РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
А.Д. Петров, студент А.В. Чесноков, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-176-179
Аннотация. В статье рассматривается роль таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности участников внешнеэкономической деятельности. Обозначена актуальность проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами. Представлены цель и задачи таможенных органов в рамках противодействия перемещению контрафактной продукции. Проведён анализ данных, связанных с зашитой прав интеллектуальной собственности за 2018-2020 годы. Предложены мероприятия по совершенствованию данного направления деятельности таможенных органов.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность затрагивает большую часть всего мирового товарооборота, следовательно, проблема защиты ее прав является актуальной. Необходимость защиты интеллектуальной собственности состоит в том, что она представляет материальную ценность. Товары, как правило, имеют относительно постоянную стоимость, в то время как идея -уникальна. Производство товаров напрямую зависит от такой идеи, то есть имея товарный знак, то или иное лицо получает право на производство данных товаров.
К интеллектуальной собственности относят права на результаты умственной или творческой деятельности человека, которые включают: произведения, науки и искусства, программы для ЭВМ; изобретения, базы данных, фонограммы, фирменные наименования, товарные знаки, производственные образцы, коммерческие обозначения, секреты производства и
др. [1].
Регулирование отношений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности довольно сложный процесс. На основании вступления России в ВТО и ее членства в ЕАЭС была сформирована многоуровневая система защиты таможенными
органами интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование на международном уровне обеспечивается нормами конвенций и соглашений, где основным является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое содержит нормы и принципы, затрагивающие наличие, объём и использование прав интеллектуальной собственности, а также средств обеспечения таких прав в отношениях, связанных с торговлей [2].
Стоит отметить, что таможенные органы осуществляют таможенную защиту интеллектуальной собственности только в отношении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в рамках международного права, куда входят: объекты авторского права, товарные знаки, знаки обслуживания, объекты смежных прав [3].
На основании вышеизложенного можно сформировать цель защиты интеллектуальной собственности таможенными органами - противодействие перемещению контрафактной продукции в целях обеспечения устойчивого развития рынка интеллектуальной собственности. Данная цель
предполагает решение ряда задач, таких как:
- осуществление таможенного контроля, а также контроля после выпуска товаров в целях выявления нарушений законодательства в области таможенного дела;
- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений, предоставленных правообладателями;
- мониторинг товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- осуществление взаимодействия с правообладателями в рамках защиты их прав и выявления контрафактной продукции;
- осуществление взаимодействия с другими государственными органами и специализированными организациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности.
Чтобы определить объём выявленных таможенными органами нарушений, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности необходимо изучить ряд аналитических показателей.
Таблица. Анализ данных, связанных с деятельностью таможенных органов в сфере защиты интеллектуальной собственностью в 2018-2020 годах__
Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 в % к
2018 г. 2019 г.
Количество зарегистрированных ОИС 4916 5141 5401 109,9 104,4
среди которых: - товарных знаков; - объекты авторского права; - наименований мест происхождения товаров 4879 32 5 5101 32 8 5360 33 8 109,9 103,1 160 105,1 103,1 100
Количество выявленной контрафактной продукции, млн. ед. 16 11,9 13,3 83,1 111,8
Сумма предотвращенного ущерба правообладателям, млрд., руб. 6,8 8 4,7 69,1 58,8
Количество дел об АП в сфере защиты прав интеллектуальной собственности 1255 1011 771 61,4 76,3
Подано заявлений на получение услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности», шт. 1200 1100 91,7
Источник: www.customs.ru
Как видно из таблицы количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности (далее ОИС) ежегодно увеличивается, что объясняется заинтересованностью в участников внешнеэкономической деятельности в защите их интересов государственными структурами, то есть таможенными органами. Стоит отметить, что количество ОИС, которые ежегодно регистрируют таможенные органы, имеют накопительный эффект, следовательно, необходимо обращать внимание не столько на степень увеличения, сколько на сам факт такой положительной тенденции. В 2021 году количество ОИС составило 5401, что на 9,9% больше по сравнению с
показателем 2018 года и на 4,4% больше показателя 2019 года.
В общем количестве ОИС преобладают товарные знаки, что объяснятся тем, что участники внешнеэкономической деятельности занимаются преимущественно торговлей. Так на момент 2020 года таможенными органами было зарегистрировано 5360 товарных знаков, это на 9,9% больше по сравнению с 2018 годом и на 6,1% больше, чем в 2019 году.
Количество объектов авторского права за последние 3 года сохраняется примерно на одном уровне, в 2020 году их количество составило 33, что на 3,1% больше по сравнению с двумя предыдущими годами.
На отчётный год пришлось 8 наименований мест происхождения товаров, данный показатель увеличился на 60% по сравнению с 2018 годом и не изменился по сравнению с 2019 годом.
В отчётном году таможенными органами было выявлено 13,3 млн., единиц контрафактной продукции, что на 16,9% меньше по сравнению с 2018 годом и на 11,8% по сравнению с 2019 годом.
На основании данных о количестве выявленной контрафактной продукции таможенные органы оценивают потенциальный ущерб, который предотвращается в отношении правообладателей и их товаров, содержащих ОИС. Таким образом, в 2020 году таможенными органами такой ущерб оценен на сумму 4,7 млрд., рублей, это на 30,9% меньше по сравнению с 2018 годом и на 41,2% меньше по сравнению с 2019 годом. Так как зашита прав интеллектуальной собственности является защитой экономической безопасности государства, суммы ущерба следует рассматривать не только в отношении правообладателей, но и в отношении экономики Российской Федерации. Как отмечалось ранее нет прямой зависимости увеличения количество зарегистрированных ОИС с количеством контрафактной продукции и суммой ущерба, так как изменения данных величин объясняется характеристиками самих товаров.
Количество возбужденных дел об АП в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в 2020 году составило 771 дело, что на 38,6% меньше по сравнению с 2018 годом и на 23,7% меньше по сравнению с 2019 годом [4].
В 2019 году таможенными органами внедрена технология предоставления
услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности», что объясняет отсутствие показателя в 2018 году. В 2020 году было подано 1100 заявлений на предоставление данной услуге, это на 8,3% меньше по сравнению с предыдущим годом.
Приведенные выше статистические данные позволяют сделать вывод о том, что таможенные органы нуждаются в развитии в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и интересов правообладателей.
В качестве мероприятий по совершенствованию деятельности таможенных органов по защите ОИС можно предложить:
- развитие партнёрских отношений с правообладателями ОИС для оперативного обмена информацией и минимизации преступлений в этой сфере;
- привлечение иных госструктур для активного взаимодействия в целях выявления контрафактной продукции и нарушения прав интеллектуальной собственности;
- взаимодействие с таможенными администрациями и иными организациями иностранных государств в целях предотвращения преступлений, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности в рамках мировой торговли;
- унификация законодательства в сфере защиты ОИС в соответствии с международными соглашениями и договорённостями во избежание конфликтных и неоднозначных ситуаций;
- разработка рекомендаций и инструкций для должностных лиц таможенных органов для упрощения выявления факта нарушения права интеллектуальной собственности при оценке товаров [5].
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.10.2021) [Электронный ресурс] Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» //http://www.consultant.ru/
2. ГОСТ Р 56826-2015 Интеллектуальная собственность ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА) [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200128336
3. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/
4. Ахмедзянов Р.Р., Беликова К.А., Михайлова А.А., Колябин К.В. Анализ деятельности ФТС России в сфере защиты прав интеллектуальной собственности //Вестник академии знаний № 1, 2021. С.-24-27
5. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economic Success. 2021. № 2. С. 117 - 120
THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS
A.D. Petrov, Student A.V. Chesnokov, Student
Supervisor: R.R Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article examines the role of customs authorities in the protection of intellectual property rights of participants in foreign economic activity. The urgency of the problem of intellectual property protection by customs authorities is indicated. The purpose and tasks of customs authorities in the framework of countering the movement of counterfeit products are presented. The analysis of data related to the protection of intellectual property rights for 2018-2020 was carried out. Measures are proposed to improve this area of activity of customs authorities.
Keywords: intellectual property, intellectual property objects, customs authorities, customs register of intellectual property objects.