Научная статья на тему 'Механизмы процесса трансформаций традиционных ценностей'

Механизмы процесса трансформаций традиционных ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1383
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассадина Т. А.

The author touches on the problem of transformation of traditional values. This process, from the author's view, is developing in the interaction of the controversial tendencies traditional and innovative, the result of which is a changeover of the content, structure, composition and the importance of values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы процесса трансформаций традиционных ценностей»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 4

Т.А. Рассадина

МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИЙ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

The author touches on the problem of transformation of traditional values. This process, from the author's view, is developing in the interaction of the controversial tendencies — traditional and innovative, the result of which is a changeover of the content, structure, composition and the importance of values.

Кризисные периоды в истории народов и государств характеризуются возрастанием интереса к проблеме национального самосознания, в основе которого лежит глубинный пласт духовной культуры — система традиционных ценностей, не только сохраняющихся на протяжении истории, но и претерпевающих изменения. Традиционные ценности — это разновидность ценностей, в которых отселектирован, передан непосредственным и опосредованным путями и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о достойном, лучшем, авторитетном в культуре; повторяющий почти в идентичной форме эти ценности, соответствующие структуры поведения на протяжении нескольких поколений или в течение длительного времени в рамках одного общества или регионов, имеющих в какой-то степени общую культуру. Трансформации ценностей при переходе от традиционного к современному и постсовременному обществу — общемировой процесс, имеющий свою уникальную специфику в каждой стране, регионе.

В постперестроечный период в России рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-куль-турные "разломы", коренные изменения в системе ценностей российского человека, его новый образ. Вместе с тем сохраняющиеся традиционные ориентиры, ментальные программы, встраиваясь в ткань современных ценностных систем, влияют на решение политических, экономических, социальных задач, успех/неуспех общественных преобразований.

В условиях перманентности и ускорения социальных перемен, сочетания устойчивых и бифуркационных периодов общественного развития, целенаправленного социального воздействия на системы ценностей и стихийных социальных практик крайне важно понимать особенности взаимодействия различных систем ценностей, механизмов их трансформаций, что позволит повысить точность оценок влияния акторов на процессы, происходящие в ценностных аспектах общественного сознания, будет способствовать поиску адекватных его

состоянию и потребностям управленческих воздействий на изменяющуюся систему ценностей.

Ключевой термин "трансформация" (лат. transformati6) означает преобразование, превращение, видоизменение. В Большой советской энциклопедии данный процесс определяется как "преобразование, превращение, изменение вида, формы, каких-либо существенный свойств"1 объектов.

Изменение — процесс движения и взаимодействия предметов, явлений, перехода от одного состояния к другому, появления в них новыгх свойств, функций, отношений. Понятие "социальное изменение" характеризуется как объективный и постоянный процесс, заключающийся в изменении социальной системой своей структуры и функций, посредством которого она приходит к соответствующему социальному порядку (нормам, институтам, власти, социальному контролю) или к его отвержению.

К специфическим формам социальных изменений традиционно относят: социальное развитие, социальный цикл. Социальное развитие — это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере в целом или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социальных группах. В нем раскрывается заложенный в системе потенциал: ему приписывается восходящий (прогрессивный) или нисходящий (регрессивный) вектор. Привнесенная в объективную и нейтральную категорию социального развития аксиологичность, ценностное измерение делает данный подход весьма дискуссионным. К теориям развития относят все разновидности эволюционизма. Социальный цикл понимается как неслучайное изменение, реализуемое в виде повторяющегося движения к состоянию, уже имевшему место в прошлом.

В последней трети XX в. социология поставила под сомнение и надежность системно-организмических моделей общества, и саму дихотомию социальной статики и динамики. Большее значение приобретает понимание всепроникающих динамических качеств социальной реальности, восприятие социального (общества, групп) в движении ("процессуальный образ"). Под влиянием постмодернистской философии в социологии утверждается мысль о незаданности вектора общественного развития, о его возможной разнонаправленности, не отрицается и идея прогресса и подчеркивается роль социальных субъектов, активно "строящих" формы социального бытия.

Социальная трансформация — вид социальных изменений. В социальной науке используются различные понятия, сущность которых близка к понятию "трансформация". Общественные изменения в бывшем Советском Союзе, а позже — в России называли по-разному: ускорением, перестройкой, революцией, радикальной реформой, пере-

1 Большая советская энциклопедия. М., 1956. Т. 43. С. 161.

ходом или переходным периодом (часто без указания от чего к чему), модернизацией.

В последнее время понятие "социальная трансформация" используется широко, им оперируют многие авторы, однако немногочисленные исследователи дают ему принципиальные научные толкования. К ним, в частности, относятся Т.И. Заславская (1999), В.А. Ядов

(1999), А.Я. Флиер (1995, 2000), Н.И. Лапин (2000), М.К. Горшков

(2000) и др. Социальная трансформация понимается как "обусловленное внешними факторами и внутренней необходимостью постепенное, не связанное со сменой правящей элиты, но в то же время радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы или социе-тального типа общества"2; как преобразование социальный институтов и структур, нередко сопровождающееся их коренной ломкой3.

Выделяя слои показателей характера и направленности этих изменений (поверхностный — преобразование социальных институтов, более глубокий — социально-групповой структуры), Т.И. Заславская подчеркивает, что "еще более глубинным и в то же время наиболее надежным критерием направленности трансформационного процесса, показателем того, ведет ли он к модернизации или, напротив, к деградации общества, служит генеральное направление социокультурных сдвигов"4. Для В.А. Ядова важно, что понятие "трансформация" является наиболее общим адекватным понятием, которое свободно от "векторной нагрузки"5, что подчеркивает изначальную незаданность изменений.

К главным отличительным особенностям трансформации относятся: направленность на изменение не отдельный частный сторон, а сущностных черт, определяющих социетальный тип общества; постепенный и относительно мирный характер протекания; неизбежность, длительность и глубина аномии, обусловленная опережающим разложением старых общественных институтов по сравнению с созданием новых; принципиальная зависимость хода и результатов процесса от деятельности и поведения не только правящей верхушки (основной движущей силы преобразований) и высшей бюрократии, но и массовых общественных групп, осуществляющих выбор своих адаптационно-поведенческих стратегий; слабая управляемость и предсказуемость процесса, важная роль стихийных факторов развития, непредрешен-ность итогов.

2 Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская. Новосибирск, 1999. С. 149.

3 См.: Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000. С. 8.

4 Социальная траектория реформируемой России... С. 149—151.

5 Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. № 10—11. С. 66.

Трансформационная деятельность может осуществляться в рамках целевой реформаторской деятельности, направленной на преобразование структуры общества через изменение действующих норм, через массовую инновационно-предпринимательскую деятельность, субъекты которой используют, развивают, закрепляют новые нормы, перестраивая соответствующие институты в качестве массовых социальных практик.

Методологические аспекты проблемы социодинамики культуры и ее ядерных ценностных оснований как аспекта социальных изменений имеют довольно широкое отражение в современных работах отечественных и зарубежных авторов: Г.А. Аванесовой (1997); Б.С. Ерасова (1998); Ю.В. Ивановой, З.Я. Ивановой (1999); Л.Г. Ионина (1991); Н.П. Медведева (1995); H.H. Моисеева (1987); А. Моля (1973); А.И. Пригожина (1990); А.Я. Флиера (1995, 2000); И.Е. Ширшова (1980) и др. Н.И. Лапин выдвинул аргументы в пользу того предположения, что происходящие в современной России преобразования можно охарактеризовать как "социокультурную реформацию"6, но позже стал использовать понятие социокультурной трансформации7. Эти процессы, как и трансформация ценностей, являются аспектами динамики культуры. Динамика культуры есть не что иное, как векторное изменение во времени способов и результатов жизнедеятельности, норм, ценностей, идеалов, типового поведения и взаимодействия социальных субъектов.

Ценностные характеристики предметов материальной и духовной культуры проявляются в процессе функционирования в системе социальных связей и отношений в конкретный исторический период, а потому практически все виды социальных изменений сопровождаются трансформацией ценностных ориентиров в обществе, которые в свою очередь в интернализованном виде влияют на менталитет, поведение социальных акторов, включая социальную структуру как совокупность отношений между различными социальными группами и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе. Изменения в социальной структуре иррадиируют на все прочие сферы; структурные изменения приводят к трансформации самой системы, а не только ее компонентов. Происходят количественные и качественные изменения в ценностной и в целом в социальной системах.

Трансформация индивидуальных систем ценностей является условием исторической трансформации системы ценностей в целом и квалифицируется как универсальная закономерность преобразования ценностных систем. Общение, взаимодействие акторов на глобальном,

6 См.: Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 29—41; Он же. Проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 21—31.

7 См.: Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 3—17.

макро-, мезо-, микроуровнях социальной реальности — это всегда процесс осознанного и неосознанного взаимовлияния, в результате чего ценностные установки людей преобразуются. Следовательно, трансформация ценностей — естественный и постоянный процесс.

Механизм трансформаций традиционных ценностей разворачивается при взаимодействии двух противоположный тенденций — традиционной и инновационной, в процессе возникновения противоречий между традиционными ценностями и ценностными новациями, носителями который являются социальные акторы. Ценностная новация — первичный элемент инновации как творческой деятельности по созданию, поиску, распространению и использованию новых ценностей. Содержательно в контексте данного исследования ценностные новации рассматриваются прежде всего как ценности современных и постсовременных обществ, а также идеологемы (идеи, выражающие интерес определенных социальных групп). Однако подчеркнем некоторую условность термина "ценностная новация", поскольку ценности современных и постсовременных обществ могут присутствовать в обществах традиционных, хотя являются в них менее распространенными. В процессе функционирования новаций, их адаптации к традиционной системе возможны противоречия внутри самой инновационной системы, соответственно между участниками инновационного процесса.

Поскольку доминирующие системы ценностей на макросубъек-тивном уровне социальной реальности конституируют тип общества, возникает противоречие между культурой (ее центральным аспектом — системой ценностей) и социальными отношениями. На микросубъективном уровне данная проблема проявляется в виде противоречий между разными системами ценностей (соответственно — традиционной и инновационной); ценностями-целями и ценностями-средствами; ценностями и социальными ожиданиями; потребностями, интересами и ценностями; между идеалом и его воплощением; потребностями, интересами и возможностями; потребностями, интересами и социальными ожиданиями. Преобразовательные процессы происходят под влиянием активного взаимодействия социальных акторов с внешними (по отношению к ним) и внутренними (идущими от акторов) факторами.

Механизмы трансформации ценностей при взаимодействии разных уровней социальной реальности в стабильные и кризисные периоды общественного развития имеют отличия.

В стабильные периоды трансформационные процессы происходят преимущественно линейно, в основном связаны с освоением предлагаемой системы ценностей (рис. 1). Макросубъективные компоненты (коллективные представления, ценности) осваиваются акторами (общностями, группами, личностями) в процессе социализации посредством социальных институтов преимущественно благодаря психологическому механизму конформизма (макровлияние на акто-

Рис. 1. Механизм трансформации ценностей при взаимодействии разных уровней субъективной социальной реальности в стабильные периоды

ров). На уровне конкретных личностей в процессе превращения надындивидуальных ценностей в компоненты микросубъективного уровня (ценностные ориентации, убеждения) активизируются процессы индивидуализации как следствие трансформаций ценностей. Чем шире пространство выбора, различий жизненного опыта, запечатленного в памяти отдельного человека, фасилицирующих условий для освоения и производства новаций, тем более велики шансы на индивидуализацию. Индивидуализированные ценности личностей оказывают влияние на групповые ценности, оставляют "вклады" в других, персонифицируют (влияние ценностей микросубъективного уровня), подвергаются дальнейшей селекции на макросубъективном уровне, трансформируя обобщенную систему коллективных ценностных нормативов.

Таким образом, макросубъективный уровень (социокультурная система общества) влияет на социальные взаимодействия, одновременно испытывая их влияние. Трансформации ценностей основаны на прошлом наследии, производятся благодаря современному новаторству, активизации личностного начала.

В ситуации стабильного развития процесс трансформации ценностей является детерминированным объектом управления, в котором ведущая роль принадлежит социальному контролю, коррекции отклоняющегося развития, благодаря деятельности специализированных групп и институтов (бюрократия, образование, воспитание и пр.). Однако управленческое воздействие не должно быть чрезмерно сильным и неадекватным потребностям системы, иначе оно само спровоцирует ее кризис.

В нестабильные периоды общественного развития (в том числе во времена радикальных социальных перемен) процесс трансформаций традиционных ценностей происходит нелинейно, не имеет определенно заданного направления изменения.

Периоды обострения противоречий (кризисы), когда социальная система неспособна к созидательной работе, сопровождаются рефор-

маторской деятельностью, направленной на разрешение проблем. В периоды социальных реформ разрушение старых систем ценностей является результатом институциональных изменений, которым предшествует спонтанная переориентация на новые нормативные модели одних социальных групп, порождение и закрепление сомнений в адекватности существующей системы ценностей — у других (табл. 1). Важнейшую роль в этом процессе играют знания, информация, мифология. Ценностные новации распространяются от кругов, определяющих стандарты, условия жизнедеятельности (лидеров-реформаторов), к более широким слоям, которые оказывают влияние на ценностные преобразования преимущественно через выбор и использование личных адаптационно-поведенческих репертуаров.

Условия социальной трансформации коренным образом меняют суть процессов адаптации акторов к социальным условиям. В стабильных обществах социальные акторы должны освоить и принять культивируемые системой соответствующие нормы, ценности и формы социального действия. В условиях кардинальных перемен, когда старые нормы и ценности подвержены сомнениям, теряют стабильность, основной смысл адаптации перемещается с простого усвоения культуры, ролевых ожиданий на поиск и выбор способов действий, соответствующих меняющимся социальным условиям и нормативам. В таких условиях акторы предпринимают активные взаимодействия, позволяющие им развивать способность рефлексии, происходящую не от изолированные мыгслительныгх процессов, а от интеракции. Это не просто процесс получения актором информации, но динамичный процесс ее интерпретации, приспособления к своим собственным потребностям при повышенном избирательном отношении. Благодаря Я субъекты могут действовать, а не просто реагировать на внешние стимулы. В ходе такого нелинейного взаимодействия акторы вовлечены в процессы взаимовлияния, результатом чего является смена приоритетных ценностных образцов.

Таблица 1

Уровень социальных акторов трансформационного процесса и их деятельность в кризисные периоды

Лидеры-реформаторы Социальные общности

спонтанные социальные практики; нарастание кризисных проявлений

новые социальные и ценностные стандарты сомнение в наличной системе ценностей

целенаправленное социальное реформирование адаптация к новым условиям, поиск, выбор новых ценностей

смена приоритетных ценностных образцов; спонтанные социальные практики

Механизм трансформации традиционных ценностей в разные фазы кризисного периода разворачивается по определенной схеме (табл. 2).

Таблица 2

Механизм трансформации традиционных ценностей в разные фазы кризисного периода

Фазы кризисного периода Конкретные механизмы трансформаций ценностей

Социальная дезинтеграция Сомнение в наличной системе ценностей, аномические процессы; актуализация традиционных ценностей, преобладание конформизма и нонконформизма

Бифуркация Основные возможные варианты выбора системы ценностей: — возврат к традиционной системе; — отказ от традиционной системы, выбор новой; — смешанный тип

Мобилизация сил Активность в формате "выбранной" системы ценностей; преобладание индивидуализации, самоопределения

Новый социокультурный порядок Новый баланс традиционных ценностей и новаций, трансформация ценностей

На этапе социальной дезинтеграции, нарастающих противоречий между культурой и социальными отношениями в сознании акторов порождаются сомнения в целесообразности наличной системы ценностей. Ускорение, усиление, углубление остроты кризисных явлений, разрыв преемственности и разрушение культуры, расхождение между потребностями, интересами и возможностями личностей порождают явление аномии.

Аномия (от греч. а — отрицательная частица и nomos — "закон"; от франц. anomie — "беззаконие, безнормность") — термин, обозначающий различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие как: 1) ценностно-нормативный "вакуум", своего рода "отсутствие" норм, когда акторы не отождествляют себя с предыдущей системой ценностей, но и не идентифицируют с новой; 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; 3) неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативов; 4) противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей (разновидность предыдущего вида аномии).

Возникшие противоречия интернализуются, переживаются актором как когнитивный диссонанс (Л. Фестингер, 1957). Согласно этой теории, человек чувствует напряжение, диссонанс, когда две мысли или два убеждения (когниции) психологически несовместимы. Неопределенность, ограниченность возможностей для удовлетворения

желаний и отсутствие эффективных норм, управляющих ими, ведут к различным защитным, зачастую деструктивным способам адаптации: к росту отклоняющегося (Р. Мертон), саморазрушительного поведения, толкают к самоубийству (Э. Дюркгейм), повышают конформизм и нонконформизм, порождают различные защитные формы "бегства" (Э. Фромм), двойные стандарты.

Эпохи "аномии" (Э. Дюркгейм), нарушения "идеологической цельности" общества (Э. Эриксон), переоценки ценностей влекут за собой массовую дезориентацию вследствие распада привычного образа мира, кризиса идентичности (социальной, групповой, личностной), что субъективно переживается и одновременно наблюдается как нарушение самотождественности, целостности, непрерывности, постоянства. Идентичность как субъективная реальность, важнейшей составляющей которой является система ценностей, находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Идентичность формируется, институционализируется, поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальной структурой, социальными отношениями. И наоборот, идентичности реагируют на данную социальную структуру, поддерживая, модифицируя или даже переформируя ее.

Кризис идентичности сопровождается непониманием повседневности, ощущением утраты онтологической безопасности, повышенной тревожностью, неуверенностью, психосоматическими синдромами, острой депрессией, психозами, внушаемостью, негативным самовосприятием, защитными регрессивными ценностными изменениями, нарушением социального и межличностного взаимодействия, что является мощной основой для манипуляций. Подобные процессы захватывают практически все социальные группы и слои общества. Однако заметим, что часть людей (причем, возможно, не меньшая) и в этих условиях остается психологически устойчивой, переживающей кризисные процессы в более мягкой форме, даже склонной к моральному совершенствованию.

При усилении социальной дезинтеграции, нарастании кризисных явлений (табл. 2) наблюдаются актуализация старой системы ценностей, приоритет конформный и нонконформныгх социальный реакций, возможен прорыв на поверхность сознания индивидуальных бессознательных проявлений и архетипов коллективного бессознательного, возрождение инстинктивных форм мышления, восприятия, поведения, архаизация общественного сознания. Все это некоторое время играет роль компенсации, защиты от нарастающей неопределенности, но не решает проблем акторов.

На стадии бифуркации открываются возможные варианты выбора системы ценностей, которая станет преобладающей в последующем общественном развитии. К основным возможным вариантам отнесем: возврат к традиционной системе; отказ от традиционной системы, выбор инновационной; смешанный тип. Каждый из этих вариантов неизбежно будет содержать трансформационные эффекты.

Потребность снятия диссонансов, уменьшения напряжения и достижения консонанса, а также конкретных результатов деятельности может стимулировать формирование конструктивной мотивации личности, мобилизующей ее активность в формате "выбранной" доминирующей системы ценностей (имеющей в этот период идеализированный характер), процессы индивидуализации, самоопределения.

В ходе такого движения происходит трансформация ценностей, образуется новый баланс традиционных ценностей и новаций в многомерном ценностном пространстве, что способствует разрешению имеющихся противоречий, успешной адаптации акторов к социальным условиям, целедостижению, восстановлению социальной и личностной идентичности, ее позитивного образа, стабилизации социальной ситуации; одновременно порождаются новые противоречия, задающие системе ценностей потенциал новой подвижности.

Духовные ценности объединены в целостную систему, которая не представляет строгого единства, но стремится к внутренней гармоничности и непротиворечивости; трансформации одних ее составляющих неизбежно влекут соответствующие изменения в других ценностях и системе в целом. Особенно это относится к нравственным ценностям, поскольку в структуре самосознания они включены в фокальные (центральные) установки, связаны с Я личности.

В качестве результирующих трансформации традиционных ценностей могут приобретать разные формы, как то:

1) изменения содержания самих ценностей (их конкретизация или обобщение; изменение смыслового контекста при сохранении вербальной формы в силу влияния идеологем, многозначности понятий и пр.);

2) изменения в системе ценностей общественного сознания:

— изменение состава системы ценностей за счет притока одних и исчезновения других ценностей;

— изменение соотношения ценностей, их переструктурирование в виде движения с периферии системы в центр и наоборот.

Поскольку ценность личности включает познавательный (когнитивный) компонент, эмоциональный (оценочный), выводит субъекта в область практического поведения, в процессе трансформации самой ценностной установки первоначально могут меняться как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Изменение эмоционального компонента влечет изменение когнитивного значения и наоборот. Быстрее и надежнее изменяются установки при смене эмоционального отношения к проблеме. Логический способ воздействия для изменения установки срабатывает не всегда, поскольку зависит от уровня развития личности (прежде всего логического мышления, информированности). Кроме того, человек может избегать, защищаться от некоторых сведений, знаний.

Н.И. Лапин, определяя границы трансформационного процесса, идентифицирует их с переходом от одного социокультурного типа общества к другому, начало которого связано с социетальным кризи-

сом8. Полагаем, что подобные обострения, разрешения противоречий и соответственно трансформации можно рассматривать не только на макро-, но и мезоуровнях социальной реальности.

Завершение кризисного периода, стабилизация социальный условий должны сопровождаться институционализацией трансформированной системы ценностей, закреплением ее в качестве регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью важных для общества норм.

По-новому интегрированное в пределах самоидентификации качество ценностной системы выстраивается на основе ее максимальной адекватности и сбалансированности с новым типом социальности, одновременно порождая потенциал новых противоречий и диссонансов.

Трансформации традиционные ценностей в общественном сознании происходят медленно по сравнению с преобразованиями в социальной, экономической и особенно политической сферах. Однако в ходе движения истории скорость трансформаций ценностей возрастает, согласуясь с законом уплотнения социального времени. Можно предположить, что в результате многократных, глубинных, исторически долговременных трансформаций традиционных ценностей последует изменение структурно сложного архетипического каркаса, глубинных образцов, соответствующих реакций и способов поведения социальных акторов.

Обобщенно алгоритм трансформации традиционных ценностей представлен на рис. 2.

традиционные ценности

ценностная новация

трансформация традиционных ценностей

( трансформация архетипа )

Рис. 2. Алгоритм трансформации традиционным ценностей

+

Повторим, что структуры общества эволюционируют в неразрывной взаимосвязи со структурой человеческих взаимоотношений, производя соответствующие изменения в структуре личности широких социальных групп. Это не означает, что все члены общности переориентируют свои ценностные установки. Часть акторов предпочтет разделять оппозиционные ценности. Кроме того, при неблагоприятные институциональных условиях инициативы активной части могут реализовываться в неправовом пространстве, а адаптация массовых групп иметь защитно-регрессивный характер.

Разрешение социальных и культурных противоречий, качественные изменения в системе ценностей общественного сознания происходят через бифуркацию. Этим процессам способствуют определенные условия:

8 Там же. С. 7—8.

1. Неравновесность социальной системы, наличие аномических процессов в общественном сознании:

— равновесность системы не способствует инновационным изменениям;

— состояние неравновесности выводит систему за порог стабильности, провоцируя бифуркацию, которая приводит к выбору ценностных систем.

2. Достаточность информации о состоянии социальной и ценностной систем и возможных инновационных изменениях в них:

— большая недостаточность информации способствует стагнации активности системы;

— избыточность воздействий способствует появлению у системы стремления к "закрытию";

— нормальная степень информированности активизирует систему, способствует поиску недостающей информации.

3. Наличие ценностных новаций:

— в ситуации отсутствия новых ценностных установок при нарастании противоречий внутри социальной системы возможно ее саморазрушение;

— наличие множества конкурентных идей, задающих разнообразные новые патерны будущего, тонизирует систему, создает ситуацию выбора ценностей, что способствует их взаимопроникновению, креативному движению, разрешению противоречий.

4. Открытость социальной системы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— при отсутствии открытого информационного взаимообмена ценностные преобразования происходят в форме острого кризиса социальной и личностной идентичности, сопровождаются ее болезненной "ломкой", при этом утрачиваются адаптационные способности акторов к изменяющимся внешним условиям, социальная система исчерпывает свой воспроизводственный потенциал, что влечет опасность саморазрушения;

— в открытых социальных системах, при наличии возможностей доступа разных систем ценностей и их взаимодействия создаются благоприятные условия для процесса самоорганизации общественного сознания, благодаря чему трансформационный процесс на личностном уровне происходит менее болезненно.

5. Наличие наделенных полномочиями персоналий, способных инициировать производство, заимствование, трансляцию ценностных новаций или не мешать их распространению и освоению. Однако роль субъективного фактора в трансформационном процессе неоднозначна:

— производство и выбор ценностных новаций многообразны, но не бесконечны; сами возможности, среди которых человек выбирает, предзаданы и ограничены специфической структурой его общества, которая создается потенциалом социальных акторов, их габитусом и капиталом;

— новые нормативы, задаваемые реформаторами, зависят не от отдельного человека и даже не от группы, а от всей системы социальных взаимодействий; лидеры-реформаторы действуют не абсолютно преднамеренно, а действия массовых групп, находящихся явно в подчиненном положении, также сказываются на результатах этой социальной работы, в ходе которой акторы "соглашаются" (М. Вебер) на новый баланс ценностей.

6. Готовность общественного сознания к восприятию и принятию ценностных новаций.

7. Адекватность управленческих воздействий зарождающимся новациям и потребностям массовых слоев общества:

— воздействия должны резонировать с нелинейными эффектами, происходящими в общественном сознании, учитывать роль случайности, предполагать гибкое сочетание положительных и отрицательных обратных связей, что позволит обеспечить преемственность и творческую самоорганизацию в системе ценностей;

— в ситуации явного несоответствия модернизационных воздействий традиционным культурным особенностям этноса или/и их жесткого навязывания трансформационный процесс не затрагивает глубинных основ ценностного сознания и может прекратиться, а его результаты исчезнуть после прекращения давления;

— сдерживание необходимые для системы зарождающихся новаций создает для акторов ситуации депривации и фрустрации, как следствие — защитно-регрессивное поведение.

Процессы трансформации ценностей происходят постоянно, интенсифицируясь в определенное социальное время; медленно, как в традиционных обществах; быстрее, как в обществах, которые вступили или вступают в период индустриального и постиндустриального развития; имеют свою последовательность, пространственную локализацию, границы изменений, принимают вербальную форму, артикулируются определенными социальными субъектами, легитимизируются, фиксируются в общественном мнении. Эти процессы могут восприниматься как явные—латентные, предсказуемые—непредсказуемые, соответствующие—несоответствующие ожиданиям. Трансформации могут принимать направленные формы (прогрессивные, регрессивные), существенно не влиять на направление движения ценностей (ненаправленные, неопределенно направленные — так, вектор тем менее определенен, чем радикальнее характер трансформации и чем на более ранней стадии она находится); иметь различный характер протекания преобразований (линейный, нелинейный, ступенеобразный, циклический, мультелеарный или разветвленный и т.д.); по-разному проявляться (эволюционные, как долгосрочные и постепенные, и революционные, как внезапные и взрывные); выражаться в кардинальных или частичных изменениях.

Трансформации ценностей происходят на определенном уровне социальной реальности: на уровне мирового сообщества (глобальный

уровень), национальных государств, регионов, этнических общностей (макроуровень); на уровне больших групп, сообществ (мезоуровень); в повседневной жизни человеческих индивидов, в малых контактных группах (микроуровень). Субъектами трансформационного процесса могут выступать любые представители социума: профессиональные идеологи, представители политической элиты, активных деловых кругов, интеллигенция, молодежные субкультуры и т.п. Субъектно-объектные характеристики присутствуют у всех групп социальных акторов. Кроме того, по следствиям возможны процессы с функциональными изменениями (необходимыми социальной системе, адекватными целостным социальным изменениям) и дисфункциональными (нежелательными для системы, неадекватными целостным социальным изменениям).

В зависимости от движущих сил процессы подразделяются на эндогенные (обусловленные внутренней причиной), экзогенные (внешне обусловленные), четко демаркировать которые непросто. Кроме того, трансформации ценностей могут иметь однофакторную и многофакторную детерминацию. В последние десятилетия наметилась тенденция рассматривать причинность как взаимодействие многочисленных сил и факторов, поскольку признано, что ни один из них не может квалифицироваться как конечная причина процессов. За всеми причинными силами стоит человеческая деятельность. В зависимости от места положения воздействия выделяют спонтанные (возникающие "снизу") и спланированные (идущие "сверху").

К основным принципам трансформаций ценностных систем отнесем:

1. Принцип устойчивого динамического неравновесия в ценностных системах как источник, стимулирующий трансформационные процессы в них. Неравновесность является результатом описанных выше противоречий. Сама устойчивость системы ценностей одновременно стимулирует ее стремление к неустойчивому состоянию.

2. Принцип возможности трансформаций в условиях целенаправленного реформирования, спонтанных изменений, самоорганизации и саморазвития.

3. Принцип сочетания стабильных и критических (бифуркационных) периодов трансформационных процессов.

4. Принцип вероятностного характера развития, учета действия случайности, изменения с непредзаданным векторным направлением.

5. Принцип взаимодействия и совместимости тенденций к сохранению и изменению как условие трансформации ценностей. Тенденция к сохранению осуществляется социальной наследственностью, традицией, без искажения передающей ценностную информацию из поколения в поколение, а противоположная тенденция к изменению проявляется в приспособлении акторов к условиям, в воздействии на них за счет деятельности по выработке новых систем ценностей.

6. Принцип дифференциации-интеграции ценностной системы. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Развитие идет от состояния относительной однородности к состояниям

большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции.

Дифференциация понимается как сторона процесса трансформации, связанная с разделением, расчленением целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новый взаимосвязей между ними, т.е. усложнение системы. Интеграция — сторона процесса трансформации, связанная с объединением в целое ранее разнородный частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивности взаимосвязей и взаимодействий между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новык свойств. Если дифференциация — это процесс расчленения общей структуры системы на ценности, обслуживающие более специфические условия и ситуации, то интеграция необходима для образования генерализированных систем ценностей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций.

7. Принцип адекватности и сбалансированности трансформаций социальной и социокультурной (в том числе ценностной) систем, способствующих или не противоречащих стабильности, эффективности функционирования социальной системы; не выводящих ценностную сферу акторов за пределы социальной идентичности.

Таким образом, анализ процесса трансформаций традиционных ценностей позволяет заключить, что его механизм разворачивается при взаимодействии противоположных тенденций — традиционной и инновационной, результатом чего является смена содержания, структуры, состава, значений ценностей. В стабильные периоды общественного развития процесс трансформаций традиционных ценностей происходит линейно, преимущественно связан с освоением предлагаемой системы ценностей. Для нестабильных периодов характерно нелинейное изменение, не имеющее определенно заданного направления, связанное с социальной адаптацией. Фаза бифуркации открывает разные варианты выбора системы ценностей: возврат к традиционной системе, выбор новой, смешанный тип. В ходе такого движения происходят трансформации ценностей, выстраивается социокультурный порядок, базирующийся на новом балансе традиционных ценностей и новаций, адекватный новому типу социальности, одновременно зарождается потенциал новых противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.