Тимофей ЮРКИН
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В МЕХАНИЗМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Особое значение в настоящее время приобретает вопрос осуществления таможенными органами властных полномочий в рамках контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
This article is devoted to the research of one of the control activities of the custom bodies - an object of intellectual property, which crosses the borders. There are main characteristics of the basic items in Custom code, Civil code (incorporeal right) and international law. Main directions of control activity of the Custom bodies are also examined.
Н
Ключевые слова:
таможенные органы, международное право, Таможенный кодекс, Гражданский кодекс, контроль за интеллектуальной собственностью; Custom bodies, control on intellectual property, Custom code, Civil code, international law. __ ___
аходясь на пороге перехода к качественно новым экономическим отношениям, Россия переживает сложный этап _своего развития, который характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны. В этих условиях таможенный контроль является одним из ключевых институтов таможенного права и одной из важнейших функций таможенных органов. Значение таможенного контроля обусловлено его нацеленностью на защиту основной конституционной ценности — прав и свобод человека, а также непосредственной связью с проблемами национальной безопасности Российской Федерации.
В последние годы всё более существенное значение в области таможенного контроля приобретают товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальной собственностью признаётся исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг. Исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров, которым предоставляется правовая охрана, приведён в ст. 1225 ГК РФ. В данный перечень включены: объекты авторского права (п. 1 ст. 1255 ГК РФ); объекты смежных (смежных с авторскими) прав (п. 1 ст. 1303 ГК РФ); объекты прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, к которым в соответствии с гл. 76 ГК РФ относятся товарные знаки, наименование мест происхождения товаров, знаки обслуживания. При этом использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. «Использование без согласия правообладателей произведений литературы, видеозаписей, музыкальных произведений в коммерческих целях не только наносит ущерб экономике государства, но и нарушает права авторов, потребителей указанной продукции»1.
Традиционно таможенный контроль за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, преследует ряд целей, среди которых выделяют три основные.
ЮРКИН Тимофей Юрьевич — аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного со-циально-экономиче-ского университета
1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — 2-е изд. — М., 2006, стр. 946.
Во-первых, это обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов (стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при определении таможенной стоимости товаров).
Во-вторых, недопущение приостановления процессов создания объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и их вовлечения в хозяйственный оборот, подрыва легальной индустрии товаров, создания угрозы безопасности потребителей, подрыва авторитета государства и, как следствие, уменьшения инвестиционной привлекательности страны.
Третья цель — защита интересов правообладателей. Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны:
— с физической подделкой (т.е. вместо одного товара, заявленного на упаковке, предлагается иной продукт, например, вместо коньяка — крашеный спирт, вместо духов — туалетная вода или иной пахучий раствор и т.п.);
— несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом продукции;
— несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый параллельный им-порт)1.
Достижение вышеуказанных целей возможно лишь при наличии эффективного механизма правового регулирования защиты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу. В Российской Федерации реализация таможенными органами функций по защите прав интеллектуальной собственности регламентирована гл. 38 ТК РФ, Положением о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами.
Основным международным документом, регулирующим охрану интеллектуальной собственности, является соглашение ГАТТ/ВТО по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС)2. Включение в Таможен-
1 Халипов С.В. Таможенное право. — М., 2007, стр. 210-211.
2 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Система ГАРАНТ, 2008. (Российская Федерация не участвует в настоящем международном договоре.)
ный кодекс положений об интеллектуальной собственности — одно из важнейших нововведений российского таможенного законодательства. Тем самым преодолено ещё одно препятствие на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации. В целом нормы Кодекса, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, соответствуют положениям разд. 4 «Особые требования в отношении пограничных мер» части III Соглашения ТРИПС.
По смыслу положений гл. 38 ТК РФ процедура приостановления выпуска товаров занимает особое положение среди мероприятий таможенного контроля в отношении объектов интеллектуальной собственности. Так, в ст. 393 ТК РФ определены основания приостановления выпуска товаров в свободное обращение. Предусмотренные гл. 38 ТК РФ меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Для инициирования контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, правообладатель может подать в Федеральную таможенную службу заявление о принятии мер по приостановлению выпуска таких товаров. При этом в соответствии со ст. 394 ТК РФ правообладатель должен иметь достаточные основания для утверждения, что нарушаются его права интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся контрафактными. В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ контрафактными признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение таких носителей приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство. Согласно п. 1 ст. 1515, п. 3 ст. 1519 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещён товарный знак, незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в ФТС России (в
Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений) непосредственно или направляются почтой. Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности и рассматриваться в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления на рассмотрение.
В соответствии со ст. 395 ТК РФ, принятие положительного решения о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта (в течение трёх дней) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности1 (далее Реестр).
Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр в соответствии со ст. 396 ТК РФ. Этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя. Однако в общей сложности срок не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.
Статья 397 ТК РФ устанавливает порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В соответствии с указанной статьей таможенный орган, выявляющий товары, указанные в заявлении правообладателя, в ходе таможенного оформления либо осуществления действий по таможенному контролю составляет акт о признании таких товаров контрафактными; принимает решение о приостановлении выпуска таких товаров на определённый срок.
В статье 398 ТК РФ определено право правообладателя и декларанта, а также их представителей брать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, осматривать, фотографировать, а также иным образом фиксировать такие товары, например, осуществлять видеозапись.
Таможенный орган обязан представить необходимую дополнительную информацию правообладателю либо его предста-
1 Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (по состоянию на 13 марта 2007 года) // Система ГАРАНТ, 2008.
вителю. Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии со ст. 398 ТК РФ, во-первых, признаётся (для таможенных целей!) конфиденциальной и разглашению не подлежит. Во-вторых, эта информация не подлежит передаче третьим лицам (в том числе, и учредителям, участникам данного юридического лица), а также государственным органам (например, налоговым органам), за исключением случаев, прямо предусмотренным в федеральном законодательстве.
Итак, анализ показывает, что ст. 393—400, входящие в гл. 38 ТК РФ, образуют механизм защиты частных интересов объектов интеллектуальной собственности. С одной стороны, меры по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны соблюдаться при перемещении товаров через границу России, позволят правообладателям эффективнее отстаивать свои имущественные интересы2. Однако с другой стороны, меры, принимаемые таможенными органами для защиты частных интересов обладателей объектов интеллектуальной собственности, нельзя признать эффективными. Так, за первое полугодие 2008 г. было изъято из торгового оборота 2,5 тыс. ед. контрафактной продукции, из которых только 535 ед. товаров судебными органами признаны контрафактными, материалы в отношении остальных товаров находятся в настоящее время на рассмотрении в судах1.
Проблема обеспечения охраны интеллектуальной собственности является для России важной, актуальной и комплексной. От её решения во многом зависит сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, научно-технического прогресса и международного авторитета страны. Вот почему динамичное развитие Российской Федерации как экономически прогрессивного, конкурентоспособного, полноправного партнёра в мировой торговле невозможно без пристального внимания к обороту объектов интеллектуальной собственности, где ведущая роль должна быть отведена таможенным органам.
2 Еременко В.И. Новый Таможенный кодекс и интеллектуальная собственность // Законодательство и экономика, 2004, № 2.