Научная статья на тему 'Инициаторы добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке'

Инициаторы добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
578
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ИССЫК-КУЛЬСКАЯ ДОЛИНА / THE ISSYK-KUL VALLEY / ТИЛЕКМАТ АКЕ / БУГИНЦЫ / BOVENZI / TELEMAT AKE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джунушев Кемел Вилорикович

Впервые в статье дается анализ социально-экономических, политических причин добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке. Такое политическое решение должно было приобщить кыргызов к мировой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инициаторы добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке»

окраине у воды и пили её. После мыли лицо и руки, вытирали их специально принесенными платками, шептали все свои желания и бросали платки в воду. После обычая бросания платков мужчины вместе готовили блюда, пели песни притчи, рассказывали былины и истории, танцевали, в общем, начиналось веселье. В пик жаркого дня они с большим удовольствием купались [4, с. 56].

В этноэкологии узбекского народа существует также система экотрадиций, связанных с весенними паводками, которые являются частью древнего природного культа, жертвоприношения во время наводнений, знаменующие возникновение в условиях данной экосреды культа умирающей и оживающей природы, способов ведения хозяйства и календарных обрядов. Ранней весной вместе с первыми паводками в реках у земледельцев начинался новый хозяйственный год. Комплекс этноэкологических традиций и обрядов, связанных с бережным отношением к воде, должен был способствовать многоводности и урожайности нового года. Эти традиционные обычаи выполнялись каждой весной. Если год начинался засушливым, выполнялись мероприятия по зову воды. До настоящего времени сохранились такие обычаи и обряды, как «Сув султон хотин», «Суст хотин», «Сув хотин». Человек 10-15 сооружают чучело женщины или куклу из подручных материалов (веток, соломы, старого тряпья), надевают на чучело старое женское платье и ходят по улицам кишлака, распевая обрядную песню. Хозяин дома, к которому они подходят, должен выйти, вылить на чучело немного воды и одарить их подношениями. В конце обряда чучело или сжигается, или кидается в воду.

В своих анализах этнолог И. Джаббаров пишет, что в Хорезме были специальные люди, предсказывающие время начала паводков и изменении русла рек. В их календарях обозначены четыре паводка: «кук камиш тошуви» («паводок озеленившегося стебля») - начинался в конце марта, то есть с первым озеленением камыша в озёрах... В середине апреля белые рыбы с Аральского моря переходят на дельту Амударьи, это знаменовало о втором паводке. Он назывался «паводком белой рыбы». «Паводок звезды» - третий паводок, приходился на середину мая. Земледельцы обозначали этот паводок с появлением созвездия Плеяды. Четвертый паводок - «паводок сорока пиков» (летний пик) начинался со второй половины июня и длился до сорока дней [6, с. 32-33]. Во время паводков население кишлаков устраивало обряды жертвоприношения на берегах рек и каналов.

Таким образом, весенние традиции, обычаи и обряды отражают не только этническую историю, но и экологическую культуру населения. Так как во время исполнения традиций и обрядов люди придерживаются некоторых правил, связанных со сбережением воды, соблюдением чистоты, озеленением, а также с очисткой водоемов. Все эти весенние обряды, традиции и обычаи существуют с древних времен и сохранились до нынешних времен. Следует также подчеркнуть, что такие обряды и традиции встречаются у многих народов Востока. Большинство связано с доисламскими верованиями, особенно с зороастризмом и фетишизмом.

Литература

1. АбуРащонБеруний. ^адимги халкдардан колган ёдгорликлар. // Танланган асарлар. 1-жилд. Т., 1968.

2. БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987.

3. Хафтанома. Т., 1990.

4. Цорабоев У. Узбек халки байрамлари. Т. «Шар;», 2002.

5. Рахмонов Ф. Шохмойлар удуми. // Мустакиллик, маънавият ва тарбия. Термиз, 2000.

6. Жабборов И. Юксак маданият ва ноёб маънавият маскани (Тарихий этнографик лавхалар). Т.: «О^ВЕККТО№>, 2012.

The initiators of the voluntary entering the Issyk-Kul Kyrgyz part of the Russian Empire in the XIX century Djunushev K.

Инициаторы добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке Джунушев К. В.

Джунушев Кемел Вилорикович /Djunushev Kemel - преподаватель, кафедра истории Кыргызстана, Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика

Аннотация: впервые в статье дается анализ социально-экономических, политических причин добровольного вхождения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи в XIX веке. Такое политическое решение должно было приобщить кыргызов к мировой цивилизации.

Abstract: for the First time the article analyzes socio-economic, political reasons of the voluntary entering the Issyk-Kul in the Kyrgyz part of the Russian Empire in the XIX century. This political decision was to attach the Kyrgyz people to the world civilization.

Ключевые слова: Российская империя, Иссык-Кульская долина, Тилекмат аке, бугинцы. Keywords: Russian Empire, the Issyk-Kul valley, Telemat ake, bovenzi.

Рядом с Тилекмат аке проживали его мудрые соотечественники и современники, посвятившие себя делу установления мирной и счастливой жизни для своего народа. Об их жизни и деяниях имеется достаточный объем сведений в устной истории народа, называемой жанром «санжыра». Основная задача устной истории - дать последующим поколениям сведения о пройденном пути народа, сохранить традиционную культуру народа, воспитать молодежь на образцах этой культуры, обогащать духовный мир через наставления, изречения мудрецов, сохранить их на века как народное достояние, завещание потомкам. Народные предания повествуют о семи мудрецах из рода бугу (состоящий из объединения нескольких родов), проживавших в Иссык-Кульской долине, получившие почетное народное звание «Аке» - Карга аке, Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке, Садыр аке, Карач аке, Кыдыр аке, рядом с ними представитель верхушки кыргызской феодально-родовой знати Боронбай, а также предводители военной дружины Балбай батыр, Омур батыр и др. Эти уважаемые народом люди жили на Иссык-Куле, начиная со второй половины XVIII - до первой четверти XX века среди народа бугу (родовое объединение из пришлых племен доолес, сару, мундуз, конурат, монолдор, басыз, отуз уул, катаган, калмыков и др.), находились в гуще всех событий, были очевидцами страданий народа от внутренних и внешних притеснителей, стремились находить выход из всех жизненных испытаний. Внешние притеснения происходили со стороны жунгаров (их называют калмыками или ойротами), казахских родов Старшего и Среднего жузов, Кокандского ханства, Цинской империи, внутренние распри происходили из-за разногласия предводителей родов. Выход из этого положения был необходим как воздух и вода для бугинцев в течение короткого времени. В такой сложной ситуации руководители рода бугу, взвесив все обстоятельства, сочли одним из верных путей выхода -добровольное вхождение в состав Российской империи. Вхождение затянулось на длительное время. Причины, условия, путем их реализации этого судьбоносного события как в политическом, экономическом, культурном значении были освещены в нашей предыдущей статье «Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи». Как продолжение этой статьи считаем необходимым дать краткие сведения об инициаторах данного мероприятия, об их роли и месте в судьбе объединенного рода бугу (Мать - Олениха).

Самым старшим среди мудрецов, мыслителей-аке на Иссык-Куле был Карга аке сын Мендегула. Он родился в 1718 г., умер в 1828 г. Карга аке с юных лет до старости был бессменным бием - судьей родного племени желден, входившего в родовое объединение бугу [1]. В это время вся власть находилась в руках бия - судьи [2].

Все естественные качества Карга-бия, такие как справедливость при выполнении служебных обязанностей судьи, его поучения и наставления, обращенные к молодежи, вся деятельность, направленная служению своему народу, выдвинули его в ряд людей, удостоенных почетного звания «Аке», предложенные другими носителями этого звания - Сарт аке, Тилекмат аке, поддержанные верховным правителем племени бугу Боронбаем и всего народа Иссык-Кульской долины.

Карга аке был одним из первых инициаторов вхождения племени бугу в состав России. Через переводчика и соглядатая от русского правительства татарина Файзуллы Ногаева он получал различные сведения о принципах правления в Российской империи, о силе и мощи ее армии. У этих людей сложилось взаимопонимание, крепкие узы дружбы, сохранившиеся до конца их жизни. Карга аке был человеком, способным предвидеть будущее. Он не уставал убеждать людей своего окружения в том, что весь кыргызский народ, а не только иссык-кульцы, будет свободным и независимым только в составе российской империи. Такими мыслями он не раз делился с татарским миссионером, в обязанность которого входила передача этих сведений русскому правительству [3]. С таким предложением он не раз обращался к правителю бугинцев Боронбаю. Эти же мысли одолевали и самого Боронбая.

В первой половине XIX века отчетливо обнаружилось стремление всех трех держав установить свое господство на Иссык-Куле - Цинской империи, Кокандского ханства и Российской империи [4]. Это ускорило вхождение кыргызов Иссык-Кульской долины в состав России, которое осуществилось по инициативе правителя Боронбая при поддержки Карга аке, Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке. В 1854 году были отправлены послы во главе с Качыбеком сына Шералы, Жакыпбека сына Ниязбек бия в Омск, но встреча с генарал-губернатором Западной Сибири Г. Х. Гасфордом произошла только в январе 1855 года, где послы поклялись от всего народа племени бугу в верности Российской империи [5]. Осенью 1825 года на берегу реки Жыргылан с участием всех влиятельных людей племени бугу, во

главе с верховным правителем бугинцев Боронбаем, состоялся съезд, на котором было принято историческое решение о добровольном вхождении народа Иссык-Куля в состав Российской империи. Это решение оставалось без изменения до полного вхождения народа Иссык-Куля в состав России [6].

На переднем плане служения народу значится имя Моют аке. По приблизительному летоисчислению время проживания приходится на 1746-1820-е гг. Среди северных кыргызов Моют аке считался мудрецом, мыслителем, знатоком скаковых коней и ловчих птиц. Его глубокомысленные изречения до сих пор сохранились в народной памяти. Также слыл искусным лекарем, спасшим многих людей от болезней и травм [7]. Современник Моют аке, хорошо его знавший, другой мудрец Сарт аке характеризует его следующим образом: «Моют аба (аба - обращение к старшим по мужской линии) - любимый богом человек, которые редко появляются на свет, пользовался заслуженным почетом и уважением в народе за справедливость в решении спорных вопросов, за поучения и наставления, обращенные к молодежи, служившие устной книгой воспитания.

Он был провидцем, знал все наперед, все его предсказания сбывались. Жаль, что мы недооцениваем его деятельность по заслугам. О нем за нас скажет история [8]. Будучи выходцем из рода бугу, он особо беспокоился о мирной жизни своего народа, вложил немало труда в это дело, призывал к внутреннему единству и сплоченности, подсказывал пути и их достижение. Он горячо поддержал решение съезда - курултая о вхождении иссыккульцев в состав России.

Особо уважаемым и почитаемым человеком народа бугу был Сарт аке.

Его считали своим наставником верховный правитель народа бугу - Боронбай, прирожденный посол-дипломат Тилекмат аке. По устной истории - санжыра он проживал в 1775-1869 гг. С 17 лет Сарт аке находился в гуще событий народной жизни, своими умными советами помогал народу находить пути выхода из самых трудных ситуаций, пользовался заслуженным почетом и уважением. Народ называл его «кладезем ума и наставлений».

Сарт аке с первого взгляда определял достоинства и недостатки человека, мог предвидеть его будущее. О том, что у Сарт аке были непревзойденные качества от самой природы, напоминал Моют аке: «Сарт аке является кладезем ума и наставлений, могущим давать людям правильное направление в жизни. Он - выразитель мудрых слов и изречений, ставших незабываемыми афоризмами среди народа. В его словах содержатся мысли и идеи, дающие силу и энергию человеку, развивающие его мыслительную способность. Я в своей жизни видел многих мастеров слова, но такие, как Сарт аке -редкость, каждое его слово находит отклик в сознании слушающего. Сарт аке наставник и опора народа. Именно так оценивает его народ Иссык-Куля» [9].

Для верховного правителя племени бугу Боронбая советником и наставником был Сарт аке, послом, организатором внешних связей был Тилекмат аке. Именно они подсказали Боронбаю самый приемлемый для кыргызов путь - необходимость вхождения в состав России, чтобы иметь в лице царского правительства стратегического партнера, надежного друга и защитника.

Боронбай был самым уважаемым и почитаемым человеком народа бугу. Годы его жизни - 1779-1858. Народ почитал его как справедливого правителя родов Иссык-Кульской долины, называли его ханом. Боронбай был инициатором взаимовыгодных решений многих вопросов, направленных на укрепление связей с китайцами, уйгурами, политических, экономических и культурных связей с русским народом, которые должны оставаться на века. За ним было закреплено почетное звание «отец народа» [10]. Боронбай призывал свой народ жить в мире и дружбе с соседними казахами, близких с кыргызами в области языка и культуры, традиций и обычаев [11]. Вековые братские отношения кыргызов с казахами отмечал ученый-путешественник Ч. Ч. Валиханов, посетивший Иссык-Куль в 1856 году в составе научно-стратегической экспедиции под руководством подполковника М. М. Хоментовского [12].

Лучшие качества, данные природой Боронбаю, Сарт аке отмечает следующим образом:

- он всегда стремился делать людям добро;

- во всех спорных вопросах добивался справедливого решения;

- недолюбливал лжецов, льстецов, лицемеров... [13].

Убедившись в прочности окончательного решения Боронбая - быть не только в дружеских отношениях с русским народом, но и о необходимости всецело войти в состав России, генерал-губернатор Сибири трижды одаривал его ценным кафтаном. Ему было присвоено военное звание подполковника 28 декабря 1854 г. [14, 15, 16].

Одним из сподвижников, внесшим свой вклад в установлении взаимосвязей между кыргызами и русским народом, был Сады раке. Он жил в селе Кожояр на Иссык-Куле в 1821-1905 годы. Он был членом официальной комиссии в решении спорных вопросов в установлении русско-китайских границ. Эти события относятся к 1860-1864-1879-1884 гг.

Начиная с 1866 года, Садыр аке вступил на административную службу, был избран волостным управителем Ак Суйской волости, которая находится на севере Иссык-Куля. Будучи на верхних ступенях

власти, честно и добросовестно исполнял свои служебные обязанности в решении внутренних и внешних дел. Народ по достоинству оценил его деятельность, удостоил почетным званием «Аке» [17].

Самым младшим среди личностей, удостоенных почетного звания «Аке» на Иссык-Куле, был Кыдыр аке. Он родился в селе Кереге-Таш Ак Суйской волости, время жизни - 1843-1926 гг.

В 1861 году в 18-летнем возрасте Кыдыр аке был избран волостным управителем Тургеньской волости. С тех пор всю свою сознательную жизнь он посвятил делу служения народу, был наделен такими незаурядными качествами, как твердость слова, доброта и отзывчивость, был вежливым в обращении ко всем людям разных возрастов, непримиримым ко всем проявлениям зла. Народ высоко оценил его человеческие качества и шесть раз избирал волостным управителем. Он был членом управленческого аппарата Каракольского уезда, советником, помощником уездного начальника.

Кыдыр аке стремился установить доверительные отношения с русскими переселенцами с первых дней их проживания на Иссык-Куле. В 1913 году в Петербурге, на больших торжествах в честь 300-летия династии Романовых он преподнес в подарок царю Николаю II живого тигра. Кыдыр аке был на приеме царя как почетный человек Каракольского уезда, ему было присвоено военное звание подполковника российской армии, он награжден золотой медалью на ленте Анны [18].

В среде родового объединения бугу было немало влиятельных инициаторов в деле добровольного вхождения кыргызов в состав России: Мураталы бий (судья), народный защитник Балбай батыр, Карач аке, посол Качыбек и др.

Литература

1. Асаналиев У. Карга аке. Бишкек, 2011, 5, 37 с. (на кыргызском языке).

2. Асанбеков К. Семь мудрецов Иссык-Куля. Бишкек, 2007, с. 19 (на кыргызском языке).

3. Турсунов Э. Боронбай. - Бишкек, 2004. С. 285-288, (на кыргызском языке).

4. Омурбеков Т. Роль и место великих личностей в истории Кыргызстана (сер. XIX - нач. XX вв.). -Бишкек, 2003, с. 91.

5. Омурбеков Т. Труд, отмеченный выше, с. 94; Турсунов Э., Труд, отмеченный выше, с. 287 и 291.

6. Великое кочевье кыргызов: Калыгул, Арстанбек, Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке, Сады раке, Кыдыр аке. Бишкек, 2006, с. 3. (на кыргызском языке).

7. Иманов А. Мыслители, просветители Иссык-Кульской долины второй половины XVIII - нач. XXвв. (Моют аке, Сарт аке, Тилекмат аке), ч. 2. - Каракол, 1998, с. 12, 47 (на кыргызском языке).

8. Иманов А. Моют аке, Сарт аке, Тилекмат - оратор. - Бишкек, 2009, с. 24. (на кыргызском языке).

9. Иманов А., Осеров Э. Сказание о Тоолес. - Бишкек, 2013, с. 79-81. (на кыргызском языке).

10. Каниметов А. Роль Боронбая во вхождении Иссык-Кульских кыргызов в Состав Российской империи. - Каракол, 2004, с. 8 (на кыргызском языке).

11. Кененсариев Т. Присоединение Кыргызстана к России. - Бишкек, 1997, с. 360. (на кыргызском языке).

12. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Т. 2. - Алма-Ата, 1985, с. 10.

13. Иманов А. Боронбай сын Бекмурата - человек, заслуживший уважение народа. - Каракол, 2004, с. 17-18 (на кыргызском языке).

14. Рит С. А. ф. СПБ. Глав. Архив. 1-7, оп. 6., 1844-1863 г., д. 1. л. 57, 60.

15. ДжамгерчиновБ. Присоединение Киргизии к России. Москва, 1959, с. 144.

16. Хасанов А. Из истории Киргизии XIX в. Фрунзе, 1959, с. 35-36.

17. Сапаралиев Д. Сады раке. Бишкек, 2014, с. 303.

18. ЖылкыбаеваЖ. Кыдыр аке. Бишкек,1993, с. 35, (на кыргызском языке).

The role of Telemat ake in the voluntary joining of the Issyk-Kul Kyrgyz part

of the Russian Empire Djunushev K.

Роль Тилекмат аке в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи Джунушев К. В.

Джунушев Кемел Вилорикович /Djunushev Kemel - преподаватель, кафедра истории Кыргызстана, Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика

Аннотация: это первая работа, посвященная личности Тилекмата, который играл большую роль в добровольном вхождении Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи. Не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.