V-XipC 3
кегианааистика
' " " ' '•"' •■ -■• te:«;.' .• I --"'У ....... ,-%V.
/
и
ш кл
-ILK Г.
ВОЛКОВ Леонид Васильевич
Кандидат экономических наук, научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
VOLKOV Leonid Vasilyevich
Ph.D. in economics, research fellow Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
д \\// Д ' ъЛУLk '
DOI: 10.14530/reg.2014. _
■■ 4*4,- ■ 1 -
УДК 338.2 + 639
РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В статье представлен анализ существующего опыта реализации федеральных и региональных программ развития рыбохо-зяйственного комплекса России и Дальнего Востока, а также определены условия, при которых данные программы могут превратиться в эффективный инструмент управления рыбохозяйствен-ной деятельностью в регионе.
Рыбохозяйственный комплекс, федеральные целевые программы, региональные программы развития РХК, Дальний Восток
THE ROLE OF TARGETED PROGRAMS IN THE DEVELOPMENT OF CONTROL MECHANISM OF FAR EAST FISHING COMPLEX
The paper presents an analysis of the existing experience in the implementation of federal and regional programs for the development of fishery industry of Russia and the Far East, as well as the conditions under which these programs can become an effective tool for fisheries management in the region.
Fishing industry, federal targeted programs, regional fishing development programs, Far East
rf
volkov@ecrin.ru
© Волков Л.В., 2014
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-12-27001 «Биоресурсный сектор экономики Дальнего Востока: возможности и ограничения развития на основе технологической модернизации».
/А
if ¿г
f jf J
trbl ( 1 T ' ■ ■ \
ТЮЙШШ^'' UrT Введение
Начиная с 1990-х годов в результате действия целого ряда факторов общеэкономического, политического и внутриотраслевого характера рыбохозяйственный комплекс (РХК)1 страны фактически оказался в кризисном состоянии. О том, насколько глубок был кризис в РХК, можно судить на основании только одного факта: с 1990 по 2000 гг. объём добычи водных биологических ресурсов (ВБР) сократился на 52% (с 7 879 до 3 776 тыс. тонн)2.
Вполне ожидаемой реакцией на кризис в РХК со стороны органов государственного регулирования стало обращение к практике разработки целевых программ. Именно анализ результативности этих программ, имеющих как общенациональный, так и региональный характер, и составляет предмет нашего исследования.
Федеральные программы и РХК Дальнего Востока
Одной из первых системных реакций на развивающиеся кризисные процессы явилось принятие Федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года «Рыба»3. Данной программой предусматривалась реализация в РХК Дальнего Востока 21 проекта по строительству рыборазводных предприятий, холодильных мощностей и реконструкции перерабатывающих предприятий.
Хотя сам факт принятия указанной
DOI: 10.14530/reg.2014. _
1 В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока, по существу, ещё формируется как комплекс. Поэтому в данной статье термин «рыбохозяйственный комплекс» будет использоваться в смысле видов деятельности, имеющих общую цель.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. М., 2009. Достаточно подробно причины кризисных явлений в РХК страны в целом и Дальневосточного макрорегиона были рассмотрены в ряде публикаций [1; 2; 4], поэтому автор счёл возможным не останавливаться на этом вопросе.
3 Утверждена постановлением Правительства РФ от
18 сентября 1995 г. № 930.
программы являлся позитивным, в содержательном смысле она по ряду принципиальных позиций была фактически ориентирована на закрепление сложившихся негативных процессов. Прежде всего, в соответствии с данной программой морское рыболовство должно было ориентироваться преимущественно на ресурсы собственной исключительной экономической зоны, что существенно сокращало потенциальную сырьевую базу развития. Как следствие, программой предусматривалась стабилизация объёма добычи водных биологических ресурсов к 2000 г. на уровне 4,2 млн тонн, что фактически означало отсутствие ориентации на преодоление кризисных процессов и дальнейшее развитие отрасли.
Вторым принципиальным положением указанной программы являлось финансирование её мероприятий, связанных с обновлением флота и модернизацией перерабатывающих предприятий, преимущественно за счёт собственных источников рыбохозяйственных организаций, а также посредством привлечения кредитных ресурсов. При этом доля средств федерального бюджета в общем объёме финансирования программы составляла всего 19,8%. Данные средства предполагалось направить на воспроизводство ВБР, содержание аппарата Комитета по рыболовству, рыбоохрану, подготовку кадров и развитие отраслевой науки.
При отсутствии соответствующего механизма привлечения рыбохозяйствен-ных организаций к реализации программных мероприятий их активное участие в процессах обновления и модернизации основных фондов было проблематично.
Дальнейшие программные меры по развитию РХК Дальнего Востока были связаны с Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья4, кото-
Утверждена постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г.
/ Ж
DOI: 10.14530/reg.2014.
- ч-с- /•■' ■ - • Л' У
>-С . . Г> && ' 5*
рой в РХК Дальнего Востока предусматривалась реализация 25 проектов. Общий объём финансовых ресурсов на эти цели составлял 12,9 млрд рублей. Из данной суммы 3% предполагалось направить на перевооружение и реконструкцию морских рыбных портов в Приморье и на Сахалине, 82% - на строительство рыбопромысловых судов, 15% - на воспроизводство ВБР. Реконструкция морских рыбных портов должна была осуществляться за счёт внебюджетных источников, воспроизводство ВБР - преимущественно за счёт федерального бюджета (88%). Финансирование строительства судов для РХК предполагалось почти полностью осуществлять за счёт внебюджетных источников (98%) и в очень незначительной степени - за счёт средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Одновременно в указанной программе была поставлена задача разработки механизмов, стимулирующих модернизацию и качественное обновление основных фондов отрасли, прежде всего флота. В качестве составной части данного механизма предусматривалось рассмотрение вопросов государственной поддержки лизинга в рыбопромышленном комплексе и установления льготных железнодорожных тарифов на доставку рыбных товаров потребителям в центральные районы России (в зависимости от возможностей федерального бюджета).
Таким образом, в этой программе была обозначена необходимость разработки мер по повышению экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов рыбохозяйственного комплекса в решении поставленных задач.
Учитывая, что программные мероприятия по развитию РХК были реализованы в ограниченной степени, принципиальных изменений вектора развития отрасли не произошло, и сформировавшиеся ранее негативные тенденции сохранились. Достаточно сказать, что объём добычи водных биологических ресурсов к 2004 г.
(это год наименьшего объёма добычи ВБР) сократился в целом по стране до 2 965 тыс. тонн, а в Дальневосточном бассейне - до 1,7 млн тонн (для сравнения: в 1990 г. он составил 4 628 тыс. тонн)1.
Данные обстоятельства обусловили резкое возрастание внимания к проблемам РХК и принятие начиная с 2004 г. ряда базовых законов и нормативно-правовых актов, направленных на устранение барьеров, препятствовавших его развитию, а также совершенствование механизма управления. В качестве мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов была предусмотрена возможность осуществления на территориях морских и речных портов переработки ВБР с льготным режимом налогообложения, государственная поддержка промышленного рыбоводства в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на цели реконструкции и модернизации комплексов по осуществлению промышленного рыбоводства и приобретения племенного материала рыб, необходимой техники и оборудования и др.
В результате принятых мер произошли существенные позитивные изменения в деятельности РХК: в 2008-2012 гг. среднегодовой темп роста вылова составил 6,5%, а общая добыча ВБР увеличилась на 933,7 тыс. тонн [5].
Одной из важных мер, направленных на преодоление негативных тенденций и перевод РХК на траекторию устойчивого развития, являлось принятие Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»2. Из общего объёма финансирования программы (61 831,1 млн рублей) 52% планировалось осуществить за счёт средств федерального
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. М., 2009.
2 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 606.
мШфй д ■ /фг
/ ж
щ м ж
бюджета, менее 1% - за счёт бюджетов субъектов РФ, 47% - из внебюджетных источников. Финансирование по таким направлениям, как строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях, обновление рыбоперерабатывающего оборудования, строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивание ВБР, предусматривалось полностью осуществлять за счёт внебюджетных источников1.
Как показала практика реализации программы, предусмотренные в ней мероприятия не были осуществлены в полной мере. По результатам проверки Счётной палатой эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах», из 10 проверенных объектов ФЦП было введено в эксплуатацию только два. Результаты проверки также показали, что мероприятия включались в паспорт ФЦП без достаточной проработки и обоснований2.
Даже беглый анализ выполнения федеральных целевых программ позволяет сделать неутешительный вывод: ни одна из них не была выполнена в полном объёме. Наверное, тому можно найти немало причин, среди которых автор считает необходимым выделить в первую очередь отсутствие эффективного механизма привлечения хозяйствующих субъектов к разработке и реализации программных меро-
приятий3.
Тем не менее, даже далеко не в пол-
001: 10.14530/гед.2014. _
1 Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2011 г. № 1043 конечным сроком реализации программы был установлен 2012 г., а общий объём финансирования снижен до 24 781,6 млн рублей.
2 Пресс-центр Счётной палаты Российской Федерации (http://audit.gov.ru/press_center/news/955).
3 Более подробно вопрос о причинах, по которым
федеральные целевые программы оказались нереа-
лизованными в полной мере, рассмотрен в [4].
ной мере реализованные целевые федеральные программы (в частности, принятые в рамках этих программ меры по устранению барьеров для развития рыбохо-зяйственного комплекса и совершенствованию хозяйственного механизма) оказали позитивное влияние на РХК Дальнего Востока. Так, объём добычи ВБР в регионе увеличился в 2012 г. по сравнению с 2008 г. на 33% (с 2 188,4 до 2 910,9 тыс. тонн)4.
Увеличилось также производство живой, свежей и охлажденной рыбы. В целом по РХК Дальневосточного федерального округа это увеличение в 2012 г. составило 27% по сравнению с 2010 г.5.
Вместе с тем, несмотря на сформировавшиеся в последние годы положительные тенденции, в РХК региона продолжают сохраняться проблемы, которые в перспективе могут привести к новому витку кризисных процессов. Общими проблемами РХК дальневосточных субъектов РФ являются:
- истощение запасов водных биологических ресурсов отечественной исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
- высокий уровень физического износа и технологическая отсталость промыслового флота и основных фондов береговых перерабатывающих производств;
- высокие затраты на транспортировку сырья и готовой продукции от места их производства до мест их массового потребления;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- сырьевая направленность экспорта;
- увеличение незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла
Федеральное агентство по рыболовству. Новости от 4 февраля 2013 г. (http://fish.gov.ru/presscentre/ news/Pages/016732.aspx).
5 Дальневосточный федеральный округ. Статистический сборник. Хабаровск, 2012.
/А
/ / ¿г
' я
(ННН-промысел) [1; 2].
Необходимо отметить, что указанные проблемы различаются по степени их важности и влияния на перспективное состояние РХК дальневосточных регионов. В частности, такие проблемы, как недостаточная конкурентоспособность и сырьевая направленность экспорта, имеют значительный временной горизонт для решения, их острота только ухудшает экономические параметры и затрудняет накопление финансовых ресурсов для решения задач устойчивого развития РХК, однако стремительного развития кризисных процессов в этом случае не происходит.
В то же время снижение запасов ВБР может в обозримой перспективе обусловить быстрое развитие кризисных процессов, трудно поддающихся решению. Поэтому крайне важными являются меры по увеличению сырьевой базы отрасли посредством активизации научных исследований в данной области, масштабного развития искусственного воспроизводства ВБР, развития аквакультуры, увеличения промысла недоиспользуемых ВБР, повышения эффективности противодействия незаконному про-
мыслуК аналогичным негативным последствиям могут привести отсутствие мер по обновлению и модернизации добывающего флота или их недостаточность.
Региональные целевые программы развития РХК Дальнего Востока
Наличие указанных проблем предполагает координацию действий по их устранению как на федеральном, так и на региональном уровнях. С этой целью стратегией развития РХК на период до 2020 г.1 было рекомендовано субъектам Российской Федерации в качестве одного из мероприятий разработать и утвердить регио-
DOI: 10.14530A-eg.2014. _
нальные программы РХК.
И такие программы были разработаны в Хабаровском, Приморском и Камчатском краях и Сахалинской области2, которые в совокупности обеспечивают более 90% добычи рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке.
В настоящее время в региональных РХК сохраняется значительный производственный потенциал, который всё ещё может обеспечивать достаточно высокие показатели деятельности (табл. 1). В этой связи интерес представляет оценка региональных программ развития РХК с точки зрения соответствия целям совершенствования механизма управления отраслью на Дальнем Востоке и решения наиболее важных проблем, затрудняющих её дальнейшее развитие.
Целевым ориентиром принятых программ является обеспечение устойчивого развития региональных РХК путём сохранения, воспроизводства и рационального использования ВБР и обеспечения конкурентоспособности производимой продукции, что в целом соответствует стратегическим ориентирам развития РХК страны.
Основными задачами (табл. 2), которые планируется решить в ходе реализации программ, являются:
- обеспечение устойчивого состояния сырьевой базы путём создания рыбо-
1 Утверждена приказом Федерального агентства по
рыболовству от 30 марта 2009 г. № 246.
Государственная программа Хабаровского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края» (утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. № 466-пр); Государственная программа Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края» (утверждена постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. № 389-па); Государственная программа Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края» (утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 г. № 533-п); Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области» (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 26 июня 2013 г. № 325).
кегианалиспжа
да
Оценка состояния региональных РХК Дальнего Востока, 2012 г.
001: 10.14530/гед.2014.4 _
Регион Основные показатели
Хабаровский край Общий объём добычи ВБР составил 237,7 тыс. тонн. Деятельность по добыче рыбы и морепродуктов осуществляло более 130 предприятий и рыболовецких колхозов. В сфере рыболовства было занято 3 319 человек, в сфере переработки - 477 человек. На территории края действовало 7 лососевых рыборазводных завода с годовой мощностью 88 млн штук молоди. Добывающий флот состоял из 65 промысловых судов. Суммарная мощность единовременного суточного приёма сырца и его заморозки - 2,7-2,8 тыс. тонн. Береговые предприятия были оснащены стационарными морозильными мощностями на 6,6 тыс. тонн заморозки в сутки и холодильными ёмкостями на 40,6 тыс. тонн единовременного хранения.
Приморский край Объём добычи ВБР составил 831,2 тыс. тонн. Действовало 132 организации рыбохо-зяйственного комплекса, из которых 87 занимались рыболовством, 8 - рыбоводством, 37 - переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов. Действовало 56 хозяйств по выращиванию марикультуры. Численность занятых в РХК составила 14,3 тыс. человек. В состав промыслового флота входило 423 судна. Рыбодобываю-щий флот насчитывал 386 судов, в том числе 53 - крупнотоннажных, 146 - среднетоннажных.
Камчатский край Объём добычи ВБР составил 1 047,5 тыс. тонн. Действовало около 500 предприятий, занимающихся рыбохозяйственной деятельностью, из которых 240 осуществляли добычу ВБР. Численность занятых в рыболовстве составляла 3,2 тыс. человек, в переработке и консервировании ВБР - 12,5 тыс. человек. Действовало 5 лососевых рыбоводных заводов, производящих 50 млн штук молоди. Добывающий флот - около 500 крупно-, средне- и малотоннажных судов. Действовало более 180 рыбоперерабатывающих заводов с круглогодичным либо сезонным циклом работы, 17 из которых осуществляли выпуск консервов.
Сахалинская область Объём добычи ВБР составил 723,9 тыс. тонн. Рыбохозяйственной деятельностью занималось более 1300 организаций (в том числе 818 - промысловых, 382 - рыбоперерабатывающих). Среднесписочная численность работников составила 11 тыс. человек, из которых 6,4 тыс. человек было занято в рыболовстве и рыбоводстве. Действовало 38 лососевых рыбоводных заводов, которые обеспечивали 80% выпуска молоди российскими рыбоводными заводами. Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалина, составляло 673 единиц. Береговая переработка располагала 10,4 тыс. тонн/сутки морозильных ёмкостей, холодильниками на 147,3 тыс. тонн единовременного хранения.
: составлено на основе данных государственных программ развития РХК дальневосточных субъектов
РФ.
водных мощностей и улучшения условий для естественного воспроизводства;
- развитие аквакультуры;
- развитие береговой переработки;
- создание условий для активизации участия хозяйствующих субъектов в развитии РХК;
- обновление и модернизация основных фондов.
Среди других решаемых программами задач можно также отметить повышение эффективности государственного управления РХК на региональном уровне, а также увеличение потребления рыбопродукции населением.
- ;—•. ^ . •'• ' I:
regionalistica.org 2014 Том 1 № 4 55
а »
! N I.
Общая характеристика территориальных программ развития РХК
Регион Сроки реализации Основные задачи Основные ожидаемые результаты
Хабаровский край 2014-2020 1 .Развитие аквакультуры и воспроизводство ВБР 2.Развитие береговой переработки 3.Оказание поддержки хояйствующим субъектам для стимулирования инвестиционной активности. 1. Увеличение количества лососевых рыбоводных заводов до 20 единиц 2. Количество хозяйств по выращиванию гидробионтов - 5 единиц 3. Объём добычи ВБР - 240 тыс. тонн 4. Объем инвестиций хозяйствующими субъектами в основной капитал за счёт собственных и заёмных средств - 660 млн. руб.
Приморский край 2013-2017 1. Создание новых, техническое перевооружение и модернизация основных производственных фондов 2. Стимулирование предпринимательской активности 3. Развитие эффективного рыночного механизма оптимизации торговли рыбной продукцией 1. Увеличение объёмов продукции товарного рыбоводства в 8,6 раза 2. Увеличение производства товарной пищевой рыбной продукции в 1,26 раза 3. Увеличение доли продукции глубокой степени переработки до 35%
Камчатский край 2014-2020 1. Сохранение и увеличение ресурсной базы рыболовства 2.Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса 3.Улучшение обеспечение отрасли специалистами рабочих профессий 1. Создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса 2. Создание условий для развития аквакультуры 3. Создание условий для обновления промыслового флота 4. Создание условий для строительства и модернизации береговых перерабатывающих производств, внедрения инновационных технологий переработки рыбной продукции
Сахалинская область 2014-2020 1. Стимулирование модернизации основных производственных фондов 2. Развитие береговой инфраструктуры РХК и модернизация предприятий, занимающихся выпуском рыбной продукции 3. Развитие морской аквакультуры, повышение эффективности воспроизводства ВБР, включая восстановление нерестилищ лососевых 1. Увеличение объёмов добычи ВБР до 776 тыс. тонн, производства пищевой рыбной продукции - до 489 тыс. тонн 2. Рост средней стоимости 1 тонны пищевой рыбной продукции, реализованной на внешнем рынке - в 1,7 раза.
Источник: составлено на основе данных государственных программ развития РХК дальневосточных субъектов РФ.
Можно отметить, что в программах не ставятся амбициозные задачи по увели-
чению объёмных показателей добычи ВБР. Это говорит о том, что разработанные про-
Л
/ Ш
DOI: 10.14530/гед.2014.
• ~ Ь-о •. -Л' У
>-С . . Г> && ' з'
граммы ориентированы преимущественно на стабилизацию состояния и качественное совершенствование региональных РХК, что позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность отрасли и обеспечит её переход на траекторию устойчивого развития.
Достоинством региональных программ также является то, что они более полно учитывают существующие региональные особенности. Так, на долю РХК Камчатского края, который является в данном регионе единственной отраслью специализации, приходится более половины промышленного производства и около 86% экспортного потенциала. Учитывая это, программой развития РХК Камчатского края на первом этапе (до 2017 г.) наивысший приоритет отдаётся наращиванию и качественному совершенствованию морского потенциала в интересах обеспечения базовых потребностей региона, а также диверсификации морской деятельности и приданию ей инновационных импульсов. Это предполагается осуществить путём стимулирования создания сети рыбоводных заводов, обновления рыбопромыслового флота, развития сети заводов по глубокой и качественной переработке рыбопродукции, продвижения инвестиционных проектов в сфере развития рыболовства, аквакультуры и переработки на внутренние и международные инвестиционные рынки.
Одной из задач программы Приморского края, экономико-географическое положение которого благоприятно для создания эффективных логистических схем транспортировки рыбной продукции на внутренние и внешние рынки, является оптимизация механизма торговли рыботоварами.
Наряду с задачами по воспроизводству сырьевой базы в рамках региональных программ намечается обеспечить ускорение процесса обновления добывающего флота, износ которого в настоящее время близок к критическим параметрам. Так, в
РХК Хабаровского края порядка 80% промысловых судов имеют предельный и сверхнормативный срок эксплуатации. В РХК Приморского края доля таких судов составляет 90%, в РХК Сахалинской области средний возраст промысловых судов превышает 25 лет, при этом доля новых судов - не более 3,4%.
Масштабность задач, намеченных для решения в рамках региональных программ развития РХК, обусловливает значительные объёмы финансовых ресурсов, которые планируется выделить на эти цели (табл. 3).
Как видно из приведённых данных, долгосрочные региональные программы развития РХК предполагают минимальное участие федерального бюджета в финансировании запланированных мероприятий. В то же время участие региональных бюджетов в реализации программных мероприятий довольно существенно. В частности, доля краевого бюджета Приморского края в общем объёме финансирования региональной программы составляет 21,3%, Камчатского края - 10%, бюджета Сахалинской области - 34,1%.
Как и в целевых программах федерального уровня, в финансировании мероприятий региональных программ основная роль отводится внебюджетным источникам (частным инвесторам). Доля внебюджетных источников в финансировании мероприятий составляет в программе Приморского края - 62%, Хабаровского края -99%, Камчатского края - 90%, Сахалинской области - 67%. Высокая доля внебюджетных источников свидетельствует о том, что получение ожидаемых региональных эффектов от реализации программ во многом зависит от наличия условий, которые будут стимулировать приток частных инвестиций в проекты развития рыбохо-зяйственных комплексов.
Учитывая важность задач обновления добывающего флота, развития береговой переработки, искусственного воспро-
—
Таблица 3
Объёмы и источники финансирования региональных программ развития РХК, млн рублей
Регион Объём финансирования, всего В том числе
из федерального бюджета из бюджета субъекта РФ из внебюджетных источников
Приморский край 5 347 883 1 140 3 324
Хабаровский край 3 757 - 41 3 716
Камчатский край 5 502 - 547 4 955
Сахалинская область 5 487 * 1 1 869 3 617
Примечание: * - сумма объёмов финансирования программных мероприятий по всем источникам, приведённым в программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области», не совпадает с общим объёмом финансирования по программе, которое составляет 6 424 млн рублей, что может являться свидетельством недостаточно тщательной проработки программы.
Источник: составлено на основе данных государственных программ развития РХК дальневосточных субъектов РФ.
изводства ВБР, развития аквакультуры, а также недостаток средств на эти цели у хозяйствующих субъектов, в региональных программах предусмотрены меры государственной поддержки рыбохозяйст-венных организаций, которые будут реали-зовывать соответствующие проекты. В частности, в этом случае планируется предоставление субсидий из региональных бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, оказания (в рамках полномочий региональных властей) поддержки в решении организационных вопросов, возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение промысловых судов, оборудования для рыбоводных заводов и перерабатывающих предприятий.
Всё это (вместе с мероприятиями федерального уровня) расширяет участие государства в решении указанных проблем, что должно усилить мотивацию инвесторов более активно включаться в данный процесс на основе государственно-частного партнёрства.
Вместе с тем во всех региональных программах отмечается недостаточность
стимулирующих условий для активизации привлечения частных инвесторов в разработку и реализацию проектов развития РХК. Как правило, привлечение частных инвесторов осуществляется на договорной основе, и они формально являются участниками региональных программ, хотя в действительности могут и не обеспечить финансирование предполагаемых проектов. Так, в программе Хабаровского края к реализации предусмотрено 33 проекта, из которых только один проект (строительство завода по переработке рыбы и морепродуктов в Хабаровске) на момент принятия программы имел необходимую проектную документацию, а остальные проекты находились в стадии согласования намерений участия в них потенциальных инвесторов.
Некоторые соображения относительно будущего целевых программ
Наблюдаемое в последнее время широкое внедрение в практику перспективного конструирования развития РХК программно-целевых методов предполагает уже на стадии разработки программ обоснование и построение многоуровневой
Л
/ Ж
системы взаимосвязанных мероприятий, которые в совокупности позволят в заданные сроки обеспечить достижение декларируемых целей. Вместе с тем слабая заинтересованность хозяйствующих субъектов РХК в реализации программных целей федерального и регионального уровня свидетельствует о существующих недостатках использования аппарата целевого программирования в создании эффективного механизма управления деятельностью комплекса.
Одним из направлений совершенствования механизма является, на наш взгляд, выстраивание взаимосвязанной вертикальной системы целевого планирования, включающей в себя: 1) федеральные целевые программы, направленные на решение наиболее значимых проблем; 2) целевые программы субъектов РФ, детализирующие цели и задачи программ высшего уровня с учётом специфических региональных условий; 3) программы развития хозяйствующих субъектов, содержащие проработанные проекты развития, соответствующие целям и задачам программ федерального и регионального уровней.
Ключевым условием действенности такой системы является, на наш взгляд, согласование разноуровневых интересов в процессе разработки целевых программ, так как в условиях доминирования в экономике рыночных принципов необходим максимально полный учёт интересов хозяйствующих субъектов.
Разработка целевых программ развития РХК должна включать в себя итеративный процесс согласования интересов, в самом общем виде укладывающийся в следующую схему.
Во-первых, на федеральном уровне формулируются целевые ориентиры, определяются индикаторы достижения целей, а также формируется «пространство возможностей развития» (институциональная среда, нормативная база и т.д.), в границах
DOI: 10.14530/гед.2014. _
которого регионы и субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают свои программы развития.
Во-вторых, «включение» в процесс программ развития субъектов хозяйственной деятельности в случае их недостаточного соответствия целевым ориентирам регионального и федерального уровней предполагает соответствующую корректировку «пространства возможностей развития» с целью достижения необходимых для реализации программы инвестиционных намерений хозяйствующих субъектов.
В итоге выстроенного по данной схеме итеративного процесса согласования разноуровневых интересов можно получить обоснованную целевую программу с высокой степенью вероятности её исполнения.
Для выполнения задач уже принятых целевых программ развития РХК федерального и регионального уровней на данном этапе необходимо принятие дополнительных мер, позволяющих повысить мотивацию хозяйствующих субъектов участвовать в реализации программных мероприятий в качестве их непосредственных исполнителей. Учитывая отечественный и зарубежный [3] опыт организации рыбохо-зяйственной деятельности, который показывает, что успешная деятельность РХК и его развитие непосредственно связаны с уровнем государственной поддержки отрасли, к уже действующим мерам стимулирования необходимо, на наш взгляд, добавить следующие:
- установить для рыбохозяйственных организаций-резидентов, занимающихся добычей ВБР, льготные цены на топливо, а также целевым образом дотировать предприятия, осуществляющие модернизацию основных фондов в целях переработки низкорентабельных видов ВБР;
- создать на федеральном и региональном уровнях залоговые фонды в целях повышения доступности кредитных ресурсов для рыбохозяйственных организаций,
1 эгионалистика
/ .г! -~ ' л' •', \с\\
I л • -ЖЛ-Х 1 г \ ' 'у-1-' - у,
к-irr t
/// 'Li ■
j?\ 'i
'КГ:
trbl ( 1 Т ' ■ \D--E \L %
'ШШкШ^' vvr tn
осуществляющих строительство промысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях, а также для рыбоводных и перерабатывающих предприятий, осуществляющих приобретение необходимого оборудования для создания новых и модернизации действующих производств.
Создание необходимых институциональных условий, реализация указанных организационных мероприятий, а также осуществление точечных ресурсных вливаний позволят, как представляется, осуществить технологические решения, необходимые для инновационного обновления промыслового флота, и расширить сырьевую базу рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока.
Список литературы
1. Антонова Н.Е., Волков Л.В. Перспективы трансформации комплекса по использованию биологических ресурсов Тихоокеанской России // Экономика региона. 2012. № 3. С. 168178.
2. Волков Л.В. Рыбохозяйственный комплекс // В кн.: Тихоокеанская Россия - 2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: ДВО РАН, 2010. С. 368-373.
3. Ингебригстен Ч. Роль и участие Союза рыбаков Норвегии в управлении рыболовством Норвегии. URL: http://fish-forum.ru/ files/525.pdf (дата обращения: 1.10.2014).
4. Минакир П.А., Ломакина Н.В., Антонова Н.Е., Прокапало О.М., Волков Л.В., Гудко-ва Е.В., Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Найден С.Н. Дальний Восток в национальном и субглобальном экономическом пространстве // В кн.: Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: Медиа-Пресс, 2013. С.452-478.
5. Состояние и динамика развития рыбной отрасли за период 2008-2013 гг. URL: http://arpp.pk.ru/files/preview/doc117.pdf (дата обращения: 1.09.2014).
DOI: 10.14530/reg.2014. _
8 ' : -■ References
1. Antonova N.E., Volkov L.V. Prospects of Transformation of the Complex on Use of Biological Resources of the Pacific Russia. Eko-nomika regiona [Region's Economy]. 2012. No. 3.
Pp. 168-178. (In Russian)
2. Volkov L.V. Fishing Industry. In: Pacific Russia - 2030: Scenario Forecasting for Regional Development. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2010. Pp. 368-373. (In Russian)
3. Ingebrigtsen K. The Role and Participation of Norges Fiskarlag in Fisheries Management in Norway. Available at: http://fish-forum.ru/ files/525.pdf (accessed 1 October 2014). (In Russian)
4. Minakir PA., Lomakina N.V., Antonova Ni., Prokapalo О.М., Volkov L.V., Gudko-va E.V., Motrich E.L., Li E.L., Nayden S.N. Far East in the National and Subglobal Economic Space. In: Fundamental Problems of Spatial Development of the Russian Federation: Interdisciplinary Synthesis. Moscow, 2013. Pp. 452-478. (In Russian)
5. State and Dynamics of the Fishing Industry in 2008-2013. Available at: http://arpp.pk.ru/ files/preview/doc117.pdf (accessed 1 September 2014). (In Russian)
Для цитирования:
Волков Л.В. Роль целевых программ в формировании механизма управления ры-бохозяйственным комплексом Дальнего Востока // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 4. С. 50-60.
For citing:
Volkov L.V. The Role of Targeted Programs in the Development of Control Mechanism of Far East Fishing Complex. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 4. Pp. 5060. (In Russian)