Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ'

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
540
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ююань С.

Современное китайское музыкальное образование представляет собой синтез инноваций и традиций, которые складывались многие тысячелетия. С учетом изменений в обществе, экономике и политики, постоянно происходит совершенствование методов обучения, смена репертуара, и реформирование системы образования в целом, в частности и музыкального образования. В рамках статьи осуществляется анализ традиционной китайской музыки, история которой насчитывает несколько веков, и её влияние на современное обучение студентов музыкальных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL MUSIC IN MODERN MUSIC EDUCATION IN CHINA

Modern Chinese music education is a synthesis of innovations and traditions that have evolved over many millennia. Taking into account changes in society, economy and politics, teaching methods are constantly being improved, the repertoire is changing, and the education system as a whole is being reformed, in particular, music education. Within the framework of the article, an analysis of the high level of metabolism was carried out, the history of which increased several times, and this influenced the development of student music universities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ»

Роль традиионной музыки в современном музыкальном образовании Китая

Сюй Ююань

аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербург, Россия 522353013@qq.com 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 09.04.2022 Принята 20.05.2022 Опубликована 20.06.2022

< 10.25726Л5382-6752-9907-Г

Аннотация

Современное китайское музыкальное образование представляет собой синтез инноваций и традиций, которые складывались многие тысячелетия. С учетом изменений в обществе, экономике и политики, постоянно происходит совершенствование методов обучения, смена репертуара, и реформирование системы образования в целом, в частности и музыкального образования. В рамках статьи осуществляется анализ традиционной китайской музыки, история которой насчитывает несколько веков, и её влияние на современное обучение студентов музыкальных вузов.

Ключевые слова

музыкальная культура, образование, искусство, музыка, традиции, воспитание, методы обучения.

Введение

Многовековая история культуры Китая заложила богатые традиции музыкального образования, отмеченные ярким самобытным национальным своеобразием. Традиционная музыка всегда играла важную роль в китайском обществе, она оказывала влияние на многие сферы жизнедеятельности народа, в частности и на образование. Ввиду интеграции китайского образования в мировое пространство, научное сообщество интересуется вопросом влияния традиционной музыки на развитие музыкального образования в Поднебесной. По мнению Цихэн Ван, «интеграция китайского музыкального образования в мировое образовательное пространство является одним из способов повышения качества и уровня современной системы, нацеленной на оптимизацию и усвоение мировых достижений в сфере образования» (Цихэн, 2020). Открытым остается вопрос, как же сохранить многовековые традиции, и при этом совершенствовать уровень музыкального образования в стране.

Материалы и методы исследования

Отметим, что музыкальная культура Китая весьма специфична, ввиду того, что формировалась она на протяжении длительного времени и всегда перекликалась с местными традициями, именно это во многом и обусловило развития множества разных форм обучения музыке. Полного раскрытия данная тема так и не нашла до сих пор во многом потому, что формировании и становление музыкального образования в Китае произошло только в 20 веке.

Восточная культура всегда была очень самобытна, и, несмотря на то, что сегодня она максимально приближена к мировым стандартам во всех областях, в том числе в образовании и искусстве, она все же сохранила в себе свои уникальные особенности. Долгое время именно Китай стоял столпом и сопротивлялся влиянию Европы в части образовательных процессов, а потому первые музыкальные заведения европейского типа появились только в XX веке. Вместе с тем, в существующих

условиях, система китайского образования, в том числе и музыкального, в мировой педагогике находится на высоких позициях, в стране многие родители хотят развивать музыкальные навыки детей, как на общеобразовательном уровне, так и на профессиональном, ведь профессия музыканта в Китае является одной из самых престижных (Савенко, 2018).

Китай славится своими традициями, и значение в них музыки очень велико, именно звук, по мнению ученых «способствует функционированию психофизических процессов внутри каждого индивидуума, а также может регулировать отношения между людьми и гармонизовать пространство между Небом и землёй» (Ван Яньпин, 2014). Отсюда следует вывод о том, что формирование музыкальной культуры китайских студентов необходимо не только для их общего развития, но также для развития их личностных и духовных качеств.

Результаты и обсуждение

Для китайского народа очень важно сохранять древние традиции и принципы образования. На сферу образования и воспитания оказывают влияние древние традиции. Если рассматривается любая сфера, то необходимо отталкиваться сугубо от древних традиций, затем внедрять новые. Даосизм и конфуцианство лежат в основе практически всех сфер общественной жизни. Все сферы пронизаны этими древними практиками. Эти традиции рассматриваются как база, платформа, на которую будут накладываться последующая система. Однако следует учитывать различия, которые также имеются в этих принципах. Все дело в эмоциях и самовыражении, которые положены в данных принципах. Даосизм подобен текущей воде, гармоничен и позволяет почувствовать гармонию и умиротворение. Все находится в гармонии и подчинено ей. Все течет и утекает подобно воде. Конфуцианство - это традиция, которая противоположна даосизму. Строгость во всем и везде, патриархальные традиции и подчинение. Речь идет о подчинении определенной системе, следует просто подчиняться заложенным принципам, которые очень долго являлись хранителями всей системы Китая.

За всю историю педагогики в Китае, было накоплено довольно много опыта музыкального воспитания и образования, который в существующих условиях требует переосмысления и адаптацию, под текущую ситуацию. Новое поколение должно воспитывать с учетом тех вызовов, с которыми они сталкиваются сегодня (Алейникова, 2012).

Музыка сегодня высоко ценится китайским обществом в целом, отсюда следует, что воспитание отражает значение, которое придают ему китайцы. В наши дни музыка рассматривается как потенциальный источник силы, и мыслители от Платона до Теодора В. Адорно признавали, как она влияет на настроение, стимулирует чувства и порождает социальные события.

Китайское правительство и ученые привержены развитию традиционной музыки. С 1949 года было проведено множество дискуссий, посвященных обучению и наследованию традиционной музыки. Сразу же после создания Китайской Народной Республики в 1949 году Правительство создало Министерство просвещения. В это время под руководством Мао Цзэдуна образование было формализовано как способ продвижения высоких нравственных идеалов, включая правила хорошего поведения и гражданские добродетели любви к Родине, к народу, к труду, к науке, к социализму. Хо утверждает, что китайские власти используют обучение музыке как культурный инструмент для обучения и сохранения национальной идентичности (Хо, 2012).

Китайская музыкальная политика находится под влиянием образовательного принципа Дэн Сяопина «Поиск модернизация, поиск мира и поиск будущего» (Хо, 2012). Поэтому музыкальная программа делает упор на пятистрочную нотацию и сольфеджио (западный метод нотной записи, который начинается «до, ре, ми, так далее). Учебники китайской музыки под названием Инь-юэ проверяются и утверждаются Министерством образования, чьи учебные материалы для начальных и средних школ широко используются в Шанхае и других крупных школах.

Большая часть основного китайского музыкального образования направлена на развитие националистических чувств в студентах. Кроме того, музыкальное образование рассматривается как способ «очистить сердце, напитать душу, вдохновить мудрости, а также позволяют развивать силу и

функции эмоций и интеллекта среди студентов» (Хо, 2012). Как правило, основное направление музыкального образования в Китае не направлено на подготовку квалифицированных специалистов.

Культивирование в студентах любовь к китайской музыке и понимание музыкальных стилей 56 этнических групп Китая заключается в поощрении преданности учащихся своей родине. Считается, что традиционная и современная музыка развивает у учащихся национальные чувства.

Мао Цзэдун, репрессировавший многих музыкантов во время Культурной революции, пытался использовать любовь китайского народа к музыке, играя патриотические песни через громкоговорители на улицах (Брамстедт, 1977). Во время Культурной революции преобладали революционные песни, такие как «Восток», «Красный», «Марш революционной молодежи», «Мы — красногвардейцы председателя Мао», «Да здравствует председатель Мао» и репрессии. Даже сегодня в учебниках музыки часто встречаются культурно-патриотические песни.

Националистическое музыкальное образование не ограничивается традиционной китайской музыкой или китайскими народными песнями, есть и песни иностранных композиторов, например, из фильма «Незабываемая песня», созданного во время второй мировой войны. В период 1937-1945 гг. «политическое использование массовых песен» пропагандировалось военными фильмами и демонстрациями, чтобы культивировать революционный дух» и вдохновлять «чувство единства.

Китайские школы и университеты традиционно были изолированы от внешнего мира за своими воротами до 20 века. Более того, популярная музыка спровоцировала реакционное регулирование со стороны, как государства, так и органов образования. В учебных заведениях никогда не вводили другие популярные песни из США и других стран, поскольку считалось, что такая музыка несет в себе «духовное осквернение». После революции китайское правительство принимало законы и осуществляло политику защиты культуры в попытке сохранить преемственность национального и культуры меньшинств, как важной культурной основы для укрепления социальной сплоченности.

Однако в 20 веке китайскому школьному музыкальному образованию пришлось столкнуться с тем, что западная музыка движется на восток. Мелодии «Школьные песни» пришли в основном из Европы, США и Японии, в то время как вся лирика была посвящена антиимпериализму, антифеодализму. После 1920-х годов Китай полностью принял немецкие и австрийские музыкальные учебные заведения, режимы и теории, а традиционная музыка подвергалась критике как часть феодализма. В 1950-е годы Китай заимствовал профессиональные методы обучения музыке из Советского Союза. В 1980-х Китай представил современные методы композиции из западного мира и импортировал поп-музыку из Гонконга, Тайваня, США и Европы. Хотя эта тенденция не была однонаправленной, поскольку мы стали свидетелями революционного движения традиционной музыки во главе с народными песнями в 1930-1940-х годах, и пропаганда изучения народной музыки в 1950-х годах, евроцентризм постепенно стал основным направлением.

Как было сказано выше, с ускоренным развитием глобализации и модернизации драйв, китайская культурная экология претерпела большие изменения, произошедшие во многих других странах в мир. Поп-музыка, поддерживаемая сильными коммерческими операциями и другими различными факторами, сильно потрясли традиционную музыку, а также создали препятствия для традиционной музыки.

Обучение вокалу в высших учебных заведениях стало активно развиваться в Китае с проведением реформ и открытости. Именно с этого времени и до сегодняшнего дня, накоплен большой базис для осуществления эффективного музыкального образования в высших учебных заведениях КНР.

В основу образования легли не только китайские традиции, но также и зарубежные практики, Китай собрал все самое лучшее со всего мира, и на базе этого разработал собственные методики обучения вокалу. Начиная с 1927 года и по сей день, на территории Поднебесной открыто и действует 6 крупных музыкальных институтов и 11 консерваторий. При этом до середины 20 века, учебных заведений высшего образования (институтов музыки) было в несколько раз больше (Ло Цзин, 2010).

Говоря о высшем вокальном образовании, стоит отметить, что оно сегодня осуществляется по двум ключевым направлениям, первое из которых - подготовка певцов (артистов), второе - подготовка

педагогических кадров по специальности, как для школьного и профессионального образования на всех ступенях, так и дополнительного.

Сегодня, несмотря на распространение массовой культуры и мультикультурализма в китайской школе музыки, глобализация не изменила продвижение традиционных ценностей, национализма. Однако возникает вопрос, в какой степени китайское педагогическое образование и учебная программа может адаптироваться к изменяющемуся обществу для удовлетворения новых социальных потребностей. Поэтому для современной китайской музыкальной педагогики центральным вопросом остается поиск оптимального баланса между традиционным обучением традиционной музыке и внедрением инноваций если не в саму музыкальную концепцию сохранения наследия, то, по меньшей мере, в педагогический процесс. Внедрение некоторых теорий и практики преподавания музыки из зарубежного опыта, по мнению авторов исследования, поможет не только сохранить традиции китайской музыкальной педагогики, но и стимулировать интерес молодежи к обучению в китайских музыкальных педагогических вузах.

Заключение

Прошло уже более ста лет с момента образования в КНР музыкального профессионального образования, и сегодня оно занимает почетное место в музыкальной культуре страны. Масштабные реформы в сфере вокального образования произошли после событий 1978 года, когда система была обновлена, добавились новые предметы и был пересмотрен учебный план (Чжао Си, 2009). Эти изменения положительно сказались на развитии музыкального образования, и сегодня можно наблюдать эти результаты.

До сих пор актуальным остается вопрос о том, как разработать музыкальные материалы и стратегии обучения, которые могут помочь достигнуть более значимых образовательных и музыкальных ценностей, изучая как национальные и мировые культуры в учебной музыкальной программе. Это важно для китайцев. Педагоги, а также разработчики музыкальных учебных программ, должны признать и понять эту потребность и найти способы обеспечить идеальное музыкальное образование, которое так важно в период глобализации. Музыкальное профессиональное образование должно быть открытым и служить модернизации Китая.

Список литературы

1. Алейникова Н.Г. Роль музыкального искусства в воспитании личности // Kant. 2012. №3 (6). С.78.

2. Брамстедт Х., Брамстедт П. Музыкальное образование в Китае // Журнал музыкальных педагогов. 1977. № 83 (6). С. 28.

3. Ван Яньпин. Формирование вокальной культуры школьников подросткового возраста // Теория и мелодика художественного образования. 2014. Вып. 16. С.142 -146.

4. Ло Цзин. Размышления о некоторых особенностях социального музыкального образования. Наньнин: Гэхай, 2010. С.112.

5. Хо В. Музыкальное образование в Шанхае с 1895 по 1945 год: культурная политика пения // Образовательные исследования. 2012. № 14(2). С.189.

6. Хо В., Лоу В. Культурная политика внедрения популярной музыки в музыку Китая // Образование. Популярная музыка и общество. 2012. № 35 (3). С. 399-425.

7. Цихэн Ван. Особенности современной системы музыкального образования в Китае // Научные стремления. 2020. Выпуск 18. С. 37-46.

8. Чжао Си. О положении и развитии вокального образования в Китае // Большая сцена. 2009. № 2. С. 68-69.

The role of traditional music in modern music education in Ohina

Xu Youyuan

Postgraduate student

The Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia 522353013@qq.com 0000-0000-0000-0000

Received 09.04.2022 Accepted 20.05.2022 Published 20.06.2022

< 10.25726/t5382-6752-9907-f

Abstract

Modern Chinese music education is a synthesis of innovations and traditions that have evolved over many millennia. Taking into account changes in society, economy and politics, teaching methods are constantly being improved, the repertoire is changing, and the education system as a whole is being reformed, in particular, music education. Within the framework of the article, an analysis of the high level of metabolism was carried out, the history of which increased several times, and this influenced the development of student music universities.

Keywords

musical culture, education, art, music, traditions, education, teaching methods.

References

1. Alejnikova N.G. Rol' muzykal'nogo iskusstva v vospitanii lichnosti // Kant. 2012. №3 (6). S.78.

2. Bramstedt H., Bramstedt P. Muzykal'noe obrazovanie v Kitae // Zhurnal muzykal'nyh pedagogov. 1977. № 83 (6). S. 28.

3. Van Jan'pin. Formirovanie vokal'noj kul'tury shkol'nikov podrostkovogo vozrasta // Teorija i melodika hudozhestvennogo obrazovanija. 2014. Vyp. 16. S.142 -146.

4. Lo Czin. Razmyshlenija o nekotoryh osobennostjah social'nogo muzykal'nogo obrazovanija. Nan'nin: Gjehaj, 2010. S.112.

5. Ho V. Muzykal'noe obrazovanie v Shanhae s 1895 po 1945 god: kul'turnaja politika penija // Obrazovatel'nye issledovanija. 2012. № 14(2). S.189.

6. Ho V., Lou V. Kul'turnaja politika vnedrenija populjarnoj muzyki v muzyku Kitaja // Obrazovanie. Populjarnaja muzyka i obshhestvo. 2012. № 35 (3). S. 399-425.

7. Cihjen Van. Osobennosti sovremennoj sistemy muzykal'nogo obrazovanija v Kitae // Nauchnye stremlenija. 2020. Vypusk 18. S. 37-46.

8. Chzhao Si. O polozhenii i razvitii vokal'nogo obrazovanija v Kitae // Bol'shaja scena. 2009. № 2. S. 68-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.