Научная статья на тему 'Роль технического университета в решении проблем энергосбережения - важного фактора социально-экономического развития региона'

Роль технического университета в решении проблем энергосбережения - важного фактора социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль технического университета в решении проблем энергосбережения - важного фактора социально-экономического развития региона»

Резюмируя вышесказанное, приведем основные тезисы выступления ответственного секретаря Комиссии по организации и подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, заместителя министра экономического развития и торговли РФ Шаронова А. В., касающиеся ситуации в настоящее время: выпускники способны внести вклад в социально-экономическое развитие региона, объединения выпускников не располагают ресурсами, позволяющими реализовать самостоятельно серьезные социально-

экономические проекты без поддержки со стороны руководства субъекта РФ, эффективность работы объединений выпускников может быть существенно увеличена при условии ее координации с органами местной исполнительной власти, занимающимися вопросами экономического развития регионов, за счет обеспечения доступа к информации о приоритетных программах регионального развития, Ассоциации выпускников в целом по стране находятся в стадии становления и определения ориентиров дальнейшего развития, поэтому не го-

товы к серьезному диалогу с властью о социально-экономическом развитии региона, не все выпускники готовы участвовать в этом процессе, политическая поддержка региональных и муниципальных органов власти - необходимое и обязательное условие конструктивной роли организаций выпускников в реализации программ социально-экономического развития субъекта РФ, содействие в работе объединений выпускников должны оказывать региональные отделения Комиссии по организации подготовки управленческих кадров и региональные учебные организации, в задачи которых входят сбор, обобщение и структурирование информации не только о выпускниках, но и об их проектах. ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ - НА БЛАГО ОБЛАСТИ.:

Пещаницкий Александр Ефимович, директор Центра содействия развитию персонала на производстве УлГТУ.

Ю. П. СВИРИДОВ

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ - ВАЖНОГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Энергосбережение является одним из основных направлений повышения эффективности экономики как региона, так и всей России. Без снижения затрат энергоресурсов на единицу выпускаемой промышленной продукции невозможно добиться конкурентоспособности нашей экономики в мире. Снижение издержек на оказание услуг является также важнейшим звеном рефорхМирования жилищно-коммунального хозяйства, а основой осуществления этого является энергоресурсосбережение. Энергосбережение позволит наиболее полно удовлетворить потребности населения в коммунальных услугах при переходе этой отрасли на режим безубыточного функционирования.

УлГТУ является одним из основных научно-технических и методологических центров этой деятельности в нашем регионе. Он не только выполняет задачу подготовки высококвалифицированных специалистов в области энергетики, но и выступает в качестве одного из организаторов проведения политики энергосбережения в жизнь, осуществляя научное обеспечение при разработке энергосберегающих мероприятий и региональных программ, обсуждая на научно-технических конференциях проблемы энергосбережения в городском хозяйстве, энергетике и

© Свиридов Ю. П., 2004

промышленности.

В университете регулярно проводятся посвященные проблемам энергосбережения научно-технические конференции, которые в последние годы переросли из статуса региональных в Российские. О значимости этих научно-технических конференций говорит такой факт: в Четвертой Российской научно-технической конференции «Энергосбережение в городском хозяйстве, энергетике, промышленности», проходившей 24-25 апреля 2003 г., приняли участие представители более 20 регионов России: от Дальнего Востока и Якутии до Юга и Северо-Запада, а также из Азербайджана и Белоруссии. На конференции были представлены ведущие научные школы в области энергетики и энергосбережения, сформировавшиеся в Московском энергетическом институте, Ивановском и Казанском государственных энергетических университетах, Саратовском, Уральском, Новосибирском государственных технических университетах. В научно-технических конферендиях, посвященных энергосбережению, традиционно принимают участие многие специалисты-практики ульяновских предприятий.

В университете проводятся также и научно-технические выставки «Энергосбережение в городском хозяйстве, энергетике, промышленности».

Вестник УлГТУ 1/2004

Активную работу в области энергосбережения ведут ученые кафедр «Электроснабжение», «Электропривод и автоматизированные промышленные установки», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Теплоэнергетика» и ряда других кафедр. {Разработки ученых нашего университета в области энергосбережения неоднократно были представлены на региональных и Российских выставках.

Полагаю, что в дальнейшем с ростом стоимости топливно-энергетических ресурсов и истошен нем запасов дешевых видов топлива, усилением конку-

ренции на международном рынке и внутри страны, роль технического университета, как научно-технического центра и одного из организаторов деятельности в направлении энергосбережения, будет возрастать.

Свиридов Юрий Павлович, проректор по административно-хозяйственной работе Ул1ТУ.

В. А. МИХАЙЛОВ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В рамках подготовки к научно-практическому семинару в октябре 2003 г. был проведен анкетный опрос населения Ульяновской области на тему «Университет как фактор социально-культурного развития региона». Выборочная совокупность составила 365 человек (квотная выборка). Ниже приводятся обобщенные данные и некоторые выводы по итогам проведенного опроса.

Ульяновцы чрезвычайно высоко оценили роль образования в жизни современного россиянина. Образование вообще признается самым важным моментом в самостоятельной жизни человека. Причем сама эта важность, естественным образом, понимается по-разному: для 63% опрошенных образование выступает как основа профессионального становления, 44% -основа материального благополучия, 41% - возможность личностной самореализации, 30% - гарантия профессионального (карьерного) роста, 30% - способ самоутверждения, 28% - гарантия профессиональной занятости (стабильности социального статуса), 15% -возможность адаптироваться к новым социальным условиям (0,6% - другое, 3% - затруднились с ответом). Таким образом, явными фаворитами являются первые три позиции, при этом материальные соображения респондентов в данном вопросе явно преобладают над духовными.

С точки зрения 40% опрошенных, высшая школа наибольшую роль в жизни страны играет в настоящее время, 36% респондентов посчитали, что высшая школа в России самую большую роль сыграла в советский период, 5% - в дореволюционное время (1% - другое, 18% - затруднились с ответом). За последние 10 лет местные вузы стали играть большую роль с точки зрения 49% ульяновцев (меньшую - 8%), такую же, как и раньше, - 24% (10% - другое, 9% - затруднились с ответом).

Закон «Об образовании» (1992) предусматривает ряд социальных гарантий для сферы образования. Респондентам было предложено выбрать три наиболее важные, с их точки зрения, социальные гарантии. Ответы распределились следующим образом: 58% опрошенных выбрали общедоступность и бесплатность полного среднего образования, 52% - бесплат-

© Михайлов В. А., 2004

ность на конкурсной основе высшего образования, 38% - выделение не менее 10% национального дохода на нужды образования, 31% - возможность получить повторно бесплатное образование в особых случаях, 16% - норматив обучения: не менее 170 студентов на 10000 населения за счет федерального бюджета, 12% - выделение не менее 3% расходной части федерального бюджета на высшее образование, 9% -установление средних ставок в образовании не ниже средней заработной платы в промышленности, а для профессорско-преподавательского состава вузов - не ниже двух средних заработных плат в промышленности, 5% - субсидии на книгоиздательскую продукцию для педагогических работников, 10% - затруднились с ответом. Таким образом, доступность высшего образования понимается общественным мнением как бесплатность (слово «бесплатность» присутствует в трех из первых четырех пунктов.

Право на социальное попечительство в высшем образовании многими признается только за бедными слоями населения: 31% опрошенных считают, что государство должно оказывать социальную поддержку всем, кроме богатых слоев населения, а 20% -только бедным (48% - всем студентам). Однако уже в следующем вопросе, где отсутствовало прямое столкновение интересов богатых и бедных слоев населения, прозвучали другие соображения: социальная поддержка студентов была поставлена в зависимость от успешности сдачи экзаменов и зачетов (44%), активного участия в общественной жизни (8%) и т. д. И все же 44% опрошенных поставили получение социальной поддержки в зависимость от социального положения студента.

Данный расклад мнений по поводу трактовки терминов «общедоступность», «социальная поддержка» и других вполне коррелирует с точкой зрения респондентов по поводу экономических основ вузовской жизни: 63% посчитали,"что у вузов должна быть государственная форма собственности, 18% - смешанная, и только 6% в качестве основной для вузовской жизни признали частную форму собственности. Соответственно, 55% респондентов посчитали, что высшую школу в России должны финансировать, в первую очередь, федеральные органы (государствен-

14

Вестник УлГТУ 1/2004 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.