Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная функция / общественный порядок / общественная безопасность / функции государства

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иргит А. Г., Сагалаков Э. А.

Автор в данной статье определяет роль централизованных органов России в реализации правоохранительной функции государства. Правоохранительная функция – это одно из относительно самостоятельных и обособленных направлений деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иргит А. Г., Сагалаков Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

Из общей суммы финансовых нарушений неэффективное использование бюджетных средств составило в сумме 508,48 тыс. руб., нецелевое использование бюджетных средств - 31 175,92 тыс. руб. и другие финансовые нарушения (при формировании и исполнении бюджетов, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических услуг) - 109 547,17 тыс. руб.

В течение 2023 г. Контрольно-счетной палатой была проведена экспертиза проектов нормативно-правовых актов (в том числе, изменений в Программу приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, изменений в решение «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», изменений в муниципальные программы, проектов муниципальных программ, планируемых к реализации с 2024 года).

Установленный на сегодняшний день правовой статус Контрольно-счетной палаты муниципального образования «город Ульяновск» в целом позволяет осуществлять независимый и систематический контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств муниципального образования.

Список использованной литературы:

1. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований: федер. закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 903.

2. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». https://docs.cntd.ru/document/918022795.

3. Официальный сайт Контрольно-счетной палаты муниципального образования «город Ульяновск». URL: http://www.k-sp.ru.

© Ермакова Е.Н., 2024

УДК 34

Иргит А.Г.

студентка ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: Сагалаков Э.А.

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», кандидат исторических наук

РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Автор в данной статье определяет роль централизованных органов России в реализации правоохранительной функции государства. Правоохранительная функция - это одно из относительно самостоятельных и обособленных направлений деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц.

Ключевые слова:

правоохранительная функция, общественный порядок, общественная безопасность, функции государства.

Поддержка условий существования полноценного общества, его адекватного развития является важной функцией государств.

К основной задаче государства можно отнести защиту государственного и общественного строя. Эту задачу реализует правоохранительные органы, в частности полиция [5, с. 51].

Деятельность полиции в узком смысле понимается как орган, который обеспечивает соблюдение правовых норм гражданами и организациями, которые установлены законодательством, путем применения мер административного принуждения и административной ответственности для поддержания общественного порядка [2, с. 61].

Полиция является организационной и правовой основой формирования государства, которая гарантирует контроль общественных отношений, осуществляет взаимодействие с обществом [9, с. 86].

Полиция РФ является централизованной структурой.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции», полиция представляет собой составную часть системы федеральных органов исполнительной власти, занимающаяся рассмотрением внутренних дел. В этом законе указывается значение полиции в системе, а также место, которое она занимает в структуре федерального органа исполнительной власти [11].

Так, сегодня, в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ «О полиции», руководят полицейским органом, естественно, в границах полномочий, руководитель федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, как и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, включая руководителей различных подразделений полиции [11].

В задачи полиции входит большое количество работы по обеспечению прав и свобод гражданина, применения мер для поддержания общественного порядка.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ закреплены права и свободы гражданина, которые признаются и гарантируются согласно нормам международного права [8]. Обеспечение порядка является востребованным направлением, которое реализуется через органы государственного управления. К полномочиям госуправления также относят защиту прав и свобод гражданина, в случае посягательства на них. Частные положения относительно обеспечения порядка в обществе находят закрепление в Конституции РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 132), в том числе в некоторых нормативно -правовых актов (среди которых ФЗ РФ «О полиции» (ч. 1 ст. 1, п. 5 ч. 1 ст. 12), КоАП РФ (ст. 1.2) [7].

Под обеспечением общественного порядка С.И. Гирько понимает, государственные меры, которые защищают жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, которые возникают в общественных отношениях, а также интересы организаций в вопросах охраны общественного порядка [1, с. 6].

Процесс обеспечения общественного порядка должен быть оперативным и своевременным. То есть правоохранительные органы должны организовано выполнять свои обязанности по охране общественного порядка. Для регулирования общественного порядка, органы наделены полномочиями, которые позволяют им использовать меры административного принуждения. Правоохранительная система является самой крупной из всех юрисдикционных органов России. Наибольшее число правонарушений фиксируется правоохранительными органами. При этом основную деятельность по обеспечению порядка присваивают службе участковых уполномоченных полиции, а также патрульно-постовой службе полиции. Основными мерами, применяемыми для обеспечения общественного порядка, являются административно-правовые меры. За нарушения общественного порядка полагается административная ответственность, которая является особой мерой принуждения и выступает

эффективным средством профилактики правонарушений.

Административно-правовые меры влияют на сохранение надлежащего порядка с помощью инструментов подавления возникающих и уже возникших конфликтов. Иногда действия правоохранительных органов посягают на общепринятый общественный порядок, которые могут выражаться как задержания, личные досмотры и прочее. В этом случае возникает проблема нарушения конституционных прав гражданина и применяемых мер. Исходя из подобных случаев, в Конституции статья 55 предусмотрена возможность применения административно-правовых мер только в том порядке как это определяется в законе.

Наиболее распространенными правонарушениями, которые оказывают влияние на общественный порядок и безопасность являются распитие алкогольных напитков в общественных местах, употребление наркотических и психоактивных веществ. Данные об этом содержатся в ГИАЦ МВД РФ.

Так, в 2018 году было зафиксировано 2379473 (23%) случаев, в 2019 г. - 2 180 449 (22%), в 2020 г. - 2 679 753 (28%), в 2021 г. - 3 202 374 (34%), 2022 г. — 2 418 374 (36%); в 2023 г. - 2 964 562 (38 %), появление в общественных местах в состоянии опьянения (согласно ст. 20.21 КоАП РФ): в 2018 г. - 5 102 531 (50%), в 2019 г. - 5 210 632 (52%), в 2020 г. - 3 972 189 (41%), в 2021 г. - 2 857 556 (30%), 2022 г. - 2 232 546 (29%), 2023 г.- 2 764 162 (30 %); мелкое хулиганство (согласно ст. 20.1 КоАП РФ): в 2018 г. - 1 501 682 (15%), в 2019 г. - 1 181 382 (12%), в 2020 г. - 1 114 698 (12%), в 2021 г. - 1 133 837 (12%), 2022 г. - 1 170 446 (13%), 2023 - 1 314 125 (12%) [4].

Строгость к административным правонарушениям возрастает ежегодно. Например, возрастают размеры штрафов. Если водитель управляет транспортом в нетрезвом виде или передел управление нетрезвому человеку, то гражданину грозит лишение прав на управление транспортом, а также штраф в размере 30 000 рублей. Ранее за подобное правонарушение водителя только лишали прав. Но это не останавливало водителей нарушать правила дорожного движения и подвергать общество опасности. Поэтому и требуется ужесточение санкций [12].

Согласно подпункта 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, говорится, что с целью огласки, а также последующего применения изображения физического лица как в государственных или общественных, а также прочих публичных интересах не нужно получать его согласие. Далее п. 25 постановления Пленума ВС РФ, принятого 15.06.2010, № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» [13] указывает, что именно следует причислять к интересам общества, в частности: потребность общества не только в обнаружении, но и в раскрытии угрозы в отношении государства и всего гражданского общества, кроме того, общественной безопасности, а также окружающей среде.

В Кодексе административных правонарушений допускается осуществлять привод гражданина (при условиях его обязательного присутствия) для рассмотрения дел по некоторым составам административных правонарушений. Если гражданин отказывается от своего присутствия без уважительных причин, то органы могут предпринять меры для его привода. Этими мерами являются уведомления. В уведомлении указывается время и место, где будет проходить рассмотрение дела. Уведомление гражданина должно быть выполнено в соответствии с законом, иначе произойдет нарушение процедуры вынесения постановлений [10].

В зарубежных странах все чаще наблюдается практика применения средств фиксации информации, которые есть у сотрудников полиции. В некоторых европейских странах и США у полицейских есть нательные видеорегистраторы. Подобный опыт стремительно распространяется. И уже сейчас можно увидеть подобные средства в странах СНГ. В России также этот опыт перенимается.

Наиболее активно средства записи информации применяются сотрудниками дорожной безопасности. По нашему мнению, практика применения этих средств может быть использована и в других направлениях.

Например, общественные места можно оборудовать средствами фиксации информации, которые будут сообщать сотрудникам полиции о нарушении общественного порядка. Полицейские также могут использовать персональные средства видеозаписи, что подтвердит законность действий сотрудников и поможет в сдерживании правонарушителей. Помимо этого, средства видеофиксации помогут в снижении уровня коррупционной активности среди сотрудников.

Статья 26 КоАП РФ разрешает использование записей с технических средств, в качестве показаний или доказательств, при правонарушениях. Но это разрешение действует только при административных правонарушениях, которые связаны с обеспечением безопасности дорожного движения и благоустройства территории [7].

Обязанностями сотрудника полиции, основываясь на статью 12 Федерального закона РФ «О полиции», являются: выяснение причин правонарушения, обеспечение защиты прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка в общественных местах, применение мер по опознанию граждан, которые не способны предоставить о себе информацию (об этом говорится в п.15) [11].

Изучив практику применения технических средств для обеспечения общественного порядка, мы предлагает внести дополнения в главу 27 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации. К дополнительным мерам обеспечения производства можно добавить аудиозапись, видеозапись, фотосъемку и дактилоскопирование.

Соответственно ст. 26.1 КоАП РФ, обозначенная мера обеспечения распространяется на определение обстоятельств относительно дела, рассматриваемому по административному правонарушению, которые необходимо выяснить (в частности, установление граждан, которыми были совершены правонарушения), в свою очередь, с ее помощью, с нашей точки зрения, повышению продуктивности правоприменительной работы сотрудников полицейских органов. Вполне естественно, что в процессе производства по делам об административных правовых нарушениях, которые предполагают своей целью нарушение общественного порядка, не будет задействован полный комплекс мер обеспечения. Причем, использование отдельных мер будет некорректным [10].

Обеспечительный характер мер, обозначенных ранее, составляет тот факт, что меры обеспечения можно применять исключительно после совершения административного правонарушения.

В процессе рассмотрения дел по совершенным правонарушениям применяются меры по обеспечению. Неотвратимость наказания за правонарушение гарантирует профилактику, которая способствует снижению риску совершения подобного преступления гражданином.

Применение мер по обеспечению применяется лишь в половину случаев административных правонарушений, которые были направлены на нарушение общественного порядка и общественной безопасности.

Самыми распространенными являются: доставление - 38,5% случаев; административное задержание - 16,3% случаев; досмотр личный, а также вещей, которые имелись на момент задержания у гражданина - 23,6% случаев; направление на медосвидетельствование на выявление состояния опьянения - 21,1% случаев.

В действующем законодательстве указано большое разнообразие мер обеспечения. Согласно целевому назначению, меры делятся на определенные группы. Меры, рассмотренные в данной статье, помогают установить обстоятельства правонарушения, получить необходимые сведения обо всех правонарушителях и др. Их должное исполнение сотрудниками полиции гарантирует обеспечение общественной безопасности, а также снижение риска совершения повторных правонарушений гражданами и организациями.

Список использованной литературы: 1. Гирько С.И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 16.

2. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2010. № 12. С. 61.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Рос. газ. 1994. 8 дек.

4. Данные ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: ttps://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (Дата обращения: 07.09.2024).

5. Илларионов В.П. А начиналось с «Устава благочиния» // Милиция. 2000. № 7. С. 51.

6. Карагодин А.В. Применение органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2006.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.

8. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г.: в ред. Закона Рос. Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. 2020. 04 июля.

9. Малахов В.П. Единство и различие административного и полицейского права // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 86.

10.О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№ 5 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 6.

11.О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 10 фев.

12.О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16// Рос. газ.

2010. 18 июня.

13.Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 5.

© Иргит А.Г., 2024

УДК 34

Кагосян Э.А.

Студент 1 курса ВГУЮ РПА Минюста России

Г. Сочи, РФ

Научный руководитель: Чакрян В.Р.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «гуманитарных, специальных и экономических

дисциплин» Г. Сочи, РФ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к автоматизации обработки правовых документов. Основное внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и нейронных сетей в юридической практике. Обсуждаются преимущества, такие как повышение эффективности и снижение временных затрат, а также основные вызовы, включая проблемы точности и юридической интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.