Научная статья на тему 'Роль традиционных ценностей русской культуры в патриотическом настрое советского народа во время Великой отечественной войны'

Роль традиционных ценностей русской культуры в патриотическом настрое советского народа во время Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев Р. М.

Развитие культуры – сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, а также создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных ценностей русской культуры в патриотическом настрое советского народа во время Великой отечественной войны»

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ НАСТРОЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Николаев Р.М/

Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

Развитие культуры - сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, а также создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Однако, эта важнейшая закономерность развития мировой культуры, по сути дела, была предана забвению уже в первые годы Советской власти. Волна всеобщего «обновления» обрушилась и на армию. Вместе с ликвидацией старой, царской армии уничтожалось историческое наследие русского воинства, отменялись военные традиции, ритуалы, атрибутика, наименование полков и кораблей. На собираемых столетиями традициях русского военного этикета был «поставлен крест».

Понятие «социалистическое отечество» в сознании советского человека суживало содержание более емкого понятия «отечество», так как последнее включало в себя великую историю и культуру, выстроенную на системе традиционных ценностей со времен Древней Руси, а первое ограничивалось классовым подходом. В результате из понятия «социалистическое отечество» выпадали важнейшие традиционные ценности и символы русской культуры. В довоенный период была утрачена святость отношения к отечественности, отчизне, что замещалось культом социалистического отечества. Этим и объясняется, тот факт, что в подготовке к защите социалистического отечества в этот период марксистские идеологи, руководители РККА отсекали многие традиции русской армии.

Во время Великой Отечественной Войны культура советского общества, находясь в экстремальных условиях, сумела показать повышенную динамичность и способность к трансформации на основе удачного творчества при создании новых идей и, что не менее важно, обращения к традициям русской дореволюционной культуры, а также - диалогу, компромиссу с религией и религиозным ценностями.

Последнее стало возможно, потому что в довоенный период отечественной истории, столетиями формировавшееся религиозное, в том числе -христианское сознание народа не было окончательно уничтожено, а у

♦ Аспирант кафедры Культурологии

Теория и история культуры

251

ПУСТЬ UOHHOMtfT ыс а згой SOHNI мужктниный ннз

ИДШИХ ICAIKMX HPfJtiOif

1. Иванов В.С. «Пусть вдохновляет вас...» 1941 г.

т

значительной части советских людей трансформировалось на атеистической почве, превратившись в своеобразный религиозный культ поиска земного счастья (строительство коммунизма, почти религиозный культ вождя, энтузиазм первых строек и т.д.).

С другой стороны, если говорить о Православии, то православные ценности сохранялись среди людей, не отступивших от христианства и после революции. Особый импульс религиозному сознанию народа дала Великая Отечественная война, в которой всплеск патриотизма, частично был связан и с возвращением к Православию. Последнее можно проиллюстрировать на примере сотрудничества Церкви и власти в годы войны, что выражалось в открытии храмов, восстановлении патриаршества, возобновлении работы церковных учебных заведений. Обращение к религиозным ценностям детерминировалось особым положением человека на войне в условиях прямого приближения к опасности и смерти.

Восстановленные в первый же год войны дореволюционные понятия, такие как «родина», «патриотизм», «отечество», утратившее в процессе довоенного развития национальную почву и национальное лицо становятся символами, призванными объединить общество. Война наполнила истинным смыслом эти понятия, так как пришло понимание, что на абстрактных идеях марксизма и интернационализма войны не выиграешь. Происходят заметные изменения в художественной культуре. «Впервые с 20-х годов исполненное гражданственности и патриотизма искусство заговорило языком правды, обрело высокое художественное звучание» [2].

В связи с обращением к традиционным ценностям мы можем наблюдать и заметное изменение культурного стиля в СССР в рассматриваемый период. Имена великих русских полководцев прозвучали в обращении Митрополита Сергия и речи Сталина. Становятся заметны изменения в художественной культуре. Так, например, в плакатной живописи в рамках социалистического реализма прослеживаются элементы возвращения к патриотическим символам русской культуры. Советский плакат военного периода использует образы и события дореволюци-

ТО 1.1КЧЛН К ШЛ ЮНЛ' Т от ли 1.1 м нгиин п

2. Иванов В.С. «Кто с мечом к нам войдет...» 1942 г.

3. Говорков В. «Славна богатырям земля наша» 1941 г.

онной истории. Для советской пропаганды это явилось в своем роде откровением: до конца 1930-х история СССР начиналась с 1917 года, предыдущие времена были сплошным смутным периодом, в котором не существовало ни одного государственного деятеля, заслуживающего уважения. Зато с началом войны наступил и ренессанс отечественной истории: мы можем наблюдать феномен культурной персонификации традиционных национальных ценностей в рамках историко-культурной ретроспективы, когда в ход пошли и древние витязи, и герои войны 1812 года, а также, несмотря на свое непролетарское происхождение, фельдмаршалы Суворов и Кутузов, даже являющиеся официально канонизированными Русской Православной Церковью князья Дмитрий Донской и Александр Невский (примерами могут служить работы В. Иванова, В. Говоркова, П. Соколова-Скаля, Кукрыниксов и т.д.).

В творчестве писателей происходит смещение интереса в сторону индивидуального мира человека на войне. Самым известным литературным произведением в данном контексте становится поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с новым «героем с традиционными русскими корнями, идущим через войну с шуточками и прибауточками, но при этом без малейшего намека на казенный оптимизм» [1].

В годы войны происходит обращение к русской воинской традиции. Учреждаются новые знаки различия по аналогии с русской армией дореволюционного периода, появляются ордена в основе которых лежат образы русских военачальников предшествующих эпох (ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Богдана Хмельницкого). В 1943 г. появляется Орден Славы, созданный по аналогии с дореволюционным Георгиевским крестом.

Подводя итог можно сказать, что в период тяжелейшего испытания для нашей Родины в отечественной культуре делается акцент на преемственности исторических традиций, что отличает рассматриваемый период от довоенных лет, когда только Октябрь 1917 считался точкой отчёта новой эры, а история страны начиналась с чистого листа. В кризисный период отечественной истории, в период обращения к национальному самосознанию происходит перенос традиционных культурных ценностей на почву советской культуры.

Список литературы:

1. Волков, С. «История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына» /С. Волков // М.: Эксмо, 2008. -С. 180.

2. Чегодаева, М. А. «Соцреализм. Мифы и реальность» / М.А. Чего-даева // М.: Издатель Захаров, 2003. - С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.