Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРАРНЫЙ ВУЗ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

Высокий уровень требований работодателя к трудовым функциям выпускника аграрного вуза в сфере управления проектами определяет актуальную задачу по формированию правовой грамотности студентов как результата освоения компетенций в ходе проектной деятельности. На основе анализа ситуации наблюдается очевидное противоречие между ожиданиями работодателей в части уровня владения правовыми компетенциями выпускников и реальным уровнем правовых знаний, умений и навыков студентов, получающих диплом бакалавра или магистра. В связи с этим вопросы овладения обучающимися правовыми компетенциями в процессе освоения современных технологий управления проектами в бизнес-инкубаторе современного аграрного университета требуют исследования, как в практическом, так и в научном аспекте. При этом во главу угла ставятся перспективные профессиональные задачи выпускников аграрного вуза в части применения проектных навыков при решении тактических и стратегических задач в своей трудовой деятельности с учетом специфики агропромышленного комплекса. В статье рассматривается положительный опыт овладения обучающимися правовыми компетенциями в процессе освоения современных технологий управления проектами в бизнес-инкубаторе Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина с применением средств педагогического консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A CONDITION FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS AGRICULTURAL UNIVERSITY

The high level of the employer's requirements for the labor functions of a graduate of an agricultural university in the field of project management determines the urgent task of developing the legal literacy of students as a result of mastering competencies in the course of project activities. Based on the analysis of the situation, there is an obvious contradiction between employers' expectations regarding the level of ownership of legal competencies of graduates and the real level of legal knowledge, skills and abilities of students receiving a bachelor's or master's degree. In this regard, the issues of mastering legal competencies by students in the process of mastering modern project management technologies in the business incubator of a modern agrarian university require research, both in practical and scientific aspects. At the same time, promising professional tasks of graduates of an agricultural university are put at the forefront in terms of applying project skills in solving tactical and strategic tasks in their work, taking into account the specifics of the agro-industrial complex. The article discusses the positive experience of mastering legal competencies by students in the process of mastering modern project management technologies in the business incubator of the Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin with the use of pedagogical consulting tools.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

Епанчицнев В. Ю. Проектная деятельность как условие формирования правовой грамотности студентов аграрного вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 1 (28) январь - март. -URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2022/1/00999.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.14.015.62: 378.184

Епанчинцев Виталий Юрьевич

кандидат экономических наук ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск vu.epanchintsev@omgau.org

Проектная деятельность как условие формирования правовой грамотности

студентов аграрного вуза

Аннотация: Высокий уровень требований работодателя к трудовым функциям выпускника аграрного вуза в сфере управления проектами определяет актуальную задачу по формированию правовой грамотности студентов как результата освоения компетенций в ходе проектной деятельности. На основе анализа ситуации наблюдается очевидное противоречие между ожиданиями работодателей в части уровня владения правовыми компетенциями выпускников и реальным уровнем правовых знаний, умений и навыков студентов, получающих диплом бакалавра или магистра. В связи с этим вопросы овладения обучающимися правовыми компетенциями в процессе освоения современных технологий управления проектами в бизнес-инкубаторе современного аграрного университета требуют исследования, как в практическом, так и в научном аспекте. При этом во главу угла ставятся перспективные профессиональные задачи выпускников аграрного вуза в части применения проектных навыков при решении тактических и стратегических задач в своей трудовой деятельности с учетом специфики агропромышленного комплекса. В статье рассматривается положительный опыт овладения обучающимися правовыми компетенциями в процессе освоения современных технологий управления проектами в бизнес-инкубаторе Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина с применением средств педагогического консалтинга.

Ключевые слова: проектная деятельность, аграрный вуз, правовая грамотность, педагогический консалтинг, бизнес-инкубатор.

В условиях реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с актуализированными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее ФГОС ВО 3++) проектное обучение стало не только важной, но и неотъемлемой частью образовательного процесса. Ситуация на рынке труда в настоящее время сложилась таким образом, что выпускники высших учебных заведений достаточно часто открывают собственное дело [1, 295]. При этом встает вопрос о наличии профессиональных компетенций обучающихся не только в сфере самостоятельного ведения бизнеса, но и при работе по найму, а именно в части выполнении трудовой функции, касающейся поведения в бизнес-среде.

Реалии современного технологического уклада требуют от такого сотрудника достаточно высокого уровня правовой грамотности (причем, полученных еще в период

обучения в вузе) в деятельности, связанной с получением прибыли, то есть реализации предпринимательских знаний, умений и навыков [2, 216].

Вовлечение студентов в проектную деятельность направлено на формирование универсальных компетенций, необходимых выпускнику аграрного вуза. Посредством активного участия в разработке и реализации проектов обучающиеся решают конкретные задачи, результатом решения которых помимо непосредственно проекта, являются полученные знания, умения и навыки [3,4]. Различные компоненты компетенций, осваиваемые студентами, позволяют им в дальнейшей профессиональной деятельности выполнять трудовые функции по управлению проектами. При этом не только в сфере биотехнологий, цифровой экономики и менеджмента, но и правового регулирования (с учетом юридических рисков участников) на всех фазах жизненного цикла проекта, что позволяет рассматривать проектную деятельность как одно из условий формирования правовой грамотности студентов аграрного вуза.

Целью исследования является обоснование целесообразности применения метода проектов при подготовке и участии студентов аграрного вуза в конкурсах на получение грантов в реальном секторе экономики, способствующего формированию правовой грамотности обучающихся.

Материалы и методы исследования

Научной основой являются результаты практических исследований автора, проведенные в 2015-2021 годах среди студентов всех направлений подготовки Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина (далее по тексту статьи -Омский ГАУ). Для решения поставленных задач и научного обоснования положений исследования применены взаимодополняющие методы. В частности, в ходе работы над статьей использованы теоретические методы: обобщение опыта передовой практики проектной деятельности в конкретном университете, системно-структурный. Также были применены общие (педагогическое наблюдение) и частные (опытно-педагогическая работа, мониторинг) методы эмпирического исследования.

Кроме того, в рамках применения частных (рабочих) эмпирических методов проведен анализ научных исследований по тематике правовой грамотности и компетентностного подхода к проектной деятельности студентов. Объектом исследования является формирование правовой грамотности студентов как результата их вовлечения в проектную деятельность, на примере Омского ГАУ, в том числе посредством приобретения ими соответствующих правовых компетенций в процессе деятельности бизнес-инкубатора данного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Активное развитие проектной деятельности в образовательном процессе Омского ГАУ с 2015 года позволило достичь определенных результатов. При этом решается задача по обеспечению потребностей агропромышленного комплекса (далее АПК) в квалифицированном персонале, в том числе в выпускниках аграрного вуза с высоким уровнем профессиональных компетенций, способных управлять проектами и портфелями проектов. Как следствие, за счет таких сотрудников в реальном секторе экономики усиливается обеспечение ее устойчивого развития и повышается конкурентоспособность потенциальных работодателей; осуществляется внедрение инновационных проектов, связанных с поиском инвесторов в условиях динамичной цифровизации отрасли.

В мировой и российской экономике в течение исследуемого периода прослеживается тренд на усложнение реализуемых проектов. Проекты в АПК становятся не только комплексными, но и высокотехнологичными, поскольку традиционные подходы в

управлении проектами теряют свою актуальность и демонстрируют снижение эффективности.

В сложившейся ситуации практика проектного управления требует применения новейших подходов и инструментов, многие из которых на сегодняшний день находятся в стадии становления. Следует отметить, что в научных публикациях достаточно много внимания уделено экономическим и инновационным аспектам деятельности студенческих бизнес-инкубаторов [5,6]. В то же время практически не подвержены глубокому анализу педагогические аспекты деятельности данных инновационных структур в российских вузах.

Проектная деятельность обучающихся позволяет сформировать адекватный ответ на вызовы, стоящие перед современным агропромышленным комплексом в лице выпускника аграрного университета, через достижение результатов посредством реализации технологического, научно-исследовательского и предпринимательского потенциала студентов. Организацию проектной деятельности в Омском ГАУ генерирует бизнес-инкубатор университета. Показатели эффективности проектной активности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты проектной деятельности обучающихся Омского ГАУ

за 2015-2021 годы [7]

Результат проектной активности студентов (в том числе обучения в рамках учебного процесса) по формальному признаку Количество участников проектной деятельности Результат проектной деятельности по существу (каждого участника)

Получение гранта по программе «УМНИК» из Фонда содействия инновациям 18 Грант 500 тысяч рублей на реализацию собственного инновационного проекта в сфере технопредпринимательства

Получение гранта «Агростартап» из бюджета Омской области 2 Грант до 3 миллионов рублей в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

Получение гранта «Начинающий фермер» из бюджета Омской области 4 Грант до 5 миллионов рублей в рамках регионального проекта «О предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм»

Открытие собственного бизнеса 8 Создание и развитие бизнеса (собственник общества с ограниченной ответственностью; глава крестьянского фермерского хозяйства; акционер акционерного общества)

Получение статуса резидента бизнес-инкубатора Омского ГАУ 215 Получение организационной, технической, информационной и правовой поддержки; участие в образовательных интенсивах по проектной деятельности на различных площадках на безвозмездной основе

Изучение дисциплин «Управление проектами», «Проектный менеджмент», «Бизнес-планирование», «Финансовое право» Более 420 обучающихся ежегодно Изучение дисциплин в рамках учебного плана обучающимися различных направлений по программам бакалавриата и магистратуры с промежуточной аттестацией в форме зачета

Одной из основных задач в деятельности бизнес-инкубатора является подготовка обучающихся, способных после окончания Омского ГАУ управлять проектами (в том числе собственными стартапами) на всех этапах их жизненного цикла с учетом необходимости принятия эффективного решения для работодателя, позволяющего в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие хозяйствующего субъекта агропромышленного комплекса.

В данной ситуации очевидно, что проектная деятельность является одним из важных условий формирования правовой грамотности студентов аграрного вуза. В частности, в

процессе участия в конкурсах Фонда содействия инновациям «УМНИК» студенты приобретают востребованные на рынке труда профессиональные компетенции.

Использование метода проектной деятельности при подготовке и участии в конкурсах (в том числе на получение грантов) обучающихся, являющихся резидентами бизнес-инкубатора за исследуемый период, способствует формированию правовых компетенций у студентов бакалавриата и магистрантов на всех этапах участия в конкурсах на получение грантовой поддержки: предварительном, текущем и последующем (табл. 2,3).

В частности, данные умения и навыки развиваются посредством их (резидентов) участия в подготовке и реализации проектов по программе «Агростартап», которые в случае положительного решения конкурсной комиссии на основании балльной оценки предусматривают получение государственной поддержки в форме гранта.

Таблица 2 - Компетенции, способствующие формированию правовой грамотности через вовлечение обучающихся в проектную деятельность при участии в программе

«УМНИК»

Компоненты правовой грамотности Компетенции, способствующие формированию правовой грамотности Отрасли права

Знания (знание и понимание) - знать, что средства полученного гранта необходимо израсходовать по целевому назначению; - знать, что за расходование средств по гранту необходимо в срок отчитаться; - знать, что изобретения оформляются соответствующим патентом - гражданское право (в том числе авторское право); - финансовое право; - коммерческое право

Умения (умения и поведение) - уметь пользоваться необходимыми нормативно-правовыми документами, регулирующими систему стандартизации РФ; - уметь пользоваться необходимыми нормативно-правовыми документами, регулирующими систему авторских прав в РФ; - уметь пользоваться необходимыми нормативно-правовыми документами, регулирующими договорные отношения в РФ - гражданское право (в том числе авторское право); - экологическое право (проекты по биотехнологиям)

Навыки (личные характеристик и и установки) - осознавать необходимость осуществления предпринимательской деятельности в рамках правового поля; - осознавать степень ответственности и правовые последствия управленческих решений; - проявлять активность в отстаивании своих прав - гражданское право; - административное и коммерческое право

Таким образом, при подготовке и участии резидентов бизнес-инкубатора в конкурсах на получение грантов студентами бакалавриата и магистратуры были освоены не только теоретические, но и практические основы проектной деятельности.

Таблица 3 - Компетенции, способствующие формированию правовой грамотности через вовлечение обучающихся в проектную деятельность при участии в региональных конкурсах на получение грантов «Агростартап»

Компоненты правовой Компетенции, способствующие формированию правовой Отрасли права

грамотности

грамотности

Знания (знание и понимание) - знать основы гражданского, трудового, земельного и налогового законодательства; - знать основы административного права; - знать «пошаговый» алгоритм открытия малого аграрного бизнеса, а также порядок прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее К(Ф)Х); - знать порядок государственной регистрации и прекращения деятельности К(Ф)Х) - гражданское право; - трудовое право; -административное право; - налоговое право; - земельное право; - коммерческое право

Умения (умения и поведение) - уметь отстаивать интересы К(Ф)Х в органах власти, общественных организациях; - уметь согласовывать действия с надзорными органами; - уметь разрабатывать основные локальные документы, регламентирующие деятельность К(Ф)Х (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда) - гражданское право; - трудовое право; -административное право; - налоговое право; - коммерческое право

Навыки (личные характеристики и установки) - представлять интересы К(Ф)Х в органах власти, общественных организациях; - обеспечивать взаимодействие с налоговыми и статистическими органами, внебюджетными фондами; - обеспечивать соблюдение крестьянским (фермерским) хозяйством соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов - гражданское право; - трудовое право; - административное право; - налоговое право; - земельное право; - коммерческое право

Автор не исключает возможности возникновения попыток некоторой дискуссионности в соотношении понятий «правовая грамотность» и «правовые компетенции», поскольку в статье отражены в большей мере компетенции, способствующие формированию правовой грамотности обучающихся аграрного вуза, занимающихся проектной деятельностью в студенческом бизнес-инкубаторе. Однако данное исследование имеет не теоретическую, а практическую направленность и раскрывает прецеденты положительной практики овладения студентами правовыми умениями и навыками в процессе подготовки и реализации стартапов в реальном секторе экономики на проектной площадке конкретного университета.

В частности, активно проводилась самостоятельная деятельность по изучению проблем, относящихся к определенным областям права (табл. 2,3). Расширены знания по праву за счет овладения профессиональными компетенциями, способствующими повышению уровня правовой грамотности. Проведенное исследование позволяет выработать методические рекомендации для преподавателей. В силу сложности нормативно-правового регулирования получения и освоения обучающимися грантовой поддержки, следует определить цели и задачи по каждой составляющей и учитывать уровень сформированности правовых компетенций студента при консультационном сопровождении потенциального получателя гранта.

Заключение

Применение метода проектов при подготовке и участии в конкурсах (в том числе на получение грантов) студентов, активно занимающихся проектной деятельностью, предполагает комплекс средств педагогического консалтинга как технологии активизации проектной деятельности обучающихся. Данные технологии помогут студенческому бизнес-инкубатору довести такой проект до логического завершения посредством выполнения следующих рекомендаций (представленных ниже), в том числе в части его правовой составляющей.

1. Научному руководителю (преподавателю университета) целесообразно провести анализ возможности участия обучающегося в конкурсах на получение грантов в реальном секторе экономики, исходя из полученных в процессе обучения студентом (магистрантом) знаний, умений и навыков, а также направленности каждого конкурса (научный или предпринимательский). При этом особое внимание следует уделить уровню правовых компетенций резидента университетского бизнес-инкубатора, необходимых ему, как инициатору стартапа, на всех этапах жизненного цикла проекта.

2. Определить перечень оперативных и стратегических проблем правового характера, которые необходимо разрешить обучающемуся университета в ходе подготовки и реализации своего студенческого проекта. В случае очевидного недостатка профессиональных компетенций для их решения, отказаться от данной проектной идеи, либо отложить ее осуществление на период, в котором необходимый уровень правовой грамотности может быть достигнут.

3. Совместно с научным руководителем обозначить возможные правовые риски и наметить меры по их нивелированию на основании имеющихся у студента (магистранта) знаний, умений и навыков в отраслях права, регулирующих ту сферу деятельности, в которой должен быть реализован стартап.

4. В ходе подготовки проекта акцентировать внимание на то, что достаточный для его успешного осуществления уровень правовой грамотности включает в себя не только готовность к определенному объему полномочий правового характера, но и постоянные действия по разработке локальных нормативных актов. В свою очередь такая трудовая функция возможна только на основании полученных в образовательном процессе профессиональных компетенций по использованию правовых знаний в проектной деятельности.

Таким образом, предложенные рекомендации будут способствовать развитию правовых компетенций студентов бакалавриата и магистратуры аграрного университета, принимающих участие в конкурсах на получение грантовой поддержки в реальном секторе экономики.

Список использованной литературы

1. Шумакова О.В., Крюкова О.Н., Мозжерина Т.Г. Обеспечение устойчивого развития аграрной экономики на основе проектно-ориентированного подхода к формированию эффективного агропродовольственного рынка // Фундаментальные исследования. 2018. № 12-2. С. 293-298.

2. Юнусова А.Н. Правосознание как элемент правовой культуры обучающихся неюридических специальностей // Перспективы науки. 2021. № 6 (141). С. 215-218.

3. Данчук И.И. Роль проектного обучения в подготовке выпускников современного ВУЗа // Педагогический журнал. 2018. Т.8. №5А. С. 101-108.

4. Яровова Т.В., Воробьева М.В. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе // Педагогическое образование и наука. 2019. №5. С. 25-28.

5. Прохорова М., Пономарёва Л., Круглова Ю. Целостная модель компетенций куратора молодёжных бизнес-проектов // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2019. № 1 (89). С. 81-88.

6. Кривцова Л.М. Практико-ориентированный подход в оптимизации системы развития предпринимательских компетенций на базе студенческого бизнес-инкубатора // Человеческий капитал. 2017. № 2 (98). С. 50-54.

7. Официальный сайт Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина [Электронный интернет-ресурс]. URL: https: // www.omgau.ru/inc/startapy.php (дата обращения: 20.02.2022)

Vitaly Epanchintsev

Candidate of Economic Sciences FGBOU VO Omsk GAU, Omsk

vu.epanchintsev@omgau.org

Project activity as a condition formation of legal literacy of students agricultural university

Abstract: The high level of the employer's requirements for the labor functions of a graduate of an agricultural university in the field of project management determines the urgent task of developing the legal literacy of students as a result of mastering competencies in the course of project activities. Based on the analysis of the situation, there is an obvious contradiction between employers' expectations regarding the level of ownership of legal competencies of graduates and the real level of legal knowledge, skills and abilities of students receiving a bachelor's or master's degree. In this regard, the issues of mastering legal competencies by students in the process of mastering modern project management technologies in the business incubator of a modern agrarian university require research, both in practical and scientific aspects. At the same time, promising professional tasks of graduates of an agricultural university are put at the forefront in terms of applying project skills in solving tactical and strategic tasks in their work, taking into account the specifics of the agro-industrial complex. The article discusses the positive experience of mastering legal competencies by students in the process of mastering modern project management technologies in the business incubator of the Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin with the use of pedagogical consulting tools.

Keywords: project activity, agricultural university, legal literacy, pedagogical consulting, business incubator

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.