YAK 94(470).084.8"19"+1:316(470) ББК 63.3(2)614-7+60.028.131(2)
Д.А. ПАВЛОВ, Л.Л. ПАВЛОВА
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 30-40 гг. XX ВЕКА
D.A. PAVLOV, L.L. PAVLOVA
PATRIOTIC EDUCATION IN THE SOVIET UNION IN 30-40s of the XX
Статья посвящена исследованию идеологической основы Советского союза 3040 годов. Новизной исследования явилось определение специфики перехода революционного интернационализма к советскому патриотизму в условиях внутрипартийной борьбы. Актуальность исследования подчеркивается тем, что изучение советского опыта патриотического воспитания граждан в условиях напряженности на мировой политической арене позволит осмыслить феномен патриотизма и сформировать гражданскую идентичность в современном российском обществе. Автор на основе анализа различных источников приходит к выводу, что патриотизм стал частью партийной идеологии советской власти в ходе реализации массовой пропаганды происходит несколько этапов в рассмотрении «патриотического переворота» в воспитании молодого поколения, где идеологические акценты в изображении прошлого меняются, происходит отказ от позиции «национального нигилизма» и переход на позиции национально-патриотические.
The article is devoted to the study of the ideological basis of the policy of the Soviet Union of the 30-40s. The novelty of the study was the definition of the specifics of the transition of revolutionary internationalism to Soviet patriotism in conditions of inner-Party struggle. The relevance of the study is emphasized by the fact that the study of the Soviet experience of patriotic education of citizens in conditions of tension in the world politics will allow us to comprehend the phenomenon of patriotism and form a civil identity in modern Russian society. The author analyzing different sources comes to conclusion that patriotism had become a part of Soviet party ideology. While implementing mass advocacy there were several stages in considering 'party revolution' in upbringing young generation, whereas ideological accents changed and there was a refusal of position of 'national negativism' and transition to national-patriotic positions.
Ключевые слова: советский патриотизм, любовь к Родине, российское общество.
Key words: Soviet patriotism, love of the Motherland, Russian society.
В современном российском обществе, как и в любом другом, существуют два противоположных друг другу сценария развития: 1) мировая интеграция (глобализация, вестернизация); 2) государственная суверенизация (независимость, самостоятельность), обусловленных объективными социально-экономическими, историко-политическими процессами, протекающими в обществе. Учитывая тот факт, что развитие событий по первому сценарию обязательно приведет к ранжированию государств по степени их влияния на мировую политику, тем самым закрепив за тем или иным государством статус «страна третьего мира» с вытекающими из него правами и обязанностями, с акцентом на последних. При таком развитии событий Россия будет пониматься как государство «третьего мира», «региональная держава», «сырьевой придаток», что противоречит государственным интересам России. Второй сценарий развития событий наиболее приемлем для государства, поскольку в его основе лежит независимость и самостоятельность в принятии политических решений, наряду с этим «суверенный» сценарий предусматривает защиту как национальных интересов всего государства, так и защиту индивидуальных прав граждан на мировой арене. Ввиду сказанного выше возникает вопрос реализации данного сценария, вследствие чего возрастает интерес к прошлому опыту построения сильного государства, в частности патриотического воспитания граждан как основы социального прогресса.
С точки зрения полноты и достоверности информации наиболее благодатной почвой исследования является изучение советского опыта патриотического воспитания.
В основе советского патриотизма лежит марксистское понимание отношений человека к государству (Родине), базирующееся на классовом различии и объеме контролируемых средств производства, а следовательно, и на степени влияния человека на власть. В связи с этим в капиталистическом обществе у пролетариата не может быть позитивных чувств к государству, поскольку рабочий класс в указанном обществе является эксплуатируемым, не обладающим собственностью, и лишь коренное изменение имеющегося положения путем силового захвата пролетариями власти даст возможность широкому кругу трудящихся создать социально-ориентированное государство, к которому будут сформированы у индивида положительные чувства, в том числе патриотизм. В соответствии с данным подходом, сформировался особый взгляд на пролетарское отечество - классовый интернационализм, - позволяющий трудящимся в разных странах вести общую борьбу за социализм в мировом масштабе.
Начальный период становления советского государства характеризуются поиском решения проблемы соотношения идеалов «мировой революции» и патриотического воспитания, В.И. Ленин рассматривая патриотизм с классовой позиции, определял его как «революционный патриотизм», на формирование которого была направлена вся учебная и воспитательная работа. В данный период существует противопоставление понятий социалистического и дореволюционного патриотизма. Н.И. Болдырев сформировал отличие данных понятий. Он говорил о том, что советский патриотизм не имеет ничего общего с патриотизмом буржуазии. Буржуазный патриотизм принимает форму шовинизма и разжигает национальную вражду к народам других национальностей [2].
Развитие идеи мировой революции в советском обществе привело к возникновению феномена «национального нигилизма», при котором русские - титульная нация - воспринимались как «белые негры». В ходе данной кампании (агитации / пропаганды) против традиционных для российского общества ценностей, связанных с религией, были предприняты ряд институциональных мер, способствующих слому существовавшей в дореволюционной России аксиологичской системы:
1) в октябре 1922 г. была создана Комиссия по антирелигиозной пропаганде ЦК РКП(б);
2) в 1924 г. организовано Общество друзей газеты «Безбожник», в 1925 г. Переименовано в «Союз безбожников СССР», 1929 г., в «Союз воинствующих безбожников»;
3) в 1929 г. на XIV Всероссийском съезде Советов были внесены существенные поправки в Конституцию РСФСР. Прежняя формулировка, содержащаяся в ст. 4 («Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»), была заменена на следующую: «Свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами»[5].
Итогом целенаправленной деятельности партийно-государственного аппарата по борьбе с РПЦ стало сокращение числа действующих храмов и секуляризация населения, по данным, приведённым в апреле 1936 г., председателем комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК Союза ССР П.А. Красиковым, на территории РСФСР до революции было 39 530 молитвенных зданий, с 1917 по 1936 гг. было закрыто 20 318, из незакрытых - 5 122 не функционировали [11].
Следующим шагом по формированию из граждан недавно образованного Союза ССР движущей силы для мировой революции стала реформа русского языка, целью которой было латинизировать алфавит и грамматику, для
этого в ноябре 1929 г. по инициативе Народного комиссариата просвещения РСФСР была создана специальная комиссия, которой полную поддержку оказывал нарком А.В. Луначарский. Глава комиссии Н.Ф. Яковлев отмечал, что «русский гражданский алфавит в его истории является алфавитом самодержавного гнёта, миссионерской пропаганды, великорусского национал-шовинизма»; введение же нового должно стать шагом «на пути к международному языку» [14].
В целях создания пролетарского государства, основанного на принципах равноправия наций, большевиками была проведена политика по наделению национальных окраин бывшей Российской империи суверенитетом, для чего систематически поощрялось развитие национального самосознания у этнических меньшинств, что привело к возникновению в них новых национальных лидеров, национальные языки наделялись официальным статусом, наряду с этим финансировалось производство культурной продукции на этих языках. Тем самым в 1920-1922 гг. большевиками, как считает Т. Мартин, была выработана методика государственного управления, базирующаяся на партийном принципе.
Разрыв в производственном и социально-экономическом развитии между национальными окраинами и центром преодолевался большевистской властью за счет усиления местных партийных организаций российскими специалистами, на которых возложили все трудности организации партийной работы на местах и сопутствующие этому материальные и интеллектуальные трудности в построении нового общества. Терри Мартин утверждает, что «...Советский Союз был первой в мире империей положительной деятельности», которая в отличие от классических империй (Римской, Британской), поддерживала существование и развитие национальных меньшинств на территории бывшей царской России «в гораздо большей степени, чем национального большинства - русских» [9]. Именно на русских большевики взвалили все материальные и интеллектуальные тяготы в построении нового общества.
В основе большевистских взглядов по национальному вопросу было утверждение, что национализм нерусских народов главным образом является реакцией на их угнетение при царизме и обусловлен исторически оправданным недоверием к великороссам.
Марксистско-ленинская идеология предполагала собой победу «мировой революции» и объединение всего пролетариата под знаменами интернационала, в данной коннотации патриотизм воспринимался как шовинизм, в котором в первую очередь обвиняли представителей русского этноса. В.И. Ленин говорил по этому поводу: «Трудящиеся массы других наций были полны недоверия к великороссам как нации кулацкой и давящей» [4]. И далее: «Поскрести иного коммуниста - и найдешь великорусского шовиниста. Он сидит во многих из нас, и с этим надо бороться» [4].
Негативное отношение Ленина к явлению, которое он сам называл «великорусским шовинизмом», привелщ к возникновению доминирующего принципа советской национальной политики. В декабре 1922 г. Ленин продолжил критику великорусского шовинизма, начатую им ещё в 1914 г., но добавил, что «.необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, так как по отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве [совершённого] насилия» [8]. Эта концепция стала частью стереотипной большевистской риторики как объяснение различия между «наступательным» великодержавным национализмом и «оборонительным» местным национализмом, причём последний стали считать оправданной реакцией на первый. А это представление, в свою очередь, привело к утверждению принципа главной опасности, то есть положения о том, что великодержавный (или иногда великорусский) шовинизм более опасен, чем местный национализм.
Из всего вышесказанного мы можем заключить, что формирование патриотизма, как и патриотическое воспитание, в начальный период существования Советского Союза не соответствовало интересам людей, обладающих реальной властью и осуществляющих руководство государством. Напротив, ввиду специфики господствующей идеологии культивировалось классовое родство среди пролетариев различных стран, вымещающее из сознания людей государственно-территориальную сплоченность и развивающее индифферентное, в худшем случае отрицательное отношение к государству.
Смена вектора в отношении внутренней политики страны связана с внутрипартийным кризисом середины 20-х. - началом 30-х годов XX века и выдвижением на политическую авансцену И.В. Сталина. Политическая борьба, происходившая внутри партии, фактически разрушила сложившуюся марксистско-ленинскую систему отношений внутри государства, на смену откровенно русофобской риторики приходит патриотическая патетика.
Символическим разрывом с идеями мировой революции можно считать письмо И.В. Сталина членам Политбюро от 19 июля 1934 г. «О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма"», в котором отчасти реабилитировалась внешняя политика России в XIX века, в частности указывался тот факт, что завоевательной стратегии поведения на международной арене придерживались и другие государства, кроме России, и что милитаристское поведение, приписываемое России, зачастую являлось адекватной реакцией на недружелюбные действия со стороны других государств.
На этом фоне в середине 30-х гг. идеологические акценты в изображении прошлого меняются, происходит отказ от позиции «национального нигилизма» и переход на позиции национально-патриотические, осуществляется, пусть и не в полном объёме, возвращение к историческим корням. 2 мая 1933 г. на завтраке, устроенном в Кремле для участников первомайского военного парада, прозвучала первая по времени из известных сталинских здравиц «за великий русский народ». Сталин утверждал, что русская нация является «основной национальностью мира» и что именно она внесла наиболее весомый вклад в дело создания большевистского государства [11].
Следующим шагом по возвращению в политическую практику термина «патриотизм» является реабилитация исторической науки, осуществившееся в несколько этапов.
Начиная с 1934 года, происходит постепенное возвращение дисциплины «История» в школьную программу, при этом возвращается старое (дореволюционное) трактование данной дисциплины - «гражданская история», -пришедшее на смену так и не утвердившемуся термину «история классовой борьбы.
Ввиду нехватки профессиональных кадров для преподавания истории, в столичных университетах (МГУ и ЛГУ) восстанавливаются исторические факультеты, примечательно, что уже к 1938 году их количество возросло до тринадцати, охватив тем самым все крупные университеты страны.
Следующий шаг, направленный на консолидацию советского общества, - создание единого учебника по истории, в котором бы позитивно представлялось прошлое государства, что благоприятно влияло на патриотические настроения среди обучающихся. Стоит отметить тот факт, что основными историческими мотивами, призванными воспитать в человеке чувство патриотизма, как в учебниках истории, так и в художественных произведениях были события и люди, относящиеся к воинской славе, ярким примером тому могут послужить следующие кинофильмы: «Щорс» 1939 год (режиссер А. Довженко); «Эскадрилья №5» 1939 год (режиссер А. Роом); «На границе» 1938 год (режиссер А. Иванов); «Александр Невский» 1938 год (режиссер С. Эйзенштейн); «Минин и Пожарский» 1939 год (В. Пудовкин).
Наглядная демонстрация приемлемых образцов поведения посред-ствам их трансляции через медиа-средства (кино, радио, печатные средства).
В период между гражданской и отечественной войной патриотическая риторика вошла в общественно- политический словарь не только советских партийных и государственных деятелей, но и рядовых жителей СССР. Дискурс о патриотизме стал составной частью политической педагогики, дидактического процесса и повседневных практик.
Объектом патриотических чувств согласно канону эпохи была не «малая родина», а СССР в целом, что противоречит «праву наций на самоопределение» [7], однако отлично вписывается в концепцию нового «нациястро-ительства». Так как важной составляющей довоенного патриотического дискурса был пролетарский интернационализм, наряду с фигурами «родной страны», социалистической родины и социалистического отечества, в патриотический словарь входило оксюморонное словосочетание «отечество мирового пролетариата» [13].
Массовая пропаганда новых идей советского патриотизма, в условиях слабого развития СМИ (по отношению к современному уровню) и низкого уровня грамотности населения была возможна посредствам наглядной демонстрации через агитационные плакаты.
Особенность советского плаката 1930-х гг. заключается в активном использовании мобилизационных мотивов, побуждающих к активной деятельности на благо своей Родины, тем самым транслирующим патриотизм в широком смысле этого слова. На создание позитивного восприятия Советской Родины были направлены плакаты, призывавшие выполнить пятилетку в четыре года, плакаты, критиковавшие социальные пороки, а также побуждавшие в советском гражданине бдительность. Таким образом, ядро советского патриотического дискурса образует идея защиты Родины. Решимость пожертвовать жизнью ради свободы и независимости своего отечества считается высшей формой проявления патриотизма во многих культурах. Кроме того, спецификой советского официального патриотизма было культивирование мобилизационной готовности. Идеи «осажденной крепости» и враждебного капиталистического окружения, психология «ожидания войны» принадлежали к условиям складывания патриотической идеологии, что отчетливо можно проследить на материале лозунгов военных лет: 1) «Родина - мать зовет!» 1941 год (автор И.М. Тоидзе); 2) «Наши силы неисчислимы» 1941 год (В.Б. Корецкий); 3) «Молодежь, в забой за Родину» 1941 год (В. Правдин) [12].
Неудачное начало войны и затянувшееся отступление снизили спесь военного и партийного руководства страны, вынудили пересмотреть стратегию ведения боевых действий, а также позволили на практике проверить результаты патриотического воспитания и внести в них необходимые коррективы. Начиная с 1943 года, в школах вводилось раздельное обучение с целью улучшения допризывной подготовки мальчиков, задачи, поставленные военным временем, привели к сокращению часов на общеобразовательные предметы и увеличению количества часов на строевую и стрелковую подготовку, противовоздушную и химическую оборону, санитарное дело. В начальной школе (с 1 по 4 класс) была введена военно- физическая подготовка, а с 5 по 10 класс - начальная и допризывная военная подготовка. В школьном расписании появился новый предмет «Красная армия и военно-морской флот в годы Великой Отечественной войны» [1].
Трудности военного времени накладывали свой отпечаток на систему образования и воспитания в Советском Союзе. Патриотическое воспитание, основанное на таких элементах, как: 1) Родина; 2) товарищество; 3) достоинство; 4) гражданственность, - становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Динамику развития данного процесса можно проследить путем сравнения клятв вступления в пионерскую организацию (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция пионерской клятвы [6]
Год Содержание клятвы
1922 г. Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться
28 августа 1923 г. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.
13 февраля 1924 г. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1. Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров
9 июня 1928 г. Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП
из книги издания 1950 г. Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей обещаю, что буду твердо стоять за дело Ленина-Сталина, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей социалистической Родины.
из книги издания 1954 г. Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю быть верным заветам Ленина, твердо стоять за дело нашей Коммунистической партии, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей Советской Родины
13 декабря 1957 г. Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
17 марта 1967 г. Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза.
10 июня 1986 г Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза.
Из вышеуказанного следует, что «патриотический поворот» середины 30-х годов был закреплен в уставе пионерской организации в виде клятвы в 40-х годах, оставаясь таковым до образования Российской Федерации.
Патриотическое воспитание развивало чувство гражданского и военного долга, целеустремленность у подростков, было направлено на пропаганду боевых и трудовых традиций, а также овладение военными знаниями, приобретение физической закалки. Все эти качества отражают цель военно-патриотического воспитания, возникновение которого обусловливалось необходимостью защищать социалистическое государство. В школе данное направление воспитания отражалось в уроках начальной военной подготовки,
военно-спортивных играх, походах по местам революционной и боевой славы, участии в кострах отваги, введении уголков славы, а также соревнованиях по гражданской обороне [3].
После окончания Великой Отечественной войны сформировавшаяся в ходе нее традиция патриотического воспитания в различных ее интерпретациях присутствовала в качестве ключевой составляющей в политическом, социальном и педагогическом дискурсах.
Таким образом, патриотизм, превратившийся в составную часть официальной идеологии, предполагал собой активное участие индивида в построении коммунизма, лояльное отношение к советской власти, а также партии и ее вождю. Важнейшую роль в этом играла мощная партийно-идеологическая пропаганда: 1) целенаправленная воспитательная деятельность, проводимая в учебных заведениях всей страны; 2) позитивное представление действующей власти и партии в СМИ; 3) наряду с этим деятельность общественных организаций по формированию патриотического самосознания (профсоюзы, клубы).
Литература
1. Арутюнян, С.Г. Коммунистическое воспитание молодежи на героических традициях советского народа в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] : электронная библиотека / С.Г. Арутюнян. - Смоленск, 1977. - Режим доступа: http://booksee.org/gZJacques%20Ellul (дата обращения: 6.05.2018).
2. Болдырев, Н.И. Воспитание советского патриотизма у школьников [Текст] : Стенограмма публичной лекции, прочит. в Центр. лектории о-ва в Москве / Н.И. Болдырев. - М. : Правда, 1949. - 32 с.
3. Воспитание Советского патриотизма в школе [Текст] : сб. статей / под ред. Н.В. Скворцова. - Горький : Облгиз, 1950. - 127 с.
4. Восьмой съезд РКП(б). 18-23 марта 1919 г. Протоколы. - М., 1933. - С. 5455, 107-108 // Сборник выступлений, документов и материалов цикла «КПСС в стенограммах, документах и материалах». Т. XVIII. - М. : Госполитиздат, 1959. - 602 с.
5. Конституция (основной закон) РСФСР в редакции от 23.01.1935 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/185477/ (дата обращения: 6.06.2018).
6. Красная инфармия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nksmrf. ru/page/54 (дата обращения 2.05.2018).
7. Ленин, В.И. О праве наций на самоопределение [Текст] // ПСС. Т. 25. - М. : Изд-во политической литературы, 1961.
8. Ленин, В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации» [Текст] // ПСС. - М., 1922. - 359 с.
9. Мартин, Т. Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР, 1923-1939 [Текст]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 855 с.
10. Невежин, В.А. Сталин о войне. Застольные речи 1933-1945 гг. [Текст] : монография / В.А. Невежин. - М. : ЭКСМО, 2007. - С. 8-11.
11. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statearchive.ru/383(дата обращения: 16.05.2018).
12. По материалам сайта Жизнь в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ussrlife.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html(дата обращения: 17.05.2018).
13. Сандомирская, И. Книга о Родине: опыт анализа дискурсивных практик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/ culture/ sadomirskaya-rodina/index.htm (дата обращения: 3.05.2018).
14. Яковлев, Н.Ф. и советское языкознание [Текст] : сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т языкознания ; о. ред. Ю.Д. Дешериев. - М. : Наука, 1988. - 52 с.
References
1. Arutyunyan S.G. Communist education of youth on the heroic traditions of the Soviet people during the Great Patriotic War. Smolensk, 1977. Available at: http://booksee.org/g7Jacques%20Ellul (Accessed 6.05. 2018).
2. Boldyrev N.I. Vospitanie sovetskogo patriotizma u shkol'nikov [The Education of Soviet patriotism in schoolchildren]. Moscow, Pravda [True], 1949, 32 p.
3. Vospitanie Sovetskogo patriotizma v shkole [Education of Soviet patriotism in school], Collection of articles, ed. N.V Skvortsova. Gorky, Oblgiz, 1950, 127 p.
4. Eighth congress of the RCP (b). March 18-23, 1919 Protocols. M., 1933. S. 54-55, 107-108 Collection of speeches, documents and materials of the cycle «CPSU in transcripts, documents and materials.» Moscow, Gospolitizdat, 1959, XVIII, 602 p.
5. Constitution of the RSFSR as amended on 23.01.1935. Available at: http:// constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/185477/ (Accessed 06/06/2018).
6. Red infarma. Available at: http://nksmrf.ru/page/54 (Accessed 2.05.2018).
7. Lenin, V.I. On the right of nations to self-determination, Collected works, Vol. 25. Moscow, 1961.
8. Lenin, V.I. On the question of nationalities or about «autonomization», Collected works. Moscow, 1922, 359 p.
9. Martin T. Imperiya polozhitel'noj deyatel'nosti. Nacii i nacionalizm v SSSR, 1923-1939 [The Empire of The Positive Activity. The Nation and Nationalism in the USSR, 1923 - 1939]. Moscow, The Russian Political Encyclopedia, 2011, 855 p.
10. Nevezhin VA. Stalin o vojne. Zastol'nye rechi 1933-1945 gg. [Stalin's about the war. Table talk of 1933-1945]. Moscow, 2007, pp. 8-11. (in Russian)
11. State Archives of the Russian Federation (GARF). F. P-5263. Op. 1. Doc. 32. L. 3. [Electronic resource]. Available at: http://statearchive.ru/383 (Accessed 16.05.2018).
12. On the materials of the site Life in the USSR. Available at: http://ussrlife. blogspot.ru/2016/05/blog-post.html (Accessed 05.07.2018).
13. Sandomirskaya, I. The book about the Motherland: the experience of analyzing discourse practices [. Available at: http://culture.niv.ru/doc/ culture / sadomirskaya-rodina / index.htm (Accessed 05.03.2018).
14. Yakovlev N.F. and Soviet Linguistics [Text]: Sat. sci. tr. AS USSR, Institute of Linguistics;. Ed. Yu. D. Dyurryev. M., Science, 1988, 52 p.