Научная статья на тему 'Роль ценностей в регулировании жизни социума'

Роль ценностей в регулировании жизни социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубкова Светлана Николаевна

Social changes are accompanied by values transformation. It provokes a lot of contrasts: between different systems of values (traditional and new), between the values which are declared and real behaviour. Further theoretical methodological exploration of the concepts of Russian people's values, further development of value instrumentality and lively actions in value resurrection have come to light. These are the things which preserve nation as such.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of values in regulation of society activity

Social changes are accompanied by values transformation. It provokes a lot of contrasts: between different systems of values (traditional and new), between the values which are declared and real behaviour. Further theoretical methodological exploration of the concepts of Russian people's values, further development of value instrumentality and lively actions in value resurrection have come to light. These are the things which preserve nation as such.

Текст научной работы на тему «Роль ценностей в регулировании жизни социума»

РОЛЬ ценностей в регулировании жизни социума

С.Н. Зубкова

Zubkova S.N. The role of values in regulation of society activity. Social changes are accompanied by values transformation. It provokes a lot of contrasts: between different systems of values (traditional and new), between the values which are declared and real behaviour. Further theoretical methodological exploration of the concepts of Russian people’s values, further development of value instrumentality and lively actions in value resurrection have come to light. These are the things which preserve nation as such.

26 апреля 2007 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин одним из важных факторов развития, наряду с политической и экономической стабильностью, выделил духовное единство народа и объединяющие людей моральные ценности. Общая система нравственных ориентиров, по мнению Президента, неотъемлемое условие решения масштабных национальных задач, «когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [1]. Акцентирование внимания главы государства на нравственных ценностях общества не случайно. Именно они становились сплачивающим фактором в самые сложные периода развития государства.

На протяжении длительного процесса антропосоциогенеза человек как существо познающее создавал мир отношений с другими людьми, что, в свою очередь, создавало его самого. Подлинное рождение Человека происходило в период постепенного осознания им глубинного смысла, заложенного в окружающем мире и в самом человеке как части этого мира, устроенного по нетленным законам красоты, добра и гармонии. Что же позволило выделиться человеку из животного мира, наполнило жизнь смыслом и научило вместе сосуществовать и понимать друг друга, выстраивая сложную сеть взаимоотношений с себе подобными? Безусловно, это мир ценностей. У истоков духовных поисков и устремлений человечества - преклонение перед величием Вселенной и природой, вера и почитание древних богов. Здесь же рождаются сострадание, терпимость, любовь к ближнему, мудрость.

В самых древних цивилизациях ценности выступали некой системой координат, которая позволяла регламентировать образ

жизни социума, выступая гарантом упорядоченного функционирования общественного организма. Но разные религии объединены созвучием основных ценностей, которое проявляется в отношении к человеку как главной ценности, в построении взаимоотношений, основанных на непричинении друг другу зла:

- в языческой религии египтян, которая была образована еще в 3 тыс. до н. э., из оправдательной речи умершего «Книги Мертвых» мы узнаем, что умерший не чинил людям зла, не поднимал руку на слабого, не убивал, не приказывал убивать, никому не причинял страданий, не сквернословил, не отнимал молока от уст детей;

- у вавилонян и ассирийцев осуждались грехи: лжесвидетельство, кражи и обман, пролитие крови, прелюбодеяние, непочита-ние родителей и старших, притеснение слабых и бедных, вдов и сирот, неоказание помощи соплеменнику, равнодушие, злословие;

- в одной из древнейших религий Буддизм в четвертой истине находится 5 заповедей, которые составляют основу культуры поведения: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения;

- появление доасизма относят примерно к У-У1 вв. до н. э.; в нем со временем сформировалась своя система запретов: не убивай даже ради спасения собственной жизни; не предавайся развратным желаниям ради наслаждения; не воруй чужие вещи ради собственного обогащения; не предавайся пустым речам ради доказательства собственных умений; не употребляй вина с целью замутить свой разум. В даосском трактате «Канон Нефритовой чистоты» одним из самых страшных поступков считается нарушение сыновьего долга, отказ в помощи родителям;

- великий китайский мудрец Конфуций, который жил в 1 в. до н. э., выделял особое качество «жэнь», отличающие человека от любого другого живого существа. Оно не переводится одним словом, а может означать «человеколюбие», «гуманность», «добродетель», «справедливость». В основе человеколюбия лежит сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности;

- в иудаизме из десяти заповедей «Ветхого Завета» шесть посвящены социальному укладу жизни людей: «Почитай отца твоего и мать... Не убивай... Не прелюбодействуй... Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего. ничего, что у ближнего твоего»;

- в мусульманстве Шариат - совокупность закрепленных Кораном и Сунной сборник благих предписаний, которыми мусульмане должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенствования. Речь идет не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина.

Независимо от того, несет ли религия в себе политеистические или монотеистические черты, можно говорить о сходстве основных этических принципов, о существовании универсальных общечеловеческих ценностей, которые выкристаллизовывались в процессе развития человека и общества и становились духовными регуляторами социальной жизни.

Представление человека о ценностной стороне бытия получило свое развитие в античной философии. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос «Что есть благо?», что стало основным вопросом ценностной теории в философии.

Понятие ценности появилось в ХУНТ в. в работах Канта для обозначения должного в отличии от сущего, того, что есть. Нравственность, моральный закон и долг философ противопоставляет склонностям человека и их удовлетворению. П. Кант отмечает: «Именно с благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность» [1].

Возникшая в ХТХ в. аксиология (теория ценностей) как самостоятельная область философского исследования своей главной задачей ставила показать, как возможна цен-

ность в общей структуре бытия и каково ее отношение к фактам реальности. Для аксиологического трансцендентализма, получившего развитие в работах неокантианцев баденской школы В. Виндельбанда и Г. Рик-керта, ценность - это «идеальное бытие, бытие норма, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным» сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний»[2]. По словам Г. Риккерта, сущность ценностей состоит в их «значимости», а не «фактичности», они выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл.

Концепция современного немецкого философа Акселя Хоннета «Борьба за признание» охватывает целый ряд актуальных тем современного философского и социального мышления: формирование субъективности, обеспечение целостности личности во фрагментированной социальной среде, механизмы интеграции высокоразвитых обществ. Любое общество основано на порядке, который выражается в целом ряде нормативных установок, возникающих из сплетений интеракций в повседневной жизни. Одна из форм признания концепции Акселя Хоннета связана с уважением социальной ценности индивида, своеобразие которой проявляется при рассмотрении перехода общества от традиционного уклада к модерну. В традиционных обществах жизнедеятельность индивидов регулируется сословными социальными установками, закрепленными в религиозных традициях. При переходе к модерну «определение социальной ценности ориентируется уже не на коллективные свойства, а на индивидуальные способности человека, развитые им в ходе своей жизни. открывается простор для различных способов личностного самоосуществления, а культурные ориентиры для определения общественного вклада отдельного человека характеризуются неустранимым ценностным плюрализмом» [3]. Отношения, при которых субъекты участвуют в жизни друг друга, пробуждая заинтересованность, терпимость по отношению к индивидуальным особенностям других людей, могут называться «солидаристскими».

Зарождающееся в философии научное знание и выделение разных отраслей науки из ее недр сделало категорию ценностей

междисциплинарной. Но каждая наука смотрит на ценности под своим углом зрения, через призму собственных специализированных теорий и концепций.

Проблема ценностей стала одной из центральных в социологии с момента ее возникновения. Большое внимание понятию ценностей было уделено в работах классиков социологической мысли Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, которые включали ценности в структуру и жизнь общества, выделяя их нормативно-регулирующую функцию.

За последние 15 лет многие исследователи обращались к понятию ценностных ориентаций, изучая массовое сознание общества, его базовые ценности в период социальноэкономических, социально-политических и идеологических перемен, в период глобализации мирового сообщества.

Исследователь Т. Н. Рассадина проанализировала механизмы трансформации традиционных ценностей в периоды стабильного и нестабильного, бифуркуционного развития общества. Поскольку ценностные характеристики предметов материальной и духовной культуры проявляются в процессе функционирования сети взаимодействий, все виды социальных изменений сопровождаются трансформацией ценностных ориентиров в обществе. Трансформация системы ценностей в переходные периоды развития общества при переходе от традиционного к современному и постсовременному обществу -«общемировой процесс, имеющий свою уникальную специфику в каждой стране, регионе» [4]. Т.Н. Рассадина приходит к выводу, что взаимодействие акторов на любых уровнях (макро-, мезо-, микроуровнях) социальной реальности - всегда процесс осознанного и неосознанного взаимовлияния, в результате чего ценностные установки людей преобразуются. Следовательно, трансформация ценностей - естественный и постоянный процесс.

В периоды нестабильного развития общества процесс трансформации ценностей идет нелинейно, нет определенного вектора развития. В период кардинальных перемен в обществе, когда прежняя система ценностей теряет стабильность, подвергается сомнениям, основной смысл адаптации из должного усвоения акторами ценностей, норм перемещается на поиск таких способов действия, которые соответствовали бы новым услови-

ям реальности. «В таких условиях акторы предпринимают активные взаимодействия, позволяющие им развивать способность рефлексии, происходящую не от изолированных мыслительных процессов, а от интеракции. Это не просто процесс получения актором информации, но динамичный процесс ее ин-тепретации, приспособления к своим собственным потребностям при повышенном избирательном отношении. В ходе такого нелинейного взаимодействия акторов вовлечены в процессы взаимовлияния, результатом чего является смена приоритетных ценностных образцов» [4].

В периоды культурных разломов, смены идеологических парадигм исследователи разных отраслей вновь и вновь обращаются к проблеме ценностей, пытаются обнаружить новые векторы развития общества и соответствующие им изменения в ценностной сфере. На каких бы уровнях социальной реальности не происходили интеракции, акторы сталкиваются с индивидуальной системой ценностей друг друга, оказывая взаимовлияние. На формирование системы ценностей индивидов оказывают воздействие различные объективные (внешние по отношению к личности) и субъективные (психологические) факторы, что порождает множество противоречий: противоречия между разными системами ценностей (традиционной и инновационной), между ценностями-целями и ценностями-средствами, ценностями и социальными ожиданиями, между декларируемыми ценностями и реальным поведением, противоречия между культурой, ее центральным аспектом -системой ценностей и новыми социальными отношениями, что обуславливает актуальность дальнейших теоретико-методологических исследований, подтверждающих и дополняющих концепции ценностей россиян, дальнейшая разработка валидного инструментария в целях разрешения сложившихся противоречий и ведение активной просветительской деятельности по воспроизводству духовных ценностей народа, что лежит в основе сохранения нации как таковой.

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 26 апреля 2007 г., Москва. Режим доступа: www.kreml.org. Загл. с экрана.

2. КантИ. Соч.: в 6 т. М., 1956. Т. 4. Ч. 1. С. 234.

3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. М., 1983.

4. Фуре В.Н. // Вопр. философии. РАН. 2005. № 1. С. 164.

5. Рассадина Т.А. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. М., 2005. № 4. С. 30, 56.

Поступила в редакцию 16.05.2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО БРАКА В ЭПОХУ XVIII-XIX СТОЛЕТИЙ

К.С. Матвеева

Matveeva K.S. Peculiarities of a French marriage during the 18th - 19th centuries. In the second half of the 18th century a Christian monogamous marriage has replaced a prevailing variety of marriage forms in the high Middle Ages. The church has played a predominating role in the recognition of this form of marriage as a state form. A monogamous marriage contracted in church was the unique suitable marriage form in public opinion. The legal rights and duties existed not only between spouses, but also between parents and children. The conclusion of the marriage contract which preceded the marriage procedure got the increasing topicality in France of the 18th century. Such form of definition of conditions of spouses’ economic interaction concerned not only rich sections of the population, but also more needy people, foe whom family establishing did not imply great material contributions.

В 1754-1782 гг. наблюдалось резкое увеличение количества брачных договоров. Супруги при этом вносили определенные взносы, сумма которых составляла не менее 100 ливров [1]. В процентном соотношении брачные контракты во Франции XVIII в. составляли 95 % в Лионе, 93 % в Тулузе, 75 % в Париже, 72 % в Бордо, 70 % в Дижоне [2]. Таким образом, наблюдаемое к концу XVIII века увеличение брачных контрактов, а также возрастание их роли свидетельствует о коммерциализации брака.

Во избежание незаконных браков церковь оглашала о предстоящем венчании три праздничных дня или три воскресенья. Обязательным было первое оглашение, второго и третьего по разрешению епископа могло не быть. В то же время церковь иногда допускала «тайные браки» (les manages secrets) и «подпольные браки» (les manages clandistines) [3]. «Тайные браки» - браки, совершавшиеся в чужом приходе или ночью в целях скрытия факта венчания от посторонних. Все необходимые формальности при данной форме брака были соблюдены: обязательно согласие родителей, присутствие священника и двух свидетелей. В 1715 г. Ж. де Сен-Бев - теоретик канонического права - издал «Словарь вопросов совести», в котором разъяснялся порядок проведения «тайного брака».

Совершавшиеся в начале XVIII в. «подпольные браки» признавались недействительными, так как совершались они при нарушении норм, установленных Тридентским собором. Венчание совершалось без согласия родителей. Священника подвергали строгому дисциплинарному взысканию, а иногда за этим следовало лишение сана. Жених подвергался уголовной ответственности за похищение невесты.

Таким образом, единственно полноценным браком в XVIII в. считался брак, заключенный в церкви при соблюдении всех правил, установленных Тридентским собором. Без ритуального освещения церковью союз любовников не расценивался социально полноценным окружающими и самими влюбленными. Не получив согласия родителей, а следовательно, не имея прав на официальное венчание, влюбленные иногда заменяли обряд венчания взаимными обетами верности, данными в церкви. Святость места в сознании молодой пары давало разрешение на продолжение их союза. Так, граф де Тили, объясняя в письме своей возлюбленной Софи де Лорвиль невозможность официального брака, писал о том, что в церкви, «в присутствии того, кто видит все и кто допускает лишь то, чего желает, у подножия его алтаря, нам не будет нужды в посредничестве его служителей, чтобы взять его в свидетели на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.