Научная статья на тему 'Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи'

Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1483
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / МАНАП / ХАН / НАРОД БУГУ / THE PEOPLE OF THE BUG / LORD KHAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джунушев Кемел Вилорикович

Это первая работа, посвященная личности Тилекмата, который играл большую роль в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи. Не только Тилекмат аке, но и его сыновья Чыныбай, Тункатар, внуки Жоломан, Баракан, которые неоднократно награждались от имени Российского царя медалями разных степеней. Всё это автор довольно четко и ясно указывает в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи»

власти, честно и добросовестно исполнял свои служебные обязанности в решении внутренних и внешних дел. Народ по достоинству оценил его деятельность, удостоил почетным званием «Аке» [17].

Самым младшим среди личностей, удостоенных почетного звания «Аке» на Иссык-Куле, был Кыдыр аке. Он родился в селе Кереге-Таш Ак Суйской волости, время жизни - 1843-1926 гг.

В 1861 году в 18-летнем возрасте Кыдыр аке был избран волостным управителем Тургеньской волости. С тех пор всю свою сознательную жизнь он посвятил делу служения народу, был наделен такими незаурядными качествами, как твердость слова, доброта и отзывчивость, был вежливым в обращении ко всем людям разных возрастов, непримиримым ко всем проявлениям зла. Народ высоко оценил его человеческие качества и шесть раз избирал волостным управителем. Он был членом управленческого аппарата Каракольского уезда, советником, помощником уездного начальника.

Кыдыр аке стремился установить доверительные отношения с русскими переселенцами с первых дней их проживания на Иссык-Куле. В 1913 году в Петербурге, на больших торжествах в честь 300-летия династии Романовых он преподнес в подарок царю Николаю II живого тигра. Кыдыр аке был на приеме царя как почетный человек Каракольского уезда, ему было присвоено военное звание подполковника российской армии, он награжден золотой медалью на ленте Анны [18].

В среде родового объединения бугу было немало влиятельных инициаторов в деле добровольного вхождения кыргызов в состав России: Мураталы бий (судья), народный защитник Балбай батыр, Карач аке, посол Качыбек и др.

Литература

1. Асаналиев У. Карга аке. Бишкек, 2011, 5, 37 с. (на кыргызском языке).

2. Асанбеков К. Семь мудрецов Иссык-Куля. Бишкек, 2007, с. 19 (на кыргызском языке).

3. Турсунов Э. Боронбай. - Бишкек, 2004. С. 285-288, (на кыргызском языке).

4. Омурбеков Т. Роль и место великих личностей в истории Кыргызстана (сер. XIX - нач. XX вв.). -Бишкек, 2003, с. 91.

5. Омурбеков Т. Труд, отмеченный выше, с. 94; Турсунов Э., Труд, отмеченный выше, с. 287 и 291.

6. Великое кочевье кыргызов: Калыгул, Арстанбек, Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке, Сады раке, Кыдыр аке. Бишкек, 2006, с. 3. (на кыргызском языке).

7. Иманов А. Мыслители, просветители Иссык-Кульской долины второй половины XVIII - нач. XXвв. (Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке), ч. 2. - Каракол, 1998, с. 12, 47 (на кыргызском языке).

8. Иманов А. Моют аке, Сарт аке, Тилекмат - оратор. - Бишкек, 2009, с. 24. (на кыргызском языке).

9. Иманов А., Осеров Э. Сказание о Тоолес. - Бишкек, 2013, с. 79-81. (на кыргызском языке).

10. Каниметов А. Роль Боронбая во вхождении Иссык-Кульских кыргызов в Состав Российской империи. - Каракол, 2004, с. 8 (на кыргызском языке).

11. Кененсариев Т. Присоединение Кыргызстана к России. - Бишкек, 1997, с. 360. (на кыргызском языке).

12. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Т. 2. - Алма-Ата, 1985, с. 10.

13. Иманов А. Боронбай сын Бекмурата - человек, заслуживший уважение народа. - Каракол, 2004, с. 17-18 (на кыргызском языке).

14. Рит С. А. ф. СПБ. Глав. Архив. 1-7, оп. 6., 1844-1863 г., д. 1. л. 57, 60.

15. ДжамгерчиновБ. Присоединение Киргизии к России. Москва, 1959, с. 144.

16. Хасанов А. Из истории Киргизии XIX в. Фрунзе, 1959, с. 35-36.

17. Сапаралиев Д. Сады раке. Бишкек, 2014, с. 303.

18. ЖылкыбаеваЖ. Кыдыр аке. Бишкек,1993, с. 35, (на кыргызском языке).

The role of Telemat ake in the voluntary joining of the Issyk-Kul Kyrgyz part

of the Russian Empire Djunushev K.

Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи Джунушев К. В.

Джунушев Кемел Вилорикович /Djunushev Kemel - преподаватель, кафедра истории Кыргызстана, Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика

Аннотация: это первая работа, посвященная личности Тилекмата, который играл большую роль в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи. Не только

Тилекмат аке, но и его сыновья Чыныбай, Тункатар, внуки Жоломан, Баракан, которые неоднократно награждались от имени Российского царя медалями разных степеней. Всё это автор довольно четко и ясно указывает в статье.

Abstract: this is the first work dedicated to the personality of Telemate who played a great role in the voluntary joining of the Issyk-Kul in the Kyrgyz part of Russian Empire. Not only Trackmat the ark, but his sons Chynybai, Tungate, grandchildren Goleman, Barakan, which was repeatedly awarded on behalf of the Russian Tsar medals of different degrees. All this the author quite clearly points out in the article.

Ключевые слова: Российская империя, манап, хан, народ бугу. Keywords: Russian Empire, Lord Khan, the people of the bug.

В истории каждого народа есть личности, оставившие неизгладимый след в народной памяти. Это -великие мыслители, просветители, знаменитые ученые, всемирно известные писатели, народные герои, умелые послы, мудрые руководители. Они были рождены для счастья народа, были выразителями его дум и чаяний. Жизнь и деяния их были и остаются неиссякаемым источником в деле воспитания не только современников, но и бесценным духовным сокровищем для всех последующих поколений. Глубокое, всестороннее изучение их наследия является ключом для «понимания прошлого, осмысления настоящего и прогнозом на будущее» [1].

У каждой эпохи своя история. Требуется рассмотреть ее только в единстве (в неразрывной связи) с жизнью народа. История никого не теряет, ничего не забывает. В силу определенных условий и причин в прошлом многие вещи и явления подвергались строгому запрету, имена известных высокочтимых личностей предавались забвению; по требованию нового времени они получают ныне известность, занимают свое достойное место в истории. Одним из таких личностей, имя которого было предано забвению Советским правительством (СССР) в силу политических и идеологических воззрений, был Тилекмат аке сын Жылкыайдара (аке-советник), проживающий в Иссык-Кульской долине, известный в народе как прирожденный посол, искусный оратор, смелый боец, не знающий страха, умеющий находить выход из тупика, посвятивший себя народному служению в самые судьбоносные моменты. Под стать отцу был его сын Чыныбай, ставший предводителем народа с юных лет.

До получения независимости Кыргызстаном исторические сведения о Тилекмат аке и его сыне Чыныбае бытовали, в основном, как устные предания (устная история, свойственная только кыргызскому народу). Хотя время проживания Тилекмата, его деятельность относятся к XIX веку, его труд, посвященный народу, отечеству, его думы и чаяния, стремления, направленные на утверждение мира и дружбы между народами, имеют непреходящее значение, служат образцом для подражания всех последующих поколений и проливают свежую струю в решении глобальной проблемы: о добровольном вхождении Кыргызстана в состав России.

В настоящее время в Кыргызстане наблюдается интенсивный процесс роста национального самосознания, самоутверждения нации после длительного ограничения национальных традиций и обычаев в течение 70 лет, проводимого Советской властью. Забывалась важная роль исторических личностей, внесших огромный вклад в развитие общественно-политической жизни страны.

Согласно требованиям современности, насущно необходимо дать исторические сведения о том огромном вкладе Тилекмат аке в историю всего кыргызского народа, в том числе в судьбу народа бугу Иссык-Кульской долины, в решении множества узловых вопросов рода бугу во взаимоотношениях с другими родами, государствами; в налаживании внутренних и внешних отношений; сведения о патриархально-феодальном, общественно-политическом устройстве страны, о времени подчинения народа Кокандскому ханству, о добровольном вхождении рода в состав Российской империи и ее правлении.

Жизненный путь Тилекмат аке совпадает со временем расцвета патриархально-родовых отношений, точнее, его детство и отрочество совпало со временем вхождения страны в состав Российской империи. В это же время в жизни кыргызских родов произошло размежевание во властителей и подчиненных. В результате этого расслоения в середине XIX века оформились два основных класса: властители-феодалы и простолюдины, находящиеся в их подчинении. Правителями стали феодалы-бийи (судьи), манапы (представители верхушки кыргызской феодально-родовой знати), баи-богачи, в их подчинении находились простые труженики (мелкие земледельцы, скотоводы). Основную часть кыргызского народа составляли бедняки-труженики. Простые труженики кыргызского народа, живя в патриархально-родовом устройстве, находились в подчинении местных феодалов, позднее, в пору Кокандского Ханства и Российской империи подпали под двойной гнет внутренних и внешних властителей.

В 20-30-е годы XIX века Кокандское ханство подчинило себе весь северный Кыргызстан, род бугу Иссык-Кульской долины (Тилекмат аке происходил из этого рода) мог подпасть под влияние Старшего жуза соседних казахов или калмыков (их называют жунгарами или ойротами), которые подчинили себе весь

Восточный Туркестан; нарастала угроза со стороны Цинской империи, в результате непрекращающихся межродовых распрей народ находился на грани полного исчезновения. В таких трудных условиях верховный правитель рода бугу, манап Боронбай сын Бекмурата, его советники Сарт аке, Тилекмат аке, последующее поколение правителей Качибек манап, Чыныбай манап, тщательно взвесив все обстоятельства, принимают самое выгодное решение - принять Российское подданство.

По сравнению с угрозой со стороны джунгаров, Цинской империи, Старшего и Среднего жузов казахов - самым трудным испытанием для рода бугу Иссык-Куля был гнет Кокандского ханства. В 1710-1876 гг. Кокандское ханство было самостоятельным феодальным государством в Средней Азии. В его состав входили Андижан, Наманган, Маргелан, кыргызские земли Ош, Алай, в 1798-1842 гг. Ташкент, Ходжент, Каратегин, Дарваз, Куляб, затем Кетмен-Тюбе, Центральный Тенир-Тоо, Талас, Чуй, Иссык-Кульская долина [2, 3].

В 1831 году по приказу Кокандского хана Мадали военначальник Хак-Кулу и аким (правитель) Ташкента Ляшкар-Кушбеги с 500 сардарами (воинами) прибывают в Барскаун, расположенном на юге Иссык-Куля, отправляют в сопровождении 12 воинов ультиматум к верховному правителю бугинцев Боронбаю. В нем говорилось: «Все северные кыргызы подчинились Кокандскому Ханству, теперь очередь за вами. В случае неподчинения по своей воле, будет объявлена война. Ждем ответа в течение 2-3 дней. Пришлите к нам высшего Хана или правителя».

Для полного выяснения условий перемирия Боронбай дважды отправлял в Барскаун посредников, которые были убиты кокандцами. В третий раз в сопровождении десяти вооруженных джигитов отправляется на переговоры сам Тилекмат аке под видом хана народа бугу [4]. Не видя другого пути кроме подчинения Кокандскому ханству, он принимает все условия Хак-Кулу и Ляшкар-Кушбеги.

Кокандцы назначили объем ежегодной дани: от каждого двора по 20 копеек, 5 из 100 овец; 3 из 100 лошадей; 3 из 100 коров [5].

В дань уважения уму и решительности Тилекмат аке военачальники Коканда преподнесли ему соответствующие ханскому званию красный халат и головной убор, вручили свидетельство, подтверждающее звание хана народа бугу, написанное на арабском, чагатайском языках, заверенное печатью Мадали хана [6]. Таким образом Тилекмат аке стал ханом народа бугу.

После переговоров с кокандцами, принятия обоюдных соглашений, Тилекмат аке напомнил кокандцам о двойном убийстве посланников до него, об уплате пени за убийство; согласно традициям кыргызского народа, стоимость виры равняется объему годовой дани, отказ от уплаты вызовет военные действия. Хак-Кулу, Ляшкар-Кушбеги были вынуждены принять требования Тилекмата и освободили народ бугу от дани за год.

Получая большую выгоду от ежегодной дани, наполняя казну этим источником, Кокандское ханство придумывало новые виды податей, увеличивая объем, подвергая простой народ жестокому угнетению. Наименования податей достигли 20 видов [7]. Наказания за несвоевременную уплату податей перешагнули границу. Народ приозерья был вынужден заниматься угоном скота соседей калмыков, уйгуров, казахов, чтобы расплатиться с данью Кокандского ханства. Кыргызский народ был обязан по необходимости давать воинов для службы Кокандскому ханству [8].

Еще одну тревожную ситуацию создавала Циньская империя, завладевшая большей частью Туркестана. Военные отряды, находившиеся на Цзинь-Цзяне, навещали Иссык-Куль, Нарын и Ат-Башы не только для проверки границ, но и для сбора податей [9]. В таких условиях были усилены двусторонние связи как со стороны северных кыргызов, так и Российской империи: с кыргызской стороны отправлялись послы, с российской стороны посылались экспедиции из представителей военных ведомств, демонстрирующие мощь и силу Российской империи [10, 11]. В целях сближения народов русское правительство награждало влиятельных людей - кыргызов военными званиями, государственными наградами, ценными подарками (из архивных материалов).

Второе выступление Тилекмата аке в качестве официального посла произошло во время встречи его губернатором Восточного Туркестана Цинской империи. Причиной встречи послужило заявление жунгаров, перешедших в Китайское подданство. В заявлениях значилось: у рода бугинцев Иссык-Кульской долины нет постоянного места жительства. И зимой, и летом ведут кочевой образ жизни. Воруют скот у соседних народов. Народ своевольный. Нет у них правителей: ни хана, ни правителей, ни властителей. Не дают нам покоя, воруют скот, причиняют много вреда. Призовите их к порядку, помогите вернуть украденный скот.

На встречу с китайским губернатором Цинь-Цзяня Тилекмат пробыл в сопровождении десятка вооруженных джигитов, имея при себе ханскую печать, свидетельство о ханском звании, выданное Кокандским ханством, облачившись в ханскую одежду; официальная встреча прошла в торжественной обстановке. Сведения жунгаров об отсутствии хана у кыргызов стало ложью. Заявление о краже скота кыргызами осталось без доказательств, было признано клеветой. Губернатор Цинь-Цзяня, признав

заявление жунгаров за ложь, заставил их отплатить расходы, потраченные на принятые гостей-кыргызов и гонца, прибывшего от императора с письмом.

После этой встречи улучшились взаимоотношения бугинцев приозерья с Китаем. Как продолжение тех отношений, позднее, в 60-е годы XIX века Тилекмат аке в качестве посла укрепил дружбу с Якупбеком, ханом 7 городов Восточного Туркестана - Кашкаром, Хотаном, Жаркентом, Новым Хысаром, Ак-Суу, Куча, Корле [12].

Тот огромный вклад, который внес Тилекмат аке в становление и развитие внешних связей для спокойного проживания рода бугу, наиболее ярко просматривается в установлении отношений с Российской империей. Связь с Россией (рода бугу и России) проистекала из интересов обеих сторон: Россия преследовала цель открыть торговый путь через земли бугинцев в Восточный Туркестан и дальше в Индию; бугинцы преследовали цель - путем вхождения в состав России найти сильную поддержку, чтобы освободиться от притеснения Китайского государства, Кокандского ханства, калмыков и казахов. Такая связь осуществлялась через послов (с кыргызской стороны) и через письма (со стороны России) [13].

В этих целях верховный правитель рода бугу Боронбай и его верные советники Сарт аке и Тилекмат аке целенаправленно продолжали начатое дело. Наконец, их цель - добровольное вхождение кыргызов в состав России - осуществилась во второй половине XIX века. В соответствии с требованиями царя России в 1854 году Боронбай и Тилекмат аке отправляют в Омск своих представителей во главе с манапом Качибеком Шералином с письмом и прошением, заверенным печатью, подписанный 12 влиятельными руководителями родов. После визита послов 17 января 1855 года, согласно традициям мусульман, держа в руках священный Коран, представители кыргызской стороны заявили о добровольном вхождении в состав России и поклялись перед ЗападноСибирским губернатором нести верную службу царю [14, 15, 16, 17]. Народ бугу в составе таких родов, как доолес, саруу, конурат, торок, отуз уул, эстек, кызыл сакал, кытай, басыз и др. принял российское подданство. Это был народ, состоявший из свыше 10 000 дворов (взят из архивных материалов). Такое воссоединение было выгодно для Российской империи: оно способствовало прочному утверждению колониального господства по всему Кыргызстану [18].

В результате принятия бугинцами Российского подданства кыргызско-русские отношения развивались в форме экспедиций: летом в 1856 году военно-научная экспедиция во главе с М. М. Хаментовским прибыла на Иссык-Куль; следом за ним прибыли и другие экспедиции, руководимые Ч. Ч. Валихановым, ученым-путешественником П. П. Семеновым. В 60-70-е годы Российское правительство, усиливая земледельческую колонизацию, организовало переселение русских и украинских крестьян на земли кыргызов, удобных для ведения сельского хозяйства [19]. В конце 1860 года, в начале 1880 года на севере Кыргызстана было 18 хуторов русских крестьян-переселенцев, в 1896 году в Пишпекском и Пржевальском уездах насчитывалось 26 хуторов [20, 21, 22, 23, 24, 25].

После колонизации Северного Кыргызстана Российской империей была введена полувоенная система управления. Земля, природные богатства были переведены целиком в собственность белого царя.

С переходом в русское подданство Тилекмат аке и его сын Чыныбай (в свое время оба исполняли должность помощника начальника Каракольского уезда), внуки за добросовестную службу царю награждались ценными подарками: Чыныбай получил в 1863 году именное оружие и почетный халат 2 степени, в 1870 году награжден большой серебряной медалью (материал из архива), другой сын Тилекмата Тункатар в 70-е годы XIX века за добросовестный труд был рекомендован на должность бия-судьи в Джеты-Огузской волости, награжден большой серебряной медалью и кафтаном 2-й степени. Там же бий Тункатар получил в 1876 году малую серебряную медаль на Станиславской ленте (материал из архива). Внуки Тилекмата (дети Чыныбая) Жоломан и Баракан награждены почетным халатом 3-ей степени. По требованию времени они учились в русскоязычной школе, открытых для лиц, находившихся на службе у царя (материал из архива). Еще один сын Тилекмата Серкебай был награжден малой серебряной медалью за проявленное мужество в составе русского отряда в борьбе с китайскими нарушителями границы (материал из архива).

Академик В. М. Плоских, профессор Д. Д. Джунушалиев, анализируя кыргызско-русские взаимоотношения во второй половине XIX века, рассматривают прогрессивное значение добровольное вхождение Кыргызстана в состав России в 3-х аспектах:

- в политическом аспекте ученые определяют следующие проблемы: освобождение кыргызов от рабской зависимости со стороны Англии и Восточных стран; прекращение родовых междоусобиц самих кыргызов; ликвидация института рабства; обустройство нового административно-территориального деления;

- были сдвиги в экономическом отношении: создавались предпосылки для включения феодально-патриархальной страны в экономический процесс развития капитализма, что

способствовало развитию производительных сил; развивались товарно-денежные отношения; приучали людей к оседлости, обработке земли;

- сдвиги в культурном аспекте виделись в следующем: русские и зарубежные ученые начали исследования географии Кыргызстана, природных богатств, растительного, животного мира края; были начаты исследования кыргызского фольклора, монументального эпоса «Манас»; был начат процесс знакомства местного населения с сокровищами русской культуры. И в это же время отмечалось о необходимости не впадать в одну крайность, в восхваление колониальной политики царского правительства [26]. Потому как эта политика выражала интересы господствующего класса.

Литература

1. Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9 томах, 1976, Т. 1. с. 145.

2. Сыдыкова К. История кырызов. Бишкек: Байтик, 2003, с. 522 (на кырг. яз).

3. Закиров С. Предания кыргызов. Бишкек, 1996, с. 116-123 (на кырг. яз).

4. Албаков О. Мудрец, посол Тилекмат аке. Бишкек: Байтик, 2009, с. 40-41 (на кырг. яз).

5. Албаков О.Указанный труд. с. 46.

6. Албаков О.Указанный труд. с. 49.

7. Туркестанский сборник. 1 т. СПб; 1873, с. 45.

8. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. Алма-Ата: Гл. ред. Каз. Сов. Энцик., 1895, с. 191.

9. Омурбеков Т. Н. Роль и место великих личностей в истории Кыргызстана (серед.19 - нач. 20 вв). Бишкек: Байтик, 2003, с. 30-31 (на кырг. яз).

10. Воропаева В., Джунушалиев Д., Плоских В. Из истории кыргызско-русских отношений (19-20 вв). Краткий курс лекций и методическое пособие. Бишкек: Илим, 2001.

11. ЦГА РК. 2, д. 21, л. 9-10.

12. Урустанбеков У., Чороев Т. К. История кыргызов. Фрунзе: 1990, с. 170-171 (на кырг. яз.).

13. Галицкий В. Я., Плоских В. М. Экономические, политические и культурные связи и взаимоотношения кыргызов с Россией и соседними народами в период кокандского ханства (1819 вв.). Фрунзе: Илим, 1985, с. 77-81.

14. Джамгерчинов Б. Д. Очерк политической истории Киргизии XIX века (первая половина). Фрунзе: Илим, 1966. с. 26.

15. ЦГА РК ф. 75, оп. 1, д. 52, л. 7.

16. ЦГА РК ф. 2, д. 21, л. 98.

17. ЦГА РК. Ф. 3. Оп. 1, д. 348, л. 32.

18. Омурбеков Т. Н. История Кыргызстана (учебник для ВУЗов), 1 часть. Бишкек: Maxprmt, 2011, с. 446. (на кырг. яз.).

19. Лунин Б. В. У истоков великой дружбы. Ташкент, 1972, с. 36-37.

20. Джамгерчинов Б. Д. О прогрессивном значении вхождения Киргизии в состав России. Фрунзе: 1963, с. 38.

21. ЦГА РК, ф. 44, оп. 1, т. 1, № 47, л. 22.

22. ЦГА РК, ф. 44, оп. 1, т. 1, № 79, л. 2.

23. ЦГА РК, ф. 44, оп. 1, № 79, л. 10.

24. ЦГА РК, ф. 44, оп. 1, № 385, л. 5-6.

25. ЦГА РК, ф. 3, оп. 1, № 196, л. 34.

26. Плоских В. М., Джунушалиев Д. Д. История кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек: Изд. Рад. Инфо, 2009, с. 168-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.