Научная статья на тему 'Генезис российского патриотизма'

Генезис российского патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / FATHERLAND / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ ИДЕЯ / RUSSIAN PATRIOTISM / ОСМЫСЛЕНИЕ / ГЕНЕЗИС / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HISTORICAL DEVELOPMENT / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / ЭТАПЫ / STAGES / БЛАГО / ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS / THE IDEA OF UNDERSTANDING THE GENESIS / BENEFIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ващенко Андрей Витальевич

Статья посвящена изучению зарождения и становления патриотизма в России, определению подходов в раскрытии мыслителями понятия «патриотизм» в различные исторические периоды. Автором раскрыты основные этапы генезиса российского патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Russian patriotism

The article is devoted to the study of the origin and formation of patriotism in Russia, the definition of approaches to disclosure by the thinkers of the concept "patriotism" in different historical periods. The author describes the main stages of the Genesis of Russian patriotism.

Текст научной работы на тему «Генезис российского патриотизма»

А.В. ВАЩЕНКО старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и социальных процессов Одинцовского филиала МГИМО МИД России*

Генезис российского патриотизма

Теоретическое осмысление патриотизма как социального явления началось давно: сначала в эпической, художественно-литературной форме, затем в философско-эти-ческих концепциях. Поэтому проблема патриотизма имеет глубокую историческую традицию, рассмотрение которой позволяет определить сущность процесса формирования любви граждан к Отечеству. На протяжении всей истории человечества ученые, писатели, философы неоднократно обращались к этой теме в своих трудах.

Проводя историко-философский анализ становления понятия «российский (русский) патриотизм», ссылаясь на труды отечественных и зарубежных ученых1, можно определить следующие основные этапы этого процесса: I этап - зарождение и становление патриотизма в Древнерусском и Русском государстве (время правления династии Рюриковичей, IX-XVI вв.); II этап - развитие патриотизма в Российской империи (XVII в. - 1917 г. XX в.); III этап - генезис советского патриотизма (1918-1991 гг. XX в.); IV этап - трансформация идей патриотизма в современной России (90-е гг. XX в. -настоящее время).

Этап зарождения и становления патриотизма в Древнерусском и Русском государстве характеризуется попытками осмысления патриотизма, определения его места и роли в жизни русского народа и государства.

В IX-X вв. восточные славяне стали единой древнерусской народностью, определившей идеалом воспитание людей, «почитающих Русь».

* Ващенко Андрей Витальевич, e-mail: patriotstrani@mail.ru .

1 См.: Мазур М.А., Ванюкова Я.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010, № 4(43), с. 51.

Основным источником воспитания в Древней Руси становится литература, важной чертой которой, сохранившейся и развивавшейся вплоть до наших дней, является гражданственность и патриотизм. Древнерусский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как служение родной стране.

Древнерусские вельможи и мыслители (митрополит Илларион, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, священник Сильвестр и др.) стремились разобраться в реальных исторических событиях, пытались найти выход к решению таких проблем не личной, а общественной значимости, как патриотизм, единение и защита Родины, ответственность за ее судьбу. «Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей»1.

Определенным рубежом в развитии чувства патриотизма у русичей стало монгольское нашествие в XIII в. и последовавшее за ним нападение со стороны Тевтонского ордена и Швеции. Победа русских войск Александра Невского в Чудском сражении, благополучный исход Куликовской битвы, «великое стояние» на Угре имели огромное политическое и национальное значение, укрепили патриотические настроения русского народа.

Объединение на патриотической основе резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило его с государственностью. В «Уставе ратных, пушечных и других дел» 1607-1621 гг. патриотизм закреплялся законодательно.

В период перехода от родового общества к Древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представление об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси как государства, русского, российского народа. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, религия, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством, и составляло вкупе Отечество.

На данном этапе роль патриотизма в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной

1 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 149.

безопасности и государственной целостности невозможно переоценить. Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства.

Этап развития патриотизма в Российской империи характеризуется тем, что идея патриотизма получает новое развитие, в которой рассматривается не только феномен патриотизма, но и патриотическое воспитание как инструмент государства, составляющая патриотизма, позволяющая сформировать высоконравственного, преданного своей стране гражданина. Начиная с XVIII в., Россия вступает в новую фазу своего развития, и именно в этот период оформляются патриотические идеи и убеждения. Происходит обновление национально-государственной идеи: на смену религиозной пришли новые светские принципы, главный из которых -«служение Отечеству и своим ближним» - становится основой национально-культурной идентификации.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», а также в Уставе воинском 1716 г.1812 год был крупнейшей исторической вехой во всей общественно-политической жизни русского государства. Массовый героизм русских воинов был следствием освободительного, справедливого, народного характера войны. Российский народ совершил великий подвиг не ради наград и славы, а во имя спасения своей Родины и освобождения народов Европы, доказав еще раз, что на пути к свободе у него не бывает непреодолимых препятствий.

Результаты развития патриотизма в рассматриваемый период нашли свое отражение в работах выдающихся отечественных мыслителей. Представители этого этапа - Ф. Прокопович, Ю.Крижанич, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, Н.Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, П.А. Левашов, В.С. Соловьев, И.С. Аксаков и др. В их трудах любовь к отечеству как высшая ценность предстает в более разработанном виде. Патриотизм рассматривается как важнейший источник жизнедеятельности нации, народа, государства, армии, личности.

В этот период патриотизм носил религиозно-православный характер, основанный на взаимодействии светской и духовной властей и протекающий в рамках их институтов.

Идеологическую основу патриотического воспитания населения, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!».

Научный вклад в понимание таких категорий, как «отечество», «русская земля», «родина» внес моряк, врач, натуралист, писатель, создатель «толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль. Он постоянно говорил, что «Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноценный и достойный гражданин»1.

Таким образом, в Российской империи в анализируемый период идеи патриотизма рассматривались через призму любви к родине, желании встать на ее защиту.

Третий, советский период начинает свое начало с приходом к власти в России большевиков, когда среди населения стала укореняться коммунистическая идеология. В основу деятельности ВКП(б), государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию населения были положены ленинские идеи.

Большой вклад в разработку идей формирования патриотизма у граждан страны внес М.В. Фрунзе. Важнейшее место в нем он отводил оборонно-массовой работе. Фрунзе считал, что обучение и воспитание населения в духе готовности к защите Отечества надо проводить дифференцированно, учитывая возрастные и социальные особенности той или иной его категории, и в особенности учащихся средних образовательных учреждений.-

Довоенный период характеризуется желанием разделения понятий «патриотизм» и «советский патриотизм». Анализ философской литературы советского периода показывает, что в основу понимания патриотизма было положено определение Ленина: «Патриотизм - одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных оте-честв»2. В трудах А.В. Луначарского, В.И. Ленина, Н.К. Крупс-

1 Барышев Г., Горячев Б. О доблестном гражданине России и великом борце за русский язык // Народное образование в России. М., 2000, с. 216.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 7, с. 190.

кой определение патриотизма истолковывается в духе марксистско-ленинской идеологии. Основными вдохновителями идеи патриотизма рассматриваемого периода являлись А.С. Макаренко, М.А. Терентий, Л.Т. Рудченко, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская и др.

Большое значение для укрепления патриотических идей и совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения имели героические сражения периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Именно в этих сражениях раскрылась моральная сила и патриотизм советского человека. В годы войны осуществлялся комплекс мер, направленных на поднятие патриотического духа советского народа. Программа действий под лозунгом «Все для фронта, все для победы» излагалась в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г.

В послевоенный период проблема патриотизма и патриотического воспитания молодого поколения приобрела особую значимость. Это обусловлено тем, что патриотические чувства находят свое наибольшее проявление во время наиболее трудных периодов для Отечества.

Подходы к формированию патриотического сознания у молодых советских людей во второй половине XX в. в системном виде представлены в деятельности видного советского педагога В.А. Сухомлинского, который полагал, что школа должна взрастить у молодых людей желание к самоотверженному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Он определил советский патриотизм как благородную любовь народа к социалистическому Отечеству1.

Часть ученых того периода, рассматривающих патриотизм как высшее морально-политическое чувство, раскрывая понятие «советского патриотизма», на первое место ставили любовь народных масс к Родине, Коммунистической партии, советской власти, своему народу, родной природе (Н. И. Матюшин, М.Б. Митин, А. Чопоров, и др.)2. Другие исследователи, рассматривающие патриотизм как нравственный или политический принцип, подчеркивали в его содержании, прежде всего, преданность своему народу, сочетающуюся с уважением к другим народам, преданностью делу коммунизма,

1 См.: СухомлинскийВ. А. Из опыта работы сельской школы. М., 1959, с. 3.

2 См.: Митин М. Б. Проблемы современной идеологической борьбы: критика социологических и социально-политических концепций. М., 1976.

странам социализма, верностью долгу пролетарской солидарности (М.И. Бабинов, Н.М. Горбунов, И.К. Пантин и др.)1.

Таким образом, в советский период отечественной истории официальной наукой патриотизм рассматривался как социально значимое явление. В то же время под воздействием классово-партийной идеологии утвердилось понимание патриотизма как средства поддержки основ социалистической системы, общественного и государственного строя. Исследование советского патриотизма сводилось, прежде всего, к его конкретно-историческому содержанию, нередко оторванному от реальной действительности.

Четвертый период - период трансформации идей патриотизма в современной России.

За последние два с половиной десятилетия новейшей российской истории ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким глобальным переосмыслениям, следовательно, испытаниям как патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций. Результаты этой дискуссии нашли свое отражение в ряде творческих, исследовательских работ по осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.

Интерес представляют определения сущности и содержания патриотизма, данные авторами диссертационных исследований, посвященных патриотической проблематике. Так, В.И. Лутовинов отмечает: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую

1 См.: Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., 1977.

позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине»1.

Н.В. Ипполитов рассматривает патриотизм в нескольких аспектах: в философском как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, с другой - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом -как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное моральное качество2. Патриотизм назван частью духовной культуры человека, при этом основным звеном ее является нравственная культура3.

На современном этапе патриотизм понимается как многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств человека, связанных с любовью к Родине, уважением к своему народу, готовности к их защите и самопожертвованию во имя их процветания, преданностью и служением им в различных сферах общественно-полезной деятельности.

Таким образом, анализ философской, исторической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о разнообразии и неоднозначности современного понимания патриотизма. Это объясняется сложной природой феномена патриотизма, многогранностью и многоаспектностью его содержания, структурой и разнообразием форм этого явления.

Представляется целесообразным выделить в качестве важной закономерности исторического развития патриотизма в нашем Отечестве его поступательный, но прерывистый характер: за ситуативно высоким, всеобщим подъемом, как правило, следует спад, депрессия и даже определенная депатриотизация части общества. Одна из главных причин этого - постоянная борьба с патриотизмом и патриотами

1 Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1998, с. 48.

2 См.: Ипполитов Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2000, с. 66.

3 См.: Хайруллин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996, с. 15.

России значительных сил как внешних, так и внутренних, заинтересованных в ее ослаблении. Поэтому на протяжении столетий и особенно последних десятилетий российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства граждан Российской Федерации и развитых стран мира.

Ващенко А.В. Генезис российского патриотизма. Статья посвящена изучению зарождения и становления патриотизма в России, определению подходов в раскрытии мыслителями понятия «патриотизм» в различные исторические периоды. Автором раскрыты основные этапы генезиса российского патриотизма.

Ключевые слова: Отечество, патриотизм, российский патриотизм идея, осмысление, генезис, историческое развитие, становление, этапы, благо, историко-философский анализ.

Vashchenko A.V. Genesis of Russian patriotism. The article is devoted to the study of the origin and formation of patriotism in Russia, the definition of approaches to disclosure by the thinkers of the concept "patriotism" in different historical periods. The author describes the main stages of the Genesis of Russian patriotism.

Keywords: Fatherland, patriotism, Russian patriotism, the idea of understanding the Genesis, historical development, formation, stages, benefit, historical and philosophical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.