Научная статья на тему 'Становление концепции советского патриотизма'

Становление концепции советского патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2546
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / СОВЕТСКИЙ ПАТРТИОТИЗМ / ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ATTITUDE TOWARDS THE HISTORICAL PAST AND THE IDEOLOGICAL DOCTRINE/ / STATE IDEOLOGY / SOVIET PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионова Ирина Витальевна

Статья посвящена проблеме формирования концепции советского патриотизма в государственной идеологии в 1917-1941 гг. Представляются сведения об этапах становления концепции, причинах трансформации идеологической доктрины и её последствиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problem of the origination of Soviet patriotism conception in state ideology in 1917-1941. Here is presented the information on the conception formation periods, the reasons for the ideological doctrine transformation and its consequences.

Текст научной работы на тему «Становление концепции советского патриотизма»

Ирина РОДИОНОВА

СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Статья посвящена проблеме формирования концепции советского патриотизма в государственной идеологии в 1917-1941 гг. Представляются сведения об этапах становления концепции, причинах трансформации идеологической доктрины и её последствиях.

The article covers the problem of the origination of Soviet patriotism conception in state ideology in 1917-1941. Here is presented the information on the conception formation periods, the reasons for the ideological doctrine transformation and its consequences.

Ключевые слова:

государственная идеология, революционный патриотизм, советский патртиотизм, отношение к историческому прошлому и идеологическая доктрина; state ideology, Soviet patriotism, attitude towards the historical past and the

Постигнуть суть происходивших в 1917—1941 гг. процессов невозможно без оценки места и роли патриотизма в государственной идеологии и в духовной жизни советского общества этого периода в целом. Советский патриотизм является сложным социально-духовным феноменом, который прошёл в своем развитии несколько этапов.

В основе советского патриотизма лежит тезис, базирующийся на марксизме, согласно которому отношение к Родине различных классов обусловлено отношением к собственности, возможностью свободно распоряжаться средствами производства, властью. В связи с этим в капиталистическом обществе у пролетариата отечества быть не может, поскольку рабочий класс в указанном обществе является эксплуатируемым, не обладающим собственностью, и лишь коренное изменение имеющегося положения (свержение угнетателей) даст возможность пролетариату обрести социалистическую отчизну. В соответствии с данной теорией, основой отношения к пролетарскому отечеству является классовый интернационализм, позволяющий рабочему классу в разных государствах вести общую борьбу за социализм в мировом масштабе.

В послеоктябрьские годы в официальной пропаганде использовался термин «революционный патриотизм». Именно «революционный патриотизм», уделявший приоритетное внимание защите социализма, позволил выстоять Советской республике в период Гражданской войны. Доминирующим в идеологической работе являлся принцип пролетарского интернационализма, единение всех трудящихся в борьбе за освобождение от мирового империализма и колониализма; большевики были патриотами революции, а не конкретной страны. При этом в сознании общества произошло сочетание двух начал — нового советского (идеала справедливого мироустройства) и старого (традиционно русского отношения к родине).

В 1920-х - начале 1930-х гг. активно пересматривалось историческое прошлое страны и, соответственно, историческая наука. Отвергались труды крупнейших дореволюционных историков, арестовывались ведущие специалисты. История страны подвергалась глобальной переоценке с позиций классовых интересов пролетариата, в духе исторического материализма. Данный подход стал основополагающим в работах М.Н. Покровского, который даже сам термин «русская история» объявил «контрреволюционным». Покровский полагал, что «целым рядом исторических персонажей при-

ideological doctrine.

РОДИОНОВА Ирина Витальевна — к. и. н., доцент кафедры истории и политологии Московского государственного института электроники и математики

дётся пожертвовать, наиболее колоритные останутся, но останутся в надлежащем освещении».

Искажение исторического прошлого, попытка изменить ментальность народа, стереть глубинную историческую память особенно ярко проявились в борьбе с религией. Гонения на Русскую православную церковь, активизировавшиеся в 1922 г. в связи с постановлением ВЦИК от 23 февраля об изъятии церковных ценностей, включали в себя расправу с противниками этой акции, арест патриарха Тихона, расстрелы представителей духовенства и активных мирян.

В октябре 1922 г была создана Комиссия по антирелигиозной пропаганде ЦК РКП (б), в 1924 г. организовано Общество друзей газеты «Безбожник», ставящее своей основной задачей усиление антирелигиозной работы. В июне 1925 г. президиумом исполнительного бюро центрального совета Общества друзей газеты «Безбожник» было принято решение о переименовании общества в «Союз безбожников СССР». Получив государственное финансирование, Союз постепенно стал центром антирелигиозной работы в СССР.

На II съезде Союза безбожников, проходившем в июне 1929 г., было решено переименовать его в «Союз воинствующих безбожников», что указывает на активизацию использования репрессивных и административных мер воздействия на верующих. Глава СВБ Е.М. Ярославский заявлял, что борьба с религией и религиозными организациями является одной из насущнейших партийных задач.

В 1929 г. на XIV Всероссийском съезде Советов были внесены существенные поправки в Конституцию РСФСР. Прежняя формулировка, содержащаяся в ст. 4 («Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»), была заменена на следующую: «Свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами». Изъятие положения о свободе религиозной пропаганды сделало статью явно асимметричной, поскольку только за атеистами признавалось право на распространение своих убеждений, что указывает на значительные ограничения прав верующих и духовенства.

Начавшаяся в конце 1920-х гг. пятилетка была объявлена «пятилеткой безбожия», во время которой осуществлялась от-

крытая атака на действовавшие храмы. Проводились массовые кампании, призывавшие отказаться от празднования религиозных праздников, требовавшие снять колокола, закрыть церкви. По данным, приведённым в апреле 1936 г. председателем комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК Союза ССР П.А. Красиковым, на территории РСФСР до революции было 39 530 молитвенных зданий, с 1917 по 1936 гг. было закрыто 20 318, из незакрытых — 5 122 не функционировали1.

Потребность идеологического обоснования новой политической системы привела также к существенному изменению русского языка, который, наряду с религией, является формой трансляции исторической памяти. Слово стало политизированным, рационалистическим. Язык сознательно элементаризовали, обезличили. В воспоминаниях Н.Я. Мандельштам представлены свидетельства восприятия современниками данного процесса: «Мы... раскрывали газеты, но не могли их читать, потому что. началось бурное воспитание народа, и для этого разрабатывался особый язык постановлений, речей и прессы».

Стремясь облегчить международное общение пролетариата (в связи с ожиданием победы мировой революции), в СССР решили латинизировать русский алфавит. Для этого в ноябре 1929 г. по инициативе Народного комиссариата просвещения РСФСР была создана специальная комиссия, которой полную поддержку оказывал нарком А.В. Луначарский. Глава комиссии Н.Ф. Яковлев отмечал, что «русский гражданский алфавит в его истории является алфавитом самодержавного гнёта, миссионерской пропаганды, великорусского национал-шовинизма»; введение же нового должно стать шагом «на пути к международному языку».

Однако в середине 30-х гг. идеологические акценты в изображении прошлого меняются, происходит отказ от позиции «национального нигилизма» и переход на позиции национально- патриотические, осуществляется, пусть и не в полном объёме, возвращение к историческим корням. 2 мая 1933 г. на завтраке, устроенном в Кремле для участников первомайского военного парада, прозвучала первая по времени из известных сталинских здравиц «за великий русский народ». Сталин

1 ГАРФ, ф. Р-5263, оп. 1, д. 32, л. 3.

утверждал, что русская нация является «основной национальностью мира» и что именно она внесла наиболее весомый вклад в дело создания большевистского государства1.

По инициативе И.В. Сталина и С.А Бубнова в повестку заседания Политбюро ЦК ВКП (б) 5 марта 1934 г. был включен вопрос «О постановке преподавания гражданской истории в школах». 20 марта того же года комиссия в составе С.А. Бубнова,

А.А. Жданова, А.И. Стецкого выдвинула некоторые предложения, в том числе о составлении учебников по гражданской истории, о восстановлении исторических факультетов в университетах2.

15 мая 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», в котором впервые за весь послереволюционный период вводится понятие «гражданская история» (заменившее «историю классовой борьбы»), что означало переход к изучению исторического процесса с позиций патриотического воспитания. В средней школе вместо недавних факультативов формируется стройная система преподавания истории, намечается возврат к дореволюционным методикам.

В том же 1934 г. с целью подготовки квалифицированных специалистов снова вводится изучение истории в университетах, с 1 сентября восстанавливаются исторические факультеты МГУ и ЛГУ, а к 1938 г. эти факультеты уже имелись в 13 университетах. Возвращаются историки «старой школы». После «академического дела» и других гонений были реабилитированы и продолжили работу учёные Ю.В. Готье, В.Г Дружинин, М.К. Любав-ский, В.И. Пичета, Е.В. Тарле, Л.В. Че-репнин и другие.

К знаковым событиям можно отнести использование термина «родина» в первомайских лозунгах 1934 г., утверждённых на заседании Политбюро 18 апреля

1934 г., и появление 9 июня 1939 г. в центральном органе ВКП (б) — газете «Правда» — передовой статьи «За родину!», в которой высшей доблестью советских граждан провозглашался советский патриотизм («любовь и преданность своей родине»), а высшим законом жизни — «честь и

1 Невежин В.А. Сталин о войне. Застольные речи 1933-1945 гг. - М., 2007, стр. 8-11.

2 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 940, л. 2; РГАСПИ, ф. 17,

оп. 3, д. 945, л. 5, 7.

слава, мощь и благосостояние Советского Союза». Как отмечал представитель русского зарубежья философ Г.П. Федотов, произошла «вещь неслыханная, невозможная вчера: в СССР “родина” объявлена священным словом».

Включение этого термина в практику широкой пропаганды знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях власти и общества. Подтверждением обозначенных изменений стало также письмо И.В. Сталина членам Политбюро от 19 июля 1934 г. «О статье Энгельса “Внешняя политика русского царизма”», опубликованное в мае 1941 г. в журнале «Большевик». В письме содержалась критика отношения Ф. Энгельса к российской внешней политике XIX в., обращалось внимание на то, что завоевательная политика «вовсе не составляла монополию русских царей» и была свойственна «не в меньшей, если не в большей степени королям и дипломатам всех стран Европы».

В контексте возвращения идеологии в историко-патриотическое русло следует рассматривать развернувшуюся с середины 30-х гг. критику научной школы Покровского, ранее считавшейся ведущим направлением советской исторической науки. 27 января 1936 г. в «Правде» было опубликовано официальное сообщение «В Совнаркоме Союза ССР и ЦК ВКП (б)», в котором осуждались «ошибочные исторические взгляды» школы Покровского. Затем в «Известиях» вышла редакторская статья Н.И. Бухарина «Нужна ли нам марксистская историческая наука? (О некоторых существенно важных, но несостоятельных взглядах тов. М.Н. Покровского)», с которой началась широкомасштабная критика работ Покровского и его учеников.

Но концепция Покровского была весьма удобной для популяризации, и противопоставить ей нечто равноценное оказалось непросто. В связи с этим в апреле 1937 г. при обсуждении вопроса об учебниках по истории для партийных школ И.В. Сталин посчитал возможным временно, до появления приемлемого советского учебника, использовать лучшие дореволюционные учебники, внеся в них определённые поправки3.

Вопрос о характере учебников по истории СССР стал ключевым в перестройке исторического образования. А в конкурсе

3 РГАСПИ, ф. 17, оп. 120,д. 360, л. 140.

на создание учебника по истории СССР для начальной школы, проводившемся в 1936—1937 гг., одну из премий получил «Краткий курс истории СССР» (под редакцией профессора А.В. Шестакова), в котором прослеживается тенденция реабилитации некоторых сюжетов отечественной истории, выдвижение на первый план фигур защитников и собирателей российского государства. Итоговым документом происшедшего на «историческом фронте» перелома можно считать «Постановление жюри правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4-го класса средней школы по истории СССР». В нём введение христианства на Руси оценивалось как прогрессивное явление «по сравнению с языческим варварством», монастыри характеризовались как «рассадники письменности». Происходило становление нового понимания самого предмета отечественной истории, что имело исключительно важное значение для патриотического воспитания масс.

В рассматриваемый период наблюдалось и постепенное смягчение отношения власти к религии и церкви. Признаком указанной трансформации было признание неудачи деятельности Союза воинствующих безбожников и постепенное снижение государственной помощи этой организации. Один из канонизированных Русской православной церковью князей — Александр Невский — стал прославляться в Советском Союзе как великий национальный герой, защищавший Русь от немецкого нашествия в XIII в.

Обозначенная тенденция прослеживалась во многих акциях правительства. В частности, по Конституции СССР, принятой в

1936 г. по инициативе Сталина, духовенству предоставлялись гражданские права наравне со всеми трудящимися страны. Позитивные сдвиги во взаимоотношениях власти и церкви примут особенно отчётливые формы в годы Великой Отечественной войны.

Возвращение к историческим и культурным ценностям Отечества проявилось также в появлении романов, пьес, кинофильмов по истории России, воспитывающих гордость за свою страну, свой народ: пьеса В.А.Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов» (1939), исторические романы «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского (1937—1939), «Дмитрий Донской» С.П. Бородина (1941) и др. На экра-

нах демонстрировались фильмы, посвящённые героическим страницам прошлого, вызывавшие большой зрительский интерес: «Александр Невский» (1938, реж. С.М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940, реж. В.И. Пудовкин), «Богдан Хмельницкий» (1941, реж. И.А. Савченко). Созвучным времени оказался созданный А.Н. Толстым образ Петра I и его эпохи (блестяще экранизированный в 1937 г. режиссером

В.И. Петровым), происходила популяризация правления Ивана IV.

Интерес к прошлому, естественный в любом обществе, у советских людей в 1920-е годы не был реализован. Поэтому поворот государства к более правдивому его освещению, безусловно, сблизил позиции государства и общества. На колоссальный, неподдельный интерес людей к истории своей страны указывала М.В. Нечкина в

1935 г. на собрании исторического факультета Московского университета.

В феврале 1937 г. широко и поистине всенародно проводились Пушкинские дни. 10 февраля 1937 г. празднование началось с торжественного заседания в Большом театре Всесоюзного Пушкинского комитета с представителями общественных организаций, в тот же день прошёл митинг на Пушкинской площади. 12 февраля в Москве была открыта мемориальная доска на доме, в котором родился Пушкин1. По отчётным данным местных органов, присылаемым во Всесоюзный Пушкинский комитет, программа юбилея включала в себя целый комплекс мероприятий: сооружение памятников, установку обелисков, постройку школ его имени, проведение утренников и вечеров, докладов и концертов, научных конференций, посвящённых А.С. Пушкину и его творчеству, экскурсий по пушкинским местам и т. д.

В передовице «Правды» от 10 февраля

1937 г. утверждалось, что «Пушкин глубоко национален, поэтому он стал интернациональным поэтом», русский народ «вправе гордиться своей ролью в истории, своими писателями и поэтами». «Русская литература XIX в., и притом не только в революционных её течениях, — открыта для всех», «русская культура получила частичную амнистию», — так характеризовал происходящие изменения Г.П. Федотов.

1 Центральный архив города Москвы (Далее: ЦАГМ), ф. Р-528, оп. 1, д. 486, л. 3.

В том же 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы. В связи с юбилеем была осуществлена реставрация панорамы «Бородинская битва» работы Ф. Рубо, памятников в честь Бородинского сражения. Широкомасштабное празднование памятных дат способствовало распространению исторических знаний, объединяло народ, а также являлось существенным фактором идеологического воздействия на массовое сознание.

С середины 30-х гг. стали организованно отмечать памятные даты дореволюционной истории (750-летие «Слова о полку Игореве», 230-летие Полтавской битвы, 125-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 100-летие со дня рождения П.И. Чайковского, юбилей М.В. Ломоносова и др.). Соотношение общегражданской и революционной истории, представленной в средствах массовой информации, изменилось в пользу первой.

Таким образом, изучение документов и материалов позволяет утверждать, что одним из итогов развития советского общества в рассматриваемый период были преобразования в сфере идеологии, культивирование идей советского патриотизма, в том числе на основе преодоления нигилистического отношения к истории и культуре дореволюционной России.

К середине предвоенного десятилетия оформилась концепция советского патриотизма, основой которой стало представление о Советской России как закономерной наследнице лучших традиций русской истории. В средствах массовой информации особо отмечалось, что, ликвидировав отсталый строй царской России, большевики спасли и укрепили российскую государственность. В идеологии воз-

ник особый сплав интернациональных и патриотических идей. Сильной стороной данной концепции являлось сочетание патриотизма всех населявших страну народов с патриотизмом общесоюзным, что способствовало укреплению многонационального государства. Поэтому указанная концепция советского патриотизма, несмотря на обращение к русской истории, не может быть отождествлена с русским патриотизмом, так как в ней этатистский компонент превалировал над этническим.

К числу основных причин рассмотренной трансформации идеологической доктрины могут быть отнесены следующие. Во-первых, необходимость усиления патриотического чувства народа была связана с конкретной внешнеполитической ситуацией, с нарастанием военной угрозы, усилением фашизма. Во-вторых, не оправдались надежды на быструю победу пролетарской революции в других странах, что привело к постепенному отходу от доктрин мировой революции. В-третьих, внимание к общим историческим корням было призвано способствовать преодолению определённой разобщённости, возникшей в условиях массовых репрессий. В-четвертых, завершающей стадией любой революции является процесс стабилизации. Требовалось некоторое подведение итогов, что и осуществил Сталин в середине 30-х гг., когда объявил переходный период законченным. В стране, по мнению руководства, была «осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм».

Таким образом, с середины 30-х гг. XX в. в СССР постепенно утверждалась концепция советского патриотизма, которая превратилась в неотъемлемый элемент государственной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.