Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ'

РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ / ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА / ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / РУБЕЖНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягубова Ася Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к сфере проверки и оценивания уровня знаний студентов на начальном этапе обучения иностранным языкам в языковом вузе. Достижение качественной подготовки будущих специалистов в области лингвистики возможно при условии постоянного контроля уровня знаний с использованием различных видов тестирования, в том числе с использованием инновационных технологий. Все виды тестирования помимо контролирующей функции, приобретают обучающую функцию. Не смотря на то, что тестирование является компактным и экономным способом проверки знаний обучающихся, оно не вошло во все этапы обучения на современном этапе. Введение тестирования во все этапы обучения способствует оптимизации процесса обучения студентов иноязычной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягубова Ася Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TESTING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT THE SPECIAL FACULTY

The article deals with the questions concerning the sphere of checking and evaluating the level of knowledge of first year students studying foreign languages at the language university. Achieving high quality specialist preparation in the field of Linguistics is possible on condition of constant control of knowledge level with the help of different testing, including usage of modern technologies. All types of tests acquire teaching function in addition to controlling function. Although, testing is considered to be the most compact and economic way of evaluating students’ knowledge, it has not been yet introduced in all the stages of education nowadays. Introduction of tests into the teaching process leads to optimizing students’ foreign language communicating competence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ»

Выводы. Аналитические конструкции одна из составных частей синтаксиса сложного предложения. В течение многих лет они были объектом исследования татарских языковедов. В ХХ веке были сделаны наиболее важные открытия, решены спорные вопросы синтаксиса сложного предложения.

Таким образом, в 60-е годы были выделены следующие виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, условные, уступительные, уточнительные, сопоставительные и вывода. Придаточные предложения присоединительные пока еще не выделяются.

Хотя в 20-е гг. придаточные подлежащные и сказуемные были и выделены, до середины 50-ых гг. они еще не были признаны филологами. Только в середине 50-ых годов на такие виды придаточных языковеды снова обратили внимание.

Литература:

1. Абдурахманов Г.А. Основы синтаксиса сложного предложения современного узбекского литературного языка / Г.А. Абдурахманов. - Ташкент: Изд-во Академии наук УССР, 1960. - С. 97.

2. Алпаров Г.Х. Шэкли нигездэ татар теле грамматикасы / Г.Х. Алпаров. // Сайланма хезмэтлэр. - Казан: К. Якуб ис. китап фабрикасы, 1945. - Б. 36.

3. Алпаров Г.Х., Атнагулов С.С. Грамматика / Г.Х. Алпаров, С.С. Атнагулов. - Казан: Татсосиздат, 1934. - Б. 45.

4. Гиниятуллина Л.М., Шакурова М.М. Средства связи в сложноподчиненных предложениях с аналитической связью частей в татарском языке. / Л.М. Гиниятуллина, М.М. Шакурова // Духовная сфера общества. Сборник статей по итогам НИР кафедры философии и социологии за 2018 год. Под редакцией С.А. Романовой. - Йошкар-Ола, 2019. - С. 46-52.

5. Зэкиев М.З. Хэзерге татар эдэби теле. Синтаксис. Университет hэм пединститутларньщ татар теле hэм эдэбияты бYлеге студентлары ечен кулланма. / М.З. Зэкиев. - Казан: КГУ, 1958. - 242 с.

6. Каримова А.М. Придаточные предложения в татарском языке: Автореф. дисс. канд. филол. Наук / А.М. Каримова. - Казань, 1954. - С. 12-13.

7. Корбангалиев М., Бэдигый Х. Ана теле нэхYе. / М. Корбангалиев, Х. Бэдигый. - Казан: Миллият, 1919. - 100 б.

8. Корбангалиев М., Хисматуллин Х., Шакирова Р. Татар теле грамматикасы. Синтаксис / М. Корбангалиев, Х. Хисматуллин, Р. Шакирова. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1960. - 158 б.

9. Саитбатталов Г.Г. Синтаксис сложного предложения башкирского языка: Автореф. дисс. доктора филол. Наук / Г.Г. Саитбатталов. - Баку, 1963. - С. 21.

10. Суник О.П. О понятиях «аналитическая конструкция» и «аналитический строй речи» / О.П. Суник // Аналитические конструкции в языках различных типов. Тезисы докладов. - Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 93.

11. Хангилдин В.Н. Татар теле грамматикасы / В.Н. Хангилдин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1959. - 642 б.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Ягубова Ася Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к сфере проверки и оценивания уровня знаний студентов на начальном этапе обучения иностранным языкам в языковом вузе. Достижение качественной подготовки будущих специалистов в области лингвистики возможно при условии постоянного контроля уровня знаний с использованием различных видов тестирования, в том числе с использованием инновационных технологий. Все виды тестирования помимо контролирующей функции, приобретают обучающую функцию. Не смотря на то, что тестирование является компактным и экономным способом проверки знаний обучающихся, оно не вошло во все этапы обучения на современном этапе. Введение тестирования во все этапы обучения способствует оптимизации процесса обучения студентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: тест, тестирование, диагностический тест, компьютерный тест, задания открытого типа, задания закрытого типа, рубежная аттестация, итоговый тест.

Annоtation. The article deals with the questions concerning the sphere of checking and evaluating the level of knowledge of first year students studying foreign languages at the language university. Achieving high quality specialist preparation in the field of Linguistics is possible on condition of constant control of knowledge level with the help of different testing, including usage of modern technologies. All types of tests acquire teaching function in addition to controlling function. Although, testing is considered to be the most compact and economic way of evaluating students' knowledge, it has not been yet introduced in all the stages of education nowadays. Introduction of tests into the teaching process leads to optimizing students' foreign language communicating competence.

Keywords: test; testing; diagnostic test; computer test; open type tasks; close type tasks; milestone test; final test.

Введение. Задача высшей школы на современном этапе состоит в подготовке компетентных специалистов, получающих качественное образование в результате освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Данная задача является ключевой составляющей деятельности любого вуза. В итоге освоения учебных программ у обучающихся должны быть сформированы следующие виды компетенций: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Перед преподавателями встает вопрос контроля качества освоения образовательных программ, вопрос корректной оценки усвоенных студентами знаний, что является показателем эффективности труда студента и преподавателя.

В настоящее время, когда наблюдаются инновационные процессы во всех областях жизни, модернизация не могла не коснуться системы образования, что привело к расширению объема получаемых студентами

знаний и изменению самого процесса преподавания. Изменения произошли как в системе обучения, так и в системе оценивания, что привело к созданию и использованию новых средств и методов контроля.

Одним из методов контроля является использование тестирования, которое в свою очередь, может быть и средством обучения и развития студентов, средством установления обратной связи, средством установления индивидуального темпа обучения.

Актуальность темы исследования основана на том, что тестовый контроль еще не стал неотъемлемой частью обучения, не смотря на распространенность использования различного рода тестирования. Главным образом, тестирование проводится два раза в течение семестра - рубежное тестирование, что не всегда является адекватным показателем уровня знаний обучающихся. «Несмотря на развитие системы тестирования в нашей стране тестовый контроль еще не стал необходимой составляющей педагогической теории» [2; 5]

Тестирование уже длительный период времени является органичной частью обучения многим предметам, в том числе и иностранным языкам, что было доказано и подтверждается в настоящее время многими преподавателями и методистами. Широкое распространение получило компьютерное тестирование, которое, как и тесты на бумажных носителях, может проводиться на всех этапах обучения иностранному языку с целью определения уровня знаний обучающихся и выявления «слабых мест», требующих особого внимания на занятиях по иностранному языку.

На спецфакультете тестирование проводится для определения уровня овладения различными компетенциями при обучении фонетике, лексике, грамматике, для выявления уровня сформированности аудитивных навыков, навыков чтения и письма. Кроме контроля уровня знаний обучающихся, тестирование несет обучающую задачу. Выполнение теста является своего рода повторением пройденного материала, а, следовательно, служит задаче закрепления усвоенного материала.

В данной статье исследуется роль тестирования на начальном этапе обучения студентов на спецфакультете (отделение Лингвистика» Факультет Международных отношений), некоторые виды и этапы тестирования, роль и значение тестов в процессе подготовки будущих специалистов в области лингвистики.

Тестирование будет иметь значительный результат, если оно будет включено во все этапы обучения студентов.

Изложение основного материала статьи. Вопросы тестирования привлекали и привлекают внимание отечественных исследователей, в работах которых можно ознакомиться с основными положениями теории процесса тестирования (М.К. Акимова, Е.В. Бондаренко, В.В. Давыдов, Н.Ф. Ефремова и др). Вопросами тестирования также занимались: Е.И. Пассов, И.Л. Бим, М.В. Розенкрац, Ф.М. Рабинович, И.А. Рапопорт, О.Г. Поляков и др. Все исследователи считают тестирование эффективным методом исследования, дающим возможность определить степень овладения определенным набором знаний. При помощи тестирования возможна целостная или выборочная проверка знаний обучающихся с целью последующей коррекции процесса обучения, или объема учебного материала.

«Тест (от англ. test - испытание, исследование) - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности» [6, с. 297]. Тестирование является методом исследования, при котором испытуемые выполняют задания - тесты, на основании результатов которых определяется уровень сформированности знаний и умений обучающегося в определенной области знания.

Методистами определены два основных типа тестов: открытого и закрытого типа. В тестах первого типа записывает ответы на вопросы, представленные в тесте. В тестах второго типа предполагается только выбор правильного ответа из нескольких вариантов, предложенных в тесте. Обычно тестирование проводят в двух вариантах: при помощи новых информационных технологий - компьютерное тестирование, и в традиционной форме - с использованием бумажных носителей. По мнению большинства методистов, тестирование, независимо от формы его проведения, отличается высокой степенью объективности, так как не зависит от субъективного мнения преподавателя. Кроме того, по мнению Г.В. Роговой тестирование является «наиболее экономной формой контроля» [5].

В настоящее время тестирование становится неотъемлемой частью образовательного процесса, «важнейшим условием установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения.» [2; 7].

В течение учебного года тестирование, по мнению преподавателей, следует проводить после каждого блока изученного материала. Проанализировав ошибки студентов, преподаватель корректирует дальнейший подлежащий изучению материал. Отсутствие недочетов в тесте указывает на высокий уровень владения пройденным материалом, что, в свою очередь, ускоряет процесс обучения, и позволяет преподавателю расширить рамки изучаемой темы, или обратить внимание студентов на дополнительный блок информации.

Результаты тестирования помогут преподавателю не только «измерить педагогический результат по нужным параметрам, но также получить ценную информацию о качестве знаний учащихся и наметить пути его повышения» [4; 12], что позволит сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. «Именно в педагогической оценке отражаются уровень учебных достижений обучаемого, уровень профессионализма педагога, надежность методов и технологий оценивания» [1; 4].

Компетентностный подход ориентирует преподавателя на формирование у студента готовности и способности решать профессиональные задачи определенного уровня сложности, применяя на практике совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта, опираясь на значимые профессиональные ценности. Следовательно, именно сформированность компетенций и должен измерять и оценивать обучающий в ходе как текущего, рубежного, так и итогового контроля на заключительном этапе обучения (Государственной итоговой аттестации) [3, с. 61]

Наилучший способ определения уровня владения изучаемой темой, как считают многие преподаватели, заключается в сочетании тестирования с устным опросом (зачетом или зачетным занятием), так как в ходе устного опроса выявляется степень овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, выявляется уровень, как подготовленной речи, так и спонтанной неподготовленной речи на основе созданных речевых ситуаций, что невозможно проверить в процессе компьютерного тестирования.

На отделении «Лингвистика» факультета Международных отношений СОГУ первое тестирование проводится в начале учебного года с целью определения уровня знаний студентов-первокурсников для дальнейшего распределения студентов по группам в зависимости от полученных результатов. Это диагностический тест - Diagnostic Test. Цель данного вида тестирования: распределить студентов по группам в соответствии с полученными результатами, т.е. сформировать группы студентов примерно одного уровня знаний для создания благоприятных условий овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, и осуществления индивидуального подхода в обучении.

В данный тест включены лексико-грамматические задания открытого и закрытого типа, выполнение которых дает возможность студенту показать весь объем приобретенных знаний до поступления в вуз, и на базе имеющихся знаний по английскому языку будет строиться процесс дальнейшего приобретения и совершенствования объема знаний.

Примерные варианты заданий диагностического теста: I. Choose the right word: - Выберите правильный ответ:

Remember Mary McDonald, with whom we met in Krasnoyarsk last year, in September? That girl from Canada. Nobody liked her, did (1)_?

I. a) anybody b) he c) she d) they

II. Open the brackets: - Раскройте скобки:

A. Seeing that it (1)_(get) late, Mike (2)_(accelerate). He (3)_(go) to

Yorkshire (4)_(find) the house where he (5)_(live) in his childhood.

III. Use the words in capital letters to form a word that fills each space: - Поставьте слово, данное в скобках, в нужную форму, подходящую по смыслу:

1. The dog looked dangerous, but his_was obvious from the way he looked at us, so there

was nothing to be afraid of. (FRIEND)

IV. Read the text and choose the right answer. - Прочитайте текст и выберите правильный вариант ответа: и другие задания. и др.

По результатам тестирования проводится анализ ошибок, что необходимо для выявления тем или грамматических и лексических явлений, подлежащих повторению или разъяснению в первую очередь, так как неусвоенные в достаточной степени темы в дальнейшем будут замедлять процесс усвоения нового материала. Анализ ошибок вместе с преподавателем дает возможность студенту объективно оценить свои знания, увидеть недостатки, которые следует преодолеть, выстроить свою самостоятельную работу с учетом ошибок, что будет способствовать мотивации процесса обучения иностранному языку.

В курсе фонетики на первом курсе студенты осваивают теоретический материал, и обучаются нормативному произношению. Теоретическая часть курса фонетики проверяется тестированием, практическая часть - произносительные навыки и умения проверяются на зачетном итоговом занятии в форме опроса.

Примерные вопросы теста по фонетике:

1. Определите, к какому типу слога относится данное слово: State А) абсолютно открытый В) +условно открытый С) закрытый

2. Сколько звуков в данном слове: Long А)+3 В) 4 С)5

3. Определите количество слогов в слове: Student А) 1 В)+2 С)3

4. Определите количество синтагм в предложении: You see, it is a very important question.

А) 1 В) +2 С)3

5. С какой интонацией произносится следующее предложение: What did you do after classes?

А) +Low Fall И) Low Rise

В течение первого и второго семестров тестирование проводится регулярно после каждого изученного урока (Lessons 1-20). Все виды тестирования направлены на проверку сформированности лексических, грамматических навыков и чтения.

Примерные варианты заданий лексико-грамматического теста:

I. Transcribe the following words and word combinations:

II. Translate the following sentences into English:

III. a) Give synonyms: b) Give antonyms:

IV. Fill in the blanks with:

a) Prepositions: b) Articles (where necessary).

V. Write the words in brackets in the required tense-form:

VI. Ask questions to the words in bold type:

VII. Read the text. Say if the statement is true or false. и др.

Опрос, проведенный среди преподавателей факультета, показал следующие результаты: 60% преподавателей считают тестирование необходимым элементом обучения, и считают необходимым включать тестирование во все этапы обучения; 25% не считают тестирование важной частью обучения, они считают, что только зачеты и экзамены могут определить уровень знаний обучающихся; 15% преподавателей придерживаются мнения, что необходимо проводить только итоговые тестирования и не тратить время на тестирование во время учебного года.. Мнения студентов разделились следующим образом: 70% выступают за тестирование, 20% - против, 10% - не смогли ответить ни положительно, ни отрицательно.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что проводимое в любой из известных форм тестирование, оказывает положительное влияние на процесс обучения. Тестирование показывает уровень изученности нового материала, степень овладения новыми знаниями, и одновременно результаты тестирования являются показателем педагогического мастерства преподавателей, осуществляющих качественную подготовку будущих специалистов.

Тестирование занимает важное место в оценке качества знаний обучающихся наравне с традиционными формами контроля, общепринятыми в системе высшего образования - зачетами и экзаменами. Введение

тестирования в процесс обучения на всех этапах позволяет преподавателю четно определять уровень овладения знаниями и умениями по конкретному изучаемому предмету. Недочеты и ошибки, выявленные в процессе тестирования, указывают на необходимость углубленной дополнительной работы над изучаемой темой.

Тестирование в различных формах, проводимое на всех этапах обучения, может способствовать повышению качества и уровня знаний студентов.

Литература:

1. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. - М.: Университетская книга, Логос. -2007. - C. 4

2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2003. -С. 5-7.

3. Косолапова Л.А., Шеремета Т.В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентсностного подхода // International Research Journal. -2019. DOI: 10.18454/IRJ/2227-6017.URL: https: //research-journal.org/en.

4. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе. - 2006. - №5. - С. 7-13.

5. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Белашева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Есаян Марине Левоновна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье авторами представлены результаты исследования особенностей влияния параметров эмоциональной компетентности на показатели эмоционального выгорания у сотрудников организации. Для структурирования эмоциональных компетенций применен иерархический факторный анализ. Показано, что одним из условий нарастания симптоматики эмоционального выгорания от стадии напряжения к стадии истощения у сотрудников является несформированность внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональные компетенции, степень эмоционального выгорания, рефлексия, эмпатия, саморегуляция, эмоциональный интеллект.

An^tatton. The authors of the article represent the results of the study devoted to the research how emotional competence parameters influence the indicators of emotional burnout among employees of the organization. The hierarchic factor analysis is used to structure emotional competencies. It is shown that one of the conditions to increase the symptoms of the emotional burnout from the tension stage to the stage of exhaustion is the lack of formation of intrapersonal and interpersonal emotional competencies.

Keywords: Emotional competence, emotional competency, the level of the emotional burnout, reflection, empathy, self-regulation, emotional intelligence.

Введение. Современная социальная среда предъявляет высокие требования к человеку в плане поиска оптимальных решений в сложных и стрессовых ситуациях. Переживание таких ситуаций нередко меняет и восприятие всего окружающего мира, и восприятие собственного места в нем. В процессе утверждения новой картины окружающего и новых ценностей происходит перестройка человеческих отношений, где особую актуальность приобретает эмоциональная сторона. Обращение к проблемам эмоциональной компетентности и эмоционального выгорания продиктовано объективной потребностью в обобщении и систематизации психологического знания об этих феноменах, представленного в разноплановых научных подходах, а также в понимании и уточнении связи между этими явлениями, их взаимовлиянии и взаимозависимости.

В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.), который неразрывно связан с обретением себя в определенной профессиональной сфере, формированием профессионального мировоззрения и компетенций внутриорганизационного/ внутрипроизводственного взаимодействия. Профессиональная деятельность часто сопровождается высоким уровнем стрессогенности и, как следствие, эмоциональной напряженностью, доминированием негативных эмоций, усталостью, потерей мотивации, повышением невротизации и т.д. Это существенно влияет на здоровье сотрудников и объясняет глобальное распространение различных расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием профессионального стресса, в том числе и синдрома эмоционального выгорания. Помимо профессиональной деформации следствием эмоционального выгорания являются изменения в эмоциональной сфере дезадаптивного характера. У сотрудников отмечаются: «огрубление чувств», сужение и обеднение эмоций, ослабление способности контролировать и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.