Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лордкипанидзе Марина Георгиевна, Лапшина Светлана Николаевна, Макарская Кристина Витальевна

В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности на примере работы отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу. Отмечается, что в условиях нестабильности российской экономики особенно важно уделить пристальное внимание вопросам, которые связаны с укреплением и стабилизацией экономической безопасности государства. Указывается, что одной из самых серьезных угроз является экономическая преступность, так как она препятствует успешному проведению экономических реформ. Экономическая преступность имеет реальное влияние на процессы производства и потребления в стране, что существенно замедляет экономическое развитие Российской Федерации. Предложены мероприятия по автоматизации приема и рассмотрения заявлений от граждан и организаций по вопросам экономических преступлений в условиях цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лордкипанидзе Марина Георгиевна, Лапшина Светлана Николаевна, Макарская Кристина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF LAW ENFORCEMENT IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE DIGITAL ECONOMY

The article examines the issues of economic security on the example of the work of the department of economic security and combating corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Yekaterinburg. It is noted that in the context of the instability of the Russian economy, it is especially important to pay close attention to issues related to the strengthening and stabilization of the economic security of the state. It is pointed out that one of the most serious threats is economic crime, as it impedes the successful implementation of economic reforms. Economic crime has a real impact on the processes of production and consumption in the country, which significantly slows down the economic development of the Russian Federation. Measures are proposed to automate the reception and consideration of applications from citizens and organizations on economic crimes in the context of the digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_2_104 УДК 338.2:343

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Лордкипанидзе Марина Георгиевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической-безопасности производственных комплексов института экономики и управления, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: kondor-lord@yandex.ru

Лапшина Светлана Николаевна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры анализа систем и принятия решений института экономики и управления, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: s.n.lapshina@urfu.ru

Макарская Кристина Витальевна,

студент, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности на примере работы отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу. Отмечается, что в условиях нестабильности российской экономики особенно важно уделить пристальное внимание вопросам, которые связаны с укреплением и стабилизацией экономической безопасности государства. Указывается, что одной из самых серьезных угроз является экономическая преступность, так как она препятствует успешному проведению экономических реформ. Экономическая преступность имеет реальное влияние на процессы производства и потребления в стране, что существенно замедляет экономическое развитие Российской Федерации. Предложены мероприятия по автоматизации приема и рассмотрения заявлений от граждан и организаций по вопросам экономических преступлений в условиях цифровизации экономики.

Ключевые слова: правоохранительные органы; экономическая безопасность; экономическая преступность; цифровая экономика.

UDC 338.2:343

ENHANCING THE ROLE OF LAW ENFORCEMENT IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

IN THE DIGITAL ECONOMY

Lordkipanidze Marina Georgievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security of Industrial Complexes of the Institute of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: kondor-lord@yandex.ru

Lapshina Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Systems Analysis and Decision-Making at the Institute of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: s.n.lapshina@urfu.ru

Makarskaya Kristina Vitalievna,

student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

The article examines the issues of economic security on the example of the work of the department of economic security and combating corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Yekaterinburg. It is noted that in the context of the instability of the Russian economy, it is especially important to pay close attention to issues related to the strengthening and stabilization of the economic security of the state. It is pointed out that one of the most serious threats is economic crime, as it impedes the successful implementation of economic reforms. Economic crime has a real impact on the processes of production and consumption in the country, which significantly slows down the economic development of the Russian Federation. Measures are proposed to automate the reception and consideration of applications from citizens and organizations on economic crimes in the context of the digitalization of the economy.

Keywords: law enforcement agencies; economic security; economic crime; digital economy.

Возврат России с 1991 г. к частной собственности и капиталистическому способу производства существенно изменил требования к деятельности государственных правоохранительных органов, основной функцией которых всегда являлась охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К государственным правоохранительным органам, как известно, относятся суды, прокуратура, Министерство юстиции и его органы, органы внутренних дел, органы контрразведки, таможенные органы, к негосударственным - адвокатура, третейские суды. Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита прав от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также принятие к правонарушителям мер государственного принуждения; обеспечение экономической безопасности территорий, регионов и государства в целом.

Однако при наличии многочисленных государственных структур федерального, регионального и муниципального уровня, призванных обеспечивать экономическую безопасность и пресекать экономические преступления, все чаще юридические и физические лица сталкиваются с нарушениями их закон-

ных прав и интересов в экономической сфере.

Отсутствие действенных мер на заявления граждан и реальных проверок, отписки работников органов дознания и прокуратуры всех уровней, незаконные судебные решения приводят к недоверию к государству и росту социальной напряженности, снижения авторитета судебной власти и правоохранительной системы государства. Бездействие или недостаточно эффективные действия государственных правоохранительных органов дают почву для роста коррупции как в производственной сфере, так и на всех уровнях власти, что в конечном итоге подрывает экономическую безопасность государства.

Коррупция означает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Коррупция является интернациональной проблемой и ставит под угрозу экономическую безопасность любой страны. К наиболее важным факторам, определяющим рост коррупции в российских регионах, относятся:

- стремительный переход от социализма к капиталистической системе, не подкреплен-

ный необходимой правовой базой и правовой культурой;

- распад партийной системы контроля, существовавшей в СССР.

Отсутствие реальных мер борьбы с коррупцией в России ослабляет экономическую безопасность регионов и государства в целом. Экономическая безопасность - это такое состояние экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, как внешним, так и внутренним [3].

Главным субъектом обеспечения экономической безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством через органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечивает безопасность граждан и государства в целом. Объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство, предприятия и учреждения [2].

Понятие «безопасность» тесно связано с понятием «угроза», поэтому считается невозможным изучение экономической безопасности без определения угрозы. Угроза несет собой опасность разрушения объектов либо опасность нанесения более или менее значительного ущерба. Разрушение же может быть различным, например криминализация хозяйственной системы. Преступная деятельность в сфере экономики основывается на теневом денежном капитале, из-за этого происходит снижение поступлений в государственный бюджет налогов, денежные средства «отмываются» и зачастую переводятся в другие государства. Таким образом, из-за теневого капитала создаются неблагоприятные условия для формирования официальной национальной экономики.

Теневая экономика - это экономическая, предпринимательская деятельность, которая скрывается от государства и общества и находится вне контроля и государственного учета. Теневые экономические отношения Таблица 1

выражены в валютных, антимонопольных, таможенных, банковских, налоговых и других правонарушениях. Большую часть теневой экономики занимает экономическая преступность, которая существенно подрывает безопасность государства [1].

Само понятие экономической преступности недостаточно исследовано криминалистической и уголовно-правовой науками, так как объектами исследований были, в основном, какие-либо разновидности экономических преступлений. Понятие экономической преступности подразумевает под собой все совершенные экономические преступления за какой-то период на определенной территории.

В современной России выявлением экономических преступлений занимаются региональные отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу занимается обеспечением функций МВД России по реализации и выработке государственной политики, правовому и нормативному урегулированию в области экономической безопасности всего государства. Выполняет различные функции, предусмотренные Положением о Департаменте и нормативно-правовыми актами МВД РФ. Отдел состоит под юрисдикцией Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, которое является самостоятельным подразделением, входящим в Центральный аппарат МВД.

Анализ деятельности отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу позволил определить проблемы, затрудняющие раскрытие экономических преступлений в данном регионе. Динамика выявленных экономических преступлений в г. Екатеринбурге с 2019 по 2020 г. в приоритетных сфе-

рах экономики представлена в таблице.

Количество выявленных преступлений в приоритетных сферах экономики в г. Екатеринбурге в 2019-2020 гг.

Приоритетные сферы экономики в г. Екатеринбурге Количество выявленных преступлений Динамика

2019 г. 2020 г. Абсолютная Относительная, %

Бюджетное финансирование 34 49 15 144,1

Потребительский рынок 13 39 26 300

Финансово-кредитная система 101 194 93 192,1

Топливно-энергетический комплекс 1 4 3 400

Металлургия 9 0 -9 0

Строительство 44 73 29 165,9

Жилищно-коммунальное хозяйство 9 5 -4 55,6

Машиностроение 7 16 9 228,6

Оборонно-промышленный комплекс 3 5 2 166,7

Налоговая система 40 43 3 107,5

Лесопромышленный комплекс 1 13 12 130

Транспорт 1 5 4 500

Образование 1 3 2 300

Всего 264 449 185 170,1

Анализ данных показывает, что за год количество выявленных экономических преступлений в г. Екатеринбурге увеличилось на 70,1 %, однако по приоритетным сферам экономики результаты значительно отличаются, что связано как с объективными, так и субъективными факторами, зависящими от качества проведенных расследований.

Субъективными факторами, влияющими на качество проведенных расследований, являются правильность учета поступивших заявлений об экономических преступлениях в регионе и грамотность проведенных проверок по изложенным в заявлениях фактам. В приоритетных сферах экономики, в которых налажен автоматизированный учет, таких как налоговая система, финансово-кредитная система, бюджетное финансирование и строительство, количество выявленных экономических преступлений заметно выше. Следовательно, в сферах экономики, где количество выявленных экономических преступлений меньше, невозможно сделать вывод о благополучном состоянии в них с точки зрения экономической безопасности ввиду отсутствия автоматизированного учета выявленных нарушений.

Одним из перспективных направлений улучшения учета экономических преступлений в регионе силами отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу является применение цифровых технологий для автоматизации учета приема заявлений и проведения по ним проверок.

В рамках цифровизации экономики Свердловской области и г. Екатеринбурга целесообразно разработать программу приема, регистрации заявлений и проверки фактов об экономических преступлениях на порталах правительства Свердловской области и

мэрии г. Екатеринбурга. Данная программа позволит производить учет поступивших заявлений и проведения проверок по ним как региональными правоохранительными органами, так и заявителями. Полученные данные позволят увидеть более объективную картину по состоянию экономической безопасности в регионе.

Важным индикатором угроз экономической безопасности регионов является сумма материального ущерба от экономической преступности, которая в г. Екатеринбурге составила 439,4 млн рублей в 2019 г. и 496,6 млн рублей в 2020 г.. При этом число преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, либо причинивших крупный ущерб, остается примерно на том же уровне. Опасность данных преступлений заключается в том, что они несут большой ущерб экономике региона, который достаточно сложно поддается исчислению, а также усиливают тенденцию к возрастанию их доли в общей численности экономических преступлений.

Стоит отметить, что существует тесная связь между ростом экономических преступлений и снижением уровня жизни населения, именно поэтому вопрос обеспечения экономической безопасности так остро стоит сейчас. Соответственно, важным является выделение основных проблем в деятельности отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу.

Анализ правоприменительной деятельности территориальных подразделений экономической безопасности МВД России по линии борьбы с коррупцией показал, что часто встречаются проблемы, затрудняющие решение поставленных оперативно-служебных задач:

1. В ходе прошедшего реформирования в целом по стране количество сотрудников подразделений экономического блока не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Из-за этого количество материалов уголовных дел распределяется на оставшихся сотрудников, на одного оперуполномоченного приходится порядка 18-22 материалов уголовных дел, что влечет за собой увеличение трудоемкости и времени на проведение проверочных мероприятий. Переработка поощряется денежными выплатами, но только если она не превышает 120 часов в год, а остальные часы переработки работникам не оплачиваются, что лишает сотрудников мотивации в качественном рассмотрении поступивших заявлений об экономических преступлениях.

Несмотря на неоднократные указания руководства МВД России и ГУЭБ и ПК МВД России, руководители ряда органов внутренних дел поверхностно подошли к проведению мероприятий по организационно-штатному построению подразделений экономической безопасности и противодействию коррупции. Так, по состоянию на декабрь 2020 г. численность личного состава подразделений отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу, по сравнению с декабрем 2019 г., сократилась на 21,8 %. Складывающаяся ситуация внутри системы не могла положительно отразиться на общей результативности работы названных подразделений. По оценкам практических работников, оставшейся фактической численности личного состава явно недостаточно для выполнения оперативно-служебных задач по приоритетным направлениям работы. Согласно данным исследования института Генеральной прокуратуры Российской Федерации в настоящее время сотрудники органов внутренних дел работают на грани психических и физических возможностей.

2. С проблемой высокой загрузки сотрудников тесно связана проблема текучести кадров, поскольку молодые специалисты долго не задерживаются на рабочем месте и увольняются. Так как после трудоустройства в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции необходимо пройти стажировку, длительность которой составляет шесть месяцев, а заработная плата стажера не превышает 20 000 рублей, большинство

молодых специалистов после стажировки не подписывают контракт либо переводятся в другие подразделения МВД России.

3. На протяжении многих лет в правоприменительной практике сотрудников отделов экономической безопасности и противодействия коррупции возникает проблема, связанная со сложностью применения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» при документировании фактов взяточничества. Участие в данном мероприятии сотрудников полиции следственными органами зачастую трактуется как провокация взятки. Нередко предприниматели отказываются заявлять в органы внутренних дел о фактах вымогательства, опасаясь совершения в отношении них противоправных действий со стороны высокопоставленных должностных лиц, имеющих коррупционные связи в правоохранительных либо государственных контрольно-надзорных органах. К тому же сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции центрального аппарата МВД России имеют, по мнению экспертов, ограниченные возможности для противодействия высокопоставленным коррупционерам.

4. Другой не менее важной проблемой является недостаточный уровень межведомственного взаимодействия территориальных органов МВД России и подразделений Следственного комитета Российской Федерации на стадии возбуждения уголовных дел. Разногласия в оценке собранных материалов приводят к задержке принятия положительного решения или отказу в возбуждении уголовного дела, что зачастую влечет утрату доказательств, позволяет скрыться лицам, подозреваемым в совершении преступления.

Особенно остро данная проблема проявилась в условиях возросшей нагрузки на След -ственный комитет вследствие передачи в его ведение расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности (ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями, ст. 290 УК РФ - получение взятки, ст. 291 УК РФ - дача взятки). На основании ст. 151 УК РФ указанные коррупционные преступления по подследственности должны рассматриваться органами следственного комитета. Однако на практике заявления с указанием фактов злоупо-

треблений должностными полномочиями направляются прокуратурой в органы МВД (отделы полиции), которые практически их не рассматривают по существу, не проводят проверки по имеющимся доказательствам, а голословно отказывают в возбуждении уголовного дела. Даже после отмены отказных постановлений судом или прокуратурой тщательные проверки органами МВД России так и не проводятся, в Следственный комитет заявления по подследственности не передаются, что в результате приводит к истечению срока давности и уходу от ответственности виновных должностных лиц.

5. Еще одна важная проблема заключается в том, что в нашей стране специальность «экономическая безопасность» в вузах появи -лась относительно недавно. В основном весь штат сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции состоит из оперуполномоченных, которые стали так называемыми первооткрывателями. Поначалу они не имели представления, как нужно работать, учились на практике. Уровень квалификации и профессиональных знаний оперативных работников в области экономики и финансов достаточно низкий, что также приводит к неправильным квалификации преступлений и выводам при анализе документов и фактов, изложенных в заявлениях об экономических преступлениях.

Указанные проблемы в деятельности отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу позволяют сделать выводы о необходимости реформирования системы организации и координации действий в рамках борьбы с экономической преступностью с помощью инструментов цифровой экономики. Авторами предлагаются следующие направления улучшения деятельности:

1. В рамках программы цифровизации экономки Свердловской области и г. Екатеринбурга необходимо организовать прием заявлений граждан и организаций через специальный портал услуг. Предварительную обработку сведений и фактов, изложенных в заявлениях, квалификацию преступлений проводить с использованием машинного интеллекта с фиксацией полученного результата на портале. Полученные результаты должны стать основой для анализа и дальнейшей оценки по фактам экономических

преступлений. На портале должен быть отражен ход обработки заявления, проведения проверочных мероприятий, мотивированный вывод о наличии или отсутствии состава преступления. Одновременно должны отражаться установленные процессуальные сроки для проведения поверки по заявлениям. Контроль должен осуществляться соответствующими программными инструментами и органами прокуратуры.

Автоматизация учета приема заявлений и проведения проверки по ним позволит снизить количество необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел и повысить уровень контроля за проведением проверочных мероприятий по всем фактам, изложенным в заявлениях. Цифровизация деятельности отдела экономической безопасности и противодействия коррупции даст возможность увеличить оперативность при определении подследственности каждого экономического преступления в рамках ст. 151 УПК РФ и повысить уровень управления трудовыми ресурсами в органах МВД и Следственного комитета России.

2. Для решения проблемы переработки, которая является следствием нехватки кадров, необходимо внести изменения в Приказ МВД России от 19.10.2012 № 961 (ред. от 19.03.2014) «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха» и в п. 58, 59 Приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Предлагается для сотрудников, у которых время переработки за год составило более 120 часов, разработать новый порядок выплат с целью материального стимулирования труда оперативных работников.

3. Проблема недостатка специалистов для работы по специальности «Экономическая безопасность» в органах внутренних дел должна решаться в Уральском юридическом институте МВД России, а также в других ву-

зах, имеющих это направление подготовки. Требуется также усилить уровень подготовки данных специалистов в области финансово-экономической и правовой сферы, информационных технологий и оперативно-розыскной деятельности. А для действующих сотрудников, которые учились на практике, создать специальные курсы дополнительного профессионального образования по направлению «Экономическая безопасность» с упором на изучение правовых и финансовых дисциплин.

4. В целях обеспечения экономической безопасности региона предлагается применять цифровую модель на основе данных, получаемых при работе сайта, в которой учесть: - количество поданных и зарегистрированных заявлений;

- количество проведенных проверок по заявлениям;

- количество постановлений о возбуждении уголовного дела;

- количество постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;

- размер материального ущерба от экономического преступления;

- размер возмещенного материального ущерба;

- сроки рассмотрения заявления об экономическом преступлении;

- количество рассмотренных дел оперативным работником.

Таким образом, реализация указанных предложений позволит укрепить экономическую безопасность регионов.

Список литературы_

1. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учебное пособие / В. И. Авдийский, В. А. Дадалко. - Москва : Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. - 496 с.

2. Завгородний, В. И. Информация и экономическая безопасность предприятия / В. И. Завгородний. - Москва : Синергия, 2019. - 352 с.

3. Колосов, А. В. Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов. - Москва : РАГС, 2001. -314 с.

References_

1. Avdian V.I., Dadalko V.A. Shadow economy and economic security of the state: Textbook. Moscow: Alpha-M, INFRA-M, 2018. 496 p.

2. Zavgorodny V.I. Information and economic security of the enterprise. Moscow: Synergy, 2019. 352 p.

3. Kolosov A.V. Economic security of economic systems. Moscow: RAGS, 2001. 314 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.