Научная статья на тему 'Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы'

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3395
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исик Л.В., Ким М.В.

В статье раскрыта основная роль и функции таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны. Автор рассматривает методы таможенно-тарифной системы России. Раскрывается различные схемы таможенного оформления на примере торговых отношений России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исик Л.В., Ким М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы»

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

© Исик Л.В.1, Ким М.В.2

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

В статье раскрыта основная роль и функции таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны. Автор рассматривает методы таможенно-тарифной системы России. Раскрывается различные схемы таможенного оформления на примере торговых отношений России и Китая.

Ключевые слова экономическая безопасность, таможенные органы, таможенный тариф.

Внешнеэкономическая безопасность государства - заключается в соответствии результатов внешнеэкономической деятельности страны с ее национальными интересами в сфере хозяйственной деятельности, гарантирующее рост уровня и качества жизни его населения. Внешнеэкономическая безопасность является составляющей системы национальной безопасности государства.

Важную роль в обеспечении внешнеэкономической безопасности государства играют таможенные органы. Основными задачами, которых являются участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, регулирование политики внешней торговли. Применяя фискальные меры, они пополняют федеральный бюджет. Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д. [1].

Под таможенным тарифом следует понимать совокупность мер в области таможенного регулирования, который содержит перечень ставок таможенных пошлин на товары, которые подлежат таможенному обложению при импорте или экспорте. Проще говоря, ТН ВЭД - это некий классификатор товаров. Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, воздействующих на цены импортируемых товаров, а также на уровень внутренних цен в стране. Деятельность таможенных органов непосредственно сказывается на результатах хозяйственной деятельности предприятий. Другими

1 Доцент кафедры Государственного и муниципального управления и экономической безопасности, кандидат экономических наук.

2 Студент 4 курса по специальности «Экономическая безопасность».

словами это руководство к действию таможенника, как облагать товары из ТН ВЭД пошлинами. Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется множеством международных договоров и соглашений, в которых определены принципы, правила, условия, таможенно-тарифной системы между сторонниками процесса.

Импортный таможенный тариф является основным инструментом регулирования внешней торговли, и таможенный платеж взимается в пользу государственного бюджета и позволяет опосредованно регулировать объемы импорта. Этот вид пошлин наиболее распространен в мировой практике. Взимается как при прохождении таможни на границе, так и с товаров, которые производятся на таможенных территориях внутри страны. В России система импортных пошлин включает в себя три уровня: сырье; материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается практически весь ассортимент продуктов питания, ввозимый в страну, одежды из меха и кожи (до 35 %), промышленной готовой продукции (до 30 %). Эффективная защита национального рынка от конкуренции зависит от ставки импортного таможенного тарифа. Что касается экспорта, государство ограничивает его для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и для предотвращения избыточного экспорта продукта. Выполняя фискальную функцию, таможенные органы пополняют федеральный бюджет [2].

В настоящее время на размеры импортных пошлин влияет политическая ситуация в стране. В отношении стран, отношения с которыми напряженные, могут быть применены санкции в виде повышенных пошлин, что приведет к снижению импортных поставок. Если страна происхождения продукции не установлена, то, как правило, применяется режим минимальных пошлин, как в ситуации с поставками от благоприятствуемых партнеров, в связи с этим значение таможенных тарифов падало. К тому же высокая степень разделения тарифов позволяет сохранять сравнительно малый общий уровень обложения, чтобы обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, такая защита оказывается весьма эффективной для определенных отраслей промышленности [3]. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки. А также установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Таким образом, таможенные органы выполняют определенные функции:

- Обеспечивают порядок перемещения товаров через границу, согласно правилам.

- Проводят таможенный контроль и таможенное оформление.

- Осуществляют контроль импорта и экспорта.

- Осуществляют валютный контроль.

- Обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела.

- Защищают интересы российских потребителей от ввозимых товаров.

- Участвуют в разработке и реализации таможенной политики.

- Взимают пошлины, налоги и таможенные платежи.

- Регулируют торгово-экономические отношения.

- Ведут таможенную статистику и ТН ВЭД.

- Содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, предприятий, учреждений и граждан.

Правоохранительная функция возлагает на себя борьбу с контрабандой наркотиков, оружия, культурных ценностей, административными правонарушениями в сфере таможенного дела и иными преступлениями - содействие и осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственной жизни и здоровья населения, а также прогнозирование ситуаций, создающих угрозу экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей любой страны. Основу понятия экономической безопасности составляют экономический рост и устойчивость к внешним и внутренним угрозам. Существует множество факторов, которые способствуют контрабандному ввозу и вывозу товаров и развитию теневой и криминальной экономики. Рассмотрим уровень экономической безопасности России на примере взаимоотношений с Китайской Народной Республикой. Китай самый крупный производитель и экспортер разного вида товаров и продуктов во всем мире. Стоит отметить, что Китай ведет достаточно агрессивную экономическую политику, однако при этом качество их товаров, к сожалению, не всегда соответствует мировому уровню, но они успешно обходят этот момент, поставляя низкокачественные товары в менее конкурентоспособные страны, в том числе и в Россию. Одной из немаловажных проблем является серьезное расхождение между данными таможенной статистики России и Китая об объемах взаимного товарооборота. В настоящее время объем товаров направленных из Китая в Россию значительно больше, чем объем товаров, представленных к таможенному оформлению. На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации представлены сравнительные данные таможенных служб России и Китая [3].

Так, по данным ФТС России в 2016 г. внешнеторговый оборот России и Китая составил 63,55 млрд. долл. (-27,5 %), в т.ч. экспорт России в Китай -28,61 млрд. долл. (-27,7 %), импорт - 34,94 млрд. долл. (-27,7 %).

По данным ГТУ КНР товарооборот России с КНР в 2016 г. составил 68,06 млрд. долл. (-28,6 %), в т.ч. экспорт России в КНР - 33,26 млрд. долл. (-20,0 %), импорт из КНР - 34,80 млрд. долл. (-35,2 %).

Нами проведен анализ расхождений в статистических показателях по двустороннему товарообороту в 2016 г. на основе сравнения данных ФТС России и ГТУ КНР (таблица 1).

Таблица 1

Расхождения в статистических показателях по двустороннему товарообороту в 2016 г. на основе сравнения данных ФТС России и ГТУ КНР, млрд. долл.

Операция Данные ФТС России Данные ГТУ КНР Расхождение

Экспорт в страну 34,94 33,26 1,68

Импорт в страну 28,61 34,80 -6,19

Оборот 63,55 68,06 -4,51

Данный анализ говорит о том, что бюджет России потерял около 1,353 млрд. долл. за счет не поступивших таможенных пошлин.

Особенно это касается товаров народного потребления, в их числе одежда и обувь, изделия из меха и кожи, металлические изделия, и даже дорогостоящие товары, такие как автомобили и средства производства. Расхождение данных статистики между таможенными службами России и Китая позволяют предположить, что значительная часть данных товаров ввозится либо помимо таможенного контроля, либо с использованием обходных схем таможенного оформления.

Существует три схемы таможенного оформления: белая, серая и черная. Белая схема названа таковой за соблюдение всех таможенных правил и нормативов таможенного оформления продукции. Здесь используются прямой контракт Производителя (Поставщика) с Получателем и оригинальные документы, подтверждающие количество, вес, стоимость и качество товара. Код ТНВЭД полностью ему соответствует. Таможенное оформление ведется в рамках закона и позволяет доказывать таможенную стоимость, даже если она ниже, чем в статистике таможенных цен России и в профилях таможенных рисков ФТС РФ.

Серая схема предполагает, что перед прохождением границы документы на товар меняются, и он ввозится по совершенно другим контрактам («оффшорные», «рамочные» и т.п.) на подставного импортера-однодневку. Часто используется термин «на контракт брокера», заимствованный для прикрытия у таможенных представителей. Покупатель, как правило, этого не знает или не задумывается о последствиях. Меняется всё: страна производителя, вес и количество товара, присваивается схожий код ТЭНВД с более низкой процентной ставкой таможенного сбора, цена товара подгоняется под статистическую (проходную) таможенную стоимость, и т.д.

Серая схема «идет в обход» большинству правил таможенного оформления товаров, основана на коррупции в таможенных органах и рассчитана, на удачу, коррумпированность или халатность сотрудников таможни. Любая

проверка на границе, на посту или на пост таможенном пространстве, даже в течение 3 лет после оформления, с легкостью выявляет допущенные нарушения. Участник рынка (Получатель), получив свой товар, может и не знать, что за его спиной таможня начала проверку. Направлены запросы производителю, ведется усиленная проверка подставного импортера, проверяется финансовая схема закупки и платежей, как по производителю, так и по оффшорному поставщику и банку, выполняющему валютные операции и т.д.

Черная схема - по сути, технология черной схемы аналогична технологии серой схемы импорта. Но черный брокер экстремально нарушает все правила ввоза товара. Кардинально меняется название, количество, вес и цена продукции (отсюда и появилось название «зеленый горошек»). Устанавливается код ТН ВЭД, который абсолютно не соответствует действительности. Происходит полная фальсификация документов, замена одного товара другим, вес и количество товара совершенно не соответствует действительности, иногда даже пошлины и налоги не уплачиваются. Таможенные органы ведут активную борьбу с таким товарооборотом, но экспортёры не только из Китая, но и из других стран находят новые способы обхождения таможенного оформления.

Таким образом, роль таможенных органов в системе экономической безопасности страны огромна и неоспорима. Но, к сожалению, таможенная служба в нашей стране имеет также ряд недочётов и недостатков: таможенные органы в настоящее время не обладают достаточным оснащением техническими средствами для более тщательного контроля, не информированность таможенных органов о коррумпированности должностных лиц, также имеет место быть. Все эти явления значительно снижают экономическую безопасность государства и общества. В настоящее время перед российскими таможенными органами возникает новая задача - задача интеграции в процесс международного сотрудничества в области таможенно-правового регулирования для усиления обеспечения экономической безопасности государства.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России являются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного контроля и оформления, но главное таможенные органы занимаются обеспечением экономической безопасности государства и защита его экономических интересов. В России таможенная политика сложилась как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов [5].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, во-первых, экономическая безопасность - это важнейшая качественная характеристика экономической системы, неотъемлемая часть национальной безопасности страны, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения. Также это устойчивое обеспечение ресурсами

народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально-экономического развития государства в целом.

Во-вторых, таможенные органы и таможенная политика изначально являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает систему экономических, правовых, организационных и иных программ и мероприятий, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, как внутри страны, так и за ее пределами. Таможенные органы развивают и обеспечивают эффективность торгово-экономических отношений. Таким образом, роль таможенных органов в системе экономической безопасности огромна и неоспорима.

Список литературы:

1. Калинина О.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России [Электронный ресурс] // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ - 2016. - № 5. - Режим доступа: Шр://суЬег1е-ninka.ш/artide/n/rol-tamozhennyh-orgaшv-v-obespechenii-ekoшmicheskoy-be-zopasnosti-rossii-2.

2. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010.

3. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Аналитическая справка о российско-китайском торговом сотрудничестве в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade.

5. Бекяшев К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2014.

6. Исик Л.В., Нечаев И.Ю. Внешнеэкономическая безопасность России в современных условиях. Сущность и специфика ее обеспечения // Конкурентоспособность в глобальном мире. - 2017. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.