Экономические последствия таможенного регулирования российского продовольственного эмбарго (молоко и молокопродукты)
С.В. Сенотрусова, УДК 339.543
доктор биологических наук, МГУ имени М.В. Ломоносова - профессор; ББК 65.428
В.Г. Свинухов, С-314
доктор географических наук, профессор,
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова - профессор
Аннотация
В работе проведена оценка объемов и стоимости ввоза в РФ товаров группы 04 ТН ВЭД ЕАЭС в условиях эмбарго. Для оценки использовались данные статистики внешней торговли таможенной службы России. Анализ показал, что снижение таможенного пошлинного платежа по разделу 04 ТН ВЭД в 2015 году относительно 2013 года составило более 315 млн долларов. Региональная структура импортных поставок молочной продукции после введения специальных экономических мер существенно изменилась. Основной страной, обеспечивающей поставки молочной продукции на территорию России, остается Республика Беларусь.
Ключевые слова: молоко, молокопродукты, запреты и ограничения, эмбарго, таможенная пошлина, таможенные платежи.
Russia's food embargo (milk and dairy products) and customs regulation: economic effects
S.V Senotrusova,
Doctor of biological sciences, Lomonosov Moscow State University - Professor, V.G. Svinukhov,
Doctor of geographical sciences, Professor, Plekhanov Russian University of Economics -Professor
Abstract
In the paper the authors estimate the volume and value of imports of group 04 of the unified Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature of the Eurasian Economic Union (FEACN of the EEU) goods under embargo. Evaluations are based on the trade statistics of the customs service of the Russian Federation. The analysis has shown that the reduction in customs duty payments under group 04 FEACN of the EEU in 2015 compared to 2013 amounted to more than 315 million dollars. Regional structure of dairy products imports after the introduction of special economic measures has changed significantly with the Republic of Belarus remaining the major supplier of milk products to the territory of Russia.
Keywords: Milk, dairy products, prohibitions and restrictions, embargo, customs duties, customs duties.
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
79 Q
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ввело запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, вошли почти все молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Молочные товары, в отношении которых введен запрет на ввоз
ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товара
0401 Молоко и сливки, не сгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ...
0402 Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ.
0403 Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или не сгущенные.
0404 Молочная сыворотка, сгущенная или не сгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ.
0405 Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты.
0406 Сыры и творог
Прежде всего отметим, что импорт молока и молочных продуктов в Россию -одна из крупных статей российского импорта продовольствия. По объёму импорта молочной продукции Россия занимала 4-е место среди стран мира, её доля в мировом импорте - 5,0% (по данным за 2012 год). При этом ключевыми экспортерами молочной продукции на мировой рынок являются Новая Зеландия, страны ЕС и США. В 2013 г. на долю Новой Зеландии в общем объеме экспорта в натуральном выражении приходилось 65% сухого цельного молока (СЦМ), 24% сухого обезжиренного молока (СОМ), 61% сливочного масла, а также 16% сыров. Страны ЕС являются основными поставщиками сыров - почти 47%, кроме того, СОМ - 24%, СЦМ - 19% и сливочного масла - 15%. Доля США в экспорте СОМ составляет 33%, сыров - 18%, сливочного масла - 12%. Россия являлась главным мировым
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
импортером сливочного масла и сыра, соответственно - 44% и 31% в объеме импорта в 2013 г.1
Введение запретов и ограничений на ввоз в РФ товаров позиции 0401-0406 ТН ВЭД привело к ограничению поставок сельскохозяйственных продуктов из развитых стран и может привести к тому, что российский бюджет недополучит определенное количество таможенных платежей. Таким образом актуальной задачей становится оценка последствий введения эмбарго на поступление таможенных платежей2.
Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) устанавливает перечень таможенных платежей при ввозе товаров:1) ввозная таможенная пошлина, 2) налог на добавленную стоимость, 3) таможенные сборы за проведение таможенных операций. Отметим, что применение ввозной таможенной пошлины регулируется Международным законодательством - ТК ТС, в то время как применение НДС к ввозимым товарам регламентируется национальным законодательством - Налоговым кодексом РФ. Установление ставки таможенной пошлины, которая должна применяться к ввозимым товарам, определяется правилами таможенной-тарифного регулирования и зависит от кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), от страны происхождения товара, а сама величина пошлинного платежа зависит от таможенной стоимости товара. Статья 4 ТК ТС определяет таможенную пошлину как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Свод ставок таможенных пошлин образует таможенный тариф. Таможенный тариф ЕАЭС представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированный в соответствие с ТН ВЭД ЕАЭС, основанной на международной согласованной Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Изменение ставок таможенного тарифа зависит в том числе от страны происхождения товара и является инструментом государственного управления экономикой. Его практическое применение, прежде всего, предполагает оценку экономических последствий применения тех или иных ставок тарифа. Для такой оценки необходим соответствующий методический аппарат. Построение такого аппарата заключается в установлении меры экономических последствий изменения ставок таможенного тарифа и формировании способа ее определения. В качестве меры этих последствий, в работе принято
1 Справочные материалы по географии мирового хозяйства (2014). Выпуск 2. http:// www.vlant-consult.ru/projects/materials
2 Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Проблемные вопросы таможенного регулирования и уплаты таможенных платежей при ввозе товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС на территорию РФ в условиях эмбарго // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №9. -С.78-87.
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
81 Q
изменение бюджетных поступлений при применении ставок импортного таможенного тарифа, определяемое соотношением3:
ЛУ(Т0,Тх) = У(7]) -7(70),
где ЛУ(Т0, 71) - изменение бюджетных поступлений при переходе от ставок тарифа Т0, к ставкам тарифа Т1;
У(Т0), У(Тх) поступления в бюджет при применении тарифов Т0, Т1, соответственно.
Для оценки бюджетных поступлений от таможенного оформления импорта в работе рассчитывались средние значения адвалорных ставок импортного Таможенного тарифа ЕАЭС по отдельным товарным позициям, а также долевой вклад каждой товарной позиции в таможенные платежи.
Среднее значение адвалорной ставки пошлины по . -ой позиции рассчитывалось по формуле:
п
I X
Xj = ^- 1 = 1,2,..., п
П ,
где - значение 1 - й ставки пошлины .-й позиции импортного Таможенного тарифа;
п. - количество ставок пошлин в j - й позиции импортного Таможенного тарифа;.
Произведение средней величины адвалорной ставки раздела тарифа на величину соответствующей стоимости отражает вклад в таможенные платежи от таможенных пошлин на товары позиции, то есть
= Х.Б.,
где О - - общая стоимость перемещенных через таможенную границу товаров, относящихся к .-ой позиции ТНВЭД.
Общий вклад от таможенных платежей в бюджет государства определяется соотношением
Долевой вклад платежей от таможенных пошлин в соответствующий раздел импортного Таможенного тарифа рассчитывается по формуле:
п
У = 1У
1 1=1
3 Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России в ВТО// Российский внешнеэкономический вестник, №12, 2009, с. 47-54.
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
0=1,2,- .п).
С учетом приведенной методики, были проведены расчеты поступления таможенной пошлины в бюджет. В таблице 2 приведены коды ТН ВЭД, наименование товарной позиции, ставка пошлины, стоимость ввозимых товаров (млн долл.) и
, Ху *
А, =-- * 100%
у п
Л,
г = 1
пошлинный платеж (млн долл.) с июля 2014 г. по март 2015 г. без детализации по стране происхождения товара.
Таблица 2
Коды ТН ВЭД, стоимость ввозимых товаров, пошлинный платеж
(в млн долл.)
>в в
в5
8 У з Ь
о
<с №
да х
Е-
ч £
в в я в
о в
<и В В
Л «
о
в 5В <и о
3 В В а
м «
|-ц О
н
■о X
в
ч
в
о
В га
03 н
и н
« о
¡3 ^ о ^ ^ т
о
к &
н ш
о <и о
а в
12 и
с см н
и £
в
<
а
ю ■
<и О
с см -с
а
ю «
о К
ю д <и см
с
см
-с
&
« В
Стоимость ввозимых товаров (млн долл.)/ пошлинный платеж (млн долл.)
0401
Молоко и сливки, не сгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ-
С
Е-
т о
^
о4 М-)
го см
ОС
гл
(О
см
СЧ
го сч
мл
0402
Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ-
С
Е-
т о
^
о4 мч
(О
4
ЧС
<М мл
2
ОС
¡о
ОС
МП
К
ОС МП
4
<М СЛ
СЛ
2
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
83 0
С <с м Е? т к Т Наименование товарной позиции Ставка пошлины (В % от таможенной стоимости (ТС) или евро) Июль, 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Стоимость ввозимых товаров (млн долл.
п пошлинный платеж (млн долл.)
Пахта,
свернувшиеся 15% от ТС, но не мене! 0,18 евро/1 кг
молоко и
0403 сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или не сгущённые. 13,28/5 8,5/1,4 54,1/8,8 5,70,9 4,9/0,8 4,8/0,8 6,7/1,1 5,5/0,9 6,5/1,1
Молочная
сыворотка,
сгущенная или С
0404 не сгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ. Т т о % 5 10,71,6/ 7,0/1,1 7,8/1,2 6,5/0,9 4,7/0,7 6,8/1,0 3,3/0,5 3,70,5 4,9/0,7
Сливочное о 2
0405 масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты. 15% от ТС, I не менее 0,2 евро/1 кг 61,7/9,3 56,2/8,4 7,2/1,1 48,1/7,2 50,8/7,6 46,9/7,0 16,7/2,5 15,2/2,3 16,1/2,4
0406 Сыры и творог 17% от ТС, но не менее 0,35 евро/1 кг 161,2/27,4 107,4/18,2 41,2/7,0 86,4/14,7 96,0/16,3 104,1/17,7 53,1/9,0 50,1/8,5 48,5/8,2
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2014-2015 гг., расчеты авторов4
4 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ/ дата обращения: 20.02.2016 Режим доступа: http://www.customs.m/mdex.php?optюn=com_newsfts&view= category&id= 125 &Itemid=1976
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
Для того чтобы оценить действия запрета и, учитывая, что запрет на ввоз начал действовать с августа 2014 г., можно проанализировать динамику импорта товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД за 2013-2015 гг.
На рисунке 1 представлена динамика импорта товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД в 2013 г. Видно, что ввоз товаров всех позиций или возрастает (позиция 0405, 0406 ТН ВЭД) или остается постоянными. Наиболее заметен рост ввоза по позициям 0405 и 0406 ТН ВЭД. Если в начале 2013 г. ввозилось 51,5 тыс. т (0405 ТН ВЭД) и 143,2 тыс. т (0406 ТН ВЭД), то в декабре 2013 ввозилось 84,0 тыс. т и 220,9 тыс. т, т.е. на 65% и 54% больше соответственно.
Рисунок 1
Ввоз в РФ товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД в 2013 г.
Источник: данные таможенной статистики ФТС.
Ввоз в РФ товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД в 2014 г.
Рисунок 2
Источник: данные таможенной статистики ФТС.
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
85
В сентябре 2014 г., после введения Правительством РФ запрета на ввоз товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД, импорт молока и молокпродуктов значительно сократился (см. рисунок 2). В сентябре ввоз товаров позиций 0405 и 0406 ТН ВЭД уже составлял 7,2 тыс. т и 41,2 тыс. т, что значительно меньше июля месяца - 61,7 тыс. т и 161,2 тыс. т. Однако впоследствии уже к декабрю поставки быстро нарастили в первую очередь за счет поставок из Белоруссии.
На рисунке 3 представлена динамика импорта товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД в 2015 г. На рисунке 3 видна некоторая цикличность импорта молока и молокпродуктов в РФ. Максимум по некоторым товарным позициям (0405, 0406 ТН ВЭД) приходится на июнь-июль, по другим (0402 ТН ВЭД) на апрель, октябрь.
Рисунок 3
Ввоз в РФ товаров позиций 0401-0406 ТН ВЭД в 2015 г.
80000
401 —«—402 —«—403 —•—404 —«—405 —•—406
Источник: данные таможенной статистики ФТС.
Анализ статистической информации показывает, что в 2014 г. Россия импортировала 1 млн 495 тыс. т молока и молочной продукции на сумму в 3 млрд 509,3 млн долл., из них почти половину в денежном выражении (1 млрд 582,0 млн долл.) составляли сыры (позиция 0406 ТНВЭД). В 2015 г. - поставки сократились в весовом отношении до 961,6 тыс. т (на 36%), а в денежном отношении выросли на 12% - (1 млрд 772,1 млн долл.).
^ 86
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 27% (1 млрд 125,6 млн долл.). Если за базовый период взять 2013 г., то больше всех от ответных санкций потеряли Финляндия (317,2 млн долл.), Польша (190,7 млн долл.), Литва (186,1 млн долл.), Эстония (64,2 млн долл.), Германия (213,3 млн долл.). Франция потеряла от введения «продуктового эмбарго» 154,1 млн долл., но за 2015 г. после введения санкций смогла поставить на российский рынок безлак-тозных сыров и другой продукции на сумму в 5,1 млн долл. Безлактозные сыры в 2015 г. поставила Германия на сумму 2,9 млн долл., Литва на сумму 5,5 млн долл. При этом почти в два раза снизил поставки Уругвай (с 90,1 млн долл. в 2013 г. до 53,9 млн долл. в 2015 г., до 3% от общего импорта молочной продукции в Россию), до 43,9 млн долл. уменьшились поставки молочной продукции из Аргентины (до 4,2% от общего импорта).
В целом введение ограничений на поставку сельскохозяйственной, в том числе молочной, продукции из-за рубежа привело к сокращению импортных поставок молочных продуктов в Россию. В сравнении с базовым периодом 2013 г. импорт в 2015 г. снизился с 4 млрд долл. 202,1 млн до 1 млрд долл. 772,1 млн, т.е. на 58%. При этом поставки сократились из всех стран и даже так называемых «внесанк-ционных».
Следует отметить также, что в 2015 году сохранился небольшой объем импорта молочной продукции из стран, попавших под санкции. Это связано с поставками «специализированных» продуктов, предназначенных для диетического лечебного и диетического профилактического питания (импорт которых разрешен), а также с поставками сыроподобной продукции в первой половине текущего года до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 25.06.2015 № 625, в соответствии с которым вносятся изменения в перечень запрещенных к ввозу в Россию продуктов (в том числе под запрет попадает ввоз сыроподобных продуктов под кодом ТН ВЭД 1901909900). При этом с российского рынка ушли страны, обеспечивавшие ранее до 27% (2013 г.) всего импорта «молочки». Среди них: Финляндия (сливочное масло и сыры), Нидерланды (сыры), Германия (сыры и сыро-подобные продукты), Литва (сыры), Польша (сыры), Франция (сливочное масло, сыр, молочная сыворотка) и другие страны ЕС.
Региональная структура импортных поставок молочной продукции после введения специальных экономических мер существенно изменилась, однако основной страной, обеспечивающей поставки молочной продукции на территорию России, была и остается Республика Беларусь. Из Белоруссии в 2013 году было ввезено около 47% всех молокопродуктов (686,1 тыс. т), в 2014 - 50% (752,7 тыс. т), в 2015 г. - уже около 74% (707,7 тыс. т). Кроме Белоруссии, на российский рынок сегодня молокопродукцию поставляют Уругвай (около 4,7% (9,8 тыс. т), преимущественно сливочное масло), Аргентина (около 4,9% (10,2 тыс. т), сливочное масло, сыры
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
87 ^
Чеддер, Гауда и прочие, сухая молочная сыворотка), Сербия (около 3,9% (8,1 тыс. т), Новая Зеландия (2,9% (6,1 тыс. т), сливочное масло).
Основными молочными товарами, импортируемыми в Россию, по-прежнему остаются сыры (около 21,5% всего импорта в весовом выражении), сгущенные молоко и сливки (21,2%), в том числе сухое молоко, сливочное масло (около 9,9%).
При этом удельный вес молокоемких продуктов как сыров (позиция 0406), так и сливочного масла (позиция 0405) в общем объеме импорта имеет тенденцию к сокращению, что положительно сказывается на российских масло- и сыроделах, давая им возможность наращивать объемы собственного производства указанных продуктов. Вместе с тем растет доля сырных продуктов, сухого молока, цельномолочной и кисломолочной продукции (преимущественно, из Республики Беларусь). Подобная ситуация является следствием изменения структуры потребительского спроса в условиях сокращения денежных доходов населения в 2014 и 2015 годах. Потребители переориентировались на более дешевые молочные продукты с низкой добавочной стоимостью, снижая потребление сыров и сливочного масла.
Прежде чем оценивать поступления таможенных платежей, отметим, что при ввозе товаров на таможенную территорию государств ЕАЭС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Непременным условием предоставления тарифных (льгот) преференций является подтверждение происхождения товара из страны, на которую такой преференциальный режим распространяется.
Согласно п. 1 ст. 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на таможенной территории Евразийского экономического союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. Однако порядок определения страны происхождения товаров и его документальное подтверждение зависят от целей. Так, согласно п. 3 ст. 37 Договора для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Евразийской экономической комиссией, а также Соглашением о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (заключено в г. Москве 12.12.2008).
В соответствии с п. 2 ст. 36 Договора о Евразийском экономическом союзе при импорте товара из развивающейся страны взимаются 75% от ставки, установленной Единым таможенным тарифом ЕАЭС (то есть предоставляется преференция).
Таким образом к товарам, ввозимым из развивающихся стран, к которым относятся такие страны, как Уругвай, Аргентина, Сербия применяются ставки таможенного тарифа с коэффициентом 0,75. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее
^ 88
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. К товарам, ввозимым с территории стран СНГ (зона свободной торговли) применяется ставка таможенной пошлины 0%.
Оценим поступление пошлинного таможенного платежа по позиции 0401 ТН ВЭД. Основным поставщиком по данным таможенной статистики является Белоруссия. В 2013 г. Белоруссия ввезла в РФ по позиции 0401 молочной продукций в стоимостном выражении на 68%, а в 2015 году поставила на рынок РФ 97,5% продукции. В 2013 г. ввоз товара по этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.) осуществляли Финляндия (6,9%), Франция (3,1%), Польша (2,8%), Эстония (6,9%) и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 3
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0401 ТН ВЭД, 2013/2015 гг.
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или ЕПЯ) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Финляндия 19,5/17,8 0,2/0,2 15% от ТС 2,9/0,03
Эстония 19,4/4,2 0/0 15% от ТС 2,9/0/
Франция 8,7/3,4 0/0 15% от ТС 1,3/0
Германия 0,6/0,3 0/0 15% от ТС 0,1/0
Бельгия 1,9/1,1 0/0 15% от ТС 0,3/0
Польша 8,0/3,9 0/0 15% от ТС 1,2/0
Белоруссия 192,3/205,7 171,8/248,2 0% от ТС 0/0
Сербия 0/0 0,2/132 15%*0,75 от ТС 0/0,02
Все страны 282,8/267,0 176,3/254,6 13,6/0,6
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
Расчеты показывают, что таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара в 2013 г., была равна 8,7 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 13,6 млн долларов. Таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара в 2015 г, была равна 0,05 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 0,6 млн долларов. Отметим снижение уплаченных платежей по товарной позиции 0401 ТН ВЭД в 2015 г относительно 2013 г. составило примерно 13 млн долларов.
Оценим поступление пошлинного таможенного платежа по позиции 0402 ТН ВЭД. Отметим, что основным поставщиком по данным таможенной статистики
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
89 ^
является Белоруссия. Последние несколько лет ввоз молочной продукции по позиции 0402 в РФ из Белоруссии в стоимостном выражении (млн долл.) составило от 77% в 2013 г. до 95% в 2015 г. от всех поставок. В 2013 г. ввоз товара этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.) осуществляли Финляндия (1,3%), Франция (1,4%), Польша (2,1%), Украины (3,2%), Уругвая (2,3%), Аргентины (4,5%) и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 4
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0402 ТН ВЭД, 2013/2015 гг.
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или ЕПЯ) Пошлина 2013 (млн. дол)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Финляндия 118,5/2,9 0/0 15% от ТС 1,8/0
Эстония 1,8/0,4 0/0 15% от ТС 0,25/0
Франция 28,9/6,9 0/0 15% от ТС 4,3/0
Германия 6,4/1,6 0/0 15% от ТС 0,96/0
Бельгия 14,7/3,6 0/0 15% от ТС 2,2/0
Польша 16,6/5,5 0/0 15% от ТС 2,5/0
Белоруссия 617,2/174,3 399,6/194,9 0%* от ТС 0/0
Украина 25,5/5,6 0,34/2,0 0% от ТС 0/0
Уругвай 18,8/4,7 36,4/1,5 15%*0,75 от ТС 2,1/0,41
Аргентина 35,7/8,7 6,9/2,2 15%*0,75 от ТС 4,0/0,76
Новая Зеландия 0,2/0,08 3,1/1,9 15% от ТС 0,03/0,46
Все страны 802,1/220,2 419,9/204,1 21,8/2,6
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
До введения санкций таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара основными странами - поставщиками молочной продукции, была равна 18,1 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 21,8 млн долларов. При этом таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара в 2015 г. основными странами поставщиками, была равна 1,6 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 2,6 млн долларов.
Оценим поступление пошлинного таможенного платежа по позиции 0403 ТН ВЭД. Отметим, что основным поставщиком по данным таможенной статистики
^ 90
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
является Белоруссия. Ввоз молочной продукции по позиции 0403 в РФ (млн долл.) из Белоруссии составляет от 45% в 2013 г. до 96% в 2015 г. от всех поставок. В 2013 г. ввоз товара этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.) осуществляли Финляндия (22,3%), Франция (7,1%), Эстония (5,9%), Германия (6,3%), и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 5
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0403 ТН ВЭД, 2013/2015гг.
Страна Стоимость Стоимость Ставка Пошлина 2013
(млн долл.)/ (млн долл.)/ таможенной (млн долл.)/
вес (тыс.т) вес (тыс. т) пошлины (в % от пошлина 2015
2013 2015 ТС или ЕПЯ) (млн долл.)
15% от ТС, но не
Финляндия 26,7/12,9 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг 4,0/0
15% от ТС, но не
Эстония 7,2/3,4 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг 1,1/0
15% от ТС, но не
Франция 8,4/4,0 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг 1,3/0
15% от ТС, но не
Германия 7,6/3,6 0,2/0,1 менее 0,18 EUR/ 1кг 1,1/0,02
15% от ТС, но не
Польша 1,7/0,9 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг 0,25/0
Белоруссия 53,8/49,6 73,4/77,5 0% от ТС 0/0
Украина 0/0 0/0 0% от ТС 0/0
(15% от ТС, но не
Уругвай 0/0 0,2/0,1 менее 0,18 EUR/ 1кг)*0,75 0/0,03
(15% от ТС, но не
Аргентина 0/0 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг)*0,75 0/0
15% от ТС, но не
Новая Зеландия 0/0 0/0 менее 0,18 EUR/ 1кг 0/0
(15% от ТС, но не
Сербия 0/0 0,5/0,3 менее 0,18 EUR/ 1кг)*0,75 0/0,06
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
91 ^
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или ЕПЯ) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Все страны 119,3/80,9 75,8/80,7 9,8/0,28
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
До введения санкций таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара основными странами - поставщиками молочной продукции в 2013 г., была равна 7,7 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 9,8 млн долларов. Таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара в 2015 г., снизилась примерно до 0,3 млн долларов.
В таблице 6 приведена динамика ввоза молочной продукции по позиции 0404 ТН ВЭД. Основным поставщиком по данным таможенной статистики является Белоруссия. В 2013 г. Белоруссия ввезла молочной продукции (млн долл.) по позиции 0404 в РФ 45% от всех поставок, а в 2015 году поставила на рынок РФ уже около 87,9%. В 2013 г. ввоз товара этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.) осуществляли Финляндия (4,6%), Франция (9,8%), Эстония (1,5%), Польша (7,1%), Украина (15,8%) и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 6
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0404 ТН ВЭД, 2013/2015 гг.
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или ЕПЯ) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Финляндия 5,5/2,4 0/0 15% от ТС 0,83/0
Эстония 1,8/1,2 0/0 15% от ТС 0,25/0
Франция 11,7/5,8 0/0 15% от ТС 1,8/0
Германия 0,8/0,7 0/0 15% от ТС 0,12/0
Бельгия 0/0 0/0 15% от ТС 0/0
Польша 8,4/5,5 0/0 0%* от ТС 1,25/0
Белоруссия 53,5/105,0 41,6/114,3 0% от ТС 0/0
Украина 18,9/13,4 0,6/0,1 0% от ТС 0/0
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или EUR) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Уругвай 0,12/0,1 0,8/0,8 15%*0,75 от ТС 0,01/0,09
Аргентина 0,34/0,2 4,6/3,4 15%*0,75 от ТС 0,05/0,52
Новая Зеландия 3,1/0,4 0/0 15% от ТС 0,47/0
Сербия 0/0 0/0 15%*0,75 от ТС 0/0
Все страны 119,2/143,1 47,3/118,9 6,9/0,61
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
До введения санкций таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара основными странами - поставщиками молочной продукции в 2013 г., была равна 4,8 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 6,9 млн долларов.
Если до введения эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции в РФ, уплаченный пошлинный платеж по всей товарной позиции составлял около 6,9 млн долларов, то после введения ограничений на ввоз - 0,61 млн долларов.
В таблице 7 приведена динамика ввоза молочной продукции по позиции 0405 ТН ВЭД в РФ из разных стран. Основным поставщиком по данным таможенной статистики является Белоруссия. Ввоз молочной продукции по позиции 0405 в РФ из Белоруссии позиции в стоимостном выражении (млн долл.) составляет от 33% в 2013 г. до 74% в 2015 г. от всех поставок. В 2013 г. ввоз товара этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.) осуществляли Финляндия (13,0%), Франция (3,6%), Уругвай (9,9%), Польша (1,7%), Аргентина (6,7%), Новая Зеландия (15,2%) и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 7
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0405 ТН ВЭД, 2013/2015 гг.
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или EUR) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Финляндия 91,6/17,2 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 13,7/0
Эстония 0,17/0,03 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 0,03/0
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
93 Q
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или ЕПЯ) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Франция 25,5/5,8 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 3,8/0
Германия 5,1/1,2 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 0,8/0
Бельгия 2,2/0,03 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 0,3/0
Польша 12,3/1,9 0/0 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 1,8/0
Белоруссия 234,7/42,9 230,6/74,2 0% от ТС 0/0
Украина 162,9/2,7 0,23/0,07 0% от ТС 0/0
Уругвай 69,6/16,5 33,1/9,9 (15% от ТС но не менее 0,22 Еи^ 1кг)*0,75 7,8/3,8
Аргентина 47,2/10,6 13,3/3,3 (15% от ТС но не менее 0,22 Еи^ 1кг)*0,75 5,3/1,5
Новая Зеландия 106,7/24,9 23,1/6,1 15% от ТС но не менее 0,22 EUR/ 1кг 16,0/3,45
Сербия 0/0 0,3/0,007 (15% от ТС но не менее 0,22 Еи^ 1кг)*0,75 0/0,03
Все страны 704,4/144,4 310,8/95,8 68,1/10,6
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
До введения санкций таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара основными странами - поставщиками молочной продукции в 2013 г., была равна 49,5 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 68,1 млн долларов. После введения ограничений на ввоз молочной продукции в 2015 г. пошлинный платеж достигал 10,6 млн долларов.
В таблице 8 приведена динамика ввоза молочной продукции по позиции 0406 ТН ВЭД в РФ из разных стран. Отметим, что основным поставщиком по данным таможенной статистики является Белоруссия. Последние несколько лет ввоз молочной продукции по позиции 0406 в РФ позиции в стоимостном выражении (млн долл.) из Белоруссии составляет от 23% в 2013 г. до 77,5% в 2015 г. от всех поставок. В 2013 г. ввоз товара этой позиции в стоимостном выражении (млн долл.)
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
осуществляли Финляндия (7,4%), Литва (7,5%), Франция (3,3%), Германия (8,%), Польша (6,6%), Украина (14,5%) и другие государства в незначительных количествах.
Таблица 8
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (тыс. т), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0406 ТН ВЭД, 2013/2015 гг.
Страна Стоимость Стоимость Ставка Пошлина 2013
(млн долл.)/ (млн долл.)/ таможенной (млн долл.)/
вес (тыс.т) вес (тыс. т) пошлины (в % от пошлина 2015
2013 2015 ТС или ЕШ) (млн долл.)
17,5% от ТС но
Финляндия 162,2/37,1 0,41/0,07 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 28,4/0,07
17,5% от ТС но
Литвы 164,0/34,8 5,5/1,0 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 28,7/0,96
17,5% от ТС но
Эстония 33,9/7,4 0,23/0,08 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 5,9/0,03
17,5% от ТС но
Франция 70,9/11,7 5,2/1,1 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 12,4/0,91
17,5% от ТС но
Германия 193,6/40,2 2,9/1,5 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 33,8/0,51
17,5% от ТС но
Польша 143,7/29,4 0,23/0,06 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 25,1/0,04
17,5% от ТС но
Дания 12,7/18,8 0/0 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 2,2/0
Белоруссия 504,9/108,8 575,3/167,1 0% от ТС 0/0
Украина 315,2/50,1 9,7/2,8 0%* от ТС 0/0
(17,5% от ТС но
Уругвай 1,7/0,3 16,2/2,6 не менее 0,35 ЕиК/1кг) *0,75 0,2/2,1
(17,5% от ТС но
Аргентина 34,6/7,4 49,3/10,3 не менее 0,35 ЕиК/1кг) *0,75 4,5/6,5
Новая Зеландия 17,5% от ТС но
5,4/1,2 0/0 не менее 0,35 ЕиЯЛкг 0,9/0
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
95 ^
Страна Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс.т) 2013 Стоимость (млн долл.)/ вес (тыс. т) 2015 Ставка таможенной пошлины (в % от ТС или EUR) Пошлина 2013 (млн долл.)/ пошлина 2015 (млн долл.)
Сербия 20,3/5,1 24,9/8,1 (17,5% от ТС но не менее 0,35 EUR/1KT) *0,75 3,6/3,2
Все страны 2176,9/438,5 742,1/207,7 237,5/27,5
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, 2015 гг., расчеты авторов.
Если до введения эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции в РФ, уплаченный пошлинный платеж по всей товарной позиции составлял около 237,5 млн долларов, то после введения ограничений на ввоз - 27,5 млн долларов.
Таким образом можно оценить влияние запретов, введенных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на уплату таможенных платежей. Расчеты показывают, что по товарной позиции 0401 ТН ВЭД снижение пошлинного платежа составило примерно 13 млн долларов, по товарной позиции 0402 ТН ВЭД снижение таможенных платежей составило примерно 19,2 млн долларов, по товарной позиции 0403 ТН ВЭД можно отметить снижение таможенных платежей примерно на 9,5 млн долларов, по товарной позиции 0404 ТН ВЭД отметим снижении платежей на 6,3 млн долларов, по товарной позиции 0405 ТН ВЭД отметим снижении платежей на 57,5 млн долларов, по товарной позиции 0406 ТН ВЭД отметим снижении платежей на 210 млн долларов. Таким образом снижение таможенного пошлинного платежа по разделу 04 ТН ВЭД в 2015 году относительно 2013 года составило более 315 млн долларов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Береснев В.В., Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. и др. Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации Монография/Под общей редакцией С.В. Сенотрусовой.-М.:Изд. «Перо», 2010.-273 с. (Beresnev V.V., Senotrusova S.V., Svinuhov VG. i dr. Tamozhennyj kontrol' i tamozhennye platezhi v Rossijskoj Federacii Monografi ja/Pod obsh-hej redakciej S.V. Senotrusovoj.-M.:Izd. «Pero», 2010.-273 s.)
2. Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Учебник. - М.: Изд. Экономика, 2012. - 479 с. (Dzhabiev A.P. Osnovy gosudarstvennogo regulirovanija vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Rossii. Uchebnik. - M.: Izd. Jekonomika, 2012. - 479 s.)
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2016
3. Дюмулен И. И. Международная торговля. - М.: Издательство ВАВТ Минэкономразвития России, 2010. - 448 с. (Djumulen I. I. Mezhdunarodnaja torgovlja.- M.: Izdatel'stvo VAVT, 2010. - 448 s.)
4. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: Учебник.- М.: Изд. ИНФРА-М, 2013. - 368 с. (Svinuhov V.G., Senotrusova S.V. Tamozhennoe pravo: Uchebnik.- M.: Izd. INFRA-M, 2013. - 368 s.)
5. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза//Право и экономика. - 2011. - .№2.- С.55-59 (Svinuhov V.G., Senotrusova S.V. Pravovoe regulirovanie uplaty tamozhennyh platezhej v uslovijah Tamozhennogo sojuza//Pravo i jekonomika. - 2011. - №2.- S.55-59)
6. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль. Учебное пособие. - М.: Изд. ИНФРА-М, 2013. - 165 с. (Senotrusova S.V. Tamozhennyj kontrol'. Uchebnoe posobie. - M.: Izd. INFRA-M, 2013. - 165 s.)
7 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
97 Q