Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ТРЕНДЫ / УНИВЕРСИТЕТ 4.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Крюкова Ольга Николаевна, Нардин Дмитрий Сергеевич, Мозжерина Татьяна Геннадьевна

Предмет. Проблема развития региональной экономики имеет важное значение для всех участников, живущих и работающих в границах территории. Каждый субъект экосистемы должен вносить свой пропорционально финансовой стабильности вклад в развитие области, получая имиджевые и инвестиционные бонусы. В данной статье рассмотрен алгоритм влияния отраслевого университета на темпы улучшения благосостояния населения в Омской области. В статье авторы доказывают гипотезу о том, что достижения вузовской науки являются ключевым фактором развития региона в условиях новой экономики знаний и ограниченности кадровых и финансовых ресурсов. Методология. В процессе исследования проблемы развитии региональной экономики использовались методы индукции и дедукции, анализа и обобщения. Результаты. Были выделены пять глобальных трендов для развития высшего образования и науки в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина. Разработаны проектные компетенции -как традиционные и ожидаемые, так и фронтирные разработки ИТ-решений. Доказано стремление к коллаборации с другими организациями и создание эффективной экосистемы внешних связей. Проанализирован ход реализации «цифровых» проектов в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина. Выводы. Сделан вывод о том, что коллаборативный подход к взаимодействию всех институтов внутри региональной экономики применим для промышленно насыщенного региона, позволит эффективно решать вопрос национальной экологической и продовольственной безопасности, станет новым вектором развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Крюкова Ольга Николаевна, Нардин Дмитрий Сергеевич, Мозжерина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE THIRD MISSION OF THE BRANCH UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Subject. The problem of the development of the regional economy is of great importance for all participants living and working within the borders of the territory. Each subject of the ecosystem should contribute to the development of the region in proportion to financial stability, receiving image and investment bonuses. In this article, the algorithm of the influence of the branch university on the rate of improvement of the welfare of the population in the Omsk region is considered. In the article, the authors prove the hypothesis that the achievements of university science are a key factor in the development of the region in the conditions of a new knowledge economy and limited human and financial resources. Methodology. Methods of induction and deduction, analysis and generalization were used in the process of studying the problem of the development of the regional economy. Results. Five global trends were identified for the development of higher education and science at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin. Project competencies have been developed - both traditional and expected, as well as frontier development of IT solutions. The desire for collaboration with other organizations and the creation of an effective ecosystem of external relations is proved. The course of implementation of “digital” projects at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin is analyzed. Conclusions. It is concluded that a collaborative approach to the interaction of all institutions within the regional economy is applicable for an industrially saturated region, will effectively solve the issue of national environmental and food security, will become a new vector of development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 378.1+378.4

РОЛЬ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Оксана Викторовна Шумакова Ольга Николаевна Крюкова Дмитрий Сергеевич Нардин Татьяна Геннадьевна Мозжерина

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина 644008, Институтская пл., 1, г. Омск Российская Федерация

Предмет. Проблема развития региональной экономики имеет важное значение для всех участников, живущих и работающих в границах территории. Каждый субъект экосистемы должен вносить свой пропорционально финансовой стабильности вклад в развитие области, получая имиджевые и инвестиционные бонусы. В данной статье рассмотрен алгоритм влияния отраслевого университета на темпы улучшения благосостояния населения в Омской области. В статье авторы доказывают гипотезу о том, что достижения вузовской науки являются ключевым фактором развития региона в условиях новой экономики знаний и ограниченности кадровых и финансовых ресурсов. Методология. В процессе исследования проблемы развитии региональной экономики использовались методы индукции и дедукции, анализа и обобщения. Результаты. Были выделены пять глобальных трендов для развития высшего образования и науки в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина. Разработаны проектные компетенции -как традиционные и ожидаемые, так и фрон-тирные разработки ИТ-решений. Доказано стремление к коллаборации с другими организациями и создание эффективной экосистемы внешних связей. Проанализирован ход реализации «цифровых» проектов в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина. Выводы. Сделан вывод о том, что коллаборативный подход к взаимодействию всех институтов внутри региональной экономики применим для промышленно насыщенного региона, позволит эффективно решать вопрос национальной экологической и продовольственной безопасности, станет новым вектором развития.

Ключевые слова: высшее образование, перспективы, тренды, университет 4.0 Введение

2021 год был объявлен Президентом России Годом науки и технологий - это означает, что одним из приоритетных направлений в государственной политике РФ является повышение качества образования и диссеминация науки. Популяризация деятельности и развитие территории, на которой расположен вуз, является его третьей миссией. Университеты все быстрее адаптируются к условиям реальной экономики, конкурируя друг с другом за абитуриента, инвестора, государственные субсидии и т.п., следуя принципу «даже если мы не хотим развиваться, а хотя бы просто оставаться на месте - нам нужно бежать быстрее». Тезис Иосифа Сталина, высказанный им в 1935 году перед выпускниками военных академий «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ» [1] не теряет своей актуальности и через 86 лет. При этом в России, как и в мировой повестке, меняется подход к высшему образованию. Справедливо констатировать тот факт, что независимо от частных мнений процесс обучения сегодня, помогая преодолевать кадровый барьер, выступает драйвером изменений в регионе и поднимает уровень развития на принципиально иной уровень.

Поступила в редакцию: 30.07.2021

Принята к публикации после рецензирования: 27.08.2021

Цель исследования: оценка влияния достижений вузовской науки в развитие региона в условиях новой экономики знаний и ограниченности кадровых и финансовых ресурсов.

Задачи исследования:

рассмотреть мировые тренды в развитии высшего образования и науки;

раскрыть алгоритмы функционирования новой модели «Университет 4.0»;

исследовать уровень кадровой и инфраструктур-

ной готовности отрасли и региона к цифровой трансформации;

оценить перспективность университетских исследований во фронтир-ных направлениях науки с точки зрения развития региональной экономики.

Материалы и методы исследования

С целью систематизации знаний использован комплекс принципов, приёмов и способов, приводящих к объективному познанию, изучен характер влияния результатов деятельности вуза на обеспечение экономического роста в регионе.

При проведении исследованияприменены три о сновных типаметодов научно-познавательной деятельности. Из числа универсальных методов познания оперировали методом анализа и обобщения для характеристики отдельных элементов высшего образования и науки, индукции и дедукции при разработке механизма регулирования деятельности, взаимоотношений экономических агентов университетской экосистемы, поведение которых обременяют экономику или, напротив, развивают. Данный механизм может быть рекомендован для применения в других секторах экономики знаний.

Эмпирические методы употреблялись для получения практического знания в ходе изучения процесса деятельности отраслевого вуза на основе целенаправленного наблюдения и экспериментов внутри субъекта исследования.

Все применяемые методы соответствуют основополагающим принципам: принципу объективности (отчуждение личности исследователей от объекта познания); принципу систематичности (исследование выполнялось на протяжении 1985-2021 гг.); принципу воспроизводимости (все этапы и фазы процесса исследования могут быть повторены и верифицированы другими исследователями).

Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составили научные труды и концепции отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются вопросы специфики роли и вклада учреждений высшего образования, как особых институтов, которые включают неформальные и формальные правила, являющихся частью среды хозяйственной деятельности региона.

Результаты

Текущая действительность - это эпоха быстрых изменений в технологиях и привычных социальных институтах. Нами выделены пять глобальных трендов (проектный подход; надпрофесиональные компетенции; цифровизация и смешанное образование; коллаборация с другими организациями; создание эффективной экосистемы внешних связей), являющихся основополагающими в развитии высшего образования и науки в ближайшие годы и десятилетия. В качестве субъекта определен отраслевой аграрный вуз-лидер со столетней историей - Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (далее - Омский ГАУ).

Проектный подход. Неотъемлемой частью научно-образовательного процесса стал проектный подход. Проектные компетенции - это «компетенции будущего», которые востребованы у работодателей, отдающих предпочтение коммуникативным способностям молодых специалистов, их умению решать производственные задачи посредством работы над проектами с продуктовыми и образовательными результатами. Примечательно, что сегментами проектной деятельности студентов Омского ГАУ стали как традиционные и ожидаемые - это персонализирован-

ное питание и умное сельское хозяйство, так и фронтирные разработки ИТ-решений (чат-боты, сайты, мобильные приложения). Ключевыми партнёрами, по заказу которых выполняются проектные работы, являются Любинский МКК, Ястро-Инновации, Омский экспериментальный завод, Хлебодар и многие другие.

Надпрофесиональные компетенции. Усложнение профессии и требований к специалистам от индустрии, вызывает необходимость настоящей индивидуализации обучения, на основе системного анализа потребности работодателей. В своем исследовании Национальное агентство развития квалификаций и Фонд ВЦИОМ [2] раскрывают имеющийся барьер из-за нарушенной коммуникации между вузами и работодателями - лишь 1,6% предприятий могут грамотно оформить свой запрос на требуемого специалиста, а не просто указать исполняемые им функции. Поэтому вузам в стремительно меняющихся условиях на рынке труда приходится знакомить обучающихся не только с основными, но и с широким пулом сквозных бизнес-процессов. Более 90% студентов Омского ГАУ помимо дисциплин по выбору включают в свой образовательный трек дополнительные программы по языковой подготовке, записываются на школы лидерства и проектного управления.

Цифровизация и смешанное образование. Индивидуальный подход позволяет посредством реализации различных проектов добиться 100% охвата сотрудников и обучающихся в развитии цифровых компетенций. В университете внедряются сервисы организации командной работы и видеоконференций для развития смешанного и адаптивного обучения. Поскольку из всех ценных капиталов самым решающим являются люди, работающие в вузе и развивающие молодежь, открывая для нее новые горизонты, научно-педагогические работники университета непрерывно обучаются, в том числе педагогическим цифровым технологиям. Педагогика должна опираться на новые технологии, пришедшие в мир: адаптивное обучение, искусственный интеллект, иХ-дизайн, расширенную реальность.

Глобальной перспективой, направленной на повышение качества науки и образования является коллаборация с другими организациями и создание эффективной экосистемы внешних связей. Наличие в Омском ГАУ более 40 соглашений с ведущими научными, образовательными и промышленными предприятиями России, а также более 70 соглашений с зарубежными партнерами позволяют университету реализовы-вать комплексные научно-технические проекты в рамках ФНТП развития сельского хозяйства и генетиче ских технологий. Для студентов интеграция научного и образовательного процессов и индустрии расширяет возможности для самореализации и развития талантов, расширяет степень участия в глобальных исследовательских проектах.

Развитие образования для создания прочного фундамента научных исследований и инноваций, необходимость передачи студентам навыков коммерциализации знаний, обучение так называемых «датасайентистов», способных принимать решения на основе данных, всеобщая цифровая трансформация, как процессов внутри образовательных организаций, так и жизни общества формируют новую модель «Университет 4.0». Мир и общество, обучающиеся, прочие интересанты и экосистема меняются. Университеты становятся драйверами этих изменений. Формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок не только в аграрно ориентированных отраслях, но и цифровой экономике в целом становится миссией каждого вуза, который стремиться быть лидером. Четвертая промышленная революция требует высококвалифицированных кадров — чем скорее и больше, тем лучше.

В Год науки и технологий хотелось бы особо отметить столетнюю историю научных достижений университета и серьезный вклад ученых в области селекции и генетики в растениеводстве и животноводстве, в создании новых уникаль-

ных продуктов питания. За указанный период учеными Омского ГАУ были созданы сарбоянский карп (в 1985 году), сибирский тип советской мясошерстной породы овец (1988 год), приобский тип крупного рогатого скота (2005 год) [3]. Селекция зерновых культур на протяжении последних лет стала узнаваемым брендом университета. Омский ГАУ эффективно решает задачу повышения кадрового и научного потенциала агропромышленного комплекса, не только развивая человеческий капитал, но и формируя новые знания и индустрии через исследования мирового уровня, интегрируя знания в экономику региона, страны и мира.

При этом проблемой всероссийского масштаба является отсутствие или недостаточное развитие в вузах навыков технологического предпринимательства (инноваций). Процент вовлечения молодежи в научно-инновационную деятельность нельзя назвать избыточным. По данным Института статистических исследований и экономики знаний, число ученых в России снизилось с 2000 года почти в 1,2 раза, средний возраст доктора наук составляет 63 года [4]. В Омском ГАУ за последние 15 лет сформировались аналогичные тенденции в развитии кадрового потенциала, но в Омском ГАУ делают все, чтобы создать максимально комфортные условия для развития и самореализации талантливой молодежи в университете: в вузе ведется работа по повышению эффективности аспирантуры и докторантуры, объявляются внутренние гранты для молодых ученых, создаются максимально комфортные условия для обучения, исследовательской практики, в том числе за рубежом.

Публикационная активность научно-педагогических работников, а также скорость продвижения научных и инновационных проектов в Омском ГАУ ежегодно нарастает. Наука занимает достойное место на российском и международном уровнях. Об этом свидетельствует рост как количественных, так и качественных наукометрических показателей, которые используются при оценке эффективности проводимых исследований, качества их результатов и значимости для международного научно-образовательного сообщества.

Согласно паспорту Стратегии развития аграрного образования Российской Федерации до 2030 года [5] сельское хозяйство имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития общества, обладает мультипликативным эффектом для развития экономики и при этом имеет исключительное в сравнении с другими секторами народного хозяйства социальное значение. Цифровизация в сельскохозяйственном секторе становится ключевым оператором инноваций. Карбоновые полигоны, цифровые двойники биологических объектов, предиктивная аналитика, управление, основанное на данных - это не просто слова. Это внедряемые в Омской области результаты реинжиниринга процессов взаимодействия представителей научного сообщества, вузов и бизнеса, источники новых рынков наукоемких продуктов и услуг, а также условия конкурентной борьбы на мировом рынке. При этом, главным драйвером для цифровизации агробизнес считает подготовку компетентных кадров, а их отсутствие называет главным барьером на пути цифровизации.

Хотелось бы подчеркнуть, что аграрные вузы готовят кадры для бизнеса, требования которого к качеству подготовки молодежи с каждым годом растут. При этом по данным ВШЭ, уровень востребованности услуг удаленного доступа к информационным ресурсам в сельском хозяйстве не превышает 20%; распространенность широкополосного высокоскоростного интернета менее 5%; лишь каждая четырнадцатая с/х организация использует инструменты корпоративной автоматизации [6]. По данным исследований, проведенных вузом лишь 2% организаций АПК Омской области готовы к цифровой трансформации менеджмента и производства в целом.

Несмотря на это, 54 аграрных вуза страны обязаны быть активными инициаторами и участниками цифровых процессов в агропромышленном комплексе Рос-

сии: входить в научно-образовательные центры мирового уровня, реализовывать новые образовательные программы в сфере робототехники и передовых производственных технологий. В вузе сформирована цифровая образовательная среда, ставшая в условиях пандемии основным образовательным ресурсом. Но этого недостаточно для перехода в категорию «цифрового университета» [9]. Требуется создание полноценной цифровой экосистемы, включающей инфраструктуру, партнёров, кейсы. Омскому ГАУ предстоит переход к целевой модели цифрового университета, что потребует внедрения более гибких и мягких процессов, изменения корпоративной культуры и оптимизации управленческой системы. 14 июля 2021 года Минобр-науки России представил «Стратегию цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [7], в которую вошло семь проектов, в том числе по созданию системы управления данными, развития цифровых сервисов и разработке единой экосистемы сервисов для проведения исследований - «Датахаб», «Архитектура цифровой трансформации», «Цифровой университет», Единая сервисная платформа науки, «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Цифровое образование» и «Сервис хаб». Их элементы включены в программу цифровой трансформации Омского ГАУ (находится в стадии разработки), в портфель ее проектов.

Реализация так называемых «цифровых» проектов в Омском ГАУ активно начата в 2020 году с открытия при поддержке Минсельхоза России Цифрового ситуационного центра - образовательной и научно-инновационной площадки для работы с реальными производственными кейсами, получения компетенций по работе с большими данными, предсказательной аналитикой, искусственным интеллектом. По данным проведенных учеными Омского ГАУ исследований при участии индустриального партнера реализуемые на базе центра проекты уже позволили на 80% улучшить методику прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур (ДЗЗ, агроскаутинг); благодаря проекту «цифровой двойник стада» студенты видят результативность применения своих знаний в условиях максимально приближенных к реальности; получают навыки работы в экспертно-диагностических программах [8].

Не смотря на существующие вызовы и барьеры, формула эффективной науки достаточно проста и понятна: необходимо соответствовать мировой научной повестке, ведя исследования строго в соответствии с установленными приоритетами, проводить исследования во фронтирных направлениях. Учитывая отраслевую специфику, для регионального развития несколько университетских направлений являются критически перспективными.

Во-первых, разработка научных основ для создания новых инду-стрий в области глубокой переработки сельскохозяйственной продукции:

- создание новых сортов сельскохозяйственных культур с уникальными свойствами для производства функциональных продуктов питания на основе применения современных генетических технологий (пшеница с повышенным содержанием антоцианов и микроэлементов, зернобобовые с повышенным содержанием белка);

- создание инновационных технологий переработки уникального сельскохозяйственного сырья с получением готовых продуктов с функциональными свойствами (кондитерские и хлебобулочные изделия с функциональными свойствами).

В рамках данного направления университет открыл Международный селекционно-генетический центр. На средства выигранного гранта Минобрнауки в размере 90 млн руб. в текущем году будет создана лаборатория мирового уровня. Хочется отметить, что вуз на привлекаемые в частном порядке средства формирует в Омской области новую индустрию.

Также на фронтире федеральных и мировых запросов к науке - фундаментальная трансформация и повышение эффективности традиционного молоч-

ного и мясного скотоводства. Россия значительно отстает по продуктивности в сравнении с европейскими странами, но не можем тиражировать «в слепую» их технологии, так как все понимаем климатические и технологические особенности содержания [10]. Необходимо развивать генетику в животноводстве - создавать новые породы. Омский ГАУ ведет исследования по внедрению современных генетических технологий в процессы формирования и управления стадом КРС; а также участвует в разработке и внедрении отечественных информационных систем управления бизнес-процессами в молочном и мясном животноводстве.

В-третьих, необходимо вести разработки в области адаптация сельскохозяйственных отраслей к глобальным климатическим изменениям, что максимально соответствует федеральной повестке. Активная позиция Президента и Правительства России придают данному проекту определённую динамику и Омский ГАУ находится в авангарде и ведет разработки технологий оценки и контроля углеродного баланса производства сельскохозяйственной продукции, оценки и контроля эмиссии парниковых газов; технологий экологического мониторинга и контроля производства сельскохозяйственной продукции.

Одной из точек пересечения научно-технологической и эколого-климатиче-ской задач являются «карбоновые полигоны» - специальные площадки, где с помощью специально откалиброванного и сертифицированного оборудования проводятся замеры эмиссии и поглощения углерода. В июле 2021 года экспертный совет Минобрнауки России утвердил программы развития 5 карбоновых полигонов. Отбор площадок для включения в проектное финансирование продолжается, что стимулирует регионы к пересмотру своей эколого-климатической повестки. Завтра вы станете свидетелями открытия карбонового полигона Омского ГАУ.

Заключение

На основании исследования можно сделать вывод, что участникам региональной экосистемы необходимо прикладывать совместные усилия для создания условий профессионального развития и самореализации талантливой молодежи. Отраслевой вуз ведет работу по гармонизации потенциала человека, адаптации к требованиям нового цифрового мира, привлекая в Россию и в Омскую область уникальных научных компетентов для формирования под их руководством молодежных научно-исследовательских коллективов под решение научных задач мирового уровня, инициирует на территории Омской области реализацию крупных научно-исследовательских и инновационных проектов, активно вовлекает бизнес-структуры в образовательный процесс. Но следует повышать конкурентоспособность территории и привлекательность омского региона для карьерного роста и развития талантливой молодежи. Комплексный и коллаборативный подход к преодолению барьеров устойчивого развития позволит сформировать эффективную глобальную инновационную систему и создать возможности для максимальной самореализации и развития как определившихся, так и ищущих себя студентов, исследователей, ученых и технологических предпринимателей. А это в свою очередь обеспечит высокотехнологичную экономику кадрами с необходимыми «живыми» компетенциями. Именно такую национальную цель развития поставил президент.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список источников

1. Кадры решают всё! Сталин и кадровый вопрос [Электронный ресурс] // URL:

https://sakhalife.ru/kadryi-reshayut-vsyo-stalin-i-kadrovyiy-vopros/ (дата обращения: 26.07.2021)

2. Костюкова Е.И. Подготовка специалистов в области управленческого учёта в условиях цифровой трансформации экономики / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, А.В. Фролов, Е.В. Фомина // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2020. - Т. 13. - № 2 (65). - С. 196-204.

3. Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда [Электронный ресурс] // URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabotodateli-opredelili-trebovaniya-k-kandidatam-top-5-vostrebovannykh-kompetenczij-na-rossijskom-rynke-truda (дата обращения: 27.07.2021)

4. Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина: хроника в документах и фотографиях: юбилейное издание / авт.-сост. В.В. Слабодц-кий, Н.К. Чернявская; М-во сел. Хоз-ва Рос. Федерации; Ом. гос. аграр. ун-т им. П.А. Столыпина. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2018. - 644 с.

5. Статистика науки и образования. Вып. 5. Организации и персонал, выполняющие научные исследования и разработки. Инф.-стат.мат. М.: ФГБНУ РИНКЦЭ, 2017

6. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. [Электронный ресурс] // URL: https://bsau.ru/science/srau2030.pdf (дата обращения: 28.07.2021)

7. Сельскому хозяйству необходим ребрендинг, и как можно скорее [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru/news/490638255.html (дата обращения: 29.07.2021)

8. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс] // URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/7ELEMENT_ ID=36749 (дата обращения: 30.07.2021)

9. Bobryshev A.N. / The concept of management accounting in the conditions of uncertainty and risk / A.N. Bobryshev, L.A. Chaikovskaya, G.S.H. Dudaev, E.A. Sere-bryakova, D.I. Karlov // Journal of Organizational Behavior Research. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 68-81.

10.Kostyukova E.I. Evaluation of the company's financial condition from the position of different groups of stakeholders / E.I. Kostyukova, V.S. Yakovenko, V.S. Germanova, A.V. Frolov, S.V. Grishanova // Espacios. - 2017. - Т. 38. - № 33.

References

1. Frames decide everything! Stalin and the personnel question [Electronic resource] // URL: https://sakhalife.ru/kadryi-reshayut-vsyo-stalin-i-kadrovyiy-vopros/ (accessed: 26.07.2021)

2. Kostyukova E.I. Training of specialists in the field of management accounting in the conditions of digital transformation of the economy / E.I. Kostyukova, A.N. Bobryshev, A.V. Frolov, E.V. Fomina // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. -2020. - T. 13. - № 2 (65). - Pp. 196-204.

3. Employers have determined the requirements for candidates: top-5 demanded competencies in the Russian labor market [Electronic resource] // URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabotodateli-opredelili-trebovaniya-k-kandidatam-top-5-vostrebovannykh-kompetenczij-na-rossijskom-rynke-truda (accessed: 27.07.2021)

4. Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin: chronicle in documents and photographs: anniversary edition / author-comp. V.V. Slabodtsky, N.K. Chernyavskaya; M-in villages. The household Grew. Of the Russian Federation; Om. state agrarian. P.A. Stolypin State University. - Omsk: Publishing house of the Omsk State Agrarian University, 2018 - - 644 p.

5. Statistics of science and education. Issue 5. Organizations and personnel performing research and development. Inf. - stat. mat. M.: FGBNU RINKCE, 2017

6. Strategy for the development of agricultural education in the Russian Federation until 2030 [Electronic resource] // URL: https://bsau.ru/science/srau2030.pdf (accessed: 28.07.2021)

7. Agriculture needs a rebranding, and as soon as possible [Electronic resource] // URL: https://issek.hse.ru/news/490638255.html (accessed: 29.07.2021)

8. Strategyofdigitaltransformationofthebranchofscienceandhighereducation[Electronic resource] // URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/7ELEMENT_ ID=36749 (accessed: 30.07.2021)

9. Bobryshev A.N. / The concept of management accounting in the conditions of uncertainty and risk / A.N. Bobryshev, L.A. Chaikovskaya, G.S.H. Dudaev, E.A. Serebryakova, D.I. Karlov // Journal of Organizational Behavior Research. - 2020. -T. 5. - № 2. - C. 68-81.

10.Kostyukova E.I. Evaluation of the company's financial condition from the position of different groups of stakeholders / E.I. Kostyukova, V.S. Yakovenko, V.S. Germanova, A.V. Frolov, S.V. Grishanova // Espacios. - 2017. - T. 38. - № 33.

ROLE OF THE THIRD MISSION OF THE BRANCH UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Oksana V. Shumakova Olga N. Kryukova Dmitriy S. Nardin Tatiana G. Mozzherina

Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin Institute Square, 1, 644008, Omsk, Russian Federation

Subject. The problem of the development of the regional economy is of great importance for all participants living and working within the borders of the territory. Each subject of the ecosystem should contribute to the development of the region in proportion to financial stability, receiving image and investment bonuses. In this article, the algorithm of the influence of the branch university on the rate of improvement of the welfare of the population in the Omsk region is considered. In the article, the authors prove the hypothesis that the achievements of university science are a key factor in the development of the region in the conditions of a new knowledge economy and limited human and financial resources. Methodology. Methods of induction and deduction, analysis and generalization were used in the process of studying the problem of the development of the regional economy. Results. Five global trends were identified for the development of higher education and science at Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin. Project competencies have been developed - both traditional and expected, as well as frontier development of IT solutions. The desire for collaboration with other organizations and the creation of an effective ecosystem of external relations is proved. The course of implementation of "digital" projects at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin is analyzed. Conclusions. It is concluded that a collaborative approach to the interaction of all institutions within the regional economy is applicable for an industrially saturated region, will effectively solve the issue of national environmental and food security, will become a new vector of development.

Keywords: higher education, perspectives, trends, university 4.0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.