нападением на объекты организаций финансовой системы Российской Федерации, хищением денежных средств из банковских устройств самообслуживания;

- применением преступниками огнестрельного оружия;

- вовлечением граждан в проекты, реализуемые по принципу финансовых пирамид.

К числу обстоятельств, способствовавших реализации преступных умыслов, следует отнести:

- ограничение в условиях пандемии очных контактов граждан в быту, при выполнении трудовых функций, с представителями государственных и правоохранительных органов, с представителями кредитных организаций, а также использование для коммуникаций личных гаджетов;

- неустойчивое морально-психологическое состояние части населения России ввиду высокого уровня заболеваемости, инфляционных процессов, сокращения рынка труда;

- неудовлетворительный уровень финансовой грамотности населения и подверженность граждан психологическому воздействию;

- неудовлетворительный уровень обмена информацией между правоохранительными органами, банковскими учреждениями, операторами сотовой связи, интернет-провайдерами, что негативно влияет на эффективность расследования преступлений, своевременное установление личности преступников.

Важным индикатором угроз экономической безопасности регионов является сумма материального ущерба от экономической преступности. Опасность данных преступлений заключается в том, что они несут большой ущерб экономике региона, который достаточно сложно поддается исчислению, а также усиливают тенденцию к возрастанию их доли в общей численности экономических преступлений.

Некоторые статистические данные, отражающие состояние криминогенной обстановки в финансовой системе Уральского региона (по сведениям МВД России за 20182021 гг.) отражены в табл. 3.

Таблица 3 - Состояние криминогенной обстановки в Уральском регионе в 2018-2021 гг.

Регион Количество преступлений в финансово-кредитной сфере Материальный ущерб в млн руб. Доля региона в материальном ущербе всей поднадзорной области, %

2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

Свердловская область 425 423 349 166 1 726,00 578,72 55,01 7,12 20,68 15,79 1,47 0,19

Республика Башкортостан 453 383 384 441 150,47 137,43 87,55 1 757,27 1,8 3,75 2,34 46,25

Курганская область 164 117 115 76 76,8 825 507,66 279,17 0,92 22,5 13,55 7,35

Оренбургская область 110 118 116 42 1 320,00 33 26,39 5,94 15,82 0,9 0,7 0,16

Пермский край 359 1001 322 455 2 103,00 321,66 2 226,77 624,69 25,2 8,77 59,45 16,44

Тюменская область 705 394 358 410 705,64 370,26 534,25 1 122,02 8,45 10,1 14,26 29,53

Челябинская область 921 529 716 644 2 264,30 1 400,00 308 3,61 27,13 38,19 8,22 0,1

Итого 3137 2965 2360 2234 8 346,21 3 666,07 3 745,63 3 799,82 100 100 100 100

Для анализа данных табл. 3 построены итоговая диаграмма и линии тренда с использованием программного обеспечения Microsoft Excel с отражением количества преступлений в регионах, поднадзорных УГУ ЦБ РФ (рис. 1). Материальный ущерб от экономических преступлений по регионам, поднадзорным УГУ ЦБ РФ, представлен на рис. 2.

Наиболее криминогенные условия в 2021 г. были выявлены в Республике Башкортостан, Тюменской области и Пермском крае. В 2020 г. в этот список входили: Пермский край, Тюменская, Курганская области.

Анализируя итоговую диаграмму, представленную на рис. 3, можно обозначить общую тенденцию к уменьшению количества преступлений в регионах, поднадзорных УГУ ЦБ РФ, за анализируемый период. Так, в 2018 г. данный показатель по всем регионам составлял 3137 преступлений, в 2019 г. -2965, в 2020 г. - 2360, в 2021 г. - 2234.

Материальный ущерб от преступлений снизился в 2018-2019 гг. (8 346,21 млн руб. и 3 666,07 млн руб. соответственно), но с 2020 по 2021 г. наблюдается тенденция к увеличению ущерба. С 2020 по 2021 г. материальный ущерб увеличился с 3 745,63 млн руб. до 3 799,82 млн руб., что вместе с отрицатель-

1200

И1= 1

Ч*= 3,7415

1000

воо

ЕОО

400

200

201 =

201Э

2020

2021

■ Свердловскад область Оренбургская область

■ Ч еля Е и нск ая о бл асть

• Республика Башкортостан

• Пермский край

»Курганская область •_юме некая область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Количество преступлений в регионах, поднадзорных УГК ЦБ РФ

Рисунок 2 - Материальный ущерб по регионам, поднадзорным УГУ ЦБ РФ, в млн руб.

ной динамикой количества преступлений свидетельствует о том, что на одно преступление объем причиненного материального ущерба увеличился. Объем причиненного ущерба в среднем на одно преступление в 2021 г. увеличился за 2 года в 2,2 раза по

сравнению с аналогичным показателем за 2019 г. (2,660 млн руб. и 1,236 млн руб. соответственно).

Важно отметить, что в ходе построения трендов отмечаются значительные различия в коэффициентах детерминации, в ходе

Рисунок 3 - Итоговая диаграмма по криминогенной обстановке по всей территории,

поднадзорной УГУ ЦБ РФ

построения модели далеко не все вводные данные показывают должный уровень взаимосвязи, что свидетельствует о том, что построенная модель недостаточно точно описывает исследуемую сферу экономических правонарушений в регионах, поднадзорных УГУ ЦБ РФ.

Для проверки наших суждений в Excel были рассчитаны дисперсия и среднеква-дратическое отклонение по регионам. Были получены следующие результаты: для количества преступлений в финансово-кредитной сфере дисперсия (D) равна 61603,48, а среднеквадратическое отклонение(а) -248,20; для объема материального ущерба дисперсия (D) равна 460 001,16, среднеквадратическое отклонение (а) - 678,23. Полученные значения свидетельствуют о значительном разбросе данных и, соответственно, о существенной неопределенности анализируемой информации.

В дополнение к информации, отраженной в вышеприведенных таблицах, ЦБ РФ располагал сведениями из МВД России по конкретным уголовным делам в различных сегментах финансового рынка. Наиболее часто встречающиеся экономические преступле-

ния квалифицируются УК РФ следующим об -разом: ст. 159 (мошенничество), ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), ст. 172 (незаконная банковская деятельность), ст. 158 (кража).

Попытка выявить взаимосвязь данных преступлений с общей криминогенной обстановкой показала значительное расхождение данных, предоставленных ЦБ РФ органами МВД России. Так, например, преступление, зафиксированное на территории Свердловской области 05.06.2021, привело к 8,445 млн руб. ущерба, в то время как статистика криминогенной обстановки указывает в качестве общего ущерба по всей области 7,118 млн руб. Подобное расхождение полученных данных создает определенные проблемы для точного анализа и адекватной оценки деятельности территорий, поднадзорных УГУ ЦБ РФ. Расхождение данных, по нашему мнению, может являться следствием различия методик учета, используемых надзорными органами МВД России и ЦБ РФ.

Поскольку для принятия эффективных управленческих решений необходимо опре-

делить степень риска и степень неопределенности, в которой находятся анализируемые территории, расхождение данных создает существенную проблему для принятия управленческих решений.

Под риском в рамках деятельности ЦБ РФ по противодействию экономическим правонарушениям понимается риск невозврата похищенных денежных средств, под степенью неопределенности - степень информированности субъекта управления о складывающейся ситуации.

По данным, представленным МВД России, основными угрозами стабильного функционирования финансовой системы территорий, поднадзорных УГУ ЦБ РФ, являются:

- мошенничество с применением информационно-телекоммуникационных и банковских технологий (в том числе методов

социальной инженерии), направленное на хищение денежных средств физических и юридических лиц;

- нелегальная деятельность на финансовом рынке;

- совершение преступлений персоналом кредитных учреждений и микрофинансовых организаций;

- грабежи и разбойные нападения, направленные на объекты финансовых организаций;

- физические и логические атаки на банковские устройства самообслуживания.

Статистика направленных заявлений в правоохранительные органы о выявленных признаках противоправных деяний и возбужденных по ним уголовных дел в 2019-2021 гг. представлена на рис. 4.

Рисунок 4 - Статистика направленных заявлений и возбужденных уголовных дел в 2019-2021 гг.

В динамике с 2019 по 2021 г. количество поданных заявлений увеличилось в 6,3 раза (с 38 до 239). Количество возбужденных дел также значительно увеличилось и показало рост в 5,6 раз (с 23 до 128). Количество отказов в возбуждении уголовных дел также возросло в 4,5 раза (с 13 до 59), но данный рост можно объяснить значительным увеличени-

ем количества поданных в правоохранительные органы заявлений.

Периодом с наиболее низкими или отрицательными показателями можно назвать 2020 г., который характеризовался: ростом количества направленных заявлений; снижением числа возбужденных дел; повышением количества отказов в возбуждении дел. Так,

за 2020 г. при поданных 98 заявлениях всего было возбуждено 16 дел, а по 26 заявлениям было отказано в возбуждении дела, остальные 56 заявлений остались не рассмотренными по неизвестным причинам.

Стоит отметить, что из 54 направленных заявителями жалоб на конец 2021 г. остались нерассмотренными 16, в 2 случаях в удовлетворении жалобы надзирающими прокурорами отказано по причинам законности и обоснованности принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела, однако, по результатам повторного обжалования вышестоящим прокурорам через прокуратуры субъектов Российской Федерации, данные решения были отменены. Таким образом, во всех случаях направления жалоб, за исключением не рассмотренных на конец отчетного периода, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела были отменены.

Подобная волокита со стороны органов МВД России при рассмотрении заявлений об экономических правонарушениях приводит во многих случаях к истечению срока исковой давности по конкретным преступлениям, что способствует их дальнейшему увеличению при отсутствии своевременно принятых мер.

В 2021 г. УГУ ЦБ РФ (с учетом отделений, отделений-НБ) в правоохранительные органы направлено 239 заявлений о преступлениях, по результатам рассмотрения которых в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ, приняты решения о возбуждении уголовного дела (или приобщения к материалам уголовного дела) по 128 заявлениям, что составляет 54 %. В 2021 г. работники УГУ ЦБ РФ привлекались правоохранительными органами к проверочным мероприятиям, следственным действиям, а также к участию в судебных процессах по уголовным делам 54 раза.

Исследование показателей и построение диаграммы дает точное понимание того, что принятие данного решения значительно улучшило взаимодействие ЦБ РФ с органами следствия и дознания, а также дало возможность полноценно отстаивать права и интересы заявителей.

Несмотря на положительную динамику информационной деятельности Банка России, количество постановлений об отказе

в возбуждении уголовного дела и количество удовлетворенных жалоб о пересмотре решения свидетельствуют о том, что существует проблема квалификации преступлений на уровне органов следствия и дознания. Также немаловажным фактором роста количества принятых и соответственно направленных заявлений является повышения уровня финансовой и правовой грамотности населения. Так, повышение финансовой грамотности населения влияет на способность граждан распознавать и правильно реагировать на мошеннические посягательства на их имущество и в случае распознавания мошеннической схемы подавать заявления в уполномоченные органы в рамках направленности их деятельности.

С целью повышения эффективности деятельности УГУ ЦБ РФ по противодействию экономическим правонарушениям были сделаны следующие предложения:

1. Оптимизация процесса учета и обмена статистической информацией.

Целью данного предложения является повышения эффективности деятельности ЦБ РФ по противодействию экономическим правонарушениям и улучшение взаимодействия со всеми органами государственной власти, участвующих в механизме подследственности.

Для выполнения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:

- повышение качества системы учета предоставляемой статистической информации;

- повышение уровня финансовой грамотности населения;

- повышение полномочий Банка России в процессе взаимодействия с другими органами власти.

Для повышения качества системы учета статистической информации представляется актуальным введение унифицированной системы отчетности, которая позволит улучшить эффективность систем учета и обмена информации среди подразделений, участвующих в межведомственном взаимодействии по противодействию экономическим правонарушениям, повысит качество процесса принятия управленческих решений, позволит быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся условия криминогенной среды и своевременно принимать требующиеся для поддержания экономической и правовой

стабильности общества и государства превентивные меры.

Данное предложение позволит упростить взаимодействие органов власти, а также создаст условия для полного и комплексного анализа проводимой деятельности, что впоследствии сформирует базу для принятия наиболее эффективных управленческий решений, позволит быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся условия криминогенной среды и своевременно принимать требующиеся для поддержания экономической и правовой стабильности общества и государства превентивные меры.

2. Повышение полномочий ЦБ РФ в системе взаимодействия с правоохранительными органами.

В ходе анализа деятельности УГУ ЦБ РФ в сфере противодействия экономическим правонарушениям по взаимодействию с гражданскими лицами было выявлено, что Банк России не обладает достаточными полномочиями в ходе проведения следственных мероприятий и фактически в них не участвует, что приводит к большому количеству отказов в возбуждении уголовных дел, которые впоследствии обжалуются Банком России.

В целях повышения скорости реагирования органов следствия и дознания и как следствие улучшения качества работы системы по противодействию экономическим правонарушениям предлагается расширить полномочия Банка России и позволить сотрудникам соответствующих подразделений участвовать в следственных действиях по делам экономической направленности в качестве специалистов, обладающих определенными компетенциями в области экономических и финансовых правонарушений.

3. Совершенствование деятельности УГУ ЦБ РФ в рамках повышения финансовой грамотности населения.

Повышение финансовой грамотности населения - это один из важнейших элементов деятельности Банка России по противодействию экономическим правонарушениям. В своей основе данное направление деятельности носит превентивных характер. Результатами просветительской деятельности в рамках противодействия экономическим правонарушениям являются:

- осознание населением возможности

мошеннических посягательств на их имущество;

- осведомленность население о мошеннических схемах, применяемых правонарушителями;

- понимание тенденций и специфики деятельности участников финансовых рынков;

- развитие общей правовой грамотности населения;

- информированность населения о возможностях обращения в органы государственной власти с целью подачи заявлений в уполномоченные органы в случае распознания мошеннических схем либо с целью по -лучения информации о той или иной финансовой организации.

Несмотря на обширную деятельность Банка России по внедрению финансовой культуры, существуют проблемы, связанные с распространением информации среди населения о доступности различных образовательных ресурсов в сфере финансовой грамотности. Для достижения поставленной цели необходимо:

- расширить спектр используемых средств массовой информации, начиная от федеральных телеканалов, заканчивая рекламными баннерами;

- усилить распространение финансовой культуры среди социально уязвимого населения: пенсионеров, детей-сирот, инвалидов;

- в связи с тенденциями развития мошеннических схем, в том числе финансовых пирамид, внедрить в современные образовательные системы финансовой грамотности тему киберграмотности;

- ввести систему лицензирования образовательных ресурсов со стороны ЦБ РФ;

- создать мобильное приложение, обобщающее все курсы, статьи и образовательные программы, реализуемые ЦБ РФ;

- ввести новые образовательные программы и системы тестирования финансовой грамотности работников, проходящих курсы повышения квалификации.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности Уральского Главного Управления ЦБ РФ, позволят повысить эффективность его деятельности на поднадзорных территориях с целью обеспечения экономической безопасности государства.

Список литературы_

1. О потребительском кредите (займе) : федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ф3. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986 (дата обращения: 01.08.2022).

2. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. Разработка Банка России. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343942/ (дата обращения: 01.08.2022).

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 208. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216629/ (дата обращения: 01.08.2022).

4. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики : Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. № 224. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/12056 (дата обращения: 01.08.2022).

5. Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетчеством : Приказ МВД России и Банка России от 05.02.2009 № 102ЮД-113. URL: https://base.garant.ru/72234496/ (дата обращения: 01.08.2022).

6. О территориальных учреждениях Банка России. Положение Банка России от 11.04.2016 № 538-П. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196602/ (дата обращения: 01.08.2022).

7. Концепция противодействия недобросовестным действиям на финансовом рынке Банка России: 2018 год. Разработка Банка России. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/48603/concept_countering_unfair_actions. pdf (дата обращения: 01.08.2022).

8. Авдийский В. И., Дадалко В. А., Синявский Н. Г Теневая экономика и экономическая безопасность государ -ства : учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 538 с.

9. Захарова О. В. Проблемы и направления развития микрофинансового сектора современной России // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4.

10. Лордкипанидзе М. Г, Лапшина С. Н., Макарская К. В. Повышение роли правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности региона в условиях цифровой экономики // Журнал прикладных исследований. 2021.

References_

1. On Consumer credit (loan) : Federal Law No. 353-FZ of December 21, 2013. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155986 (date of reference: 01.08.2022).

2. The main directions of development of the financial market of the Russian Federation for the period 2019-2021. Development of the Bank of Russia. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343942 / (accessed: 01.08.2022).

3. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated May 17, 2017 No. 208. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629 / (date of appeal: 01.08.2022).

4. On ensuring the interaction of state bodies in the fight against economic offenses : Decree of the President of the Russian Federation of March 3, 1998 G. No. 224. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12056 (accessed: 01.08.2022).

5. On approval of the Procedure for Interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Central Bank of the Russian Federation in the Fight against Counterfeiting: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Bank of Russia dated 05.02.2009 No. 102/OD-113. URL: https://base .garant.ru/72234496 / (date of application: 01.08.2022).

6. About the territorial institutions of the Bank of Russia. Regulation of the Bank of Russia dated 11.04.2016 No. 538-P. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196602 / (accessed: 01.08.2022).

7. The concept of countering unfair actions in the financial market of the Bank of Russia: 2018. Development of the Bank of Russia. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/48603/concept_countering_unfair_actions.pdf (date of reference: 01.08.2022).

8. Avdiyskiy V. I., Dadalko V. A., Sinyavsky N. G. Shadow economy and economic security of the state : a textbook. 3rd ed., reprint. and additional M.: INFRA-M, 2021. 538 p.

9. Zakharova O. V. Problems and directions of development of the microfinance sector in modern Russia. Economy. Business. Cans. 2015. № 4.

10. Lordkipanidze M. G., Lapshina S. N., Makarskaya K. V. Increasing the role of law enforcement agencies in ensuring the economic security of the region in the digital economy. Journal of Applied Research. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.